1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПРИБЫВАЮЩИХ С ТЕРРИТОРИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, УКРАИНЫ В целях принятия мер по обеспечению в Российской Федерации права каждого человека на образование Минпросвещения России направляет методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины (далее – методические рекомендации), для использования при приеме детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее – ДНР и ЛНР), Украины, в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам. В методические рекомендации включены: памятка для образовательную руководителя деятельность по организации, осуществляющей общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины; памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР, ЛНР и Украины; памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования. Минпросвещения до организаций, России просит осуществляющих довести данную образовательную информацию деятельность по общеобразовательным программам, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно- 2 телекоммуникационной сети «Интернет» организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам. 3 Приложение Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины В Российской независимо от Федерации пола, расы, право на образование национальности, языка, гарантируется происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В и Российской бесплатность в Федерации соответствии с гарантируются общедоступность федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования1. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе2. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные и общеобразовательные организации наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, 1 Пункты 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). 2 Статья 78 Федерального закона № 273-ФЗ. 4 если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации3. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)4. Родителями (законными представителями) ребенка или поступающим в заявлении указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего; б) дата рождения ребенка или поступающего; в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего; г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего; ж) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема; з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе 3 4 Подпункт 11 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах». Статья 17 Федерального закона № 273-ФЗ. 5 (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе); к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе); л) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на оказание психолого-педагогической помощи ребенку; м) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке); н) родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка); о) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации); п) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными документами, регламентирующими программами организацию и и другими осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся; р) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных. Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы: а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего; б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, 6 подтверждающего родство заявителя; в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра); г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости); д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории); е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества; ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии). При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с общеобразовательной представитель(и) уполномоченными организации ребенка должностными родитель(и) предъявляет(ют) оригиналы лицами (законный(ые) документов, указанных в пунктах а)-д), а поступающий – оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего. 7 Родители (законные представители) детей, прибывшие с территорий ДНР, ЛНР, Украины дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.), в случае если они не являются гражданами Российской Федерации. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка. При приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в 10 и 11 классы представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях, заключенным в г. Москве 26 мая 2000 г. документы об основном общем образовании, признаются эквивалентными в обоих государствах5. Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Вместе с тем отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приеме в общеобразовательную организацию. Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение ребенка или поступающего в течение 5 рабочих дней после приема заявления о приеме на обучение и представленных документов6. В 5 случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, Статья 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Заключено в г. Москве 26 мая 2000 г.) 6 Пункты 24, 26, 28, 31 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59783). 8 представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родителя (законного представителя). В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР, ЛНР, Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет. Организация обучения детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР: уровни общего образования, установленные Законом об образовании (утвержден постановлением Народного Совета ДНР от 19 июня 2015 г. № I-233П-НС) и Законом ЛНР от 30 сентября 2016 г. № 128-II «Об образовании», а также перечень учебных предметов по уровням общего образования (Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки ЛНР от 21 мая 2018 г. № 495-од; Государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки ДНР от 7 августа 2020 г. № 119-НП, от 7 августа 2020 г. № 120-НП, от 7 августа 2020 г. № 121-НП) соответствуют уровням общего образования и перечню учебных предметов, установленным в Российской Федерации (за исключением как дополнительный учебных учебный предметов предмет) «Астрономия» и «Основы (определен безопасности 9 жизнедеятельности» (обязательным является учебный предмет «Начальная военная подготовка») на уровне среднего общего образования в ЛНР), соответственно обучающихся, прибывших с территории ДНР и ЛНР, рекомендуется принимать в класс, соответствующий классу их обучения в предыдущих общеобразовательных организациях; в связи с тем, что в образовательных организациях, действующих на основании указанных законов используется пятибалльная система оценивания, то отметки, полученные обучающимися, рекомендуется использовать без перевода в систему оценивания в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда в российских общеобразовательных организациях используется иная система оценивания при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В таком случае общеобразовательная организация самостоятельно осуществляет перевод пятибалльной системы оценивания в систему оценок, принятой её локальным нормативным актом. В исключительных случаях, когда образование, ранее полученное ребенком, прибывшим с территорий ДНР и ЛНР, не может быть подтверждено документально, с согласия родителей (законных представителей) ребенка организуется промежуточная аттестация7, итоги которой позволят рекомендовать класс обучения. Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым проводится промежуточная аттестация, и их количество определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно8, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. Организация обучения детей, прибывающих с территории Украины: в соответствии с Законом Украины «Об образовании» от 5 сентября 2017 г. № 2145-VIII в стране установлены следующие уровни 7 8 Часть 1 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ. Часть 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ. 10 полного общего среднего образования: – начальное образование со сроком обучения 4 года; – базовое среднее образование со сроком обучения 5 лет; – профильное среднее образование со сроком обучения 3 года. Вместе с тем, переход на трехлетнее профильное среднее образование в украинских образовательных организаций полностью не осуществлен. Рекомендуется обучающихся 10–11 классов уровня профильного среднего образования в случае обучения по трехлетней программе (10–12 классы) зачислять в 10 класс. Отметки, полученные в период обучения на Украине с использованием в образовательной организации двенадцатибалльной системы оценок (в том числе при прохождении государственной аттестации), рекомендуется переводить в пятибалльную систему оценивания следующим образом: Украина Российская Федерация «10», «11», «12» «5» «9», «8», «7» «4» «6», «5», «4» «3» «3», «2», «1» «2». В связи с тем, что образовательные стандарты Украины отличаются от федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации, рекомендуется для обучающихся, прибывающих с территории Украины, провести промежуточную аттестацию, на основании которой организовать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.9 Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований 9 Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ. 11 федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения.10 Обучающимся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляются академические права, меры социальной поддержки и стимулирования, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами11. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания12. Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. (Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу)13. Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом № 273-ФЗ, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии)14. 10 Пункт 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115. 11 Статья 34 Федерального закона № 273-ФЗ. 12 Статья 35 Федерального закона № 273-ФЗ. 13 Статьи 3 и 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». 14 Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ. 12 Не допускается принуждение родителей (законных представителей) обучающихся к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств. Родители обучающихся не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материальнотехническому обеспечению и оснащению образовательного процесса. Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение15. При приеме детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР, Украины, необходимо: предусмотреть возможность обеспечения обучающихся необходимыми учебниками и учебными пособиями, исходя из расчета не менее одного учебного издания (включая учебники и учебные пособия), достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в учебный план образовательной программы, в зависимости от уровня образования; обеспечить при необходимости возможность участия в итоговом собеседовании по русскому языку по программам основного общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (дополнительный срок проведения итогового собеседования по русскому языку –16 мая 2022 года); 15 Письмо Минобрнауки России от 9 сентября 2015 г. № ВК-2227/08 «О недопущении незаконных сборов денежных средств». 13 обеспечить возможность участия обучающихся XI (XII) классов в итоговом сочинении (изложении) по образовательным программам среднего общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования (дополнительный срок проведения итогового сочинения – 4 мая 2022 г.: при необходимости органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, могут обратиться с официальным запросом в Рособрнадзор для установления дополнительной даты проведения итогового сочинения ранее 4 мая 2022 года); обеспечить возможность пройти государственную итоговую аттестацию обучающимся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования; выдать документ об образовании лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию16, подтверждающую получение общего образования следующего уровня: а) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); б) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании)17; организовать поддержку обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, образовательных выявление потребностей в и удовлетворение единстве урочной и их особых внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества и обеспечить интеграцию этих обучающихся в организации, осуществляющие образовательную деятельность; 16 Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году, определяющие формы и сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для граждан, в том числе иностранных, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, утвержденное от 31 марта 2022 г № 538. 17 Часть 6 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ. 14 организовать оказание в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности; обеспечить оказание психолого-педагогической, помощи обучающимся; обеспечить возможность преподавания русского языка как неродного. Заявление об участии в ГИА-9 и ГИА-11 может быть подано в государственную экзаменационную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации после установленных сроков (1 февраля и 1 марта) при наличии уважительной причины. При этом причина «переезд из ДНР, ЛНР, Украины» может считаться уважительной. Регистрация для участия в ГИА-9 и ГИА-11 осуществляется посредством внесения информационные соответствующих системы обеспечения сведений в проведения региональные государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС). В РИС могут быть внесены сведения из любого документа, удостоверяющего личность участника ГИА- 9 и ГИА-11 (паспорт гражданина Российской Федерации; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего о предоставлении Федерации; личность иностранного временного свидетельство о убежища гражданина; на предоставлении свидетельство территории временного Российской убежища, выдаваемое одному из родителей несовершеннолетнего; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии 15 с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и т.д.). В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, в РИС могут быть внесены реквизиты документа, которым образовательная организация подтверждает личные данные обучающегося. Допуск участника ГИА непосредственно в пункт проведения экзамена (ППЭ) осуществляется при наличии документа, удостоверяющего его личность, и при наличии его в списке распределения в данный ППЭ. В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного подтверждения его личности сопровождающим от образовательной организации. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по адаптированным общеобразовательным программам. Для данной категории обучающихся необходимо создать специальные условия для получения образования. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента техническую (помощника), помощь, оказывающего проведение обучающимся групповых и необходимую индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другие условия, 16 без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 17 Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территорий ДНР, ЛНР и Украины Важно отметить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территорий ДНР и ЛНР, отнесена к трудной жизненной ситуации, которая может вызвать эмоциональные напряжения и стресс, препятствует реализации не только важных жизненных целей, но и объективно нарушает обычное течение жизни, а также устоявшиеся внутренние и внешние связи. Поэтому работа педагогов в период адаптации детей и подростков прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины в образовательной организации должна быть направлена на нормализацию и стабилизацию их жизнедеятельности, введение в учебный процесс, подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации. Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции: образовательную (организация и проведение консультаций для родителей); психолого-педагогическую посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам). Детей и подростков необходимо ознакомить с правилами образовательной организации, а именно: правила поведения в данном учреждении, режиме. Обеспечить доступность полезных контактов (памятки с указанием телефонов горячих линий, служб, оказывающих психологическую помощь), к кому из специалистов можно обратиться в школе (график работы на кабинете педагога-психолога, социального педагога, администрации, уполномоченного по правам ребенка и т.д.). Важно 18 сделать образовательную среду понятной, стабильной и предсказуемой. Рекомендуется не выделять детей из ДНР и ЛНР в специальные группы для проведения мероприятий. Проведение психодиагностики и излишнее пристальное внимание на начальных этапах может их травмировать, поэтому мониторинг состояния детей необходимо проводить в процессе обычных мероприятий в школе. В период адаптации необходимо проводить мероприятия для всего класса, которые будут способствовать интеграции вновь прибывших в классные коллективы (например, конкурс рисунков, создание тематических коллажей и т.п.). Анализ этих рисунков, коллажей может дать информацию об актуальном состоянии детей. Также диагностически значимыми могут быть критерии активности ребёнка не только на уроке, но и вне урока (например, был активным - стал пассивным или ведет себя не характерно для его возраста), характер пищевого поведения, нарушение сна, снижение успеваемости. Поддерживайте контакт с родителями детей или взрослыми, в сопровождении которых прибыли дети, для получения такой информации. По совокупности нескольких факторов, которые могут указывать на признаки кризисного состояния ребенка или подростка возможно определять обучающихся, нуждающихся в оказании им адресной психологопедагогической помощи. В целом необходимо создать условия для того, чтобы дети имели возможность заниматься теми видами деятельности, которые соответствуют их возрасту: играть, выполнять творческие задания, учиться, общаться. Важно разнообразить социальную среду – провести знакомство с городом (поселком), организовать экскурсии, посещение музеев, дать возможность отвлечься от травмирующих событий, показать разнообразие окружающего мира. В работе с детьми из семей беженцев важны приемы и методы организации работы с постравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического 19 события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе «капсулирования» травматического опыта, формирование конструктивного общения, навыков саморегуляции. навыков 20 Памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР и Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования Уважаемые родители! В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных предметов, факультативных занятий, внеурочной деятельности для Вашего ребенка реализуются бесплатно. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее – образовательные организации), наравне с гражданами Российской Федерации. Прием ребенка в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка или поступающего при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца. В заявлении необходимо указать следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего; б) дата рождения ребенка или поступающего; 21 в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего; г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего; ж) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема; з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе); к) согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе); л) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на оказание психолого-педагогической помощи ребенку м) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке); н) родной язык из числа языков народов Российской Федерации 22 (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка); о) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации); п) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными документами, регламентирующими программами организацию и и другими осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся; р) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы: а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего; б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя; в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра); г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости); д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории 23 или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории); е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества; ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии). При посещении взаимодействии с образовательной организации уполномоченными и (или) должностными очном лицами образовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а)-д), а поступающий – оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего. Родители (законные представители) детей, прибывших с территорий ДНР, ЛНР и Украины (в том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства), дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.). В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в образовательную организацию ребенка могут принять в образовательную организацию 24 на основании заявления родителя (законного представителя). В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР, ЛНР и Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) ребенка могут принять в образовательную организацию на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет. Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка. При приеме в образовательную организацию для получения среднего общего образования (10 и 11 классы) представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях, заключенным в г. Москве 26 мая 2000 г. документы об основном общем образовании, признаются эквивалентными в обоих государствах. Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. Вместе с тем отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приеме в общеобразовательную организацию. При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования, полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с Вашего согласия организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым она проводится, определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом конкретных жизненных ситуаций 25 детей. По итогам промежуточной аттестации издается распорядительный акт образовательной организации о приеме Вашего ребенка в образовательную организацию. Если Ваш ребенок нуждается в специальных условиях получения образования, Вам необходимо обратиться к руководителю образовательной организации либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования с личным заявлением о прохождении Вашим ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Кроме того, Вы как родитель имеете право: знакомиться с уставом образовательной организации и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. После зачисления в образовательную организацию Вашему ребенку должны предоставить в бесплатное пользование учебники в соответствии со списком учебников (в пределах федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования), определенных образовательной организацией для реализации основной образовательной программы. Также обучающиеся имеют право на: бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации 26 и др.; предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. (Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу). Родители обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Кроме того, родители имеют право: защищать права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся; получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность органов самоуправления образовательной организации (управляющего совета, совета обучающихся, совета родителей), поднимая 27 вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности. Обращаем Ваше внимание, что привлечение дополнительных средств на нужды образовательной организации (добровольные пожертвования, целевые взносы и др.) осуществляется органами самоуправления образовательной организации в составе представителей всех участников образовательных отношений (педагогических работников, обучающихся, их родителей, администрации образовательной организации) исключительно на добровольной основе.