Положение о специальной индивидуальной программе развития 2022

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов
программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия
для максимальной реализации особых образовательных потребностей
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на определенной
ступени, этапе образования.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии:
- с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 года №1599.
1.3. Целевое назначение СИПР заключается в направленности на преодоление
несоответствия между процессами обучения ребенка по АООП определенной
ступени, этапа образования и его реальными возможностями исходя из
структуры нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
1.4. СИПР разрабатывается на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся.
1.5. Временной период реализации специальной индивидуальной программы
развития составляет один учебный год.
1.6. СИПР разрабатывается для нуждающихся в ней обучающихся, а именно,
для:
- детей, получающих образование в форме индивидуального обучения на
дому;
- обучающихся со сложным дефектом;
- обучающихся, которые обучаются в классном коллективе и не
осваивают по разным причинам содержание образования по определенным
учебным курсам;
- для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР.
1.7. В зависимости от затруднений и потребностей учащегося СИПР может
быть разработана по отдельному учебному курсу или применительно к
комплексному обучению, воспитанию, коррекции и компенсации нарушений в
развитии обучающегося, воспитанника.

1.8. Разработка и утверждение СИПР обучающихся относится к компетенции
образовательной
организации.
Структурно-содержательная
форма
индивидуальной образовательной программы обучающегося, воспитанника
должна быть в образовательной организации единой.
2. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
2.1. СИПР может разрабатываться учителями, учителями-логопедами,
учителями-дефектологами, педагогами-психологами и оформляться как
рабочая программа.
2.2. Решение о необходимости разработки для обучающегося СИПР
принимается специалистами образовательной организации, коллегиально на
заседании психолого-педагогического консилиума на основе анализа
результатов психолого-педагогического обследования ребенка.
2.3. Для разработки и реализации СИПР председателем психологопедагогического консилиума назначается ответственный куратор.
2.4. В качестве куратора может выступать заместитель руководителя
образовательного учреждения, классный руководитель, учитель-логопед,
педагог-психолог и другие специалисты.
2.5. В обязанности куратора входит:
- объединение усилий специалистов при подготовке СИПР;
- оформление индивидуальной образовательной программы и
утверждение ее у руководителя образовательной организации;
- согласование индивидуальной образовательной программы с
родителями (законными представителями) обучающегося;
- внесение корректив в содержание индивидуальной образовательной
программы и другие функции.
2.6. СИПР в обязательном порядке следует согласовать с родителями
(законными представителями) обучающегося. При согласии с содержанием
индивидуальной образовательной программы родителю (законному
представителю) следует поставить подпись.
2.7. СИПР обучающегося, воспитанника обязательно утверждается
руководителем образовательной организации. При этом на титульном листе
ставится соответствующий гриф об утверждении рабочей программы.
2.8. СИПР может быть согласована с председателем психологопедагогического консилиума образовательной организации, руководителями
предметных методических объединений.
2.9. По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по
согласованию со специалистами психолого-педагогического консилиума в ее
содержание могут вноситься коррективы.

2.10. По итогам учебного года осуществляется обсуждение успешности
реализации СИПР обучающегося, воспитанника на итоговом психологопедагогическом консилиуме образовательной организации.
2.11. Рекомендации ПМПК реализуются в содержательной части СИПР.
Осуществляется мониторинг формирования рекомендованных ПМПК
действий.
3. СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
3.1. Структура специальной индивидуальной программы развития включает в
себя два компонента:
1. Описательная часть:
- общие сведения о ребёнке;
- характеристику, включающую оценку развития обучающегося на
момент составления программы и определяющую приоритетные направления
воспитания и обучения ребёнка;
- индивидуальный учебный план;
- организация реализации потребности в уходе и присмотре;
- перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
- перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества
организации и семьи обучающегося.
2. Содержательная часть (реализуется в рабочих программах педагогов по
учебным и коррекционным курсам):
- планируемые результаты обучения, описание условных групп
обучающихся по уровню когнитивных возможностей;
- содержание предмета;
- тематическое планирование;
- средства мониторинга и оценки динамики обучения;
- перечень необходимых технических средств и дидактических
материалов.
3.2. Титульный лист описательной части состоит из следующих компонентов:
- наименование образовательного учреждения;
- гриф согласования программы (совместно с индивидуальным учебным
планом (с указанием даты) с родителями (законными представителями)
обучающихся, с заместителем директора по УВР;
- гриф утверждения программы директором образовательного
учреждения (с указанием даты и номера приказа);
- ФИО обучающегося, класс;
- год составления программы.

3.3. Пункт «Общие сведения о ребенке» содержит персональные данные о
ребенке и его родителях. Кроме того, важно отразить условия обучения и
воспитания ребенка в семье, отношение к его образованию близких
родственников, а также формулировку заключения ПМПК.
3.4. Характеристика ребенка составляется на основе результатов психологопедагогического обследования ребенка, проводимого специалистами
образовательной организации, с целью оценки актуального состояния
развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.
При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая
особенности ребенка. В структуру характеристики включаются:
1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в
семье, отношение к ребенку);
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии
ребенка;
4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка,
наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности
ребенка (со слов родителей);
5) особенности проявления познавательных процессов: восприятий,
внимания, памяти, мышления;
6) состояние сформированности устной речи и речемыслительных
операций;
7) сформированность социально значимых навыков, умений:
коммуникативные возможности (речь и общение), игровая деятельность,
базовые учебные действия; математические представления; представления об
окружающем мире; самообслуживание, предметно-практическая деятельность
(действия с материалами, предметами, инструментами); бытовая, трудовая
деятельность;
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со
стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области,
учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в
образовательной организации, в условиях обучения на дому.
3.5. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося
учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и
устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов,
выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных
образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития
конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.

При организации образования на основе СИПР список предметов и
коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная
недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. ИУП детей с
наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности
которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана
АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности. Для
таких обучающихся, учебная нагрузка формируется следующим образом:
увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы
коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой
нагрузки, установленной учебным планом АООП. У детей с менее
выраженными интеллектуальными нарушениями больший объём учебной
нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети,
испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут
находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также
лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий.
3.6. При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков
самообслуживания, передвижения, контроля своего поведения оказывается
невозможно или ограничено, в образовательной организации создаются
условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Выделяются следующие области и требования профессионального ухода:
- прием пищи (кормление и помощь при приеме пищи, соблюдая правила
кормления и этикета);
- одевание, раздевание и забота о внешнем виде (одевание и раздевание
полностью или оказание частичной помощи ребенку, выбор опрятной одежды,
соответствующей погоде и ситуации; забота о комфортности, прическе и
внешнем виде ребенка);
- передвижение (например, в кресле-коляске, на вертикализаторе,
подъемнике или другом устройстве, перенос на руках с соблюдением техники
безопасности);
- совершение гигиенических процедур в помещении (проветривание
помещений);
реализация
коммуникативных
и
социально-эмоциональных
потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение
недостатка личного общения).
Области и требования профессионального присмотра:
- обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений
и игровых участков на территории организации с учетом особенностей
поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колющережущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное
сопровождение);

- составление четких алгоритмов на случай возникновения разных
непредвиденных ситуаций связанных с безопасностью жизни и здоровья
обучающихся.
3.7. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными
специалистами. Согласно требованиям к кадрам ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями в реализации АООП
участвует междисциплинарный состав специалистов (педагогические,
медицинские и социальные работники), компетентный в понимании особых
образовательных потребностей обучающихся, который в состоянии
обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и
социальную поддержку. В списке специалистов, участвующих в разработке и
реализации СИПР, обычно: учитель класса и/или предмета (музыки,
физкультуры / адаптивной физкультуры, технологии и др.), учитель-логопед,
учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.
3.8. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества
организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела СИПР
учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в
частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями
подписывается договор об образовании, в котором устанавливается
ответственность и обязательства основных участников образовательного
процесса.
Психолого-педагогическая помощь включает мероприятия, проводимые
образовательной организацией с родителями (законными представителями),
например:
- консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической
помощи ребенку;
- просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида;
- участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;
- согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его
воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;
- помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;
- выполнение заданий, составленных специалистами образовательной
организации для занятий с ребёнком в домашних условиях;
- участие родителей в работе психолого-педагогического консилиума по
актуальным вопросам помощи их ребенку;
- регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, интернет,
дневник и др.) в течение всего учебного года и др.
Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества
организации и семьи обучающегося оформляется в виде таблицы:

Сроки

Мероприятия

Ответственные

3.9. Содержательная часть (реализуется в рабочих программах педагогов по
учебным и коррекционным курсам) хранится отдельно от описательной части
и является основанием для заполнения классных журналов.
3.10. Титульный лист содержательной части оформляется с требованиями,
предъявляемыми к титульным листам рабочих программ, и содержит
следующие компоненты:
- название Программы (предмет, курс);
- адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся);
- сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория);
- год составления Программы.
Рабочая программа УТВЕРДАЕТСЯ ежегодно в начале учебного года (до 1
сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.
Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
• РАССМОТРЕНИЕ и принятие Программы на заседании предметного
методического объединения на предмет ее соответствия требованиям
государственного образовательного стандарта;
• СОГЛАСОВАНИЕ заместителя директора по учебно-воспитательной
работе
на
предмет
соответствия
программы
учебному
плану
общеобразовательного учреждения и требованиям государственных
образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника,
предполагаемого для использования, в федеральном перечне.
• УТВЕРЖДЕНИЕ приказом директора (указывается номер приказа без
подписи директора). Информация процедуры утверждения фиксируется на
титульном листе рабочей программы.
3.11. Содержание образования на основе СИПР включает перечень
конкретных образовательных задач, возможных (планируемых) результатов
образования обучающегося, которые отобраны из содержания учебных
предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования
базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
обучающихся; внеурочной деятельности), представленных в АООП с учетом
актуальности отобранных образовательных задач для данного конкретного
обучающегося, которые актуальны для образования конкретного
обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи
образования формулируются в СИПР в качестве возможных (планируемых)
результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
3.12. Тематическое планирование представляется в виде таблицы:

№
Тема урока
п/п
Раздел 1. Название (количество часов)
1
Тема урока 1.
2
……
Раздел 2. Название (количество часов)
4
Тема урока 1.
……..

Кол-во часов

3.13. Средства мониторинга и оценки динамики обучения оформляется в
карте мониторинга. Мониторинг строго индивидуальный. Мониторинг
результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга
реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень
сформированности
представлений,
действий/операций,
определенных
индивидуальной программой. Итоговые результаты образования за
оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за
учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на
следующий учебный период. В конце первого полугодия по итогам
мониторинга экспертной группой, в случае необходимости, могут быть
внесены изменения в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных
на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и
ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год. Разработанные
экспертной группой СИПР а также внесение в нее изменений, принимается
педагогическим советом образовательной организации и утверждается
приказом руководителя.
Параметры

Начало года

Середина года

Конец года

3.14. Перечень
необходимых
технических
средств
общего
и
индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных
средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
В качестве примера возможных средств, которые могут быть включены в
данный раздел СИПР приводим следующие:
- кресло-коляска, подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло
(мешок), вертикализатор;
- прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор, планшет),
электронная кнопка для привлечения внимания;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы
материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер;

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи
различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой
величины);
- средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для
придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло;
- средства для развития двигательных функций: гимнастический мяч
большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа «Мотомед» и др.;
- другой материал, предложенный в программах по учебным предметам
примерной АООП.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».