Введение в Новейшую историю России 9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заречный городской округ
Управление образования городского округа Заречного
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"
РАССМОТРЕНО:

СОГЛАСОВАНО:

Рук.метод.
объединения
Молодых И.Б.
протокол № 1
От «29»августа 2023г.

зам. директора по УВР
Ёлкина Н.Н.
от «29» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор
Гришина В.С.
Приказ № 94 ОД/р
от»29» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Введение в новейшую историю России»
для обучающихся 9 классов

г.Заречный
2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Введение в новейшую историю России»

Место предмета «Введение в новейшую историю России» в системе
школьного
образования
определяется
его
познавательным
и
мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в
становление личности молодого человека. Введение в новейшую историю
России представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным
ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной
среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. Введение в
новейшую историю России дает возможность познания и понимания
человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Введение в новейшую историю России»

Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения
в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования
определяются
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:


формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об
основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к
месту и роли России во всемирно-историческом процессе;







воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их
динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в
учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе
(Концепция
преподавания учебного курса «Введение в новейшую историю России» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и
обществознания в школе. – 2020. – № 8. – С. 7–8).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ
ИСТОРИЮ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Введение в новейшую историю России» отводится в
9 классе 17 часов (1час в неделю во 2 полугодии). Модуль реализуется за
счѐт часов части формируемой участниками образовательных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления
и укрепления страны. Вступление в должность Президента РФ В. В.
Путина. Восстановление единого правового пространства страны.
Экономическая интеграция на постсоветском пространстве. Борьба с
терроризмом. Укрепление Вооружѐнных Сил РФ. Приоритетные
национальные проекты.
Восстановление лидирующих позиций России в международных
отношениях. Отношения с США и Евросоюзом.
Воссоединение Крыма с Россией. Крым в составе Российского
государства в XX. Крым в 1991—2014 г. Государственный переворот в Киеве
в феврале 2014 г. Декларация о независимости Автономной Республики
Крым и города Севастополя (11 марта 2014 г.). Подписание Договора между
Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую
Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов.
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. о принятии
в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе
Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города
федерального значения Севастополя.

Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные
последствия.
Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий
капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономический рост» —
основные направления национальных проектов 2019—2024 гг. Разработка
семейной политики. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Россия в
борьбе с короновирусной пандемией. Реализация крупных экономических
проектов (строительство Крымского моста, трубопроводов «Сила Сибири»,
«Северный поток» и др.). Поддержка одарѐнных детей в России
(образовательный центр «Сириус» и др.).
Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России
(2020 г.).
Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.)
Значение исторических традиций и культурного наследия для
современной России. Воссоздание Российского исторического общества
(РИО) и Российского военно-исторического общества (РВИО). Исторические
парки «Россия — Моя история». Военно-патриотический парк культуры и
отдыха
Вооружѐнных
Сил
Российской
Федерации
«Патриот».
Мемориальный парк Победы на Поклонной горе и Ржевский мемориал
Советскому Солдату. Всероссийский проект «Без срока давности». Новые
информационные ресурсы о Великой Победе.
Итоговое повторение
Наш регион в конце XX — начале XXI вв.
Трудовые достижения родного края.
Планируемые результаты
1. Знание хронологии, работа с хронологией:


определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории
XX – начала XXI в. на основе анализа причинно-следственных связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы» названы события и процессы Новейшей истории:
распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг.,
воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.
3. Работа с исторической картой:






выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате
значительных социально-экономических и политических событий и
процессов отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в.;
определять на основе карты влияние географического фактора на развитие
различных сфер жизни страны (группы стран).
Уметь находить и показывать на карте России Крым и новые территории
ЛНР,ДНР , Запорожскую и Харьковскую области.
4. Работа с историческими источниками:









представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников
особенности таких материалов, как произведения общественной мысли,
газетная публицистика, программы политических партий, статистические
данные;
определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять
принадлежность источника определенному лицу, социальной группе,
общественному течению и др.;
извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях
отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в. из разных
письменных, визуальных и вещественных источников;
различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий
прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):









представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и
всеобщей истории XX – начала XXI в. с использованием визуальных
материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации);
составлять развернутую характеристику исторических личностей XX –
начала XXI в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение,
презентация, эссе);
составлять описание образа жизни различных групп населения в России и
других странах в XX – начале XXI в., показывая изменения, происшедшие в
течение рассматриваемого периода;
представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании
технических и художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать
существенные черты:
а) экономического, социального и политического развития России и других
стран в XX – начале XXI в.;
б) процессов модернизации в мире и России;
в) масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый
период;

г) международных отношений рассматриваемого периода и участия в них
России;







объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе
отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и
всеобщей истории XX – начала XXI в.: а) выявлять в историческом тексте
суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать
объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких
текстах; в) определять и объяснять свое отношение к существующим
трактовкам причин и следствий исторических событий;
проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и
всеобщей истории XX – начала XXI в.: а) указывать повторяющиеся черты
исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в)
раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций в России, других странах.
Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России XX начала XXI в.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:













сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по
спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в.,
объяснять, что могло лежать в их основе;
оценивать степень убедительности предложенных точек зрения,
формулировать и аргументировать свое мнение;
объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую
эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое
отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе
памятники материальной и художественной культуры XX – начала ХХI в.,
объяснять, в чем заключалось их значение для времени их создания и для
современного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XX –
начала ХХI в. (в том числе на региональном материале);
объяснять, в чем состоит наследие истории XX – начала ХХI в. для России,
других стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к
культурному наследию в общественных обсуждениях.
осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в различных
учебных и жизненных ситуациях с использованием исторического материала
о событиях и процессах истории России XX – начала ХХI вв.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п

Примерное
количество
часов
1
Введение
1
2
Российская революция 1917 – 1922гг.
4
3
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
5
4
Распад СССР. Становление новой России (1992 – 1999 гг.)
2
5
Возрождение страны с 2000-х г. Воссоединение Крыма с 3
Россией.
6. Итоговое повторение
2
ИТОГО
17
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

1
2

3
4
5

6
7
8

9

Российская империя
накануне революции
Введение. Новейшая
история России с 1914
по новейшее время.
Февральская революция
1917г
Октябрь 1917 и его
последствия.
Образование СССР.
Влияние
революционных
событий в России на
общемировые процессы
ХХ века.
Нападение Гитлеровской
Германии на СССР,
Крупнейшие битвы в
ходе войны.
Организация битвы в
тылу врага: партизанское
движение и подполье.
СССР и союзники.

Количество
часов
общее Контро
льные
работы
1

Форма и
вид работы

1

Практикум

1
1

Проектная
задача
Диспут

1

Дебаты

1

Практикум

1

Практикум

1

Проекты

1

Проект

Дискуссия

Электронный
ресурс

10

11

12
13
14
15

16

17

Всемирно-историческое
значение победы СССР
В Великой
Отечественной войне.
Итоговое повторение по
теме: «СССР в Великой
Отечественной войне
1941 – 1945 гг.)
Распад СССР
Становление
демократической России
Россия в начале ХХ1
века
Восстановление единого
правового пространства
страны
Вхождение Крыма и
Севастополя в состав
России.
Итоговое повторение
по курсу «Новейшая
история России с 1914
по новейшее время».
ИТОГО по курсу

Практикум

1

1

1

1

Дебаты
Круглый
стол
Диспут

1

Урок

1

Практикум

1
1

1

1

17

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».