МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Заречный городской округ Управление образования городского округа Заречного МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: Рук.метод. объединения Молодых И.Б. протокол № 1 От «29»августа 2023г. зам. директора по УВР Ёлкина Н.Н. от «29» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО: Директор Гришина В.С. Приказ № 94 ОД/р от»29» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Введение в новейшую историю России» для обучающихся 9 классов г.Заречный 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Введение в новейшую историю России» Место предмета «Введение в новейшую историю России» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. Введение в новейшую историю России представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. Введение в новейшую историю России дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Введение в новейшую историю России» Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества. Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»). В основной школе ключевыми задачами являются: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «Введение в новейшую историю России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020. – № 8. – С. 7–8). МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение предмета «Введение в новейшую историю России» отводится в 9 классе 17 часов (1час в неделю во 2 полугодии). Модуль реализуется за счѐт часов части формируемой участниками образовательных отношений. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления и укрепления страны. Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина. Восстановление единого правового пространства страны. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве. Борьба с терроризмом. Укрепление Вооружѐнных Сил РФ. Приоритетные национальные проекты. Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Отношения с США и Евросоюзом. Воссоединение Крыма с Россией. Крым в составе Российского государства в XX. Крым в 1991—2014 г. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя (11 марта 2014 г.). Подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные последствия. Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономический рост» — основные направления национальных проектов 2019—2024 гг. Разработка семейной политики. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Россия в борьбе с короновирусной пандемией. Реализация крупных экономических проектов (строительство Крымского моста, трубопроводов «Сила Сибири», «Северный поток» и др.). Поддержка одарѐнных детей в России (образовательный центр «Сириус» и др.). Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России (2020 г.). Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.) Значение исторических традиций и культурного наследия для современной России. Воссоздание Российского исторического общества (РИО) и Российского военно-исторического общества (РВИО). Исторические парки «Россия — Моя история». Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружѐнных Сил Российской Федерации «Патриот». Мемориальный парк Победы на Поклонной горе и Ржевский мемориал Советскому Солдату. Всероссийский проект «Без срока давности». Новые информационные ресурсы о Великой Победе. Итоговое повторение Наш регион в конце XX — начале XXI вв. Трудовые достижения родного края. Планируемые результаты 1. Знание хронологии, работа с хронологией: определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в. на основе анализа причинно-следственных связей. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы» названы события и процессы Новейшей истории: распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г. 3. Работа с исторической картой: выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в.; определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных сфер жизни страны (группы стран). Уметь находить и показывать на карте России Крым и новые территории ЛНР,ДНР , Запорожскую и Харьковскую области. 4. Работа с историческими источниками: представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников особенности таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная публицистика, программы политических партий, статистические данные; определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять принадлежность источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и др.; извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в. из разных письменных, визуальных и вещественных источников; различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого. 5. Историческое описание (реконструкция): представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации); составлять развернутую характеристику исторических личностей XX – начала XXI в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе); составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XX – начале XXI в., показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода; представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании технических и художественных приемов и др. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XX – начале XXI в.; б) процессов модернизации в мире и России; в) масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период; г) международных отношений рассматриваемого периода и участия в них России; объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты; объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий; проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в.: а) указывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций в России, других странах. Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России XX начала XXI в. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XX – начала XXI в., объяснять, что могло лежать в их основе; оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и аргументировать свое мнение; объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое отношение к ним. 8. Применение исторических знаний: распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе памятники материальной и художественной культуры XX – начала ХХI в., объяснять, в чем заключалось их значение для времени их создания и для современного общества; выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XX – начала ХХI в. (в том числе на региональном материале); объяснять, в чем состоит наследие истории XX – начала ХХI в. для России, других стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях. осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в различных учебных и жизненных ситуациях с использованием исторического материала о событиях и процессах истории России XX – начала ХХI вв. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Примерное количество часов 1 Введение 1 2 Российская революция 1917 – 1922гг. 4 3 Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. 5 4 Распад СССР. Становление новой России (1992 – 1999 гг.) 2 5 Возрождение страны с 2000-х г. Воссоединение Крыма с 3 Россией. 6. Итоговое повторение 2 ИТОГО 17 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Российская империя накануне революции Введение. Новейшая история России с 1914 по новейшее время. Февральская революция 1917г Октябрь 1917 и его последствия. Образование СССР. Влияние революционных событий в России на общемировые процессы ХХ века. Нападение Гитлеровской Германии на СССР, Крупнейшие битвы в ходе войны. Организация битвы в тылу врага: партизанское движение и подполье. СССР и союзники. Количество часов общее Контро льные работы 1 Форма и вид работы 1 Практикум 1 1 Проектная задача Диспут 1 Дебаты 1 Практикум 1 Практикум 1 Проекты 1 Проект Дискуссия Электронный ресурс 10 11 12 13 14 15 16 17 Всемирно-историческое значение победы СССР В Великой Отечественной войне. Итоговое повторение по теме: «СССР в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.) Распад СССР Становление демократической России Россия в начале ХХ1 века Восстановление единого правового пространства страны Вхождение Крыма и Севастополя в состав России. Итоговое повторение по курсу «Новейшая история России с 1914 по новейшее время». ИТОГО по курсу Практикум 1 1 1 1 Дебаты Круглый стол Диспут 1 Урок 1 Практикум 1 1 1 1 17 2