МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. объединения зам. Директора по УВР директор Ёлкина Н.Н. Лобова Е.В. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. от «29» августа 2023 г. Гришина В.С. Приказ №94 ОД/р от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( ID 935889) курс «Вероятность и статистика» для обучающихся 7-9 классов г. Заречный 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном цифровом мире меры и статистика приобретают всѐ большую инновационность, как с точки зрения рассмотрения приложений, так и их роли в образовании, необходимой каждому человеку. Возраст числа профессий, при наличии соответствующей хорошей базовой подготовки в области способностей и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе существующих у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях сохранения или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро поставлена необходимость учитывать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве счетчика способности воспринимать и постепенно анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих процессов и зависимостей, производя простейшие вероятностные расчѐты. Знакомство в учебном курсе с использованием принципиальных принципов сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни. Общество и государство приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчет вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создает математическую основу для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и возможности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, понимание роли статистики как источника социальной информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными объектов в рамках программы учебного курса «Вероятность и статистика» в базовом общем образовании выделяются следующие содержательнометодические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в влияние графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит для формирования функций работы с информацией: от чтения и значимой информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средней величины и рассеяния. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, рассуждать над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые измерения и процессы. Интуитивное представление случайной изменчивости, исследование закономерностей и сопутствующий мотив для изучения вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности подразумевается как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса учащиеся знакомятся с простейшими методами расчета вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс включены начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. В рамках учебного курса проводится знакомство обучающихся с увеличением и возможностью операций над увеличением, примеры применения для решения задач, а также их использование в других математических курсах и учебных предметах. В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в влияние графов». На курс «Вероятность и статистика» отводится 102: в 7 классе – 34 (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков собственных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и обществе. Монета и игровая ценность в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рѐбер и общая степень вершины. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задачи с помощью графов. 8 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. поток, элемент расширения, подмножество. Операции над распространениями: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над обращениями: встречное, сочетательное, коллекторное, включение. Использование графического представления для описания различных процессов и направлений при условии решения задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числами вершин и числами рѐбер. Правило умножения. Решение задачи с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула предложения вероятностей. Условная защита. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задачи по нахождению вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмма Эйлера. 9 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков на основе реальных данных. Перестановки и факториал. Сочетания и числа сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задачи с использованием комбинаторики. Геометрическая проверка. Случайный выбор точек из фигур на плоскости, из отрезков и из дуг окружности. Испытание. Успех и неудача. Серия требований к первому успеху. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Случайная величина и вероятность вероятности. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения измерения. Математическое ожидание и дисперсия случайной меры «число успехов в серии испытаний Бернулли». Предложение о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частоты. Роль и значение права больших чисел в природе и обществе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: с учетом интереса к прошлому и современной российской математике, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных понятиях; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовность к осуществлению способностей гражданина и реализации его прав, представлением математических основ развития различных структур, взглядов, социальных процессов общества (например, выборы, опросы), готовность к обсуждению этих проблем, практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических преобразований в деятельности учѐного; 3) трудовое воспитание: установка на активное участие в обеспечении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на всю жизнь для успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных интересов и общественного мнения; 4) эстетическое воспитание: понимание эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных принципах развития человека, природы и общества, понимание математической науки как сферы деятельности, этапы ее развития и инновационности для развития цивилизации, владение языком математики и математической культурой как средство познания мира, владение простейшими навыками исследователей деятельность; 6) государственное воспитание, забота о культуре, здоровье и эмоциональном состоянии: готовность применять математические знания в развитии своего здоровья, ведении здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная динамика активности), сформированность навыков рефлексии, революционности своих прав на ошибку и таких же прав другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентация на применение математических знаний для решения задач в области безопасности окружающей среды, планирование поступков и оценка их возможных последствий для окружающей среды, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовность к действиям в условиях неопределенности, повышение уровня компетентности своей через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и навыки на основе опыта других; Необходимость в появлении новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее известных, осознавать недостатки собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принятые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные технологические действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать основные признаки математических объектов, пояснения, связи между понятиями, формулировать определение понятий, сохранять существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения связей, критерий проведения анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: предвзятые и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием логики сохранения, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и противные), проводить самостоятельно обоснованные доказательства математических фактов, выстраивать аргументы, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбрать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решений, выбирать наиболее подходящие варианты с учетом, самостоятельно выделенных). Базовые исследовательские действия: использовать в качестве исследовательского инструмента познания, формулировать вопросы, фиксировать противоречие, проблему, самостоятельно сохранять искомое и существующее, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; провести по самостоятельно составленному плану небольшой эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимости объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, исследования, оценивать достоверность результатов, выводов и обобщений; спрогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвинуть борьбу о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, ресурсов для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбрать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценить надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные технологические действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с положениями и критериями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать объяснения по ходу решения задач, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существующей обсуждаемой теме, проблемам, решаемой задаче, высказывать идеи, целенаправленные поисковые решения, сопоставлять свои мнения с обсуждениями других участников диалога, находить аргументы и сопоставлять позиции, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; высота результатов решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно председатель для представления с учѐтом задач презентации и снаружи; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении математических задач; принять цель совместной деятельности, спланировать организацию совместной работы, определить виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результаты работы, обсуждать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным коллективным взаимодействием. Регулятивные универсальные технологические действия Самоорганизация: Самостоятельно составить план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбрать способ решения с учѐтом реальных ресурсов и естественных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учѐтом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть методами самопроверки, самоконтроля процесса и получения результатов решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при возникновении задачи, внести коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных возможностей; оценить соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснить причину достижения или недостижения цели, найти ошибку, дать оценку приобретенному опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К окончанию обучения в 7 классе обучающийся получает следующие предметные результаты: Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, отображать данные в видео-таблицах, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам результатов. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Используйте для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медианное, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, дать представление о статистической устойчивости. К окончанию обучения в 8 классе обучающийся получает следующие предметные результаты: Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, данных о высоте в виде таблиц, диаграмм, графиков. Запись данных с помощью статистических показателей: средние измерения и мера рассеяния (размах, дисперсия и стандартное отклонение). Находите периодичность чисел результатов и частоту событий, в том числе по результатам измерений и результатов. Нахождение случайных событий в опытах, вероятность вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Используйте графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. Оперировать понятиями: множеством, подмножеством, выполнять операции над расширениями: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множества, применять свойства множества. Используйте графическое представление множества и связей между ними для описания процессов и направлений, в том числе при решении задач из других научных предметов и курсов. К окончанию обучения в 9 классе обучающийся получает следующие предметные результаты: Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, данных о президентах в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов. Используйте описательные характеристики для массивов размерных данных, включая средние значения и меры рассеивания. Находите повторяющиеся частоты и повторяющиеся события, в том числе используя результаты проведѐнных измерений и результатов. Наступление случайных возможных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли. Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей. Иметь представление о законе больших чисел как о традиционных обычаях в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ) 7 класс (не менее 34 ч) Название раздела (темы) Количест во часов 1 2 Представление данных Описательная статистика 7 8 3 Случайная изменчивость 6 4 Введение в теорию графов 4 5 Вероятность и частота случайного события 4 6 Обобщение, контроль 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 8 класс (не менее 34 ч) Название раздела (темы) 1 2 3 4 5 6 7 Повторение курса 7 класса Описательная статистика. Рассеивание данных Множества Вероятность случайного события Введение в теорию графов Случайные события Обобщение, контроль ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 класс (не менее 34 ч) Название раздела (темы) 1 2 3 4 5 6 Повторение курса 8 класса Элементы комбинаторики Геометрическая вероятность Испытания Бернулли Случайная величина Обобщение, контроль ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количеств о часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 4 4 4 6 4 8 4 34 Количест Электронные во (цифровые) часов образовательные ресурсы 4 4 4 6 6 10 34 ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Вероятность и статистика. 7 класс (34 ч) Курсивом выделены темы, предназначенные для ознакомительного изучения. Они не включаются в итоговый контроль, могут быть исключены из мероприятий промежуточного контроля Тема Количество Электронные (цифровые) часов образовательные ресурсы Глава 1. Представление данных (7 ч) 1-2 Таблицы. Упорядочивание данных и поиск информации 2 Подсчѐты и вычисления в 1 таблицах 4-5 Столбиковые диаграммы. 2 Круговые диаграммы 6 Возрастно-половые 1 диаграммы* 7 Повторение и 1 промежуточный контроль. Контрольная работа № 1 Глава 2. Описательная статистика (6 ч) 3 Среднее арифметическое числового набора 9-10 Медиана числового набора 8 11 12 13 Наибольшее и наименьшее значение. Размах Обозначения в статистике. Свойства среднего арифметического* 2 1 1 Повторение и 1 промежуточный контроль. Контрольная работа № 2 Глава 3. Случайная изменчивость (7 ч) Примеры случайной изменчивости. Точность и погрешность измерений 15 Тенденции и случайные отклонения 16-17 Частоты значений в массиве данных. Связь между частотами и средним арифметическим* 18 Группировка данных и гистограммы. Выборка. Рост человека 14 1 1 1 2 1 19 20 21 22 23 Статистическая 1 устойчивость и оценка с помощью выборки* Повторение и 1 промежуточный контроль. Контрольная работа № 3 Глава 4. Введение в теорию графов (3 ч) Графы. Вершины и рѐбра графа. Степень вершины Пути в графе. Связный граф 1 Задача о Кенигсбергских мостах, эйлеровы пути и эйлеровы графы* 1 1 Глава 5. Логика (4 ч) 24 25 26 27 Утверждения и высказывания. Отрицание Условные утверждения 1 Обратные и равносильные утверждения. Признаки и свойства. Необходимые и достаточные условия Противоположные утверждения. Доказательство от противного* 1 1 1 Глава 6. Случайные опыты и случайные события (3 ч) 28 29 30 Примеры случайных опытов и случайных событий. Вероятности и частоты событий Монета и игральная кость в теории вероятностей. Как и зачем узнать вероятность события Вероятностная защита информации от ошибок 1 1 1 Итоговое повторение и контроль (4 ч) 31-33 Итоговое повторение и обобщение 34 Итоговая контрольная работа 3 1 Вероятность и статистика. 8 класс (34 ч) Тема 1-3 4 5-6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Количество Электронные (цифровые) часов образовательные ресурсы Повторение курса 7 класса (3 ч) Повторение по темам 3 «Представление данных», «Описательная статистика», «Случайная изменчивость», «Введение в теорию графов», «Логика», «Случайные опыты и случайные события» Глава 7. Множества (5 ч) Множество, подмножество, 1 примеры множеств Операции над множествами. 2 Диаграммы Эйлера Множества решений 1 неравенств и систем* Правило умножения* 1 Глава 8. Математическое описание случайных событий (5 ч) Случайные опыты и 1 элементарные события. Вероятности элементарных событий. Равновозможные элементарные события Благоприятствующие 1 элементарные события Вероятности событий 1 Опыты с равновозможными 1 элементарными событиями Повторение и промежуточный 1 контроль. Контрольная работа № 1 Глава 9. Описательная статистика. Рассеивание данных (4 ч) Рассеивание числовых 1 данных и отклонения Дисперсия числового массива. 1 Обозначения и Формулы* Стандартное отклонение 1 числового набора* Диаграммы рассеивания* 1 Глава 10. Введение в теорию графов (3 ч) Деревья 1 Свойства деревьев* 1 Дерево случайного 1 эксперимента Глава 11. Математические рассуждения (3 ч) Логические союзы «и» и 1 «или». 22 Отрицание сложных 1 утверждений* 23 Повторение и промежуточный 1 контроль. Контрольная работа № 2 Глава 12. Операции над случайными событиями (4 ч) 24 Определение случайного 1 . события. Взаимно противоположные случайные события 25 Объединение и пересечение 1 событий. Несовместные события 26-27 Формула сложения 2 вероятностей*. Решение задач при помощи координатной прямой* Глава 13. Условная вероятность и независимые события (4 ч) 28 Условная вероятность и правило 1 умножения вероятностей 29 Дерево случайного опыта 1 30 Независимые события 1 31 Об ошибке Эдгара По* 1 Итоговое повторение и контроль (3 ч) 32-33 Итоговое повторение и 2 обобщение 34 Итоговая контрольная работа 1 1-4 5 6 7-8 9-10 11 Вероятность и статистика. 9 класс (34 ч) Тема Количество Электронные (цифровые) часов образовательные ресурсы Повторение курса 8 класса (4 ч) Повторение по темам 4 «Представление данных», «Описательная статистика», «Операции над событиями», «Независимость событий», «Элементы комбинаторики», «Элементы теории множеств» Глава 14. Элементы комбинаторики (4 ч) Комбинаторное правило 1 умножения. Перестановки. Факториал. 1 Число сочетаний. 2 Треугольник Паскаля Глава 15. Геометрическая вероятность (4 ч) Выбор точки из фигуры на 2 плоскости. Выбор точки из отрезка и дуги 1 окружности Повторение и промежуточный 1 контроль. Контрольная работа № 1 Глава 16. Испытания Бернулли (6 ч) 13-14 Успех и неудача. Испытания 2 до первого успеха. 15 Серия испытаний Бернулли* 1 16 Число успехов в испытаниях 1 Бернулли* 17-18 Вероятности событий в 2 испытаниях Бернулли* Глава 17. Случайные величины (6 ч) 19 Примеры случайных величин. 1 Распределение вероятностей случайной величины* 20 Математическое ожидание 1 случайной величины* 21 Дисперсия и стандартное 1 Отклонение* 22 Математическое ожидание, 1 дисперсия числа успехов и частоты успеха в серии испытаний Бернулли* 23 Закон больших чисел и его 1 применение* 12 Повторение и промежуточный 1 контроль. Контрольная работа №2 Итоговое повторение и контроль (10 ч) 25-32 Итоговое повторение и 8 обобщение материала по всем темам курса 7—9 классов 33-34 Итоговая контрольная работа 2 за курс 7—9 классов 24