ВД. Музыкальный клуб

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод. объединения

зам.директора по УВР

директор

Печеркина Т.С.
Елкина Н.Н.
Протокол №1 от «29» августа «29» августа 2023 г.
2023 г.

Гришина В.С.
Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса внеурочной деятельности
«Музыкальный клуб»
основного общего образования

г. Заречный
2023 г.

Пояснительная записка
Общая характеристика курса.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа в основной образовательной школе дополняет
уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими
музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения. Музыка, и
сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на
занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную
утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Актуальность и значимость развития
музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не
заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается
воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума
и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания
невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог
Сухомлинский. Также актуальность программы связана с необходимостью организации
внеурочной деятельности учащихся 5 - 7 классов в условиях ФГОС основного общего
образования, обусловлена возросшим интересом к хоровому исполнительству, ростом числа
детских вокально - хоровых коллективов, расширением их концертной исполнительской
деятельности. .Программа направлена на создание условий для реализации творческих
способностей каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать
успешным, обусловлена необходимостью разнообразить внеурочное, досуговое время учащихся,
сделать его интересным и познавательным, учащиеся получат навыки хорового пения, узнают
историю музыкальной культуры разных стран и народов. Данная программа призвана создать
условия для духовной «самореализации личности» и средствами музыкального искусства
сформировать «человека и гражданина».
Программа предполагает как групповую, так и индивидуальную форму обучения. Особенности
работы с ансамблем обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в
восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий
правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный
для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание детей
заниматься хоровым пением. Для неподготовленных детей характерна неразвитость голосовых
мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является
легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Здесь тембр голоса трудно определить на слух.
Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание
уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции,
овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и
навыкам художественного исполнения.
Сохранить интерес детей на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития
поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений,
это: сольфеджирование и показ рукой движения мелодии, транспонирование отдельный мотивов,
пение произведений а капелла, в сопровождении фортепиано, а также пение под звуконосители.
Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного
возраста, в занятие можно включить и другие виды деятельности: слушание музыки,
музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.
Еще одной формой работы в ансамбле могут быть дополнительные занятия: с солистами, по
группам с неточно поющими детьми и индивидуальные прослушивания учащихся с занесением
результатов проверки в специальную карту индивидуального развития. Во время такого
прослушивания проверяют внимание, музыкальную память, слух, качество звукообразования
(мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, мягкость,
напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон,
тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку. Такие прослушивания, проводимые одиндва раза в год, позволяют контролировать и направлять певческое развитие участников хора и
помогают лучше узнать личные качества каждого ребенка.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе предоставляет структуру
индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков
обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. Возраст детей, участвующих в
реализации программы 11 – 14 лет. Сроки реализации программы – 3 года, занятия проводятся 1
раз в неделю по 40 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии
активных форм вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и
избегать переутомления учащихся. Занятия планируются с учѐтом возрастных, психологических
и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия
разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма
проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
 вокально-хоровая работа;
 хоровое сольфеджио;
 ансамблевое музицирование;
 сольное пение;
 занятия по музыкальной грамоте;
 музыкально-ритмические упражнения;
 дыхательная гимнастика;
 музыкально-пластическое интонирование;
 движение под музыку;
 двигательные импровизации.
Этапы реализации программы.
Цель программы.
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных
навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице
отечественного вокально-песенного искусства. Развитие общей музыкальной культуры детей в
процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие
творческого потенциала ребенка.
Задачи программы.
Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального
воспитания детей на современном этапе:
-формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной
культуры;
-развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия
действительности;
-воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное
содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
-освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах,
жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического
наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и
значении музыки в синтетических видах творчества;
-овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности
(хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах,
импровизация);
-формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;
-разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение
размышлять о ней;
-обучение детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном звучании;
-развитие подвижности мягкого неба;
-формирование основных свойств голоса (звонкость, полетность, мягкость, вибраторность) при
условии звучания здорового детского голоса.
-формирование навыков певческой выразительности, вокальной артикуляции;
-развитие певческого дыхания, диапазона;
-обучение детей навыкам пения без сопровождения, навыкам многоголосия.

Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из
теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала,
индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.
Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал
играет важную роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности
(частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках
внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.
Место курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Музыкальный клуб» рассчитана на 3 года, всего 105
часов, из них в 5 - 7 классе по 35 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках
общеинтеллектуального направления.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется
групповая и индивидуальная формы работы. Реализация программы внеурочной деятельности
«Музыкальный клуб» 5 – 7 класс направлена на учеников основной школы СОШ №4 и создает
условия для активного участия обучающихся по данной программе во внеурочной деятельности
школы по общекультурному направлению.
На хоровых занятиях органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя
на всех учащихся - коллективное воздействие и индивидуальный подход к каждому участнику
коллектива, т.е органически сочетаются групповые и дифференцированные формы работы.
Занятия планируются с учѐтом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся.
Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные,
творческие и воспитательные задачи.
-беседа;
-практические занятия;
-урок-концерт;
-репетиция;
-концерт;
-индивидуальная работа с учащимися;
-выездное занятие;
-мастер-класс;
-участие в конкурсах и фестивалях.
В рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа;
- элементы хорового сольфеджио;
- ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика
- творческие задания
- театрализация
- двигательные импровизации.
- пластическое интонирование и др.
Время проведения: вторая половина учебного дня
Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы:
-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
-Формирование основ гражданской идентичности, формирование основ гражданской
идентичности, принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-формирование эмоционального отношения к искусству;
-формирование
духовно-нравственных
ценностей,
эстетических
потребностей
и
эмоциональности и чувств;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время урочной,
репетиционной и концертной деятельности, умения работать в коллективе;
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы:
регулятивные УУД:
-планировать свои действия с творческой задачей и условиями еѐ реализации;
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
-выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством;
-создавать исполнительский план хорового произведения;
Коммуникативные УУД:
-участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.)
-участие в концертных выступлениях различного уровня (класс, школа, район, город, регион);
-уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
-работать над унисоном в хоре и хоровой партии;
-осознавать свою роль в многоголосном пении;
-работа над произведениями с сопровождением разного уровня сложности и самостоятельности
(дублирующим голос и не дублирующим голос);
-работать с минусовками;
-применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.
познавательные УУД:
-использовать знаково-символические средства (нотная грамота, теория музыки, музыкальная
литература) для разучивания и исполнения хоровых произведений различной степени
сложности;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
-расширять музыкальный кругозор.
Предметные результаты освоения программы:
Знать:
-Особенности музыкального языка;
-Элементарные способы воплощения художественно-образного содержания хоровых
произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
-нотную грамоту;
-правильную певческую установку;
-особенности музыкального языка хорового искусства.
Уметь:
-исполнять хоровые произведения с аккомпанементом и без сопровождения;
-правильно пользоваться вокальным дыханием;
-исполнять хоровые произведения различной сложности (в соответствии с возрастом и
техническими возможностями) в рамках учебного материала;
-анализировать хоровые произведения различных жанров, эпох и культур.

-применять полученные знания и приобретѐнный опыт творческой деятельности при реализации
различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и
внешкольной деятельности;
Предполагаемые результаты реализации программы.
К концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий
элементарными вокально-хоровыми навыками:
-пение в унисон;
-певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
-четкая дикция;
-свободное владение дыханием;
-способность передать характер произведения;
-владение динамикой pp – ff.
-репертуар песен смогут определять на слух:
-музыку разного эмоционального содержания;
-музыкальные жанры (песня, танец, марш);
-одно, двух, трехчастные произведения, куплетную форму;
-средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
-музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
-знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Вокально - хоровые навыки.
Формирование правильной певческой установки; петь с мягкой атакой, уметь пользоваться
твердой атакой, как средством выразительности. Петь естественным, легким, нежно - звонким,
мягким звуком, сохраняя индивидуальность тембра, звуком, ровным по всему диапазону голоса;
в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения. Знать правила охраны голоса в
связи с наступлением предмутационного периода и мутации. Уметь петь на одном дыхании
продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание. Овладеть умением
фразировки. Формирование умения вокально полноценно исполнять мелкие длительности в
песнях быстрого темпа, ясно и четко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты.
Уметь самостоятельно, выразительно - осмысленно петь песни различного характера.
Владеть элементарными приемами сценического движения.
Ансамблевые навыки. Уметь петь чисто, слаженно одноголосные произведения и
произведения с элементами двухголосия, петь в ансамбле с сопровождением и без
сопровождения.
Вокально- хоровые навыки. Приобретенные навыки укрепляются, хотя в голосах появляются
возрастные изменения, которые и учитываются.
Ансамблевые навыки. Закрепление и некоторое продвижение по всем ансамблевым навыкам.
Петь по нотам репертуарные произведения.
на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Содержание курса внеурочной деятельности.
I ЭТАП - развитие мелодического слуха, чувства ритма, устранение характерных недостатков в
пении - крикливости, грубости звучания, фальши, неправильной певческой установки. Основная
задача - воспитание интереса к музыке и развитие музыкальных способностей обучающихся,
умение петь в унисон с включением элементов двухголосия. Большое внимание на занятиях
уделяется музыкальным играм.
II ЭТАП - развитие гармонического слуха, музыкальной памяти, диапазона. Продолжаются
самые разнообразные музыкальные игры. Воспитанники все чаще выступают в роли солистов.
Это позволяет сочетать индивидуальный подход к каждому обучающемуся с работой в ансамбле.
III ЭТАП - обучающиеся поют уже двухголосные произведения гармонического и
полифонического склада; разучивается обширный певческий репертуар, состоящий из
произведений современных композиторов, из русской и западной классики, из народных песен.
Продолжается работа по развитию музыкального слуха, чувства ритма, голосового аппарата
достаточно широкого диапазона.

Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в
рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Все это
помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл
вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом
1. Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы
коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор
репертуара.
2. Знакомство с основными вокально - хоровыми навыками пения Беседа о правильной
постановке голоса во время пения.
3. Охрана голоса. Беседа.
4. Певческая установка. Понятие правильной посадки, дыхания.
5. Звукообразование. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Музыкальные штрихи. Правильное формирование звуков, их подача.
6. Дыхание. Знакомство с «верхним» дыханием и дыханием на диафрагме. Формирование
правильных навыков дыхания.
7. Дикция и артикуляция. Твердая и мягкая атака. Специально подобранные упражнения на
дикцию и звукообразование. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа,
направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных
скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова.
8.Ансамбль. Введение понятия унисона. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над
интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука.
Одновременное начало и окончание песни. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование вокального звука. Использование а капелла.
9. Ансамбль. Элементы двухголосия. Работа над выучиванием и исполнением элементов 1 и 2
голоса. Интонирование. Ансамблевое исполнение.
10. Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию»,
осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра
«Матрешки».
11. Хоровое сольфеджирование. Знакомство с нотной грамотой. Воспроизведение фраз, мелодии
по нотам. Чистота интонирования.
12. Музыкально-пластическое интонирование.
Познание музыки через жест, движение,
превращение процесса восприятия из пассивной формы работы (слушание) в активную".
13. Средства музыкальной выразительности. Выразительные средства: мелодия, ритм, размер,
темп. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в
режиме «громко». Упражнения.
14. Музыкальная грамота. Нотная грамота, элементы средств музыкальной выразительности.
Знакомство со звукорядом, длительностью нот, размером, динамическими оттенками.
15. Двигательные импровизации. Умение изобразить настроение в различных движениях и
сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
16. Формирование навыков двухголосного пения. Точная интонация в голосах, в общем
ансамбле, равновесие голосов по динамике звука. Закрепление навыков правильного певческого
дыхания, выработка навыка «цепного дыхания», опоры звука.
17. Творчество и импровизация. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение
изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа.
Игры на раскрепощение. Изменения в репертуаре. Соединение музыкального материала с
танцевальными движениями.
18. Репетиционная и концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения
на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено.
Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ
выступления. Итоговые занятия: концерты, музыкальные спектакли, вечера, конкурсы.
Выступления на школьных праздниках. Концерт для ветеранов и пенсионеров. Музыкальные

постановки для обучающихся и родителей. Выступления на городских праздниках, фестивалях,
конкурсах.
ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести
ритмический рисунок мелодии. Музыкально – ритмические скороговорки.
11. Хоровое сольфеджирование. Нотная грамота. Воспроизведение фраз, мелодии по нотам.
Чистота интонирования. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных
мелодий в пределах 1,5 октавы; Применение ручных знаков ладовых ступений, пальчиковой
системы.
12. Музыкально-пластическое интонирование.
Познание музыки через жест, движение,
превращение процесса восприятия из пассивной формы работы (слушание) в активную".
13. Средства музыкальной выразительности. Выразительные средства: мелодия, ритм, размер,
темп, лад, динамические оттенки. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных
штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в
упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого
тона. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в
режиме «громко». Упражнения.
14. Музыкальная грамота. Нотная грамота, элементы средств музыкальной выразительности.
Знакомство со звукорядом, длительностью нот, размером, динамическими оттенками. Мажорное
и минорное трезвучия. Обращение главных трезвучий лада. Элементы трехголосного
исполнения.
15. Двигательные импровизации. Умение изобразить настроение в различных движениях и
сценках для создания художественного образа. Коллективные синхронные движения. Игры на
раскрепощение.
16. Закрепление формирования навыков двухголосного пения. Точная интонация в голосах, в
общем ансамбле, равновесие голосов по динамике звука. Исполнение отдельных фраз, припева в
двухголосной манере исполнения. Закрепление навыков правильного певческого дыхания,
выработка навыка «цепного дыхания», опоры звука.
17. Творчество и импровизация. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение
изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа.
Игры на раскрепощение. Изменения в репертуаре. Соединение музыкального материала с
танцевальными движениями.
18. Репетиционная и концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения
на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено.
Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Умение работать с микрофоном и фонограммой.
Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления. Итоговые занятия: концерты,
музыкальные спектакли, вечера, конкурсы. Выступления на школьных праздниках. Концерт для
ветеранов и пенсионеров. Музыкальные постановки для обучающихся и родителей. Выступления
на городских праздниках, фестивалях, конкурсах.
Формы и виды контроля
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения
текущего контроля применяются следующие формы проверки:
-беседа по пройденному материалу;
- самостоятельная работа;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов
учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.
- анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчетном концерте.
Методическая литература:

1. Учебно-методический комплект «Музыка 1-8 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,
Т.С.Шмагиной: созданный на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка
1-8 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.
2.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.: 1999.
3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е –
Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева –
М.: АСТ; Астрель, 2007.
5.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство
«Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
6. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
7. О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
8.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение,
2001г.
9. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. - СПб.: Изд-во
«Лань». 1997.
10. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988.

Календарно-тематический план

Тема

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
итог

Часы

Вводное занятие
Знакомство с основными вокально хоровыми навыками пения
Охрана голоса
Певческая установка
Звукообразование. Музыкальные
штрихи.
Дыхание.
Дикция и артикуляция.
Ансамбль. Унисон.

1
3

Ансамбль. Элементы двухголосия.
Ритм.
Хоровое сольфеджирование
музыкально-пластическое
интонирование.
Средства музыкальной
выразительности
Музыкальная грамота
Двигательные импровизации.
Формирование навыков двухголосного
пения.
Творчество и импровизация
концертная деятельность.

3
2
2
1

1
2
3
2
2
2

2
2
3
1
1
2
35ч.

Форма
проведения
занятий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».