ВД Азбука правовой грамотности

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО
рук. метод. объединения
Молодых И.Б.
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по
УВР
Боровкова А.С.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Гришина В.С.
Приказ №94 ОД/р от «29» августа
2023 г.

от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Азбука правовой грамотности»
для обучающихся 5 - 9 классов

г. Заречный,
2023 год

Пояснительная записка
Актуальность
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того,
чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди
подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской
преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные
условия для индивидуального развития личности.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от
посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание
правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как
личность.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не
просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка.
Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека.
Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он
мог использовать их независимо от своего образования и социального
положения.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей
направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных
условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную
социально-правовую защищенность детей.
Правовое просвещение школьников способствует образованию у них
специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи
которого производится отбор, классификация и переработка поступающей
извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его
помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и
сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и
сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой
действительности составляет необходимое условие как правовой
образованности, так и правовой воспитанности личности.
В последние годы в стране выросла преступность среди
несовершеннолетних.
Цель программы правового воспитания:
Повысить уровень и значимость правовой культуры среди обучающихся,
вовлечь их в практическую деятельность, направленную на соблюдение
правовых норм и отказа от вредных привычек.
Задачи:
 Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для
формирования правовой компетентности.
 Развивать правовое самосознание.

 Формировать у детей навыки социальной ответственности,
способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
 Вести пропаганду здорового образа жизни.






Планируемые результаты освоения курса
Сформированная нормативно – правовая база
Повышение мотивации обучающихся к ведению здорового образа
жизни
Расширение знаний у
обучающихся о правах и обязанностях
гражданина РФ
Вовлечение обучающихся в спортивные кружки и секции.

Планируемые
деятельности

результаты

освоения

курса

внеурочной

Личностные результаты освоения основной образовательной
программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нѐм взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных
4) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
6) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные результаты
–
планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
-- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные результаты
1. Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и
делать выводы.
Коммуникативные результаты
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
1.Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
2.Обучающийся сможет:
–
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Работа по программе «Азбука правовой грамотности»- это процесс
сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных
установок. А беседы, анкетирование, воспитательные часы и т.п. - средство,
прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного
общества.
Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только
содержание программы, но и их структуру, логику работы в целом.
Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:
 правила, право, обязанности, закон, правонарушения;
 виды ответственности: гражданская, административная, уголовная;
 право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на
национальность, право на заботу родителей, право на жилье,
 право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;
 правила здорового образа жизни;
 правила безопасной жизнедеятельности.

Формы работы предусмотрены следующие:

Анкетирование

Тестирование

Воспитательные часы

Правовые игры

Беседы и т.д.
Воспитанники, находящиеся в группе риска, которым особенно
необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в
названных мероприятиях. Поэтому для них необходимо использовать
индивидуальные формы правового воспитания, беседы на правовые темы,
вовлечение в активную правоохранительную деятельность, рекомендация
правовой литературы.

№
по/п

Тематическое планирование кружка
«Азбука правовой грамотности» учащихся 5-6 классов
Тема
Содержание

1

Устав школы Права Права учащихся на бесплатное образование
учащихся
и др

2

Обязанности
учащихся

3

Что
такое Правонарушение, как вид противоправных
правонарушение
деяний

4

Причины
совершения
правонарушений

Уклонение от учебы, злоупотребление
спиртным, упущения в воспитании

5

Виды
правонарушений

Административные
бытовые

6

Что
такое Преступление как антиобщественное деяние
преступление
(действие, бездействие), причиняющее вред
обществу и караемое по закону.

7

Причины
совершения
преступлений

Незнание
обществу

8

Обида

Обида, как один из мотивов совершения
преступлений.

9

За компанию

Часто впервые подростки в группе
приобретают опыт противоправных деяний,
стараясь показать себя «крутыми»

10

Жалоба

Мнимое
раскаяние
преступление в надежде
прощение

11

Жестокость

Серьезные упущения в воспитании и в семье,
и в школе, училище, вседозволенность,
безнаказанность

12

Виды преступлений

Кража, нанесение побоев, угон а/ транспорта,
разбой, грабеж

13

Драка. Оборона или Самое
бессмысленное
самосуд
преступление

14

Что
«виновен

Обязанности учащихся : добросовестно
учиться, соблюдать Устав школы.

закона,

,

грубое

дисциплинарные,

неуважение

к

совершившего
на очередное

по

жестокости

значит Вина доказана, преступник признал ся в
в совершении преступления.

совершении
преступления»
15

Будь себе судьей

16

Соучастие
преступлении

17

Самая
строгая Ответ на суде за свое преступление
ответственность

18

Возраст
административной
ответственности

19

Возраст уголовной Частичная ответственность с 14 лет – ст.20
ответственности
УК Р.Ф., 18лет- полная ответственность за все
противоправные деяния

20

Юридический тест:
«Знаешь
ли
ты
закон»

21

Курение
подростков,
причины.

Никотин, как стремление подростков быть
взрослыми, независимыми.

22

Никотиновая
зависимость, вред.

Курение, как вид наркотической зависимости

Алкоголь, причины

Алкоголь – самый опасный для детей вид
наркотиков

24

зависимость, вред

Наркоманов не бывает бывших

25

Специальные
Закрытые
учебные
заведения
с
школы для трудно круглосуточным
до
нескольких
лет
воспитуемых
пребыванием
в них трудновоспитуемых
подростков

26

Причины
направления
несовершеннолетни
х в специальные
школы
для
трудновоспитуемых
.

Злостное уклонение от учебы в школе
,употребление
алкоголя,
как
итог
совершение
в
итоге
противоправных
действий

27

Причины
направления

Совершение серьезных правонарушений,
преступлений до 14 лет, до 16 лет

23

Каждый должен трезво оценивать свои
поступки и делать выводы, чтобы не стать на
путь преступный
в Осознанное противоправное деяние в группе
с другими участниками.

16 лет – возраст, с которого наступает полная
ответственность
за
административные
правонарушения

несовершеннолетни
х в специальные
училища
для
трудновоспитуемых
.
28

Причины
постановки на учет
несовершеннолетни
х в ПДН ГОВД

Совершение
несовершеннолетними
противоправных деяний в малолетнем
возрасте, не достигших возраста, с момента
которого
наступает
уголовная,
административная ответственность

29

Условное
осуждение
несовершеннолетни
х
за совершение
преступлений

Исправительные
работы,
условное
осуждение, отработка на территории ОВД,
как
средство
воспитания
подростков,
совершивших преступления впервые

30

ВТК
для Режим, условия содержания ВТК, как
несовершеннолетни средство воспитания и предупреждения
х
более тяжких противоправных деяний

31

Как вести себя при Грамотное
поведение
подростков
с
задержании
работниками ОВД как условие
избежание
сотрудниками ОВД серьезных неприятностей

32

Ответственность
Родители – как законные представители
родителей
за своих несовершеннолетних детей несут
воспитание детей
ответственность за их воспитание

33

Ст.20.1
Мелкое Мелкое хулиганство, как наиболее тяжкое
хулиганство,
административное правонарушение
причина,
административное
наказание

34

Ст.20. 22. К о АП Распитие спиртных напитков , как одно из
Р.Ф.
тяжких правонарушений

35

Ст. 6.3 Ко АП Р.Ф. Административное
правонарушение,
(курение
в которое составляется протокол
общественном
месте)

за


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».