МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководителем направления зам. директора по УВР Директор Боровкова А.С. Приказ №94 ОД/р от «29» августа 2023 г. Рогоз Т.Ю. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Гришина В.С. от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Школа крепкой семьи» для обучающихся 5- 9 классов г. Заречный, 2023 год Пояснительная записка Цель: формирование конструктивной семейной и родительской позиции, ориентированной на здоровье, оснащающейся на традиционных духовно-нравственных ценностях, личностной зрелости, готовности принимать ответственность. Задачи: - актуализация нравственного начала в семейных и детско-родительских отношениях; - формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях и осознания важности опоры на них при создании семьи и воспитании детей; - создание условий для понимания необходимости построения гармоничных, конструктивных, доверительных, поддерживающих взаимоотношений внутри семьи для здоровья каждого из ее членов; - формирование представлений об ответственности родителя за развитие здоровой личности ребенка; - формирование психологической компетентности как важного ресурса для построения гармоничных внутрисемейных отношений и воспитания здоровых детей. Планируемы результаты 1) Понимание и принятие системы традиционных семейных духовно-нравственных ценностей, способствующей формированию в будущем здоровых супружеских и детскородительских отношений. 2) Усиление и развитие духовных и личностных ресурсов, способствующих развитию здоровых отношений. 3) Снижение подверженности факторам риска социально значимых расстройств у нынешних и будущих поколений. Метапредметные, коммуникативные результаты Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: - определять возможные роли в совместной деятельности; - играть определенную роль в совместной деятельности; - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); - критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; - предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - выделять общую точку зрения в дискуссии; - договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; - организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); - устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: - определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; - создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; - использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; - делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Личностные результаты - Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Содержательное наполнение «игровых оболочек» в программе обеспечивается применением разнообразных методов психологического сопровождения личностного развития детей, среди которых чаще других применяются: - интерактивные игры и разминки Они способствуют созданию безопасного группового пространства, являющегося важнейшим условием эффективности групповой работы и решения поставленных в программе задач. - ролевая игра Важно, что ребѐнок активно осознаѐт потребность в духовных и нравственных ориентирах, получает возможность провести «полевые испытания» механизмов регуляции собственного социального поведения - мозговой штурм Содержание обсуждений в рамках программы обусловлено еѐ целями и ориентирует активность детей на анализ и формулирование значимых нравственных принципов. - арт-терапевтические методы Является средством свободного самовыражения и самопознания. Язык символов позволяет по-новому взглянуть на ситуацию, благодаря чему ребѐнок находит путь к их нравственному решению. - элементы сказкотерапии Нравственный потенциал, заложенный в сказках позволяет ребѐнку получить ценностноориентированную информацию в недирективной форме, не вызывая ответного сопротивления . - Ритуализированное осмысление Элементы повторяющегося церемониала направлены на интенсивное освоение детьми нравственных ценностей. - Групповое обсуждение и безопасная обратная связь Дети учатся находить компромисс, отстаивать свои взгляды и позиции, конструктивно реагировать на критику, получать обратную связь, являющуюся регулятором развития. Группа отражает общество в миниатюре. Формы проведения занятий: Творческая мастерская Проблемный диалог Психологические игры Анкетирование № п/п 1 2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 Тематическое планирование 5 класс Тема Вводное занятие «Карта нашего пути». Знакомство с программой, информирование об ее особенностях и методах. Формирование мотивации к работе по программе, исследование исходного уровня нравственных представлений участников. Счастье. Разные подходы к пониманию счастья. Ощущения радости и счастья. Индивидуальный опыт переживания счастья и несчастья. Счастье как соучастие в жизни другого человека. Недолговечность счастья, основанного на приобретении материальных выгод и благ. Количество часов 1 1 2 2 2 2 2 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27 28-29 30-31 32-33 34-35. Я и моя жизнь. Мироощущение каждого человека. Ценность личности. Потребность в самореализации. Позитивная «Я-концепция». Поиск смысла жизни, своего предназначения. Ответственность за собственную жизнь. Мир чувств. Уникальность личности и душевного мира каждого человека. Диапазон чувств человека, осознание собственных чувств. Эмоциональный самоконтроль. Общение и дружба. Потребность в дружбе, особенности дружеского общения. Личное пространство. Отличие дружбы от давления социальной среды. Навыки здорового общения. Нравственные основы дружбы. Ты не один. Гармоничное и поддерживающее общение. Значение одиночества. Способы помощи и самопомощи в ситуациях одиночества. Итого 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 35 Тематическое планирование 6 класс № п/п Тема 1 2-3 4-5 6-7 8-9 Вводное занятие. «Выработка правил группы». Толерантность. Мужчина и женщина. Идеалы мужественности и женственности. Способы разрешения конфликтного отношения между полами. Сложности во взаимоотношениях между полами, их причины и способы преодоления. Любовь. Различия между понятиями любовь, влюбленность, преданность, верность. Понятие любви к ближнему. Любовь как высшая ценность, основа человеческих отношений. Любовь и свобода. Способы проявления любви. Семья. Понятие семьи. Ответственное отношение к внутрисемейному общению. Положительный образ будущей семьи. Способы решения внутрисемейных конфликтов. Ресурсное значение родственных связей. Род и культура. Значимость родовых корней. Исследование собственных семейных взаимоотношений. Семейные традиции. Внутрисемейная коммуникация и климат в семье. Эмпатия и уважение к старшему поколению. История своего рода, культура и традиции Отечества. Здоровье. Здоровье и болезнь. Здоровье тела и души. Способы укрепления здоровья, развития возможностей тела и души. Здоровый образ жизни и безопасное поведение. Итого 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33 34-35 Количество часов 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 35 Тематическое планирование 7 класс № п/п Тема 1 2-3 4-5 Вводное занятие. Здоровье. Здоровье и болезнь. Здоровье тела и души. Способы укрепления здоровья, развития возможностей тела и души Здоровый образ жизни и безопасное поведение. Преодоление проблем. Способы оценки проблемной ситуации и принятия решения. Значение испытаний в жизни человека. Способы получения поддержки и помощи от других людей в сложных жизненных ситуациях. Кризис и выход. Оценка и преодоление кризисных ситуаций. Личностные ресурсы. Способы поиска и оказания социальной помощи и поддержки. Жизнь и смерть. Понятие о смерти тела и бессмертии души. Преодоление страха смерти. Социально-значимые цели существования человека. Ценность жизни. Добро и зло. Этические представления. Отличие нравственно-доброго от нравственно-дурного. Бескорыстный характер добра. Способы и возможности проявления доброты. Счастье. Разные подходы к пониманию счастья. Ощущения радости и счастья. Индивидуальный опыт переживания счастья и несчастья. Счастье как соучастие в жизни другого человека. Итого 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33 34-35 № п/п 1 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 Тематическое планирование 8 класс Тема Вводное занятие. Ценности. Общечеловеческие ценности. Приоритет духовных ценностей над материальными. Иерархия собственных жизненных ценностей. Цели и смыслы. Смысл жизни человека, жизненные цели. Познавательные, поведенческие, духовные и другие цели. Свобода. Представления о свободе. Взаимосвязь свободы и ответственности. Ответственное отношение к окружающим и самому себе. Выбор. Психологическая сущность выбора. Выбор в различных жизненных ситуациях. Эффективное целеполагание в ситуации выбора. Общечеловеческие ценности как опора при совершении выбора. Количество часов 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 35 Количество часов 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33 34-35 Я и моя жизнь. Мироощущение каждого человека. Ценность личности. Мужчина и женщина. Идеалы мужественности и женственности. Способы разрешения конфликтного отношения между полами. Сложности во взаимоотношениях между полами, их причины и способы преодоления. Любовь. Различия между понятиями любовь, влюбленность, преданность, верность. Заключительное занятие. Анализ полученных знаний и опыта. Настрой на дальнейшее саморазвитие. Обмен положительными эмоциями от общения и программы. Итого 2 2 2 2 2 2 2 35 Тематическое планирование 9 класс № п/п Тема 1 Вводное занятие. Знакомство с программой. Формирование мотивации на участие. Исследование исходных представлений участников. «Первые шаги». Анализ представлений о будущей семье и своей родительской роли. «Кто я? Я – личность». Личность как одна из важнейших ценностных категорий. Уважительное и внимательное отношение к собственной личности и личностям других людей. «Мы в этом мире». Анализ основных социально значимых проблем молодежи. Ответственная позиция по преодолению актуальных проблем молодежи, стратегии и способы преодоления. Анализ собственных ценностных ориентиров как фактора защиты от социальных рисков. «Ценности». Ценности, имеющие важнейшее значение для семьи и для воспитания детей. Способы обсуждения вопросов, касающихся жизненных ценностей. Непреходящие ценности, которые необходимо передавать из поколения в поколение. «Я и ты». Различные коммуникативные позиции и их конструктивность. Способы поведения в конфликтах. Ролевой репертуар поведения в конфликтных ситуациях. Собственная ответственность в отношениях с другими людьми. «Он и она». Любовь как одна из важнейших ценностных категорий. Содержание образа идеальной женщины и мужчины, их стереотипность. Преодоление стереотипов восприятия противоположного пола. Достоинство быть Женщиной и Мужчиной. Любовь. Понятия любовь, влюбленность, эмоциональная зависимость. Представление о любви как о высшей ценности, основе 2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 Количество часов 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 31-32 33-34 человеческих отношений. «Я из прошлого». Семья и родители в жизни человека. Отношение к родительской семье. Опыт взаимодействия в родительской семье. Уважительное отношение к родителям и людям старшего поколения. «Я буду…». Представление о собственной семье как нравственноценностной категории. Планирование и подготовка к вступлению в брак. Позитивный образ будущей семьи. Итого 2 2 34