ВД Школа крепкой семьи

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководителем направления

зам. директора по
УВР

Директор

Боровкова А.С.

Приказ №94 ОД/р от «29» августа
2023 г.

Рогоз Т.Ю.
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Гришина В.С.

от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Школа крепкой семьи»
для обучающихся 5- 9 классов

г. Заречный,
2023 год

Пояснительная записка
Цель: формирование конструктивной семейной и родительской позиции, ориентированной
на здоровье, оснащающейся на традиционных духовно-нравственных ценностях, личностной
зрелости, готовности принимать ответственность.
Задачи:
- актуализация нравственного начала в семейных и детско-родительских отношениях;
- формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях и
осознания важности опоры на них при создании семьи и воспитании детей;
- создание условий для понимания необходимости построения гармоничных,
конструктивных, доверительных, поддерживающих взаимоотношений внутри семьи для
здоровья каждого из ее членов;
- формирование представлений об ответственности родителя за развитие здоровой личности
ребенка;
- формирование психологической компетентности как важного ресурса для построения
гармоничных внутрисемейных отношений и воспитания здоровых детей.
Планируемы результаты
1) Понимание и принятие системы традиционных семейных духовно-нравственных
ценностей, способствующей формированию в будущем здоровых супружеских и детскородительских отношений.
2) Усиление и развитие духовных и личностных ресурсов, способствующих развитию
здоровых отношений.
3) Снижение подверженности факторам риска социально значимых расстройств у нынешних
и будущих поколений.
Метапредметные, коммуникативные результаты
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
- организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей

деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Личностные результаты
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Содержательное наполнение «игровых оболочек» в программе обеспечивается применением
разнообразных методов психологического сопровождения личностного развития детей,
среди которых чаще других применяются:
- интерактивные игры и разминки
Они способствуют созданию безопасного группового пространства, являющегося
важнейшим условием эффективности групповой работы и решения поставленных в
программе задач.
- ролевая игра
Важно, что ребѐнок активно осознаѐт потребность в духовных и нравственных ориентирах,
получает возможность провести «полевые испытания» механизмов регуляции собственного
социального поведения
- мозговой штурм
Содержание обсуждений в рамках программы обусловлено еѐ целями и ориентирует
активность детей на анализ и формулирование значимых нравственных принципов.
- арт-терапевтические методы
Является средством свободного самовыражения и самопознания. Язык символов позволяет
по-новому взглянуть на ситуацию, благодаря чему
ребѐнок находит путь к их
нравственному решению.
- элементы сказкотерапии
Нравственный потенциал, заложенный в сказках позволяет ребѐнку получить ценностноориентированную информацию в недирективной форме, не вызывая ответного
сопротивления .
- Ритуализированное осмысление
Элементы повторяющегося церемониала направлены на интенсивное освоение детьми
нравственных ценностей.
- Групповое обсуждение и безопасная обратная связь
Дети учатся находить компромисс, отстаивать свои взгляды и позиции, конструктивно
реагировать на критику, получать обратную связь, являющуюся регулятором развития.
Группа отражает общество в миниатюре.
Формы проведения занятий:
 Творческая мастерская
 Проблемный диалог
 Психологические игры
 Анкетирование

№ п/п
1
2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12

Тематическое планирование
5 класс
Тема
Вводное занятие «Карта нашего пути». Знакомство с программой,
информирование об ее особенностях и методах.
Формирование мотивации к работе по программе, исследование
исходного уровня нравственных представлений участников.
Счастье. Разные подходы к пониманию счастья.
Ощущения радости и счастья.
Индивидуальный опыт переживания счастья и несчастья.
Счастье как соучастие в жизни другого человека.
Недолговечность счастья, основанного на приобретении
материальных выгод и благ.

Количество
часов
1
1
2
2
2
2
2

13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27
28-29
30-31
32-33
34-35.

Я и моя жизнь.
Мироощущение каждого человека. Ценность личности.
Потребность в самореализации. Позитивная «Я-концепция».
Поиск смысла жизни, своего предназначения. Ответственность за
собственную жизнь.
Мир чувств.
Уникальность личности и душевного мира каждого человека.
Диапазон чувств человека, осознание собственных чувств.
Эмоциональный самоконтроль.
Общение и дружба.
Потребность в дружбе, особенности дружеского общения. Личное
пространство.
Отличие дружбы от давления социальной среды. Навыки
здорового общения. Нравственные основы дружбы.
Ты не один. Гармоничное и поддерживающее общение.
Значение одиночества. Способы помощи и самопомощи в
ситуациях одиночества.
Итого

2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
35

Тематическое планирование
6 класс
№ п/п

Тема

1
2-3
4-5
6-7
8-9

Вводное занятие. «Выработка правил группы».
Толерантность.
Мужчина и женщина. Идеалы мужественности и женственности.
Способы разрешения конфликтного отношения между полами.
Сложности во взаимоотношениях между полами, их причины и
способы преодоления.
Любовь. Различия между понятиями любовь, влюбленность,
преданность, верность.
Понятие любви к ближнему. Любовь как высшая ценность, основа
человеческих отношений.
Любовь и свобода. Способы проявления любви.
Семья. Понятие семьи. Ответственное отношение к
внутрисемейному общению.
Положительный образ будущей семьи.
Способы решения внутрисемейных конфликтов. Ресурсное
значение родственных связей.
Род и культура. Значимость родовых корней.
Исследование собственных семейных взаимоотношений.
Семейные традиции.
Внутрисемейная коммуникация и климат в семье. Эмпатия и
уважение к старшему поколению.
История своего рода, культура и традиции Отечества.
Здоровье. Здоровье и болезнь.
Здоровье тела и души. Способы укрепления здоровья, развития
возможностей тела и души.
Здоровый образ жизни и безопасное поведение.
Итого

10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34-35

Количество
часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
35

Тематическое планирование
7 класс
№ п/п

Тема

1
2-3
4-5

Вводное занятие.
Здоровье. Здоровье и болезнь.
Здоровье тела и души. Способы укрепления здоровья, развития
возможностей тела и души
Здоровый образ жизни и безопасное поведение.
Преодоление проблем. Способы оценки проблемной ситуации и
принятия решения.
Значение испытаний в жизни человека.
Способы получения поддержки и помощи от других людей в
сложных жизненных ситуациях.
Кризис и выход. Оценка и преодоление кризисных ситуаций.
Личностные ресурсы. Способы поиска и оказания социальной
помощи и поддержки.
Жизнь и смерть. Понятие о смерти тела и бессмертии души.
Преодоление страха смерти. Социально-значимые цели
существования человека.
Ценность жизни.
Добро и зло. Этические представления.
Отличие нравственно-доброго от нравственно-дурного.
Бескорыстный характер добра.
Способы и возможности проявления доброты.
Счастье. Разные подходы к пониманию счастья. Ощущения радости и
счастья.
Индивидуальный опыт переживания счастья и несчастья.
Счастье как соучастие в жизни другого человека.
Итого

6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34-35

№ п/п
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21

Тематическое планирование
8 класс
Тема
Вводное занятие.
Ценности. Общечеловеческие ценности.
Приоритет духовных ценностей над материальными. Иерархия
собственных жизненных ценностей.
Цели и смыслы. Смысл жизни человека, жизненные цели.
Познавательные, поведенческие, духовные и другие цели.
Свобода. Представления о свободе.
Взаимосвязь свободы и ответственности.
Ответственное отношение к окружающим и самому себе.
Выбор. Психологическая сущность выбора.
Выбор в различных жизненных ситуациях. Эффективное
целеполагание в ситуации выбора.
Общечеловеческие ценности как опора при совершении выбора.

Количество
часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
35

Количество
часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34-35

Я и моя жизнь.
Мироощущение каждого человека. Ценность личности.
Мужчина и женщина. Идеалы мужественности и женственности.
Способы разрешения конфликтного отношения между полами.
Сложности во взаимоотношениях между полами, их причины и
способы преодоления.
Любовь. Различия между понятиями любовь, влюбленность,
преданность, верность.
Заключительное занятие. Анализ полученных знаний и опыта.
Настрой на дальнейшее саморазвитие. Обмен положительными
эмоциями от общения и программы.
Итого

2
2
2
2
2
2

2
35

Тематическое планирование
9 класс
№ п/п

Тема

1

Вводное занятие. Знакомство с программой. Формирование
мотивации на участие.
Исследование исходных представлений участников.
«Первые шаги». Анализ представлений о будущей семье и своей
родительской роли.
«Кто я? Я – личность». Личность как одна из важнейших
ценностных категорий.
Уважительное и внимательное отношение к собственной личности
и личностям других людей.
«Мы в этом мире». Анализ основных социально значимых проблем
молодежи.
Ответственная позиция по преодолению актуальных проблем
молодежи, стратегии и способы преодоления. Анализ собственных
ценностных ориентиров как фактора защиты от социальных
рисков.
«Ценности». Ценности, имеющие важнейшее значение для семьи и
для воспитания детей. Способы обсуждения вопросов, касающихся
жизненных ценностей.
Непреходящие ценности, которые необходимо передавать из
поколения в поколение.
«Я и ты». Различные коммуникативные позиции и их
конструктивность. Способы поведения в конфликтах.
Ролевой репертуар поведения в конфликтных ситуациях.
Собственная ответственность в отношениях с другими людьми.
«Он и она». Любовь как одна из важнейших ценностных
категорий.
Содержание образа идеальной женщины и мужчины, их
стереотипность. Преодоление стереотипов восприятия
противоположного пола.
Достоинство быть Женщиной и Мужчиной.
Любовь. Понятия любовь, влюбленность, эмоциональная
зависимость.
Представление о любви как о высшей ценности, основе

2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12

13-14

15-16
17-18
19-20
21-22
23-24

25-26
27-28
29-30

Количество
часов
1
1
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2

31-32

33-34

человеческих отношений.
«Я из прошлого». Семья и родители в жизни человека. Отношение
к родительской семье. Опыт взаимодействия в родительской семье.
Уважительное отношение к родителям и людям старшего
поколения.
«Я буду…». Представление о собственной семье как нравственноценностной категории. Планирование и подготовка к вступлению в
брак. Позитивный образ будущей семьи.
Итого

2

2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».