ВД. Лыжная подготовка

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей
истории

Зам.директора по УВР

Директор школы

Ёлкина Н.Н.
Гришина В.С.
от
«29»
августа
2023
г.
Приказ
№
94
ОД/р
от «29»
Молодых И.Б.
августа
2023
г.
Протокол №1 от «29»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса внеурочной деятельности
«Лыжная подготовка»
спортивно – оздоровительное направление
5 - 8 класса
основного общего образования
на 2023 – 2024 учебный год

Составила:
Бадьина Е.А.,
учитель физической
культуры

г. Заречный
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование составлено на основе требований
федерального компонента государственного стандарта общего образования
2019 года по комплексной программе физического воспитания учащихся.
Рассчитана на 3 часа в неделю.
Системность работы дополнительного образования сможет обеспечить
создание современных условий для творческого развития, духовно нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей в
непрерывно изменяющихся условиях внешней среды.
Физкультурно - оздоровительная деятельность направлена на
укрепление здоровья обучающихся и создание представлений о бережном к
нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях
физической культурой и использование их в разнообразных формах
активного отдыха и досуга. На занятиях в секций даются теоретические
сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах
организации активного отдыха средствами физической культуры,
раскрываются представления о современных оздоровительных системах
физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурнооздоровительной деятельности.
Дополнительная общеразвивающая программа секции
подготовки имеет физкультурно-спортивную направленность.

лыжной

Актуальность данной программы обусловлена ее практической
значимостью. Обучающиеся могут применить полученные знания и
практический опыт на уроках физической культуры, соревнованиях и при
участии в олимпиаде по физической культуре.
Физкультурно-спортивная направленность является одной из важных в
дополнительном образовании. Здесь особое значение придаѐтся повышению
уровня физического развития обучающихся, создания положительной
мотивации к здоровому образу жизни.
Разработанная программа сконцентрирована на укреплении здоровья,
формировании навыков здорового образа жизни, двигательных умений и
навыков физкультурно-спортивной деятельности, морально–волевых качеств
и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
В основе формирования способностей к занятиям лыжным гонкам
лежат два главных вида деятельности: это изучение теории и практика.
Направленность программы – физкультурно-оздоровительная
Лыжный спорт является одним из популярнейших занятий в мире.
Занятия этим видом спорта являются важным средством физического
воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру
двигательных действий.
Актуальность программы.

Занятия
лыжным
спортом
компенсируют
недостаточную
двигательную активность современных подростков, играют большую роль в
профилактике
многих
заболеваний,
повышают
функциональные
возможности организма, повышают работоспособность. Принести полное
удовлетворение занятия лыжным спортом могут только тогда, когда лыжник
в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и
поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети
и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в
последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная
учебнотренировочная работа способствует успешной подготовке юных
спортсменов - лыжников. Лыжные гонки являются одним из самых массовых
видов спорта. Занятия лыжными гонками способствуют развитию всех
физических качеств, а более всего общей выносливости, что актуально в
современном мире. Программа рассчитана на разновозрастную категорию
обучающихся - 8-17 лет. Программа составлена с учетом психологических и
физических особенностей развития детей.
Форма обучения – очная, в дневное внеурочное время.
Особенности организации образовательного процесса - основной
формой обучения являются групповые и индивидуальные учебнотренировочные занятия.
Формы аттестации: контрольные испытания по ОФП, участие в
соревнованиях разного уровня.
Цели программы «Лыжная подготовка»:
 освоение знаний о физической культуре, еѐ связи с физическим
воспитанием и спортивной подготовкой;
 формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и
спортивно – оздоровительной деятельности, творческого опыта в
индивидуальных и коллективных формах занятий физкультурой и спортом;
 укрепление здоровья и повышение уровня физического развития
обучающихся.
Задачи программы «Лыжная подготовка»:
Обучающие:
· освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов
Развивающие:
· развитие и закрепления потребности в систематических занятиях
спортом
· развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным
спортом
· формирование морально-волевых качеств юных спортсменов
Воспитательные:
·
воспитывать
чувство
коллективизма,
взаимопомощи
и
взаимовыручки;
· воспитывать дисциплинированность;
· способствовать снятию стрессов и раздражительности;
· воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта

Ожидаемые результаты:
Обучаясь по данной программе, учащиеся должны:
Знать / понимать:
 влияние оздоровительных систем физического воспитания на
укрепление
здоровья,
профилактику
заболеваний
и
увеличение
продолжительности жизни;
 формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое
назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного
мастерства и высоких результатов;
 требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом;
 способы контроля и оценки индивидуального физического развития и
физической подготовленности.
Уметь:
 планировать и проводить индивидуальные и групповые
тренировочные занятия по лыжному спорту;
 выполнять приемы страховки и само страховки;
 выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
 выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические
действия по избранному виду спорта;
 выполнять требования физической и спортивной подготовки во время
соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
 владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических
упражнений);
 использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Содержание программы
1. Введение. История возникновения и развития лыжного спорта
Эволюция лыж о снаряжения лыжника. Освоение терминологии
лыжника- спортсмена. Единые правила ухода за лыжным инвентарѐм.
Особенности применения лыжных мазей. Понятие об общефизической и
специальной подготовке лыжника—гонщика. Крупнейшие международные и
всероссийские соревнования лыжников.
Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок.
Надевание лыж. Строевые упражнения.
Одежда и обувь для занятий на лыжах. Подготовка, смазка лыж к
учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям. Правила безопасности на
уроках лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при
переходе к месту занятий. Оказание первой помощи при травмах и
обморожении. Название разучиваемых упражнений и основы правильной
техники. Элементы тактики лыжных гонок. Виды лыжного спорта. История
развития лыжного спорта, спортсмены-лыжники, Олимпийские чемпионы.
Влияние занятий лыжными гонками на укрепление здоровья. Режим и
питание лыжника. Выносливость. Развитие выносливости во время
самостоятельных занятий.

2. Психологическая подготовка юного лыжника. Стойка лыжника,
развитие координации.
Стойка лыжника. Понятие о чувстве «времени, снега и лыж». Тренинг
на формирование и развитие координации движения рук и ног, равновесия,
ритм, ориентирование в пространстве, реагирование на препятствие,
перестроение
двигательной
деятельности.
Согласование
и
дифференцирование
параметров
движений,
сохранение
статикокинетической устойчивости во время движения по снегу.
3. Особенности различных лыжных ходов.
Значение правильной техники хождения на лыжах для достижения
высоких спортивных результатов. Особенности скоростного режима при
прохождении различных дистанций на соревнованиях. Понятие о
разнообразии техник лыжного хода, о торможении и поворотах, о
преодолении подъѐмов и спусков, об особенностях махов ногами и руками в
сочетании со свободным скольжением на лыжах. Физические свойства
опорно-двигательного аппарата юного лыжника.
Физическое совершенствование. Техника передвижения на лыжах:
1. Передвижение ступающим и скользящим шагами;
2. Попеременный двушажный ход, одновременный одношажный ход,
одновременный безшажный ход, коньковый ход;
3. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой
стойках;
4. Подъемы «елочкой», «полу ѐлочкой», «лесенкой»;
5. Повороты переступанием на месте;
6. Торможение падением, повороты переступанием;
7. Непрерывное передвижение от 1,5 км до 20 км.
Специальная физическая подготовка:
Специальная физическая подготовка направлена на воспитание
физических способностей, отвечающих специфическим требованиям
избранного вида спорта.
Ходьба широким шагом. Передвижение на самокате, отталкиваясь
одной ногой.
В посадке лыжника имитация движений рук попеременного
двушажного хода, то же имитация движений бесшажного одновременного
хода. Шаговая имитация с учебной целью.
4. Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения: Построение и перестроения на месте. Повороты
на месте и в движении. Размыкания в строю. Ходьба и бег в строю.
Выполнение команды «Лыжи на плечо», «Лыжи под руку», «Лыжи к ноге»,
«На лыжи становись». Общеразвивающие упражнения:
1. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц
и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса;
2. Упражнения для развития мышц туловища;
3. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног;
4. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию

движений.
5. Упражнения в равновесии;
6. Легкоатлетические упражнения.
7. Упражнения на лыжах для развития физических качеств:
координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в
движении, прыжком с опорой на палки)
 выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной
интенсивности, повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме
большой интенсивности.
 скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на
дистанции от 200 до 500 метров.
5. Особенности передвижения на лыжах по пересечѐнной
местности. Подъѐм и спуск по склонам.
Особенности ступающего и скользящего шага, способы поворота.
Движение попеременным двушажным и одновременными ходами.
Отличительные особенности техники коньковых и классических способов
передвижения на лыжах. Подъѐм и спуск по склонам.
Игра «Скользи как можно дольше» проводится с целью выработки
силы отталкивания, координации движений и быстроты разбега на ровной
площадке. Группа на лыжах выстраивается в шеренгу, разомкнутую на
вытянутые руки. По сигналу все играющие делают мощный разбег с
толчками палками до стартовой отметки, после чего скользят на двух лыжах,
стараясь прокатиться как можно дальше без помощи палок. Победителем
признаѐтся про скользивший дальше всех.
6.Подготовка и проведение квалификационных соревнований
лыжников.
Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке
спортсмена. Подготовка к соревнованиям, оформление стартового городка,
разметка дистанции. Требования к спортивной форме лыжника. Эмблема,
номер, другие спортивные атрибуты. Правила проведения соревнований.
Права и обязанности судейской коллегии
7. Кроссовая подготовка.
Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности

№
п/п
1.
2.

Тематическое планирование 5 -8 классы
Наименование разделов (общих тем)
Количество часов
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Итого

9
96
105

№
п/п

1-2

Тематическое планирование 5 – 8 классы
Тема занятия
Количество Форма проведения
часов
занятия

Инструктаж по технике
безопасности при занятии в
спортивном зале и при
занятиях на улице и на лыжах
стадионе школы.

2

Лекция

1

Лекция

3

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Практическое

4

Практическое

Укрепление здоровья детей и
овладение детьми основными
элементами техники лыжных
ходов.
3

4-6

Личная гигиена, требования к
одежде и обуви лыжника.
Значение и способы
закаливания
Значение медицинского
осмотра.
Значение лыж в жизни
народов Севера.

7

8
9
10
1114

Первые соревнования
лыжников в России и за
рубежом
Популярность лыжных гонок
в России
Крупнейшие всероссийские и
международные соревнования
Контрольное соревнование
(кросс, О.Ф.П.)
Гимнастические упражнения
без предметов для мышц
плечевого пояса, туловища и
нижних конечностей.
Гимнастические упражнения
с предметами (набивные
мячи, гимнастические палки,

скакалки);
Гимнастические упражнения
на гимнастическая стенка и
скамейка, перекладина.
Акробатические
упражнения с перекатом в
различных положениях
1517
1822
2327
2832
3336

Развитие общей
выносливости
Обучение основам техники
лыжных ходов
Развитие специальной
выносливости
Развития силовых
способностей
Краткие исторические
сведения о возникновении
лыж и лыжного спорта

3

Практическое

5

Практическое

5

Практическое

5

Практическое

4

Практическое

13

Практическое

5

Практическое

5

Практическое

2

Практическое

1

Лекция

1

Практическое

2

Практическое

2

Практическое

Эволюция лыж и снаряжение
лыжника
Обучение подбору лыжного
инвентаря
Обучение подготовки лыж к
занятию
3750
5155
5660
6162
63
64
6566
6768

Обучения попеременному
двухшажному ходу
Обучения одновременному
бесшажному ходу
Обучения одновременному
бесшажному ходу
Обучения попеременному
двухшажному ходу
Беседа о правилах и
программы соревнований
Контрольное соревнование на
лыжах (классическим ходом)
Обучения попеременному
двухшажному ходу
Городские соревнования на
лыжах

(классическим ходом)
Обучения одновременному
одношажному ходу
70
Контрольное соревнование на
лыжах (классическим ходом)
71- Развитие общей
81
выносливости
82- Обучение основам техники
86
лыжных ходов
87
Контрольное соревнование
(кросс, О.Ф.П.)
88- Развитие специальной
92
выносливости
93- Развития силовых
97
способностей
98- Развитие общей
101 выносливости
102- Гимнастические упражнения
104 без предметов для мышц
плечевого пояса, туловища и
нижних конечностей.
69

1

Практическое

1

Практическое

11

Практическое

5

Практическое

1

Практическое

5

Практическое

4

Практическое

4

Практическое

3

Практическое

1

Лекция

Гимнастические упражнения
с предметами (набивные
мячи, гимнастические палки,
скакалки);
105

Беседа об итогах зимнего
сезона и учебнотренировочного периода за
год в целом
Итого

105


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».