ВД. Баскетбол

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»

РАССМОТРЕНО
рук. метод. объединения
_____________________
Протокол №1 от «__» августа
2023 г.

СОГЛАСОВАНО
зам. Директора по УВР
____________________
от «__» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
директор
Гришина Валентина Сергеевна
Приказ №__ от «__» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса внеурочной деятельности
«Баскетбол»
спортивно – оздоровительное направление
5 – 9 класса
основного общего образования
на 2023 – 2024 учебный год

Составила:
Бадьина Е.А.,
учитель физической
культуры

г. Заречный
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование составлено на основе требований
федерального компонента государственного стандарта общего образования
2019 года по комплексной программе физического воспитания учащихся.
Рассчитана на 3 часа в неделю.
В системе физического воспитания школьников одним из направлений
является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы
школьной спортивной секции. Данная программа призвана обеспечить
направление дополнительного физкультурного образования учащихся с
использованием способов двигательной деятельности из раздела
«баскетбол».
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и
представлен как обязательный вид спорта в государственном
образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в
организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Кроме
того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным
средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и
психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и
эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы
двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое
оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка.
Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных
клеток и взаимосвязей между ними. В баскетболе постоянно изменяется
игровая ситуация. Действовать приходится в зависимости от ситуации.
Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка
стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка
ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на
начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально
подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности
для развития координационных способностей: ориентирование в
пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий,
точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных,
силовых и временных параметров движений, способность к согласованию
движений в целостные комбинации.
Важнейшим принципом обучения на занятиях является принцип
дифференцированного обучения и индивидуальный подход к каждому.
Планируемые результаты
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно – смысловые установки отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД
(познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Формирование универсальных учебных действий
УУД

Характеристика основных видов
деятельности учеников
Знания о физической культуре
Личностные, коммуникативные
• рассматривать физическую
культуру как явление культуры;
• характеризовать содержательные
основы здорового образа жизни,
раскрывать его взаимосвязь со
здоровьем, гармоничным
физическим развитием и физической
подготовленностью, формированием
качеств личности и профилактикой
вредных привычек;
• определять базовые понятия и
термины баскетбола, применять их в
процессе игры со своими
сверстниками;
• руководствоваться правилами
профилактики травматизма и
подготовки мест занятий,
правильного выбора обуви и формы
одежды в зависимости от времени
года и погодных условий;
• руководствоваться правилами
оказания первой доврачебной
помощи при травмах и ушибах во
время самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Способы двигательной (физической) деятельности
Личностные, коммуникативные,
• использовать занятия кружка и
регулятивные
спортивные соревнования для
организации индивидуального
отдыха и досуга, укрепления
собственного здоровья, повышения
уровня физических кондиций;
• взаимодействовать со
сверстниками в условиях
самостоятельной деятельности,
оказывать помощь в организации и

проведении тренировок, освоении
новых двигательных действий,
развитии физических качеств.
Личностные

Физическое совершенствование
• выполнять общеразвивающие
упражнения, целенаправленно
воздействующие на развитие
основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, гибкости и
координации);
• выполнять основные технические
действия и приѐмы игры в баскетбол
в условиях игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения
на оценку уровня индивидуального
развития основных физических
качеств.

Планируемые образовательные результаты программы:
Предметные:
Обучить теоретическим основам баскетбола.
Обучить основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и
передачи мяча,
ведению мяча, броскам в корзину.
Обучить индивидуальным и групповым тактическим действиям.
Сформировать систему навыков соревновательной деятельности по
баскетболу.
Метапредметные:
Развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание
организма.
Развитие и укрепление опорно-двигательного и суставно-связочного
аппарата.
Развитие специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости,
выносливости, скоростно-силовых качеств) для успешного овладения
навыками игры в баскетбол.
Личностные:
Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом
(баскетболом).
Формирование здорового образа жизни.
Воспитание умения действовать в команде.
Формирование стойкого интереса к занятиям, трудолюбия.

Цель программы: создание условий для углубленного изучения
спортивной игры баскетбол.
Задачи программы:
1. Расширение двигательного опыта за счет овладения действиями из
раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления
здоровья;
2. Совершенствование функциональных возможностей организма;
3. Формирование позитивной психологии общения и коллективного
взаимодействия;
4. Обучение основным элементам игры в баскетбол, закрепление и
углубление знаний и умений в данном виде спортивной игры.
Содержание программы
Содержание курса структурировано по видам спортивной подготовки:
теоретической, физической, технической и тактической.
Теоретическая подготовка
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Техника безопасности на занятиях.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом
собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами,
фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного
диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка,
скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты,
перекаты).
2. Специальная физическая подготовка
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости
баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну
ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: · с
разной скоростью; · в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком. 1.4. Передвижение в стойке
баскетболиста.

1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и
остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5.Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6.Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.

4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Требования к учащимся после прохождения учебного материала
После прохождения учебного материала учащийся должен знать:
 характеристику современных форм построения занятий по
баскетболу;
 использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;
 возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания,
памяти, мышления);
 возрастные особенности развития основных физических качеств.
уметь:
 быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь
правильно ―открываться‖, в защите - уметь правильно ―закрывать‖
защитника);
 свободно ловить и передавать мяч различными способами и на
различные расстояния; мяч правой и левой рукой;
 вести мяч правой и левой рукой;
 выполнять броски мяча с близкого расстояния;
 осуществить контроль функционального состояния организма при
выполнении физических упражнений;
 определить уровень достижений оздоровительного эффекта и
физического совершенства.
демонстрировать:
 изученные элементы баскетбола в двусторонней учебной игре;
 взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;
 развитие физических способностей по социальным тестам средствами
баскетбола и региональным тестам физической подготовленности;
 возрастную динамику физической подготовленности;
 оценку показателей физического развития.

№
п/п
1.
2.

№
п/п
1

2
3

4
5
6

7

8
9
10
11
12
13
14
15

Тематическое планирование 5 – 9 классы
Наименование разделов (общих тем)
Количество часов
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Итого

2
103
105

Тематическое планирование 5 – 8 классы
Тема занятия
Количество Форма проведения
часов
занятия
Инструктаж по технике
безопасности. Правила
поведения на занятиях
Стойка игрока
Передвижение в стойке
приставными шагами
левым и правым боком
Повороты на месте
Остановка прыжком
Ловля и передача мяча 2-мя
руками от груди на месте, в
парах
Ловля и передача мяча 2-мя
руками от груди в
движении, в парах и
тройках
Ловля и передача мяча 2-мя
руками в парах и кругу
Ловля и передача мяча со
сменой мест
Передача мяча с отскоком
от пола
Передача одной рукой от
плеча
Передача одной рукой
снизу
Взаимодействие двух
игроков с передачами мяча
Взаимодействие двух
игроков с передачами мяча
Ведение мяча на месте
правой и левой рукой

1

Лекция

1
1

Практическое
Практическое

1
1
1

Практическое
Практическое
Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

16
17

18

19
20
21

22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Ведение мяча шагом и
бегом правой и левой рукой
Ведение мяча с изменением
направления и скорости
движения
Ведение мяча с изменением
высоты отскока шагом и
бегом
Ведение шагом и бегом с
обводкой стоек
Ведение шагом и бегом с
обводкой стоек и с броском
Взаимодействие трех
игроков с передачами и
ведением мяча
Взаимодействие трех
игроков со встречным
ведением мяча
Взаимодействие трех
игроков со встречным
ведением мяча
Бросок мяча в кольцо 2-мя
руками от груди на месте
Бросок мяча в кольцо после
ловли
Бросок мяча в кольцо после
ведения
Бросок мяча в кольцо с
заданных точек
Бросок мяча в кольцо с
заданных точек
Бросок мяча в кольцо с
заданных точек
Бросок мяча в кольцо с
заданных точек
Бросок мяча в кольцо с
разных точек
Бросок мяча в кольцо с
разных точек
Бросок мяча в кольцо после
ведения с двух шагов
Бросок мяча в кольцо после
ведения с двух шагов
Бросок мяча в кольцо

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

36

37

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

одной рукой от плеча с
места
Бросок мяча в кольцо
одной рукой от плеча после
ловли
Бросок мяча в кольцо
одной рукой от плеча после
ведения
Штрафной бросок
Штрафной бросок
Бросок одной рукой сверху
на месте
Бросок одной рукой сверху
на месте
Бросок одной рукой сверху
в движении
Бросок одной рукой сверху
в движении
Бросок «крюком»
Бросок «крюком»
Бросок от головы в прыжке
Бросок от головы в прыжке
Разыгрывание спорного
мяча
Индивидуальная защита
Индивидуальная защита
Подбор мяча в защите
Подбор мяча в защите
Вырывание и выбивание
мяча после подбора
Вырывание и выбивание
мяча после подбора
Выбивание мяча сзади
Выбивание мяча сзади
Добивание мяча в
нападении
Добивание мяча в
нападении
Перехваты мяча
Перехваты мяча
Накрывание мяча, взятие
отскоков от щита (подбор)
Жонглирование мячом
Жонглирование мячом

1

Практическое

1

Практическое

1
1
1

Практическое
Практическое
Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1
1
1
1
1

Практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Практическое

1
1
1
1
1

Практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Практическое

1

Практическое

1
1
1

Практическое
Практическое
Практическое

1

Практическое

1
1
1

Практическое
Практическое
Практическое

1
1

Практическое
Практическое

64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

88

89

Командная защита
Командная защита
Зонная защита
Зонная защита
Зонная защита
Личная защита
Личная защита
Смешанная защита
Смешанная защита
Заслоны для игрока с
мячом, без мяча
Заслоны для игрока с
мячом, без мяча
Противодействие быстрому
прорыву
Противодействие быстрому
прорыву
Противодействие быстрому
прорыву
Противодействие быстрому
прорыву
Защита вблизи корзины
Защита вблизи корзины
Защита при вбрасывании
мяча
Защита при вбрасывании
мяча
Нападение против личной
защиты
Нападение против личной
защиты
Нападение против личной
защиты
Нападение против личной
защиты
Взаимодействие при
вбрасывании мяча из-за
боковой линии
Взаимодействие двух
игроков в нападении и
защите через <заслон>
Взаимодействие двух
игроков в нападении и
защите через <заслон>

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1
1
1

Практическое
Практическое
Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

90

91

92

93

94

95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105

Отвлекающие действия.
Финт на бросок – проход к
щиту
Отвлекающие действия.
Финт на бросок – проход к
щиту
Выполнение конкретных
задач в процессе учебнотренировочной игры
Контроль, разбор
выполненного задания или
его элементов
Прием нормативов по
технической и специальной
подготовке
Судейство
Судейство
Учебная игра
Товарищеская игра
Учебная игра
Учебная игра
Соревнования по
баскетболу
Соревнования по
баскетболу
Учебная игра
Учебная игра
Учебная игра
Итого

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1
1
1
1
1
1
1

Практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Практическое

1

Практическое

1
1
1

Практическое
Практическое
Практическое
105


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».