ВД Хоровая студия 1-4кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДЕНА
Приказ №94 ОД/р от «30» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности

Хоровая студия
для 1-4 класса
(реализация ФГОС НОО по ООП НОО)
Составили учителя:
Стѐсова Л.Ю. (ВКК)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО протокол
№1 от 30.08.2023

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с.
1.Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» №273-Ф от 29.12.2012 г.;
2.Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3.Основной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом № 66/2 от 21.06.19;
4.Учебным планом МКОУ ГО Заречный «СОШ№4», утвержденным приказом № 57 од/р от 20.05.19 г.;
5.Календарным учебным графиком на 2019—2020 учебный год, утвержденным приказом 69 од/р, от 16.07.19 г.;
6.Положением о рабочей программы учителя МКОУ ГО Заречный «СОШ № 4», утвержденным приказом № 104 од/р от 30.08.19 г.
Общая характеристика курса
Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет целью расширить
музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и
умения. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях,
помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость,
подавленность. Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие
имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля,
фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.
«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог
Сухомлинский. Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские,
эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского
голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного
произведения ведѐт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы. Особенности работы с хором
обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей
– одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для
освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением. Для
детей 6-9 лет характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого
хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача –
добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию
хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и
навыкам художественного исполнения.

Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые
требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития
поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это: сольфеджирование и показ
рукой движения мелодии, транспонирование отдельный мотивов, пение произведений а капелла и в сопровождении фортепиано,
использование детских шумовых инструментов для ритмического сопровождения.
Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, в занятие можно включить и
другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую
импровизацию.
Еще одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия: с солистами, по группам с неточно поющими детьми и
индивидуальные прослушивания учащихся с занесением результатов проверки в специальную карту индивидуального развития. Во
время такого прослушивания проверяют внимание, музыкальную память, слух, качество звукообразования (мягкая, твердая или
придыхательная атака), качество звучания (звонкость, мягкость, напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха,
продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку. Такие прослушивания, проводимые
один-два раза в год, позволяют контролировать и направлять певческое развитие участников хора и помогают лучше узнать личные
качества каждого ребенка.
Занятия проводятся в форме групповой работы.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых
праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре
постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Цель программы
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкальнотворческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства. Развитие общей музыкальной
культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала
ребенка.
Задачи программы
Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального воспитания детей на современном этапе:
-формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
-развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти,
эмоционально- эстетического восприятия действительности;
-воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в
разных видах музыкально-творческой деятельности;
-освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о
фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о
роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

-овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое
движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);
-формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;
-разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;
-обучение детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном звучании;
-развитие подвижности мягкого неба;
-формирование основных свойств голоса (звонкость, полетность, мягкость, вибраторность) при условии звучания здорового детского
голоса.
-формирование навыков певческой выразительности, вокальной артикуляции;
-развитие певческого дыхания, диапазона;
-обучение детей навыкам пения без сопровождения, навыкам многоголосия.
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.
Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении
содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат,
особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет
место варьирование.
Место курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Школьный хор» рассчитана на 4 года, всего 135 часов, из них в 1 классе- 33 часа; во 2- 4
классах - по 34 часа в каждом классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках общеинтеллектуального направления.
Время проведения: вторая половина учебного дня
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы:
-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
-Формирование основ гражданской идентичности, формирование основ гражданской идентичности, принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ
и историю;
-формирование эмоционального отношения к искусству;
-формирование духовно-нравственных ценностей, эстетических потребностей и эмоциональности и чувств;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время урочной, репетиционной и концертной деятельности,
умения работать в коллективе;
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы:
регулятивные УУД:
-планировать свои действия с творческой задачей и условиями еѐ реализации;
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
-выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством;
-создавать исполнительский план хорового произведения;
коммуникативные УУД:
-участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.) – участие в концертных выступлениях
различного уровня (класс, школа, район, город, регион);
-уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
-работать над унисоном в хоре и хоровой партии;
-осознавать свою роль в многоголосном пении;
-работа над произведениями с сопровождением разного уровня сложности и самостоятельности (дублирующим голос и не
дублирующим голос);
-работать с минусовками;
-применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.
познавательные УУД:
-использовать знаково-символические средства (нотная грамота, теория музыки, музыкальная литература) для разучивания и
исполнения хоровых произведений различной степени сложности;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников;
-расширять музыкальный кругозор.
Предметные результаты освоения программы:
Знать:
-Элементарные способы воплощения художественно-образного содержания хоровых произведений в различных видах музыкальной и
учебно-творческой деятельности;
-нотную грамоту;
-правильную певческую установку;
-особенности музыкального языка хорового искусства.
Уметь:

-применять полученные знания и приобретѐнный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для
организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
-исполнять хоровые произведения с аккомпанементом и без сопровождения;
-правильно пользоваться вокальным дыханием;
-исполнять хоровые произведения различной сложности (в соответствии с возрастом и техническими возможностями) в рамках
учебного материала;
-анализировать хоровые произведения различных жанров, эпох и культур.
Результаты реализации программы
1 года обучения
Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокальнохоровыми навыками:
-пение в унисон;
-певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
-передача простого ритмического рисунка;
-четкая дикция;
-свободное владение дыханием;
-способность передать характер произведения;
-владение динамикой p – mf.
-репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:
-музыку разного эмоционального содержания;
-музыкальные жанры (песня, танец, марш);
-одно, двух, трехчастные произведения, куплетную форму;
-средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
-музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
-знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
2 год обучения:
-наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в
концертах);
-владение некоторыми основами нотной грамоты;
-проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по
фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
-двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
-стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во
фразе;
-умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).

-умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.
3 год обучения:
-наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие
в импровизациях, активность в концертной деятельности);
-увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
-проявление навыков вокально-хоровой деятельности (несложные элементы двухголосия – подголоски);
-умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение
в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
-усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
-участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под
музыку и повышать сценическое мастерство.
4 год обучения:
-проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение
исполнять более сложные ритмические рисунки;
-умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к «трем китам» (песне,
танцу, маршу);
-повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
-исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в
аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
-умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;
-умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и
жанров;
-умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому
программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении
вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, песни
из мультфильмов
Содержание курса внеурочной деятельности
1 год обучения
Введение.
Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся
предыдущих лет обучения. Искусство пения – искусство души и для души
Раздел 1. Вокально-хоровая работа

Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального искусства. Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового
аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения. Певческая установка.
Унисон. Дикция. Работа в ансамбле. Строй. Артикуляционный аппарат.
Работа над чистотой интонации:
1. Определение примарной зоны звучания;
2. Работа над мелодическим слухом;
3. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;
4. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;
5. Работа над расширением певческого дыхания;
6. Совершенствование дикции;
Раздел 2. Музыкально - теоретическая подготовка
Дирижерский жест.
Основы музыкальной грамоты:
Лад. Мажор. Минор. Ритм – основа жизни и музыки. Темп – скорость музыки Тембр – окраска звука Динамика – сила звука.
Пластическое интонирование
Раздел 3. Концертная деятельность
Сценическое движение.
Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.
Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа.
Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные выступления. Формирование культуры исполнительской
деятельности.
2 год обучения
Раздел 1. Пение как вид искусства
Общее понятие о культуре певческого мастерства. История певческой культуры. Знакомство с музыкальными
жанрами. Прослушивание произведений различных жанров. Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального
искусства. Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его
составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения.
Раздел 2. Музыкальные термины и понятия.
Ознакомление с терминами вокального искусства. Высокие и низкие звуки. Ручные знаки. Знакомство с нотами. Одноголосное пение.
Понятие интонации. Двухголосие и основные приемы двухголосного пения. Знакомство с нотным станом Показ расположения нот на
нотном стане. Пение нот. Знакомство детей с гаммой до-мажор.
Раздел 3. Развитие ритмического слуха.
Долгие и короткие звуки. Музыкальный размер. Длительности нот. Целые, половинные, четвертые, восьмые, шестнадцатые
длительности. Ритмические упражнения. Определение длительностей. Выполнение простых ритмических рисунков.
Раздел 4. Развитие певческих способностей.

Знакомство с различной манерой пения. Роль дыхания в пении. Знакомство с основными видами дыхания. Постановка голоса.
Певческая позиция. Опора при исполнении различных произведений. Дикция. Артикуляция. Формирование культуры исполнения
произведений.
Раздел 5. Средства музыкальной выразительности.
Кульминация в музыкальных произведениях. Темп Динамика. Лад. Понятие о форме построения песни.
Раздел 6. Концертная деятельность.
Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Подбор движений к разучиваемому
произведению. Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные выступления
Формирование культуры исполнительской деятельности.
3 год обучения.
Раздел 1. Выработка певческих навыков.
Развитие певческих навыков. Формирование культуры исполнительского мастерства. Диапазон голоса певца. Развитие диапазона за
счет упражнений. Кантилена. Созвучность голосов в групповом исполнении. Упражнения на развитие вокальной техники.
Постановка голоса. Выработка певческих навыков.
Раздел 2. Развитие чувства ритма.
На примере разных произведений различать длительности. Научить детей различать простые и сложные ритмические
рисунки. Пунктирный ритм. Размер. Размер 2/4,4/4. Размер 3/4,6/8.
Раздел 3. Вокальная речь.
Развитие культуры вокальной речи. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Певческая позиция.
Раздел 4. Музыкальная форма.
Многообразие музыкальных форм. Основные принципы построения музыкальной формы. Простые формы. Одночастная форма.
Двухчастная форма. Куплетная форма.
Раздел 5. Развитие чувства лада.
Понятие о тоне и полутоне. Знаки альтерации. Мажор. Минор.
Раздел 6. Концертная деятельность.
Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью
сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка
концертных номеров. Концертные выступления.
4 год обучения.
Раздел 1. Выработка певческих навыков.
Развитие певческих навыков. Формирование культуры исполнительского мастерства. Упражнения для развития диапазона. Вокальная
техника. Упражнения для развития вокальной техники. Многоголосие. Формирование навыков двухголосного пения.
Раздел 2 Развитие чувства ритма.
Затакт. Триольный ритм. Нетрадиционные виды размеров (на примере народной музыки). Определение ритмических рисунков.
Ритмические упражнения.

Раздел 3. Вокальная речь.
Артикуляционная гимнастика Понятие опоры, диафрагмы. Упражнения на дыхание.
Раздел 4 Музыкальная форма. Простая музыкальная форма.
Трехчастная форма построения музыки. Форма рондо. Форма вариации.
Раздел 5 Развитие чувства лада.
Мажорное и минорное трезвучия. Обращение главных трезвучий лада. Элементы трехголосного исполнения. Пение
a capellо
Раздел 6. Концертная деятельность.
Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся. Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью
сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка
концертных номеров. Концертные выступления. Творчество и импровизация.
детских кинофильмов. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным
инструментом – голосом.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы
работы. Реализация программы внеурочной деятельности «Школьный хор» 1-4 класс»
направлена на учеников начальной школы СОШ №4 и создает условия для активного участия обучающихся по данной программе во
внеурочной деятельности школы по общекультурному направлению.
На хоровых занятиях органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на всех учащихся - коллективное воздействие
и индивидуальный подход к каждому участнику коллектива, т.е органически сочетаются групповые и дифференцированные формы
работы.
Занятия планируются с учѐтом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные
задачи.
-беседа;
-практические занятия;
-урок-концерт;
-репетиция;
-концерт;
-индивидуальная работа с учащимися;
-выездное занятие;
-мастер-класс;
-участие в конкурсах и фестивалях.
В рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа;

- элементы хорового сольфеджио;
- ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика
- творческие задания
- театрализация
- пластическое интонирование и др.

Тематическое планирование
1 класс.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Тема занятия.

Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с
коллективом Диагностика голосовых данных.
Работа над певческой установкой.
Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения. Искусство пения – искусство души и для
души. Отработка посадки, артикуляционного аппарата.
Выработка дыхания перед началом пения. Ознакомление с основами вокального искусства
Виды вокального искусства. Выработка свободного естественного звука, без крика и напряжения.
Работа над мягкой атакой звука. Понятие « опора», «диафрагма».
Выработка активного унисона. Строение голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его
составляющие.
Процесс звукообразования и звуковедения. Исполнение хоровых произведений.
Певческая установка.
Работа над артикуляцией, звуковедением.
Певческая установка. Упражнения на дикцию.
Работа над пением в унисон.
Определение примарной зоны звучания.
Упражнения на развитие мелодического слуха.
Упражнения на развитие мелодического слуха.
Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы.
Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы.
Певческая установка. Упражнения на дикцию.
Работа над расширением певческого дыхания; упражнения.

Кол-во часов.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч.
1ч
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Совершенствование дикции; упражнения.
Музыкально - теоретическая подготовка. Дирижерский жест.
Основы музыкальной грамоты: Лад. Мажор. Минор.
Основы музыкальной грамоты: ритм – основа жизни и музыки.
Основы музыкальной грамоты: темп – скорость музыки.
Основы музыкальной грамоты: тембр – окраска звука.
Основы музыкальной грамоты: динамика – сила звука.
Основы музыкальной грамоты: пластическое интонирование.
Концертная деятельность. Нахождение образа. Репетиционная работа.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

29.
30.
31.
32.
33.

Концертная деятельность. Подбор движений к разучиваемому произведению.
Концертная деятельность. Подготовка концертных номеров.
Концертная деятельность. Формирование культуры исполнительской деятельности.
Репетиционная работа. Отработка движений к исполняемому произведению.
Выступления. Концерт.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

2 класс.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Тема занятия.

Общее понятие о культуре певческого мастерства. Работа над вокально - хоровыми навыками:
выработка дыхания перед началом пения.
Работа над вокально - хоровыми навыками: выработка естественного, свободного звука; пение - легато.
История певческой культуры.
Работа над вокально - хоровыми навыками: над мягкой атакой звука, пение без напряжения.
Работа над формированием звука: грудное звучание.
Работа над вокально - хоровыми навыками: развитие дикции и артикуляции.
Работа над усвоением дирижѐрских жестов.
Работа над концертно - исполнительской практикой.
Работа над усвоением дирижѐрских жестов. Работа над концертно - исполнительской практикой.
Работа над концертно - исполнительской практикой.
Знакомство с музыкальными жанрами.
Прослушивание произведений различных жанров.
Ознакомление с основами вокального искусства.
Виды вокального искусства.

Кол-во часов.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Строение голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его составляющие.
Процесс звукообразования и звуковедения.
Ознакомление с терминами вокального искусства. Понятие о высоких и низких звуках.
Ознакомление с терминами вокального искусства. Ручные знаки.
Знакомство с нотами. Знакомство с нотным станом
Одноголосное и двухголосное пение. Двухголосие и основные приемы двухголосного пения.
Пение нот. Знакомство детей с гаммой до-мажор.
Долгие и короткие звуки. Понятие о музыкальном размере.
Длительности нот. Целые, половинные, четвертые, восьмые, шестнадцатые длительности. Ритмические
упражнения.
Определение длительностей. Выполнение простых ритмических рисунков.
Развитие певческих способностей. Знакомство с различной манерой пения. Роль дыхания в пении.
Знакомство с основными видами дыхания. Постановка голоса. Певческая позиция. Опора при
исполнении различных произведений.
Дикция. Артикуляция. Формирование культуры исполнения произведений
Дикция. Артикуляция. Формирование культуры исполнения произведений
Средства музыкальной выразительности: темп, динамика.
Средства музыкальной выразительности: Кульминация в музыкальных произведениях
Понятие о форме построения песни.
Концертная деятельность: Сценическое движение.
Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа.
Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Репетиционная работа. Подготовка
концертных номеров
Концертные выступления Формирование культуры исполнительской деятельности.

3 класс.
№
1.
2.
3.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

Тема занятия.

Кол-во часов.

Вокально - хоровые навыки: Отработка посадки, положения корпуса, артикуляционного аппарата.
Выработка певческих навыков.
Вокально - хоровые навыки: выработка дыхания перед началом пения, естественного свободного звука
без напряжения.
Вокально - хоровые навыки: мягкая атака звука, способа формирования гласных в разных регистрах.
Головное звучание.

1ч.
1ч.
1ч.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Вокально - хоровые навыки: мягкая атака звука, способ формирования гласных в разных регистрах.
Грудное звучание. Диапазон голоса певца.
Пение нон легато и легато. Упражнения.
Развитие дикционных навыков на основе специально подобранных упражнений.
Работа над строем и ансамблем: выработка активного унисона.
Работа над строем и ансамблем: устойчивое интонирование одноголосного пения. Работа над чистотой
интонирования.
Развитие певческих навыков.
Работа над строем и ансамблем: выработка активного унисона.
Формирование культуры исполнительского мастерства.
Развитие диапазона за счет упражнений.
Развитие диапазона за счет упражнений.
Кантилена. Упражнения на звуковедение.
Созвучность голосов в групповом исполнении.
Упражнения на развитие вокальной техники. Постановка голоса.
Упражнения на развитие вокальной техники. Выработка певческих навыков.
Развитие чувства ритма. Научить детей различать простые и сложные ритмические рисунки.
Развитие чувства ритма. На примере разных произведений различать длительности.
Развитие чувства ритма. Пунктирный ритм. Размер.
Размер: 2/4,4/4. Примеры.
Размер: 3/4,6/8. Примеры.
Вокальная речь. Развитие культуры вокальной речи. Артикуляция.
Вокальная речь. Упражнения на дыхание. Певческая позиция.
Музыкальная форма. Многообразие музыкальных форм.
Основные принципы построения музыкальной формы.
Музыкальная форма. Простые формы. Одночастная форма. Двухчастная форма. Куплетная форма.
Развитие чувства лада. Понятие о тоне и полутоне.
Развитие чувства лада. Понятие о знаках альтерации.
Повторение: мажор, минор.
Концертная деятельность. Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся
Сценическое движение.
Концертная деятельность. Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа.
Репетиционная работа. Сценический образ. Выступление.
Подготовка концертных номеров. Концертные выступления.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

4 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
II ч.
10
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22
23.
24.

Тема занятия

Развитие дикционных навыков на основе специально подобранных упражнений. Развитие певческих
навыков.
Работа над строем и ансамблем: выработка активного унисона.
Работа над строем и ансамблем: устойчивое интонирование одноголосного пения. Работа над чистотой
интонирования.
Исполнение хорового произведения. Усвоение дирижѐрских жестов.
Вокально - исполнительская техника. Хоровое сольфеджио. Освоение релятивной системы.
Вокально - исполнительская техника. Хоровое сольфеджио. Внедрение релятивной системы.
Упражнения для развития диапазона.
Концертно - исполнительская практика. Хоровая режиссура: адаптация к сцене.
Концертно - исполнительская практика. Хоровая режиссура: концентрировать внимание на дирижѐре
при исполнении песен.
Вокально - исполнительская техника. Хоровое сольфеджио. Внедрение релятивной системы.
Упражнения для развития диапазона.
Работа над строем и ансамблем: устойчивое интонирование одноголосного пения. Работа над чистотой
интонирования.
Упражнения для развития диапазона.
Вокальная техника. Упражнения для развития вокальной техники.
Вокальная техника. Упражнения для развития вокальной техники.
Многоголосие. Формирование навыков двухголосного пения
Многоголосие. Формирование навыков двухголосного пения
Развитие чувства ритма: триольный ритм.
Развитие чувства ритма. Нетрадиционные виды размеров (на примере народной музыки).
Развитие чувства ритма. Определение ритмических рисунков.
Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения.
Вокальная речь. Артикуляционная гимнастика.
Понятие опоры, диафрагмы.
Вокальная речь. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на дыхание.
Музыкальная форма. Простая музыкальная форма.

Кол-во часов
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34
35

Музыкальная форма. Трѐхчастная.
Музыкальная форма. Рондо.
Музыкальная форма. Вариации.
Развитие музыкального лада. Мажорное и минорное трезвучия. Обращение главных трезвучий лада.
Двухголосное пение. Элементы трехголосного исполнения.
Пение a capellа
Концертная деятельность. Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся.
Сценическое движение.
Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа.
Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Выступление.
Концертные выступления. Творчество и импровизация.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

Методическая литература:
1. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: созданный на основе
« Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.
2.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
3.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
4.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета
музыки», 2007.
6.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
7.Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
8.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение, 2001г.
9.Нахимовский А.М. «Театральное действо»
10.Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 1996г.
11.Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону 2002 г.
12.Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
13.В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
14.В. Попов, П. Халабузарь «Хоровой класс».
15.О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».