ВД Функциональная грамотность 2_класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Функциональная грамотность
2 класс

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод. объединения

зам. директора по УВР

директор

Ковалѐва Н.В.
Протокол №1 от «28» августа
2023 г.

Ёлкина Н.Н.
от «28» августа 2023 г.

Гришина Валентина
Сергеевна
Приказ № 94 ОД/р от
«30» августа 2023 г.

г. Заречный,
2023 год

ВВЕДЕНИЕ
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять
простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний,
умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается
минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности
личности в конкретной культурной среде.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо:
появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах
ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывались с профессиональной деятельностью людей: компенсацией
недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот
подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и
т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как
способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь
образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные
способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание;
стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.
Предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская,

2

информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в
начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в обучении
младших школьников:
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных
классах.

ПРОГРАММА КУРСА
«Функциональная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего
школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных
текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на

3

текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность»
является формирование у обучающихся способности определять и
понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является
развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» предназначена для реализации во 2 классе начальной
школы и рассчитана на 34 часа (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность) (1 час в
неделю) и 34 часа (финансовая грамотность) (1 час в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность
проведения занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются
сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: понятия «художественный» и
«научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характе-

4

ристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых
выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и
второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждѐнные деньги, средства
защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, овощами, мѐдом, лесной землей, песком,
глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины.
Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия
частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Формы и виды организации занятий
игровая деятельность;
проектная задача
работа по проекту
решение олимпиадных заданий
ролевая игра
диспут
дебаты
практикум
проблемно-ценностное общение;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:

5

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать
ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

6

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных
текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

7

– понимание и правильное использование экономических
терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчѐтов.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются
ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.

8

№
п/п

Тема

1,2

Михаил Пришвин. Беличья
память

3,4

И. СоколовМикитов.
В берлоге

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Формируемые умения
изучения
Читательская грамотность
Различия научно– Определять жанр, тему, героев произведения;
познавательного и – объяснять значения выражений, встретившихся в
художественного
тексте;
текстов.
– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в прочитанном
тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного и
отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.
Содержание расска- Определять жанр, тему, героев произведения;
за.
– объяснять значения выражений, встретившихся в
Отличия художетексте;
ственного, научно– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатапознавательного и
ми из него;
газетного стилей.
– составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
– разгадывать ребусы;

9

5,6

Лев Толстой.
Зайцы

Содержание рассказа. Сравнение научно-познавательного
и художественного
текстов.

7,8

Николай Сладков. Весѐлая
игра

Содержание рассказа

– устанавливать логические связи.
– Заполнять кластер на основе полученных сведений
из текста;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять объект на рисунке с помощью подсказки;
– определять последовательность действий, описанных в рассказе;
– различать художественный и научнопознавательный текст;
– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения;
– определять по высказываниям информацию, полученную из текста;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Определять тип и тему текста, называть его персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты
в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;
– объяснять лексическое значение слов и выражений;
– устанавливать истинность и ложность утверждений,
подтверждая или опровергая их с помощью цитат;

10

9,10

Обыкновенные
кроты

Содержание научно-познавательного
текста.

11,
12

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

Содержание художественного текста.

– составлять на доступном для второклассника языке
инструкции/правила, грамотно оформлять их на
письме.
– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе прочитанного
текста;
– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;
– соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
– определять название раздела, в котором может быть
размещѐн текст.
– Определять книгу, в которой можно прочитать
предложенный художественный текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– находить в тексте предложение по заданному вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;
– определять главную мысль текста;

11

13
14

15,
16

Полевой
хомяк

Про бобров

Содержание научно-познавательного
текста.

Содержание текста,
текст-описание.

– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Определять вид текста;
– составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;
– дополнять описание хомяка на основе рисунка;
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным предложениям;
– отвечать на вопросы на основе полученных сведений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к сообщению.
– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте словосочетание и
объяснять его лексическое значение;
– находить среди предложенных вариантов вопросы,
на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в письменной
форме.

12

Всего:

16 часов
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1.

Про беличьи
запасы

2

Медвежье
потомство

3

Про зайчат и
зайчиху

Сложение одинаковых слагаемых, решение задач.

– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;
– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах
100;
– объяснять графические модели при решении задач;
– анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;
– строить ломаную линию.
Столбчатая диа– Анализировать данные столбчатой диаграммы,
грамма, таблицы,
представленные в явном и неявном виде;
логические задачи. – дополнять недостающие на диаграмме данные;
– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны
на диаграмме;
– анализировать данные таблицы, устанавливая их
истинность и ложность;
– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
Единицы измерения – Определять количество часов в сутках;
времени: сутки, ча- – находить необходимую информацию в тексте и вы-

13

сы. Сложение в
пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма.

4

Лисьи забавы

Решение логических задач с помощью таблицы;
столбчатая диаграмма, чертѐж.

5

Про крота

Сложение в пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма.

полнять математические вычисления;
– подбирать из предложенных чисел суммы чисел,
состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
– решать логические задачи по данному условию;
– составлять элементарную диаграмму.
– Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью таблицы;
– анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме
данные;
– составлять вопросы, ответы на которые можно
узнать по данным столбчатой диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять построения
на чертеже в соответствии с данными задачи.
– Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;
– решать примеры на основе предложенной цепочки
примеров;
– определять цвета геометрических фигур на основе
верных высказываний.

14

6

7,8

9

Про ежа

Про полевого
хомяка

Бобры-

Решение выражений, столбчатая и
круговая диаграмма, названия месяцев.

Решение выражений, столбчатая и
круговая диаграммы, именованные
числа, четырѐхугольники.

Диаметр, длина

– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого;
– определять время с помощью скорости и расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе полученных данных;
– определять последовательность маршрута на основе
схемы;
– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
– находить путь хомяка на основе заданного условия,
доказывать, что путь выбран правильно;
– записывать именованные числа в порядке возрастания;
– строить четырѐхугольники по заданному условию.
– Иметь представление о диаметре окружности;

15

строители

ВСЕГО:
1-4

Беличьи
деньги

5-8

Повреждѐнные
и фальшивые
деньги

окружности, решение практических
задач.

– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности еѐ заполнения;
– находить приблизительное значение диаметра
окружности, зная длину окружности;
– заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.
9 ЧАСОВ

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Бумажные и метал- – Объяснять значение понятий «покупка», «продажа»,
лические деньги,
«сделка», «деньги»;
рубль, копейка.
– понимать, откуда возникло название российских
денег «рубль» и «копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ, синтез и
сравнение;
– готовить небольшое сообщение на заданную тему.
Наличные деньги, – Объяснять на доступном для второклассника
средства защиты
уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньбумажных денег,
ги;
повреждѐнные
– знать правила использования поврежденных денег;
деньги.
– находить и показывать средства защиты на россий-

16

9-12

Банковская
карта

Банковская карта.

1316

Безопасность
денег на банковской карте

Правила безопасности при использовании банковских
карт.

1720

Про кредиты

Кредит. Ипотечный
кредит. Автокредит. Кредит наличными.

ских банкнотах;
– находить необходимую информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на основе полученной информации.
– Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с
помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.
– Иметь представление об элементах, расположенных
на лицевой и оборотных сторонах банковской карты,
объяснять их назначение;
– находить необходимую информацию в тексте задания;
– формулировать правила безопасности при испол
зовании банковских карт.
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;
– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден банку
по срокам его оплаты;

17

2124

Про вклады

Вклад, вкладчик,
срочный вклад,
вклад до востребования.

2528

Ловушки для
денег

Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.

2931

Такие
разные деньги

Валюта, курс для
обмена валюты,
деньги разных
стран.

32-

Встреча друзей

– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту
банка по срокам его оплаты.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до
востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент по
вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают проценты.
– Определять доходы, расходы и прибыль;
– отличать желаемые покупки от необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных ситуациях
при покупке товара;
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.
– Иметь представление о валюте как национальной
денежной единице;
– находить необходимую информацию в тексте и на
иллюстрациях к заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной единицы
стране;
– иметь представление о банковской операции «обмен
валюты».
– Находить необходимую информацию в тексте зада-

18

ния;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в таблице
данные;
– выполнять письменное и устное сложение чисел в
пределах 1000.
34 ЧАСА

34

ВСЕГО:
1

Про белочку и
погоду

2

Лесные сладкоежки

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Наблюдения за
– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая
погодой.
погода», «облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений;
– работать в парах.
Медонос, настоя– Проводить несложные опыты с мѐдом;
щий и искусствен- – определять последовательность действий при проный мѐд
ведении опытов;
– делать выводы по результатам опытов;
– различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мѐда;
– анализировать данные таблицы;
– строить логические рассуждения и оформлять их в
устной и письменной речи;

19

3

Про Зайчишку
и овощи

Морковь, огурец,
помидор, свѐкла,
капуста.

Лисьи норы

Устройство лисьей
норы, свойства лесной земли, песка и
глины, состав почвы.

5

Корень – часть
растения

Корень. Виды корневых систем. Видоизменѐнные корни.

6

Занимательные
особенности
яблока

Яблоко, свойства
яблока.

4

– иметь представление о лечебных свойствах мѐда.
– Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;
– выделять среди овощей корнеплоды;
– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным путѐм;
– сравнивать свойства сырой и варѐной моркови.
– Иметь представление об устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие опыты по определению
свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие
почвы.
– Называть части цветочных растений;
– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменѐнные корни.
– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а
при покрытии разреза соком лимона не темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.

20

7

Про хомяка и
его запасы

Горох, свойства
прорастания гороха.

8

Материал для
плотин

Строение древесины дерева, определение возраста дерева.

9

Позвоночные
животные

Рыбы, птицы, рептилии, амфибии,
млекопитающие.

– Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и воздух
влияют на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в
первое время, проростки используют вещества, запасѐнные в самих семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие света
на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет температура на
прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева
на прорастание семян;
– определять правильную последовательность прорастания семян гороха.
– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению свойств
древесины разных пород деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что такое твѐрдые и мягкие
породы деревьев.
– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных животных;

21

Всего:

– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы
в тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
9 часов

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».