ВД За страницами русского языка 1-4кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод.
объединения

зам. директора по УВР

директор

________________________

________________________
Протокол №1 от «__» августа от «__» августа 2023 г.
2023 г.

Гришина Валентина Сергеевна
Приказ №___ от «__» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
за страницами учебника русского языка
для обучающихся 1-4 классов

г. Заречный,
2023 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы
«Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей» Л.В.
Мищенковой.
Данная программа рассчитана на 1- 4 класс обучения (1 класс – 33 учебных часа, 24 класс –34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю.
Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных
особенностей младших школьников.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать
познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Цель программы: закрепление изученного на уроках русского языка материала, более
полное его усвоение, а так же знакомство с понятиями, которые остаются за пределами
изучения школьной программы.
Задачи:
 развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познаниемродного языка;
 развитие мотивации к изучению русского языка;
 развитие творчества и обогащение словарного запаса;
 совершенствование общего языкового развития учащихся;
 углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
 развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
 учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является
именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не
усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта
дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания,
воображения.Формирование и развитие общеучебных умений и
навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные
способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению
предлагаемой ситуации.
Развивающий
аспект Развитие
речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности,
как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,
доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Программа направлена на формирование общеинтеллектуальных умений,
обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных
способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку.

2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСАВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ






Личностные результаты:
осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
понимать необходимость быть носителем правильной речи;
проявлять интерес к изучению русского языка.
Метапредметные результаты:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
Находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в







ряду;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить логические цепи рассуждения;
 приводить доказательства;
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменнойформе;
 выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
конкретных ситуаций;
 планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
(определятьцель, функции участников, способы взаимодействия);
 полно и точно выражать свои мысли;
 владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовымкорректировать свою точку зрения;
 задавать четко сформулированные вопросы.
Предметные результаты:
 углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;
 распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
 отличать признаки основных языковых единиц;
 различать понятия: «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «омонимы»,
«архаизмы», «неологизмы», «паронимы», «палиндромы», приводить их примеры;
 иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;
 знать историю происхождения и лексическое значение наиболее
частоупотребляемых слов и фразеологизмов;
 знать виды словесных игр и головоломок;
 приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами,
логогрифами итак далее;
 творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм,
использовать воображение, фантазию.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено
возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От
игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как
известные, так и
малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей,
закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки,

конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и
умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что
сказать, как выиграть.
Виды игр:
 на развитие внимания и закрепления терминологии;
 игры-тренинги;
 игры-конкурсы (с делением на команды);
 сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
 интеллектуально-познавательные игры;
 интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому
насменяются виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
 сказочные сюжеты уроков;
 сочинение своих сказок.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Структура курса
1. Фонетика.
2. Лексика.
3. Орфография.
4. Морфология.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается
наследующих принципах:
•
занимательность;
•
научность;
•
сознательность и активность;
•
наглядность;
•
доступность;
•
связь теории с практикой;
•
индивидуальный подход к учащимся.
Познавательный аспект
•
формирование и развитие различных видов памяти, внимания,
воображения, атакже творческие возможности ребенка;
•
формирование и развитие общеучебных умений и
навыков.Развивающий аспект
•
создать условия для приобщения школьников к художественной культуре;
•
способствовать развитию интереса к
чтению.Воспитывающий аспект
•
воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью обучения языку является развитие и совершенствование
познавательных, языковых и творческих процессов (внимания, восприятия,
воображения,различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых
компетенций обучающихся.
Раздел 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с
произведениями, где
допущеныорфографические
ошибки, творческие задания для формирования орфографической
зоркости,логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных
способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на
знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Раздел 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании,

«мозговойштурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые
задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Раздел 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со
словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и
энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,
логически- поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому
языку,активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к
заданной ситуации.
Раздел4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

1.
2.
3.
4.
5.

Формы и виды организации внеурочной деятельности
игровая деятельность;
проектная задача
решение олимпиадных заданий
ролевая игра
практикум
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование
1класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Название
Речь
устная
и письменная
Что такое слово?
В мире звуков
Игротека
Звуки и буквы – не одно и то же
Что
такое метаграммы?
Жили
былигласные
Игротека

и согласные.

Количество
уроков
1
1
1
1
1
1
1
1

9.
10.
11.
12.
13.
14.

Волшебник Ударение.
Такие
разные согласные
Такие
разные, разные согласные
Игротека
Русские народные загадки
Зачем
шипятшипящие?

1
1
1
1
1
1

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Познакомьтесь: алфавит!
Игротека
Привет, пословица!
Поговорим
о предложении
Еще немного о предложении
Игротека
Знакомимся
с анаграммами
Что такое текст?

1
1
1
1
1
1
1
1

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Что мы пишем с большой буквы?
Игротека
О
безударных гласных
О парных звонких и глухих согласных
Слова - приятели
Игротека
Слова – неприятели
Волшебное словопредлог

31. Что за зверь такой - фразеологизм?
32. Игротека.
33. Учимся различатьслова
разных частей речи

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование2 класс
№
Название
п/п
1. Что мы знаемзвуках и буквах о
1
2. Что такое лексика?
3. Однозначные
и многозначные слова
4. Игротека
5. Слова-братья
6. Слова-наоборот
7. Пословица недаром молвится
8. Игротека
9. И
снова пословицы,пословицы, пословицы, …
10. Играем со словарными словами
11. Анаграммы
12. Игротека
13. Секреты некоторых букв
14. Шарады, анаграммы и метаграммы
15. Еще
раз осинонимах и антонимах
16. Игротека
17. Слова, обозначающиепредметы
18. Слова, обозначающие действие предметов
19. Слова,
обозначающиепризнаки предметов
20. Игротека
21. Текст,
тема, главная мысль
22. Заголовок- всему голова
23. Работаем
с фразеологизмами
24. Игротека
25. И снова пословицы
26. Ещѐ
раз
о фразеологизмах
27. Русские народные загадки
28. Игротека
29. И вновь словарные слова
30. Учимся различатьимена существительные, имена прилагательные
иглаголы
31. Какие
слова русского языка помогают называть качества
характера
32. Игротека
33. Повторяем…
34. Повторяем, повторяем…

Количество
уроков

Календарно-тематическое планирование3 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Количество
уроков

Название
Да
здравствует русский язык!
Вежливые слова
Поговорки
и пословицы
Игротека
Запоминаем словарные слова
Растения
вофразеологизмах
Животные
во фразеологизмах
Игротека
Я не поэт, я только учусь
Как
морфология порядок навела
Игра
с пословицами
Игротека
И снова животные во фразеологизмах

14. Кое-что
о местоимении
15. Познакомимся поближе с наречием

ичислительным

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Игротека
Состав
слова. Основа
слова.Формы слова.
Про
корень
и окончание
Про суффикс и приставку
Игротека
Непроизносимые согласные
Учимся различатьприставку
и предлог
Учимся писать НЕ с глаголами
Игротека
Имена существительные сшипящим
звуком на конце
Его
величество ударение
Поговорим
о падежах
Игротека
Сложные слова
От архаизмов до неологизмов

31.
32.
33.
34.

По
страницам энциклопедий
Игротека
Повторяем…
Повторяем,
повторяем …

Календарно-тематическое
планирование4 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

Количесвто
уроков

Название
И снова о русском языке…
Крылатые слова и афоризмы
Копилка занимательных заданий
Игротека
Об именах
О русских фамилиях
В поисках сбежавших головоломок
Игротека
Мы

играем

в логогрифы

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Учимся распознавать речевые ошибки
Коллекция заморочек
Игротека
Ох
уж
эти фразеологизмы!...
Работаем над рифмами
Словесные забавы
Игротека
Продолжаем работу
над фразеологизмами

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Русские пословицы и поговорки
Ассорти
длялюбителей русского языка
Игротека
И
снова
офразеологизмах
Однородные члены предложения
Ошибочкавышла!...
Игротека
Про омонимы и ихразновидности
Еще
немногофразеологизмов
В
стране Перевертундии
Игротека

29.
30.
31.
32.

Что такое «паронимы»
Запоминаем словарные слова
31 июня
Игротека

33. Повторяем…
34. Повторяем…

Методическое обеспечение
Методическое пособие. Занимательный русский язык. Л.В. Мищенкова.1,2,3 4 класс. –
М.:Издательство РОСТ. 2013
Рабочая тетрадь. Занимательный русский язык. Л.В. Мищенкова.Задания для
развитияпознавательных способностей»1,2,3, 4 класс. – М.: Издательство РОСТ.
2013


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».