ВД. За страницами учебника математика 1-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
За страницами учебника математики
для обучающихся 1- 4 классов

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод.
объединения

зам. директора по УВР

директор

________________________

________________________
Ёлкина Н.Н.
Ковалѐва Н.В.
Протокол № 1
Протокол №1
от «__» августа 2023 г.
от «__» августа 2023 г.

ГО Заречный, 2023

Гришина Валентина Сергеевна
Приказ №___ от «__» августа
2023 г.

I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в
рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное
развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
(далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной
деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной
деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник
программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько с математическим содержанием, сколько новизной
и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у
учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а
также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей
учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений младших школьников
с
применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство
с
оригинальными
путями
рассуждений,
овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на
воспитание
интереса
к
предмету,
развитие
наблюдательности,
геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и
умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших
школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной
деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью
в программу включены подвижные математические игры, последовательная
смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия,
что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения
математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах
классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое
общение между детьми (возможность подходить друг к другу,
переговариваться, обмениваться мыслями). При организации

Занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеѐк», «Пересадки»,
принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах
постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания
могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память,
творческое воображение, наблюдательность, последовательность
рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
 развитие краткости речи;
 умелое использование символики;
 правильное применение математической терминологии;
 умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
 умение делать доступные выводы и обобщения;
 обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
—
формирование умения рассуждать как компонента логической
грамотности;
—
освоение эвристических приѐмов рассуждений;
—
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором
стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
—
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять
простейшие гипотезы;
—
формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
—
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлѐнности, умения
преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
—воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие

самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)
Срок реализации программы 4 года
Программа
«Занимательная
математика»
реализуется
в
общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное
время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная
и любопытная информация, занимательные математические факты,
способные дать простор воображению.
Формы и виды организации внеурочной деятельности
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это
тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования.
Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,
экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических
данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
— «Весѐлый счѐт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками.
Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,
«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай
задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счѐтчик», «Не подведи друга»,
«День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками»,
«Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
—игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние
карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,

«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приѐмы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для
работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и
правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным
условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом
условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п
искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся
в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств
для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации;
—конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
—объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
—анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
—оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи;
—конструировать несложные задачи.
—

Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки,
указывающие направление движения. Проведение линии по заданному
маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку).
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в
конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с
заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Создание объѐмных фигур из развѐрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечѐнный конус, усечѐнная пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:

Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Создание объѐмных фигур из развѐрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечѐнный конус, усечѐнная пира- да,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»
конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы
«Танграм»,
«Спички»,
«Полимино», «Кубики»,
«Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия
«Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др.,
указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( станов, треугольников, угол- и,спичек) в
исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали
конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в
соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным
условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном
условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развѐрток;
-осуществлять развѐрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.

Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика»
являются:

 осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране,
выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании
участвовать в ее делах и событиях;
 осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей,
сформированность нравственных представлений и этических чувств;
культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
 установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметнымирезультатами являются:
 способность регулировать собственную деятельность, направленную
на познание окружающей действительности и внутреннего мира
человека;
 способность осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных задач;
 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений
окружающего мира.
 умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в
единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих
проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения
явлений действительности: пространство и время, количество и
качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
 владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в
области естественно-научных и социальных дисциплин;
 умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные особенности природных объектов, описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории общества;
 умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои
высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы
Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения
Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения
в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весѐлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

Календарно – тематический план
1 класс
№ п/п

Разделы программыи темы учебных занятий

1.

Математика

2.

Танграм: древняякитайская головоломка

1

3.

Путешествие точки

1

4.

Игры с кубиками

1

5.
6
7

Танграм: древняякитайская головоломка
Волшебная линейка
Праздник числа 10

1
1
1

8
9
10

Конструирование многоугольников
Игра-соревнование
«Весѐлый счѐт»
Игры с кубиками

11- 12

Конструкторы лего

2

13

Весѐлая геометрия

1

14
15- 16
17

Математическиеигры
«Спичечный»конструктор
Задачи-смекалки

1
2
1

18
19

Прятки с фигурами
Математическиеигры

1
1

20
2122
23
24
25
26
27

Числовыеголоволомки
Математическаякарусель

1
2

Уголки
Игра
в
магазин.Монеты
Конструированиефигур из деталей танграма
Игры с кубиками
Математическоепутешествие

1
1
1
1
1

28
29
30

Математическиеигры
Секреты задач
Математическаякарусель

1
1
1

31
32
33

Числовыеголоволомки
Математическиеигры
КВН «Математика
–Царица наук»

1
1
1

–

этоинтересно

Кол- во
часов
1

издеталей танграма

1
1
1

2 класс
№
п/п

Разделы программыи темы учебных занятий

1.
2.
3.

«Удивительнаяснежинка»
Иrpa«Крестики-нолики»
Математическиеигры

1
1
1

4.

Прятки с фигурами

1

5.
6-7
8.
9.
10.

Секреты задач
«Спичечный»конструктор
Геометрическийкалейдоскоп
Числовые головоломки
«Шаг в будущее»

1
2
1
1
1

11.
12.
13.
14.
15.
1617
18

Геометрия
вокругнас
Путешествие точки
«Шаг в будущее»
Тайны окружности
Математическоепутешествие
«Новогоднийсерпантин»

1
1
1
1
1
2

Математическиеигры

1

19.
20.
21.
22.
23.

«Часы нас будят поутрам...»
Геометрическийкалейдоскоп
Головоломки
Секреты задач
«Что скрываетсорока?»

1
1
1
1
1

24.

Интеллектуальнаяразминка

1

25.
2627.
28.
29.
30.

Дважды два —четыре
Дважды два —четыре

1
2

В царстве смекалки
Интеллектуальнаяразминка
Составь квадрат
.
Мир занимательныхзадач

1
1
1

Математическиефокусы

1

Математическаяэстафета

1

3132.
33.
34.

Кол- во
часов

2

3 класс
№
п/п

Разделы программыи темы учебных занятий

Кол- во
часов

1.
2.

Интеллектуальнаяразминка
«Числовой» конструктор

1
1

3.

Геометрия вокругнас

1

4.
5-6
7
8-9

Волшебные переливания
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный»конструктор

1
2
1
2

10

Числовые головоломки

1

1112
13

Интеллектуальнаяразминка

2

Математическиефокусы

1

14
15

Математическиеигры
Секреты чисел

1
1

16

Математическая копилка

1

17

Математическое путешествие

1

18
19
20 21
22
23

Выбери маршрут
Числовые головоломки
В царстве смекалки

1
1
2

Мир занимательных задач
Геометрическийкалейдоскоп

1
1

24
25
2627
28
29
30
31
3233
34

Интеллектуальнаяразминка
Разверни листок
От секунды достолетия

1
1
2

Числовые головоломки
Конкурс смекалки
Это было в старину
Математическиефокусы
Энциклопедия математическихразвлечений

1
1
1
1
2

Математическийлабиринт

1

4 класс
№
п/п

Разделы программыи темы учебных занятий

Кол- во часов

1.
2.

Интеллектуальнаяразминка
Числа-великаны

1
1

3.
4.
5

Мир занимательныхзадач
Кто что увидит?
Римские цифры

1
1
1

6
7
8
9
1011
12
13
14
1517
18
19
20
21
2223
24
2526
27
2829
30
31
32
33
34

Числовые головоломки
Секреты задач
В царстве смекалки
Математическиймарафон
«Спичечный»конструктор

1
1
1
1
2

Выбери маршрут
Интеллектуальнаяразминка
Математическиефокусы
Занимательноемоделирование

1
1
1
3

Математическаякопилка
Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика — нашдруг!»
Решай,
отгадывай,считай
В царстве смекалки

1
1
1
1
2

Числовые головоломки
Мир занимательныхзадач

1
2

Математическиефокусы
Интеллектуальнаяразминка

1
2

Блиц-турнир порешению задач
Математическаякопилка
Геометрические фигуры вокруг нас
Математическийлабиринт
Математическийпраздник

1
1
1
1
1

Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчѐт числа точек на
верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в
ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное
выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое
читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом
шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Материально-техническое обеспечение
—Кубики (игральные) с точками или
— Комплекты карточек с числами:

цифрами.

-0,1,2,3, 4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
— «Математический веер» с цифрами и знаками.
— Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
— Часовой циферблат с подвижными стрелками.
— Набор «Геометрические тела».

Методическое обеспечение
Литература для учащихся
Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф
—
Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.:
Знаток, 2009.
—
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика
вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,
С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
—

Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития
логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.:
Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А.
Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности.
- М„ 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».