МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности За страницами учебника математики для обучающихся 1- 4 классов РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. объединения зам. директора по УВР директор ________________________ ________________________ Ёлкина Н.Н. Ковалѐва Н.В. Протокол № 1 Протокол №1 от «__» августа 2023 г. от «__» августа 2023 г. ГО Заречный, 2023 Гришина Валентина Сергеевна Приказ №___ от «__» августа 2023 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.). Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько с математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации Занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеѐк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; развитие краткости речи; умелое использование символики; правильное применение математической терминологии; умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; умение делать доступные выводы и обобщения; обосновывать свои мысли. Ценностными ориентирами содержания программы являются: — формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; — освоение эвристических приѐмов рассуждений; — формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; — формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; — формирование пространственных представлений и пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлѐнности, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; —воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы. Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы) Срок реализации программы 4 года Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4 Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. Формы и виды организации внеурочной деятельности Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Математические игры: — «Весѐлый счѐт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; — игры: «Волшебная палочка», «Лучший счѐтчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; —игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; — игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; — игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Универсальные учебные действия: -сравнивать разные приѐмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; -моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; -применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с числовыми головоломками; -анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами; -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; -аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Универсальные учебные действия: — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; —конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; —объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; —оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; —конструировать несложные задачи. — Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из развѐрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечѐнный конус, усечѐнная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами: Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из развѐрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечѐнный конус, усечѐнная пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами: - моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; - танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор; - конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; - конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование». Универсальные учебные действия: -ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; -ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения; -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); -выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; -анализировать расположение деталей ( станов, треугольников, угол- и,спичек) в исходной конструкции; -составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции; -выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции; -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием; -объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии; -анализировать предложенные возможные варианты верного решения; -моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развѐрток; -осуществлять развѐрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Предполагаемые результаты реализации программы. Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются: осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире; установка на безопасный здоровый образ жизни; Метапредметнымирезультатами являются: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление; владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Формы и виды контроля. - Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики». - Проектные работы. - Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки». - Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки». - Турнир по геометрии. - Блиц - турнир по решению задач. -Познавательная конкурсно-игровая программа «Весѐлый интеллектуал». -Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру» Календарно – тематический план 1 класс № п/п Разделы программыи темы учебных занятий 1. Математика 2. Танграм: древняякитайская головоломка 1 3. Путешествие точки 1 4. Игры с кубиками 1 5. 6 7 Танграм: древняякитайская головоломка Волшебная линейка Праздник числа 10 1 1 1 8 9 10 Конструирование многоугольников Игра-соревнование «Весѐлый счѐт» Игры с кубиками 11- 12 Конструкторы лего 2 13 Весѐлая геометрия 1 14 15- 16 17 Математическиеигры «Спичечный»конструктор Задачи-смекалки 1 2 1 18 19 Прятки с фигурами Математическиеигры 1 1 20 2122 23 24 25 26 27 Числовыеголоволомки Математическаякарусель 1 2 Уголки Игра в магазин.Монеты Конструированиефигур из деталей танграма Игры с кубиками Математическоепутешествие 1 1 1 1 1 28 29 30 Математическиеигры Секреты задач Математическаякарусель 1 1 1 31 32 33 Числовыеголоволомки Математическиеигры КВН «Математика –Царица наук» 1 1 1 – этоинтересно Кол- во часов 1 издеталей танграма 1 1 1 2 класс № п/п Разделы программыи темы учебных занятий 1. 2. 3. «Удивительнаяснежинка» Иrpa«Крестики-нолики» Математическиеигры 1 1 1 4. Прятки с фигурами 1 5. 6-7 8. 9. 10. Секреты задач «Спичечный»конструктор Геометрическийкалейдоскоп Числовые головоломки «Шаг в будущее» 1 2 1 1 1 11. 12. 13. 14. 15. 1617 18 Геометрия вокругнас Путешествие точки «Шаг в будущее» Тайны окружности Математическоепутешествие «Новогоднийсерпантин» 1 1 1 1 1 2 Математическиеигры 1 19. 20. 21. 22. 23. «Часы нас будят поутрам...» Геометрическийкалейдоскоп Головоломки Секреты задач «Что скрываетсорока?» 1 1 1 1 1 24. Интеллектуальнаяразминка 1 25. 2627. 28. 29. 30. Дважды два —четыре Дважды два —четыре 1 2 В царстве смекалки Интеллектуальнаяразминка Составь квадрат . Мир занимательныхзадач 1 1 1 Математическиефокусы 1 Математическаяэстафета 1 3132. 33. 34. Кол- во часов 2 3 класс № п/п Разделы программыи темы учебных занятий Кол- во часов 1. 2. Интеллектуальнаяразминка «Числовой» конструктор 1 1 3. Геометрия вокругнас 1 4. 5-6 7 8-9 Волшебные переливания В царстве смекалки «Шаг в будущее» «Спичечный»конструктор 1 2 1 2 10 Числовые головоломки 1 1112 13 Интеллектуальнаяразминка 2 Математическиефокусы 1 14 15 Математическиеигры Секреты чисел 1 1 16 Математическая копилка 1 17 Математическое путешествие 1 18 19 20 21 22 23 Выбери маршрут Числовые головоломки В царстве смекалки 1 1 2 Мир занимательных задач Геометрическийкалейдоскоп 1 1 24 25 2627 28 29 30 31 3233 34 Интеллектуальнаяразминка Разверни листок От секунды достолетия 1 1 2 Числовые головоломки Конкурс смекалки Это было в старину Математическиефокусы Энциклопедия математическихразвлечений 1 1 1 1 2 Математическийлабиринт 1 4 класс № п/п Разделы программыи темы учебных занятий Кол- во часов 1. 2. Интеллектуальнаяразминка Числа-великаны 1 1 3. 4. 5 Мир занимательныхзадач Кто что увидит? Римские цифры 1 1 1 6 7 8 9 1011 12 13 14 1517 18 19 20 21 2223 24 2526 27 2829 30 31 32 33 34 Числовые головоломки Секреты задач В царстве смекалки Математическиймарафон «Спичечный»конструктор 1 1 1 1 2 Выбери маршрут Интеллектуальнаяразминка Математическиефокусы Занимательноемоделирование 1 1 1 3 Математическаякопилка Какие слова спрятаны в таблице? «Математика — нашдруг!» Решай, отгадывай,считай В царстве смекалки 1 1 1 1 2 Числовые головоломки Мир занимательныхзадач 1 2 Математическиефокусы Интеллектуальнаяразминка 1 2 Блиц-турнир порешению задач Математическаякопилка Геометрические фигуры вокруг нас Математическийлабиринт Математическийпраздник 1 1 1 1 1 Содержание программы Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчѐт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Материально-техническое обеспечение —Кубики (игральные) с точками или — Комплекты карточек с числами: цифрами. -0,1,2,3, 4, ...,9(10); -10,20, 30, 40,..., 90; -100, 200, 300, 400,..., 900. — «Математический веер» с цифрами и знаками. — Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). — Часовой циферблат с подвижными стрелками. — Набор «Геометрические тела». Методическое обеспечение Литература для учащихся Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф — Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009. — Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. — Литература для учителя 1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. – № 7. 2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000. 3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.