ВД. Родной русский язык 1-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

рук. метод. объединения зам. директора по УВР
Ковалѐва Н.В.
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.

Ёлкина Н.Н.
от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор
Гришина Валентина
Сергеевна
Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Родной язык (русский)
1- 4 класс

г. Заречный, 2023

1. Пояснительная записка
Курс родному языку (русскому) направлен на достижение
следующих целей:

расширение представлений о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к
родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и
языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

формирование первоначальных представлений о национальной
специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и
фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об
основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете;

совершенствование умений наблюдать за функционированием
языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с
точки зрения особенностей картины мира, отражѐнной в языке;

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять
элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе
требований
к
предметным
результатам
освоения
основной
образовательной
программы,
представленной
в
федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего
образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку по 17 часов в 1 – 4
классах (I полугодие).
Основные
предмета

содержательные

линии

программы

учебного

«Русский родной язык»
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает
содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского
языка,
о
происхождении
слов,
об
изменениях
значений
общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о
национально-культурной специфике русского языка, об общем и
специфическом в языках и культурах русского и других народов России и
мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание,
обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц,
развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в
учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного
русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться

словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение
культурой речи: практическое освоение норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с
совершенствованием четырѐх видов речевой деятельности в их
взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников
(умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом
общении); расширением практики применения правил речевого этикета.
Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа
с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые
тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых
типов, жанров, стилистической принадлежности.

Требования к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования
по русскому родному языку
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение
на родном языке» должно обеспечивать:
 воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению
культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство
русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
 приобщение к литературному наследию русского народа;
 обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
 расширение знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, формирование аналитических умений в
отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых
типов и жанров.

Планируемые результаты
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне начального общего образования должны быть ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях и отражать:
1.Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
 осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего
народа;
 осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей
народа;
 осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
русского языка;
● распознавание слов с национально-культурным компонентом значения

(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями
между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта; фольклорная лексика);
● понимание традиционных русских сказочных образов, понимание
значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы; правильное уместное употребление
эпитетов и сравнений в речи;
● понимание
значения фразеологических оборотов, отражающих
русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского
традиционного быта; уместное употребление их в современных
ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
● понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых
выражений; правильное их употребление в современных ситуациях
речевого общения (в рамках изученного);
● понимание значений устаревших слов с национально-культурным
компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
стилистическими), приобретение опыта использования языковых
норм в речевой практике:
● осознание важности соблюдения норм современного русского
литературного языка для культурного человека;
● соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
● соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
● обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение
объѐма используемых в речи языковых средств для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и
стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка:
● произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень
слов);
● осознание смыслоразличительной роли ударения на примере
омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка:
● выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее
точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
● проведение синонимических замен с учѐтом особенностей текста;
● выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
● редактирование письменного текста с целью исправления речевых
ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного
русского литературного языка:
● употребление
отдельных
грамматических
форм
имѐн
существительных: словоизменение отдельных форм множественного
числа имѐн существительных;
● употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного
числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими
конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица
единственного числа настоящего и будущего времени;
● выявление и исправление устной речи типичных грамматических
● ошибок,
связанных
с
нарушением
согласования
имени
существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде
(если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
● редактирование
письменного текста с целью исправления
грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных нор
современного русского литературного языка (в рамках изученного
в основном курсе):
● соблюдение
изученных орфографических норм при записи
собственного текста;
● соблюдение изученных пунктуационных норм при
записисобственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
● использование
учебных толковых словарей для определения
лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
● использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей
синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе
редактирования текста;
● использование учебного орфоэпического словаря для определения
нормативного произношения слова, вариантов произношения;
● использование учебных словарей для уточнения состава слова;
● использование учебных этимологических словарей для уточнения
происхождения слова;
● использование
орфографических
словарей
для
определения
нормативного написания слов.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма),
соблюдение норм речевого этикета:
 владение различными приѐмами слушания научно-познавательных
ихудожественных текстов об истории языка и культуре русского
народа;
 владение различными видами чтения (изучающим и поисковым)
научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа;
 чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов
или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов,

загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей
текстов;
 умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного
текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять
наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь
между фактами;
 умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста:
устанавливать причинно-следственные отношения этих частей,
логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не
разделѐнного на абзацы; приводить объяснения заголовка текста;
владеть приѐмами работы с примечаниями к тексту;
 умение осуществлять информационную переработку прослушанного
или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
 уместное использование коммуникативных приѐмов устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
 уместное использование коммуникативных приѐмов диалога (начало и
завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого
поведения в ходе диалога;
 умение строить устные сообщения различных видов: развѐрнутый
ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы
одноклассника, мини-доклад;
 создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации;
 создание текстов-повествований (например, заметки о посещении
музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках;
об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
 создание текста как результата собственного мини-исследования;
оформление сообщения в письменной форме и представление его в
устной форме;
 оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
 редактирование собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного
текстов;
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
● соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе
русского речевого этикета;
 различение этикетных форм обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации.
собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,
стилистической принадлежности.
● совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение русским литературным языком в разных
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;

приобретение практического опыта исследовательской работы по
русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний.
Формы и виды организации занятий
1. игровая деятельность;
2. проектная задача
3. работа по проекту
4. ролевая игра
5. диспут
6. дебаты
7. практикум
8. творческая мастерская
9. творческая лаборатория
10.проблемно-ценностное общение;
11.досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
12.социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая деятельность);
13.трудовая (производственная) деятельность;
●

Содержание учебного предмета «Русский
 родной язык»
Первый год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки
и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т. д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках,
загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как
правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение,
вопрос как запрос на новое содержание).



Второй год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,
салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,
ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса,
плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба,
каша, щи, похлѐбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них
сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например,
4) шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти)
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры,
утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие
коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в
разных языках общий смысл, но различную образную форму (например,
ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).
Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением
места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарѐм ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и
сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за
сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Приѐмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как
убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные
выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения;
использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной
речи. Различные виды ответов: развѐрнутый ответ, ответ-добавление (на
практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами
связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев;
повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развѐрнутое толкование значения слова.



Третий год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между
людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство –
побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные
названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской
культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик,
коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли,
гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения
(например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.):
уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях
фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении
этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История
моего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные
оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность
русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка,
книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например,
категории рода, числа имѐн существительных). Практическое овладение
нормами употребления отдельных грамматических форм имѐн
существительных (например, форм родительного падежа множественного
числа). Практическое овладение нормами правильного и точного
употребления предлогов с пространственным значением, образования

предложно-падежных
форм
существительных.
Существительные,
имеющие только форму единственного или только форму множественного
числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных
способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования
их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов
или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.).



Четвѐртый год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например,
добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова,
связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка,
батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых
связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными
отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа
на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в
разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной
литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России
и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?
(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.)
Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом
словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (3ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках
изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного
оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделѐнного на абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской
деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью
совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул
(на практическом уровне).
Тематическое планирование на первый год обучения
1 кл (17 часа – 1 час в неделю)
№ урока

Тема

Кол-во
часов

Раздел 1. Секреты речи и текста 7 часов
1

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо.

1

1

Как люди общаются друг с другом

1

1

Вежливые слова

1

1

Как люди приветствуют друг друга

1

2
1
1
1
2
1
1
1
1
2

Зачем людям имена
Спрашиваем и отвечаем
Раздел 2. Язык в действии 5 часов
Выделяем голосом важные слова
Можно играть звуками
Где поставить ударение
Как сочетаются слова
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее 3 часов
Как писали в старину
Дом в старину: что как называлось
Во что одевались в старину
Раздел 4. Секреты речи и текста 2 час
Сравниваем тексты
Итого

2
1
1
1
2
1
1
1
1
2
17

2 класс (17 часов)
№
урока

1

Тема урока
Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч.)
По одѐжке встречают…

Кол-во
часов

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Ржаной хлебушко, калачу дедушка
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи
Каша – кормилица наша
Любишь кататься,люби и саночки возить.
Делу время, потехе час
В решете воду не удержишь
Самовар кипит, уходить не велит
Язык в действии (5 ч)
Помогает ли ударение различать слова?
Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Как появились пословицы и фразеологизмы?
Как можно объяснить значение слова?
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?
Секреты речи и текста (4ч)
Учимся вести диалог
Составляем развѐрнутое толкование значения слова
Устанавливаем связь предложений в тексте
Создаѐм тексты- инструкции и тексты- повествования

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого 17 часов

3 класс (17 часов)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока

Кол-во
часов

Русский язык: прошлое и настоящее (10 часов)
1
Где путь прямой, там не езди по кривой
1
Кто друг прямой, тот брат родной
1
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
1
Сошлись два друга – мороз да вьюга
1
Ветер без крыльев летает
1
Какой лес без чудес
1
Дело мастера боится
1
Заиграйте, мои гусли…
1
Что ни город, то норов
1
У земли ясно солнце, у человека – слово
Язык в действии (5 часов)
1
Для чего нужны суффиксы?
1
Какие особенности рода имѐн существительных есть в русском языке?
1
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?
1
Как изменяются имена существительные во множественном числе?
1
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Секреты речи и текста (2 часа)
1
Создаѐм тексты – рассуждения. Создаѐм тексты – повествования.
1
Учимся редактировать тексты
Итого 17 часов

4 класс (17 часов)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11,12
13,14
15,16
17

Тема урока

Кол-во
часов

Русский язык: прошлое и настоящее (5 часов)
1
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
1
Вся семья вместе, так и душа на месте
1
Красна сказка складом, а песня – ладом
1
Красное словцо не ложь
1
Язык языку весть подаѐт
Язык в действии (3 часа)
1
Трудно ли образовывать формы глагола?
1
Можно ли об одном и том же сказать по-разному?
Как и когда появились знаки препинания?
1
Секреты речи и текста (9 часов)
1
Задаѐм вопросы в диалоге
1
Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста
2
Учимся составлять план текста
2
Учимся пересказывать текст
2
Учимся оценивать и редактировать тексты
Представление результатов выполнения проектного задания
1
«Пишем разные тексты об одном и том же»
Итого 17 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».