ВД. Литературное чтение на родном (русском) языке

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

рук. метод. объединения зам. директора по УВР
Ковалѐва Н.В.
Протокол №1
августа 2023 г.

от

«28»

Ёлкина Н.Н.
от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор
Гришина Валентина Сергеевна
Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Литературное чтение на родном (русском) языке
1- 4 класс

г. Заречный, 2023 год

1. Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» разработана для организаций, реализующих программы
начального общего образования. Содержание программы направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования в части требований, заданных федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего
образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку
курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский
язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на
родном русском языке в рамках предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а
также особенностями функционирования русского языка и русской
литературы в разных регионах Российской Федерации. В Указе Президента
РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от
19 декабря 2012 г. № 1666, отмечается, что «общероссийская гражданская
идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты,
присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное
российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный)
код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка,
исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации
и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие
принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих
Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую
российскую культуру».
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения
основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное
чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания
родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире,
национальной истории и культуре, воспитания потребности в
систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной
самоидентификации.
В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему
ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь

средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему
поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную
связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного
отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части
родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое
пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и
современности, к традициям своего народа; осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской
культуры.
В программе курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть
национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь
русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и
духовной культурой русского народа. Эти концептуальные положения
определяют особенности курса «Литературное чтение на родном (русском)
языке», отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в
предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается
русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа,
духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям
русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности
воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира; в)
расширенному историко-культурному комментарию к произведениям,
созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий
позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности
истории и культуры народа, а также содержание произведений русской
литературы.
Русская литература обладает высочайшей степенью эмоционального
воздействия на внутренний мир младшего школьника, возможностями
приобщения к гуманистическим ценностям и культурно-историческому
опыту своего народа. Обладая гуманистическим потенциалом, русская
литература помогает воспитанию школьников в духе уважительного
отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
овладению культурой межнационального общения.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке», основанный
на тех же принципах, что и основной курс «Литературное чтение»,
предусматривает знакомство младших школьников с произведениями
русской литературы, в которых наиболее ярко отражены духовные основы
русской культуры, русский национальный характер, обычаи, традиции
русского народа.

Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на
решение следующих задач:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества;
 воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту
русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое
пространство своего народа; формирование у младшего школьника
интереса к русской литературе как источнику историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей;
 формирование представлений об основных нравственно-этических
ценностях, значимых для национального русского сознания и
отраженных в родной литературе;
 обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях
русского языка на основе изучения произведений русской
литературы;
 формирование потребности в постоянном чтении для развития
личности, для речевого самосовершенствования;
 совершенствование читательских умений понимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении;
 развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта
создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском)
языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение
предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует
обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и
коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурноисторический подход к представлению дидактического материала, на основе
которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы.
Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжѐнные с ним
ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру
русского народа в их исторической взаимосвязи. Еще одной общей чертой
двух курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и
запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение в
специфике выбранных произведений. Данная программа соотносится с
«Примерной программой по учебному предмету «Родной язык (русский)»
для образовательных организаций, реализующих программы начального
общего образования» на уровне: целевые установок, концептуальных основ
построения курсов; принципов отбора содержания; координации
осваиваемых младшими школьниками ключевых понятий.

Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке»
не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и
иную родную литературу, поэтому учебное время, отведѐнное на изучение
данного предмета, не может рассматриваться как время для углублѐнного
изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном
курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения
литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения
фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие
в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить
знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания
и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и изучения
младшим школьникам произведения русской литературы отражают разные
стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные
ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда,
любовь и др.).
Место учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» в учебном плане
Программа составлена на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы, представленной
в федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку по 17 часов в
1 – 4 классах (II полугодие).
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на
содержание основного курса «Литературное чтение», сопровождает и
поддерживает его, соотносится с включенным в него содержанием, но при
этом не дублирует это содержание.
В содержании программы выделены следующие разделы: «Виды
речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения»,
«Литературоведческая
пропедевтика»,
«Творческая
деятельность
обучающихся».
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном
(русском) языке» в центре внимания находятся:
1. Важные для национального сознания концепты, существующие в
культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до
современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости,
совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на
материале доступных для восприятия учащихся начальной школы
произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную
специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими

произведениями помогает младшим школьникам понять ценности
национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
2. Интересы ребенка младшего школьного возраста: главными героями
значительного количества произведений выступают сверстники младшего
школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя
представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу
включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи,
показывают пути взросления, становления характера, формирования
нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами
сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В
программе
представлено
значительное
количество
произведений
современных авторов, продолжающих в своем творчестве национальные
традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны
современному школьнику.
3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых
национально-специфических явлений образы и мотивы, отраженные
средствами других видов искусства, что позволяет представить
обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» и принципами построения курса содержание
каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия –
Родина моя». В каждом разделе выделены тематические подразделы,
например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и т.
д., во втором: «Люди земли русской», «О родной земле». Произведения
каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что
позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность
формы произведения, темы или проблемы).
Программа предусматривает выбор произведений из предложенного
списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также
вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих
программах предполагает обращение к литературе народов России в целях
выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких
по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя
могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учѐтом
национально-культурной специфики региона.
Планируемые результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования по предмету «Литературное
чтение на родном (русском) языке»
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в
составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной
образовательной
программы
начального
общего
образования,
сформулированным в федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих
личностных результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества,
осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других
народов; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих
метапредметных результатов:
1. познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска,
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая
нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее
достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
2. регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной
рефлексии.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих
предметных результатов:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную
ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление

национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативноэстетические возможности русского языка на основе изучения произведений
русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного
развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для
культурной самоидентификации; для приобретения потребности в
систематическом чтении русской литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции
героев художественного текста, позицию автора художественного текста,
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными
приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста,
доказывать
и
подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
воспринимать художественную литературу
как один из
видов
искусства,
соотносить
впечатления
от
прочитанных
(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских
аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с
аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Достижение предметных результатов по годам обучения:
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами
интерпретации художественных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по
содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста,
доказывать
и
подтверждать
собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения.
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира,
национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста,
доказывать
и
подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого);

пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
воспринимать художественную литературу
как один из
видов
искусства,
соотносить
впечатления
от
прочитанных
(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с
аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
К концу четвѐртого года изучения учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся
научится:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного
развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста,
доказывать
и
подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
воспринимать художественную литературу
как один из
видов
искусства,
соотносить
впечатления
от
прочитанных
(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских
аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с
аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений,
отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи;
умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать
вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость
чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим
осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с
помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных
по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов
чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский
фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих
нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального
сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении
многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание
и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие,
трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции:
единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание
родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с
окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как
носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная
оценка поступков героев.
Понимание
особенностей
русской
литературы:
раскрытие
внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным
проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы
(солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение
этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением
человека.
Чтение
информационных
текстов:
историко-культурный
комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов
изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном
обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки
зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской
художественной
литературы.
Пополнение
словарного
запаса.
Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный
пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых
формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального
речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по
проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на
список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в
учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и
энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения
классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной
литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции
русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского
чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о
Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях,
писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для
русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие
фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема;
герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное
своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных
литературных произведений)
Интерпретация
литературного произведения
в
творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание
собственного устного и письменного текста на основе художественного
произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с
опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин
русских художников.
Формы и виды организации занятий
1. игровая деятельность;
2. проектная задача
3. работа по проекту
4. ролевая игра
5. диспут
6. дебаты
7. практикум
8. творческая мастерская

9. творческая лаборатория
10.театральная мастерская
11.театральная постановка;
12.проблемно-ценностное общение;
13.досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
14.экскурсия
15.социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая деятельность);

Тематическое планирование по годам обучения

Тематическое планирование первого года обучения (17 часов)
№
п\п

1
2

3
4
5

Тема
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (8часов)
Я и книги
Не красна книга письмом, красна умом
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы
«Волшебные сказки»).
Я взрослею
Без друга в жизни туго
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом»
(фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
В. А. Осеева. «Почему?»

Кол-во
часов

1
1

1
1
1
1

9

Л. Н. Толстой. «Лгун». Пословицы о правде и честности.
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ ( 8часов)
Что мы Родиной зовѐм
С чего начинается Родина?
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).

10

П. А. Синявский. «Рисунок».

1

6

7
8

1
1

1

11
12
13
14
15
16
17

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе
Сколько же в небе всего происходит
Русские народные загадки о солнце, луне, звѐздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока».
В. М. Катанов. «Жар-птица».
А. Н. Толстой. «Петушки».
Проверочная работа

1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование второго года обучения (17 часов)
№
п/п

1
2

3

4
5
6

7
8

Кол-во
часов

Тема
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (10 часов)
Я и книги
Не торопись отвечать, торопись слушать
О. С. Бундур. «Я слушаю».
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава
«Нянины сказки»).
Я взрослею
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Кто идѐт вперѐд, того страх не берѐт
Пословицы о смелости.
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Я и моя семья
Семья крепка ладом
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю

9

Мечты, зовущие ввысь
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».

10

Е. В. Григорьева. «Мечта».
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ ( 7 часов)

1
1

1

1
1
1

1
1

1

1

11
12

13
14
15
16
17

Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли русской
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на
помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник
весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
О родной природе
К зелѐным далям с детства взор приучен
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
Проверочная работа

1
1

1
1
1
1
1

Тематическое планирование третьего года обучения (17 часов)
№
п/п

1

2

Тема
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (10 часов)
Я и книги
Пишут не пером, а умом
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой
дневник»).
Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

Кол-во
часов

1

1

3

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

1

4

Живи по совести
Пословицы о совести.
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

1

5

Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».

1

6
7
8

Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных
шариках» (фрагмент).

1
1
1

9
10

11
12

13

14

15
16
17

Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы
«Зелѐная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский»
(фрагмент).
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 часов)
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли русской
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чѐрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
И. П. Токмакова. «Туман».
К. Г. Паустовский. «Клад».
Проверочная работа

1
1

1
1

1

1
1
1
1

Тематическое планирование четвѐртого года обучения (17 часов)
№
п/п

1
2
3

4

Тема

Кол-во
часов

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (10 часов)
Я и книги
Испокон века книга растит человека
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент
главы «Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далѐкого прошлого» (глава
«Книжка с картинками»).

1

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

1

Я взрослею
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».

1

1

5

Любовь всѐ побеждает
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».

1

Я и моя семья
6
7
8

9
10

11
12

13
14

15
16
17

Такое разное детство
М. В. Водопьянов. «Полярный лѐтчик (глава «Маленький
мир»).
М. В. Водопьянов. «Полярный лѐтчик (глава «Мой первый
«полет»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку»
(главы «Про печку»,
«Про чистоту»).
Я фантазирую и мечтаю
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне»
(фрагменты).
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 часов)
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли русской
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе»
(глава «В школу»).
Что мы Родиной зовѐм
Широка страна моя родная
А. С. Зеленин. «Мамкин Василѐк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
О родной природе
Под дыханьем непогоды
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».
А. Н. Майков. «Гроза».
Проверочная работа

1
1
1

1
1

1

1

1
1

1
1
1

Словари и справочники серии «Словари XXI века»:
1. Атрошенко О. Осипова К. Русский народный календарь.
2. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.
3. Большой фразеологический словарь русского языка. Коллектив авторов
под ред. В.Н. Телия.
4. Большой толковый словарь синонимов русской речи. Коллектив
авторов под ред. Л.Г. Бабенко.
5. Дядечко Л. П.Словарь крылатых слов и выражений нашего времени.
6. Зимин В. И. Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких
выражений.
Интернет-ресурсы
1. Академический
орфографический
словарь. URL:
http://gramota.ru/slovari/info/lop (дата обращения: 10.09.2020).
2. Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
(дата обращения: 10.09.2020).
3. 16. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru (дата обращения:
10.09.2020).
4. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
(дата
обращения: 10.09.2020).
5. Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru (дата обращения: 10.09.2020).
6. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki (дата обращения: 10.09.2020).
7. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru Русская речь.
URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/ (дата обращения: 10.09.2020).
8. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru (дата
обращения: 10.09.2020).
9. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru (дата
обращения: 10.09.2020).
10. Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
(дата обращения: 10.09.2020).
11.Фундаментальная электронная
библиотека «Русская литература и
фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
(дата обращения: 10.09.2020).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».