Информатика и ИКТ 8-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод. объединения

зам. директора по УВР

директор

Ёлкина Наталья
Гришина Валентина
Печеркина Тамара
Николаевна
Сергеевна
Сергеевна
Приказ
№1
Приказ
№94
ОД/р
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.
от «30» августа 2023 г.
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика и ИКТ»
для обучающихся 8-9 классов

Майорова Я.Д.
Елкина Н.Н.

Заречный 2023

Примерная рабочая программа по информатике на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
 формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счѐт
развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов, информационных
ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни
современного общества;
 развитие алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной
деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с
задачами, решѐнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
 формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с
информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях
обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых
и этических аспектов еѐ распространения, стремления к продолжению образования в области
информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств
информационных технологий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» в основном общем образовании
отражает:
 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных
системах;
 основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
 междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности
 расширяет курс Информатики основного общего образования.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает
основы понимания принципов функционирования и использования информационных
технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного
из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при
изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса
при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика и ИКТ» — сформировать у
обучающихся:
 понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода
цифровой трансформации современного общества;
 владение базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности; знания, умения и навыки грамотной постановки задач,
возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью
информационных технологий; умения и навыки формализованного описания
поставленных задач;
 базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
 знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для
построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
 умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на
одном из языков программирования высокого уровня;
 умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных
программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с
их помощью практических задач;
 умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с
помощью информационных технологий, применять полученные результаты в
практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики ИКТ на уровне основного общего
образования расширяет курс информатики по следующим тематическим разделам:
1) Теоретические основы информатики и ИКТ
2) Алгоритмы и программирование
3) Основы программирования на языке Python
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс рассчитан на 51ч: 1 ч в неделю 8 класс, 0,5 ч в неделю (2 полугодие 1 ч) в 9
классе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»
8 класс

Теоретические основы информатики
Информация — одно из основных понятий современной науки. Информация как
сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные,
которые могут быть обработаны автоматизированной системой.
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов.
Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный
алфавит. Количество различных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в
двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество
различных слов фиксированной длины в алфавите определѐнной мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите. Позиционные и непозиционные системы счисления. Алфавит. Основание.
Развѐрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в
других системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод натуральных чисел в двоичную систему
счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной
системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система
счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную
и десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Представление целых чисел в Р-ичных системах счисления. Арифметические
операции в Р-ичных системах счисления.
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и
составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое
умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание),
«исключающее или» (сложение по модулю 2), «импликация» (следование),
«эквиваленция» (логическая равнозначность). Приоритет логических операций.
Определение истинности составного высказывания при известных значениях
истинности входящих в него элементарных высказываний.
Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение
таблиц истинности логических выражений. Упрощение логических выражений.
Законы алгебры логики. Построение логических выражений по таблице истинности.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.

Алгоритмы и программирование
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные
переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления.
Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.
Проверка делимости одного целого числа на другое.
Операции с вещественными числами. Встроенные функции.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом
языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трѐх и
четырѐх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Логические переменные.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений
величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего
делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в
позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Разложение натурального числа на простые сомножители.
Цикл с переменной. Алгоритм проверки натурального числа на простоту.
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма при
заданном множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического,
минимального
и
максимального
значений
элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчѐт частоты появления символа в строке.
Встроенные функции для обработки строк.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Понятие о сложности
алгоритмов.

Основы программирования на языке Python
Переменная. Код. Основные особенности программирования на языке Python.
Знакомство с программой Python 3.10. Синтаксис. Структуры данных: списки (lists),
кортежи (tuples) и словари (dictionaries). Строки. Операторы while, if, for. Функции.
Вложенные (встроенные) функции. Выполнение проектов «Чат-бот» и «Дракон и
подземелье». Следование алгоритму. Упрощение кода.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка
программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых
массивов, на одном из языков программирования (Python: заполнение числового
массива случайными числами, в соответствии с формулой или путѐм ввода чисел;
нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в
массиве; подсчѐт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию;
нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива.

Обработка потока
данных:
вычисление
количества,
суммы, среднего
арифметического, минимального
и
максимального значения элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Тематическое планирование курса

№
п/п

1.1

1.2

1.3

1.4

Наименование
разделов и тем
учебного предмета

Колич
ество
часов

Программное содержание

Раздел 1. Теоретические основы информатики и ИКТ
Информация – одно из основных
понятий современной науки.
Информация как
Дискретность данных. Возможность
общенаучное и
1
описания непрерывных объектов и
философское понятие
процессов с помощью дискретных
данных. Информационные процессы.
Разнообразие языков и алфавитов.
Естественные и формальные языки.
Алфавит текстов на русском языке.
Двоичный алфавит. Количество
всевозможных слов (кодовых
комбинаций) фиксированной длины в
двоичном алфавите. Преобразование
Способы
любого алфавита к двоичному.
представления
2
Количество различных слов
информации. Язык.
фиксированной длины в алфавите
Алфавит. Символ
определѐнной мощности.
Кодирование символов одного
алфавита с помощью кодовых слов в
другом алфавите, кодовая таблица,
декодирование. Двоичный код.
Представление данных в компьютере
как текстов в двоичном алфавите.
Непозиционные, позиционные и
Основные сведения о
унарная системы счисления. Алфавит.
1
системах счисления
Основание. Развѐрнутая форма записи
числа. Арифметические операции
Перевод из двоичной в десятичную
Десятичная и
систему счисления. Перевод из
двоичная системы
3
десятичной системы счисления в
счисления
двоичную. Перевод целых чисел в
пределах от 0 до 1024 в двоичную

Основны
е виды
деятельно
сти
обучающ
ихся

1.5

Восьмеричная система
счисления

1

1.7

Шестнадцатеричная
система счисления

2

1.8

Математическая
логика

2

Итого

2.1

2.2

2.3
2.4

3.1

систему счисления.
История. Актуальность. Перевод
чисел из восьмеричной системы в
двоичную и десятичную системы и
обратно.
История. Актуальность. Перевод
чисел из шестнадцатеричной системы
в двоичную, восьмеричную и
десятичную системы и обратно
Объект, свойство объекта,
группировка объектов, общие
и отличающие свойства. Нахождение
лишнего объекта. Высказывания.
Одинаковые по смыслу
высказывания. Логические
конструкции «все», «ни один»,
«некоторые». Решение задач
с помощью логических
преобразований. Круги Эйлера

12
Раздел 2. Алгоритмы и программирование
Свойства алгоритмов: массовость,
Теория алгоритмов
1
результативность, дискретность,
понятность. Понятие «Алгоритм».
Способы записи алгоритмов.
Команда. Программа. Блок-схема.
Элементы блок-схемы: начало, конец,
команда, стрелка. Построение блокВзаимодействия
схемы по тексту. Циклические
исполнителя и
2
алгоритмы. Блок-схема циклического
алгоритма
алгоритма. Элемент блок-схемы:
цикл. Построение блок-схемы
циклического алгоритма по блоксхеме линейного алгоритма. Работа
в среде формального исполнителя
Работа в среде формального
Исполнитель Робот
3
исполнителя
Исполнитель
Работа в среде формального
2
Черепашка
исполнителя
Итого
8
Раздел 3. Основы программирования на языке Python
Знакомство с языком
программирования
1
Язык программирования. Программа
Python
Типы данных.
2
Оператор присваивания. Переменная:

Переменные

Ввод и вывод данных

2

Ветвление

2

Циклы

3

Проект «Чат-бот»

2

Проект «Дракон и
подземелье»

2

Табличные
величины (массивы).

Элементарные
операции с массивами.
Сумма элементов
массива; линейный
поиск заданного
значения в массиве;
Элементарные
операции. Подсчѐт
элементов массива,
удовлетворяющих
заданному условию;
Сортировка массива
Проект «Тестовая
программа
«Проверка знаний по
информатике»
Итоговая работа

2

тип, имя, значение. Правила
образования имѐн переменных. Типы
данных: целое число, строка
Функция. Виды функций. Функция:
print(), input(), int()
Оператор if-else. Вложенное
ветвление. Множественное ветвление.
Оператор if-elif-else
Цикл с предусловием. Цикл
с параметром
Чат-бот. Планирование диалога,
программирование при помощи
команд print и input
Создание линейной мини-игры с
вариантом выбора ответов
Одномерные массивы. Обработка
потока
данных:
вычисление
количества,
суммы, среднего
Составление и отладка программ,
реализующих типовые алгоритмы
обработки одномерных числовых
массивов, на одном из
языков
программирования
(Python:
заполнение числового массива
случайными
числами,
в
соответствии с формулой или путѐм
ввода чисел;

2

нахождение суммы элементов
массива; линейный поиск заданного
значения в массиве;

4

нахождение минимального
(максимального) элемента массива.

2

Отработка стандартных алгоритмов
сортировки

3

Программа проверки знаний по
информатике (нескольким вопрос с
оценкой результата)

3

Теория 10 вопросов

формата ОГЭ
Итого

Практика – 5 вопросов
16

Поурочное планирование 8 класс
№
Наименование разделов и тем учебного предмета
п/п
Раздел 1. Теоретические основы информатики и ИКТ (12 ч)
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных
1
объектов и процессов с помощью дискретных данных.
2
Способы представления информации. Язык. Алфавит. Символ
3
Преобразование любого алфавита к двоичному.
4
Основные сведения о системах счисления
5
Десятичная и двоичная системы счисления
Алгоритмы переводов из десятичной в любую систему счисления
6
и наоборот
7
Двоичная арифметика
8
Восьмеричная система счисления
9
Шестнадцатеричная система счисления
Современное использование восьмеричной, двоично и
10
шестнадцатеричной в компьютерном мире
11
Математическая логика
Решение задач с помощью логических преобразований. Круги
12
Эйлера
Раздел 2. Алгоритмизация (8 ч)
13
Теория алгоритмов
14
Взаимодействия исполнителя и алгоритма
15
Различные формы записи алгоритмов
16
Исполнитель Робот. Линейные алгоритмы
17
Исполнитель Робот. Циклические е алгоритмы
18
Решение задач формата ОГЭ
19
Исполнитель Черепашка.
Раздел 3. Основы программирования на языке Python
20
Знакомство с языком программирования Python
21
Типы данных. Переменные
23
Практическая работа «Первая программа»
24
Ввод и вывод данных
25
Практическая работа «Ввод и вывод данных»
26
Линейные алгоритмы
27
Ветвление
28
Практическая работа «Конструкции с условием»
29
Циклы
30
Практическая работа «Конструкции с циклом»
31Проект «Чат-бот»

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2

32
33Проект «Дракон и подземелье»
34
9 класс
№
Наименование разделов и тем учебного предмета
п/п
Раздел 1. программирования на языке Python
Одномерные массивы. Обработка потока данных: вычисление
1
количества, суммы, среднего
Python: заполнение числового массива случайными числами, в
2
соответствии с формулой или путѐм ввода чисел;
Элементарные операции с массивами. Сумма элементов массива;
3
линейный поиск заданного значения в массиве;
4
Практическая работа «Сумма элементов массива
Элементарные операции. Подсчѐт элементов массива,
5
удовлетворяющих заданному условию;
Практическая работа «Составление программ на поиск элементов
6
в соответствии с условием»
Практическая работа «Составление программ на поиск элементов
7
в соответствии с условием»
8
Контрольная работа решение задач формата ОГЭ 15
9
Сортировка массива
10
Сортировка массива
11
Практическая работа «Сортировка массива»
12
Проект «Тестовая программа «Проверка знаний по информатике»
13
Практическая часть работы
14
Тестирование проектов. Защита проекта.
15Итоговая работа. Формат ОГЭ
17

2
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».