Первая помощь. Уход за больными

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук.метод. объединения

зам. директора по УВР

директор

ПЕчеркина Т.С.

Елкина Н.Н.

Гришина В.С.

Протокол №1
от «29» августа

от «29» августа

2023 г.

2023 г.

Приказ №94 ОД/Р
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ. ОСНОВЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМ.
для обучающихся 10-11 классов

г. Заречный,
2023год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (далее — ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения Федеральной основной образовательной программы среднего
общего. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС СОО во всѐм пространстве школьного образования:
не только на уроке, но и за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в приобретении духовных, физических и
социальных качеств, которые характеризуют старшеклассника как личность, осознающую себя человеком XXI века, путѐм
приобретения ими важных навыков в области оказания первой помощи и практической медицины. А это влечѐт за собой
необходимость в педагогическом сопровождении школьников, в развитии мотивации школьника к изучению теоретических и
практических основ оказания первой помощи, ухода за больным, в формировании готовности школьников к оказанию первой
помощи. Каждому гражданину Российской Федерации необходимо владеть набором универсальных навыков по спасению
человеческой жизни, поэтому программа ориентирована на всех школьников вне зависимости от профиля (направленности)
предполагаемой будущей профессии.
Кроме оказания первой помощи на месте происшествия гражданин может столкнуться с необходимостью ухода за тяжело
больным человеком. Для этого также будет полезным освоить ряд простых, но важных навыков.
Медицинская наука и система здравоохранения быстро развиваются, поэтому крайне важно закладывать основы медицинских
знаний уже в средней школе. Обучение медицинским знаниям со школьного возраста, кроме приобретения нужных навыков,
позволяет обучающимся соприкоснуться с профессией медицинского работника и помогает в профессиональном
самоопределении. Таким образом, обучение в средней школе является мощным ресурсом в системе подготовки граждан к
оказанию первой помощи и уходу за больным, так как в школе закладываются знания и стереотипы поведения, используемые
выпускниками в течение всей последующей жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Целью курса является получение обучающимися знаний и навыков по оказанию первой помощи, основам ухода за больным,
ориентирование старшеклассников в вопросах медицинских знаний и в нюансах профессии медицинского работника.
В рамках реализации этой цели курс содействует решению следующих образовательных задач:
способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь;
способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи;
формирование умения эффективно действовать в критических для жизни человека ситуациях;
формирование навыков оказания первой помощи;
формирование основных навыков ухода за больным;
знакомство с медицинской профессией с самых азов;
знакомство с некоторыми практическими навыками, необходимыми каждому медицинскому работнику;
изучение основ работы медицинской организации;

адаптация к условиям труда медицинского работника;
воспитание высокой ответственности, чувства долга, морали, гуманизма, чуткого и внимательного отношения к больным людям;
помощь в профессиональном самоопределении в медицине, поддержание интереса к профессии.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса рассчитана на 68 часов на уровне среднего общего образования (34 часа в 10 классе за счет части,
формируемой участниками образовательных отношений и 34 часа в 11 классе в рамках дополнительного курса по выбору).
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учѐтом рекомендаций Федеральной программы воспитания. Это
позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы, нашедшей своѐ отражение и конкретизацию в Федеральной
программе воспитания;
высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской деятельности, что является важным компонентом
воспитания ответственного гражданина;
ориентации школьников на подчѐркиваемую Федеральной программой воспитания социальную значимость реализуемой ими
деятельности;
в возможности комплектования разновозрастных групп для организации деятельности обучающихся, воспитательное значение
которых отмечается в Федеральной программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих большую их вовлечѐнность в совместную с педагогом и
другими подростками деятельность и возможность образования на еѐ основе детско-взрослых общностей, ключевое значение
которых для воспитания подчѐркивается Примерной программой воспитания.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОГРАММЕ
Для эффективного обучения навыкам оказания первой помощи и уходу за больным, необходимо использовать
практико-ориентированный подход в обучении согласно следующим принципам: мотивация обучения; связь обучения с
практикой; сознательность и активность обучающихся в процессе обучения. Поэтому в предложенном курсе большее количество
времени должно уделяться формированию умений, отработке и закреплению полученных навыков первой помощи, основам ухода
за больным. В 10—11 классах наиболее эффективными методами обучения являются: словесные (лекция), метод практического
обучения (практические занятия), практико-ориентированный метод (решение ситуационных задач).
Лекция
Лекция позволяет ознакомить обучающихся с теоретическим материалом за достаточно короткое время. Чтобы сделать процесс
обучения первой помощи наиболее эффективным, лекция должна быть интерактивной. Интерактивная лекция предполагает
взаимодействие обучающихся с учителем и друг с другом, а также использование презентаций. Необходимо помнить, что сама
презентация — это способ наглядного донесения основных положений темы, а не полный конспект лекции, который просто
зачитывается обучающимся.
Основные этапы интерактивной лекции
1. Введение.

Непосредственно в начале самой лекции педагог должен создать подходящую атмосферу для обучения, дать мотивированное
объяснение необходимости изучения основ первой помощи, а также рассказать о положительных последствиях этого обучения.
Необходимо озвучить тему занятия, а также цели и задачи лекции.
2. Основная часть.
Педагог должен чѐтко изложить материал, обсудить возникшие вопросы с обучающимися, обозначить связь изучаемого
материала с другими темами курса. Необходимо регулярно задавать вопросы классу, чтобы проверить, насколько учащиеся
понимают и усваивают излагаемый материал. При этом нельзя критично реагировать на неправильные ответы учащихся.
Учитель должен сохранять спокойствие, быть уверенным и коммуникабельным.
3. Заключение.
Заключение должно быть чѐтким и понятным, обучающиеся должны увидеть, что поставленные в начале лекции цели
достигнуты. Педагогу необходимо выделить время для ответа на вопросы, получить обратную связь о занятии. Далее следует
подвести итог по двум-трѐм наиболее важным аспектам изученной темы. Учитель должен сообщить об окончании лекции и
обозначить переход к следующему занятию.
Практические занятия
Практические занятия — форма осуществления связи теоретических знаний с практическими действиями по оказанию первой
помощи. Практические занятия призваны расширить и детализировать теоретические знания, сформировать навыки оказания
первой помощи.
Основные этапы практического занятия
1. Введение.
Учителю необходимо оценить готовность обучающихся к отработке приѐмов оказания первой помощи с использованием
специального оборудования и оснащения (манекены, жгуты, бинты и т. д.). Важно мотивировать их на работу, озвучить цели и
задачи занятия и информировать старшеклассников о том, что им предстоит самостоятельно выполнять мероприятия первой
помощи.
2. Основная часть.
В основной части практического занятия рекомендуется использовать четырѐхступенчатый метод обучения, который позволяет
за короткое время получить навык оказания первой помощи каждому ученику.
I ступень. Учитель демонстрирует приѐмы оказания первой помощи без остановок и объяснений.
Цель ступени: продемонстрировать обучающимся, как действия по оказанию первой помощи могут выглядеть в реальной
ситуации. Учащиеся должны понять, что первая помощь — это быстро и просто. Необходимо сообщить учащимся, что на данной
ступени не предусмотрены ответы на вопросы, их можно будет задать позже.
II ступень. Учитель повторно демонстрирует действия по оказанию первой помощи, сопровождая их подробными объяснениями
и ответами на возникшие вопросы.
Цель ступени: обучающиеся должны понять технику выполнения приѐмов оказания первой помощи. На этой ступени
приѐмы оказания первой помощи выполняются медленнее, с остановками для подробного описания каждого действия и ответов на
возникающие вопросы. При этом повторение способствует улучшению запоминания, а пояснения позволяют предупредить
незапланированные вопросы.
III ступень. Педагог под руководством обучающихся демонстрирует действия по оказанию первой помощи.
Цель ступени: активное вовлечение в процесс каждого обучающегося. Учитель предлагает последовательно давать ему команды
по выполнению отдельных действий по оказанию первой помощи. При этом действия по оказанию первой помощи продолжает
выполнять только преподаватель. По команде педагога обучающиеся по очереди называют действия, которые надо выполнить.

Если действие названо правильно, учитель выполняет его, если неправильно или не в нужной последовательности, то учитель
переспрашивает, добиваясь правильной команды по выполнению действия.
При выполнении этой ступени школьники уже в третий раз наблюдают за техникой выполнения действий по оказанию первой
помощи, слышат, как надо их выполнять, и сами их повторяют. Обучающиеся взаимодействуют с педагогом и уже начинают
принимать на себя ответственность за выполняемые действия, поскольку сами говорят о том, что нужно делать при оказании
первой помощи в том или ином случае.
IV ступень. Обучающиеся самостоятельно выполняют приѐмы оказания первой помощи.
Цель ступени: самостоятельное выполнение действий по оказанию первой помощи каждым обучающимся. Задача учителя —
контролировать процесс, исправлять ошибки и давать практические рекомендации по улучшению техники выполнения того или
иного приѐма оказания первой помощи. Если времени достаточно, то каждый обучающийся делает несколько попыток выполнения
отрабатываемого приѐма.
3. Заключение.
Перед подведением итогов обучающиеся должны иметь возможность задать любые вопросы. После того как учитель ответит на
них, необходимо дать короткое заключение по изученной теме, подтвердив, что все цели занятия были достигнуты.
Метод решения ситуационных задач
С помощью данного метода формируется личность обучающегося как человека критически мыслящего, настроенного не на
слепое копирование действий других, а на осознанное выполнение собственных действий. Использование метода ре­шения
ситуационных задач обеспечивает метапредметный характер образования, его нацеленность на удовлетворение личностных
потребностей обучающегося, на выделение его из коллектива и одновременно обучение работе в коллективе.
Целью решения ситуационных задач является отработка обучающимися навыков по оказанию первой помощи в игровой
ситуации.
Решение ситуационных задач требует не только тщательной подготовки, но и особого внимания учителя. Ему необходимо
контролировать ход решения задачи, а по его завершении провести обсуждение, подвести итоги и сделать заключение. Учитель не
участвует в решении задачи, он наблюдает за действиями обучающихся со стороны.
В помощь педагогу назначаются обучающиеся, они могут быть как в роли условных пострадавших, так и в роли экспертов
(людей, не задействованных в решении ситуационной задачи, но оценивающих действия обучающихся).
Решение ситуационных задач состоит из трѐх этапов.
1. Подготовка (текст задачи, определение способов фиксации результатов, определение перечня ошибок, распределение ролей,
моделирование ситуации — места происшествия).
Непосредственно перед началом решения ситуационной задачи назначаются условные пострадавшие (они имитируют
участников происшествия), эксперты (они принимают участие в оценке действий одноклассников, оказывающих помощь) и
собственно обучающиеся, которые будут оказывать первую помощь. Учащихся, которые будут оказывать первую помощь, лучше
попросить выйти из класса, чтобы они не видели процесс подготовки места происшествия. Для условных пострадавших
проводится инструктаж, включающий в себя объяснения, как они должны себя вести в начале задачи и в зависимости от
оказания/неоказания им первой помощи.
2. Основная часть (решение задачи).
На этом этапе обучающиеся получают доступ к месту происшествия и оказывают первую помощь с использованием аптечек
первой помощи. Обучающиеся выполняют необходимые действия, не комментируя их для учителя или экспертов. Задача педагога
заключается, прежде всего, в контроле техники безопасности и правильности выполнения мероприятий первой помощи. Учитель
неправильные действия не комментирует и не исправляет. Выполнение задачи продолжается до команды учителя о его

прекращении. Финал не должен быть трагическим: лучше завершить выполнение задания, сказав, что жизнь пострадавшего
спасена или прибыла бригада скорой медицинской помощи.
3. Обсуждение (дебрифинг).
На этом этапе проводится активное обсуждение результатов выполнения задачи с экспертами и участниками оказания первой
помощи. Первая группа экспертов делает положительное заключение, говорит, что было сделано хорошо. После этого вторая
группа экспертов озвучивает, какие были недостатки, на что необходимо обратить внимание, что улучшить. После выступления
экспертов учитель подводит итог выполнения ситуационной задачи, также отмечая положительные действия обучающихся и
недостатки, особенно те, которые не были озвучены экспертами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Данный курс характеризуется широким спектром воздействия на целостное развитие личности. В число общечеловеческих
ценностей, определяющих содержательное наполнение, входят:
воспитание высоконравственных, ответственных, неравнодушных граждан, мотивированных на оказание первой помощи;
воспитание активной, мыслящей личности, способной бережно относиться к своему здоровью и здоровью и жизни других
людей;
развитие целеустремлѐнности и уверенности в себе, терпимого и уважительного отношения к окружающим, готовности
продуктивно взаимодействовать в процессе коллективной деятельности, нести ответственность за порученное дело и взятые
обязательства.
Индивидуально значимые ценностные ориентации учебного содержания примерной рабочей программы связаны с
направленностью на:
формирование навыков оказания первой помощи пострадавшему;
формирование знаний и навыков по основам ухода за больным;
профессиональное самоопределение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Настоящая Программа чѐтко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения
основной образовательной программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны демонстрировать
выпускники по завершении обучения в средней школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами
и нормами поведения.
Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила
безопасного поведения в течение всей жизни;
воспитание гражданской идентичности: уважения к многонациональному народу России, чувства ответственности перед
другими людьми, гордости за свой край;
формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым
подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружѐнные силы Российской Федерации, прошлое и настоящее
многонационального народа России, российской армии и флота;
готовность к служению Отечеству, его защите.

Духовно-нравственное воспитание:
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение,
самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения
опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие
идей волонтѐрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности; понимание взаимозависимости
успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приѐмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости.
Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения
национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной
среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и
государства.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
понимание научно-практических основ курса внеурочной деятельности, осознание его значения для безопасной и продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по
возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать овладение
универсальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:

устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области
оказания первой помощи, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий
для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления), анализировать их различные состояния для решения познавательных задач,
переносить приобретѐнные знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области оказания первой помощи;
владеть знаниями и навыками по основам преподавания первой помощи и основам ухода за больным;
владеть знаниями и навыками по основам ухода за больным;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных
учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ
решения задач с учѐтом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным
состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке
в новых условиях;
характеризовать приобретѐнные знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач; переносить приобретѐнные знания и навыки в
повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных
типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учѐтом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно
выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, еѐ соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы еѐ организации в
повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки
деструктивного общения;

владеть приѐмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных
ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учѐтом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника
команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции
новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных
условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своѐ решение;
оценивать приобретѐнный опыт;
расширять познания в области оказания первой помощи на основе личных предпочтений и за счѐт привлечения
научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить
коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приѐмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения.
Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможность контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и
чужую.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного и группового безопасного пове­дения в интересах благополучия и устойчивого развития
личности, общества и государства. Приобретаемый опыт прояв­ляется в понимании существующих проблем безопасности и
способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Обучающиеся должны знать:
общие положения, касающиеся первой помощи, и основные понятия, еѐ определяющие, в том числе права и обязанности по
оказанию первой помощи;

организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь, еѐ основные мероприятия;
общую последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших;
внешние факторы, создающие опасности при оказании первой помощи;
признаки отсутствия сознания и дыхания;
признаки острой непроходимости дыхательных путей;
правила проведения обзорного осмотра и признаки наружных кровотечений;
правила проведения подробного осмотра пострадавшего на наличие травм и повреждений;
признаки ожогов и других эффектов воздействия высоких температур;
признаки отморожений и других эффектов воздействия низких температур;
признаки отравлений и правила оказания первой помощи при отравлениях;
способы перемещения пострадавших;
порядок вызова скорой медицинской помощи;
правила оказания первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения;
правила оказания первой помощи при инородных телах верхних дыхательных путей;
правила оказания первой помощи при травмах различных областей тела;
правила транспортной иммобилизации;
правила оказания первой помощи при ожогах и других эффектах воздействия высоких температур;
правила оказания первой помощи при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур;
законодательство Российской Федерации в сфере первой помощи;
требования к реализации образовательных программ по первой помощи;
педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности;
причины, статистику и особенности разных видов несчастных случаев, травм, отравлений, других состояний и заболеваний;
основы соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в медицинских организациях;
понятия «асептика» и «антисептика», характеризовать виды и методы дезинфекции;
основы этики и деонтологии при общении с больным, особенности поведения пациента;
модель правильного поведения при общении с больным.
Обучающиеся должны уметь:
определять угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
определять угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего и окружающих;
оценивать количество пострадавших;
определять наличие сознания у пострадавшего;
определять наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
определять наличие кровообращения, проверять наличие пульса на магистральных артериях;
проводить обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;
определять признаки кровопотери;
проводить подробный осмотр головы, шеи, груди, спины, живота и таза, конечностей пострадавшего и его опрос;
устранять угрожающие факторы для жизни и здоровья;
прекращать действие повреждающих факторов на пострадавшего;
извлекать пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;

применять различные способы перемещения пострадавших одним, двумя или более участниками оказания первой помощи;
вызывать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь ;
использовать штатные (аптечки первой помощи) и подручные средства оказания первой помощи;
открывать дыхательные пути запрокидыванием головы с подъѐмом подбородка, выдвижением нижней челюсти;
осуществлять давление руками на грудину пострадавшего;
проводить искусственное дыхание «рот ко рту», «рот к носу», с использованием устройства для искусственного дыхания;
обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей приданием устойчивого бокового положения;
проводить удаление инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего;
проводить временную остановку наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута или жгута-закрутки,
максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки;
оказывать первую помощь при ранениях различной локализации;
накладывать повязки на различные участки тела;
накладывать окклюзионную (герметизирующую) повязку на грудную клетку;
проводить иммобилизацию (аутоиммобилизацию с помощью подручных средств, с использованием медицинских изделий);
фиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);
прекращать воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путѐм приѐма воды и вызывания
рвоты, удаление с повреждѐнной поверхности и промывание повреждѐнной поверхности проточной водой);
применять местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового
излучения;
применять термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур;
придавать пострадавшему оптимальное положение тела;
контролировать состояние пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение);
оказывать психологическую поддержку пострадавшему;
передавать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны
оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;
демонстрировать навыки первой помощи и выполнять задания по оказанию первой помощи;
мотивировать обучающихся на освоение программы по оказанию первой помощи;
контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в
освоении навыков по оказанию первой помощи, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс
обучения;
применять четырѐхступенчатый метод обучения оказанию первой помощи;
формулировать требования к результатам, содержанию и условиям организации практической подготовки по оказанию первой
помощи, обсуждать разработанные материалы;
выполнять обработку рук;
использовать средства индивидуальной защиты;
измерять пульс и артериальное давление;
осуществлять уход за тяжелобольными (гигиеническая обработка пациента, профилактика пролежней, перемещение
тяжелобольного, туалет пациента, умывание, туалет полости рта, глаз, носа, ушей тяжелобольного; смена белья на постели
тяжелобольного);
выполнять мониторинг пациента дома и в палате, заполнять температурный лист;

использовать основы медицинского мониторирования, интенсивного наблюдения;
оценивать информацию, получаемую при интенсивном наблюдении;
выполнять начальные действия в критической ситуации;
применять основы этики и деонтологии при общении с больным;
применять модель правильного поведения при общении с больным.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Тема 1. Общие правила оказания первой помощи (теория).
Юридические аспекты оказания первой помощи. Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием
пострадавших. Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи
(возможные факторы риска, их устранение). Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при
непосредственном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями.
Оценка обстановки на месте происшествия.
Тема 2. Отработка приемов оказания первой помощи (практика).
Отработка приѐмов экстренного извлечения пострадавшего из труднодоступного места (пострадавший в сознании,
пострадавший без сознания).
Отработка приѐмов перемещения пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи.
Отработка навыков определения сознания у пострадавшего.
Отработка приѐмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей. Оценка признаков жизни у пострадавшего.
Отработка навыков вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб.
Отработка приѐмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания.
Отработка приѐмов давления руками на грудину пострадавшего.
Выполнение алгоритма сердечно-лѐгочной реанимации.
Отработка приѐма перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение.
Отработка приѐмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.
Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего.
Отработка приѐмов временной остановки наружного кровотечения, наложение табельного и импровизированного
кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня), прямое давление на рану, наложение давящей повязки.
Отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки.
Отработка приѐмов наложения повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей.
Отработка приѐмов первой помощи при переломах. Иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация).
Отработка приѐмов фиксации шейного отдела позвоночника.
Отработка приѐмов наложения повязок при ожогах и отморожениях различных областей тела.
Отработка приѐмов придания оптимального положения тела пострадавшему при отсутствии сознания, травмах различных
областей тела, значительной кровопотере.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМ
Тема 1. Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских организациях.
Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в медицинских организациях.
Асептика и антисептика, виды и методы дезинфекции.
Асептика и обработка рук. Бытовой уровень, гигиенический уровень, хирургический уровень. Средства индивидуальной защиты
медицинских работников. Отработка механической, гигиенической, хирургической обработки рук, использования средств
индивидуальной защиты медицинских работников.
Тема 2. Измерение пульса и артериального давления.
Техника измерения пульса на запястье. Частота сердечных сокращений. Аритмия. Отработка навыков измерения пульса.
Измерение артериального давления (подготовка к процедуре, условия измерения артериального давления, выполнение
процедуры, окончание процедуры). Затруднения и ошибки при измерении артериального давления. Отработка навыков
измерения артериального давления.
Тема 3. Гигиеническая обработка пациента.
Задачи ежедневного ухода за тяжелобольными. Профилактика пролежней. Перемещение тяжелобольного.
Туалет пациента. Умывание. Туалет полости рта. Туалет глаз. Туалет носа. Туалет ушей тяжелобольного.
Смена белья на постели тяжелобольного.
Тема 4. Мониторинг пациента дома и в палате.
Понятие температурного листа. Правила заполнения температурного листа.
Медицинский мониторинг. Интенсивное наблюдение. Показания для интенсивного наблюдения. Приѐмы и методы
интенсивного наблюдения. Оценка информации, получаемой при интенсивном наблюдении. Система САОД. Схема ABCDE.
Начальные действия в критической ситуации.
Тема 5. Этика и деонтология медицинского работника.
Понятие этики и деонтологии. Понятие ятрогении. Классификация ятрогений. Особенности поведения пациента, модель
правильного поведения.
Предусмотрены такие формы работы, как лекции, беседы, мастер-классы, практические занятия, решения ситуационных задач,
консультации педагога и психолога.

10 – 11 классы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

класс

Наименование разделов и тем программы

10

РАЗДЕЛ 1. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

11

Количество часов

34

Тема 1. Общие правила оказания первой помощи (теория).

5

Тема 2. Отработка приемов оказания первой помощи (практика).

29

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМ
Тема 1. Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских организациях.
Тема 2. Измерение пульса и артериального давления.
Тема 3. Гигиеническая обработка пациента.
Тема 4. Мониторинг пациента дома и в палате.
Тема 5. Этика и деонтология медицинского работника.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34
6
6
9
6
7
68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 – 11 классы
№
Тема раздела / тема урока
п/п
10 класс
Раздел 1. Оказание первой помощи

Количество
часов

34

Тема 1. Общие правила оказания первой помощи (теория).

5

1.

Вводный инструктаж ИОТ-001-22. Первая помощь – оказывать или нет? Юридические аспекты.

1

2.

Отработка навыков вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб.

1

3.

Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших. Оценка обстановки
на месте происшествия.
Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи
(возможные факторы риска, их устранение).
Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном
контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями.
Тема 2. Отработка приемов оказания первой помощи (практика).

1

4.
5.

1
1
29
1

7.

Отработка приѐмов экстренного извлечения пострадавшего из труднодоступного места (пострадавший в
сознании, пострадавший без сознания).
Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего.

8.

Оценка признаков жизни у пострадавшего. Отработка навыков определения сознания у пострадавшего.

1

9.

Ребенок без сознания – первые минуты помощи.

1

10.

1

11.

Отработка приѐмов перемещения пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания
первой помощи.
Инородные тела в дыхательных путях.

12.

Отработка приѐмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей.

1

13.

Прием Геймлиха: практика (взрослые).

1

14.

Прием Геймлиха: практика (дети).

1

15.

Отработка приѐмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу».

1

6.

1

1

16.

Отработка приѐмов давления руками на грудину пострадавшего.

1

17.

Выполнение алгоритма сердечно-лѐгочной реанимации.

1

18.

Так ли опасны судороги? Приемы оказания первой помощи.

1

19.

Отработка приѐма перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение

1

20.

1

21.

Отработка приѐмов остановки наружного кровотечения, наложение кровоостанавливающего жгута
(жгута-закрутки, ремня), прямое давление на рану, наложение давящей повязки.
Как наложить давящую повязку при ранении шеи.

22.

Отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки.

1

23.

1

24.

Отработка приѐмов наложения повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди,
конечностей.
Отработка приѐмов первой помощи при переломах. Иммобилизация подручными средствами.

25.

Отработка приѐмов фиксации шейного отдела позвоночника.

1

26.

Отработка приѐмов фиксации при травмах позвоночника.

1

27.

Отработка приѐмов наложения повязок при ожогах. Как избежать последствий ожогов.

1

28.

Отработка приѐмов оказания первой помощи при отморожениях. Переохлаждения и отморожения у детей.

1

29.

Отработка приѐмов придания оптимального положения тела пострадавшему.

1

30.

Отравления: признаки и борьба с последствиями.

1

31.

Аллергия: основные опасности и методы профилактики.

1

32.

Укусы животных и их последствия.

1

33.

Двести двадцать и больше – как помочь при ударе током?

1

34.

Тепловые и солнечные удары. Правила оказания первой помощи.

1

1

1

11 класс

Раздел 2. Основы ухода за больным

34

Тема 1. Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских организациях.

6

1.

Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в медицинских организациях.

1

2.

Асептика и антисептика, виды и методы дезинфекции.

1

3.

Асептика и обработка рук. Бытовой уровень, гигиенический уровень, хирургический уровень.

1

4.

Отработка механической, гигиенической и хирургической обработки рук.

1

5.

Средства индивидуальной защиты медицинских работников.

1

6.

Психологическая подготовка для работы с тяжелобольными пациентами.

1

Тема 2. Измерение пульса и артериального давления.

6

7.

Техника измерения пульса на запястье.

1

8.

Частота сердечных сокращений. Аритмия.

1

9.

Измерение артериального давления.

1

10.

Затруднения и ошибки при измерении артериального давления.

1

11.

Отработка навыков измерения артериального давления.

1

12.

Гипотония и гипертония: помощь в критических ситуациях.

1
9

13.

Тема 3. Гигиеническая обработка пациента.
Задачи ежедневного ухода за тяжелобольными.

14.

Профилактика пролежней.

1

15.

Перемещение тяжелобольного.

1

1

16.

Туалет пациента. Умывание.

1

17.

Туалет полости рта.

1

18.

Туалет глаз и носа.

1

19.

Туалет ушей тяжелобольного.

1

20.

Смена белья на постели тяжелобольного.

1

21.

Температурный режим в помещении и правила проветривания.

1
6

22.

Тема 4. Мониторинг пациента дома и в палате.
Понятие температурного листа. Правила заполнения температурного листа.

23.

Медицинский мониторинг.

1

24.

Интенсивное наблюдение. Показания для интенсивного наблюдения.

1

25.

Приѐмы и методы интенсивного наблюдения.

1

26.

Оценка информации, получаемой при интенсивном наблюдении.

1

27.

Система САОД. Схема ABCDE. Начальные действия в критической ситуации.

1
7

28.

Тема 5. Этика и деонтология медицинского работника.
Понятие этики и деонтологии.

29.

Понятие ятрогении. Классификация ятрогений.

1

30.

Особенности поведения пациента, модель правильного поведения.

1

31.

Приѐмы оказания психологической поддержки пациентам при различных стрессовых ситуациях.

1

32.

Приѐмы оказания психологической поддержки родственникам пациентов.

1

33.

Эмоциональное выгорание и методы укрепления стрессоустойчивости.

1

34.

Итоговое занятие.

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».