ФЧ Страноведение 10 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод. объединения

зам. директора по УВР

директор

________________________

________________________ ________________________

Печеркина Т.С.
Протокол №1 от «29» августа
2023 г.

Елкина Н.Н.
Гришина В.С.
«29» августа 2023 г.
Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Страноведение»
для обучающихся 10 класса

Печеркина Т.С. (первая квалификационная
категория)

г. Заречный 2023

Пояснительная записка
«Описание Земли» – такое значение в переводе с греческого имеет термин
«география». Эта наука о людях, о различных местах на Земле, об отношениях между
людьми и самой Землей. Также это повествование о ландшафтах Земли, о движении
Земли в пространстве, о геологических и климатических изменениях…и о многом –
многом другом.
География объясняет ученику мир, в котором он живет, показывает, как
эффективно может его использовать человек, как должен стремиться к защите и охране
его для будущих поколений. Но далеко не все вопросы об истории нашей земли, о
накоплении знаний по географии, о геологии и климатологии изучаются в школе.
Очень часто детей интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной
образовательной программы, но так необходимые ним в жизни. В содержании курса
увеличен объѐм страноведческих знаний, что должно усилить его гуманистическую и
культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
К задачам курса относится создание географических образов различных
территорий Земли – природных комплексов и стран. Для учащихся, получающих среднее
образование, это единственная возможность приобрести хотя бы минимальный объем
знаний о странах, отказаться от узко националистических предубеждений и научится
терпимо относится к особенностям быта, культуры, религии разных народов. Тем самым
осуществляется географическая и психологическая подготовка школьников к возможным
в перспективе культурным, деловым и прочим контактам, с людьми проживающим в
странах дальнего и ближнего зарубежья.
Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о Земле как
планете людей, раскрыть разнообразие еѐ природы и населения, ознакомить их со
странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и
представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей
эпохи, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к
природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе
знаний о роли природных условий в жизни людей.
Исходя из этого, формируются следующие задачи:
1.

Углубление и расширение по страноведческой географии.

2.

Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности,

интереса к окружающему миру.

3.

Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по

изучению стран.
4.

Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического

положения стран.
5.

Оценка уровня социально-экономического развития стран через

систему показателей.
6.

Воспитание бережного отношения к природе, международного

сотрудничества в решении проблем окружающей среды.
Весь курс рассчитан на 34 часа и разделен на темы. Его изучение будет
способствовать развитию профессиональной направленности личности учащегося,
обобщению межпредметных (география, биология и др.) знаний по странам. Содержание
элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со
значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников
информации. В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную
(или группами) исследовательскую работу. По завершению курса будет проведена
презентация и защита проектов.

Планируемые результаты обучения
Предметные:
Оценивать и прогнозировать:
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и
хозяйственной деятельности людей;
- основные особенности природы в еѐ связи с населением и его хозяйственной
деятельностью в пределах стран.
Объяснять:
- различия в условиях жизни народов, в степени заселенности стран;
- различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах
хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека
к окружающей среде в разных географических условиях;
- особенности экологических ситуаций в странах.
Описывать:
- особенности материальной и духовной культуры народов стран.
Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.
Называть и (или) показывать:
- важные природные объекты стран;
- типы земной коры, основные тектонические структуры, месторождение полезных
ископаемых, сейсмически опасные территории стран;
- факторы формирования климата стран;
- народы, языки, религии, ареалы и их распространение в странах;
- основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
- ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности.
Метапредметные:
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями курса;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности,
поиска средств еѐ осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Личностные результаты:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со
сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде;
- осознание личной ответственности за своѐ здоровье и окружающих, уважительное и
заботливое отношение к людям разных стран, толерантное отношение к разным народам;
- любить свою страну и с уважением относиться к народам других стран;
- сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности
и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к
изучению географии;
- сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей
целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к
самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих
жизненных планов на протяжении всей жизни;

- принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного
образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям
общественной жизни;
- готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности.

Календарно-тематическое планирование (34 часа, 1 час в неделю)
№
уро
ка
1.
2.

3.
4.

5.
6.

7.

8.
9.

10.

11.
12.
13.

14.

15.
16.

17.
18.

Тема урока

Введение в элективный
курс «Страноведение».
Государства мира и их
классификация.
Визитная карточка стран
мира.
Географическое положение
государства. Виды ГП.
Особенности ГП стран
мира.
Оценка природных условий
стран мира. Особенности
климата.
Оценка природных условий
стран мира. Особенности
климата.
Население стран мира.
Размещение населения в
странах мира, урбанизация
и агломерации.
Коренные жители и
национальная одежда стран
мира.
Хозяйство стран мира.
Общая характеристика.
Хозяйство стран мира.
Общая характеристика.
Промышленность. Отрасли
специализации,
предпосылки развития.
Сельское хозяйство.
Отрасли специализации,
предпосылки развития.
Транспорт.
Экономические связи
государств мира (в том
числе и с Россией). Статьи
экспорта и импорта.
Достопримечательности
стран мира.
Развитие туризма.

Вид деятельности

Кол
-во
часо
в

Беседа, цель курса,
особенности курса.
Лекция, с элементами
самостоятельной работы с
«Политической картой мира».
Презентация.

1

Работа с понятиями,
составление классификации
видов ГП.
Работа в к/к.

1

Работа с картами атласа.

1

Работа с картами атласа.

1

Работа со статистическими
данными.
Работа в к/к.

1

Создание презентации 3-4
слайда по теме.

1

Лекция. Работа с
дополнительной литературой.
Лекция. Работа с
дополнительной литературой.
Работа с дополнительной
литературой, использование
сети интернет.
Работа с дополнительной
литературой, использование
сети интернет.
Работа с картами атласа.
Работа с дополнительной
литературой, использование
сети интернет.

1

Создание презентации (страна
на выбор ученика).
Создание презентации (страна

1

1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

Дата
проведения
План Факт

19.

Развитие туризма.

20.

Культура и спорт стран
мира.
Решение заданий ЕГЭ по
темам элективного курса
(часть А).
Решение заданий ЕГЭ по
темам элективного курса
(часть А).
Решение заданий ЕГЭ по
темам элективного курса
(часть В).
Решение заданий ЕГЭ по
темам элективного курса
(часть В).
Решение заданий ЕГЭ по
темам элективного курса
(часть С).
Решение заданий ЕГЭ по
темам элективного курса
(часть С).
Дайджест одной из стран
мира.
Дайджест одной из стран
мира.
Дайджест одной из стран
мира.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.
28.
29.

30.

Создание проекта.

31.
32.
33.
34.

Защита проектов.
Защита проектов.
Защита проектов.
Подведение итогов.

на выбор ученика).
Создание презентации (страна
на выбор ученика).
Создание презентации (страна
на выбор ученика).
Создание заданий по своей
стране.
Создание заданий по своей
стране.

1
1
1

1

1
Создание заданий по своей
стране.
Создание заданий по своей
стране.

1

Создание заданий по своей
стране.

1

Создание заданий по своей
стране.

1

Создание заданий по своей
стране.
Создание заданий по своей
стране.
Семинар по набранному
материалу. Подготовка к
конференции.
Выбор темы проекта, подбор
материала.
Конференция.
Конференция.
Конференция.

1
1
1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».