МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. объединения зам. директора по УВР директор Ёлкина Н.Н. Лобова Е.В. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. от «29» августа 2023 г. Гришина В.С. Приказ № 94 ОД/р от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета внеурочной деятельности программирование на Python» для обучающихся 10 – 11 классов ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы г. Заречный, 2023 год 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Программирование на Python» (далее — курс) для 7—9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 . 05 . 2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учѐтом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 3/22 от 23 . 06 . 2022) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 1/22 от 18 . 03 . 2022) . Примерная рабочая программа курса даѐт представления о цели, задачах, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной деятельности, устанавливает содержание курса, предусматривает его структурирование по разделам и темам; предлагает распределение учебных часов по разделам и темам курса и последовательность их изучения с учѐтом межпредметных и внутри- предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, включает описание форм организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса Примерная рабочая программа курса определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе планируемые результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования . Программа служит основой для составления поурочного тематического планирования курса внеурочной деятельности учителем ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON» Программа курса внеурочной деятельности «Программирование на Python» отражает: ■ сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; ■ основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; ■ междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности Информатика характеризуется всѐ возрастающим числом междисциплинарных связей, причѐм как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария . Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т е ориентированы на формирование мета- предметных и личностных результатов обучения Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырѐх тематических разделов информатики на уровне основного общего образования: 1) цифровая грамотность; 2) теоретические основы информатики; 3) алгоритмы и программирование; 4) информационные технологии ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON» Целями изучения курса внеурочной деятельности «Программирование на Python» являются: ■ формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счѐт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; ■ обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решѐнными ранее; определять шаги для достижения результата и т д ; ■ формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких как базовое программирование на Python, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; ■ формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать еѐ результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности обучающегося; ■ воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых и этических аспектов еѐ распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий Основные задачи курса внеурочной деятельности «Программирование на Python» — ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 3 сформировать у обучающихся: ■ понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; ■ владение нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; ■ знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; ■ базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; ■ знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; ■ умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на Python; ■ умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; ■ умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности за счѐт направления «Дополнительное изучение учебных предметов» Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 68 учебных часа, по 1 ч в неделю в 10 и 11 классах (34 ч в каждом классе) . Срок реализации программы внеурочной деятельности — два года Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы . В резервные часы входят некоторые часы на повторение и занятия, посвя- щѐнные презентации продуктов проектной деятельности ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИе НА PYTHON» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: ■ ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; ■ понимание значения информатики как науки в жизни современного общества Духовно-нравственное воспитание: ■ ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; ■ готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; ■ активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете Гражданское воспитание: ■ представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; ■ соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ■ ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов; ■ стремление оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков Ценность научного познания: ■ наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; ■ интерес к обучению и познанию; ■ любознательность; ■ стремление к самообразованию; ■ овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; ■ наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Формирование культуры здоровья: ■ установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ. Трудовое воспитание: ■ интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса Экологическое воспитание: ■ наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учѐтом возможностей ИКТ Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: ■ освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы Универсальные познавательные действия 5 Базовые логические действия: ■ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; ■ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; ■ самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев) Базовые исследовательские действия: ■ формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; ■ оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; ■ прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах Работа с информацией: ■ выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; ■ применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; ■ выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; ■ выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; ■ оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; ■ запоминать и систематизировать информацию Универсальные коммуникативные действия Общение: ■ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; ■ публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта); ■ выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов Совместная деятельность (сотрудничество): ■ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; ■ принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; ■ выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; ■ оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; ■ сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: ■ выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ■ составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; ■ составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте Самоконтроль (рефлексия): ■ владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; ■ учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; ■ вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; ■ оценивать соответствие результата цели и условиям Эмоциональный интеллект: ■ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого Принятие себя и других: ■ осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объѐмам информации; ■ осознанно относиться к другому человеку, его мнению ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 класс К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: ■ соблюдать требования безопасности при работе на компьютере; ■ выделять основные этапы в истории развития информационных технологий и персонального компьютера; ■ понимать принцип работы архитектуры Неймана; ■ искать информацию в Интернете; ■ форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах; ■ открывать доступ к презентации в Google Презентациях для совместной работы; ■ писать программы на Python для рисования различных геометрических фигур, используя модуль Turtle; ■ понимать различия локальных и глобальных переменных; ■ решать задачи с использованием глобальных переменных на Python; ■ строить таблицы истинности для логических выражений; ■ строить логические схемы; ■ понимать, что такое событие; ■ использовать события при написании программ на Python; ■ искать ошибкиОСНОВЫ в программном коде на Python и исправлять их; ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 7 ■ дописывать программный код на Python; ■ писать программный код на Python; ■ писать свои функции на Python; ■ разбивать задачи на подзадачи; ■ анализировать блок-схемы и программы на Python 11 класс К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: ■ соблюдать требования безопасности при работе на компьютере; ■ объяснять, что такое база данных, системы управления базами данных; ■ перечислять виды баз данных; ■ писать программы на Python по обработке числовых последовательностей; ■ использовать списки и словари при написании программ на Python; ■ искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их; ■ дописывать программный код на Python; ■ писать программный код на Python; ■ разбивать задачи на подзадачи; ■ анализировать блок-схемы и программы на Python; ■ разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и гиперссылки; ■ защищать персональную информацию от несанкционированного доступа; ■ предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы сетевой активности, такие как кибербуллинг СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИе НА PYTHON» 10 КЛАСС Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии») История развития информационных технологий и персонального компьютера . Виды информационных процессов . Устройства для работы с информацией . Архитектура Неймана . Программное обеспечение. Виды программного обеспечения . Пользовательский интерфейс . Работа с поисковыми системами Повторение видов информации, форматирования, редактирования текста и работы в облачном сервисе Google . Изучение новых функций Google Документов для форматирования текста. Виды презентаций . Совместный доступ к презентации в Google 2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Подключение модуля Turtle . Объект . Метод . Основные команды управления черепашкой . Заливка замкнутых многоугольников Рисование окружности Изменение внешности черепашки при помощи команды Shape . Управление несколькими черепашками 3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Повторение: функция, виды функций Функции модуля Turtle . Самостоятельное создание функции . Глобальные и локальные переменные Объект «экран» Событие Работа с событиями Фракталы Рекурсия Кривая Коха 4. Элементы алгебры логики (раздел «Теоретические основы информатики») Электронное устройство . Логическое высказывание . Логические операции и выражения Таблица истинности для логического выражения . Логические элементы . Построение логических схем Алгоритм построения логической схемы 1. 11 КЛАСС 1. Современные цифровые технологии (раздел «Информационные технологии») Повторение: информационные технологии Документооборот Электронный документооборот Механизмы работы с документами Система электронного документооборота Достоинства и недостатки бумажного и электронного документооборота Проверка подлинности Электронная цифровая подпись Компьютерная графика Способы хранения графической информации на компьютере Отличия растровой графики от векторной Преимущества и недостатки растровой и векторной графики Трѐхмерная графика . Программы для создания компьютерной графики . UX/UI-дизайн . Трѐхмерная система координат . Интерфейс Tinkercad. 2. Структуры данных (разделы «Теоретические основы информатики» и «Алгоритмы и программирование») Базы данных . Системы управления базами данных (СУБД) . Запросы Структурированные и неструктурированные данные Работа с большими данными Причины структурирования данных Реляционная база данных Виды баз данных по способу организации данных Виды баз данных по способу хранения Функции str() и int() . Методы для работы со строками . Создание списка в Python Действия над элементами списка Функции append(), remove() . Объединение списков . Циклический просмотр списка Сортировка списков Сумма элементов списка Обработка списков Сравнение списков и словарей 3. Списки и словари в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Словарь Создание словаря в Python Добавление новой записи в словарь . Вывод значения по ключу. Замена элемента словаря Удаление элемента из словаря Работа с элементами словаря Методы работы со списками (len(), clear(), keys(), values(), items()) 4. Разработка веб-сайтов (раздел «Алгоритмы и программирование») Структура и разработка сайтов Знакомство со специалистами по разработке сайтов Конструкторы сайтов Создание сайта в конструкторе Google . Язык HTML . Основы веб-дизайна . 5. Информационная безопасность (раздел «Цифровая грамотность») Информационная безопасность Приватность и защита персональных данных Основные типы угроз в Интернете Правила поведения в Интернете Кибербуллинг Защита приватных данных Финансовая информационная безопасность Виды финансового мошенничества . Шифрование и криптография . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON» ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 9 10 КЛАСС 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время. Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Содержание программы Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Раздел 1. Информационные технологии (9 ч) Информационные технологии Обработка различной информации История развития информационных технологий и персонального компьютера. Виды информационных процессов. Устройства для работы с информацией. Архитектура Неймана. Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Пользовательский интерфейс. Работа с поисковыми системами Повторение: виды информации, форматирование, редактирование текста, работа в облачном сервисе Google. Изучение новых функций Google Документов для форматирования текста. Виды презентаций. Совместный доступ к презентации в Google ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. ■ Определяет программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении Окончание задач. ■ Оперирует компьютерными информационными объектами в наглядно-графическом интерфейсе ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. ■ Применяет новые функции Google Документов и Google Презентаций на практике Темы, Содержание Основные виды деятельности раскрывающие программы обучающегося при изучении темы данный раздел программы, и число часов на их изучение Раздел 2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (8 ч) Знакомство с модулем Turtle в Python Подключение модуля Turtle. Объект. Метод. Основные команды управления черепашкой. Заливка замкнутых многоугольников. Рисование окружности. Изменение внешности черепашки при помощи команды Shape. Управление несколькими черепашками ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. ■ Объясняет, что такое исполнитель. ■ Описывает черепашку как пример исполнителя. ■ Устанавливает связь между движением черепашки и единицами измерения (пиксели, градусы). ■ Определяет координаты как адрес расположения точки в пространстве. ■ Определяет на экране начало движения черепашки (начало отсчѐта). ■ Решает задачи на рисование различных геометрических фигур черепашкой. ■ Настраивает цвет исполнителя, толщину пера, выполняет заливку цветом. ■ Пишет программный код на Python с использованием нескольких объектов-черепашек Раздел 3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (12 ч) Функции и события в Повторение: функция, ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. Python виды функций. ■ Создаѐт свои функции. Функции модуля Turtle. ■ Пишет программный код на Python с Самостоятельное создание использованием функций и событий. функции. Глобальные и ■ Получает информацию о различиях между локальные переменные. областью видимости функции и областью Объект «экран». Событие. видимости программы. Работа с событиями. ■ Решает задачи с использованием Фракталы. Рекурсия. глобальных переменных Кривая Коха ■ Раздел 4. Элементы алгебры логики (5 ч) Элементы алгебры логики Электронное устройство. Логическое высказывание. Логические операции и выражения. Таблица истинности для логического выражения. Логические элементы. Построение логических схем. Алгоритм построения логической схемы ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. ■ Анализирует логическую структуру высказываний. ■ Составляет таблицу истинности для логического выражения. ■ Строит логические схемы 11 КЛАСС 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 5 ч — резервное время. Темы, раскрывающие База данных данный раздел программы, и число часов на их изучение Содержание Раздел 2. программы Структуры данных Основные (11ч) виды деятельности обучающегося при изучении Базы данных. Системы управления ■ Раскрывает смысл изучаемых темы базами данных (СУБД). Запросы. понятий. Структурированные и неструктури- ■ Имеет представление о базах рованные данные. Работа с большими данных данными. Причины структурирования Раздел 1. Современные цифровые технологии (6 ч) данных. Реляционная база данных. Виды баз данных информационные по способу организации Работа с Повторение: ■ Раскрывает смысл изучаемых данных. Виды баз данных по способу программами технологии. понятий. хранения Документооборот. Электронный ■ Получает информацию о причинах документооборот. Механизмы использования электронного Список в языке Функции str() и int(). Методы для работы ■ Раскрывает смысл изучаемых работы с документами. Система документооборота вместо бумажного. Python со строками. Создание списка в Python. понятий. электронного и на Python. редактирует Действия над элементами списка.■ Форматирует ■ Создаѐт списки документооборота. Достоинства текстовую информацию в воблачном Функции append(), remove(). ■ Исправляет ошибки и недостатки бумажного и сервисе Google Документы Объединение списков. Циклический программном коде. электронного документооборопросмотр списка. Сортировка списков. ■ Дописывает программный код. та. Проверка подлинности. Сумма элементов списка. Обработка ■ Пишет программный код Электронная цифровая подпись списков. Сравнение списков и словарей Компьютерная РазделКомпьютерная графика.в языке программирования ■ Раскрывает смысл 3. Списки и словари Python (5изучаемых ч) графика в языке Способы Создание хранения графической понятий.■ Раскрывает смысл изучаемых Словарь Словарь. словаря в Python. информацииновой на компьютере. ■ Анализирует пользовательский Python Добавление записи в словарь. понятий. Отличия растровой графикиЗамена от интерфейс применяемого Вывод значения по ключу. ■ Создаѐт словари программного на Python. векторной. Преимущества и элемента средства. элемента словаря. Удаление из ■ Исправляет ошибки в недостатки растровой и век- словаря. ■ Создаѐт трѐхмерноекоде. изображение словаря. Работа с элементами программном торной графики. Трѐхмерная Методы работы со списками (1еп(), ■ Дописывает программный код. графика. Программы clear(), keys(), values(),для items()) ■ Пишет программный код создания компьютерной графики. UX/ UI-дизайн. Трѐхмерная система координат. Интерфейс Tinkercad Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Содержание программы Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Раздел 4. Разработка веб-сайтов (6 ч) Создание сайтов Структура и разработка сайтов. ■ Раскрывает смысл изучаемых Знакомство со специалистами по понятий. разработке сайтов. ■ Имеет представление о создании Конструкторы сайтов. Создание сайтов. сайта в конструкторе Google. ■ Выполняет оформление сайта с Язык HTML. Основы помощью готового конструктора. Окончание веб-дизайна ■ Создаѐт одностраничный сайт с помощью языка HTML Раздел 5. Информационная безопасность (6 ч) Информационная безопасность Информационная безопасность. ■ Раскрывает смысл изучаемых Приватность и защита понятий. персональных данных. ■ Имеет представление об Основные типы угроз в информационной безопасности Интернете. Правила поведения в Интернете. Кибербуллинг. Защита приватных данных. Финансовая информационная безопасность. Виды финансового мошенничества. Шифрование и криптография ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Курс внеурочной деятельности «Программирование на Python» для 10-11 классов рассчитан на 1 академический час в неделю . Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с учителем . Тематическое планирование каждого класса состоит из 4—5 модулей, в каждом из которых 5—14 занятий Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность . В курсе наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, викторины УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА ■ Помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т . д . ) . МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ■ Методические материалы . ■ Демонстрационные материалы по теме занятия . ■ Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых использования на занятии . для ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА ■ Образовательная платформа . УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ■ Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет) . ■ Компьютерные мыши ■ Клавиатуры УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ ■ Мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 15