МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение "Управление образования
городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
рук. метод.
объединения
зам. директора по УВР
директор
Ёлкина Н.Н.
Лобова Е.В.
Протокол №1 от «29»
августа 2023 г.
от «29» августа 2023 г.
Гришина В.С.
Приказ № 94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета внеурочной деятельности
программирование на Python»
для обучающихся 10 – 11 классов
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы
г. Заречный, 2023 год
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Программирование на
Python» (далее — курс) для 7—9 классов составлена на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам
освоения основной программы основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 . 05 . 2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учѐтом
Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию № 3/22 от 23 . 06 . 2022) и Примерной основной
образовательной программы основного общего образования (протокол Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию № 1/22 от 18 . 03 . 2022) .
Примерная рабочая программа курса даѐт представления о цели, задачах, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной деятельности,
устанавливает содержание курса, предусматривает его структурирование по разделам и темам;
предлагает распределение учебных часов по разделам и темам курса и последовательность их
изучения с учѐтом межпредметных и внутри- предметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся, включает описание форм организации занятий и
учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Примерная рабочая программа курса определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе планируемые
результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности на уровне
основного общего образования . Программа служит основой для составления поурочного
тематического планирования курса внеурочной деятельности учителем
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON»
Программа курса внеурочной деятельности «Программирование на Python» отражает:
■ сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и
возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
■ основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии,
управление и социальную сферу;
■ междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности
Информатика характеризуется всѐ возрастающим числом междисциплинарных связей,
причѐм как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария . Современная
школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения
школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информационных технологий как необходимого
инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации Многие предметные знания и
способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных
областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования
качеств личности, т е ориентированы на формирование мета- предметных и личностных
результатов обучения
Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырѐх тематических
разделов информатики на уровне основного общего образования:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии
ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON»
Целями изучения курса внеурочной деятельности «Программирование на Python» являются:
■ формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счѐт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных
процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой
трансформации многих сфер жизни современного общества;
■ обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более
простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решѐнными ранее; определять шаги
для достижения результата и т д ;
■ формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики,
таких как базовое программирование на Python, основы работы с данными, коммуникация в
современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного
и избирательного отношения к информации;
■ формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных
учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с
различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять
индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать
еѐ результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений
и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных
цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности обучающегося;
■ воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых и
этических аспектов еѐ распространения, стремления к продолжению образования в области
информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств
информационных технологий
Основные задачи курса внеурочной деятельности «Программирование на Python» —
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы
3
сформировать у обучающихся:
■ понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения,
представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой
трансформации современного общества;
■ владение
нормами информационной этики и права, основами информационной
безопасности;
■ знания,
умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
■ базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
■ знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения
алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
■ умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на Python;
■ умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью
практических задач;
■ умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью
информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности за счѐт
направления «Дополнительное изучение учебных предметов» Программа курса внеурочной
деятельности рассчитана на 68 учебных часа, по 1 ч в неделю в 10 и 11 классах (34 ч в каждом
классе) .
Срок реализации программы внеурочной деятельности — два года
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть
использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной
составляющей содержания конкретной рабочей программы . В резервные часы входят
некоторые часы на повторение и занятия, посвя- щѐнные презентации продуктов проектной
деятельности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИе НА PYTHON»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание:
■ ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию;
■ понимание значения информатики как науки в жизни современного общества
Духовно-нравственное воспитание:
■ ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
■ готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
■ активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете
Гражданское воспитание:
■ представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в
том числе в социальных сообществах;
■ соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
■ ориентация
на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач,
создании учебных проектов;
■ стремление оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных
и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков
Ценность научного познания:
■ наличие
представлений об информации, информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики;
■ интерес к обучению и познанию;
■ любознательность;
■ стремление к самообразованию;
■ овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
■ наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности
Формирование культуры здоровья:
■ установка
на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
■ интерес
к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с
информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса
Экологическое воспитание:
■ наличие
представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учѐтом возможностей ИКТ
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
■ освоение
обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСНОВЫ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА
PYTHON. 7—9 классы
Универсальные
познавательные
действия
5
Базовые логические действия:
■ умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
■ умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
■ самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия:
■ формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
■ оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
■ прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
■ выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
■ применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из
источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
■ выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
■ выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
■ оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
■ запоминать и систематизировать информацию
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
■ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
■ публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
■ выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):
■ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
■ принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации; коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
■ выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
■ оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
■ сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчѐта перед группой
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
■ выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
■ составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор
варианта решения задачи;
■ составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом
объекте Самоконтроль (рефлексия):
■ владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
■ учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
■ вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
■ оценивать соответствие результата цели и условиям Эмоциональный интеллект:
■ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого
Принятие себя и других:
■ осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объѐмам информации;
■ осознанно относиться к другому человеку, его мнению
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 класс
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
■ соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
■ выделять основные этапы в истории развития информационных технологий и персонального
компьютера;
■ понимать принцип работы архитектуры Неймана;
■ искать информацию в Интернете;
■ форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах;
■ открывать доступ к презентации в Google Презентациях для совместной работы;
■ писать программы на Python для рисования различных геометрических фигур, используя
модуль Turtle;
■ понимать различия локальных и глобальных переменных;
■ решать задачи с использованием глобальных переменных на Python;
■ строить таблицы истинности для логических выражений;
■ строить логические схемы;
■ понимать, что такое событие;
■ использовать события при написании программ на Python;
■ искать ошибкиОСНОВЫ
в программном
коде
на Python
и исправлять их;
ПРОГРАММИРОВАНИЯ
НА PYTHON.
7—9 классы
7
■ дописывать программный код на Python;
■ писать программный код на Python;
■ писать свои функции на Python;
■ разбивать задачи на подзадачи;
■ анализировать блок-схемы и программы на Python
11 класс
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
■ соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
■ объяснять, что такое база данных, системы управления базами данных;
■ перечислять виды баз данных;
■ писать программы на Python по обработке числовых последовательностей;
■ использовать списки и словари при написании программ на Python;
■ искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
■ дописывать программный код на Python;
■ писать программный код на Python;
■ разбивать задачи на подзадачи;
■ анализировать блок-схемы и программы на Python;
■ разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и гиперссылки;
■ защищать персональную информацию от несанкционированного доступа;
■ предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы сетевой активности,
такие как кибербуллинг
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОГРАММИРОВАНИе НА PYTHON»
10 КЛАСС
Информационные
технологии
(разделы
«Цифровая
грамотность»
и
«Информационные технологии»)
История развития информационных технологий и персонального компьютера . Виды
информационных процессов . Устройства для работы с информацией . Архитектура Неймана .
Программное обеспечение. Виды программного обеспечения . Пользовательский интерфейс .
Работа с поисковыми системами Повторение видов информации, форматирования, редактирования текста и работы в облачном сервисе Google . Изучение новых функций Google
Документов для форматирования текста. Виды презентаций . Совместный доступ к
презентации в Google
2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы
и программирование»)
Подключение модуля Turtle . Объект . Метод . Основные команды управления черепашкой .
Заливка замкнутых многоугольников Рисование окружности Изменение внешности черепашки
при помощи команды Shape . Управление несколькими черепашками
3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python
(раздел «Алгоритмы и программирование»)
Повторение: функция, виды функций Функции модуля Turtle . Самостоятельное создание
функции . Глобальные и локальные переменные Объект «экран» Событие Работа с событиями
Фракталы Рекурсия Кривая Коха
4. Элементы алгебры логики (раздел «Теоретические основы информатики»)
Электронное устройство . Логическое высказывание . Логические операции и выражения
Таблица истинности для логического выражения . Логические элементы . Построение логических схем Алгоритм построения логической схемы
1.
11 КЛАСС
1. Современные цифровые технологии (раздел «Информационные технологии»)
Повторение:
информационные
технологии
Документооборот
Электронный
документооборот Механизмы работы с документами Система электронного документооборота
Достоинства и недостатки бумажного и электронного документооборота
Проверка подлинности Электронная цифровая подпись Компьютерная графика Способы
хранения графической информации на компьютере Отличия растровой графики от векторной
Преимущества и недостатки растровой и векторной графики Трѐхмерная графика . Программы
для создания компьютерной графики . UX/UI-дизайн . Трѐхмерная система координат . Интерфейс Tinkercad.
2. Структуры данных (разделы «Теоретические основы информатики» и «Алгоритмы
и программирование»)
Базы данных . Системы управления базами данных (СУБД) . Запросы Структурированные и
неструктурированные данные Работа с большими данными Причины структурирования данных Реляционная база данных Виды баз данных по способу организации данных Виды баз
данных по способу хранения Функции str() и int() . Методы для работы со строками . Создание
списка в Python Действия над элементами списка Функции append(), remove() . Объединение
списков . Циклический просмотр списка Сортировка списков Сумма элементов списка
Обработка списков Сравнение списков и словарей
3. Списки и словари в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и
программирование»)
Словарь Создание словаря в Python Добавление новой записи в словарь . Вывод значения по
ключу. Замена элемента словаря Удаление элемента из словаря Работа с элементами словаря
Методы работы со списками (len(), clear(), keys(), values(), items())
4. Разработка веб-сайтов (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Структура и разработка сайтов Знакомство со специалистами по разработке сайтов
Конструкторы сайтов Создание сайта в конструкторе Google . Язык HTML . Основы
веб-дизайна .
5. Информационная безопасность (раздел «Цифровая грамотность»)
Информационная безопасность Приватность и защита персональных данных Основные типы
угроз в Интернете Правила поведения в Интернете Кибербуллинг Защита приватных данных
Финансовая информационная безопасность Виды финансового мошенничества . Шифрование
и криптография .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА
PYTHON»
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы
9
10 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время.
Темы,
раскрывающие
данный
раздел
программы, и число
часов
на
их
изучение
Содержание программы
Основные виды деятельности
обучающегося при изучении темы
Раздел 1. Информационные технологии (9 ч)
Информационные
технологии
Обработка
различной
информации
История развития информационных технологий и
персонального компьютера.
Виды информационных
процессов. Устройства для
работы с информацией.
Архитектура Неймана.
Программное обеспечение.
Виды программного
обеспечения. Пользовательский интерфейс. Работа
с поисковыми системами
Повторение: виды информации, форматирование,
редактирование текста,
работа в облачном сервисе
Google. Изучение новых
функций Google
Документов для
форматирования текста.
Виды презентаций.
Совместный доступ к
презентации в Google
■ Раскрывает
смысл изучаемых понятий.
■ Определяет программные средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при решении
Окончание
задач.
■ Оперирует компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графическом интерфейсе
■ Раскрывает
смысл изучаемых понятий.
■ Применяет новые функции Google
Документов и Google Презентаций на
практике
Темы,
Содержание
Основные виды деятельности
раскрывающие
программы
обучающегося при изучении темы
данный
раздел
программы, и число
часов на их изучение
Раздел 2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (8 ч)
Знакомство с
модулем Turtle в
Python
Подключение модуля
Turtle. Объект. Метод.
Основные команды
управления черепашкой.
Заливка замкнутых
многоугольников.
Рисование окружности.
Изменение внешности
черепашки при помощи
команды Shape.
Управление несколькими
черепашками
■ Раскрывает
смысл изучаемых понятий.
■ Объясняет, что такое исполнитель.
■ Описывает черепашку как пример
исполнителя.
■ Устанавливает связь между движением
черепашки и единицами измерения (пиксели,
градусы).
■ Определяет координаты как адрес
расположения точки в пространстве.
■ Определяет на экране начало движения
черепашки (начало отсчѐта).
■ Решает задачи на рисование различных
геометрических фигур черепашкой.
■ Настраивает цвет исполнителя, толщину
пера, выполняет заливку цветом.
■ Пишет программный код на Python с
использованием нескольких
объектов-черепашек
Раздел 3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования
Python (12 ч)
Функции и события в Повторение: функция,
■ Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Python
виды функций.
■ Создаѐт свои функции.
Функции модуля Turtle.
■ Пишет программный код на Python с
Самостоятельное создание использованием функций и событий.
функции. Глобальные и
■ Получает информацию о различиях между
локальные переменные.
областью видимости функции и областью
Объект «экран». Событие. видимости программы.
Работа с событиями.
■ Решает задачи с использованием
Фракталы. Рекурсия.
глобальных переменных
Кривая Коха
■
Раздел 4. Элементы алгебры логики (5 ч)
Элементы алгебры
логики
Электронное устройство.
Логическое высказывание.
Логические операции и
выражения. Таблица
истинности для
логического выражения.
Логические элементы.
Построение логических
схем. Алгоритм
построения логической
схемы
■ Раскрывает
смысл изучаемых понятий.
■ Анализирует логическую структуру
высказываний.
■ Составляет таблицу истинности для
логического выражения.
■ Строит логические схемы
11 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 5 ч — резервное время.
Темы,
раскрывающие
База
данных
данный раздел
программы, и
число часов на их
изучение
Содержание
Раздел 2. программы
Структуры данных
Основные
(11ч) виды деятельности
обучающегося
при
изучении
Базы данных. Системы управления
■ Раскрывает
смысл
изучаемых
темы
базами данных (СУБД). Запросы. понятий.
Структурированные и неструктури- ■ Имеет представление о базах
рованные данные. Работа с большими данных
данными. Причины структурирования
Раздел
1. Современные
цифровые
технологии (6 ч)
данных.
Реляционная
база данных.
Виды
баз
данных информационные
по способу организации
Работа с
Повторение:
■ Раскрывает
смысл
изучаемых
данных.
Виды баз данных по способу
программами
технологии.
понятий.
хранения
Документооборот. Электронный ■ Получает информацию о причинах
документооборот.
Механизмы
использования
электронного
Список в языке
Функции
str() и int().
Методы для работы
■ Раскрывает
смысл изучаемых
работы
с документами.
Система
документооборота
вместо бумажного.
Python
со
строками.
Создание списка
в Python.
понятий.
электронного
и на Python.
редактирует
Действия
над элементами списка.■ Форматирует
■ Создаѐт списки
документооборота.
Достоинства текстовую
информацию
в воблачном
Функции
append(), remove().
■ Исправляет
ошибки
и недостатки бумажного
и
сервисе Google
Документы
Объединение
списков. Циклический
программном
коде.
электронного
документооборопросмотр
списка.
Сортировка списков. ■ Дописывает программный код.
та. Проверка
подлинности.
Сумма
элементов
списка. Обработка
■ Пишет программный код
Электронная
цифровая
подпись
списков.
Сравнение
списков
и словарей
Компьютерная РазделКомпьютерная
графика.в языке программирования
■ Раскрывает
смысл
3. Списки и словари
Python (5изучаемых
ч)
графика в языке
Способы Создание
хранения графической
понятий.■ Раскрывает смысл изучаемых
Словарь
Словарь.
словаря в Python.
информацииновой
на компьютере.
■ Анализирует
пользовательский
Python
Добавление
записи в словарь.
понятий.
Отличия
растровой
графикиЗамена
от интерфейс
применяемого
Вывод
значения
по ключу.
■ Создаѐт
словари программного
на Python.
векторной.
Преимущества
и элемента
средства.
элемента
словаря.
Удаление
из ■ Исправляет ошибки в
недостатки
растровой
и век- словаря.
■ Создаѐт
трѐхмерноекоде.
изображение
словаря.
Работа
с элементами
программном
торной графики.
Трѐхмерная
Методы
работы со
списками (1еп(),
■ Дописывает программный код.
графика.
Программы
clear(),
keys(),
values(),для
items())
■ Пишет программный код
создания компьютерной
графики. UX/ UI-дизайн.
Трѐхмерная система координат.
Интерфейс Tinkercad
Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы, и
число часов на их
изучение
Содержание программы
Основные виды деятельности
обучающегося при изучении
темы
Раздел 4. Разработка веб-сайтов (6 ч)
Создание сайтов
Структура и разработка сайтов. ■ Раскрывает смысл изучаемых
Знакомство со специалистами по понятий.
разработке сайтов.
■ Имеет представление о создании
Конструкторы сайтов. Создание сайтов.
сайта в конструкторе Google.
■ Выполняет оформление сайта с
Язык HTML. Основы
помощью готового конструктора.
Окончание
веб-дизайна
■ Создаѐт одностраничный сайт с
помощью языка HTML
Раздел 5. Информационная безопасность (6 ч)
Информационная
безопасность
Информационная безопасность. ■ Раскрывает смысл изучаемых
Приватность и защита
понятий.
персональных данных.
■ Имеет представление об
Основные типы угроз в
информационной безопасности
Интернете. Правила поведения в
Интернете. Кибербуллинг.
Защита приватных данных.
Финансовая информационная
безопасность. Виды
финансового мошенничества.
Шифрование и криптография
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Курс внеурочной деятельности «Программирование на Python» для 10-11 классов рассчитан
на 1 академический час в неделю . Обучение предусматривает групповую форму занятий в
классе с учителем . Тематическое планирование каждого класса состоит из 4—5 модулей, в
каждом из которых 5—14 занятий
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также
предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность . В курсе наиболее
распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов,
викторины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
■ Помодульные
дидактические материалы, представленные на образовательной платформе
(в том числе раздаточный материал и т . д . ) .
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
■ Методические
материалы .
■ Демонстрационные материалы по теме занятия .
■ Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых
использования на занятии .
для
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
■ Образовательная
платформа .
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
■ Компьютер
(стационарный компьютер, ноутбук, планшет) .
■ Компьютерные мыши
■ Клавиатуры
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ
■ Мультимедийный
проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы
15