ВД Программирование на PYTHON

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение "Управление образования
городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод.
объединения

зам. директора по УВР

директор

Ёлкина Н.Н.

Лобова Е.В.
Протокол №1 от «29»
августа 2023 г.

от «29» августа 2023 г.

Гришина В.С.
Приказ № 94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета внеурочной деятельности
программирование на Python»
для обучающихся 10 – 11 классов

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы

г. Заречный, 2023 год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Программирование на
Python» (далее — курс) для 7—9 классов составлена на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам
освоения основной программы основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 . 05 . 2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учѐтом
Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию № 3/22 от 23 . 06 . 2022) и Примерной основной
образовательной программы основного общего образования (протокол Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию № 1/22 от 18 . 03 . 2022) .
Примерная рабочая программа курса даѐт представления о цели, задачах, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной деятельности,
устанавливает содержание курса, предусматривает его структурирование по разделам и темам;
предлагает распределение учебных часов по разделам и темам курса и последовательность их
изучения с учѐтом межпредметных и внутри- предметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся, включает описание форм организации занятий и
учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Примерная рабочая программа курса определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе планируемые
результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности на уровне
основного общего образования . Программа служит основой для составления поурочного
тематического планирования курса внеурочной деятельности учителем
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON»
Программа курса внеурочной деятельности «Программирование на Python» отражает:
■ сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и
возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
■ основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии,
управление и социальную сферу;
■ междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности
Информатика характеризуется всѐ возрастающим числом междисциплинарных связей,
причѐм как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария . Современная
школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения
школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информационных технологий как необходимого
инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации Многие предметные знания и
способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных
областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования
качеств личности, т е ориентированы на формирование мета- предметных и личностных
результатов обучения

Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырѐх тематических
разделов информатики на уровне основного общего образования:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии
ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON»
Целями изучения курса внеурочной деятельности «Программирование на Python» являются:
■ формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счѐт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных
процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой
трансформации многих сфер жизни современного общества;
■ обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более
простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решѐнными ранее; определять шаги
для достижения результата и т д ;
■ формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики,
таких как базовое программирование на Python, основы работы с данными, коммуникация в
современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного
и избирательного отношения к информации;
■ формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных
учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с
различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять
индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать
еѐ результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений
и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных
цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности обучающегося;
■ воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых и
этических аспектов еѐ распространения, стремления к продолжению образования в области
информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств
информационных технологий
Основные задачи курса внеурочной деятельности «Программирование на Python» —
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы
3
сформировать у обучающихся:
■ понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения,
представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой
трансформации современного общества;
■ владение
нормами информационной этики и права, основами информационной
безопасности;

■ знания,

умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
■ базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
■ знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения
алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
■ умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на Python;
■ умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью
практических задач;
■ умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью
информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности за счѐт
направления «Дополнительное изучение учебных предметов» Программа курса внеурочной
деятельности рассчитана на 68 учебных часа, по 1 ч в неделю в 10 и 11 классах (34 ч в каждом
классе) .
Срок реализации программы внеурочной деятельности — два года
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть
использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной
составляющей содержания конкретной рабочей программы . В резервные часы входят
некоторые часы на повторение и занятия, посвя- щѐнные презентации продуктов проектной
деятельности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОГРАММИРОВАНИе НА PYTHON»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание:
■ ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию;
■ понимание значения информатики как науки в жизни современного общества
Духовно-нравственное воспитание:
■ ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
■ готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
■ активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете
Гражданское воспитание:
■ представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в
том числе в социальных сообществах;
■ соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;

■ ориентация

на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач,
создании учебных проектов;
■ стремление оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных
и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков
Ценность научного познания:
■ наличие

представлений об информации, информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики;
■ интерес к обучению и познанию;
■ любознательность;
■ стремление к самообразованию;
■ овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
■ наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности

Формирование культуры здоровья:
■ установка

на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
■ интерес

к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с
информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса
Экологическое воспитание:
■ наличие

представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учѐтом возможностей ИКТ
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
■ освоение

обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСНОВЫ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА
PYTHON. 7—9 классы
Универсальные
познавательные
действия

5

Базовые логические действия:
■ умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

■ умение

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
■ самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия:
■ формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
■ оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
■ прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
■ выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
■ применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из
источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
■ выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
■ выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
■ оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
■ запоминать и систематизировать информацию
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
■ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
■ публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
■ выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):
■ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
■ принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации; коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
■ выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
■ оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
■ сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчѐта перед группой

Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
■ выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
■ составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор
варианта решения задачи;
■ составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом
объекте Самоконтроль (рефлексия):
■ владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
■ учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
■ вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
■ оценивать соответствие результата цели и условиям Эмоциональный интеллект:
■ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого
Принятие себя и других:
■ осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объѐмам информации;
■ осознанно относиться к другому человеку, его мнению
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 класс
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
■ соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
■ выделять основные этапы в истории развития информационных технологий и персонального
компьютера;
■ понимать принцип работы архитектуры Неймана;
■ искать информацию в Интернете;
■ форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах;
■ открывать доступ к презентации в Google Презентациях для совместной работы;
■ писать программы на Python для рисования различных геометрических фигур, используя
модуль Turtle;
■ понимать различия локальных и глобальных переменных;
■ решать задачи с использованием глобальных переменных на Python;
■ строить таблицы истинности для логических выражений;
■ строить логические схемы;
■ понимать, что такое событие;
■ использовать события при написании программ на Python;
■ искать ошибкиОСНОВЫ
в программном
коде
на Python
и исправлять их;
ПРОГРАММИРОВАНИЯ
НА PYTHON.
7—9 классы
7
■ дописывать программный код на Python;
■ писать программный код на Python;
■ писать свои функции на Python;
■ разбивать задачи на подзадачи;
■ анализировать блок-схемы и программы на Python

11 класс
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
■ соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
■ объяснять, что такое база данных, системы управления базами данных;
■ перечислять виды баз данных;
■ писать программы на Python по обработке числовых последовательностей;
■ использовать списки и словари при написании программ на Python;
■ искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
■ дописывать программный код на Python;
■ писать программный код на Python;
■ разбивать задачи на подзадачи;
■ анализировать блок-схемы и программы на Python;
■ разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и гиперссылки;
■ защищать персональную информацию от несанкционированного доступа;
■ предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы сетевой активности,
такие как кибербуллинг
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОГРАММИРОВАНИе НА PYTHON»
10 КЛАСС
Информационные
технологии
(разделы
«Цифровая
грамотность»
и
«Информационные технологии»)
История развития информационных технологий и персонального компьютера . Виды
информационных процессов . Устройства для работы с информацией . Архитектура Неймана .
Программное обеспечение. Виды программного обеспечения . Пользовательский интерфейс .
Работа с поисковыми системами Повторение видов информации, форматирования, редактирования текста и работы в облачном сервисе Google . Изучение новых функций Google
Документов для форматирования текста. Виды презентаций . Совместный доступ к
презентации в Google
2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы
и программирование»)
Подключение модуля Turtle . Объект . Метод . Основные команды управления черепашкой .
Заливка замкнутых многоугольников Рисование окружности Изменение внешности черепашки
при помощи команды Shape . Управление несколькими черепашками
3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python
(раздел «Алгоритмы и программирование»)
Повторение: функция, виды функций Функции модуля Turtle . Самостоятельное создание
функции . Глобальные и локальные переменные Объект «экран» Событие Работа с событиями
Фракталы Рекурсия Кривая Коха
4. Элементы алгебры логики (раздел «Теоретические основы информатики»)
Электронное устройство . Логическое высказывание . Логические операции и выражения
Таблица истинности для логического выражения . Логические элементы . Построение логических схем Алгоритм построения логической схемы
1.

11 КЛАСС
1. Современные цифровые технологии (раздел «Информационные технологии»)
Повторение:
информационные
технологии
Документооборот
Электронный
документооборот Механизмы работы с документами Система электронного документооборота
Достоинства и недостатки бумажного и электронного документооборота
Проверка подлинности Электронная цифровая подпись Компьютерная графика Способы
хранения графической информации на компьютере Отличия растровой графики от векторной
Преимущества и недостатки растровой и векторной графики Трѐхмерная графика . Программы
для создания компьютерной графики . UX/UI-дизайн . Трѐхмерная система координат . Интерфейс Tinkercad.
2. Структуры данных (разделы «Теоретические основы информатики» и «Алгоритмы
и программирование»)
Базы данных . Системы управления базами данных (СУБД) . Запросы Структурированные и
неструктурированные данные Работа с большими данными Причины структурирования данных Реляционная база данных Виды баз данных по способу организации данных Виды баз
данных по способу хранения Функции str() и int() . Методы для работы со строками . Создание
списка в Python Действия над элементами списка Функции append(), remove() . Объединение
списков . Циклический просмотр списка Сортировка списков Сумма элементов списка
Обработка списков Сравнение списков и словарей
3. Списки и словари в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и
программирование»)
Словарь Создание словаря в Python Добавление новой записи в словарь . Вывод значения по
ключу. Замена элемента словаря Удаление элемента из словаря Работа с элементами словаря
Методы работы со списками (len(), clear(), keys(), values(), items())
4. Разработка веб-сайтов (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Структура и разработка сайтов Знакомство со специалистами по разработке сайтов
Конструкторы сайтов Создание сайта в конструкторе Google . Язык HTML . Основы
веб-дизайна .
5. Информационная безопасность (раздел «Цифровая грамотность»)
Информационная безопасность Приватность и защита персональных данных Основные типы
угроз в Интернете Правила поведения в Интернете Кибербуллинг Защита приватных данных
Финансовая информационная безопасность Виды финансового мошенничества . Шифрование
и криптография .

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА
PYTHON»
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы

9

10 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время.
Темы,
раскрывающие
данный
раздел
программы, и число
часов
на
их
изучение

Содержание программы

Основные виды деятельности
обучающегося при изучении темы

Раздел 1. Информационные технологии (9 ч)
Информационные
технологии

Обработка
различной
информации

История развития информационных технологий и
персонального компьютера.
Виды информационных
процессов. Устройства для
работы с информацией.
Архитектура Неймана.
Программное обеспечение.
Виды программного
обеспечения. Пользовательский интерфейс. Работа
с поисковыми системами
Повторение: виды информации, форматирование,
редактирование текста,
работа в облачном сервисе
Google. Изучение новых
функций Google
Документов для
форматирования текста.
Виды презентаций.
Совместный доступ к
презентации в Google

■ Раскрывает

смысл изучаемых понятий.
■ Определяет программные средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при решении
Окончание
задач.
■ Оперирует компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графическом интерфейсе

■ Раскрывает

смысл изучаемых понятий.
■ Применяет новые функции Google
Документов и Google Презентаций на
практике

Темы,
Содержание
Основные виды деятельности
раскрывающие
программы
обучающегося при изучении темы
данный
раздел
программы, и число
часов на их изучение
Раздел 2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (8 ч)
Знакомство с
модулем Turtle в
Python

Подключение модуля
Turtle. Объект. Метод.
Основные команды
управления черепашкой.
Заливка замкнутых
многоугольников.
Рисование окружности.
Изменение внешности
черепашки при помощи
команды Shape.
Управление несколькими
черепашками

■ Раскрывает

смысл изучаемых понятий.
■ Объясняет, что такое исполнитель.
■ Описывает черепашку как пример
исполнителя.
■ Устанавливает связь между движением
черепашки и единицами измерения (пиксели,
градусы).
■ Определяет координаты как адрес
расположения точки в пространстве.
■ Определяет на экране начало движения
черепашки (начало отсчѐта).
■ Решает задачи на рисование различных
геометрических фигур черепашкой.
■ Настраивает цвет исполнителя, толщину
пера, выполняет заливку цветом.
■ Пишет программный код на Python с
использованием нескольких
объектов-черепашек
Раздел 3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования
Python (12 ч)
Функции и события в Повторение: функция,
■ Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Python
виды функций.
■ Создаѐт свои функции.
Функции модуля Turtle.
■ Пишет программный код на Python с
Самостоятельное создание использованием функций и событий.
функции. Глобальные и
■ Получает информацию о различиях между
локальные переменные.
областью видимости функции и областью
Объект «экран». Событие. видимости программы.
Работа с событиями.
■ Решает задачи с использованием
Фракталы. Рекурсия.
глобальных переменных
Кривая Коха

■

Раздел 4. Элементы алгебры логики (5 ч)
Элементы алгебры
логики

Электронное устройство.
Логическое высказывание.
Логические операции и
выражения. Таблица
истинности для
логического выражения.
Логические элементы.
Построение логических
схем. Алгоритм
построения логической
схемы

■ Раскрывает

смысл изучаемых понятий.
■ Анализирует логическую структуру
высказываний.
■ Составляет таблицу истинности для
логического выражения.
■ Строит логические схемы

11 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 5 ч — резервное время.
Темы,
раскрывающие
База
данных
данный раздел
программы, и
число часов на их
изучение

Содержание
Раздел 2. программы
Структуры данных
Основные
(11ч) виды деятельности
обучающегося
при
изучении
Базы данных. Системы управления
■ Раскрывает
смысл
изучаемых
темы
базами данных (СУБД). Запросы. понятий.

Структурированные и неструктури- ■ Имеет представление о базах
рованные данные. Работа с большими данных
данными. Причины структурирования
Раздел
1. Современные
цифровые
технологии (6 ч)
данных.
Реляционная
база данных.
Виды
баз
данных информационные
по способу организации
Работа с
Повторение:
■ Раскрывает
смысл
изучаемых
данных.
Виды баз данных по способу
программами
технологии.
понятий.
хранения
Документооборот. Электронный ■ Получает информацию о причинах
документооборот.
Механизмы
использования
электронного
Список в языке
Функции
str() и int().
Методы для работы
■ Раскрывает
смысл изучаемых
работы
с документами.
Система
документооборота
вместо бумажного.
Python
со
строками.
Создание списка
в Python.
понятий.
электронного
и на Python.
редактирует
Действия
над элементами списка.■ Форматирует
■ Создаѐт списки
документооборота.
Достоинства текстовую
информацию
в воблачном
Функции
append(), remove().
■ Исправляет
ошибки
и недостатки бумажного
и
сервисе Google
Документы
Объединение
списков. Циклический
программном
коде.
электронного
документооборопросмотр
списка.
Сортировка списков. ■ Дописывает программный код.
та. Проверка
подлинности.
Сумма
элементов
списка. Обработка
■ Пишет программный код
Электронная
цифровая
подпись
списков.
Сравнение
списков
и словарей
Компьютерная РазделКомпьютерная
графика.в языке программирования
■ Раскрывает
смысл
3. Списки и словари
Python (5изучаемых
ч)
графика в языке
Способы Создание
хранения графической
понятий.■ Раскрывает смысл изучаемых
Словарь
Словарь.
словаря в Python.
информацииновой
на компьютере.
■ Анализирует
пользовательский
Python
Добавление
записи в словарь.
понятий.
Отличия
растровой
графикиЗамена
от интерфейс
применяемого
Вывод
значения
по ключу.
■ Создаѐт
словари программного
на Python.
векторной.
Преимущества
и элемента
средства.
элемента
словаря.
Удаление
из ■ Исправляет ошибки в
недостатки
растровой
и век- словаря.
■ Создаѐт
трѐхмерноекоде.
изображение
словаря.
Работа
с элементами
программном
торной графики.
Трѐхмерная
Методы
работы со
списками (1еп(),
■ Дописывает программный код.
графика.
Программы
clear(),
keys(),
values(),для
items())
■ Пишет программный код
создания компьютерной
графики. UX/ UI-дизайн.
Трѐхмерная система координат.
Интерфейс Tinkercad

Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы, и
число часов на их
изучение

Содержание программы

Основные виды деятельности
обучающегося при изучении
темы

Раздел 4. Разработка веб-сайтов (6 ч)
Создание сайтов

Структура и разработка сайтов. ■ Раскрывает смысл изучаемых
Знакомство со специалистами по понятий.
разработке сайтов.
■ Имеет представление о создании
Конструкторы сайтов. Создание сайтов.
сайта в конструкторе Google.
■ Выполняет оформление сайта с
Язык HTML. Основы
помощью готового конструктора.
Окончание
веб-дизайна
■ Создаѐт одностраничный сайт с
помощью языка HTML
Раздел 5. Информационная безопасность (6 ч)

Информационная
безопасность

Информационная безопасность. ■ Раскрывает смысл изучаемых
Приватность и защита
понятий.
персональных данных.
■ Имеет представление об
Основные типы угроз в
информационной безопасности
Интернете. Правила поведения в
Интернете. Кибербуллинг.
Защита приватных данных.
Финансовая информационная
безопасность. Виды
финансового мошенничества.
Шифрование и криптография

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Курс внеурочной деятельности «Программирование на Python» для 10-11 классов рассчитан
на 1 академический час в неделю . Обучение предусматривает групповую форму занятий в
классе с учителем . Тематическое планирование каждого класса состоит из 4—5 модулей, в
каждом из которых 5—14 занятий
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также
предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность . В курсе наиболее
распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов,
викторины

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
■ Помодульные

дидактические материалы, представленные на образовательной платформе
(в том числе раздаточный материал и т . д . ) .
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
■ Методические

материалы .
■ Демонстрационные материалы по теме занятия .
■ Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых
использования на занятии .

для

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
■ Образовательная

платформа .

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
■ Компьютер

(стационарный компьютер, ноутбук, планшет) .
■ Компьютерные мыши
■ Клавиатуры
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ
■ Мультимедийный

проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».