МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение «Управление образования городского округа Заречный» МБОУ ГО Заречный «СОШ №4» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО ШМО учителей истории Зам.директора по УВР Директор школы Ёлкина Н.Н. Гришина В.С. [Номер приказа] от «29» Приказ № 94 ОД/р от «29» Молодых И.Б. августа 2023 г. августа 2023 г. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного курса внеурочной деятельности «Волейбол» спортивно – оздоровительное направление 10-11 класса среднего общего образования на 2023 – 2024 учебный год Составила: Бадьина Е.А., учитель физической культуры г. Заречный 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба. Цели и задачи освоения программы учебного курса внеурочной деятельности «Волейбол» соответствуют целям и задачам обучения и воспитания. Цели программы является укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта. Задачи программы: Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся. Популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха. Формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом. Обучение технике и тактике игры в волейбол. Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, а также выносливости, гибкости). Формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний. Воспитание моральных и волевых качеств. Планируемые результаты освоения программы учебного курса внеурочной деятельности «Волейбол» Личностные результаты: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к учению и познанию; - сформированность основ российской, гражданской идентичности; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно; 2 -проговаривать последовательность действий; -уметь высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность; - давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Познавательные УУД: -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; Коммуникативные УУД: -умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: - Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; - Использовать подвижные игры с элементами волейбола как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; - Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств; - Организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); - Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности; - Излагать факты истории развития волейбола, характеризовать его роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; - Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснить ошибки и способы их устранения; - Бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам поведения; - Взаимодействовать со сверстниками по правилам поведения подвижных игр и соревнований; - В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; Применять жизненно важные двигательные навыки и умения 3 различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях По окончании года обучения учащиеся должны: -Уметь играть по правилам; - Освоить технику верхней прямой подачи мяча; - Освоить технику нападающего удара; - Овладеть навыками судейства; - Уметь управлять своими эмоциями; - Знать методы тестирования при занятиях волейбола; - Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола; - Овладеть техникой блокировки в защите; - Овладеть техникой обучения индивидуальными тактическими действиями в защите и нападении Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Волейбол» Основы знаний: Сведения о строении и функциях организма человека; Правила игры в волейбол; Места занятий, инвентарь. Общефизическая подготовка: Строевые упражнения; Гимнастические упражнения; Легкоатлетические упражнения; Подвижные и спортивные игры. Специальная физическая подготовка (практическая часть): Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий; Подвижные игры; Упражнения для развития прыгучести; Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча; Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча; Техника нападения (практическая часть): Перемещения и стойки; Действия с мячом. Передачи мяча; Техника защиты: Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок. Тактическая подготовка. Тактика нападения: Индивидуальные действия Командные действия Тактика защиты: Индивидуальные действия Командные действия Контрольные игры и соревнования: теоретическая часть Правила соревнований 4 Практическая часть: Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола Учебно-тренировочные игры Физическая подготовленность Стойки и перемещения. Перемещения приставными шагами лицом вперѐд, правым, левым боком вперѐд и спиной вперѐд. Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное вертикальное качание; большие шаги, прыжки, «скованность движений». Техника перемещений оценивается в пределах границ площадки (9х9 м). От лицевой линии по направлению к сетке перемещаются приставными шагами, левая нога впереди (4.5 м). Вдоль сетки перемещаются приставными шагами левым боком вперѐд (лицом к сетке), к лицевой линии - правым боком вперѐд, вдоль лицевой линии – приставными шагами спиной вперѐд, левая нога впереди (4.5 м), затем правая. № п/п 1. 2. Тематическое планирование 10 – 11 классы Наименование разделов (общих тем) Количество часов Теоретическая подготовка Практическая подготовка Итого 2 103 105 Тематическое планирование 10-11 классы № п/п 1 2-3 4 5-6 7 8-9 Тема занятия Правила техники безопасности. Водная тренировка. Медикобиологические исследования. ОРУ. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола. Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперѐд ОРУ. Стойка игрока. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперѐд ОРУ. Передача двумя руками сверху на месте и Колич ество часов Форма провед ения заняти я 1 Лекция 2 Практи ческое занятие 1 Практи ческое Практи ческое 2 1 2 Практи ческое Практи 5 10 11-12 13 14-15 16 17-18 после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини волейбол Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперѐд ОРУ. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини волейбол ОРУ. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игровое занятие Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) ОРУ. Круговая тренировка. Подвижные игры. ческое 1 2 1 Практи ческое 2 1 Игра Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое 2 1 20-21 Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) ОРУ. Круговая тренировка. Подвижные игры 22 Эстафеты с различными способами перемещений 1 23-24 ОРУ. Круговая тренировка. Подвижные игры 2 25 Разучивание верхней передачи мяча над собой 1 26-27 ОРУ. Контрольные испытания. Подвижные игры. 2 28 Верхняя прямая подача с середины площадки 1 29-30 ОРУ. Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач Верхняя прямая подача с середины площадки 2 ОРУ. Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. Верхняя прямая подача с середины площадки 2 ОРУ. Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. Передача двумя руками сверху на месте. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и 2 19 31 32-33 34 35-36 37 Практи ческое Практи ческое 2 1 1 1 6 38-39 40 41-42 43 44-45 46 47-48 49 51-52 53 54-55 56 57-58 59-61 62 63-64 65-67 68 69 70 средних передач. Подача мяча. Игровая тренировка Нижняя передача над собой 2 1 Приѐм мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; Нижняя передача над собой 2 Приѐм мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину Нижняя передача над собой 2 Приѐм мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; Нижняя передача мяча у стены, в парах 2 ОРУ с мячами. Круговая тренировка. Учебно тренировочная игра. Нижняя передача мяча у стены, в парах 2 ОРУ с мячами. Круговая тренировка. Учебно тренировочная игра. Нижняя передача мяча у стены, в парах 2 ОРУ с мячами. Круговая тренировка. Учебно тренировочная игра. Игровое занятие Приѐм мяча с подачи у стены 2 1 1 1 1 1 3 1 Блокирование. Одиночное блокирование прямого 2 нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. Тренировочная игра Подача и приѐм мяча в парах 3 Блокирование. Одиночное блокирование прямого 1 нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. Тренировочная игра Подача и приѐм мяча через сетку в парах с 1 середины площадки Выбор места при приѐме нижней и верхней 1 подач. Определение времени для отталкивания при блокировании. Выбор приѐма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с Игра Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Игра Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое Практи ческое 7 71-73 74 75-76 77 78-79 80 81-82 83 84-85 86 87-88 89 падением) Игровое занятие Выбор места при приѐме нижней и верхней подач. Определение времени для отталкивания при блокировании. Выбор приѐма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) Выбор места при приѐме нижней и верхней подач. Определение времени для отталкивания при блокировании. Выбор приѐма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) Выбор места при приѐме нижней и верхней подач. Определение времени для отталкивания при блокировании. Выбор приѐма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) Учебная игра ОРУ. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приѐме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. ОРУ. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приѐме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. Расположение игроков при приѐме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приѐма игрок зоны 4 идѐт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаѐтся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперѐд» с применением групповых действий. Учебная игра Расположение игроков при приѐме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приѐма игрок зоны 4 идѐт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаѐтся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперѐд» с применением групповых действий. Учебная игра Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи 3 1 Игра Практи ческое 2 Практи ческое 1 Практи ческое 2 1 Игра Практи ческое 2 1 2 1 Игра 2 1 Игра 8 90-91 92 93-94 95 96-97 98 99-100 101 102 Учебная игра Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи Учебная игра Многоскоки, прыжки, ОРУ без предметов. ОРУ с набивными мячами Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Нападающий удар при встречных передачах. Верхняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Учебная игра. Действия в защите и нападении. Тактика свободного нападения. Игра в нападение через зону 3. Выбор места для выполнения нижней подачи; выбор место для второй передачи и в зоне 3. Учебная игра Действия в защите и нападении. Тактика игры с одним связующим. Игра в нападение с первой зоны со второй линии. Тренировочная игра. Контрольный внутрисекционный турнир Итого 2 1 Игра 2 1 Игра 2 1 2 1 Игра 1 Игра 105 9