МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. объединения зам. директора по УВР директор Уфимцева Н.А. Ковалева Н.В. Протокол №1 от «29» от «29» августа 2023 г. августа 2023 г. Гришина Валентина Сергеевна Приказ №94 ОД/р от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Литературное чтение (базовый уровень) для обучающихся 1-4 классов (реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ) г. Заречный, 2023 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе требований к результатам освоения АОП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания. Как и русский язык, литературное чтение предстаѐт в качестве одного из ведущих предметов, обеспечивающих наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся с ЗПР. Приоритетная цель обучения литературному чтению - становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач: - формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; - достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; - осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; - первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; - овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам; - овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач. Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки обучающегося с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В процессе освоения курса у обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Приобретѐнные обучающимися с ЗПР знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Общее количество часов, отведѐнных на изучение литературного чтения – 506 ч. (4 ч. в неделю в 1-3 классах, 3 ч. в неделю в 4 классе): в 1 классе - 132 ч., во 2-3 классах - по 136 ч., в 4 классе - 102 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1. Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. 2. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению. Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления других обучающихся, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐ справочноиллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). 3. Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учѐтом особенностей монологического высказывания. 4. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (сравнение) в мини-сочинениях, рассказ на заданную тему. 5. Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учѐтом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия обучающихся с ЗПР. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках, юмористические произведения. 6. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. 7. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» НА УРОВНЕ НОО Предметные результаты: - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; - осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи; - понимание роли чтения, использование разных видов чтения; - формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; - формирование потребности в систематическом чтении; - выбор с помощью взрослого интересующей литературы. № урока Календарно – тематическое планирование по литературному чтению (обучение грамоте), 1 класс - 100 часов Тема урока Кол-во часов Добукварный период (22 ч) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Знакомство с учебником. Составление рассказа по картинке. Речь письменная и устная. Предложение. Предложение и слово. Предложение и слово. Слово и слог. Слог. Ударение. Слог. Ударение. Деление слов на слоги. Звуки речи: гласные и согласные. Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным. Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков. Гласный звук [а], буквы А, а Гласный звук [а], буквы А, а Звук [о], буквы О, о Звук [о], буквы О, о Звук [и], буквы И, и Звук [и], буквы И, и Гласная буква ы, звук [ы] Гласная буква ы, звук [ы] Звук [у], буквы У, у 10 минут-ка направленная на профориентацию – День учителя Звук [у], буквы У, у Букварный период (70ч) Звуки [н], [н’], буквы Н, н Звуки [н], [н’], буквы Н, н Звуки [с], [c’], буквы С, с Звуки [с], [c’], буквы С, с (закрепление) Звуки [к], [к’], буквы К, к Звуки [к], [к’], буквы К, к Звуки [т], [т’], буквы Т, т Звуки [т], [т’], буквы Т, т (закрепление) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31. 32. 33. 34. 35. 36-37 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45,46 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62,63 Закрепление пройденного материала. Звуки [л], [л’], буквы Л, л Звуки [л], [л’], буквы Л, л (закрепление) Повторение и закрепление изученного материала Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р 1 1 1 1 Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э] Буква Е – показатель мягкости согласных Чтение слов с буквой Е(повторение и закрепление) Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п (закрепление) Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление) Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а] Буква Я – показатель мягкости согласного Закрепление пройденного материала Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (Ч. 2) Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление) 10 минут-ка направленная на профориентацию – День учителя - День работников МЧС Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление) 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 64. 65. 66. 67,68 69. 70. 71. 72,73 74. 75. 76. 77,78 79. 80. 81,82 83,84 85,86 87,88 89,90 91,92 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сочетание ЖИ Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сочетание ЖИ (закрепление) Буквы Ё, ѐ, обозначающие два звука [й’о] Буква Ё, ѐ – показатель мягкости Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й Чтение слов с буквой й (закрепление) Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х Чтение слов с буквой х (закрепление) Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у] Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление) Гласный звук [э]. Буквы Э, э Чтение слов с буквами Э, э (закрепление) Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление) Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф Мягкий и твердый разделительные знаки Русский алфавит. Чтение слов и предложений Послебукварный период (8ч) Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина .К. Д. Ушинский. Наше Отечество В. Крупин. Первоучители словенские В. Крупин. Первый букварь Творчество А. С. Пушкина – сказки Л. Н. Толстой о детях К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель. К. Д. Ушинский о детях Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница») В. В. Бианки. Первая охота Творчество С. Я. Маршака Творчество М. М. Пришвина Творчество А.Л. Барто и В. Д. Берестова. Прощание с Азбукой. Проверим свои знания 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. Тематическое планирование по литературному чтению 1 класс – 32 часа Тема урока Вводный урок 1 (ч) Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». Жили – были буквы (4ч) В. Данько «Загадочные буквы». И. Токмакова «Аля Кляксич и буква «А»». С. Чѐрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поѐтся, а «Б» нет». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука». С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Из старинных книг. Урок обобщения по разделу «Жили-были буквы». Сказки. Загадки. Небылицы (4ч) Е. И. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки, песенки, потешки. Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поѐт…».Урок-обобщение «Сказки, загадки, небылицы». Апрель, апрель! Звенит капель (4ч) А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…». Т. Белозѐров «Подснежник». С. Маршак «Апрель» И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!». Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…» И в шутку и всерьѐз (6ч) Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка» К.Чуковский «Федотка». О.Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук». И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинакипулинаки». К.Чуковский «Телефон». М.Пляцковский «Помощник». Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьѐз» Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок». В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…» (с. 37–38) И. Пивоварова «Вежливый ослик» Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день» М.Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу». Из старинных книг. Урок-обобщение «Я и мои друзья О братьях наших меньших (6ч) С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…». В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку». М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ѐж». Н. Сладков «Лисица и ѐж». Из старинных книг. Обобщение по теме «О братьях наших меньших». Всего часов: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 132 Календарно – тематическое планирование по литературному чтению, 2 класс – 136 часов № Тема урока Кол-во часов 1 2 Знакомство с учебником по литературному чтению. Р.С. Сеф «Читателю» САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 Ч) Самое великое чудо на свете. 3 4 Самое великое чудо на свете. Самое великое чудо на свете. Библиотеки. 1 1 5 Самое великое чудо на свете. Книги. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (15 Ч) Устное народное творчество. Русские народные песни. Русские народные потешки и прибаутки. Скороговорки, считалки, небылицы и перевѐртыши Загадки, пословицы, поговорки. Народные сказки Ю.Мориц «Сказка по лесу идѐт…» Сказка «Петушок и бобовое зѐрнышко» Сказка «У страха глаза велики» Сказка «Лиса и тетерев» Сказка «Лиса и журавль» Сказка «Каша из топора» Сказка «Гуси – лебеди» Викторина по сказкам КВН «Обожаемые сказки» ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ (8 Ч) Люблю природу русскую. Осень. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…» А. А.Фет «Ласточки пропали…» Осенние листья в стихотворениях поэтов 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17,18 19 20 21 22 23 24 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 26 27 28 29 30 31, 32,33 34 35 36 37 38, 39 40 41 42 43 44 45 46 47, 48 49, 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 В.Д.Берестов «Хитрые грибы», статья «Грибы» Описание осени Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень» РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (14 Ч) А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелѐный…» Стихи А.С.Пушкина А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 1 1 1 Обобщение по теме Сказки А.С.Пушкина 1 И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» 1 1 Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» Л.Н.Толстой «Филипок» Л.Н.Толстой «Котѐнок» Л.Н. Толстой «Правда всего дороже» Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Русские писатели» О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (12 Ч) О братьях наших меньших. Б.В.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» В.Д. Берестов «Кошкин щенок» Домашние животные М.М.Пришвин «Ребята и утята» Е. И.Чарушин «Страшный рассказ» Б.С. Житков «Храбрый утѐнок» В. В. Бианки «Музыкант» В.В.Бианки «Сова» Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «О братьях наших меньших» ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА (8 Ч) Зима в произведениях русских поэтов и художников А. Барто «Дело было в январе…» Я. Аким «Утром кот...» Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…» С.А.Есенин «Поѐт зима – аукает…», «Берѐза» А. С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..», «Зима!» 1 2 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 60 61 62 63 64 65 66 67-68 69 70 71 72-73 74 75 76 77 78 79 80-81 82-83 84-85 86 87 88 89 90 91-92 93 94-96 97 Сказка «Два Мороза» РНС С.В.Михалков «Новогодняя быль». Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (6 Ч) Д. Хармс. «Игра» Д. Хармс. «Вы знаете?..» Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог» А. Введенский. «Ученый Петя» Современный детский юмористический журнал ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ (19 Ч) К. И. Чуковский Небылицы К.И.Чуковский «Путаница» Небылицы К.И.Чуковский «Радость» К.Чуковский «Федорино горе» С. Я. Маршак «Кот и лодыри» С.В. Михалков «Сила воли» С.В.Михалков «Мой щенок» А.Л.Барто «Верѐвочка» А.Л.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу» А.Л.Барто «Вовка – добрая душа» Н.Н.Носов «Затейники» Н.Н.Носов «Живая шляпа» Н.Н.Носов «На горке» Мамин день Заключительный урок (обобщения и систематизации знаний) по разделу «Писатели детям» Я И МОИ ДРУЗЬЯ (10 Ч) Стихи о дружбе В.Лунин «Я и Вовка» Ю. И. Ермолаев «Два пирожных» В.А.Осеева «Волшебное слово» В.А.Осеева «Хорошее» В.А.Осеева «Почему?» Заключительный урок (обобщения и систематизации знаний) по разделу «Я и мои друзья» 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 2 1 3 1 98 99 100 101 102 103104 105106 107110 111 112113 114116 117 118119 ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА (5 Ч) Ф. Тютчев «Зима недаром злится …». «Весенние воды». А. Плещеев «Весна». «Сельская песенка» А.А.Блок «На лугу». С. Маршак «Снег теперь уже не тот …» Заключительный урок (обобщения и систематизации знаний) по разделу «Люблю природу русскую. Весна» И В ШУТКУ И В СЕРЬЁЗ (15 Ч) Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?» Б.В.Заходер Песенки Винни – Пуха. 1 1 1 1 1 2 2 Э.Н.Успенский «Чебурашка» 4 Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» Г.Б.Остер «Будем знакомы» 1 2 В.Драгунский «Тайное становится явным» 3 Заключительный урок (обобщения и систематизации знаний) по разделу «И в шутку и всерьез» ДЕНЬ ПОБЕДЫ (2 Ч) С. Васильев «Я помню, ранило берѐзу…» 1 ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (15 Ч) 120 121122 123 124 125128 129130 131- Известные детские сказки зарубежных писателей Английские народные песенки «Перчатки» и «Храбрецы» в переводе С.Маршака и К. Чуковского Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» Французская народная песенка «Сюзон и мотылѐк» Шарль Перро «Кот в сапогах» 1 2 Шарль Перро «Красная Шапочка» 2 Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». 2 1 1 4 132 133 134136 Заключительный урок (обобщения и систематизации знаний) по разделу «Литература зарубежных стран» ПОВТОРЕНИЕ (3 Ч) Обобщения и систематизации знаний. Всего часов: 1 3 136 Календарно – тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс – 136 часов № Тема урока п\п 1 Вводный урок. Работа со вступительной статьѐй. Самое великое чудо на свете (3ч) 2 Какое чудо считаете самым удивительным? 3 Рукописные книги Древней Руси 4 Первопечатник Иван Фѐдоров Устное народное творчество (16 ч) 5 Русские народные песни 6 Докучные сказки. Сочинение докучных сказок 7 Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка 8 Русская народная сказка: признаки сказки. РНС «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка» 9 Русская народная сказка «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка» 10 Русская народная сказка «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка» 11 «Чему учит сказка» на материале русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк» 12 РНС «Иван-царевич и Серый Волк» 13 14 15 16 17 18 19 РНС «Иван-царевич и Серый Волк» РНС «Иван-царевич и Серый Волк» Сравнение иллюстраций В. Васнецова и И. Билибина Образ удалого молодца в русской народной сказке «Сивка-бурка» РНС «Сивка-бурка» РНС «Сивка-бурка» Уроки обобщения и систематизации знаний по разделу Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 «Устное народное творчество» Уроки обобщения и систематизации знаний по разделу «Устное народное творчество» Поэтическая тетрадь-1 (9 ч) Проект «Как научиться читать стихи» (на основе статьи Я.Смоленского) Времена года в произведениях Ф. И. Тютчева «Листья» Времена года в произведениях А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка Поэтическое олицетворение в стихотворении И.С. Никитина «Встреча зимы» Поэтическое олицетворение в стихотворении И.С. Никитина «Встреча зимы» Образ детства в стихотворении И. З. Сурикова «Детство» Волшебница - зима в поэтических произведениях И. З. Сурикова «Мороз в сказках и в природе» Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором..» Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Великие русские писатели (24ч) 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Знакомство с названием раздела А. С. Пушкин. Лирические стихотворения «Зимнее утро», «Зимний вечер» Литературная сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». 1 1 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом «Чему учат басни» на материале басен И.А. Крылова Басня И. А. Крылова «Мартышка и Очки» Басня И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» Басня И.А. Крылов «Ворона и лисица» М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество. Статья В. Воскобойниковой. Подготовка сообщения на основе статьи. Красота русского языка на материале произведения М. Ю. Лермонтова «Утес» Красота русского языка на материале произведения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 45 М. Ю. Лермонтова «Осень», «На севере диком стоит одиноко…» Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). 46 Л. Толстой «Акула» 47 Л. Толстой «Акула» 48 «К чему приводит безрассудство» на материале произведения Л. Н. Толстого «Прыжок» 49 «К чему приводит безрассудство» на материале произведения Л. Н. Толстого «Прыжок» 50 «Преданность у животных» на материале произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка» 51 «Красота природы» - рассказ Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве» 52 «Законы природы» - рассказ Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?» 53 Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Великие русские писатели » Литературные сказки (10ч) 54 «Трудолюбие и доброта вознаграждаются» на материале произведения В. Одоевского «Мороз Иванович» 55 В. Одоевский «Мороз Иванович». 56 В. Одоевский «Мороз Иванович». 57 В. Одоевский «Мороз Иванович». 58 Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алѐнушкины сказки» (присказка) 59 «О хвастовстве» Д. Мамина-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» 60 «Умеем мы оценивать возможности?» на материале сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» 61 В. Гаршин «Лягушка - путешественница». 62 В. Гаршин «Лягушка - путешественница». Характеристика героев сказки 63 Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Литературные сказки» Были-небылицы (11 ч) 64 «Не бойся, не теряйся» рассказ М. Горького «Случай с Евсейкой» 65 «Не бойся, не теряйся» рассказ М. Горького «Случай с Евсейкой» 66 «Добро всегда возвращается». К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей» 67 К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей» 68 К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 «Мечты и чудеса» (на материале произведения А. И. Куприна «Слон» А. Куприн «Слон» А. Куприн «Слон» А. Куприн «Слон» А. Куприн «Слон» Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Были-небылицы» Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) «Какая бывает забота» на основе произведений С.Чѐрного «Воробей», «Слон» «Какая бывает забота» на основе произведений С.Чѐрного «Воробей», «Слон» «Детские забавы» А. А. Блок «Ветхая избушка» «Детские забавы» А. А. Блок «Сны» Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Поэтическая тетрадь» Знакомство с названием раздела Саша Черный. Стихи о животных: «Что ты тискаешь утенка?», Люби живое (16 ч) Любовь к природе в произведении М. Пришвина «Моя Родина» Жизнь леса в произведениях И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» Жизнь леса в произведениях И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» «Собачья верность» В. И. Белов «Малька провинилась» «Собачья верность» В. И. Белов «Еще про Мальку» «Лесные опасности» В. В. Бианки «Мышонок Пик» В. В. Бианки «Мышонок Пик» В. В. Бианки «Мышонок Пик» В. В. Бианки «Мышонок Пик» Рассказы о животных Б. Житков «Про обезьянку» Б. Житков «Про обезьянку» Б. Житков «Про обезьянку» Б. Житков «Про обезьянку» В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения «Живое дороже неживого» В. Драгунский «Он живой и светится» Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Люби живое» Поэтическая тетрадь- 3 (9 ч) С.Я. Маршак «Гроза днѐм» С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 99 О любви к маме А. Л. Барто «Разлука» «Умеем ли мы ценить произведения культуры» 100 А.Л. Барто «В театре» 101 Детские фантазии С. В. Михалков «Если» 102 М. Дружинина «Мамочка-мамуля…» 103 Т. Бокова «Родина слово большое-большое…» О любви к природе Е.А. Благинина «Кукушка», 104 «Котенок» Заключительный урок (обобщения и систематизации 105 знаний) Собирай по ягодке – наберешь кузовок (10 ч) «Учимся планировать свою работу» Б. Шергин 106 «Собирай по ягодке – соберешь кузовок» 107 Б. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок» Вечный круговорот в жизни в произведении 108 А. Платонова «Цветок на земле» 109 А. Платонова «Цветок на земле» Тема матери-Родины в рассказе А. Платонова «Еще 110 мама» 111 А. Платонова «Еще мама» 112 «О помехах в учебе» по рассказу Н. Носова «Федина задача» 113 Н. Носов «Федина задача» 114 «Вещи надо беречь» на материале рассказа Н. Носов «Телефон» 115 Урок обобщения и систематизации знаний по разделу Поэтическая тетрадь 4 (6 ч) 116 «Эта опасная вода» Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 117 Тема весны в русской поэзии: А.А. Блок «Ворона» 118 Тема весны в русской поэзии: С.А. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» 119 Тема весны в русской поэзии: С.А. Есенин «Черѐмуха» 120 Тема весны в русской поэзии: Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» 121 Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Поэтическая тетрадь 4». По страницам детских журналов (8 ч) 122 Детские журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки» 123 «Горе делу не помеха» на материале рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» 124 «Правду не скроешь» на материале рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 125 Нужна ли такая помощь? На материале рассказа Ю. Ермолаева «Воспитатели» 126 «Все наоборот» Г. Остер «Вредные советы» 127 «Мы растем и умнеем» Г. Остер «Как получаются легенды» 128 Юмористические произведения Р. Сефа 129 Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «По страницам детских журналов» 10 минут-ка направленная на профориентацию - День библиотекаря Зарубежная литература (8 ч) 130 Древнегреческие мифы: «Храбрый Персей» 131 Древнегреческие мифы: «Храбрый Персей» 132 Древнегреческие мифы: «Храбрый Персей» 133 Волшебный мир сказок Г. Х. Андерсена: «Гадкий утенок» 134 Волшебный мир сказок Г. Х. Андерсена: «Гадкий утенок» 135 Волшебный мир сказок Г. Х. Андерсена: «Гадкий утенок» 136 Заключительный урок (обобщения и систематизации знаний) итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 136 Календарно – тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс – 102 часа № Тема урока Кол-во п/п часов 1 Введение. Знакомство с учебником. 1 Летописи. Былины жития (8 ч) 2 Знакомство с названием раздела. Из летописи «И 1 повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». 3 События летописи – основные события Древней Руси. 1 4 Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» 1 Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 5 Поэтический текст «Ильины три поездочки». 1 6 Прозаический текст былины в пересказе И. 1 Карнауховой 7 Сергий Радонежский - святой земли Русской. В. 1 Клыков «Памятник Сергию Радонежскому» 8 Житие Сергия Радонежского 1 9 10 11 12 13 1417 18 1921 22 23 24 25 Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития» 1 Чудесный мир классики (18 ч) Знакомство с разделом «Чудесный мир классики». Пѐтр Петрович Ершов П. П. Ершов «Конѐк - горбунок» сравнение литературной и народной сказок П. П. Ершов «Конѐк - горбунок». Характеристика героев А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» Жизнь и творчество Л. Н. Толстого Л. Н. Толстой «Детство» Л. Н. Толстой Басня «Как мужик камень убрал» А. П. Чехов «Мальчики» А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказы – герои своего 26 времени Обобщение изученного материала по разделу «Чудесный мир 27 классики» Поэтическая тетрадь (10 часов) Знакомство с разделом. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален 28 вид...», «Как неожиданно и ярко…» 29 А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» 30 Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!» 31 Е.А. Баратынский» Где сладкий шѐпот…» 32 А.Н. Плещеев «Дети и птичка» Ритм стихотворения 33 И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями» 34 Н. А. Некрасов «Школьник» 35 Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…». 36 И. С. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А.Бунина Обобщение изученного материала по разделу «Поэтическая 37 тетрадь» Литературные сказки (12 ч) 38,39 Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 40,41 В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного 1 1 1 1 4 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 литературного жанра 4244 4548 49 П. П. Бажов «Серебряное копытце» 3 С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» 4 Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки» Делу время – потехе час (7 ч) 50,51 Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» 52 В. Ю. Драгунский «Главные реки» 53 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» 54,55 В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» 56 Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час» 57,58 59,60 61,62 63 64 65 66 67,68 69 70,71 72 73,74 75 76 77 78 79 80 Страна детства (7 ч) Б. С. Житков «Как я ловил человечков» К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» М. М. Зощенко «Ёлка» Обобщающий урок по разделу «Страна детства» Закрепление по теме Поэтическая тетрадь (3 ч) Знакомство с названием раздела. В. Я Брюсов «Опять сон», «Детская» С. А. Есенин «Бабушкины сказки», М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» Природа и мы (9 ч) Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» А. И. Куприн «Барбос и Жулька» М. Пришвин «Выскочка» Е. В. Чарушин «Кабан» В. П. «Стрижонок Скрип». Герои. Составление плана. Обобщающий урок по разделу «Природа и мы» Поэтическая тетрадь (5 ч) Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень» С.А. Клычков «Весна в лесу» Д.Б Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебедушка» Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» 1 2 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 81 82 83 84 Родина (5 ч) Знакомство с названием раздела. И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте С. С. Дрожжин «Родине» А. В. Жигулин «О, Родина!» Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» Обобщающий урок «Родина» Страна Фантазия (5 ч) 86,87 Знакомство с названием раздела. Е. С. Велистов «Приключения Электроника» 88,89 К. Булычев «Путешествие Алисы» 90 Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия» Зарубежная литература (12 ч) 91- Знакомство с названием раздела. Д. Свифт «Путешествие 92 Гулливера» 93,94 Г. Х. Андерсен «Русалочка» 95- М. Твен «Приключения Тома Сойера» 97 98 С. Лагерлеф «Святая ночь» 99 С. Лагерлеф «В Назарете» 100 Обобщение и систематизация знаний по разделу и за год. 101 Контроль знаний. 102 Урок-игра «Литературные сказки» итого 85 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 3 1 1 2 1 1 0 2