МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. объединения зам. директора по УВР директор Уфимцева Н.А. Ковалева Н.В. Протокол №1 от «29» от «29» августа 2023 г. августа 2023 г. Гришина Валентина Сергеевна Приказ №94 ОД/р от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Математика (базовый уровень) для обучающихся 1-4 классов (реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ) г. Заречный, 2023 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания. Цели изучения математики на уровне НОО: - освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; - формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебнопознавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события); - обеспечение математического развития младшего школьника формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.); - становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: - понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжѐнность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); - математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); - владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в т.ч. и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчѐты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретѐнные обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приѐмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. Приобретѐнные младшим школьником знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Место учебного предмета «Математика» в учебном плане Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика». Общее количество часов, отведѐнных на изучение математики – 540 ч. (4 ч. в неделю в каждом классе): в 1 классе - 132 ч., во 2-4 классах - по 136 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» Основное содержание обучения в представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». Числа и величины Счѐт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объѐм работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертѐжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счѐтом (пересчѐтом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ НОО Предметные результаты 1 класс К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: - читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20; - пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта; - находить числа, большие/ меньшие данного числа на заданное число; - выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; - называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); - решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); - сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/ короче (выше /ниже, шире/ уже); - знать и использовать единицу длины - сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см); - различать число и цифру; - распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок; - устанавливать между объектами соотношения: слева/ справа, дальше/ ближе, между, перед/ за, над/ под; - распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/ предметов; - группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни; - различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/ данные из таблицы; - сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); - распределять объекты на две группы по заданному основанию. 2 класс К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: - читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100; - находить число большее/ меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100); большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20); - устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100; - выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 - устно и письменно; умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения; - называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное); - находить неизвестный компонент сложения, вычитания; - использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данных величин в другие; - определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше /меньше на»; - решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель); планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ; - различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник; выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты; - на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; использовать для выполнения построений линейку, угольник; - выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки; - находить длину ломаной, состоящей из двух-трѐх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата); - распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»; проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы; - находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур); - находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур); - представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/ столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур); - сравнивать группы объектов (находить общее, различное); - обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; - подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ; - составлять (дополнять) текстовую задачу; - проверять правильность вычислений. 3 класс К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: - читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000; - находить число большее/ меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000); - выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 - устно, в пределах 1000 - письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 - устно и письменно); - выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление с остатком; - устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/ без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления; - использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения; - находить неизвестный компонент арифметического действия; - использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль); преобразовывать одни единицы данной величины в другие; - определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события; - сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/ меньше на/ в»; - называть, находить долю величины (половина, четверть); - сравнивать величины, выраженные долями; - знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчѐтов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число; - решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления); - конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части; - сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений); - находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя правило/ алгоритм; - распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в т.ч. с использованием изученных связок; - классифицировать объекты по одному-двум признакам; - извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка); - структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; - составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму; - сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное); - выбирать верное решение математической задачи. 4 класс К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: - читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа; - находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз; - выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 - устно); умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 - устно); деление с остатком - письменно (в пределах 1000); - вычислять значение числового выражения (со скобками/ без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления с многозначными числами; - использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий; - выполнять прикидку результата вычислений; осуществлять проверку полученного результата по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу/ алгоритму, а также с помощью калькулятора; - находить долю величины, величину по ее доле; - находить неизвестный компонент арифметического действия; - использовать единицы величин для при решении задач (длина, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, скорость); - использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метр в секунду); - использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью, временем и объѐмом работы; - определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), скорость движения транспортного средства; определять с помощью измерительных сосудов вместимость; выполнять прикидку и оценку результата измерений; - решать текстовые задачи в 1-3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию; - решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение и т.п.), в т.ч., с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки; - различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг; - изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса; - различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды; распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену); - выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух-трех прямоугольников (квадратов); - распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; приводить пример, контрпример; - формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-/ двухшаговые) с использованием изученных связок; - классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленным одному-двум признакам; - извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление); - заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму; - использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях; дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма; - выбирать рациональное решение; - составлять модель текстовой задачи, числовое выражение; - конструировать ход решения математической задачи; - находить все верные решения задачи из предложенных. Календарно – тематическое планирование математика, 1 класс – 132 часа № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема урока Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 ч) Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева». Кол-во часов 1 1 Пространственные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между». Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». Сравнивание групп предметов. «На сколько больше? меньше?" 1 Сравнивание групп предметов. «На сколько больше (меньше)?». Пространственные представления Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные Закрепление по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». Проверочная работа. Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (29 ч) 1 1 1 1 1 9. 10. 11. 12. Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1. Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. Число 3. Письмо цифры 3. Числа 1, 2, 3. Знаки «+», «–», «=». «Прибавить», «вычесть», «получится». 1 1 1 1 13. 14. 15. 16. 17. Числа 3, 4. Письмо цифры 4. Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Число 5. Письмо цифры 5. Состав числа 5 из двух слагаемых. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Учебник, Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. Учебник, Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Знаки: «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно). Равенство. Неравенство. Многоугольник. Числа 6, 7. Письмо цифры 6. Закрепление изученного материала. Письмо цифры 7. Числа 8, 9. Письмо цифры 8. Закрепление изученного материала. Письмо цифры 9. Число 10. Запись числа 10. Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала. Сантиметр – единица измерения длины Увеличить на ... Уменьшить на ... Число 0. Закрепление изученного материала. Сложение с нулѐм. Вычитание нуля. 1 1 1 1 1 Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». Повторение изученного материала по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (48 ч) 2 1 Прибавить и вычесть 1. Знаки «+», «–», «=». Прибавить и вычесть 1. 1 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33-34 35. 36- 37 38. 39. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Прибавить и вычесть число 2. Слагаемые. Сумма. Задача (условие, вопрос). Сопоставление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. Присчитывание и отсчитывание по 2. 1 1 1 1 Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание с числами 1, 2» Проверка знаний. Прибавить и вычесть число 3. Приѐмы вычислений. Закрепление по теме: «Прибавить и вычесть число 3». Решение текстовых задач. Закрепление по теме «Прибавить и вычесть 3». Решение текстовых задач. Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблицы. 1 Сложение и соответствующие случаи состава чисел. Решение задач. Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3». Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть числа 1,2,3». Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть числа 1,2,3». Проверка знаний. Работа над ошибками. Решение задач. Обобщение изученного. Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3. 1 1 1 59. Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). 1 60. 61. 62. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. Прибавить и вычесть 4. Приѐмы вычислений. Закрепление изученного материала по теме: «Прибавить и вычесть 4. Задачи на уменьшение числа на несколько 1 1 1 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 единиц» Задачи на разностное сравнение чисел. Проверочная работа Решение задач на разностное сравнение чисел. Прибавить и вычесть 4. Сопоставление и заучивание таблицы. Решение задач. Закрепление пройденного материала. Перестановка слагаемых. Перестановка слагаемых и еѐ применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы вычитания и сложения 5, 6, 7, 8, 9. Закрепление пройденного материала. Состав чисел в пределах 10. Состав числа 10. Решение задач. Повторение изученного материала. Проверка знаний. Связь между суммой и слагаемыми. Связь между суммой и слагаемыми. Решение задач. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7. Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания. Вычитание из чисел 8, 9. Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач. Вычитание из числа 10. 1 1 1 82. 83. 84. 85. Закрепление изученного материала. Килограмм. Литр. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка». Числа от 11 до 20. Нумерация (16 ч) 1 1 1 1 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. Название и последовательность чисел от 10 до 20. Название и последовательность чисел от 10 до 20. Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. Дециметр. Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись чисел. Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел. 1 1 1 1 1 1 1 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 20». Контрольная работа Работа над ошибками. Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. Решение задач. Ознакомление с задачей в два действия. Решение задач в два действия. Контрольная работа по теме «Числа от 11 до 20» Сложение и вычитание (22 ч) 1 1 Общий приѐм сложения однозначных чисел с переходом через десяток. 1 Таблица сложения. Решение текстовых задач, числовых выражений. Закрепление изученного материала. Проверка знаний. 10 минут-ка направленная на профориентацию –День математика Приѐмы вычитания с переходом через десяток. Вычитание вида 11 – Вычитание вида 12 – Вычитание вида 13 – Вычитание вида 14 – Вычитание вида 15 – Вычитание вида 16 – Вычитание вида 17 – – Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание». Работа над ошибками в контрольной работе. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итоговое повторение (10 часов) 124125 126127 128129 130. 131. 132. Закрепление изученного материала. 2 Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 10». 2 Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 20». Закрепление материала по теме «Решение задач в два действия». Контрольная работа. Работа над ошибками. Всего часов: 2 1 1 1 132 Календарно – тематическое планирование математика, 2 класс – 136 часов № Тема урока Кол-во часов ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. НУМЕРАЦИЯ (16 ч) Числа от 1 до 20. 2 3 Счѐт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. 1 4 5 6 7 1 1 1 1 8 9 10 11 Счѐт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. Однозначные и двузначные числа. Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов. Входная контрольная работа Наименьшее трѐхзначное число. Сотня. Метр. Таблица единиц длины. Сложение и вычитание вида 35+5, 35 – 30, 35 – 5. 12 Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. 1 13 14 15 Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Закрепление Что узнали. Чему научились. 1 1 1 16 Самостоятельная по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация» 1 1-2 1 1 1 1 17 18 ЧИСЛА ОТ 1ДО 100. СЛОЖЕНИЕ (48 Ч) Задачи, обратные данной Сумма и разность отрезков 1 1 19 Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого 1 20 Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого 1 21 22 Закрепление изученного Единицы времени. Час. Минута 1 1 23 24 25 26 Длина ломаной Закрепление изученного Порядок выполнения действий. Скобки. Числовые выражения 1 1 1 1 27 Сравнение числовых выражений 1 28 Периметр многоугольника. 1 29 Свойства сложения. 30-31 Закрепление 32 Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел до 100». 33 Решение текстовых задач. 1 2 1 1 34 Работа над числовыми выражениями 1 35 Повторение 1 36 Урок-соревнование 1 37 Подготовка к изучению устных приѐмов вычислений. 1 38 Приѐм вычислений вида 36+2, 36+20, 60+18 1 39 Приѐм вычислений вида 36-2, 36-20,36-22; 40-41 Приѐм вычислений вида 26+4, 30-7 42 Приѐм вычислений вида 60-24 43-45 Закрепление изученного. Решение задач. 46 Приѐм вычислений вида 26+7 47 Приѐм вычислений вида 35-7 1 2 1 3 1 1 48-49 Закрепление изученного. 2 Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились Контрольная работа по теме: «числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» 52 Анализ контрольной работы. Буквенные выражения. 53-54 Закрепление 1 1 50 51 1 2 55 Уравнение. Решение уравнений методом подбора. 56-57 Закрепление 58-59 Проверка сложения и вычитания 1 2 2 60 Контрольная работа за 1 полугодие 1 61 Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. 1 62 Закрепление. 63 Закрепление изученного 1 64 Закрепление 1 65 66 67 68 69 СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ ОТ 1ДО 100 (ПИСЬМЕННЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ) (22 Ч) Сложение вида 45+23. Вычитание вида 57 – 26. Проверка сложения и вычитания Закрепление изученного Угол. Виды углов. 1 1 1 1 1 70 71 Закрепление изученного Сложение вида 37+48. 1 1 72 Сложение вида 37+53. 73-74 Прямоугольник 75 Сложение вида 87 + 13 1 2 1 76 Закрепление изученного. Решение задач 1 77 78 79 80 Вычисления вида. 32+8, 40-8 Вычитание вида 50 – 24 52-24 Что узнали. Чему научились. 1 1 1 1 81 1 82 83 Контрольная работа №5 на тему: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные вычисления». Анализ контрольной работы. Закрепление Свойство противоположных сторон прямоугольника 84 Квадрат 1 85-86 Закрепление изученного 87 88 89 90 91 92 УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (25 Ч) Конкретный смысл действия умножения Закрепление изученного Вычисления результата умножения с помощью сложения Задачи на нахождение произведения Периметр прямоугольника Приѐмы умножения единицы и нуля 1 1 2 1 1 1 1 1 1 93 Название компонентов и результата умножения 1 94 95 96 Контрольная работа за 3 четверть Анализ контрольной работы Переместительное свойство умножения. 1 97 98 Конкретный смысл действия деления. Закрепление изученного. 1 1 99 Конкретный смысл действия деления. 1 100 101 102 103 Закрепление изученного. Названия компонентов и результата деления. Закрепление изученного. Контрольная работа №6 по теме: «Умножение в пределах 100». Анализ контрольной работы. Закрепление 1 1 1 1 1 1 107 108 Связь между компонентами и результатом умножения. Приѐм деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Приѐмы умножения и деления на 10. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». 109 Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. 1 110 Закрепление изученного. Решение задач. 1 104 105 106 2 1 1 1 Контрольная работа №7 по теме: «Деление в пределах 100.» ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (17 Ч) 112-113 Умножение числа 2 и на 2. 114 Приѐмы умножения числа 2. 115 Деление на 2. 116 Закрепление изученного. Решение задач. 117 Странички для любознательных. 118-119 Что узнали. Чему научились. 1 120-121 Умножение числа 3 и на 3. 2 111 122-123 124-125 126 127 128 Деление на 3. Закрепление изученного. Контрольная работа № 8 повторение Контроль знаний 2 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 Повторение пройденного за год (8 ч) 129-130 Повторение. Решение задач 2 Что узнали, чему научились во 2 классе? 1 131 132-136 Закрепление изученного по теме умножение чисел № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 5 Всего часов – 136 Календарно – тематическое планирование математика, 3 класс – 136 часов Тема урока Кол-во часов ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание (8ч) Повторение: сложение и вычитание, устные приѐмы сложения и вычитания. Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения Решение уравнений. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым Решение уравнений с неизвестным вычитаемым Обозначение геометрических фигур буквами 1 1 1 1 1 1 1 Контрольная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание» Табличное умножение и деление 56ч Конкретный смысл умножения и деления Связь умножения и сложения. 1 Чѐтные и нечѐтные числа. Таблица умножения и деления с числом 2 Таблица умножения и деления с числом 3. 1 Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач 14 Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов 15-16 Порядок выполнения действий в числовых выражениях 13 1 1 1 1 1 2 17 Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи 1 18 Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 2 и на3». Таблица умножения и деления с числом 4. Закрепление. Таблица Пифагора 10 минут-ка направленная на профориентацию - День 1 19 20 1 1 бухгалтера 21-22 Задачи на увеличение числа в несколько раз. 23 Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Таблица умножения и деления с числом 5. 25 Таблица умножения и деления с числом 5. 26-27 Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел 28 Задачи на кратное и разностное сравнение чисел. 24 29 30 31 32 33 34-35 36 37 38 39 40 Таблица умножения и деления с числом 6. Закрепление Задачи на нахождение четвертого пропорционального Закрепление Таблица умножения и деления с числом 7. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади - квадратный сантиметр. Площадь прямоугольника. Таблица умножения и деления с числом 8. 41-42 Закрепление 43 Таблица умножения и деления с числом 9. 44 Единицы площади - квадратный дециметр. 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 45 46 47 Сводная таблица умножения. Решение задач Единицы площади - квадратный метр. 1 1 1 48 Закрепление изученного. 1 49-50 Что узнали. Чему научились. 51 Умножение на 1. 2 1 52 Умножение на 0. 53-54 Деление вида, а: а, 0: а 55 Задачи в 3 действия 56 Доли. Образование и сравнение долей 1 2 1 1 57-58 Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) 59 Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле 2 1 60-61 Единицы времени – год, месяц, сутки 2 62 Контрольная работа за первое полугодие. 1 63 Анализ контрольной работы 1 64 Закрепление 1 65 66 67 Внетабличное умножение и деление (28ч) Приемы умножения и деления для случаев вида 20х3, 3х20, 60:3 Прием деления для случаев вида 80:20. Умножение суммы на число. Решение задач несколькими способами Приемы умножения для случаев вида 23х4, 4х24 Закрепление изученного. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального 72 Выражение с двумя переменными 73-74 Деление суммы на число. 68 69 70 71 1 1 1 1 1 1 1 1 2 75 Закрепление 1 76 Связь между числами при делении 1 77 78 Проверка деления умножением Прием деления для случаев вида 87:29, 66:22 1 1 79 Проверка умножения с помощью деления 1 80-81 Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления 82 Контрольная работа по теме «Решение уравнений» 83-84 Деление с остатком. 85-87 Приемы нахождения частного и остатка 88 Деление меньшего числа на большее 89 Проверка деления с остатком. 2 90-91 Что узнали. Чему научились. 2 92 Контрольная работа по теме «Деление с остатком». 1 2 3 1 1 1 ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 Нумерация (12 ч) 93 94 Устная нумерация Письменная нумерация 1 1 95 Разряды счетных единиц 1 96 Натуральная последовательность трехзначных чисел 1 97 Увеличение (уменьшение) чисел в 10, в 100 раз. 1 98 Замена числа суммой разрядных слагаемых. 1 99 Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел Сравнение трѐхзначных чисел. 1 1 102 Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе Единицы массы – килограмм, грамм. 103 Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» 1 104 Анализ контрольной работы. 1 100 101 Сложение и вычитание (11ч) 105-106 Приѐмы устных вычислений 107 Приѐмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. 1 1 2 1 108 109 Приѐмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. Приѐмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. 1 1 110 Приѐмы письменных вычислений 1 111 Алгоритм письменного вычитания 1 112 Виды треугольников (по соотношению сторон) 1 113 114 Закрепление изученного Что узнали. Чему научились. 1 1 Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание» Умножение и деление (15ч) 116-118 Приѐмы устных вычислений 119 Виды треугольников по видам углов 120 Закрепление изученного 121-123 Приѐмы письменного умножения на однозначное число 115 124 Закрепление изученного 1 3 1 1 3 1 125-126 Прием письменного деления на однозначное число 2 127-128 Проверка деления умножением. Закрепление 129 Знакомство с калькулятором 130 Итоговая контрольная работа Повторение (6ч) 131-136 Итоговое повторение. Контроль и учет знаний 2 1 1 6 Всего часов – 136 Календарно – тематическое планирование математика, 4 класс – 136 часов № 1 Тема урока ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 (14ч) Повторение. Нумерация чисел Кол-во часов 1 1 3 Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание Нахождение суммы нескольких слагаемых 4 5 Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел Умножение трехзначного числа на однозначное 1 1 6 Свойства умножения. 1 7 8 9 Алгоритм письменного деления Приемы письменного деления Приемы письменного деления 1 1 1 10 11 Приемы письменного деления Диаграммы 1 1 12 13 1 1 15 16 Что узнали. Чему научились Контрольная работа №1 по теме «Четыре арифметических действия» Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 (112 ЧАСОВ) Нумерация (12 часов) Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч. Чтение многозначных чисел 17 Запись многозначных чисел 1 18 Разрядные слагаемые 1 19 Сравнение чисел 1 20 21 Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100, 1000 раз. Закрепление изученного 1 1 2 14 1 1 1 1 26 Класс миллионов и класс миллиардов. Что узнали. Чему научились Наши проекты. Что узнали. Чему научились Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. 27 Величины (11 часов) Единицы длины. Километр 22 23 24 25 1 1 1 1 1 1 1 1 30 Единицы длины. Закрепление изученного Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. Таблица единицы площади. 31 32 33 34 Измерение площади с помощью палетки Единицы массы. Тонна, центнер Единицы времени. Определение времени по часам Секунда. 1 1 1 1 35 Век. Таблица единиц времени 1 36 37 Что узнали. Чему научились Контрольная работа по теме «Величины» 1 1 38 Сложение и вычитание (12 часов) Анализ контрольной работы. Устные и письменные приемы вычислений. Нахождение неизвестного слагаемого 1 28 29 39 40 41 42-43 44 45 46 47 48 49 50 51-52 53 1 1 Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Нахождение нескольких долей целого Решение задач Сложение и вычитание величин Решение задач 1 Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных. Задачи, расчеты. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» Умножение и деление (77 часов) Анализ контрольной работы. Свойства умножения Письменные приемы умножения. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 59 60 Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Деление с числами 0 и 1 Письменные приемы деления Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме Закрепление изученного. Решение задач Письменные приемы деления. Решение задач 61 Закрепление изученного 1 62 Что узнали. Чему научились. 1 63 1 64 Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» Анализ контрольной работы. Закрепление изученного 65 Умножение и деление на однозначное число 1 66 Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием Решение задач на движение Проверочная работа Умножение числа на произведение Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями Решение задач 10 минут-ка направленная на профориентацию - День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства Перестановка и группировка множителей Что узнали. Чему научились. Контрольная работа Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. Деление числа на произведение Деление с остатком на 10, 100, 1000 Решение задач Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями Решение задач 1 Закрепление изученного Что узнали. Чему научились. 1 1 54 55 56-57 58 67-69 70 71 72-73 74 75 76 77 78 79 80-81 82 83 84-87 88 89 90 1 2 1 1 1 1 3 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 4 1 1 92 Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» Наши проекты 93 Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму 1 94 Умножение числа на сумму 1 91 1 95-96 Письменное умножение на двузначное число 97-98 Решение задач 99-100 Письменное умножение на трехзначное число 2 2 2 101-102 Закрепление изученного 2 Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» 105 Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число 106 Письменное деление с остатком на двузначное число 107 Алгоритм письменного деления на двузначное число 108-109 Письменное деление на двузначное число 110 Закрепление изученного 111 Закрепление изученного. Решение задач 1 1 103 104 1 1 1 2 1 1 112 Закрепление изученного 1 113 Письменное деление на двузначное число. Закрепление 1 114-115 Закрепление изученного. Решение задач 2 Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» 117 Анализ контрольной работы Письменное деление на трехзначное число. 118-119 Письменное деление на трехзначное число 120 Закрепление изученного 1 116 1 2 1 121 Деление с остатком 1 122 Деление на трехзначное число. Закрепление 1 123-124 Что узнали. Чему научились 125 126 127 128 2 Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» Анализ контрольной работы. Подготовка к олимпиаде. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (10 часов) 1 Нумерация Выражения и уравнения 1 1 1 129 Арифметические действия: сложение и вычитание 1 130 131 Арифметические действия: умножение и деление Правила о порядке выполнения действий 1 1 132 133 Величины Геометрические фигуры 1 1 134 Задачи 1 135 Контрольная работа за 4 класс 1 136 Обобщающий урок Всего часов 1 136