МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. объединения зам. директора по УВР директор Уфимцева Н.А. Ковалева Н.В. Протокол №1 от «29» от «29» августа 2023 г. августа 2023 г. Гришина Валентина Сергеевна Приказ №94 ОД/р от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Окружающий мир (базовый уровень) для обучающихся 1-4 классов (реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ) г. Заречный, 2023 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания. Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у обучающихся формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для обучающихся. Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе - предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе. Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне НОО и направлено на достижение следующих целей: - формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; - формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; - развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определѐнному этносу; - проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; - освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; - обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребѐнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; - становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует потребностям и интересам обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР. Обучающиеся с ЗПР овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической, и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. А это ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ЗПР. Существенная особенность учебного предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования. Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане Учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание». Общее количество часов, отведѐнных на изучение окружающего мира– 540 ч. (4 ч. в неделю в каждом классе): в 1 классе - 66 ч., во 2-4 классах - по 68 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1. Человек и природа Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ). Примеры явлений природы: смена времѐн года, снегопад, листопад, перелѐты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество - то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звѐзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времѐн года. Смена времѐн года в родном крае на основе наблюдений. Погода, еѐ составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоѐмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоѐмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха. Вода. Свойства воды. Состояния воды, еѐ распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование воды. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Почва, еѐ состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование почв. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениями. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоѐм - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, еѐ значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. 2. Человек и общество Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона. Человек - член общества, создатель и носитель культуры. Многонациональность - особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и для всей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой отечественной войне, в работе в тылу) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви, семьи и верности. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учѐба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребѐнка. Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к государственному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву), города Золотого кольца России (по выбору). Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край - частица России. Родной город (населѐнный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. 3. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня обучающегося, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лѐгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоѐме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА УРОВНЕ НОО Планируемые результаты освоения учебного предмета: - сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни; - расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми. Календарно – тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс – 66 часов № Тема урока Кол-во п/п часов 1 Введение. Задавайте вопросы! 1 2 Экскурсия «Что такое наша школа?» 1 Раздел 1. Что и кто?(19ч) 3 Что такое Родина? 1 4 Что мы знаем о народах России? 1 5 Что мы знаем о Москве? 1 6 Проект «Моя малая Родина». 1 7 Что у нас над головой? 1 8 Что у нас под ногами? 1 9 Что общего у разных растений? 1 10,11 Что растет на подоконнике? 2 12 Что это за листья? 1 13 Что такое хвоинки? 1 14 Кто такие насекомые? 1 15 Кто такие рыбы? 1 16 Кто такие птицы? 1 17 Кто такие звери? 1 18 Что нас окружает дома? 1 19 Что вокруг нас может быть опасным? 1 20 На что похожа наша планета? 1 21 Проверим себя и оценим свои достижения по 1 разделу «Что и кто?». Раздел 2. Как, откуда и куда?(10ч) 22 Как живет семья? Проект «Моя семья». 1 23 Откуда в наш дом приходит вода и куда она 1 уходит? 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лѐд? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Куда девается мусор и откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». Раздел 3. Где и когда?(12ч) Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». 10 минут-ка направленная на профориентацию – День Российской науки Раздел 4. Почему и зачем?(23ч) Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 60 61 62 63 64 65 66 Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя и оценим свои достижения. Презентация проекта «Мои домашние питомцы Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 66 Календарно – тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс – 68 часов Тема урока № Кол-во п/п часов Раздел 1. «Где мы живѐм?» (4 ч) 1 Родная страна. 1 2 Город и село. 1 3 Природа и рукотворный мир. 1 4 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу 1 «Где мы живѐм?» Раздел 2. «Природа» (20 ч) 5 Неживая и живая природа 1 6 Явления природы 1 7 Что такое погода? 1 8 В гости к осени (экскурсия) 1 9 В гости к осени (урок) 1 10 минут-ка направленная на профориентацию - День работников леса 10 Звѐздное небо 1 11 Заглянем в кладовые земли 1 12,13 Про воздух и про воду 1 14 Какие бывают растения 1 15 Какие бывают животные 1 16 Невидимые нити 1 17 Дикорастущие и культурные растения 1 18 Дикие и домашние животные 1 19 Комнатные растения 1 20 Животные живого уголка 1 21 Про кошек и собак 1 22 Красная книга 1 23 Будь природе другом. Проект «Красная книга, или 1 Возьмѐм под защиту» 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Раздел 3. «Жизнь города и села» (10ч) Что такое экономика? Из чего что сделано Как построить дом Какой бывает транспорт Культура и образование Все профессии важны. Проект «Профессии» В гости к зиме (экскурсия) В гости к зиме (урок) 1 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмѐм под защиту», «Профессии» 10 минут-ка направленная на профориентацию – День спасателя Раздел 4. «Здоровье и безопасность» (9 ч) Строение тела человека Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода Домашние опасности Пожар! На воде и в лесу Опасные незнакомцы Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Раздел 5. «Общение» (7 ч) Наша дружная семья Проект «Родословная» В школе Правила вежливости Ты и твои друзья Мы – зрители и пассажиры Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» Раздел 6. «Путешествия» (18 ч) Посмотри вокруг Ориентирование на местности 1 Формы земной поверхности Водные богатства 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 В гости к весне (экскурсия) В гости к весне Россия на карте Проект «Города России» Путешествие по Москве Московский Кремль СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.) Путешествие по планете Путешествие по материкам Страны мира. Проект «Страны мира» Впереди лето Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 Календарно – тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс – 68 часов № Тема урока Кол-во часов «Как устроен мир» 6ч 1. Природа 1 2. Человек 1 3. Проект: «Богатства, отданные людям». 1 4. Общество 1 5. Что такое экология 1 6. Природа в опасности! 1 «Эта удивительная природа» 18ч Тела, вещества, частицы. 7. 1 Разнообразие веществ 8. 1 9. Воздух и его охрана 1 10. Вода 1 11. Превращения и круговорот воды 1 12. Берегите воду! 1 13. Что такое почва 1 14. Разнообразие растений 1 15. Солнце, растения и мы с вами 1 16. Размножение и развитие растений 1 17. Охрана растений 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. Разнообразие животных Кто что ест. Проект: «Разнообразие природы родного края». Размножение и развитие животных Охрана животных В царстве грибов Великий круговорот жизни Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа» «Мы и наше здоровье» 10ч Организм человека Органы чувств Надѐжная защита организма Опора тела и движение Наше питание. Проект: «Школа кулинаров». Дыхание и кровообращение Умей предупреждать болезни 1 1 Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» Здоровый образ жизни Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа «Наша безопасность» 7ч Огонь, вода и газ Чтобы путь был счастливым Дорожные знаки Проект: «Кто нас защищает». Опасные места Природа и наша безопасность Экологическая безопасность «Чему учит экономика» 12ч Для чего нужна экономика Природные богатства и труд людей – основа экономики Полезные ископаемые Растениеводство Животноводство Какая бывает промышленность Проект: «Экономика родного края» Что такое деньги Государственный бюджет Семейный бюджет Экономика и экология 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Экономика и экология «Путешествия по городам и странам» 15ч 54-56 Золотое кольцо России. 57. Проект: «Музей путешествий» 58. Наши ближайшие соседи 59. На севере Европы 60. Что такое Бенилюкс 61. В центре Европы 62,63 По Франции и Великобритании 64. На юге Европы По знаменитым местам мира 65 Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и 66 67. странам». Проверочная работа. 68. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Всего часов 53. 1 3 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 68 Календарно – тематическое планирование по окружающему миру, 4 класс – 68 часов № Тема урока Кол-во часов Земля и человечество (9 часов) 1 Мир глазами астронома 1 2 Планеты солнечной системы 1 3 Звѐздное небо – великая книга природы 1 4 Мир глазами географа 1 5 Мир глазами истории 1 6 Когда и где? 1 7 Мир глазами эколога. 1 8 Сокровища Земли под охраной человечества 1 9 Сокровища Земли под охраной человечества 1 Природа России (10 часов) 10 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу 1 «Земля и человечество». Равнины и горы России. 11 12 13 14 Моря, озѐра и реки России Природные зоны России Зона Арктических пустынь Тундра 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Леса России Лес и человек . Экскурсия №1 в парк «Леса нашего края» Зона степей Пустыня У Чѐрного моря Обобщающий урок по теме «Природные зоны России» Родной край – часть большой страны (15 часов) Наш край Поверхность нашего края Экскурсия 1 1 1 1 1 Поверхность нашего края (экскурсия) Водные богатства нашего края. Практическая работа №5 на тему «Водоѐмы нашего края» Наши подземные богатства Земля-кормилица Практическая работа №6 по теме «Земля-кормилица» Экскурсия в лес и на луг Жизнь леса Жизнь луга Жизнь в пресных водах Экскурсия к водоему Растениеводство в нашем крае Практическая работа №7 на тему «Растениеводство» Животноводство в нашем крае Обобщение по разделу «Родной край-часть большой страны» Презентации проектов. Страницы всемирной истории (5 часов) Страницы истории Мир древности: далѐкий и близкий Средние века: время рыцарей и замков Новое время: встреча Европы и Америки Новейшее время: история продолжается сегодня Новейшее время: история продолжается сегодня Обобщение по разделу «Страницы мировой истории» Жизнь древних славян Во времена Древней Руси Страна городов Из книжной сокровищницы Древней Руси 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Трудные времена на русской земле Русь расправляет крылья Куликовская битва Иван Третий Мастера печатных дел Патриоты России Экскурсия № 3 в краеведческий музей «Патриоты России» 50 Пѐтр Великий 51 Михаил Васильевич Ломоносов 52 Екатерина Великая 53 Отечественная война 1912 года 54 Страницы истории XIХ века 10 минут-ка направленная на профориентацию - День радио, праздник работников всех отраслей связи 55 Россия вступает в ХХ век 56 Страницы истории 20-30 гг. 57 Великая Отечественная война и Великая Победа 58 Великая Отечественная война и Великая Победа 59 Страна, открывшая путь в космос Современная Россия (9 часов) 60 Обобщение по разделу «Страницы истории России» Основной закон России и права человека 61 Мы - граждане России 62 Славные символы России 63 Такие разные праздники 64,65 Путешествие по России 66 67 Обобщение по разделу «Современная Россия» и за второе полугодие 68 Презентация проектов Всего часов 44 45 46 47 48 49 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 68