Основы религиозных культур и светской этики 4 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод.
объединения

зам. директора по УВР

директор

Уфимцева Н.А.

Ковалева Н.В.
Протокол №1 от «29»
от «29» августа 2023 г.
августа 2023 г.

Гришина Валентина
Сергеевна
Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
(базовый уровень)
для обучающихся 4 классов
(реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ)

г. Заречный,
2023 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС НОО
ОВЗ к результатам освоения адаптированной основной образовательной
программы НОО.
Рабочая программа разработана с учетом программы формирования
УУД у обучающихся и рабочей программы воспитания.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской
этики».
Цель ОРКСЭ: является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении культурных и религиозных традиций многонационального
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Основные задачи ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур
и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, ранее полученных в начальной школе, формирование
ценностно­смысловой сферы личности с учѐтом мировоззренческих и
культурных особенностей и потребностей семьи;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип
реализации ОРКСЭ - культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных представлений о
культуре традиционных религий народов России (православия, ислама,
буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в Российской Федерации.

Культурологическая
направленность
предмета
способствует
развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и
ценностях религиозных и светских традиций народов России,
формированию ценностного отношения к социальной реальности,
осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики
в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнѐра по
деятельности, принимать еѐ, согласовывать усилия для достижения
поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи
информации и рефлексии.
Деятельностный
подход,
основывающийся
на
принципе
диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т.п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность,
принятие авторитета взрослого.
Психологи подчѐркивают естественную открытость детей этого
возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность,
отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление
несправедливости, нанесение обид и оскорблений.
Всѐ это становится предпосылкой к пониманию законов
существования в социуме и принятию их как руководства к собственному
поведению.
Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские
сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно
быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной
жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных,
этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих
образцы нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей
по основам религиозных культур не предусматривается подготовка

обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике
в религиозной общине.
Место ОРКСЭ в учебном плане
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской
этики».
ОРКСЭ изучается в 4 классе, 1 ч. в неделю (34 ч.).
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТНОЙ
ОБЛАСТИ
(УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА) «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ»
Модуль «Основы православной культуры»
Россия - наша Родина. Введение в православную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в
православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Православие в России. Православный храм и другие
святыни. Символический язык православной культуры: христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство),
православный календарь. Праздники. Христианская семья и еѐ ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия - наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и
религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской
традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы
ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена
мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России.
Семья в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение
и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия - наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и

бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и еѐ ценности. Буддизм в
России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы.
Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные
сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской
культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия - наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты
иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в
иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и еѐ
устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное
принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство
и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности
семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия - наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура
народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные
книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в
религиях. Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и
мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма,
буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья,
семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и
отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия - наша Родина. Этика и еѐ значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России.

Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в
государстве как источник российской светской (гражданской) этики.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что
значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы,
принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных
отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы
нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ» НА УРОВНЕ НОО
Предметные результаты
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» обеспечивают следующие достижения обучающегося:
- выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
- выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
- выражать понимание и принятие значения российских
традиционных
духовных
и
нравственных
ценностей,
духовно­нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
- рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
- раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение
заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и
соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей

Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое
правило нравственности» в православной христианской традиции;
- первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной
этики;
- раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге­Троице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
- рассказывать о Священном Писании Церкви - Библии (Ветхий
Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и
житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах,
Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной
традиции;
- рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в
храме, общения с мирянами и священнослужителями;
- рассказывать о православных праздниках (не менее трѐх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;
- раскрывать основное содержание норм отношений в православной
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к
отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам;
православных семейных ценностей;
- распознавать христианскую символику, объяснять своими словами
еѐ смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
- рассказывать о художественной культуре в православной
традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в
сравнении с картинами;
- излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими
словами объяснять роль православия в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
- первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению православного исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые
места), оформлению и представлению еѐ результатов;

- приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю
установку личности, поступать согласно своей совести;
- выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине - России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
- называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
- выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовно­нравственной
культуре, традиции.
Модуль «Основы исламской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы
модуля «Основы исламской культуры» отражают сформированность
умений:
- выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
- выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
- выражать понимание и принятие значения российских
традиционных
духовных
и
нравственных
ценностей,
духовно­нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
- рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской
религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми, в общении и деятельности;
- раскрывать основное содержание нравственных категорий в
исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие,
ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность,

верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к
знаниям);
- первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
- раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и
еѐ основах;
- рассказывать о Священном Коране и сунне - примерах из жизни
пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в
исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);
- рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб),
нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями
ислама;
- рассказывать
о
праздниках
в
исламе
(Ураза­байрам,
Курбан­байрам, Маулид);
- раскрывать основное содержание норм отношений в исламской
семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений
детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам;
норм отношений с дальними родственниками, соседями; исламских
семейных ценностей;
- распознавать исламскую символику, объяснять своими словами еѐ
смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
- рассказывать о художественной культуре в исламской традиции,
религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
- излагать основные исторические сведения о возникновении
исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять
роль ислама в становлении культуры народов России, российской
культуры и государственности;
- первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исламского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места),
оформлению и представлению еѐ результатов;
- приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;

- выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине - России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
- называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
- выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в исламской духовно­нравственной
культуре, традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы
модуля «Основы буддийской культуры» отражают сформированность
умений:
- выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
- выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
- выражать понимание и принятие значения российских
традиционных
духовных
и
нравственных
ценностей,
духовно­нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
- рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской
религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми, в общении и деятельности;
- раскрывать основное содержание нравственных категорий в
буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь,
ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с
неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность);
основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни,
цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности

всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное
действие»;
- первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской
этики;
- раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде
(буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и
нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с
ценностью человеческой жизни и бытия;
- рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле
принятия, восьмеричном пути и карме;
- рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма,
нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и
ламами;
- рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
- раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к
отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам;
буддийских семейных ценностей;
- распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами еѐ
смысл и значение в буддийской культуре;
- рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
- излагать основные исторические сведения о возникновении
буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами
объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России,
российской культуры и государственности;
- первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые
места), оформлению и представлению еѐ результатов;
- приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю
установку личности, поступать согласно своей совести;
- выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и

многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине - России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
- называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
- выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в буддийской духовно­нравственной
культуре, традиции.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы
модуля «Основы иудейской культуры» должны отражают
сформированность умений:
- выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
- выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
- выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно­
нравственной культуры народов России, российского общества как
источника
и
основы
духовного
развития,
нравственного
совершенствования;
- рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали,
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
- раскрывать основное содержание нравственных категорий в
иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение
заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место
заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять
«золотое правило нравственности» в иудейской религиозной традиции;
- первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;

- раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об
основных принципах иудаизма;
- рассказывать о священных текстах иудаизма - Торе и Танахе, о
Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях,
молитвах;
- рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах,
нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
- рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырѐх, включая
Рош­а­Шана, Йом­Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
- раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к
отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам;
иудейских традиционных семейных ценностей;
- распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами еѐ
смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;
- рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции,
каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
- излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на
территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в
становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
- первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места),
оформлению и представлению еѐ результатов;
- приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю
установку личности, поступать согласно своей совести;
- выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине - России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;

- называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
- выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в иудейской духовно­ нравственной
культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы
модуля «Основы религиозных культур народов России» отражают
сформированность умений:
- выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
- выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
- выражать понимание и принятие значения российских
традиционных
духовных
и
нравственных
ценностей,
духовно­нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
- рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в
традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм),
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;
- раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг,
свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в
религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме,
иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных
традициях;
- соотносить нравственные формы поведения с нравственными
нормами, заповедями в традиционных религиях народов России;
- раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама,
буддизма, иудаизма; об основателях религий;
- рассказывать о священных писаниях традиционных религий
народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях

предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы,
раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1-2 примера);
- рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений
(храмов) традиционных религий народов России, основных нормах
поведения в храмах, общения с верующими;
- рассказывать о религиозных календарях и праздниках
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма,
иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);
- раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной
семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о
семейных ценностях в традиционных религиях народов России;
понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов
России;
- распознавать религиозную символику традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по
одному символу), объяснять своими словами еѐ значение в религиозной
культуре;
- рассказывать о художественной культуре традиционных религий
народов России (православные иконы, исламская каллиграфия,
буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства
православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное
искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой
среды);
- излагать основные исторические сведения о роли традиционных
религий в становлении культуры народов России, российского общества,
российской государственности;
- первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исторического и культурного наследия традиционных религий
народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;
- приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
- выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского

общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине - России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
- называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
- выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы
модуля «Основы светской этики» отражают сформированность
умений:
- выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
- выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
- выражать понимание и принятие значения российских
традиционных
духовных
и
нравственных
ценностей,
духовно­нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
- рассказывать о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в России;
- раскрывать основное содержание нравственных категорий
российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность,
сострадание,
ценность
и
достоинство
человеческой
жизни,
взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели,
патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;
- высказывать суждения оценочного характера о значении
нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;

умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить
примеры;
- первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской
светской (гражданской) этики;
- раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к
Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества;
уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и
особенностей народов России, российского общества; уважение чести,
достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;
- рассказывать о праздниках как одной из форм исторической
памяти народа, общества; российских праздниках (государственные,
народные,
религиозные,
семейные
праздники);
российских
государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий
народов России), праздниках в своѐм регионе (не менее одного), о роли
семейных праздников в жизни человека, семьи;
- раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в
семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной
жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях;
любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение
старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных
ценностей;
- распознавать российскую государственную символику, символику
своего региона, объяснять еѐ значение; выражать уважение российской
государственности, законов в российском обществе, законных интересов и
прав людей, сограждан;
- рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях
трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать
нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к
труду, трудящимся, результатам труда;
- рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона;

- раскрывать
основное
содержание
российской
светской
(гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской
гражданственности и патриотизма в истории России;
- объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
- первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исторического и культурного наследия народов России,
российского общества в своей местности, регионе, оформлению и
представлению еѐ результатов;
- приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
- выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине - России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
- называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
- выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

№
урока
1
2-3
4-5
6-7
8
9-10
11
12-13
14-15
16-17
18
19-20
21-22

23-24
25-26
27-28
29
30
31-32
33-34

№
урока
1
2-3
4-5
6-7

8
9-10
11

Тематическое планирование
Основы православной культуры – 34 часа
Тема урока
Россия - наша Родина
Введение в православную духовную традицию
Культура и религия
Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему
Отношение к труду.
Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Православие в России.
Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры:
христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство).
Православный календарь
Праздники.
Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России
Создание творческих работ
Презентация творческих работ
Тематическое планирование
«Основы исламской культуры»
– 34 часа
Тема урока
Россия - наша Родина
Введение в исламскую традицию
Культура и религия
Пророк Мухаммад - образец человека и
учитель
нравственности
в
исламской
традиции.
Во что верят мусульмане.
Добро и зло в исламской традиции
Нравственные основы ислама

Кол-во
часов
1
2
2
2
1
2
1
2
2
2
1
2
2

2
2
2
1
1
2
2

Кол-во
часов
1
2
2
2

1
2
1

12-13
14-15
16-17
18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29
30
31-32
33
34

Любовь к ближнему
Отношение к труду
Долг и ответственность
Милосердие и сострадание
Столпы ислама.
Обязанности мусульман
Для чего построена и как устроена мечеть
Мусульманское летоисчисление и календарь
Ислам в России
Семья в исламе
Праздники исламских народов России: их
происхождение и особенности проведения
Искусство ислама
Любовь и уважение к Отечеству
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование
«Основы буддийской культуры»
– 34 часа
Тема урока

№
урока
1
2-3
4-5
6-7
8
9-10
11
12-13
14-15
16-17
18
19-20
21-22

Россия - наша Родина
Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия.
Будда и его учение.
Буддийские святыни.
Будды и бодхисатвы.
Семья в буддийской культуре и еѐ ценности.
Буддизм в России.
Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы.
Буддийские ритуалы.
Буддийские святыни.
Буддийские священные сооружения.

23-24
25-26
2728
29-30

Буддийский храм.
Буддийский календарь.
Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.

2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1

Кол-во
часов
1
2
2
2
1
2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2

31-32
33-34

№
урока
1
2-3
4-5
6-7
8
9-10
11
12-13
14-15
16-17
18
19-20
21-22
23-24
25-26
2728
29-30
31-32
33-34

Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм
многонационального
многоконфессионального народа России.

и

Тематическое планирование
«Основы иудейской культуры» - 34 часа
Тема урока
Россия - наша Родина
Введение в иудейскую духовную традицию
Культура и религия
Тора - главная книга иудаизма
Классические тексты иудаизма
Патриархи еврейского народа
Пророки и праведники в иудейской культуре
Храм в жизни иудеев
Назначение синагоги и еѐ устройство
Суббота (Шабат) в иудейской традиции
Иудаизм в России
Традиции иудаизма в повседневной жизни
евреев
Ответственное принятие заповедей
Еврейский дом
Еврейский календарь: его устройство и
особенности
Еврейские праздники: их история и традиции
Ценности семейной жизни в иудейской
традиции
Любовь и уважение к Отечеству
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России

2
2

Кол-во
часов
1
2
2
2
1
2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2

Тематическое планирование
«Основы религиозных культур народов России»– 34 часа
№
Тема урока
Кол-во
урока
часов
Россия - наша Родина
1
1
Культура и религия
2-3
2
Религиозная культура народов России
4-5
2
Мировые религии и иудаизм
6-7
2
Их основатели
8
1

9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21
22-23
24-25
26
27-28
29 -30

31-32
33-34

№
урока
1-2
3-4
5-6
7-8

9-10

11-12
13-14
15-16
17-18
19-20

Священные книги христианства, ислама,
иудаизма, буддизма
Хранители предания в религиях
Человек в религиозных традициях народов
России
Добро и зло
Священные сооружения
Искусство в религиозной культуре
Религия и мораль
Нравственные заповеди христианства, ислама,
иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды
Праздники и календари в религиях
Семья, семейные ценности
Долг, свобода, ответственность, труд
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы общества и отношение
к ним разных религий
Любовь и уважение к Отечеству
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России
Тематическое планирование
Основы светской этики– 34 часа
Тема урока
Россия - наша Родина
Этика и ее значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической
памяти.
Образцы нравственности в культуре
Отечества, в культурах разных народов
России.
Государство и мораль гражданина, основной
закон (Конституция) в государстве как
источник российской светской (гражданской)
этики.
Трудовая мораль
Нравственные традиции предпринимательства
Что значит быть нравственным в наше время
Нравственные ценности, идеалы, принципы
морали.
Нравственные ценности, идеалы, принципы

2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2

2
2

Кол-во
часов
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2

21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34

морали
Нормы морали
Семейные ценности и этика семейных
отношений
Этикет
Образование как нравственная норма
Методы
нравственного
самосовершенствования
Любовь и уважение к Отечеству
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.

2
2
2
2
2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».