Родной язык (русский)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод.
объединения

зам. директора по УВР

директор

Уфимцева Н.А.

Ковалева Н.В.
Протокол №1 от «29»
от «29» августа 2023 г.
августа 2023 г.

Гришина Валентина
Сергеевна
Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Родной язык (русский) (базовый уровень)
для обучающихся 1-4 классов
(реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ)

г. Заречный,
2023 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения русского родного языка:
- осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения
и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к
родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него - к родной культуре;
- овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте
русского языка среди других языков народов России; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
- овладение первоначальными представлениями о национальной специфике
языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и
фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об
основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых
единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения
особенностей картины мира, отражѐнной в языке;
- совершенствование
умений
работать
с
текстом,
осуществлять
элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение русским литературным языком в разных
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому
языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи курса:
- совершенствование у младших школьников как носителей языка
способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие
языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка;

- расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т.п.);
включение учащихся в практическую речевую деятельность.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет прав тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому
учебное время, отведѐнное на изучение данной дисциплины, не
рассматривается как время для углублѐнного изучения основного курса
«Русский язык».
Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане
Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную
область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Общее количество часов, отведѐнных на изучение родного языка
(русского):
64 ч. (1 ч. в неделю в 1-4 классах, в I полугодии) с 1 по 4 класс – 16 ч.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ
ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается
расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному
устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚
внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского
языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Рабочая
программа отражает социокультурный контекст существования русского
языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке
как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик
литературного языка.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного
языка опирается на содержание основного курса, представленного в
образовательной области «Русский язык и литературное чтение»,
сопровождает и поддерживает его.
Блок 1. «Русский язык: прошлое и настоящее»
Включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории
русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений
общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи
языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-

культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках
и культурах русского и других народов России и мира.
1 класс
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки
и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические
единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т.д.); 2) как называлось то, во что одевались в
старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
2 класс
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок,
свистулька).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,
ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2)
слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи,
похлѐбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки) - какие из них сохранились до
нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети
(например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия
труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками
других на-родов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках
общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со
своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».

3 класс
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с
особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например,
правда-ложь, друг-недруг, брат-братство-побратим).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя,
снега; названия растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение
значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих
названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих
имени и фамилии. (Приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов).
4 класс
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с
качествами
и
чувствами
людей
(например,
добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); связанные с обучением.
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
родственные от-ношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица,
мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями
(например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и
т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?
(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом
словаре. Русские слова в языках других народов.
Блок 2. «Язык в действии»
Включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением
языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования
языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным
словарям современного русского литературного языка и совершенствование
умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое
овладение культурой речи: практическое освоение норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного); развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка
во всех сферах жизни.
1 класс
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
2 класс
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места
ударения в поэтическом тексте. Работа со словарѐм ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и
сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью
слов.
Совершенствование орфографических навыков.
3 класс
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки
значения и различную оценку, как специфика русского языка (например,
книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик,
зайчонок, зайчишка, заинька и т.п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например,
категории рода, падежа имѐн существительных). Практическое овладение
нормами
употребления
отдельных
грамматических
форм
имѐн
существительных (например, форм родительного падежа множественного
числа). Практическое овладение нормами правильного и точного
употребления предлогов, образования предложно-падежных форм
существительных (на практическом уровне). Существительные, имеющие
только форму единственного или только форму множественного числа (в
рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
4 класс
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках
изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного
оформления текста.
Блок 3. «Секреты речи и текста»
Связан с совершенствованием четырѐх видов речевой деятельности в их
взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников
(умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом
общении); расширением практики применения правил речевого этикета.
Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с
текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и
создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов,
жанров, стилистической принадлежности.
1 класс
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание).
Различные приѐмы слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа.

2 класс
Приѐмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить
товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; различение этикетных
форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.
Различные виды ответов: развѐрнутый ответ, ответ добавление (на
практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев;
повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развѐрнутое толкование значения слова. Анализ
информации прочитанного и прослушанного текста: различение главных
фактов и второстепенных; выделение наиболее существенных фактов;
установление логической связи между фактами.
3 класс
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в
мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц,
притч и т.п.). Языковые особенности текстов фольклора и художественных
текстов или их фрагментов.
4 класс
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
Приѐмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция
заголовков. Типы заголовков.

Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление
причинно-следственных отношений этих частей, логических связей между
абзацами текста. Составление плана текста, не разделѐнного на абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской
деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование
предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление первоначального и отредактированного
текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе
редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Тематическое планирование на первый год обучения
1 кл (16 часа – 1 час в неделю)
№
урока

Кол-во
часов

1

Тема
Раздел 1. Секреты речи и текста 7 часов
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–
грубо.

2

Как люди общаются друг с другом

1

3

Вежливые слова

1

4

Как люди приветствуют друг друга

1

5,6
7
8
9
10,11
12
13
14
15
16

Зачем людям имена
Спрашиваем и отвечаем
Раздел 2. Язык в действии 5 часов
Выделяем голосом важные слова
Можно играть звуками
Где поставить ударение
Как сочетаются слова
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее 3 часов
Как писали в старину
Дом в старину: что как называлось
Во что одевались в старину
Раздел 4. Секреты речи и текста 1 час
Сравниваем тексты
Итого

1

2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
16

2 класс (16 часов)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока
Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)
По одѐжке встречают…
Ржаной хлебушко, калачу дедушка
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи
Каша – кормилица наша
Любишь кататься,люби и саночки возить.
Делу время, потехе час
В решете воду не удержишь
Самовар кипит, уходить не велит
Язык в действии (5 часов)
Помогает ли ударение различать слова?
Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Как появились пословицы и фразеологизмы?
Как можно объяснить значение слова?
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?
Секреты речи и текста (3 часов)
Учимся вести диалог
Составляем развѐрнутое толкование значения слова
Устанавливаем связь предложений в тексте. Создаѐм
тексты- инструкции и тексты- повествования
Итого

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
часов

3 класс (16 часов)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока
Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)
Где путь прямой, там не езди по кривой
Кто друг прямой, тот брат родной
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
Сошлись два друга – мороз да вьюга
Ветер без крыльев летает
Какой лес без чудес. Дело мастера боится
Заиграйте, мои гусли…
Что ни город, то норов
У земли ясно солнце, у человека – слово
Язык в действии (5 часов)
Для чего нужны суффиксы?
Какие особенности рода имѐн существительных есть в
русском языке?
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по
числам?
Как
изменяются
имена
существительные
во
множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Секреты речи и текста (2 часа)
Создаѐм тексты – рассуждения. Создаѐм тексты –
повествования.
Учимся редактировать тексты
Итого

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
часов

4 класс (16 часов)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10,11,
12,13,
14,15
16

Тема урока
Русский язык: прошлое и настоящее (4 часов)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
Вся семья вместе, так и душа на месте
Красна сказка складом, а песня – ладом
Красное словцо не ложь. Язык языку весть подаѐт
Язык в действии (3 часа)
Трудно ли образовывать формы глагола?
Можно ли об одном и том же сказать по-разному?
Как и когда появились знаки препинания?
Секреты речи и текста (9 часов)
Задаѐм вопросы в диалоге
Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль
текста
Учимся составлять план текста
Учимся пересказывать текст
Учимся оценивать и редактировать тексты
Представление результатов выполнения проектного
задания «Пишем разные тексты об одном и том же»
Итого

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
16
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».