МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение «Управление образования городского округа Заречный» МБОУ ГО Заречный «СОШ №4» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. объединения зам. директора по УВР директор Ковалѐва Н.В. Гришина Валентина Сергеевна Приказ №94 ОД/р от «30» августа 2023 г. Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Ёлкина Н.Н. от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности Родной язык (русский) 1-4 класс г. Заречный, 2023 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 1 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели изучения русского родного языка: - осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре; - овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; - овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку; - совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражѐнной в языке; - совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; - приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Задачи курса: - совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка; - расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т.п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет прав тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведѐнное на изучение данной дисциплины, не рассматривается как время для углублѐнного изучения основного курса «Русский язык». Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Общее количество часов, отведѐнных на изучение родного языка (русского): 1 ч. в неделю в 1 классе, в I полугодии – 16 ч. СОДЕРЖАНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Рабочая программа отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Блок 1. «Русский язык: прошлое и настоящее» Включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. 1 класс Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.); 2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание. Словарь в картинках. Блок 2. «Язык в действии» Включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. 1 класс Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Блок 3. «Секреты речи и текста» Связан с совершенствованием четырѐх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. 1 класс Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Различные приѐмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. 1. 2. 3. 4. Формы и виды организации занятий игровая деятельность; ролевая игра практикум проблемно-ценностное общение Тематическое планирование на первый год обучения 1 кл (16 часа – 1 час в неделю) № урока Кол-во часов 1 Тема Раздел 1. Секреты речи и текста 7 часов Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо– грубо. 2 Как люди общаются друг с другом 1 3 Вежливые слова 1 4 Как люди приветствуют друг друга 1 5,6 7 8 9 Зачем людям имена Спрашиваем и отвечаем Раздел 2. Язык в действии 5 часов Выделяем голосом важные слова Можно играть звуками 1 2 1 1 1 10,11 12 13 14 15 16 Где поставить ударение Как сочетаются слова Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее 3 часов Как писали в старину Дом в старину: что как называлось Во что одевались в старину Раздел 4. Секреты речи и текста 1 час Сравниваем тексты Итого 2 1 1 1 1 1 16