МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. объединения зам. директора по УВР директор Уфимцева Н.А. Ковалева Н.В. Протокол №1 от «29» от «29» августа 2023 г. августа 2023 г. Гришина Валентина Сергеевна Приказ №94 ОД/р от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности Литературное чтение на родном (русском) языке для обучающихся 1 класса (реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ) г. Заречный, 2023 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 класс «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с учебным предметом «Родной язык (русский)». Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемнотематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжѐнные с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Кроме того, содержание обоих курсов сконцентрировано вокруг интересов и запросов младших школьников, что находит отражение в специфике выбранных произведений. Цели изучения по курсу внеурочной деятельности «Литературное чтение на родном (русском) языке»: - воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; - включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; - осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры; - развитие читательских умений. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; - воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; - формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражѐнных в родной литературе; - обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы; - формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования; - совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; - развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном. Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведѐнное на изучение данного предмета, не рассматривается как время для углублѐнного изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.). Специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребѐнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребѐнком окружающего мира; в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы. Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Место курса внеурочной деятельности «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Общее количество часов, отведѐнных на изучение литературного чтения на родном (русском) языке: 1 классе во II полугодии – 17 часов СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» При определении содержания курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в центре внимания находятся: 1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т.д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры. 2. Интересы ребѐнка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своѐм творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному школьнику. 3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражѐнные средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре. В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» и принципами построения курса содержание каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия - Родина моя». В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и др., во втором: «Люди земли Русской», «О родной природе». Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы). Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учѐтом национально-культурной специфики региона. Распределѐнное по классам содержание обучения сопровождается следующим деятельностным наполнением образовательного процесса. Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объѐму и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения. Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека. Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов. Говорение (культура речевого общения) Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся. Письмо (культура письменной речи) Создание небольших по объѐму письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях. Библиографическая культура Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в т.ч. с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре. Литературоведческая пропедевтика Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий. Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи. Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений) Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учѐтом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников. 1 класс Раздел 1. Мир детства Я и книги Не красна книга письмом, красна умом. Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например: С.А. Баруздин. «Самое простое дело». Л.В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). Н.Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). Я взрослею Без друга в жизни туго. Пословицы о дружбе. Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: Н.К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». И.А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С.Л. Прокофьева. «Самый большой друг». Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. Пословицы о правде и честности. Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Например: В.А. Осеева. «Почему?». Л.Н. Толстой. «Лгун». Я фантазирую и мечтаю Необычное в обычном. Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например: С.А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В.В. Лунин. «Я видела чудо». М.М. Пришвин. «Осинкам холодно». А.С. Пушкин. «Ещѐ дуют холодные ветры». Раздел 2. Россия - Родина моя Что мы Родиной зовѐм С чего начинается Родина? Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например: Ф.П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П.А. Синявский. «Рисунок». К.Д. Ушинский. «Наше Отечество». О родной природе Сколько же в небе всего происходит. Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звѐздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о солнце, луне, звѐздах, облаках. И.А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» С.В. Востоков. «Два яблока». В.М. Катанов. «Жар-птица». А.Н. Толстой. «Петушки». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» НА УРОВНЕ НОО Предметные результаты: Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение четырѐх лет обучения обеспечит: - понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы; - осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы; - ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков героев; - овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов; - совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приѐмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов); - применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учѐтом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения); - самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения; - использование справочных дополнительной информации. источников для получения Формы и виды организации занятий 1. 2. 3. 4. игровая деятельность; ролевая игра практикум проблемно-ценностное общение Тематическое планирование первого года обучения (17 часов) № п\п 1 2 3 4 5 Тема Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (8часов) Я и книги Не красна книга письмом, красна умом Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). Я взрослею Без друга в жизни туго И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный В. А. Осеева. «Почему?» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 9 Л. Н. Толстой. «Лгун». Пословицы о правде и честности. Я фантазирую и мечтаю Необычное в обычном С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В. В. Лунин. «Я видела чудо». М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ ( 8часов) Что мы Родиной зовѐм С чего начинается Родина? Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). 10 П. А. Синявский. «Рисунок». 1 11 К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». 1 12 О родной природе Сколько же в небе всего происходит 1 6 7 8 1 1 1 13 14 15 16 17 Русские народные загадки о солнце, луне, звѐздах, облаках. И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки». Проверочная работа итого 1 1 1 1 1 17 часов