ВУД. Литературное чтение на родном (русском) языке 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод.
объединения

зам. директора по УВР

директор

Уфимцева Н.А.

Ковалева Н.В.
Протокол №1 от «29»
от «29» августа 2023 г.
августа 2023 г.

Гришина Валентина
Сергеевна
Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Литературное чтение на родном (русском) языке
для обучающихся 1 класса
(реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ)

г. Заречный,
2023 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит
раскрыть национально-культурную специфику русской литературы;
взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с
материальной и духовной культурой русского народа.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском)
языке» тесно связан с учебным предметом «Родной язык (русский)». Оба
курса объединяет культурно-исторический подход к представлению
дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемнотематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков
включает сопряжѐнные с ним ключевые понятия, отражающие духовную и
материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи.
Кроме того, содержание обоих курсов сконцентрировано вокруг
интересов и запросов младших школьников, что находит отражение в
специфике выбранных произведений.
Цели изучения по курсу внеурочной деятельности «Литературное
чтение на родном (русском) языке»:
- воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку
как существенной части родной культуры;
- включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа
и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям
своего народа;
- осознание
исторической
преемственности
поколений,
своей
ответственности за сохранение русской культуры;
- развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества;
- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту
русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое

пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса
к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
- формирование представлений об основных нравственно-этических
ценностях, значимых для национального русского сознания и отражѐнных в
родной литературе;
- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского
языка на основе изучения произведений русской литературы;
- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности,
для речевого самосовершенствования;
- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание
и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания
устных и письменных высказываний о прочитанном.
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык
и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на
родном (русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику.
В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему
ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь
средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему
поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную
связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не
ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную
родную литературу, поэтому учебное время, отведѐнное на изучение данного
предмета, не рассматривается как время для углублѐнного изучения
основного курса литературного чтения, входящего в предметную область
«Русский язык и литературное чтение».
Курс предназначен для расширения литературного и культурного
кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской
классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального
чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших
школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры
понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения
произведения русской литературы отражают разные стороны духовной

культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро,
сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
Специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный
характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской
культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается
мир русского детства: особенности воспитания ребѐнка в семье, его
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия
ребѐнком окружающего мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям,
созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий
позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности
истории и культуры народа, а также содержание произведений русской
литературы.
Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры
и коммуникативных умений.
Место курса внеурочной деятельности «Литературное чтение на
родном (русском) языке» в учебном плане
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке»
входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на
родном языке».
Общее количество часов, отведѐнных на изучение литературного чтения
на родном (русском) языке:
1 классе во II полугодии – 17 часов
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном
(русском) языке» в центре внимания находятся:
1. Важные для национального сознания концепты, существующие в
культурном пространстве на протяжении длительного времени вплоть до
современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости,
совесть и т.д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на
материале доступных для восприятия учащихся начальной школы
произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную
специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими

произведениями помогает младшим школьникам понять ценности
национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
2. Интересы ребѐнка младшего школьного возраста: главными героями
значительного количества произведений выступают сверстники младшего
школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя
представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу
включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи,
показывают пути взросления, становления характера, формирования
нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами
сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В
программе
представлено
значительное
количество
произведений
современных авторов, продолжающих в своѐм творчестве национальные
традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны
современному школьнику.
3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых
национально-специфических явлений образы и мотивы, отражѐнные
средствами других видов искусства, что позволяет представить
обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» и принципами построения курса содержание
каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и
«Россия - Родина моя».
В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в
первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и др., во
втором: «Люди земли Русской», «О родной природе».
Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях
диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени
(традиционность формы произведения, темы или проблемы).
Программа предусматривает выбор произведений из предложенного
списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также
вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих
программах предполагает обращение к литературе народов России в целях
выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких
по тематике и проблематике.
Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие
программы по своему выбору и с учѐтом национально-культурной
специфики региона.
Распределѐнное по классам содержание обучения сопровождается
следующим деятельностным наполнением образовательного процесса.

Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений,
отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи;
умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать
вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения
в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать
текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по
объѐму и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов
чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский
фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих
нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального
сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении
многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и
др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие,
трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции:
единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание
родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с
окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как
носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная
оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего
мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам.
Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле,
лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений
в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление
состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий
к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном
обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения
с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской
художественной
литературы.
Пополнение
словарного
запаса.
Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный
пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых
формул‚ принципов общения, лежащих в основе национального речевого
этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объѐму письменных высказываний по
проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в т.ч. с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.
Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий,
содержащих сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика
Практическое использование при анализе текста изученных
литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие
фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема;
герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное
своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных
литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного
и письменного текста на основе художественного произведения с учѐтом
коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию
иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

1 класс
Раздел 1. Мир детства
Я и книги
Не красна книга письмом, красна умом.
Произведения, отражающие первые шаги в чтении.
Например: С.А. Баруздин. «Самое простое дело». Л.В. Куклин. «Как я
научился читать» (фрагмент). Н.Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент
главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею
Без друга в жизни туго.
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например: Н.К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». И.А. Мазнин. «Давайте
будем дружить друг с другом» (фрагмент). С.Л. Прокофьева. «Самый
большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности
как нравственном ориентире.
Например: В.А. Осеева. «Почему?». Л.Н. Толстой. «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном.
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии
окружающего мира.
Например: С.А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В.В.
Лунин. «Я видела чудо». М.М. Пришвин. «Осинкам холодно». А.С. Пушкин.
«Ещѐ дуют холодные ветры».
Раздел 2. Россия - Родина моя
Что мы Родиной зовѐм
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина».
Например: Ф.П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П.А. Синявский.
«Рисунок». К.Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе
Сколько же в небе всего происходит.
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звѐздах,
облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе.

Например: Русские народные загадки о солнце, луне, звѐздах, облаках.
И.А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» С.В. Востоков. «Два
яблока». В.М. Катанов. «Жар-птица». А.Н. Толстой. «Петушки».
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» НА УРОВНЕ НОО
Предметные результаты:
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» в течение четырѐх лет обучения обеспечит:
- понимание родной русской литературы как национально-культурной
ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского
языка на основе изучения произведений русской литературы;
- осознание значимости чтения родной русской литературы для
личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и
культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения
потребности в систематическом чтении русской литературы;
- ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение
поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной
оценки поступков героев;
- овладение элементарными представлениями о национальном
своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;
- совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя,
владение
элементарными
приѐмами
интерпретации,
анализа
и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов);
- применение опыта чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста,
доказывать
и
подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики текста в виде
пересказа, полного или краткого; составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учѐтом коммуникативной задачи (для разных
адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
- самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение
собственного круга чтения;

- использование
справочных
дополнительной информации.

источников

для

получения

Формы и виды организации занятий

1.
2.
3.
4.

игровая деятельность;
ролевая игра
практикум
проблемно-ценностное общение

Тематическое планирование первого года обучения (17 часов)
№
п\п

1
2

3
4
5

Тема
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (8часов)
Я и книги
Не красна книга письмом, красна умом
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы
«Волшебные сказки»).
Я взрослею
Без друга в жизни туго
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом»
(фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
В. А. Осеева. «Почему?»

Кол-во
часов

1
1

1
1
1
1

9

Л. Н. Толстой. «Лгун». Пословицы о правде и честности.
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ ( 8часов)
Что мы Родиной зовѐм
С чего начинается Родина?
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).

10

П. А. Синявский. «Рисунок».

1

11

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».

1

12

О родной природе
Сколько же в небе всего происходит

1

6

7
8

1
1

1

13
14
15
16
17

Русские народные загадки о солнце, луне, звѐздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока».
В. М. Катанов. «Жар-птица».
А. Н. Толстой. «Петушки».
Проверочная работа
итого

1
1
1
1
1
17
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».