ВД Функциональная грамотность 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО
рук. метод. объединения
Ковалева Н.В.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
Уфимцева Н.А.

УТВЕРЖДЕНО
директор
Гришина Валентина
Сергеевна

от «29» августа 2023 г.
Приказ №94 ОД/р
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Функциональная грамотность
для обучающихся 3 классов
(реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ)

г. Заречный,
2023 год
ПРОГРАММА

«Функциональная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия
в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать
роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем,
которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для
принятия соответствующих решений.

2

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и
рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.
Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» учитывает особенности детей с ОВЗ:


Наиболее ярким признаком является незрелость эмоциональноволевой сферы: ребенку очень сложно сделать над собой волевое
усилие, заставить себя выполнить что-либо.



Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут
сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.



Нарушения восприятия выражается в затруднении построения
целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные
ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности,
знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.



Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают
наглядный материал (неречевой), чем вербальный.



Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается
системное недоразвитие речи – нарушение ее лексикограмматической стороны.



У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм
мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными

3

операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)


Учащиеся классов КРО характеризуются ослабленным здоровьем
из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):
особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в
организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия):
бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия).
Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия
семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах
100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи
на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи
с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие
в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

4

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

5

Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных
текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;

6

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики
с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.








Формы и виды организации занятий
игровая деятельность;
ролевая игра
практикум
проблемно-ценностное общение

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Тема
Про дождевого
червяка

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
Тип текста. Содержание – Определять тип текста;
научно-познавательного – дополнять предложение словами из тектекста.
ста;
– определять периоды развития дождевого
червя на основе теста;
– объяснять, почему дождевые черви – это
настоящие сокровища, живущие под землѐй;
– определять на основе теста способ питания дождевых червей;
– находить предложение, соответствующее
рисунку;
– выбирать утверждения, соответствующие
тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.

8

3

Кальций

Содержание научнопознавательного текста.

5

Сколько весит
облако?

Тип текста. Главная
мысль текста. Содержание текста

9

– Работать с кластером;
– Дополнять предложение словами из текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие
кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный вопрос.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие –
тема или главная мысль;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно
найти ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;

7

Хлеб – всему голова

Тип текста. Главная
мысль текста. Содержание текста

10

– составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный вопрос;
– определять название книг с достоверными сведениями.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие –
тема или главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.

9

Про мел

Главная мысль текста.
Содержание текста.

11

Про мыло

Содержание научнопознавательного текста.

11

– Заполнять кластер о происхождении мела;
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарѐм;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный вопрос.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарѐм;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– находить в тексте предложение, которое
соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по заданному условию;
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.

13

История свечи

Содержание научнопознавательного текста.

15

Магнит

Содержание научнопознавательного текста.

12

– Давать определение слова;
– записывать ответ на поставленный вопрос;
– определять слово по его лексическому
значению;
– называть вещества, которые используют
при изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно
найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в
тексте;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе
прочитанного текста;
– называть правила безопасности при использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный вопрос;
– объяснять значение словосочетания;

2

Дождевые черви

4

Полезный кальций

– с помощью текста находить отличия
между предметами;
– называть предметы, о которых говорится
в тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевые черви
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в
жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой
червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность
земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают
плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на
дождевого червя.
Кальций
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если
из них удалить кальций;

13

6

Про облака

Облака

8

Про хлеб и
дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

– составлять суточное меню с молочными
продуктами;
– дописывать вывод о необходимости
кальция для организма.
– С помощью опыта показывать образование облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются
в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
– Называть внешние признаки сходства и
различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние
температуры на процесс брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние
сахара на процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении;

14

10

Интересное вещество – мел

Мел.

12

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»

Мыло

– проводить опыт, доказывающий, что вкус и
качество хлеба зависят от выдержки теста.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в
воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат
кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение
воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные
пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.

15

14

Про свечи

Свеча

16

Волшебный магнит

Магнит

– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ѐмкости поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание дыма.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путѐм, какие предметы притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит
может намагничивать металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два
полюса;
– показывать с помощью опыта, как можно
создать компас.

16

17

Проверь себя

18

Что такое «бюджет»?

20

Семейный бюджет

Проверочная работа
Материал, изученный в – Ориентироваться в понятиях, изученных
первом полугодии.
в первом полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
Федеральный бюджет,
– Понимать и правильно использовать фиуровни бюджета, дефи- нансовые термины: «бюджет», «налоги»;
цит, профицит.
«дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких уровней состоит
бюджетная система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь
аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
Семейный бюджет, до– Объяснять значение понятия «семейный
ходы и расходы.
бюджет»;
– понимать, как в семье появляются доходы;

17

22

Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата

Понятие заработной
платы, виды зарплаты.

24

Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия

Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных
категорий граждан.

18

– делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и
письменной речи на заданную тему.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата»,
«фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
– анализировать данные, представленные в
виде графика;
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер
заработной платы.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная
пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника уровне
определять основание для назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают
граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к
регулярным, а какие – к эпизодическим.

26

Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство,
вклад, выигрыш

Наследство, вклад, выигрыш.

28

На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов

Классификация расходов по различным основаниям.

19

–– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «случайный доход»,
«выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается налогом;
– иметь представления о налогах, которые
человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек,
нашедший клад;
– называть предметы, которые человек может получить в наследство.
–– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся те
или иные расходы.

30

На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные
платежи

32

Как сэкономить
семейные деньги?

19

Расходы и доходы
бюджета

Виды обязательных
платежей.

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи
нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа.
Экономия семейного
– Понимать и правильно использовать фибюджета.
нансовые термины: «экономия семейного
бюджета», «продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила экономии семейного бюджета;
– на доступном для третьеклассника уровне
объяснять, почему необходимо экономить
семейный бюджет.
Блок «Математическая грамотность»
Сравнение доходов и
– Определять дефицитный и профицитный
расходов. Дефицит и
бюджет;
профицит.
– анализировать данные, представленные
на инфографике, и на основе этих данных
заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание много-

20

21

Планируем семейный бюджет

Доходы и расходы в
семейном бюджете.

23

Подсчитываем
семейный доход

Семейный доход в таблице, на диаграмме.

21

значных чисел;
– составлять задачу по предложенному решению;
– формулировать вопрос задачи.
– анализировать данные, представленные в
таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на
однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа
на однозначное путѐм сложения одинаковых слагаемых;
– выполнять чертѐж к задаче и записывать
еѐ решение.
– Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
– выполнять сложение круглых многозначных чисел;
– находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диа-

25

Пенсии и пособия

Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия.

27

Подсчитываем
случайные (нерегулярные) доходы

Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею.

22

грамму;
– анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие
подписи на круговой диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
– Анализировать данные, представленные в
таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– анализировать данные, представленные в
виде гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определѐнный период;
– заполнять таблицу на основе текстового
материала;
– подсчитывать доход семьи от детских
пособий.
– Определять, с какой суммы и в каком
размере нужно платить налог с выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью
калькулятора находить процент от числа.

29

Подсчитываем
расходы

Обязательные и
непредвиденные расходы.

– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания;
– подсчитывать расходы на питание и
определять, какую часть от семейного дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.

31

Расходы на обязательные платежи

Обязательные платежи

– Определять, какие налоги должна платить
семья;
– анализировать данные диаграммы и на
основе этих данных заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные
расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

23

33

Подсчитываем
сэкономленные
деньги

34

Проверь
себя

Экономия семейного
бюджета.

– Под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества
сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;
– находить часть от числа.
Проверочная работа
Материал, изученный
– Ориентироваться в понятиях, изученных
во втором полугодии.
во втором полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».