ВД Функциональная грамотность 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО
рук. метод. объединения
Ковалева Н.В.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
Уфимцева Н.А.

УТВЕРЖДЕНО
директор
Гришина Валентина
Сергеевна

от «29» августа 2023 г.
Приказ №94 ОД/р
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Функциональная грамотность
для обучающихся 4 классов
(реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ)

г. Заречный,
2023 год

ПРОГРАММА
«Функциональная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности для четвѐртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия
в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать
роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем,
которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех из-

2

менений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в четвѐртом классе начальной
школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по
формированию математической и финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий
можно изменить.
Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» учитывает особенности детей с ОВЗ:
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально
волевой сферы: ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концен
трация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения

целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему
предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают

наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается про
блемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм

мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения
задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполне-

3

ния школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез,
обобщение, сравнение, абстрагирование)
Учащиеся классов КРО характеризуются ослабленным здоро
вьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с
понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия
и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности
использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция,
скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение
суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие
в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

4

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

5

Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных
текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

6

– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.








Формы и виды организации занятий
игровая деятельность;
ролевая игра
практикум
проблемно-ценностное общение

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

1

Старинная женская одежда

2

Старинные женские головные
уборы

3

Старинная мужская одежда и

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
Содержание науч– Определять лексическое значение слова;
но-познавательного – озаглавливать текст;
– определять тему;
текста.
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской
одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова;
но-познавательного – составлять план, используя слова из текста;
– объяснять значения слов;
текста.
– определять по описанию названия головных уборов;
– приводить примеры современных головных уборов.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью
но-познавательного словаря;

8

головные уборы

текста.

4

Жилище крестьянской семьи
на Руси

Содержание научно-познавательного
текста.

5-6

Внутреннее
убранство и
предметы обихода русской
избы

Содержание научно-познавательного
текста.

– отвечать на вопросы по тексту;
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название предмета.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– рассуждать и записывать своѐ мнение о различии
между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– письменно отвечать на вопросы;
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарѐм;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своѐ мнение о предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.

9

7

История посуды
на Руси

8

Какие деньги
были раньше в
России

9

Томат

Содержание научно-познавательного
текста.

– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарѐм;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью
но-познавательного Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью которых можтекста.
но дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Томат.
– Называть части растения;
– объяснять, что значит «многогнѐздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный срез;
– указывать количество гнѐзд;

10

10

Болгарский перец

Болгарский перец.

11

Картофель

Картофель.

– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной информации.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
– объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;
– называть способы размножения картофеля.

11

12

Баклажан. Семейство Паслѐновые

Баклажан.

– Называть представителей семейства Паслѐновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для прорастания
семян;
– определять условия, необходимые для прорастания
семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

13

Лук

Лук.

14

Капуста

Капуста.

15

Горох

Горох.

– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные в
таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;

12

16

Грибы

17

Творческая работа

18
-19

Потребительская корзина

– определять, что горох является холодостойким растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.
Грибы.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
По выбору.
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
Состав потреби– Объяснять на доступном для четвероклассника
уровне, что такое «потребительская корзина»;
тельской корзины.
– понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трѐх категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской
корзины россиянина.

13

20

Прожиточный
минимум

Назначение прожиточного минимума.

21

Инфляция

Инфляция.

22
23

Распродажи,
скидки, бонусы

Акции, распродажа,
скидки, бонусы,
кешбэк.

– Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»;
– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей
страны.
– Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
– Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые торговыми
точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;
– понимать, что чем больше процент скидки, тем
меньше мы платим за товар;
– формировать навыки грамотного покупателя.

14

24

Благотворительность

25

Страхование

26

В бассейне

2728

Делаем ремонт

Благотворительность.

– Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный
фонд»;
– называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.
Виды страхования.
– Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
Расписание занятий, – Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;
выгодная покупка.
– решать задачи на определение стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок является более
выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи.
Смета ремонта, рас- – Понимать, что такое «смета»;
чѐт стоимости стро- – решать задачи на расчѐт количества необходимого
материала для ремонта кухни;
ительных материа– решать задачи на расчѐт стоимости необходимого
лов.

15

29

Праздничный
торт

Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость».

30

Обустраиваем
участок

Расходы на обустройство участка,
площадь и периметр

3132

Поход в кино

Расходы на поход в
кино.

материала для ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
– определять, какие продукты выгоднее купить для
того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;
– сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
– Читать простой чертеж и определять его масштаб;
– находить площадь и периметр участка и построек на
нѐм;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
– Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в прак-

16

33

Отправляемся в
путешествие

34

Составляем словарик по финансовой грамотности

тической жизни.
Расходы на путеше- – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
ствие.
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Творческая работа
Понятия по финан– Понимать значение и правильно использовать фисовой грамотности, нансовые термины;
– иллюстрировать изученные понятия;
изученные в 1-4
– составлять математические задачи с изученными
классах.
финансовыми терминами;
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».