МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
рук. метод.
объединения
зам. директора по УВР
директор
Уфимцева Н.А.
Ковалева Н.В.
Протокол №1 от «29»
от «29» августа 2023 г.
августа 2023 г.
Гришина Валентина
Сергеевна
Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Ритмика
для обучающихся 1-4 классов
(реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ)
г. Заречный,
2023 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный курс «Ритмика» разработан в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с ОВЗ и с учѐтом Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
ЗПР.
Коррекционный курс «Ритмика»
является обязательной частью
коррекционно-развивающей области ФАОП образования обучающихся с ЗПР
и является обязательным для освоения, удовлетворяя особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности
ребенка в процессе восприятия музыки.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков
двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая
достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия
способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в
пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового
образа жизни у обучающихся с ЗПР.
В соответствии с обозначенными во ФГОС образования обучающихся с
ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
коррекционного курса:
развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического
развития;
развитие выразительности движений и самовыражения;
развитие мобильности;
коррекция
недостатков
двигательной,
эмоционально-волевой,
познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и
движения;
развитие общей и речевой моторики;
развитие ориентировки в пространстве;
формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.
Основные направления работы по ритмике:
упражнения на ориентировку в пространстве;
ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения,
упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
упражнения с детскими музыкальными инструментами;
игры под музыку;
танцевальные упражнения.
Место коррекционного курса «Ритмика» в учебном плане
Коррекционный курс «Ритмика» является обязательной частью
коррекционно-развивающей области ФАООП НОО обучающихся с ЗПР.
Общее число часов, отведѐнных на изучение коррекционного курса
«Ритмика» в начальной школе составляет 135 ч. (1 час в неделю в каждом
классе):
1 класс - 33 ч.; 2-4 классы - 34 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА»
В 1 классе следующие разделы:
«Музыка и движение» (основные упражнения и основные упражнения
в парах), «Движения и речь»,
«Музыка и танец».
«Музыка и движение» (основные упражнения) (1-4 классы) является
первым разделом, который предполагает овладение базовыми знаниями и
умениями в области ритмики. На первых занятиях большое значение
уделяется объяснению основ организации занятий (как готовиться к
занятиям, как строится, входить в зал под музыку и т.д.). Кроме этого
обучающихся с ЗПР учат слушать музыку и согласовывать темп своих
движений и ее темп. В первой четверти 1 класса детей желательно научить
двигаться в темпе музыки, помочь им овладеть элементарными шагами,
построениями, перестроениями и прыжками. Необходимо учить
первоклассников с ЗПР прохлопыванию и протоптыванию простых
ритмических рисунков. На первых занятиях важны такие упражнения как
поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с
изменением темпа музыки.
На каждом занятии проводится комплекс общеразвивающих
упражнений. Он может включать выпрямления и повороты головы,
повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»), наклоны,
движение рук в разных направлениях, отстукивание, сгибание, разгибание
ноги в подъеме, упражнения на расслабления мышц и др.
Раздел «Движение и речь» направлен на овладение базовыми умениями
выполнять движения с речевым сопровождением. Для этого могут
использоваться различные стишки и речевки, которые помогают задать
определенный темп и динамику при выполнении шагов, построений,
перестроений и различных двигательных комплексов. В этот период
обучения (2 четверть) важно закреплять умения детей выполнять движения
под музыку, поэтому обязательно осуществляется повторение пройденного в
первой четверти и проводятся игры под музыку.
Общеразвивающие упражнения расширяются по своему объему.
Обучающиеся повторяют уже изученные и осваивают новые: перекрестные
движения рук одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону;
правой руки вперед, левой вверх, маховые движения рук, выставление ноги
на носок вперед, в сторону и назад, наклоны, повороты туловища вправо,
влево и др.
В третьей четверти продолжается изучение раздела «Музыка и
движение», где основные упражнения осваиваются в парах. У обучающихся
с ЗПР формируются умения разбиться на пары и построиться назад в
шеренги. Этому можно обучать и через игры под музыку. Далее учат
выполнять ритмико-гимнастические движения под музыку или речевки.
Общеразвивающие упражнения могут дополняться такими упражнениями
как выставление ноги на носок вперед, в сторону, назад, ходьба с высоким
подниманием колен, приседание с опорой и др.
Конец третьей и вся четвертая четверть посвящены изучению раздела
«Музыка и танец». Сформированные у обучающихся с ЗПР базовые умения
в области ритмики позволяют начать овладение танцевальными движениями
и разучивать элементарные танцы и пляски. К концу учебного года дети
обычно выучивают комплекс общеразвивающих упражнений, могут
выполнять его под контролем взрослого. Допускается, что в качестве
ведущего могут выступать наиболее способные дети. Они показывают
остальным как нужно выполнять упражнение и задают общегрупповой темп.
2-4 классы.
Программа по ритмике содержит 4 раздела:
"Музыка и движения";
"Музыка и танец";
"Музыка и народный танец";
"Музыка, танец, музыкальные инструменты".
На каждом занятии осуществляется работа по всем четырем разделам
программы. Однако в зависимости от целей и задач конкретного занятия
учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени (по
собственному усмотрению), имея в виду, что в начале и конце каждого урока
должны выполняться упражнения на снятие напряжения, расслабление,
успокоение.
"Музыка и танец"
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием
колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.
Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении
движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение
простых движений с предметами во время ходьбы.
"Музыка и народный танец"
Совершенствование навыков правильного выполнения основных движений под
музыку преимущественно на 2/4 и 4/4 — ходьбы, бега, прыжков, поскоков.
Сохранение и быстрое изменение темпа и характера движения с изменением
темпа или характера музыкального сопровождения. Включение в движение
одновременно с началом звучания музыки и прекращение движения с окончанием
музыки. Движения и упражнения, требующие внимания и координации
движения рук и ног. Ходьба и бег в колонне по одному, парами, по четыре — с
соблюдением дистанции, врассыпную. Бег между предметами, не задевая их, не
наталкиваясь на товарищей. Перестроение на ходу в колонне, изменение
направления движения с изменением движения мелодии, нахождение
определенного места в помещении.
"Музыка, танец, музыкальные инструменты"
Танцевальные движения, знакомство с новыми элементами танца и движениями:
бег мягкий, перекатный, острый, с высоким подниманием бедра. Пружинные шаг
и бег, полуприседание. Шаг с носка на пятку, скользящий шаг, поскок. Поочередное
выставление и выбрасывание ноги на пятку вперед и в сторону, на носок вперед, в
сторону, назад. Повороты кистей, плавное поднимание и опускание рук вперед,
вверх, в стороны. Шаги польки вперед и назад. Основные шаги местных народных
танцев. Танцевальные композиции русского танца, круговые пляски, движения
под современные ритмы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РИТМИКА»
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с УО личностные результаты освоения АООП
должны отражать:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных
технологий;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Календарно – тематическое планирование
по ритмике,
1 класс – 33 часа
№
п/п
Название темы
Кол-во
часов
Музыка и движения (основные упражнения) (8 ч)
1
2
3,
4
5
6
7
8
Вводное занятие
«Слушаем и двигаемся»
«Построения и перестроения»
«Построения и перестроения»
«Шаги»
«Попрыгаем»
«Попрыгаем»
«Повторим» (обобщение).
Движения и речь (7 ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
9
10
11
12
«Повторим» (повторение).
«Построения и перестроения с речевками».
«Скажу и сделаю сам».
«Скажу и сделаю сам».
1
1
1
1
13
«Скажу и сделаю, послушаю и сделаю».
1
14
«Скажу и сделаю, послушаю и сделаю».
1
15
«Скажем и сделаем» (обобщение).
1
Музыка и движения (основные упражнения в парах) (4 ч)
16
«Скажем и сделаем» (повторение).
1
17
«Найди пару».
1
18
«Делаем вместе».
1
19
«Делаем вместе с речевками».
1
«Музыка и танец»(6 ч)
20
«Танцевальные движения».
1
21
«Танец «Приглашение».
1
22
«Танец «Всадники» (изучение прямого галопа).
1
23
«Танец «Всадники» (исполнение).
1
24
«Потанцуем».
1
25
«Потанцуем».
1
Музыка и танец» (8 ч)
26
«Русская пляска» (шаги).
1
27
«Русская пляска» (притопы).
1
28
«Русская пляска» (элементы танца).
1
29
Танец «Ковырялочка».
1
30
«Галоп в парах» (элементы танца).
1
31
«Галоп в парах» (танец).
1
32
«Потанцуем».
1
33
«Потанцуем».
1
Всего часов:
33
Календарно – тематическое планирование
по ритмике,
2 класс – 34 часа
№
п/п
Название темы
Кол-во
часов
"Музыка и движения" (8 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9,10
11,12,13
14,15
Повторение пройденного в первом классе
Повторение построений, перестроений шагов
Повторение танцев
Основные позиции рук
Танец в парах с использованием предметов
Танец в парах с использованием предметов
"Потанцуем"
"Повторим"
"Музыка и танец" (7 ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
Танец с использованием предметов
2
Танец с построениями и перестроениями
3
"Потанцуем"
2
"Музыка и народный танец" (7 ч)
Повторение изученных танцев
1
17,18
Танец с притопываниями и хлопками
2
19, 20
Танец с поскоками
2
21,22
Танец с предметами
2
16
"Музыка, танец, музыкальные инструменты" (4 ч)
23,24,25
26
27, 28
29,30,31
32,33
34
Танец с применением музыкальных
инструментов
Повторение танцев
3
Ритмодекламации (под музыку и без музыки)
2
Декламация песен под музыку в хороводе
3
Танец с предметами
2
Отчетный концерт
1
Всего часов:
1
34
Календарно – тематическое планирование
по ритмике,
3 класс – 34 часа
№
п/п
Название темы
Кол-во
часов
"Музыка и движения" (8 ч)
1
2, 3
4,5
6,7
8
9,10, 11
Повторение движений, пройденных во втором
классе
Повторение танцев
Гимнастические композиции в парах
Гимнастические композиции с построениями и
перестроениями
"Потанцуем"
"Музыка и танец" (7 ч)
Танцевальный шаг польки
Танцы с разными шагами для хоровода
"Потанцуем"
"Музыка и народный танец" (7 ч)
16
Повторение изученных танцев
17,18
Народный танец с предметами
19,20
Танцевальная композиция на основе русского
переменного шага и припадания
21, 22
Сложный русский танец
"Музыка, танец, музыкальные инструменты" (4 ч)
23, 24,25
Сложный русский танец с использованием
ложек
26
Повторение танцев
12,13,14
15
1
2
2
2
1
3
3
1
1
2
2
2
3
1
"Музыка, движение, речь" (8 ч)
27
28,29,30
31,32
33
34
Повторение ритмодекламаций (под музыку и
без музыки)
Декламация песен под музыку в танце
Танец с индивидуальными выступлениями
Отчетный концерт
Отчетный концерт
Всего часов:
1
3
2
1
1
34
Календарно – тематическое планирование
по ритмике,
4 класс – 34 часа
№
урока
Название темы
Кол-во
часов
"Музыка и движения" (8 часов)
1
Повторение движений, пройденных в третьем
классе
2,3,4
Повторение танцев
5, 6
Гимнастические композиции в парах
7, 8
Гимнастические композиции с построениями и
перестроениями
"Музыка и народный танец" (7 часов)
9,10,11 Композиция народного танца
12,13,14 Народный танец
15
"Потанцуем"
"Музыка и танец" (7 часов)
16
Танцевальный шаг
17,18,19 Народный танец с предметами
20,21,22 Танцевальная композиция на основе русского
переменного шага и припадания
"Музыка, танец, музыкальные инструменты" (4 часа)
23,24 Сложный русский танец
25,26 "Потанцуем"
"Музыка, движение, речь" (8 часов)
27,28,29 Декламация песен под музыку в танце
30,31,32 Отчетный концерт
33,34 Урок-смотр знаний
Всего часов:
1
3
2
2
3
3
1
1
3
3
2
2
3
3
2
34