МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. объединения зам. директора по УВР директор Уфимцева Н.А. Ковалева Н.В. Протокол №1 от «29» от «29» августа 2023 г. августа 2023 г. Гришина Валентина Сергеевна Приказ №94 ОД/р от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности Ритмика для обучающихся 1-4 классов (реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ) г. Заречный, 2023 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Коррекционный курс «Ритмика» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ и с учѐтом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с ЗПР. Коррекционный курс «Ритмика» является обязательной частью коррекционно-развивающей области ФАОП образования обучающихся с ЗПР и является обязательным для освоения, удовлетворяя особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с ЗПР. В соответствии с обозначенными во ФГОС образования обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционного курса: развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности; коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения; развитие общей и речевой моторики; развитие ориентировки в пространстве; формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья. Основные направления работы по ритмике: упражнения на ориентировку в пространстве; ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); упражнения с детскими музыкальными инструментами; игры под музыку; танцевальные упражнения. Место коррекционного курса «Ритмика» в учебном плане Коррекционный курс «Ритмика» является обязательной частью коррекционно-развивающей области ФАООП НОО обучающихся с ЗПР. Общее число часов, отведѐнных на изучение коррекционного курса «Ритмика» в начальной школе составляет 135 ч. (1 час в неделю в каждом классе): 1 класс - 33 ч.; 2-4 классы - 34 ч. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА» В 1 классе следующие разделы: «Музыка и движение» (основные упражнения и основные упражнения в парах), «Движения и речь», «Музыка и танец». «Музыка и движение» (основные упражнения) (1-4 классы) является первым разделом, который предполагает овладение базовыми знаниями и умениями в области ритмики. На первых занятиях большое значение уделяется объяснению основ организации занятий (как готовиться к занятиям, как строится, входить в зал под музыку и т.д.). Кроме этого обучающихся с ЗПР учат слушать музыку и согласовывать темп своих движений и ее темп. В первой четверти 1 класса детей желательно научить двигаться в темпе музыки, помочь им овладеть элементарными шагами, построениями, перестроениями и прыжками. Необходимо учить первоклассников с ЗПР прохлопыванию и протоптыванию простых ритмических рисунков. На первых занятиях важны такие упражнения как поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. На каждом занятии проводится комплекс общеразвивающих упражнений. Он может включать выпрямления и повороты головы, повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»), наклоны, движение рук в разных направлениях, отстукивание, сгибание, разгибание ноги в подъеме, упражнения на расслабления мышц и др. Раздел «Движение и речь» направлен на овладение базовыми умениями выполнять движения с речевым сопровождением. Для этого могут использоваться различные стишки и речевки, которые помогают задать определенный темп и динамику при выполнении шагов, построений, перестроений и различных двигательных комплексов. В этот период обучения (2 четверть) важно закреплять умения детей выполнять движения под музыку, поэтому обязательно осуществляется повторение пройденного в первой четверти и проводятся игры под музыку. Общеразвивающие упражнения расширяются по своему объему. Обучающиеся повторяют уже изученные и осваивают новые: перекрестные движения рук одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх, маховые движения рук, выставление ноги на носок вперед, в сторону и назад, наклоны, повороты туловища вправо, влево и др. В третьей четверти продолжается изучение раздела «Музыка и движение», где основные упражнения осваиваются в парах. У обучающихся с ЗПР формируются умения разбиться на пары и построиться назад в шеренги. Этому можно обучать и через игры под музыку. Далее учат выполнять ритмико-гимнастические движения под музыку или речевки. Общеразвивающие упражнения могут дополняться такими упражнениями как выставление ноги на носок вперед, в сторону, назад, ходьба с высоким подниманием колен, приседание с опорой и др. Конец третьей и вся четвертая четверть посвящены изучению раздела «Музыка и танец». Сформированные у обучающихся с ЗПР базовые умения в области ритмики позволяют начать овладение танцевальными движениями и разучивать элементарные танцы и пляски. К концу учебного года дети обычно выучивают комплекс общеразвивающих упражнений, могут выполнять его под контролем взрослого. Допускается, что в качестве ведущего могут выступать наиболее способные дети. Они показывают остальным как нужно выполнять упражнение и задают общегрупповой темп. 2-4 классы. Программа по ритмике содержит 4 раздела: "Музыка и движения"; "Музыка и танец"; "Музыка и народный танец"; "Музыка, танец, музыкальные инструменты". На каждом занятии осуществляется работа по всем четырем разделам программы. Однако в зависимости от целей и задач конкретного занятия учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению), имея в виду, что в начале и конце каждого урока должны выполняться упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. "Музыка и танец" Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. "Музыка и народный танец" Совершенствование навыков правильного выполнения основных движений под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4 — ходьбы, бега, прыжков, поскоков. Сохранение и быстрое изменение темпа и характера движения с изменением темпа или характера музыкального сопровождения. Включение в движение одновременно с началом звучания музыки и прекращение движения с окончанием музыки. Движения и упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног. Ходьба и бег в колонне по одному, парами, по четыре — с соблюдением дистанции, врассыпную. Бег между предметами, не задевая их, не наталкиваясь на товарищей. Перестроение на ходу в колонне, изменение направления движения с изменением движения мелодии, нахождение определенного места в помещении. "Музыка, танец, музыкальные инструменты" Танцевальные движения, знакомство с новыми элементами танца и движениями: бег мягкий, перекатный, острый, с высоким подниманием бедра. Пружинные шаг и бег, полуприседание. Шаг с носка на пятку, скользящий шаг, поскок. Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку вперед и в сторону, на носок вперед, в сторону, назад. Повороты кистей, плавное поднимание и опускание рук вперед, вверх, в стороны. Шаги польки вперед и назад. Основные шаги местных народных танцев. Танцевальные композиции русского танца, круговые пляски, движения под современные ритмы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА» С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с УО личностные результаты освоения АООП должны отражать: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Календарно – тематическое планирование по ритмике, 1 класс – 33 часа № п/п Название темы Кол-во часов Музыка и движения (основные упражнения) (8 ч) 1 2 3, 4 5 6 7 8 Вводное занятие «Слушаем и двигаемся» «Построения и перестроения» «Построения и перестроения» «Шаги» «Попрыгаем» «Попрыгаем» «Повторим» (обобщение). Движения и речь (7 ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 «Повторим» (повторение). «Построения и перестроения с речевками». «Скажу и сделаю сам». «Скажу и сделаю сам». 1 1 1 1 13 «Скажу и сделаю, послушаю и сделаю». 1 14 «Скажу и сделаю, послушаю и сделаю». 1 15 «Скажем и сделаем» (обобщение). 1 Музыка и движения (основные упражнения в парах) (4 ч) 16 «Скажем и сделаем» (повторение). 1 17 «Найди пару». 1 18 «Делаем вместе». 1 19 «Делаем вместе с речевками». 1 «Музыка и танец»(6 ч) 20 «Танцевальные движения». 1 21 «Танец «Приглашение». 1 22 «Танец «Всадники» (изучение прямого галопа). 1 23 «Танец «Всадники» (исполнение). 1 24 «Потанцуем». 1 25 «Потанцуем». 1 Музыка и танец» (8 ч) 26 «Русская пляска» (шаги). 1 27 «Русская пляска» (притопы). 1 28 «Русская пляска» (элементы танца). 1 29 Танец «Ковырялочка». 1 30 «Галоп в парах» (элементы танца). 1 31 «Галоп в парах» (танец). 1 32 «Потанцуем». 1 33 «Потанцуем». 1 Всего часов: 33 Календарно – тематическое планирование по ритмике, 2 класс – 34 часа № п/п Название темы Кол-во часов "Музыка и движения" (8 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9,10 11,12,13 14,15 Повторение пройденного в первом классе Повторение построений, перестроений шагов Повторение танцев Основные позиции рук Танец в парах с использованием предметов Танец в парах с использованием предметов "Потанцуем" "Повторим" "Музыка и танец" (7 ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 Танец с использованием предметов 2 Танец с построениями и перестроениями 3 "Потанцуем" 2 "Музыка и народный танец" (7 ч) Повторение изученных танцев 1 17,18 Танец с притопываниями и хлопками 2 19, 20 Танец с поскоками 2 21,22 Танец с предметами 2 16 "Музыка, танец, музыкальные инструменты" (4 ч) 23,24,25 26 27, 28 29,30,31 32,33 34 Танец с применением музыкальных инструментов Повторение танцев 3 Ритмодекламации (под музыку и без музыки) 2 Декламация песен под музыку в хороводе 3 Танец с предметами 2 Отчетный концерт 1 Всего часов: 1 34 Календарно – тематическое планирование по ритмике, 3 класс – 34 часа № п/п Название темы Кол-во часов "Музыка и движения" (8 ч) 1 2, 3 4,5 6,7 8 9,10, 11 Повторение движений, пройденных во втором классе Повторение танцев Гимнастические композиции в парах Гимнастические композиции с построениями и перестроениями "Потанцуем" "Музыка и танец" (7 ч) Танцевальный шаг польки Танцы с разными шагами для хоровода "Потанцуем" "Музыка и народный танец" (7 ч) 16 Повторение изученных танцев 17,18 Народный танец с предметами 19,20 Танцевальная композиция на основе русского переменного шага и припадания 21, 22 Сложный русский танец "Музыка, танец, музыкальные инструменты" (4 ч) 23, 24,25 Сложный русский танец с использованием ложек 26 Повторение танцев 12,13,14 15 1 2 2 2 1 3 3 1 1 2 2 2 3 1 "Музыка, движение, речь" (8 ч) 27 28,29,30 31,32 33 34 Повторение ритмодекламаций (под музыку и без музыки) Декламация песен под музыку в танце Танец с индивидуальными выступлениями Отчетный концерт Отчетный концерт Всего часов: 1 3 2 1 1 34 Календарно – тематическое планирование по ритмике, 4 класс – 34 часа № урока Название темы Кол-во часов "Музыка и движения" (8 часов) 1 Повторение движений, пройденных в третьем классе 2,3,4 Повторение танцев 5, 6 Гимнастические композиции в парах 7, 8 Гимнастические композиции с построениями и перестроениями "Музыка и народный танец" (7 часов) 9,10,11 Композиция народного танца 12,13,14 Народный танец 15 "Потанцуем" "Музыка и танец" (7 часов) 16 Танцевальный шаг 17,18,19 Народный танец с предметами 20,21,22 Танцевальная композиция на основе русского переменного шага и припадания "Музыка, танец, музыкальные инструменты" (4 часа) 23,24 Сложный русский танец 25,26 "Потанцуем" "Музыка, движение, речь" (8 часов) 27,28,29 Декламация песен под музыку в танце 30,31,32 Отчетный концерт 33,34 Урок-смотр знаний Всего часов: 1 3 2 2 3 3 1 1 3 3 2 2 3 3 2 34