Музыка 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод.
Объединения

зам. директора по УВР

директор

Елкина Н.Н.

_Молодых И.Б.
Протокол №1 от «29/08»
августа 2023 г.

от «29.08» августа 2023 г.

Гришина Валентина Сергеевна
__________________________
Приказ №_94 ОД/р от «30.08 »
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3678703)
учебного предмета Музыка
для обучающихся 1 - 4 классов

составитель: Стесова Лариса Юрьевна

г. Заречный,
2023 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
1) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС НОО к
результатам освоения основной образовательной программы НОО.
Рабочая программа разработана с учетом программы формирования
УУД у обучающихся и рабочей программы воспитания.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область
«Искусство».
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (далее - рабочая
программа) включает:
- пояснительную записку,
- содержание обучения,
- планируемые результаты освоения программы учебного предмета,
- тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
музыки, характеристику психологических предпосылок к его изучению
младшими школьниками, место изобразительного искусства в структуре
учебного плана.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуальнопространственных искусств (собственно изобразительных): начальные
основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и
народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено
развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений
искусства и формированию зрительских навыков, художественному
восприятию предметно-бытовой культуры. Для младших школьников
большое значение также имеет восприятие произведений детского
творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций
выраженного в них содержания, художественных средств выразительности,
соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия
детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала и допускает вариативный подход к очерѐдности
изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов
освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой дошкольного и основного общего образования,
непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство»
на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Планируемые результаты освоения рабочей программы «Музыка»
включают личностные, метапредметные, предметные результаты за период
обучения. Представлен перечень универсальных учебных действий (УУД) познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами изобразительного искусства.
В тематическом планировании раскрывается программное содержание
с указанием количества академических часов, отводимых на освоение
каждой те-мы учебного предмета, учебного курса (в т.ч. внеурочной
деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме
электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами (мультимедийные программы, электронные
учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов),
используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную
социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных
праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в т.ч.
основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,
«Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной
культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Основная цель изучения музыки - воспитание музыкальной культуры
как части всей духовной культуры обучающихся.
Задачи изучения музыки:
- формирование эмоционально-ценностной отзывчивости обучающихся
на прекрасное в жизни и в искусстве;
- формирование у обучающихся позитивного взгляда на окружающий
мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой
через доступные формы музицирования;
- формирование у обучающихся культуры осознанного восприятия
музыкальных образов, приобщение их к общечеловеческим духовным
ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания;
- развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими
познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями,
развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
- овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практического музицирования, введение ребѐнка в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в т.ч.:

слушание (воспитание грамотного слушателя);
исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
музыкальное движение (пластическое интонирование, танец,
двигательное моделирование и др.);
исследовательские и творческие проекты;
- изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка;
- воспитание уважения к цивилизационному наследию России;
присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной
культуры;
- расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре других стран, культур, времѐн и народов.
Реализаций учебных целей и задач осуществляется по следующим
направлениям:
- становление системы ценностей обучающихся в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
- развитие потребности в общении с произведениями искусства,
осознание значения музыкального искусства как универсального языка
общения, художественного отражения многообразия жизни;
- формирование творческих
способностей ребѐнка, развитие
внутренней мотивации к музицированию.
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия,
универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для
становления личности младшего школьника - как способ, форма и опыт
самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является
личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического
комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание,
самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление,
воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт
сотворчества и сопереживания).
В течение периода начального общего музыкального образования
необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности,
сформировать представления о многообразии проявлений музыкального
искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в т.ч.
наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз,
эстрада, музыка кино и др.).
При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального
искусства является практическое музицирование - пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В

ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение
элементов музыкального языка, понимание основных жанровых
особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым
количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных
произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной
терминологии и т.п.). Однако этот уровень содержания обучения не является
главным. Значительно более важным является формирование эстетических
потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств,
состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несѐт в
себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим
героем произведения (В.В. Медушевский) является уникальным
психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребѐнка
опосредованным недирективным путѐм. Поэтому ключевым моментом
является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе
базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных развитие эмоционального интеллекта
обучающихся направлений музыкального воспитания является. Через опыт
чувственного восприятия и художественного исполнения музыки
формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка
личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших
школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые
рассматриваются как широкий спектр конкретных приѐмов и методов,
внутренне присущих самому искусству - от традиционных фольклорных игр
и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов
музыкального языка, композиционных принципов.
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка»
образовательная организация вправе использовать возможности сетевого
взаимодействия, в т.ч. с организациями дополнительного образования,
организациями культуры.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область
«Искусство», является обязательным для изучения и преподаѐтся на уровне
начального общего образования с 1 по 4 класс включительно.
Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного предмета
«Музыка», - 135 ч. (один час в неделю в каждом классе):
1 класс – 33 ч., 2 класс - 34 ч., 3 класс - 34 ч., 4 класс - 34 ч.
2) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Mодуль № 1 «Музыкальная грамота»
Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в
отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является
самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в
первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания
грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках
календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу
либо на регулярной основе по 5-10 минут на каждом уроке. Новые понятия и
навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а
используются в качестве актуального знания, практического багажа при
организации работы над следующим музыкальным материалом.
Весь мир звучит. Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука:
высота, громкость, длительность, тембр.
Звукоряд. Нотный стан, скрипичный ключ.
Ноты первой октавы. Выразительные и изобразительные интонации.
Ритм. Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные
длительности), такт, тактовая черта.
Ритмический рисунок. Длительности – половинная, целая,
шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.
Размер. Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4,
3/4, 4/4.
Музыкальный язык. Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо,
диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.).
Высота звуков. Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение
нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары).
Мелодия. Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение
мелодии, скачки. Мелодический рисунок .
Сопровождение. Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение,
проигрыш.
Песня. Куплетная форма. Запев, припев.
Лад. Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска
звучания. Ступеневый состав.
Пентатоника. Пентатоника - пятиступенный лад, распространѐнный у
многих народов.
Ноты в разных октавах. Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.
Дополнительные обозначения в нотах. Реприза, фермата, вольта,
украшения (трели, форшлаги).
Ритмические рисунки в размере 6/8. Размер 6/8. Нота с точкой.
Шестнадцатые. Пунктирный ритм.
Тональность. Гамма. Тоника, тональность. Знаки при ключе.
Мажорные и минорные тональности (до 2-3 знаков при ключе).
Интервалы. Понятие музыкального интервала. Тон, полутон.
Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда,
септима.

Гармония. Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры.
Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио
Музыкальная форма. Контраст и повтор как принципы строения
музыкального произведения. Двухчастная, трѐхчастная и трѐхчастная
репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды.
Вариации. Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели
воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип
«вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной
точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть
музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей
страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ
традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и
детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание
необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки,
научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоупрограмм, эксплуатирующих фольклорный колорит.
Край, в котором ты живѐшь. Музыкальные традиции малой Родины.
Песни, обряды, музыкальные инструменты.
Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, солдатские,
хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки,
считалки, прибаутки).
Русские народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные
инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Сказки, мифы и легенды. Народные сказители. Русские народные
сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и
музыкантах.
Жанры музыкального фольклора. Фольклорные жанры, общие для всех
народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски.
Традиционные музыкальные инструменты.
Народные праздники. Обряды, игры, хороводы, праздничная символика
- на примере одного или нескольких народных праздников
Первые артисты, народный театр. Скоморохи. Ярмарочный балаган.
Вертеп.
Фольклор народов России. Музыкальные традиции, особенности
народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации,
музыкальные инструменты, музыканты - исполнители.
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. Собиратели
фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов.
Народные жанры, интонации как основа для композиторского
творчества.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»

Данный модуль является продолжением и дополнением модуля
«Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой
других народов нет непереходимых границ» - тезис, выдвинутый Д.Б.
Кабалевским во второй половине ХХ века, остаѐтся по-прежнему
актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и
белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими,
среднеазиатскими корнями - это реальная картина культурного разнообразия,
сохраняющегося в современной России.
Не менее важным фактором является принципиальная многомерность
современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили
народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе
соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и
принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей.
Понимание и принятие через освоение произведений искусства - наиболее
эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков,
воспитания уважения к представителям других народов и религий.
Музыка наших соседей. Фольклор и музыкальные традиции
Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные
инструменты).
Кавказские мелодии и ритмы. Музыкальные традиции и праздники,
народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители
Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих
стран с российскими республиками Северного Кавказа.
Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор
европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал.
Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на
гитаре,
кастаньеты,
латиноамериканские
ударные
инструменты.
Танцевальные жанры. Профессиональные композиторы и исполнители.
Музыка США. Смешение традиций и культур в музыке Северной
Америки. Африканские ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс. Джаз.
Творчество Дж. Гершвина.
Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран
Юго-Восточной
Азии.
Императорские
церемонии,
музыкальные
инструменты. Пентатоника.
Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные
инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии и других
стран региона.
Певец своего народа. Интонации народной музыки в творчестве
зарубежных композиторов - ярких представителей национального
музыкального стиля своей страны.
Диалог культур. Культурные связи между музыкантами разных стран.
Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
отечественных и зарубежных композиторов (в т.ч. образы других культур в
музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве
зарубежных композиторов).

Модуль № 4 «Духовная музыка»
Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких
столетий была представлена тремя главными направлениями - музыкой
народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были
созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного
модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического
планирования представить обучающимся максимально широкую сферу
бытования музыкального искусства.
Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами
духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей.
Звучание храма. Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и
др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов.
Песни верующих. Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы
духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.
Инструментальная музыка в церкви. Орган и его роль в богослужении.
Творчество И.С. Баха.
Искусство Русской православной церкви. Музыка в православном
храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.).
Музыка и живопись, посвящѐнные святым. Образы Христа, Богородицы.
Религиозные праздники. Праздничная служба, вокальная (в т.ч.
хоровая) музыка религиозного содержания.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой
музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры.
Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений
позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств,
воплощѐнную в звуках музыкальным гением великих композиторов,
воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных
произведениях.
Композитор - исполнитель – слушатель. Кого называют композитором,
исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит «уметь
слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в
концертном зале.
Композиторы – детям. Детская музыка П.И. Чайковского, С.С.
Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш.
Оркестр. Оркестр - большой коллектив музыкантов. Дирижѐр,
партитура, репетиция. Жанр концерта - музыкальное соревнование солиста с
оркестром.
Музыкальные инструменты. Рояль и пианино. История изобретения
фортепиано, «секрет» названия инструментов (форте-пиано). «Предки» и
«наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).
Музыкальные инструменты. Флейта. Предки современной флейты.
Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в
сопровождении фортепиано, оркестра.

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. Певучесть тембров
струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Вокальная музыка. Человеческий голос - самый совершенный
инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры
вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня,
романс, вокализ, кант.
Инструментальная музыка. Жанры камерной инструментальной
музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет.
Программная музыка. Программная музыка. Программное название,
известный сюжет, литературный эпиграф.
Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Тембры, группы
инструментов. Симфония, симфоническая картина.
Русские
композиторы-классики.
Творчество
выдающихся
отечественных композиторов.
Мастерство исполнителя. Творчество выдающихся исполнителей певцов, инструменталистов, дирижѐров. Консерватория, филармония,
Конкурс имени П.И. Чайковского.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка
народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия,
правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной
сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и
произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не
забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие
«современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического
авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа и т.д.), для восприятия которых
требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в
начальной школе необходимо заложить основы для последующего развития
в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков,
существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и
исполнение песен современных композиторов, написанных современным
музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между
современностью песни и еѐ доступностью детскому восприятию, соблюдать
критерии отбора материала с учѐтом требований художественного вкуса,
эстетичного вокально-хорового звучания.
Современные обработки классической музыки. Понятие обработки,
творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих
классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают
обработки классики?
Джаз. Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы,
триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приѐмы игры на
них.
Исполнители современной музыки. Творчество одного или нескольких
исполнителей современной музыки, популярных у молодѐжи.

Электронные музыкальные инструменты. Современные «двойники»
классических музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка,
гитара, барабаны и т.д. Виртуальные музыкальные инструменты в
компьютерных программах.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем
«Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с
модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека»
(музыкальные портреты, музыка о войне).
Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов
урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки
силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный
просмотр фильмов.
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Характеры персонажей,
отражѐнные в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.
Театр оперы и балета. Особенности музыкальных спектаклей. Балет.
Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижѐр в музыкальном спектакле.
Балет. Хореография - искусство танца. Сольные номера и массовые
сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов
отечественных композиторов.
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля. Ария, хор, сцена,
увертюра - оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и
зарубежных композиторов.
Сюжет музыкального спектакля. Либретто. Развитие музыки в
соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные
образы, лейтмотивы.
Оперетта, мюзикл. История возникновения и особенности жанра.
Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р.
Роджерса, Ф. Лоу и др.
Кто создаѐт музыкальный спектакль? Профессии музыкального
театра: дирижѐр, режиссѐр, оперные певцы, балерины и танцовщики,
художники и т.д.
Патриотическая и народная тема в театре и кино. История создания,
значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящѐнных
нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты,
отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг
рефлексивного исследования обучающимися психологической связи
музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным
результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта
школьников, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков,
осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию
как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном
общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс

выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщѐнные
жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения.
Сверхзадача модуля - воспитание чувства прекрасного, пробуждение и
развитие эстетических потребностей.
Красота и вдохновение. Стремление человека к красоте. Особое
состояние - вдохновение. Музыка - возможность вместе переживать
вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей - хор,
хоровод.
Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке. Настроение
музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами.
Музыкальные портреты. Музыка, передающая образ человека, его
походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в
музыкальных интонациях.
Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая настроение
праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.
Диалог с учителем о значении музыки на празднике.
Танцы, игры и веселье. Музыка - игра звуками. Танец - искусство и
радость движения. Примеры популярных танцев.
Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном
искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная
кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т.д.).
Главный музыкальный символ. Гимн России - главный музыкальный
символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.
Искусство времени. Музыка - временное искусство. Погружение в
поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и
развития.
3) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ НОО

УЧЕБНОГО

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка»
обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трѐх групп
результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке
для начального общего образования достигаются во взаимодействии
учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности.
Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в т.ч. в части:
гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна
России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и

традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к
освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города,
республики;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
готовность
придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности;
эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным
традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное
в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных
видах искусства;
ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях
художественной и научной картины мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим
системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской
деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);
профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии;
трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической
деятельности; трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении
поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере
культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей
вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки на уровне НОО у обучающегося
будут сформированы познавательные УУД, коммуникативные УУД,
регулятивные УУД, совместная деятельность.
Познавательные УУД
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические

действия как часть познавательных УУД:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения,
жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы
музыкального звучания по определѐнному признаку;
- определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты,
элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и
др.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим
музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в т.ч. слуховой, акустической для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
- устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях
музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных УУД:
- на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв
между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в т.ч. в
отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
- с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и
слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей
музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
- сравнивать несколько вариантов решения творческой,
исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей предмета изучения и связей между
музыкальными объектами и явлениями (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения (в т.ч. в форме двигательного
моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения,
исследования);
- прогнозировать возможное развитие музыкального процесса,
эволюции культурных явлений в различных условиях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных УУД:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
- распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ
проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет;
- анализировать
текстовую,
видео-,
графическую,
звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
- анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по
предложенному учителем алгоритму;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
У обучающегося будут сформированы коммуникативные УУД:
- воспринимать музыку как специфическую форму общения людей,
стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального
высказывания;
- выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в
коллективе);
- передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к
исполняемому произведению;
- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в
обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в
повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в
ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
- переключаться между различными формами коллективной, групповой
и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать
наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной
задачи;
- формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной

(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат;
- выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на
предложенные образцы.
Регулятивные УУД
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как часть регулятивных УУД:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как часть регулятивных УУД:
- устанавливать причины успеха/ неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой регулятивных УУД обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования
у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к
музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с
музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
учебному предмету «Музыка»:
- с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных
музыкальных инструментах, умеют слушать серьѐзную музыку, знают
правила поведения в театре, концертном зале;
- сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
- осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства,
могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей,
которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
- имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров,
творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
- с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной
культуры;
- стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны
отражать сформированность умений:
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»:
- классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные,
короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
- различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр,
динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение
соответствующих терминов;
- различать изобразительные и выразительные интонации, находить
признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
- различать на слух принципы развития: повтор, контраст,
варьирование;
- понимать значение термина «музыкальная форма», определять на
слух простые музыкальные формы - двухчастную, трѐхчастную и
трѐхчастную репризную, рондо, вариации;
- ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
- исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
- исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль № 2 «Народная музыка России»:
- определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных
произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке
различных регионов России;
- определять на слух и называть знакомые народные музыкальные
инструменты;
- группировать народные музыкальные инструменты по принципу
звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
- определять принадлежность музыкальных произведений и их
фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
- различать манеру пения, инструментального исполнения, типы
солистов и коллективов - народных и академических;
- создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при
исполнении народной песни;
- исполнять
народные
произведения
различных
жанров
с
сопровождением и без сопровождения;
- участвовать в коллективной игре/ импровизации (вокальной,
инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных
жанров.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
- различать на слух и исполнять произведения народной и
композиторской музыки других стран;
- определять на слух принадлежность народных музыкальных
инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

- различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных
народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа
изученных культурно-национальных традиций и жанров);
- различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные,
танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
Модуль № 4 «Духовная музыка»:
- определять характер, настроение музыкальных произведений
духовной музыки, характеризовать еѐ жизненное предназначение;
- исполнять доступные образцы духовной музыки;
- уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания
духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других
конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль № 5 «Классическая музыка»:
- различать на слух произведения классической музыки, называть
автора и произведение, исполнительский состав;
- различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня,
танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни,
танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
- различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные
и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности,
приводить примеры;
- исполнять (в т.ч. фрагментарно, отдельными темами) сочинения
композиторов-классиков;
- воспринимать музыку в соответствии с еѐ настроением, характером,
осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь
кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
- характеризовать
выразительные
средства,
использованные
композитором для создания музыкального образа;
- соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи,
литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса
выразительных средств.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»:
- иметь представление о разнообразии современной музыкальной
культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
- различать и определять на слух принадлежность музыкальных
произведений, исполнительского стиля к различным направлениям
современной музыки (в т.ч. эстрады, мюзикла, джаза и др.);
- анализировать, называть музыкально-выразительные средства,
определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно
пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
- исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая
певческую культуру звука.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»:
- определять и называть особенности музыкально-сценических жанров
(опера, балет, оперетта, мюзикл);

- различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор,
увертюра и т.д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные
произведения (фрагменты) и их авторов;
- различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров,
хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь
определять их на слух;
- отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального
спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант,
дирижѐр, сценарист, режиссѐр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»:
- исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики,
школы, исполнять песни, посвящѐнные Великой Отечественной войне,
песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные
эмоции, чувства и настроения;
- воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия
жизни, различать обобщѐнные жанровые сферы: напевность (лирика),
танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос
(связь со словом);
- осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания,
замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к
развитию и удовлетворению эстетических потребностей.

Тематическое планирование учебного предмета
«Музыка»
1 класс.
№
п/п

Тема урока

Раздел 1. «Музыка в жизни человека»
1.

2.
3.
4.

Музыка и вдохновение
Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке.
Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке.
Звукоряд. Нотный стан, скрипичный ключ.
Настроение музыкальных пейзажей.
Звукоряд. Ноты первой октавы.……..
Раздел 2. «Народная музыка России»

6-7

8-9

10.

11.

12.

13.
14.
15.

Колво
часов
4

Электронные
ресурсы

1
2

infourok.ru›Музыка

1
1

resh.edu.ru›Предме
ты›6/1

5

Весь мир звучит.
Русские народные песни (трудовые,
солдатские, хороводные и др.).
Ритм. Ритмический рисунок.
Русский фольклор
Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки,
прибаутки) Весь мир звучит. Звуки музыкальные и
шумовые Свойства звука: высота, громкость,
длительность, тембр.

2

http://folkinst.narod.r
u/

1

http://folkinst.narod.r
u/

Русский фольклор
Сказки и легенды о музыке и музыкантах.
Ритмический рисунок. Звуки длинные
и короткие
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок,
свирель, гусли, гармонь, ложки).
Сказки, мифы и легенды

1

resh.edu.ru›Предме
ты›6/1

1.

http://soros.novgorod
.ru/projects/Toolkit/to
olkit.htm
- древнерусский
музыкальный
инструментарий

Русские народные музыкальные инструменты
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота,
громкость, длительность, тембр.
Раздел 3. «Классическая музыка»
Композитор - исполнитель – слушатель

1

Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном
зале.
Композиторы – детям. Детская музыка П.И. Чайковского.

1

6
1

1

resh.edu.ru›Предме
ты›6/1

16.

Композиторы – детям. Детская музыка С.С. Прокофьева.

1

17.

Композиторы – детям. Детская музыка Д.Б. Кабалевского и
др.
Понятие жанра. Песня, танец, марш. Свойства звука: высота,
громкость, длительность, тембр.
Раздел 4 «Музыка театра и кино»

1

Музыкальная сказка на сцене, на экране. Характеры
персонажей, отражѐнные в музыке.
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Тембр голоса.
Соло.
Ноты первой октавы. Выразительные и изобразительные
интонации.
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Хор, ансамбль.
Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера.
Песня. Куплетная форма. Запев, припев. Лад. Мажор и
минор. Краска звучания.
Раздел 5 «Современная музыкальная культура»
Раздел 6 «Музыкальная грамота»

1

Современные обработки классической музыки. Проблемная
ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?
Мелодия. Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное
движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок.
Электронные музыкальные инструменты. Современные
«двойники» классических музыкальных инструментов:
синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны и т.д.
Сопровождение. Аккомпанемент. Остинато. Вступление,
заключение, проигрыш.
Раздел 7 «Музыка в жизни человека»

2

infourok.ru›Музыка

1

resh.edu.ru›Предме
ты›6/1
http://www.obsolete.
com/120_years/

2829.

Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая
настроение праздника.
Ритм. Звуки длинные и короткие.

1

30.

Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном
празднике. Значение музыки на празднике.
Танцы, игры и веселье. Музыка - игра звуками. Танец искусство и радость движения. Примеры популярных
танцев.
Музыкальные инструменты. Рояль и пианино. История
изобретения фортепиано, «секрет» названия инструментов
(форте-пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано
(клавесин, синтезатор)
Ритмический рисунок. Длительности – половинная, целая,
шестнадцатые. Паузы.

1

1819

20..
21.

22.
23

2425.

2627.

3132.
33.

infourok.ru›Музыка

1
4

1

infourok.ru›Музыка

1

resh.edu.ru›Предме
ты›6/1

1

4

4

1

1

infourok.ru›Музыка

Тематическое планирование учебного предмета
«Музыка»
2 класс.
№
п/п

1.

2-3

4-5

6-7.

Тема урока

Раздел 1. «Музыка в жизни человека»
Раздел 2 «Музыкальная грамота»
Красота и вдохновение. Музыка - возможность вместе
переживать вдохновение, наслаждаться красотой.
Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке.
Настроение музыкальных пейзажей. Музыка - выражение
глубоких чувств, тонких оттенков настроения.
Ритм. Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные
длительности), такт, тактовая черта.
Ритмический рисунок. Длительности – половинная, целая,
шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая
партитура.
Музыкальные портреты. Музыка, передающая образ
человека, его походку, движения, характер, манеру речи.
«Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.
Музыкальный язык. Темп, тембр. Динамика (форте, пиано,
крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато,
акцент и др.).
Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в
музыкальном искусстве.

Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого
барабана, трубы и т.д.).
Высота звуков. Регистры. Ноты певческого диапазона.
Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации
(диезы, бемоли, бекары).
9-10. Главный музыкальный символ. Гимн России - главный
музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения
Гимна России. Другие гимны.
8-9.

1112.

1314.
1516

Колво
часо
в
11

Электронные
ресурсы

1
2

infourok.ru›Музы
ка

2

2

http://marsches.ru
/en/

2

http://marsches.ru
/en/

2

http://www.piano.
ru/library.html
infourok.ru›Музы
ка

Раздел 2 «Народная музыка России»

6

Край, в котором ты живѐшь. Музыкальные традиции
малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты.
Лад. Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор.
Краска звучания. Ступеневый состав.
Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые,
солдатские, хороводные и др.).

2

infourok.ru›Музы
ка

2

http://folkinst.naro
d.ru/

Жанры музыкального фольклора. Фольклорные жанры,
общие для всех народов: лирические, трудовые,
колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные
музыкальные инструменты.

2

resh.edu.ru›Пред
меты›6/1

1718
19.

20.

21.

22.

Раздел 3 «Музыка народов мира»

4

Музыка наших соседей. Фольклор и музыкальные
традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни,
танцы, обычаи, музыкальные инструменты).
Кавказские мелодии и ритмы. Музыкальные традиции и
праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы
и музыканты-исполнители Грузии, Армении,
Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран
с российскими республиками Северного Кавказа.
Диалог культур. Культурные связи между музыкантами
разных стран. Образы, интонации фольклора других
народов и стран в музыке отечественных и зарубежных
композиторов.
Раздел 4 «Духовная музыка»

2

infourok.ru›Музы
ка

1

resh.edu.ru›Пред
меты›6/1

Звучание храма. Колокола. Колокольные звоны (благовест,
трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в
музыке русских композиторов.
Религиозные праздники. Праздничная служба, вокальная (в
т.ч. хоровая) музыка религиозного содержания.

1

infourok.ru›Музы
ка

1

resh.edu.ru›Пред
меты›6/1

Раздел 5 «Классическая музыка»

6

1

2

23.

Оркестр. Оркестр - большой коллектив музыкантов.

1

2426
27.

Композиторы – детям. Детская музыка П.И. Чайковского,
С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и др.
Музыкальные инструменты. Флейта. Предки современной
флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты
соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку.
Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие
инструменты.

3

Раздел 6 «Современная музыкальная культура»

5

Современные обработки классической музыки. Понятие
обработки, творчество современных композиторов и
исполнителей, обрабатывающих классическую музыку.
Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки
классики?
Электронные музыкальные инструменты: синтезатор,
электронная скрипка, гитара, барабаны и т.д. Виртуальные
музыкальные инструменты в компьютерных программах.
Театр оперы и балета. Особенности музыкальных
спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижѐр
в музыкальном спектакле.
Балет. Хореография – искусство танца. Сольные номера и
массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты,
отдельные номера из балетов отечественных

1

28.

29.

30.

31.

32.

1

infourok.ru›Музы
ка

1

infourok.ru›Музы
ка
http://eomi.ws/bo
wed/

1

http://www.obsole
te.com/120_years/

1

infourok.ru›Музы
ка

1

композиторов.
33.

34.

Опера. Главные герои и номера оперного спектакля. Ария,
хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные
номера из опер русских и зарубежных композиторов.
Кто создаѐт музыкальный спектакль? Профессии
музыкального театра: дирижѐр, режиссѐр, оперные певцы,
балерины и танцовщики, художники и т.д.

1

infourok.ru›Музы
ка

Тематическое планирование учебного предмета
«Музыка»
3 класс.
№
п/п

Тема урока

Раздел 1. «Музыка в жизни человека»
1.

2-3

4-5

Главный музыкальный символ. Гимн России - главный
музыкальный символ нашей страны. Традиции
исполнения Гимна России. Другие гимны.
Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в
музыкальном искусстве. Военные песни, марши,
интонации, ритмы, тембры (призывная кварта,
пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и
т.д.).
Красота и вдохновение. Стремление человека к красоте.
Особое состояние - вдохновение. Музыка - возможность
вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой.
Музыкальное единство людей - хор, хоровод.
Раздел 2 «Народная музыка России»

6.
7-8.

9-10.
11.

12.

Кол-во
часов
5

Электронные
ресурсы

1

infourok.ru›Музы
ка

2

2

resh.edu.ru›Пре
дметы›6/1

6

Первые артисты, народный театр. Скоморохи.
Ярмарочный балаган. Вертеп.

1

Фольклор народов России. Музыкальные традиции,
особенности народной музыки республик Российской
Федерации.
Фольклор народов России. Жанры, интонации,
музыкальные инструменты, музыканты - исполнители.
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов.
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке
композиторов.
Раздел 3 «Музыка народов мира»
Раздел 1 «Музыкальная грамота»
Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный
фольклор европейских народов. Канон. Странствующие
музыканты. Карнавал.
Ноты в разных октавах. Ноты второй и малой октавы.
Басовый ключ

2

2

infourok.ru›Музы
ка

1

4
3
1

infourok.ru›Музы
ка

13.

Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко.
Искусство игры на гитаре, кастаньеты,
латиноамериканские ударные инструменты.
Танцевальные жанры. Профессиональные композиторы и
исполнители.

1

14.

Музыка США. Смешение традиций и культур в музыке
Северной Америки. Африканские ритмы, трудовые
песни негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж.
Гершвина.
Ритмические рисунки в размере 6/8. Размер 6/8. Нота с
точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм.
Диалог культур. Культурные связи между музыкантами
разных стран. Образы, интонации фольклора других
народов и стран в музыке отечественных и зарубежных
композиторов.
Дополнительные обозначения в нотах. Реприза, фермата,
вольта, украшения (трели, форшлаги).

1

Раздел 4 «Духовная музыка»

3

15.

http://www.pbs.or
g/jazz/kids/

1

Песни верующих. Молитва, хорал, песнопение,
духовный стих.
Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков.

1

Инструментальная музыка в церкви. Орган и его роль в
богослужении. Творчество И.С. Баха.

1

Раздел 5 «Классическая музыка»

9

Оркестр. Дирижѐр, партитура, репетиция. Жанр концерта
- музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов.

1
1

resh.edu.ru›Пре
дметы›6/1

21

Музыкальные инструменты. Композиторы, сочинявшие
скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера,
изготавливавшие инструменты.

1

http://eomi.ws/bo
wed/ энциклопедия
музыкальных
инструментов

22.

Вокальная музыка. Человеческий голос - самый
совершенный инструмент. Бережное отношение к своему
голосу. Известные певцы.
Вокальная музыка. Жанры вокальной музыки: песни,
вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня,
романс, вокализ, кант.

1

infourok.ru›Музы
ка

Инструментальная
музыка.
Жанры
камерной
инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл.
Сюита. Соната. Квартет.

2

16.
17.
18.

19.
20.

2223.

24-25

infourok.ru›Музы
ка

1

2

Раздел 6 «Современная музыкальная культура»
Раздел 1 «Музыкальная грамота»

2
2

26.

Джаз. Особенности джаза: импровизационность, ритм
(синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты
джаза, особые приѐмы игры на них.
Интервалы. Понятие музыкального интервала. Тон,
полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста,
октава. Диссонансы: секунда, септима.

1

27.

Исполнители современной музыки. Творчество одного
или нескольких исполнителей современной музыки,
популярных у молодѐжи.
Интервалы. Понятие музыкального интервала. Тон,
полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста,
октава. Диссонансы: секунда, септима.
Раздел 7 «Музыка театра и кино»

1

28.

Балет. Хореография - искусство танца. Сольные номера и
массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты,
отдельные номера из балетов отечественных
композиторов.
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля.
Ария, хор, сцена, увертюра - оркестровое вступление.
Отдельные номера из опер русских и зарубежных
композиторов.
Патриотическая и народная тема в театре и кино.
История создания, значение музыкально-сценических и
экранных произведений, посвящѐнных нашему народу,
его истории, теме служения Отечеству.

1

infourok.ru›Музы
ка

1

resh.edu.ru›Пре
дметы›6/1

Сюжет музыкального спектакля. Либретто. Развитие
музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в
опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы.
Раздел 8 «Музыка в жизни человека»
Раздел 1 «Музыкальная грамота»
Искусство времени. Музыка - временное искусство.

1

Искусство времени. Погружение в поток музыкального
звучания. Музыкальные образы движения, изменения и
развития.
Искусство времени. Музыкальные образы движения,
изменения и развития.

1

29.

30.

31.

32.
33.

34.

3
2
1

1

infourok.ru›Музы
ка

Тематическое планирование учебного предмета
«Музыка»
4 класс.
№
п/п

Тема урока

Раздел 1. «Музыка в жизни человека»

Ко
лво
час
ов
4

Электронн
ые
ресурсы

1.

Главный музыкальный символ. Гимн России - главный музыкальный
символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие
гимны.

1

infourok.r
u›Музыка

2.

Красота и вдохновение. Стремление человека к красоте. Особое
состояние - вдохновение. Музыка - возможность вместе переживать
вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей
- хор, хоровод.
Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном
искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана,
трубы и т.д.).
Раздел 2 «Народная музыка России»

1

http://ww
w.it-n.ru/

Народные праздники. Обряды, игры, хороводы, праздничная
символика - на примере одного или нескольких народных
праздников

1

Фольклор народов России. Музыкальные традиции, особенности
народной музыки республик Российской Федерации. Жанры,
интонации, музыкальные инструменты, музыканты - исполнители.
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. Собиратели
фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов.
Народные жанры, интонации как основа для композиторского
творчества.
Раздел 3 «Музыка народов мира»
Раздел 1 «Музыкальная грамота»
Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры
стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии,
музыкальные инструменты. Пентатоника.

2

Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники,
народные инструменты и современные исполнители Казахстана,
Киргизии и других стран региона.
Певец своего народа. Интонации народной музыки в творчестве
зарубежных композиторов - ярких представителей национального
музыкального стиля своей страны.
Интервалы. Понятие музыкального интервала. Тон, полутон.
Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы:
секунда, септима.
Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы,
интонации фольклора других народов и стран в музыке
отечественных и зарубежных композиторов (в т.ч. образы других

1

3-4

5

6-7

8

9.

10.

11.

12.

2

8

infourok.r
u›Музыка

http://ww
w.it-n.ru/

1

4
2
1

resh.edu.r
u›Предме
ты›6/1

1

1

resh.edu.r
u›Предме
ты›6/1

культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные
цитаты в творчестве зарубежных композиторов).
Гармония. Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие
фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая,
арпеджио.
Раздел 4 «Духовная музыка»
13.

14.

1516

1718.

1920.

2122.

23.

24.

25.
26.

27.

3

Искусство Русской православной церкви. Музыка в православном
храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и
др.). Музыка и живопись, посвящѐнные святым. Образы Христа,
Богородицы.
Искусство Русской православной церкви. Музыка в православном
храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и
др.). Музыка и живопись, посвящѐнные святым. Образы Христа,
Богородицы.
Религиозные праздники. Праздничная служба, вокальная (в т.ч.
хоровая) музыка религиозного содержания.

1

Раздел 5 «Классическая музыка»
Раздел 1 «Музыкальная грамота»
Инструментальная музыка. Жанры камерной инструментальной
музыки: этюд, пьеса.
Музыкальная форма. Контраст и повтор как принципы строения
музыкального произведения. Двухчастная, трѐхчастная и
трѐхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды.
Инструментальная музыка. Жанры камерной инструментальной
музыки: Альбом. Цикл.
Инструментальная музыка. Жанры камерной инструментальной
музыки: этюд, пьеса.
Музыкальная форма. Контраст и повтор как принципы строения
музыкального произведения. Двухчастная, трѐхчастная и
трѐхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды.
Инструментальная музыка. Жанры камерной инструментальной
музыки: Сюита.
Музыкальная форма. Контраст и повтор как принципы строения
музыкального произведения. Двухчастная, трѐхчастная и
трѐхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды.
Инструментальная музыка. Жанры камерной инструментальной
музыки: Соната.
Вариации. Варьирование как принцип развития. Тема Вариации.
Инструментальная музыка. Жанры камерной инструментальной
музыки: квартет.

15
4
1

Программная музыка. Программная музыка. Программное название,
известный сюжет, литературный эпиграф.
Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Тембры, группы
инструментов.

1

Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Симфония,
симфоническая картина.

1

http://ww
w.it-n.ru/

1

1

1

infourok.r
u›Музыка

1

1

1

1

resh.edu.r
u›Предме
ты›6/1

2832

Русские композиторы-классики. Творчество выдающихся
отечественных композиторов.

5

infourok.r
u›Музыка

3233

Мастерство исполнителя. Творчество выдающихся исполнителей певцов, инструменталистов, дирижѐров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П.И. Чайковского.
Раздел 6 «Музыка в жизни человека»

2.

http://ww
w.it-n.ru/

Искусство времени. Музыка - временное искусство. Погружение в
поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения,
изменения и развития.

1

34.

1
http://ww
w.obsolete
.com/120_
years/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».