МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение «Управление образования городского округа Заречный» МБОУ ГО Заречный «СОШ №4» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности Школа крепкой семьи «Живая вода» 3-4 класс РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. объединения зам. директора по УВР директор Ёлкина Н.Н. Гришина Валентина Сергеевна от «28» августа 2023 г. Приказ №94 ОД/р от «30» августа 2023 г. Ковалѐва Н.В. Протокол №1 от «28» августа 2023 г. г. Заречный, 2023 год Программа «Школа крепкой семьи» для учащихся 1-4 классов «Живая вода» Пояснительная записка Цель: развитие духовно-нравственного потенциала личности ребенка, формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, развитей общей культуры, активной жизненной позиции, навыков позитивного взаимодействия с окружающим миром. Задачи: - формирование у учащихся мотивации и потребности в развитии своего нравственного потенциала, самосовершенствования; - формирование навыков регуляции собственного поведения на основе осознанного нравственного выбора, защита от рискованного поведения; - повышение социальной и персональной компетентности детей за счет овладения ими информации о себе и окружающем мире, нравственных ценностей; - осознание и принятие духовно-нравственных ценностей, уважительного отношения к семье, родным и друзьям, к своему городу и стране. Планируемы результаты 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) овладение информацией о себе и окружающем мире, сути нравственных ценностей и их значимости для благополучия личности; 3) становление внутренней установки поступать согласно усвоенным нравственным ориентирам; 4) понимания значения собственных нравственных установок и советующих моделей поведения, способствующих построению конструктивных отношений в семье и обществе, препятствующих рискованному поведению. Метапредметные, коммуникативные результаты Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Личностные результаты формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Содержательное наполнение «игровых оболочек» в программе обеспечивается применением разнообразных методов психологического сопровождения личностного развития детей, среди которых чаще других применяются: -- интерактивные игры и разминки Они способствуют созданию безопасного группового пространства, являющегося важнейшим условием эффективности групповой работы и решения поставленных в программе задач. --ролевая игра Важно, что ребѐнок активно осознаѐт потребность в духовных и нравственных ориентирах, получает возможность провести «полевые испытания» механизмов регуляции собственного социального поведения -- мозговой штурм Содержание обсуждений в рамках программы обусловлено еѐ целями и ориентирует активность детей на анализ и формулирование значимых нравственных принципов. -- арт-терапевтические методы Является средством свободного самовыражения и самопознания. Язык символов позволяет по-новому взглянуть на ситуацию, благодаря чему ребѐнок находит путь к их нравственному решению. -- элементы сказкотерапии Нравственный потенциал, заложенный в сказках позволяет ребѐнку получить ценностноориентированную информацию в недирективной форме, не вызывая ответного сопротивления . -- Ритуализированное осмысление Элементы повторяющегося церемониала направлены на интенсивное освоение детьми нравственных ценностей. -- Групповое обсуждение и безопасная обратная связь Дети учатся находить компромисс, отстаивать свои взгляды и позиции, конструктивно реагировать на критику, получать обратную связь, являющуюся регулятором развития. Группа отражает общество в миниатюре. Формы организации деятельности Формы и виды организации внеурочной деятельности 1. игровая деятельность; 2. проектная задача 3. ролевая игра 4. диспут 5. дебаты 6. практикум 7. психологический тренинг 8. психологический практикум 9. проблемно-ценностное общение; 10. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 11. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Тематическое планирование 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 № п/п 1-2 3-4 5-6 Кол-во часов Тема Введение в программу (знакомство участников, введение в сюжет ролевой игры «Живая вода», принятие правил работы) Культура общения. Важность культуры общения. Способы тактичного и вежливого поведения в различных ситуациях. Дружба. Значение для человека дружеских отношений. Способы установления дружеских связей Честность. Честность как ценное личностное качество. Доверие. Доверие как ценный аспект отношений. Обсуждение собственного опыта переживания доверия и недоверия Семья. Значение семьи в жизни человека. Семья как важный ресурс развития личности. Эффективная коммуникация с близкими людьми. Здоровье. Забота о здоровье как важный элемент жизни человека.. Мотивация на поддержание здоровья. Любовь. Осознание любви, способности замечать ее. Осознание качеств истинной любви. Родина. Обсуждение представлений о Родине. Связь с родным местом как важный ресурс.. Представление о патриотизме как заботе, о своей Родине и ответственности за нее. Разум. Разум как способность понимать ситуацию при решении жизненных проблем Щедрость. Щедрость как важное качество в отношениях с людьми и миром. Ответственность. Моменты, опыт ответственности за что-либо. Связь между заботой и ответственности Согласие. Жизнь в мире и согласии, принятие позиции другого человека, взаимопомощь. Значение согласия в межличностном взаимодействии, в решении жизненных проблем. Поддержка. Важное значение поддержки в межличностном взаимодействии, решении жизненных проблем Надежда. Значение надежды в жизни человека, умения не падать духом в трудных ситуациях. Ресурсы, на которые можно опираться в трудных ситуациях. Радость. Понятие о радости, еѐ важном значении в межличностном взаимодействии, в решении жизненных проблем. Благородство.. Важность сохранения семейной истории, традиций, любви и уважения к своим предкам. Познание истории своей семьи и рода. Итого Тематическое планирование 4 класс Тема Любовь. Осознание любви, способности замечать ее. Родина. Обсуждение представлений о Родине. Разум. Разум как способность понимать ситуацию при решении 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 Кол-тво Форма часов организ ации 2 2 2 7-8 910 1112 1314 1516 1718 1920 2122 2324 2526 2728 2930 3132 3334 жизненных проблем. Щедрость. Щедрость как важное качество в отношениях с людьми и миром. Ответственность. Моменты, опыт ответственности за что-либо. Связь между заботой и ответственностью. Согласие. Жизнь в мире и согласии, принятие позиции другого человека, взаимопомощь. Поддержка. Важное значение поддержки в межличностном взаимодействии, решении жизненных проблем. Надежда. Значение надежды в жизни человека, умения не падать духом в трудных ситуациях. Мужество. Мужество как личностное свойство. Радость. Благородство. Доброта. Доброта в жизни человека. Способы конструктивного выражения доброты, заботы, внимания. Справедливость. Место справедливости в жизни человека. 2 2 2 2 2 2 2 Свобода. Представления о свободе, сложность и неоднозначность этого понятия. Время. Ценность времени. Приемы эффективного использования времени. Человеколюбие. Способы нахождения общего языка и установления контакта с людьми, испытывающими трудности в общении. Верность. Важность верности в отношениях между людьми, разрушительная сила предательства 2 2 2 2 Прощение. Важность прощения в жизни человека. 2 Мудрость. Мудрость как важное качество, присущее самым разным людям. 2 Душа. Осмысление пройденных тем, духовно-нравственного развития. 2 Итого 34