МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казѐнное учреждение «Управление образования городского округа Заречный» МБОУ ГО Заречный «СОШ №4» СОГЛАСОВАНА Заместитель директора школы по УВР 29.08.23 (Уфимцева Н.А.) _____________________ РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол №1 от 29.08.23 ____________________ УТВЕРЖДЕНА приказом директора школы Гришиной В.С. №94 од/р от 30.08.23 _______________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия» разработана в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР, вариант 7.2) и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 на 2023-2024 учебный год Составила учитель-дефектолог: Топасева Е.А. г. Заречный, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержание коррекционного курса «Дефектологические занятия» определяется исходя из требований ФГОС образования обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Основной задачей учителя-дефектолога является коррекционное воздействие на учебно-познавательную деятельность школьника с целью ослабления нарушений познавательных процессов и развития до уровня необходимых для освоения учебного материала психофизических функций. Курс реализуется учителем-дефектологом во внеурочной деятельности на индивидуальных и /или подгрупповых/групповых коррекционноразвивающих занятиях. Предусматривается гибкость выбора тематического каркаса с учетом типологических особенностей группы школьников с ЗПР. Программа курса строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающихся. Количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Помимо этого, учитель-дефектолог может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Специалист уделяет внимание формированию и коррекции графомоторных навыков, восполняет дефициты сенсорного, сенсомоторного развития и пространственно-временных представлений, проводит работу по расширению знаний об окружающем мире, пополнению словаря, развитию речи. Основное внимание отводится формированию приемов умственной деятельности и ослаблению образовательных затруднений. В процессе коррекционно-развивающих занятий у школьников с ЗПР происходит коррекция и формирование дефицитарных функций, обеспечивающих основу освоения программного материала и выработку соответствующих учебных навыков. Курс реализуется в рамках системы коррекционно-педагогической работы специалиста и поддерживается следующими направлениями деятельности: диагностическим, консультативно-просветительским, организационно-методическим. Программа курса составлена по модульному принципу и предполагает вариативность в выборе модулей и возможность перераспределения часов на их изучение в зависимости от особенностей и выраженности нарушений в развитии ребенка с ЗПР. В зависимости от потребности обучающихся в тематическое планирование могут включаться как все предложенные модули в соответствии с приведенным здесь распределением часов, а также могут быть выделены несколько модулей с учетом выраженности отдельных дефицитов познавательной деятельности и увеличением часов на их изучение. Исходя из структуры нарушения при ЗПР основными и обязательными модулями программы выступают: 1) коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале; 2) коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Цель курса – предоставление помощи в освоении предметного содержания образовательной программы, коррекция и развитие учебнопознавательной деятельности и психофизических функций, формирование базовых мыслительных операций, приемов мыслительной деятельности, необходимых для формирования учебных навыков и компетенций. Задачи курса: формирование учебного поведения и структурных компонентов учебной деятельности (ориентировочный этап, удержание алгоритма учебных действий, сличение с образцом, промежуточный и итоговый контроль); коррекция и развитие сенсорной и сенсомоторной сферы; коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений; коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного материала; формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие базовых мыслительных операций; расширение разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; восполнение образовательных дефицитов, обусловленных недостаточной готовностью к школьному обучению; формирование алгоритмов учебно-познавательных действий и коррекция учебных навыков на основе определения индивидуальных трудностей в обучении учащегося с ЗПР; формирование навыков социальной (жизненной) компетенции. Место коррекционного курса «Дефектологические занятия» в учебном плане «Дефектологические занятия» являются обязательным курсом коррекционно-развивающей области учебного плана по варианту 7.2 АООП НОО обучающихся с ЗПР и реализуются в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагогапсихолога и обеспечиваются системой психолого-педагогического сопровождения. Общее число часов, отведѐнных на изучение коррекционного курса «Дефектологические занятия» в начальной школе составляет 135 ч. (1 час в неделю в каждом классе): 1 класс - 33 ч.; 2-4 классы - 34 ч. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ» Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули: «Сенсорное и сенсомоторное развитие»; «Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений»; «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»; «Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи»; «Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий»; «Восполнение образовательных дефицитов» (индивидуальный). Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие» Модуль включает следующие разделы: «Развитие сенсорного восприятия и сенсорных эталонов», «Развитие перцептивных возможностей», «Развитие кинестетических основ движения», «Развитие графо-моторных функций», «Развитие межанализаторных систем», «Развитие мелких мышц руки и конструктивного праксиса». Модуль «Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений» Модуль включает следующие разделы: «Ориентировка в пространстве (схеме) собственного тела и расположении объектов по отношению к телу», «Восприятие пространственного расположения объектов относительно друг друга», «Пространственная ориентировка на плоскости (горизонтальной, вертикальной)», «Развитие умений выражать пространственные отношения в речи, понимать и строить логико-грамматические конструкции», «Развитие временных представлений». Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» Модуль включает следующие разделы: «Развитие познавательных процессов», «Познавательные действия при работе с алгоритмами», «Познавательные действия по преобразованию информации». Модуль «Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи» В модуль включены темы из учебных предметов предметной области «Естествознание». Модуль «Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий» Модуль включает следующие разделы: «Анализ и синтез», «Сравнение», «Классификация», «Обобщение, конкретизация, абстрагирование», «Суждение и умозаключение». Модуль «Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный)» В модуль включены темы из учебного предмета «Математика», «Русский язык». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие»: иметь прочные представления о сенсорных эталонах, использовать их в решении практических задач; различать и дифференцировать ощущения от различных органов чувств, ранжировать их по интенсивности; выполнять заданные двигательные программы по образцу и по памяти; выполнять тонко-дифференцированные графические движения; воспроизводить ритмы в условиях межмодального переноса. Модуль «Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений»: уметь ориентироваться в схеме собственного тела и определять пространственное расположение объектов относительно себя; уметь моделировать пространственные отношения по схеме; определять пространственное расположение объектов относительно друг друга; владеть навыками пространственной ориентировки; ориентироваться в горизонтальной и вертикальной плоскости; выполнять мысленные перемещения в пространстве с определением конечного результата преобразования; понимать и употреблять логико-грамматические конструкции, отражающие пространственные и временные отношения; понимать ленту времени, определять временную последовательность событий. Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»: опознавать объекты в разных ракурсах, графических изображениях, в условиях затрудненного зрительного восприятия; удерживать произвольно внимание при выполнении учебной работы, распределять его и переключать между разными объектами; использовать опосредованные приемы запоминания; удерживать алгоритм учебной работы после совместного его составления; выполнять последовательность учебных действий по алгоритму с визуальной опорой; определять последовательность учебных действий для выполнения задания (при необходимости с помощью педагога); выполнять алгоритм работы с правилом с визуальной опорой; осуществлять поиск информации, находить явно заданную информацию, отвечая на вопросы; интерпретировать информацию с помощью педагога, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию; владеть приемами переработки информации, представленной в виде текста, таблицы, схемы, графика; осуществлять с помощью педагога преобразование информации. Модуль «Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи» уметь выполнять пересказ по опорным картинкам, вопросам, картинному плану, составленному плану; уметь выполнять выборочный пересказ с опорой на план, по предварительному совместному анализу; уметь составлять рассказ по серии сюжетных картинок; уметь составлять тексты сочинения описательного характера с помощью педагога; уметь составлять изложения на основе прослушанного по наводящим вопросам; уметь восстанавливать деформированные тексты; уметь составлять сочинения-рассуждение с опорой на вопросный план. Модуль «Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий» владеть логическими приемами, составляющими мыслительные операции анализа и синтеза: прием выделения признака объекта; прием выделения совокупности признаков объекта; прием соотносительного анализа; прием сопоставительного анализа; прием совмещения признаков объекта; прием анализирующего наблюдения; прием выделения части из целого; прием восполнения целого по его части; прием пространственного анализа, определения пространственного расположения частей целого; прием восприятия объекта как целого; прием синтезирования объекта; прием выделения существенных признаков объектов, конкретных житейских понятий, простых учебных понятий; владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию сравнения: прием определения признаков сходства и различия; прием сопоставления признаков объекта; прием нахождения объекта идентичного заданному на основании сопоставления признаков; прием образного сравнения; прием сравнения конкретных житейских и простых учебных понятий по существенным признакам; владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию классификация: прием отнесения объекта к классу; прием группировки объектов по заданному основанию (один, два, три признака); прием определения общих признаков сгруппированных объектов – выбор основания для классификации сгруппированного материала (предметов, конкретных понятий); прием определения основания для классификации; прием группировки объектов по самостоятельно найденному основанию; прием классификации конкретных житейских и простых учебных понятий; владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию обобщения: прием отнесения объекта к роду; прием определения родо-видовых отношений; прием определения отношений последовательного подчинения; прием определения конкретных житейских понятий; прием упорядочивания и систематизации объектов; прием установления и соблюдения логических отношений, закономерности; прием установления причинно-следственных зависимостей; прием обобщения образного смысла метафор, пословиц и поговорок; прием определения скрытого смысла наглядно предъявляемых сюжетов; прием определения скрытого смысла текстов; уметь делать суждения, умозаключения по аналогии, решать логические задачи. Модуль «Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный)» владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом. Предметные результаты освоения АООП с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» 1 класс-33 часа № Тема урока Кол-во часов 1,2 Диагностическое занятие 2 3. Сенсорное и сенсомоторное развитие. Развитие графических 1 умений, зрительно-двигательной координации. 4. Коррекция и развитие познавательной деятельности на 1 учебном материале. Развитие произвольного внимания. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа и развитие логической памяти. 5. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Больше на/меньше на. Счет в пределах 10. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Сезонные изменения в живой и неживой природе. Сезонные занятия людей в городе и на селе» Восполнение образовательных дефицитов по математике. Анализ задачи, выделение структуры задачи (условие, вопрос, 6. 7. 1 1 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. решение, ответ). Запись арифметического действия по схеме. Составление схем к арифметическим задачам . Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие зрительной произвольной памяти. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Мир насекомых». Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале Развитие и коррекция понятийного мышления. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и отработка умения решать задачи с величинами с опорой на блок-схему. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «На какой улице я живу». Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие произвольного внимания. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Совершенствование движений, выделение частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных и отличительных деталей. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Числа от 0 до 20. Диагностическое занятие Сенсорное и сенсомоторное развитие. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие зрительной памяти, пространственных представлений. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Отработка учебных навыков моделирования математических действий сложения и вычитания в предметно-практической деятельности. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие понятийного мышления, памяти, пространственных представлений. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и развитие учебного навыка анализа условия задачи, установления математической связи между данными и искомым числом. Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Коррекция и развития навыка орфографической 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23. 24. 25. 26. 27. 28. зоркости при написании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк,чн-. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие умения сравнивать, анализировать форму предметов. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Сложение\вычитание в пределах 20. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие процессов анализа, умения воспроизводить образец, зрительнодвигательной координации. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Почему радуга разноцветная?» Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие зрительного анализа и словесного синтеза. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Сложение вида 2 3, 4 29. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие и коррекция мышления (операции конкретизации, обобщения, умозаключения). 30. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Вычитание вида 13 – , 14 – ,15 – . 31. Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Формирование и автоматизация моторной программы написания графем, различение схожих по начертанию прописных букв. 32. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и отработка приема вычислений, основанных на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. 33. Диагностическое занятие. Всего часов: № 1,2. 3. 4 Тематическое планирование коррекционного курса «Дефектологические занятия» 2 класс-34 часа Тема урока 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 Кол-во часов Диагностическое занятие 2 Сенсорное и сенсомоторное развитие. Развитие 1 графических умений, зрительно-двигательной координации. 1 Коррекция и развитие мыслительной деятельности, 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. формирование приемов умственных действий. Синтезирование объекта (восполнение недостающей части сюжетной картинки, восстановление слов с пропущенными буквами). Восполнение образовательных дефицитов по математике. Отработка навыка образования чисел от 20 до 100 с использованием предметно-практического оперирования, с последующей записью и чтением чисел. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Природа моего края». Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие кратковременной памяти. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Анализ задачи, выделение структуры задачи (условие, вопрос, решение, ответ). Запись арифметического действия по схеме. Составление схем к арифметическим задачам. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие мышления (установление закономерностей). Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие и коррекция объема внимания. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Выделение частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных и отличительных деталей. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и отработка устных приемов вычислений в пределах 100 с опорой на вспомогательные средства (вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18, 36– 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24 , 26 + 7, 35 – 8). Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Звѐздное небо. Планеты Солнечной системы». Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Формирование словесно-логического мышления (аналогии). Восполнение образовательных дефицитов по математике. Таблица сложения. Диагностическое занятие Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие концентрации внимания. Отработка навыка удерживать внимание на заданном объекте, на нескольких объектах. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Дикие и домашние животные». Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков). Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. Отработка умения составления текста по картинке и плану по теме «Мой город». Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Коррекция и отработка учебного умения устанавливать связь слов в предложении. Сенсорное и сенсомоторное развитие. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Сенсорное и сенсомоторное развитие. Восприятие цвета. Цветовой спектр. Цвета тѐплые и холодные. Развитие зрительного восприятия. Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Отработка алгоритма учебных действий при определении общей части слова в однокоренных словах. Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений. Развитие восприятия пространства. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Умножение числа 2 и на 2. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий Формирование и развитие мышления (аналитикосинтетические операции). Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Коррекция и восполнение учебного приема определение места написания мягкого знака в словах, как показателя мягкости. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и отработка алгоритма решения уравнений (12 + х = 12, 25– х = 20, х – 2 = 8). Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Путешествие по России». Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие и коррекция переключения внимания. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Алгоритм письменного сложения и вычитания в пределах 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33. 34. № 1,2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 100. Развитие двигательной памяти. Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Диагностическое занятие. Всего часов: 1 1 34 Тематическое планирование коррекционного курса «Дефектологические занятия» 3 класс-34 часа Тема урока Кол-во часов Диагностическое занятие 2 Сенсорное и сенсомоторное развитие. Развитие 1 графических умений, зрительно-двигательной координации. 1 Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие мыслительных операций (операции конкретизации, обобщения, абстрагирование, умозаключения). Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и восполнение навыка письменных вычислений с переходом через десяток в пределах 100. Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Коррекция и восполнение учебного навыка определения главных членов предложения, умения задавать вопрос к подлежащему и сказуемому. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие мыслительных операций (классификация, сравнение, анализ и синтез). Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Коррекция и развитие навыка орфографической зоркости при правописании слов с удвоенными согласными. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Эта удивительная природа. Разнообразие животных». Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и отработка навыка решать текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел с опорой на блок–схему. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Отработка навыков дифференцированного зрительного восприятия. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Мы и наше здоровье. Дыхание и 1 1 1 1 1 1 1 1 13. 14. 15. 16. 17 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. кровообращение». Сенсорное и сенсомоторное развитие. Восприятие формы, величины; конструирование предметов. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и отработка навыка решения примеров с табличными случаями умножения и деления. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие и коррекция операций сравнение, классификация, абстрагирование, умозаключения, обобщения). Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Коррекция и восполнение учебного умения определять части речи (существительное, прилагательное, глагол), отработка алгоритма учебных действий по отнесению слова к определенной части речи. Диагностическое занятие Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Мы и наше здоровье. Организм человека». Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Коррекция и развития навыка орфографической зоркости при написании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши, чкчн, чт, щн, нч, правописания частицы НЕ с глаголом. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Отработка алгоритмов письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Сенсорное и сенсомоторное развитие. Развитие слухомоторной координации, выполнение сложных графических диктантов по словесной инструкции. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие слуховой памяти. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Какая бывает промышленность» Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации на учебном материале: выделение опорных слов, воспроизведение текста по опорным словам. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие и коррекция наглядно-образного мышления. Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Коррекция и отработка учебного навыка определения частей слова по алгоритму. Правописание суффиксов, приставок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие словесно-логического мышления Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и закрепление умений образования трехзначных чисел, сравнения трехзначных чисел, замены трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Действия в опасных и чрезвычайных ситуация». Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие произвольного внимания. Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Отработка алгоритма учебных действий правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне, непроизносимым согласным в корне. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие долговременной памяти (запоминание стихотворения). Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Отработка алгоритма учебных действий при определении склонений имен существительных. Диагностическое занятие. Всего часов: 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Тематическое планирование коррекционного курса «Дефектологические занятия» 4 класс-34 часа № Тема урока Кол-во часов 1,2 Диагностическое занятие 2 3. Сенсорное и сенсомоторное развитие. Развитие графических 1 умений, зрительно-двигательной координации. 4. Коррекция и развитие познавательной деятельности на 1 учебном материале. Отработка навыков зрительного различения, сопоставления и распознавания зашумлѐнных, наложенных, силуэтных, теневых, конфликтных изображений. 5. 6. 7. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Небесные тела. Планеты Солнечной системы». Восполнение образовательных дефицитов по математике. Отработка алгоритма сравнения чисел по классам и разрядам. Сенсорное и сенсомоторное развитие. Отработка приемов 1 1 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21 22. запоминания и воспроизведения учебного материала. Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Коррекция и восполнение учебного приема определения частей речи по вопросу и значению (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение). Сенсорное и сенсомоторное развитие. Развитие и коррекция двигательных навыков. Развитие точности движений. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий Формирование и развитие словесно-логического мышления. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Охрана природы». Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и отработка алгоритма письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие и коррекция аналитико-синтетических способностей. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и отработка умения решать задачи с величинами с опорой на блок-схему. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие воображения, пространственновременных представлений. Диагностическое занятие Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Выполнение детального анализа сюжетной линии серии картинок со скрытым смыслом, с юмористическим содержанием. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Формирование внутреннего плана действий, произвольности движений. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и отработка навыка перевода одних единиц измерения в другие. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Отработка алгоритма письменного умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. Развитие вербальной опосредованной памяти. Восполнение образовательных дефицитов по русскому 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. языку. Отработка алгоритма учебных действий правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения в единственном числе. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Наш край. Поверхность нашего края». Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие аналитико-синтетических способностей. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и отработка навыка нахождения периметра и площади прямоугольника. Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие и коррекция наглядно-образного мышления. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и отработка навыка нахождения периметра и площади прямоугольника. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи. «Путешествие в прошлое России». Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, умозаключение, сравнение, классификация, абстрагирование). Восполнение образовательных дефицитов по русскому языку. Коррекция и отработка учебного навыка в распознавании глаголов, в изменении глаголов по числам и временам, глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам. Сенсорное и сенсомоторное развитие. Развитие глазомера и зрительно-двигательной координации. Восполнение образовательных дефицитов по математике. Коррекция и отработка учебного навыка чтения и записи многозначных чисел в пределах миллиона. Диагностическое занятие. Всего часов: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34