ВД. Волейбол

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей
истории

Зам.директора по УВР

Директор школы

Ёлкина Н.Н.
Гришина В.С.
[Номер
приказа]
от
«29»
Приказ
№
94
ОД/р
от «29»
Молодых И.Б.
августа
2023
г.
августа
2023
г.
Протокол №1 от «29»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса внеурочной деятельности
«Волейбол»
спортивно – оздоровительное направление
5 – 9 класса
основного общего образования
на 2023 – 2024 учебный год

Составила:
Бадьина Е.А.,
учитель физической
культуры

г. Заречный
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование составлено на основе требований
федерального компонента государственного стандарта общего образования
2019 года по комплексной программе физического воспитания учащихся.
Рассчитана на 3 часа в неделю.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в
систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся
приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься
физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической.
Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма,
волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении
общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему
физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря
этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики,
успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по
волейболу различного масштаба.
Цели и задачи освоения программы учебного курса внеурочной
деятельности «Волейбол» соответствуют целям и задачам обучения и
воспитания.
Цели программы является укрепление здоровья, физического развития
и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и
совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ
спортивной техники избранного вида спорта.
Задачи программы:
Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию занимающихся.
Популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха.
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям
волейболом.
Обучение технике и тактике игры в волейбол.
Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, а также выносливости, гибкости).
Формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний.
Воспитание моральных и волевых качеств.
Планируемые результаты
освоения программы учебного курса внеурочной деятельности
«Волейбол»
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к учению и познанию;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
2

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно;
-проговаривать последовательность действий;
-уметь высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного
задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем
уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
- давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды;
Коммуникативные УУД:
-умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты:
- Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и
досуга;
- Использовать подвижные игры с элементами волейбола как средство
укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности
человека;
- Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического
развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
- Организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и
т.д.);
- Выполнение технических действий из базовых видов спорта,
применение их в игровой и соревновательной деятельности;
- Излагать факты истории развития волейбола, характеризовать его
роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
- Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам
при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно
объяснить ошибки и способы их устранения;
- Бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать
требования техники безопасности к местам поведения;
- Взаимодействовать со сверстниками по правилам поведения
3

подвижных игр и соревнований;
- В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения
двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять; Применять жизненно важные двигательные навыки и умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
По окончании года обучения учащиеся должны:
-Уметь играть по правилам;
- Освоить технику верхней прямой подачи мяча;
- Освоить технику нападающего удара;
- Овладеть навыками судейства;
- Уметь управлять своими эмоциями;
- Знать методы тестирования при занятиях волейбола;
- Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
- Овладеть техникой блокировки в защите;
- Овладеть техникой обучения индивидуальными тактическими
действиями в защите и нападении
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Волейбол»
Основы знаний:
Сведения о строении и функциях организма человека;
Правила игры в волейбол;
Места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка:
Строевые упражнения;
Гимнастические упражнения;
Легкоатлетические упражнения;
Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и
передачах мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении
подач мяча;
Техника нападения (практическая часть):
Перемещения и стойки;
Действия с мячом.
Передачи мяча;
Техника защиты:
Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание
способов перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
Индивидуальные действия
Командные действия
Тактика защиты:
4

Индивидуальные действия
Командные действия
Контрольные игры и соревнования: теоретическая часть
Правила соревнований
Практическая часть:
Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола
Учебно-тренировочные игры
Физическая подготовленность
Стойки и перемещения.
Перемещения приставными шагами лицом вперѐд, правым, левым
боком вперѐд и спиной вперѐд.
Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное
вертикальное качание; большие шаги, прыжки, «скованность движений».
Техника перемещений оценивается в пределах границ площадки (9х9 м). От
лицевой линии по направлению к сетке перемещаются приставными шагами,
левая нога впереди (4.5 м). Вдоль сетки перемещаются приставными шагами
левым боком вперѐд (лицом к сетке), к лицевой линии - правым боком
вперѐд, вдоль лицевой линии – приставными шагами спиной вперѐд, левая
нога впереди (4.5 м), затем правая.
№
п/п
1.
2.

№
п/п
1.
2.

Тематическое планирование 5 – 8 классы
Наименование разделов (общих тем)
Количество часов
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Итого

1
104
105

Тематическое планирование 9 класса
Наименование разделов (общих тем)
Количество часов
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Итого

1
101
102

5

№
п/п

1

2-3

4

5-6

7

8-9

10

1112

Тематическое планирование 5 – 8 классы
Тема занятия
Количество Форма проведения
часов
занятия

Правила техники
безопасности. Водная
тренировка.
Медикобиологические
исследования.
ОРУ. Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Эстафеты.
Подвижные игры с
элементами волейбола.
Разучивание перемещения
в стойке приставными
шагами: правым, левым
боком, лицом вперѐд
ОРУ. Стойка игрока.
Передача двумя руками
сверху на месте. Эстафеты.
Подвижные игры с
элементами волейбола
Перемещение в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперѐд
ОРУ. Передача двумя
руками сверху на месте и
после передачи вперед.
Прием мяча снизу двумя
руками над собой.
Эстафеты. Игра в мини волейбол
Перемещение в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперѐд
ОРУ. Передача двумя
руками сверху на месте и
после передачи вперед.

1

Лекция

2

Практическое
занятие

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

6

13

1415
16

1718
19

2021
22
2324
25
2627
28
2930

31
3233

Прием мяча снизу двумя
руками над собой.
Эстафеты. Игра в мини волейбол
ОРУ. Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте и после
передачи вперед. Прием
мяча снизу двумя руками
над собой. Эстафеты.
Игровое занятие
Разучивание сочетания
способов перемещений
(бег, остановки, повороты,
прыжки вверх)
ОРУ. Круговая тренировка.
Подвижные игры.
Сочетание способов
перемещений (бег,
остановки, повороты,
прыжки вверх)
ОРУ. Круговая тренировка.
Подвижные игры
Эстафеты с различными
способами перемещений
ОРУ. Круговая тренировка.
Подвижные игры
Разучивание верхней
передачи мяча над собой
ОРУ. Контрольные
испытания. Подвижные
игры.
Верхняя прямая подача с
середины площадки
ОРУ. Нападающие удары.
Нападающий удар из зон
4,3,2 с высоких и средних
передач
Верхняя прямая подача с
середины площадки
ОРУ. Нападающие удары.
Нападающий удар из зон

1

Практическое

2

Игра

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое
7

34
3536

37

3839
40
4142

43
4445

46
4748

49
5152
53
5455
56
57-

4,3,2 с высоких и средних
передач.
Верхняя прямая подача с
середины площадки
ОРУ. Нападающие удары.
Нападающий удар из зон
4,3,2 с высоких и средних
передач.
Передача двумя руками
сверху на месте.
Нападающий удар из зон
4,3,2 с высоких и средних
передач. Подача мяча.
Игровая тренировка
Нижняя передача над собой
Приѐм мяча снизу двумя
руками с подачи в зонах 6,
1, 5 и первая передача в
зоны 4,3,2;
Нижняя передача над собой
Приѐм мяча сверху двумя
руками с выпадом в
сторону и последующим
падением и перекатом на
бедро и спину
Нижняя передача над собой
Приѐм мяча снизу двумя
руками с подачи в зонах 6,
1, 5 и первая передача в
зоны 4,3,2;
Нижняя передача мяча у
стены, в парах
ОРУ с мячами. Круговая
тренировка. Учебно тренировочная игра.
Нижняя передача мяча у
стены, в парах
ОРУ с мячами. Круговая
тренировка. Учебно тренировочная игра.
Нижняя передача мяча у
стены, в парах
ОРУ с мячами. Круговая

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Игра

1
2

Практическое
Практическое

1
2

Практическое
Практическое

1
2

Практическое
Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое
8

58
5961
62
6364

6567
68

69

70

7173
74

7576

тренировка. Учебно тренировочная игра.
Игровое занятие

3

Игра

Приѐм мяча с подачи у
стены
Блокирование. Одиночное
блокирование прямого
нападающего удара по ходу
в зонах 4,3,2.
Тренировочная игра
Подача и приѐм мяча в
парах
Блокирование. Одиночное
блокирование прямого
нападающего удара по ходу
в зонах 4,3,2.
Тренировочная игра
Подача и приѐм мяча через
сетку в парах с середины
площадки
Выбор места при приѐме
нижней и верхней подач.
Определение времени для
отталкивания при
блокировании. Выбор
приѐма мяча посланного
через сетку (сверху, снизу,
с падением)
Игровое занятие

1

Практическое

2

Практическое

3

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

1

Практическое

3

Игра

Выбор места при приѐме
нижней и верхней подач.
Определение времени для
отталкивания при
блокировании. Выбор
приѐма мяча посланного
через сетку (сверху, снизу,
с падением)
Выбор места при приѐме
нижней и верхней подач.
Определение времени для
отталкивания при
блокировании. Выбор

1

Практическое

2

Практическое

9

77

7879
80

8182

83

8485
86

приѐма мяча посланного
через сетку (сверху, снизу,
с падением)
Выбор места при приѐме
нижней и верхней подач.
Определение времени для
отталкивания при
блокировании. Выбор
приѐма мяча посланного
через сетку (сверху, снизу,
с падением)
Учебная игра

1

Практическое

2

Игра

ОРУ. Взаимодействие
игроков внутри линии и
между ними при приѐме
мяча от подачи, передачи,
нападающего и обманного
ударов.
ОРУ. Взаимодействие
игроков внутри линии и
между ними при приѐме
мяча от подачи, передачи,
нападающего и обманного
ударов.
Расположение игроков при
приѐме подачи (игрок зоны
4 у сетки, а игрок зоны 3
оттянут и находится в зоне
4, после приѐма игрок зоны
4 идѐт на вторую передачу
в зону 3, а игрок зоны 3
остаѐтся в зоне 4 и играет в
нападении). Система игры:
«углом вперѐд» с
применением групповых
действий.
Учебная игра

1

Практическое

Расположение игроков при
приѐме подачи (игрок зоны
4 у сетки, а игрок зоны 3
оттянут и находится в зоне
4, после приѐма игрок зоны

1

2

1

2

Игра

10

8788
89

9091
92

9394
95

9697

98

4 идѐт на вторую передачу
в зону 3, а игрок зоны 3
остаѐтся в зоне 4 и играет в
нападении). Система игры:
«углом вперѐд» с
применением групповых
действий.
Учебная игра

2

Стойки и перемещение
игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в
прыжке в парах.
Нападающий удар при
встречных передачах.
Нижняя прямая подача.
Прием мяча после подачи
Учебная игра

1

Стойки и перемещение
игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в
прыжке в парах.
Нападающий удар при
встречных передачах.
Нижняя прямая подача.
Прием мяча после подачи
Учебная игра

1

Многоскоки, прыжки, ОРУ
без предметов. ОРУ с
набивными мячами
Передача мяча сверху
двумя руками в прыжке в
тройках. Нападающий удар
при встречных передачах.
Верхняя прямая подача,
прием мяча, отраженного
сеткой. Учебная игра.
Действия в защите и
нападении. Тактика
свободного нападения.
Игра в нападение через
зону 3. Выбор места для

1

2

2

Игра

Игра

Игра

2

1

11

99100
101

выполнения нижней
подачи; выбор место для
второй передачи и в зоне 3.
Учебная игра

Действия в защите и
1
нападении. Тактика игры с
одним связующим. Игра в
нападение с первой зоны со
второй линии.
Тренировочная игра.
102- Действия в защите и
2
103 нападении. Тактика игры с
одним связующим. Игра в
нападение с первой зоны со
второй линии.
Тренировочная игра.
104- Контрольный
2
105 внутрисекционный турнир
Итого

№
п/п

1

2-3

4

Игра

2

Игра
105

Тематическое планирование 9 класса
Тема занятия
Количество Форма проведения
часов
занятия

Правила техники
безопасности. Водная
тренировка.
Медикобиологические
исследования.
ОРУ. Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте. Эстафеты.
Подвижные игры с
элементами волейбола.
Разучивание перемещения

1

Лекция

2

Практическое
занятие

1

Практическое
12

5-6

7

8-9

10

1112

13

1415
16

17-

в стойке приставными
шагами: правым, левым
боком, лицом вперѐд
ОРУ. Стойка игрока.
Передача двумя руками
сверху на месте. Эстафеты.
Подвижные игры с
элементами волейбола
Перемещение в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперѐд
ОРУ. Передача двумя
руками сверху на месте и
после передачи вперед.
Прием мяча снизу двумя
руками над собой.
Эстафеты. Игра в мини волейбол
Перемещение в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперѐд
ОРУ. Передача двумя
руками сверху на месте и
после передачи вперед.
Прием мяча снизу двумя
руками над собой.
Эстафеты. Игра в мини волейбол
ОРУ. Стойка игрока.
Перемещение в стойке.
Передача двумя руками
сверху на месте и после
передачи вперед. Прием
мяча снизу двумя руками
над собой. Эстафеты.
Игровое занятие
Разучивание сочетания
способов перемещений
(бег, остановки, повороты,
прыжки вверх)
ОРУ. Круговая тренировка.

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Игра

1

Практическое

2

Практическое
13

18
19

2021
22
2324
25
2627
28
2930

31
3233

34
3536

37

3839
40
4142

Подвижные игры.
Сочетание способов
перемещений (бег,
остановки, повороты,
прыжки вверх)
ОРУ. Круговая тренировка.
Подвижные игры
Эстафеты с различными
способами перемещений
ОРУ. Круговая тренировка.
Подвижные игры
Разучивание верхней
передачи мяча над собой
ОРУ. Контрольные
испытания. Подвижные
игры.
Верхняя прямая подача с
середины площадки
ОРУ. Нападающие удары.
Нападающий удар из зон
4,3,2 с высоких и средних
передач
Верхняя прямая подача с
середины площадки
ОРУ. Нападающие удары.
Нападающий удар из зон
4,3,2 с высоких и средних
передач.
Верхняя прямая подача с
середины площадки
ОРУ. Нападающие удары.
Нападающий удар из зон
4,3,2 с высоких и средних
передач.
Передача двумя руками
сверху на месте.
Нападающий удар из зон
4,3,2 с высоких и средних
передач. Подача мяча.
Игровая тренировка

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Игра

Нижняя передача над собой 1
Приѐм мяча снизу двумя
2
руками с подачи в зонах 6,

Практическое
Практическое
14

43
4445

46
4748

49
5152
53
5455
56
5758
5961
62
6364

6567
68

1, 5 и первая передача в
зоны 4,3,2;
Нижняя передача над собой
Приѐм мяча сверху двумя
руками с выпадом в
сторону и последующим
падением и перекатом на
бедро и спину
Нижняя передача над собой
Приѐм мяча снизу двумя
руками с подачи в зонах 6,
1, 5 и первая передача в
зоны 4,3,2;
Нижняя передача мяча у
стены, в парах
ОРУ с мячами. Круговая
тренировка. Учебно тренировочная игра.
Нижняя передача мяча у
стены, в парах
ОРУ с мячами. Круговая
тренировка. Учебно тренировочная игра.
Нижняя передача мяча у
стены, в парах
ОРУ с мячами. Круговая
тренировка. Учебно тренировочная игра.
Игровое занятие
Приѐм мяча с подачи у
стены
Блокирование. Одиночное
блокирование прямого
нападающего удара по ходу
в зонах 4,3,2.
Тренировочная игра
Подача и приѐм мяча в
парах
Блокирование. Одиночное
блокирование прямого
нападающего удара по ходу
в зонах 4,3,2.
Тренировочная игра

1
2

Практическое
Практическое

1
2

Практическое
Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Практическое

3

Игра

1

Практическое

2

Практическое

3

Практическое

1

Практическое

15

69

70

7173
74

7576

77

7879
80

Подача и приѐм мяча через
сетку в парах с середины
площадки
Выбор места при приѐме
нижней и верхней подач.
Определение времени для
отталкивания при
блокировании. Выбор
приѐма мяча посланного
через сетку (сверху, снизу,
с падением)
Игровое занятие

1

Практическое

1

Практическое

3

Игра

Выбор места при приѐме
нижней и верхней подач.
Определение времени для
отталкивания при
блокировании. Выбор
приѐма мяча посланного
через сетку (сверху, снизу,
с падением)
Выбор места при приѐме
нижней и верхней подач.
Определение времени для
отталкивания при
блокировании. Выбор
приѐма мяча посланного
через сетку (сверху, снизу,
с падением)
Выбор места при приѐме
нижней и верхней подач.
Определение времени для
отталкивания при
блокировании. Выбор
приѐма мяча посланного
через сетку (сверху, снизу,
с падением)
Учебная игра

1

Практическое

2

Практическое

1

Практическое

2

Игра

ОРУ. Взаимодействие
игроков внутри линии и
между ними при приѐме
мяча от подачи, передачи,
нападающего и обманного

1

Практическое

16

8182

83

8485
86

8788
89

90-

ударов.
ОРУ. Взаимодействие
игроков внутри линии и
между ними при приѐме
мяча от подачи, передачи,
нападающего и обманного
ударов.
Расположение игроков при
приѐме подачи (игрок зоны
4 у сетки, а игрок зоны 3
оттянут и находится в зоне
4, после приѐма игрок зоны
4 идѐт на вторую передачу
в зону 3, а игрок зоны 3
остаѐтся в зоне 4 и играет в
нападении). Система игры:
«углом вперѐд» с
применением групповых
действий.
Учебная игра

2

1

2

Расположение игроков при
приѐме подачи (игрок зоны
4 у сетки, а игрок зоны 3
оттянут и находится в зоне
4, после приѐма игрок зоны
4 идѐт на вторую передачу
в зону 3, а игрок зоны 3
остаѐтся в зоне 4 и играет в
нападении). Система игры:
«углом вперѐд» с
применением групповых
действий.
Учебная игра

1

Стойки и перемещение
игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в
прыжке в парах.
Нападающий удар при
встречных передачах.
Нижняя прямая подача.
Прием мяча после подачи
Учебная игра

1

2

2

Игра

Игра

Игра
17

91
92

9394
95

9697

98

99100
101

102

Стойки и перемещение
игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в
прыжке в парах.
Нападающий удар при
встречных передачах.
Нижняя прямая подача.
Прием мяча после подачи
Учебная игра

1

Многоскоки, прыжки, ОРУ
без предметов. ОРУ с
набивными мячами
Передача мяча сверху
двумя руками в прыжке в
тройках. Нападающий удар
при встречных передачах.
Верхняя прямая подача,
прием мяча, отраженного
сеткой. Учебная игра.
Действия в защите и
нападении. Тактика
свободного нападения.
Игра в нападение через
зону 3. Выбор места для
выполнения нижней
подачи; выбор место для
второй передачи и в зоне 3.
Учебная игра

1

Игра

2

2

1

Игра

2

Действия в защите и
1
нападении. Тактика игры с
одним связующим. Игра в
нападение с первой зоны со
второй линии.
Тренировочная игра.
Контрольный
1
внутрисекционный турнир
Итого

Игра
105

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».