Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа №4» УТВЕРЖДЕНА Приказом директора школы от ___________ № _________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ИНФОРМАТИКА для 5-6 специальных (коррекционных) классов детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП образования обучающихся с УО) Составила учитель Мордасова Марина Александровна, учитель информатики, первой квалификационной категории СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР______________ РАССМОТРЕНА (____________________.) №___от_________________ на заседании МО протокол 1 Пояснительная записка Данная рабочая программа по учебному курсу «Информатика» ориентирована на учащихся 5-6 специальных (коррекционных) классов для детей с умственной отсталостью и реализуется в соответствии с: 1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» №273-Ф от 29.12.2012; 2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 3. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся 5-9 специальных (коррекционных) классов детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020 учебный год, утвержденной приказом № 66/2 од/р от 21.06.2019 г.; 4. Учебным планом МКОУ ГО Заречный «СОШ№4», утвержденным приказом № 5. Календарным учебным графиком на 2019—2020 учебный год, утвержденным приказом 73 од/р, от …… 6. Положением о рабочей программы учителя МКОУ ГО Заречный «СОШ№4», утвержденным приказом № 104 од/р от 30.08.19 Изучение информатики в специальных (коррекционных) классов для детей с умственной отсталостью вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Специальные задачи коррекционной школы Обучение по программе «Информатика» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия: - активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации); - учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами; - обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи; - развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный). Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов. Общая характеристика учебного курса Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. 2 Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. Начиная обучение информатике с пятого класса, следует в пятом, шестом классах научить детей видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода, постепенно вводить в их мышление и речь термины информатики (источник/приемник информации, канал связи и пр.) наряду с обучением работать на компьютере. Дети осваивают различные информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами. Информатика выполняет интегрирующую функцию, формируя на своих уроках знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы. УМК по информатике отличается системным представлением учебной информации. При этом происходит: Поэтапное формирование понятий «информация», «система», «алгоритм» и других важных представлений. Развитие системных представлений на основе усвоения школьниками представлений о связях и отношениях объектов реальной действительности между собой и возникающих при этом системных эффектах. Практическая направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребенка работы с информацией (разные способы поиска, хранения, обработки и передачи). Место учебного курса в учебном плане В учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Информатика» представлена в части школьный компонент (обязательные занятия): 5 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год; 6 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год Программа составлена с использованием учебно-методического комплекта по информатике для начальной школы (УМК "Информатика" для 2-4 классов – Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова с учащимися 2-4 общеобразовательных классов. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 3 Содержание 5 класс (34 часа) Виды информации. Человек и компьютер (8 ч.). Пути получения информации человеком: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа). Пути передачи человеком информации: звуки и речь, мимика, жесты, знаки и сигналы. Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная. Источники информации. Природные источники информации. Искусственные источники информации. Приѐмники информации. Приемники различных видов информации. Устройства для передачи информации. Инструменты. Компьютер как инструмент. Основные части компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Носители информации. Документ и способы его создания (11 ч.) Письменные документы. Документ. Электронно-вычислительная машина. Устройства и программы для обработки данных. Электронные документы. Файл. Имя файла. Расширение. Поиск документа. Архив. Библиотеки. Интернет. Ключевое слово. Окно поиска. Поисковая система. Сервер. Создание текстового документа. Редактирование. Форматирование. Шрифт. Устройства для работы с графической информацией. Графический планшет. Сканер. Цифровой фотоаппарат. Мобильный телефон. Объект и его характеристика (9 ч.) Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами. Алгоритмы и исполнители (9 ч.) Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа. Создание текстовых и графических документов. 6 класс (34 часа) Виды информации. Человек и компьютер (6 ч.) Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация. Действия с информацией. Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Хранение информации. Обработка информации. Информационный объект и компьютер (10 ч.) Компьютер как система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Информационные системы. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Понятие, деление и обобщение понятий (9 ч.) Мир понятий. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Текстовый и графический редакторы. Модель и моделирование (9 ч.) Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действия. Формы и записи алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа. Создание текстовых и графических документов. 4 Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; 5 владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают: формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. 6 Тематическое планирование для 5 класса 34 часов (1 час в неделю) Урок Тема урока Часы Виды информации человек и компьютер (8 ч) 1 2 3 Техника безопасности. Организация рабочего места Человек и информация Виды информации Источники и приемники информации 4 Компьютер как инструмент 1 5 1 6 Носители информации. Кодирование информации Текстовые данные 7 Графические данные 1 8 Числовая информация 1 1 1 1 1 Документ и его создание (8ч) 9 Письменные источники информации 1 10 Документ и его создание 1 11 Электронный документ и файл 1 12 Поиск документа 1 13 Создание текстового документа 1 14 Создание графического документа 1 15 Создание презентации 1 16 Создание движущегося объекта Объект и его характеристики (9 часов) 17 Объект и его имя 1 18 Объект и его свойства 1 19 Функции объекта 1 20 Отношения между объектами 1 21 Характеристика объекта 1 22 Документ и данные об объекте 1 23 Создание текстового документа 1 24 Создание графического документа 1 7 25 Создание презентации 1 Алгоритмы и исполнители (8ч) 26 Алгоритмы 1 27 Исполнители алгоритмов 1 28 Текстовый редактор Работа со шрифтами и картинками Текстовый редактор Работа с таблицей Текстовый редактор Автофигуры Графический редактор 1 29 30 31 1 1 1 Копирование. Перемещение 32 Графический редактор 1 Мозаика 33 Графический редактор 1 Распылитель. 34 РЕЗЕРВ 1 8 Поурочное планирование для 6 класса 34 часа (1 час в неделю) № урока Темы Часы Виды информации. Человек и компьютер (6 ч.) 1 Человек и информация. (ТБ) 1 2 Компьютер 1 3 Получение информации 1 4 Представление информации 1 5 Кодирование информации 1 6 Хранение информации 1 7 Все действия с информацией 1 8 Обработка информации и данных 1 Информационный объект и компьютер (10 ч.) 9 Компьютер – это система 1 10 Системные программы и операционная система 1 11 Файловая система 1 12 Компьютерные сети 1 13 Информационные системы 1 14 Действия с информацией 1 15 Объект и его свойства 1 16 Отношения между объектами 1 Понятие, деление и обобщение понятий (6 часов) 17 Мир понятий 1 18 Деление понятий 1 19 Обобщение понятий 1 20 Отношения между понятиями 1 21 Работа в текстовом редакторе 1 9 22 Работа в графическом редакторе 1 Модель и моделирование (9 часов) 23 Модель объекта 1 24 Текстовая и графические модели 1 25 Алгоритм как модель действия 1 26 Формы записей алгоритмов. Виды алгоритмов 1 27 Исполнитель алгоритма 1 28 Компьютер как исполнитель 1 29 Создание текстового документа 1 30 Создание графического документа 1 31 Создание графического документа 1 32 Создание презентации 1 33 Создание презентации 1 34 РЕЗЕРВ 1 10