Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа №4» УТВЕРЖДЕНА приказом директора школы № ____ от __________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для 7-9 специального (коррекционного) класса для детей с умственной отсталостью на 2022-2023 учебный год Составила учитель Мордасова Марина Александровна, квалификационной категории первой СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР___________ (_____) РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол №___от_____ Пояснительная записка Данная рабочая программа по учебному курсу «Информатика и ИКТ» ориентирована на учащихся 7-9 специальных (коррекционных) классов для детей с умственной отсталостью и реализуется в соответствии с: 1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» №273-Ф от 29.12.2012; 2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 3. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся 5-9 специальных (коррекционных) классов детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020 учебный год, утвержденной приказом № 66/2 од/р от 21.06.2019 г.; 4. Учебным планом МКОУ ГО Заречный «СОШ№4», утвержденным приказом № 5. Календарным учебным графиком на 2019—2020 учебный год, утвержденным приказом 73 од/р, от …… 6. Положением о рабочей программы учителя МКОУ ГО Заречный «СОШ№4», утвержденным приказом № 104 од/р от 30.08.19 Изучение информатики в специальных (коррекционных) классов для детей с умственной отсталостью вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Специальные задачи коррекционной школы Обучение по программе «Информатика и ИКТ» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия: - активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации); - учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами; - обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи; - развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный). Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов. Общая характеристика учебного курса Курс информатики включен в школьный компонент учебного плана ОО. В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приѐмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с 39 умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВИЛАХ КЛАВИАТУРНОГО ПИСЬМА, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. РАБОТА С РИСУНКАМИ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ, ПРОГРАММАХ WORD И POWER POINT. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. Место учебного курса в учебном плане В учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Информатика» представлена в части школьный компонент (обязательные занятия): 7 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год; 8 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год; 9 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год Программа составлена с использованием учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний») Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают: формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Планируемые результаты изучения курса Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Учитывая сложный состав обучающихся 5-9 специальных (коррекционных) классов для детей с умственной отсталостью ОО, АООП определяет разноуровневые требования к планируемым результатам: минимальный и достаточный. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с интеллектуальными нарушениями. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по 17 индивидуальному плану или на АООП (вариант 2). Минимальный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.). Достаточный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИК Информация вокруг нас Выпускник научится: - понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»; - приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; - приводить примеры древних и современных информационных носителей; - классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; - кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; - определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. Выпускник получит возможность: - сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; - сформировать представление о способах кодирования информации; - преобразовывать информацию по заданным правилам и путѐм рассуждений; - научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц; - приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; - для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; - называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами; - осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации; - приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем; Информационные технологии Выпускник научится: - определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции; - различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; - запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу; - создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; - работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; - выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор; - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках; - выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; - использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов; - создавать и форматировать списки; - создавать, форматировать и заполнять данными таблицы; - создавать круговые и столбиковые диаграммы; - применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков; - использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций; - осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); - ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу); - соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. Ученик получит возможность: - овладеть приѐмами квалифицированного клавиатурного письма; - научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; - сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства; - расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий; - создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки; - осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; - оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; - видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора; - научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами; - научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора; - научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения); - научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы; - расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами. Информационное моделирование Выпускник научится: - понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»; - различать натурные и информационные модели, приводить их примеры; - «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни; - перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; - строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей. Ученик получит возможность: - сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания; - приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей; - познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев; - выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей. Алгоритмика Выпускник научится: - понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов; - понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; - осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; - понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»; - подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации; - исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; - разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.; Выпускник получит возможность: - исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; - по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; - разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы. Коррекционная работа по курсу Цель: формирование умений, предусмотренных минимумом содержания образования, у всех учащихся Для планирования данного вида деятельности необходим анализ результатов диагностической работы. Формы данной работы: индивидуальная и групповая в соответствии с допущенными ошибками. Коррекционная работа проводится в начале каждого последующего урока в течении 5-10 мин или ей посвящается весь урок или ребята приглашаются после уроков. С помощью системы специальных упражнений каждому учащемуся предоставляется помощь для достижения планируемых результатов обучения. Набор коррекционно - развивающих упражнений включает задания различной степени трудности, поэтому разным учащимся можно предлагать различные задания с целью формирования умения или его совершенствования Основная цель обучения детей в специальном (коррекционном) классе VII вида – успешная социальная адаптация выпускников с последующей интеграцией в современном обществе. У обучающиеся с задержкой психического развития наблюдается несформированность познавательной деятельности, связанная со слабостью памяти, внимания, мышления, подвижностью психических процессов, отсутствие мотивации и т.д. Эти особенности учтены при составлении тематического планирования уроков: определена наглядность и цифровые образовательные ресурсы, разработана система коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа строится в соответствии со следующими основными положениями: - развитие опыта, при организации предметно-практической деятельности; -дифференцированный подход к ученику- с учѐтом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемой при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане; -формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления; -развитие общих интеллектуальных умений и навыков - активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций; -активизация речи ученика в единстве с его мышлением; -выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету; -формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно»/ «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/ отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: - по способу предъявления (устные, письменные, практические); - по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: оценка «5» - верно выполняется свыше 65% заданий; оценка «4» – верно выполняет от 51% до 65%; оценка «3» – верно выполняет от 35% до 50%; оценка «2» – не выполняет задания, либо верно выполняет менее 35%. При выставлении оценки учитываются: правильность выполнения заданий, полнота выполнения заданий, самостоятельность выполнения задания. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании каждого учебного периода на основании текущих оценок, по окончании учебного года. Содержание учебного курса Раздел 1. Информация вокруг нас Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приѐмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления. Раздел 2. Информационные технологии Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приѐмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. Раздел 3. Информационное моделирование Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. Раздел 4. Алгоритмика Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертѐжник, Водолей и др. . Тематический план 7 класс Номер урока Тема урока Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Организация рабочего места. Техника безопасности ИОТ-015-22. Раздел 1. Компьютер (4 часа) 2 Компьютер – универсальная машина для работы с информацией 3 Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Вспоминаем клавиатуру 4 Управление компьютером. Вспоминаем приѐмы управления компьютером Раздел 2. Информация вокруг нас (5 часов) 5 Хранение информации. Создаѐм и сохраняем файлы. 6 Передача информации 7 Электронная почта. Работаем с электронной почтой. 8 В мире кодов. Способы кодирования информации 9 Метод координат 10 Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов Раздел 3. Подготовка текстов на компьютере (8 часов) 11 Основные объекты текстового документа. Ввод текста. 12 Редактирование текста. 13 Текстовый фрагмент и операции с ним. Работа с фрагментами текста 14 Форматирование текста. 15 Представление информации в форме таблиц. Создаѐм простые таблицы 16 Структура таблицы. Создаѐм простые таблицы 17 Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме Раздел 4. Компьютерная графика (4 часа) 18 Диаграммы. Строим диаграммы 19 Компьютерная графика. Графический редактор Paint Изучаем инструменты графического редактора 20 Преобразование графических изображений Работаем с графическими фрагментами 21 Создание графических изображений. Планируем работу в графическом редакторе Раздел 5. Информация вокруг нас (8 часов) 22 Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации 23 Списки – способ упорядочивания информации. Создаѐм списки 24 Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет 25 Кодирование как изменение формы представления информации 26 Преобразование информации по заданным правилам. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор 27 Преобразование информации путѐм рассуждений 28 Обобщение темы «Информация вокруг нас» 29 Итоговая практическая зачетная работа 1 Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Номер урока Тема урока Раздел 6. Создание мультимедийных объектов (4 часов) 30 Создание движущихся изображений. Создаѐм анимацию 31 Создание анимации по собственному замыслу. Создаѐм анимацию 32 Выполнение итогового мини-проекта. Создаем слайд-шоу 33 Выполнение итогового мини-проекта. Создаем слайд-шоу 34 Резерв учебного времени Колво часов 1 1 1 1 1 8 класс Номер урока Тема урока Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Организация рабочего места. Техника безопасности ИОТ-015-22 Раздел 1. Компьютер (6 часа) 2 Основные компоненты компьютера 3 Объекты операционной системы. Работаем с основными объектами операционной системы 4 Программное обеспечение компьютера 5 Файлы и папки. Работаем с объектами файловой системы 6 Размер файла. Раздел 2. Информация вокруг нас (6 часов) 7 Информация и еѐ свойства 8 Информационные процессы. Обработка информации 9 Информационные процессы. Хранение и передача информации 10 Всемирная паутина как информационное хранилище 11 Представление информации 12 Единицы измерения информации Раздел 3. Обработка текстовой информации (10 часов) 13 Текстовые документы и технологии их создания 14 Создание текстовых документов на компьютере 15 Многоуровневые списки. Создаѐм многоуровневые списки 16 Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Создаем табличные модели 17 Создание табличных моделей 18 Вычислительные таблицы. Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре 19 Вычислительные таблицы. 20 Графики и диаграммы. Создаѐм информационные модели – диаграммы и графики 21 Графики и диаграммы. Создаѐм информационные модели – диаграммы и графики 22 Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение минипроекта «Диаграммы вокруг нас» Раздел 4. Обработка графической информации (5 часов) 23 Формирование изображения на экране компьютера 24 Компьютерная графика 25 Создание графических изображений 26 Создание графических изображений 27 Создание графических изображений Раздел 5. Мультимедиа (5 часов) 28 Технология мультимедиа. 29 Компьютерные презентации 30-34 Создание мультимедийной презентации 1 Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 9 класс Номер урока Тема урока Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Организация рабочего места. Техника безопасности ИОТ-015-22 Раздел 1. Компьютер (5 часов) 2 Персональный компьютер 3 Программное обеспечение компьютера 4 Файлы и файловые структуры Работаем с объектами файловой системы 5 Пользовательский интерфейс Раздел 2. Информационные модели (7 часов) 6 Информационные модели 7 Табличные информационные модели 8 Вычислительные информационные модели 9 Электронные таблицы 10 Электронные таблицы 11 Базы данных. Ввод и редактирование 12 Базы данных. Поиск, удаление и сортировка данных Раздел 3. Обработка текстовой информации (8 часов) 13 Текстовые документы и технологии их создания 14 Создание текстовых документов на компьютере 15 Редактирование текстовых документов Форматирование текстовых документов 16 17 Визуализация информации в текстовых документах. Списки 18 Визуализация информации в текстовых документах. Таблицы 19 Представление текстовой информации в памяти компьютера 20 Информационный объем фрагмента текста Раздел 4. Обработка графической информации (5 часов) 21 Компьютерная графика 22 Способы создания цифровых графических объектов 23 Растровая графика и векторная графика 24 Создание растровых графических объектов 25 Создание векторных графических объектов Раздел 5. Алгоритмика (11 часов) 26 Что такое алгоритм. 27 Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик 28 Формы записи алгоритмов. 29 Линейные алгоритмы. Создаем линейную презентацию 30 Алгоритмы с ветвлениями. Создаем презентацию с гиперссылками 31 Алгоритмы с повторениями. Создаем циклическую презентацию 32 Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. 33 Работа в среде исполнителя Чертѐжник 34 Исполнитель Робот 1 Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1