Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МКОУ ГО Заречный «Средняя общеобразовательная школа №4» в 2020 году стала победителем регионального этапа VII Всероссийского Конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Образовательная организация реализует следующие общеобразовательные программы: - начального общего образования (срок освоения 4 года); - основного общего образования (срок освоения 5 лет); - среднего общего образования(срок освоения 2 года); - начального общего образования для детей с задержкой психического развития (срок освоения 4 года); - основного общего образования для детей с задержкой психического развития (срок освоения 5 лет); - для умственно отсталых детей (срок освоения 9 лет). Направленность реализуемых образовательных программ соответствует типу и виду ОО, обеспечивает вариативность содержания образования и соотносится с образовательными потребностями обучающихся и их родителей. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы. Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК). Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. В соответствии со статьей 79 ФЗ № 273 органами государственной власти субъектов РФ в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися. Закон «Об образовании в РФ» заявляет о праве родителей ребенка с ОВЗ выбирать любую образовательную организацию для его обучения, поэтому особенно важен вопрос формирования инклюзивной культуры в образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы. В МКОУ ГО Заречный «СОШ № 4» - 518 обучающихся, из них 209 – обучающиеся с ОВЗ (40,2%), в том числе 49 обучающихся, имеющих статус «ребенок-инвалид». В нашей школе обучаются следующие категории детей с ОВЗ: обучающиеся с задержкой психического развития – 156 человек (74,7%), обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 53 человека (25,3%). Контингент обучающихся СОШ № 4 10% нормативные дети обучающиеся с задержкой психического развития 30% 60% обучающиеся с умственной отсталостью Данная диаграмма показывает, что в СОШ № 4 40% от общего количества обучающихся составляют дети с ОВЗ. Форма организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ: - в инклюзивных классах – 51 человек: 1-4 классы – 17 человек 5-9 классы – 34 человека: - в отдельных специальных классах – 132 человека: в отдельных классах для обучающихся с задержкой психического развития – 97 человек, в отдельных классах для обучающихся с умственной отсталостью – 35 человек. - на дому– 26 человек, из них: обучающихся с задержкой психического развития – 8 человек, обучающихся с умственной отсталостью – 18 человек, из них по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) – 8 человек; по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития – 10 чел. Доля учащихся с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным образовательным программам и учебным планам Показатели 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год Общее количество обучающихся Количество учащихся с ОВЗ, из них: -обучающиеся по индивидуальным образовательным программам и учебным планам, в том числе: - в инклюзивных классах 501 чел. 519 чел. 516 чел. 518 чел. 162 чел. 155 чел. 202 чел. 209 чел. 68 чел./42% 85 чел./55% 73 чел./36% 77 чел./37% 35 чел./51% 33 чел./49% 162 ч./100% 53 чел./62% 32 чел./38% 155 ч./100% 47 чел./64% 26 чел./36% 202 ч./100% 51 чел./66% 26 чел./34% 209 ч./100% - на дому Доля обучающихся с ОВЗ, которым созданы условия в соответствии с рекомендациями ПМПК от общего количества обучающихся с ОВЗ Таким образом, в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 4» в рамках реализации инклюзивного образования в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 4» создана модель персонифицированной образовательной среды школы. С 1 сентября 2016 года введены и реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего обр азования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью, на основании требований которых разработаны АООП. Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ осуществляется согласно учебному плану ООП НОО, ООП ООО, АООП НОО, АООП ООО обучающихся с ЗПР и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью. Количество часов коррекционно-развивающей области составляет не менее 5 часов, что соответствует СаНПиН2.4.2.3286-15.