Спец.условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья
МКОУ ГО Заречный «Средняя общеобразовательная школа №4» в 2020 году
стала победителем регионального этапа VII Всероссийского Конкурса «Лучшая
инклюзивная школа России».
Образовательная организация реализует следующие общеобразовательные
программы:
- начального общего образования (срок освоения 4 года);
- основного общего образования (срок освоения 5 лет);
- среднего общего образования(срок освоения 2 года);
- начального общего образования для детей с задержкой психического развития
(срок освоения 4 года);
- основного общего образования для детей с задержкой психического развития
(срок освоения 5 лет);
- для умственно отсталых детей (срок освоения 9 лет).
Направленность реализуемых образовательных программ соответствует типу
и виду ОО, обеспечивает вариативность содержания образования и соотносится с
образовательными потребностями обучающихся и их родителей.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс
образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273),
регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и
обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
создавать необходимые условия для получения без дискриминации
качественного образования лицами названных категорий, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие
значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной
дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к
самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением,
обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых
установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной
практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных

условий». Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с
точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости
создания специальных условий получения образования, исходя из решения
коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК).
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для
получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия,
без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ОВЗ.
В соответствии со статьей 79 ФЗ № 273 органами государственной власти
субъектов РФ в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для
инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая
создание специальных условий в общеобразовательных организациях,
реализующих как основные общеобразовательные программы, так и
адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном
коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Закон «Об образовании в РФ» заявляет о праве родителей ребенка с ОВЗ
выбирать любую образовательную организацию для его обучения, поэтому
особенно важен вопрос формирования инклюзивной культуры в образовательной
организации, реализующей адаптированные образовательные программы.
В МКОУ ГО Заречный «СОШ № 4» - 518 обучающихся, из них 209 –
обучающиеся с ОВЗ (40,2%), в том числе 49 обучающихся, имеющих статус
«ребенок-инвалид».
В нашей школе обучаются следующие категории детей с ОВЗ:
 обучающиеся с задержкой психического развития – 156 человек (74,7%),
 обучающиеся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) – 53 человека (25,3%).

Контингент обучающихся СОШ № 4

10%

нормативные дети
обучающиеся с задержкой
психического развития

30%
60%

обучающиеся с умственной
отсталостью

Данная диаграмма показывает, что в СОШ № 4 40% от общего количества
обучающихся составляют дети с ОВЗ.
Форма организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ:
- в инклюзивных классах – 51 человек:
 1-4 классы – 17 человек
 5-9 классы – 34 человека:
- в отдельных специальных классах – 132 человека:
 в отдельных классах для обучающихся с задержкой психического развития
– 97 человек,
 в отдельных классах для обучающихся с умственной отсталостью – 35
человек.
- на дому– 26 человек, из них:
 обучающихся с задержкой психического развития – 8 человек,
 обучающихся с умственной отсталостью – 18 человек, из них
по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью
интеллектуальными
нарушениями) – 8 человек;
по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития – 10 чел.

Доля учащихся с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным образовательным
программам и учебным планам
Показатели

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Общее
количество
обучающихся
Количество учащихся с ОВЗ,
из них:
-обучающиеся по
индивидуальным
образовательным
программам и учебным
планам, в том числе:
- в инклюзивных классах

501 чел.

519 чел.

516 чел.

518 чел.

162 чел.

155 чел.

202 чел.

209 чел.

68
чел./42%

85
чел./55%

73
чел./36%

77
чел./37%

35
чел./51%
33
чел./49%
162
ч./100%

53
чел./62%
32
чел./38%
155
ч./100%

47
чел./64%
26
чел./36%
202
ч./100%

51
чел./66%
26
чел./34%
209
ч./100%

- на дому
Доля обучающихся с ОВЗ,
которым созданы условия в
соответствии с
рекомендациями ПМПК от
общего количества
обучающихся с ОВЗ

Таким образом, в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 4» в рамках реализации
инклюзивного образования в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 4» создана
модель персонифицированной образовательной среды школы. С 1 сентября 2016
года
введены
и
реализуются
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего обр
азования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья,
ФГОС общего образования для
учащихся
с умственной отсталостью,
на
основании требований которых разработаны АООП.
Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ осуществляется согласно
учебному плану ООП НОО, ООП ООО, АООП НОО, АООП ООО обучающихся с
ЗПР и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью. Количество
часов коррекционно-развивающей области составляет не менее 5 часов, что
соответствует СаНПиН2.4.2.3286-15.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».