МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. объединения зам. Директора по УВР директор Ёлкина Н.Н. Гришина В.С. Молодых И.Б. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. от «29» августа 2023 г. Приказ №94 ОД/р от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Музыка для обучающихся 5 - 8 классов г. Заречный, 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5-8 классов основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учѐтом распределѐнных по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщѐнности, с другой — глубокая степень психологической вовлечѐнности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождѐнных в предыдущие века и отражѐнных в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свѐрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне. Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым. Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребѐнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребѐнка, формирование всей системы ценностей. Рабочая программа позволит учителю: реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20); разработать календарно-тематическое планирование с учѐтом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определѐнного раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаѐтся в основной школе с 5 по 8 класс включительно. Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Учебная нагрузка должна составлять не менее 1 академического часа в неделю. Общее количество — не менее 136 часов (по 34 часа в год). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребѐнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационносмысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; 3) формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности. Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются: 1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания. 2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики еѐ воздействия на человека. 3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия. 4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей. 5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: а) слушание (расширение приѐмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах); в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов); г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.); д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства. 6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерѐдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры музыкального искусства». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трѐх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности . Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: 1 . Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края. 2 . Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражѐнных в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражѐнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтѐра в дни праздничных мероприятий. 3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учѐтом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов . 4 . Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5 . Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступно- го объѐма специальной терминологии . 6 . Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкальноисполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7 . Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности . 8 . Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: -освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; -стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, -овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, -воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; -способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: -устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведѐнного слухового наблюдения-исследования. Базовые исследовательские действия: следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, слухового исследования. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей; оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки. Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления. 2 . Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения . Вербальное общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать своѐ мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. Совместная деятельность (сотрудничество): Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально - психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой. 3 . Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво про- двигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать за него ответственность на себя. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному опыту; использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т . д . Эмоциональный интеллект: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других, как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкальноопосредованного общения; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его нению, эстетическим предпочтениям и вкусам; признавать своѐ и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни . Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: -осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему; -воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них; -сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони- мают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); -понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включѐнного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества . Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. Модуль № 1 «Музыка моего края»: знать музыкальные традиции своей республики, края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»: определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Се- верного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трѐх региональных фольклорных традиций на выбор учите- ля); различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям; различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно- шумовых инструментов; различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров) . Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов - классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов- классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений . Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: различать на слух произведения русских композиторов - классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторовклассиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль № 6 «Образы русской и европейскойдуховной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанрыи направления»: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности раз- ных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т . п .) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах еѐ воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения. Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных, музыкально-театральных жанров. Тематическое планирование учебного предмета «Музыка» 5 класс. № п/п Тема урока Колво часов Раздел 1 «Музыка моего края» 8ч 1 Фольклор – народное творчество. Традиционная музыка — отражение жизни народа. 1 2 Фольклор – народное творчество Композиторская и народная музыка 1 3 Фольклор – народное творчество Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.) Фольклор – народное творчество Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.) Календарный фольклор Осенние календарные традиции, обряды. Календарный фольклор Зимние календарные традиции, обряды. Календарный фольклор Весенние календарные традиции, обряды. Календарный фольклор Летние календарные традиции, обряды. 1 4 5 6 7 8 9 Электронные ресурсы Музыка Российская электронная школа resh.edu.ru›Предметы›6 1 1 1 1 1 Раздел 2 «Русская классическая музыка» 7 Образы родной земли Вокальная музыка на стихи русских поэтов на примере музыки М.Глинки, С.Рахманинова, В.Гаврилина 1 Музыка Российская электронная школа resh.edu.ru›Предметы›6 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Образы родной земли Вокальная музыка на стихи русских поэтов на примере музыки М.Глинки, С.Рахманинова, В.Гаврилина Образы родной земли Программная инструментальная музыка на примере музыки М.Глинки, С.Рахманинова, В.Гаврилина, А. Лядова и др. Образы родной земли Программная инструментальная музыка на примере музыки М.Глинки, С.Рахманинова, В.Гаврилина, А. Лядова и др. Русская исполнительская школа Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.) Русская исполнительская школа Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.) Русская исполнительская школа Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.) Раздел 3 «Европейская классическая музыка» Национальные истоки классической музыки Значение и роль композитораосновоположника национальной классической музыки Национальные истоки классической музыки Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Национальные истоки классической музыки Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Национальные истоки классической музыки Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. 1 1 1 1 1 infourok.ru›Музыка 1 10 1 1 1 1 infourok.ru›Музыка 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Национальные истоки классической музыки Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка классической музыки. Музыкант и публика Кумиры публики, на примеры творчества В.Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа Музыкант и публика Кумиры публики, на примеры творчества В.Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа Музыкант и публика Кумиры публики, на примеры творчества В.Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа Музыкант и публика Кумиры публики, на примеры творчества В.Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа, Ф.Шопена. Музыкант и публика Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Раздел 4 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и литература Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.) Музыка и литература Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.) Музыка и литература Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Музыка и литература Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). 1 Музыка и литература Программная музыка. 1 1 1 1 Музыка Российская электронная школа resh.edu.ru›Предметы›6 1 1 9 1 1 1 1 Музыка Российская электронная школа resh.edu.ru›Предметы›6 31 32 33 34 Музыка и живопись Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства (Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д.) Музыка и живопись Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства (Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д.) Музыка и живопись Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К . Лядова и др.) Музыка и живопись Изобразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Программная музыка. 1 1 Музыка Российская электронная школа resh.edu.ru›Предметы›6 1 infourok.ru›Музыка 1 Тематическое планирование учебного предмета «Музыка» 6 класс. № п/п Тема урока Раздел 1 «Народное музыкальное творчество России» 1 Фольклорные жанры. Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. 2 Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец 3 Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец Кол-во часов Электронные ресурсы 8ч 1 1 1 Музыка Российская электрон ная школа resh.edu.ru›Предметы ›6 4 5 Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец Фольклор в творчестве профессиональных 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 композиоров. Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Фольклор в творчестве профессиональных композиторов. Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации), в которых использованы подлинные народные мелодии Фольклор в творчестве профессиональных композиторов. Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации), Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала. Раздел 2 «Русская классическая музыка» Золотой век русской культуры. Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Творчество М.И. Глинки. Золотой век русской культуры. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов. Творчество Н.А.Римского-Корсакова. Золотой век русской культуры. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов. Творчество П.И. Чайковского. Золотой век русской культуры. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов. Творчество А.П. Бородина История страны и народа в музыке русских композиторов. Музыка композиторов «Могучей кучки». История страны и народа в музыке русских композиторов. Музыка С.С. Прокофьева. История страны и народа в музыке русских композиторов. Музыка Г.В. Свиридова. 1 infourok.ru›Музыка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 infourok.ru›Музыка Раздел 3 «Европейская классическая музыка» 10 16 Музыка – зеркало эпохи. Круг основных образов, интонаций эпохи Барокко. 1 17 Музыка – зеркало эпохи. Круг основных образов, интонаций эпохи Классицизм. Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л.В. Бетховена 1 Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л.В. Бетховена Музыкальный образ. Героический образ в музыке Л.В.Бетховена. 1 18 19 20 1 1 Музыка Российская электрон ная школа resh.edu.ru›Предметы ›6 ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ энциклопедия Основы нотной... r1.nubex.ru›s10494…3f…музы кальная энциклопедия.pdf 21 Музыкальный образ. Героический образ в музыке Л.В.Бетховена. 1 22 Музыкальный образ. Лирико-драматический образ в музыке Л.В.Бетховена. 1 23 Музыкальный образ. Судьба человека, человечества в музыке Л.В.Бетховена, Р Шумана. 1 24 Музыкальный образ. Судьба человека, человечества в музыке Л.В.Бетховена, Р. Шумана, Ф.Шуберта Музыкальный образ. Круг основных образов, характерных интонаций, жанров стилей «классицизм» и «романтизм» Раздел 4 «Жанры музыкального искусства» 1 Камерная музыка. Жанры камерной вокальной музыки. Песня. Романс. Камерная музыка. Жанры камерной вокальной музыки. Вокализ. Баллада. 1 Камерная музыка. Жанры камерной вокальной музыки. Баркарола. Камерная музыка. Жанры камерной инструментальной музыки. Ноктюрн. 1 Камерная музыка. Жанры камерной инструментальной музыки. Прелюдия. Каприс. 1 25 26 27 28 29 30 infourok.ru›Музыка 1 9 1 1 ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ энциклопедия Основы нотной... r1.nubex.ru›s10494…3f…музы кальная энциклопедия.pdf Музыка Российская электрон ная школа resh.edu.ru›Предметы ›6 Камерная музыка. Жанры камерной инструментальной музыки. Каприс. Циклические формы и жанры. Сюита. Цикл миниатюр. 1 33 Циклические формы и жанры. Соната. 1 34 Циклические формы и жанры. Концерт. 1 31 32 1 ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ энциклопедия Основы нотной... r1.nubex.ru›s10494…3f…музы кальная энциклопедия.pdf infourok.ru›Музыка musenc.ru Тематическое планирование учебного предмета «Музыка» 7 класс. № п/п Тема урока Раздел 1 «Музыка народов мира» 1 2 3 4 Музыка — древнейший язык человечества. Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних Музыка — древнейший язык человечества. Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др) Музыка — древнейший язык человечества. «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков» Музыкальный фольклор народов Европы. Характерные интонации и ритмы в звучании традиционной музыки народов Европы. Колво часов Электронные ресурсы 8ч 1 musenc.ru 1 1 1 Музыка Российская электрон ная школа resh.edu.ru›Предметы ›6 5 6 7 8 Музыкальный фольклор народов Европы. Общие и особенные черты Европейского фольклора и фольклора народов России. Музыкальный фольклор народов Европы. Разучивание и исполнение народных песен, танцев Музыкальный фольклор народов Европы. Разучивание и исполнение народных песен, танцев Музыкальный фольклор народов Европы. Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных 1 1 1 1 musenc.ru традиций народов Европы Раздел 2 «Образы русской и европейской духовной музыки» 9 7 Храмовый синтез искусств. Музыка православного и католического богослужения (пение акапелла, пение в сопровождении органа). Творческое наследие музыки И.С. Баха. 1 Храмовый синтез искусств. Храмовый синтез искусств. Творческое наследие музыки В.А. Моцарта. Храмовый синтез искусств. Творческое наследие музыки П.И.Чайковского. Образы Христа, Богородицы, Воскресения, Рождества. Храмовый синтез искусств. Творческое наследие музыки С.В. Рахманинова. Образы Христа, Богородицы, Воскресения, Рождества. Развитие церковной музыки. Европейская музыка религиозной традиции; Григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д*Ареццо. Протестантский хорал. 1 ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ энциклопедия Основы нотной... r1.nubex.ru›s10494…3f…музы кальная энциклопедия.pdf 10 11 12 13 1 infourok.ru›Музыка musenc.ru 1 1 Музыка Российская электрон ная школа resh.edu.ru›Предметы ›6 14 15 Развитие церковной музыки. Русская музыка религиозной традиции. Знаменный распев, крюковая запись, партесное пение. Развитие церковной музыки. Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием. Раздел 3 «Европейская классическая музыка» 1 1 4 16 Музыкальная драматургия. Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. 1 17 Музыкальная драматургия. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная драматургия. Музыкальная форма — строение музыкального произведения 1 infourok.ru›Музыка musenc.ru 18 ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ энциклопедия Основы нотной... r1.nubex.ru›s10494…3f…музы кальная энциклопедия.pdf 19 20 Музыкальная драматургия. Музыкальная форма — строение музыкального произведения Раздел 4 «Жанры музыкального искусства» Симфоническая музыка. Одночастные симфонические жанры. Увертюра. 6 1 21 22 23 24 25 Симфоническая музыка. Одночастные симфонические жанры. Увертюра. Симфоническая музыка. Одночастные симфонические жанры. Симфоническая картина. Симфоническая музыка. Одночастные симфонические жанры. Симфония. Лучшие образцы. Симфоническая музыка. Одночастные симфонические жанры. Симфония. Шуберт «Неоконченная симфония» Симфоническая музыка. Одночастные симфонические жанры. Симфония. Лучшие образцы. 1 1 musenc.ru 1 1 1 Музыка Российская электрон ная школа resh.edu.ru›Предметы ›6 Раздел 5 «Связь музыки с другими видами искусства» 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Музыка и театр. Музыка к драматическому спектаклю. Э.Григ Музыка и театр. Музыка к драматическому спектаклю. Д. Шостакович. Музыка и театр. Музыка к драматическому спектаклю. А.Г. Шнитке. Музыка и театр. Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии. Музыка кино и телевидения. Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Музыка кино и телевидения. Жанры фильм - оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке) Музыка кино и телевидения. Жанры фильм - оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке) Музыка кино и телевидения. Жанры фильм - оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке) Музыка кино и телевидения. Жанры фильм - оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке) 9 1 1 1 1 1 musenc.ru 1 1 1 1 musenc.ru Музыка Российская электрон ная школа resh.edu.ru›Предметы ›6 Тематическое планирование учебного предмета «Музыка».8 класс. № п/п Тема урока Раздел 1 «Музыка моего края» 1 2 Семейный фольклор. Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд. Семейный фольклор. Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: рекрутские песни. Колво часов Электронные ресурсы 8ч 1 1 Музыка Российская электрон ная школа resh.edu.ru›Предметы ›6 3 Семейный фольклор. Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: плачипричитания. 1 4 Наш край сегодня. Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города. Наш край сегодня. Земляки — композиторы. 1 Наш край сегодня. Земляки — исполнители. Земляки - деятели культуры. Наш край сегодня. Театр, филармония, консерватория Наш край сегодня. Исследовательские проекты, посвящѐнные деятелям музыкальной культуры своей малой родины. Раздел 2 «Жанры музыкального искусства». «Русская классическая музыка» Театральные жанры. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Театральные жанры. Опера. Массовые сцены, сольные номера. Мюзикл. Лейтмотивы. Театральные жанры. Балет. Сквозное развитие сюжета. Роль оркестра в музыкальном спектакле. Русский балет. Мировая слава русского балета. Творчество композиторов. П.И. Чайковский. Дягелевские сезоны. Русский балет. Мировая слава русского балета. Творчество композиторов. С.С. Прокофьев. Великие балетмейстеры, артисты 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 1 musenc.ru 1 7 1 infourok.ru›Музыка musenc.ru 1 1 1 1 Музыка Российская электрон ная школа балета. resh.edu.ru›Предметы ›6 14 Русский балет. Мировая слава русского балета. Творчество композиторов. И.Ф. Стравинский. Великие балетмейстеры, артисты балета. 15 Русский балет. Мировая слава русского балета. Творчество композиторов. Р.К.Щедрин. Великие балетмейстеры, артисты балета. Раздел 3 «Европейская классическая музыка» «Русская классическая музыка» 16 Музыкальный стиль. Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приѐмов, музыкального языка. В.А. Моцарт. 17 Музыкальный стиль. Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приѐмов, музыкального языка. К. Дебюсси. 18 Музыкальный стиль. Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приѐмов, музыкального языка. А. Шѐнберг. 1 infourok.ru›Музыка musenc.ru 1 10 1 musenc.ru 1 1 ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ энциклопедия Основы нотной... r1.nubex.ru›s10494…3f…музы кальная энциклопедия.pdf 19 20 21 22 23 24 Музыкальный стиль. Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приѐмов, музыкального языка. М. Равель. Ч. Айвз. Русская музыка — взгляд в будущее. Идея светомузыки. Мистерии А . Н . Скрябина. 1 Русская музыка — взгляд в будущее. Терменвокс, син- тезатор Е . Мурзина, электронная музыка. Русская музыка — взгляд в будущее. Терменвокс, син- тезатор Е . Мурзина, электронная музыка. Э . Н . Артемьев. Русская музыка — взгляд в будущее. А. Гаврилин. Русская музыка — взгляд в будущее. Г.В. Свиридов. 1 1 1 infourok.ru›Музыка musenc.ru 1 1 Музыка Российская электрон ная школа resh.edu.ru›Предметы ›6 25 Русская музыка — взгляд в будущее. Г. В. Свиридов 1 Раздел 4 «Современная музыка: основные жанры и направления» 26 Джаз. Особенности джазового языка и стиля 9 1 infourok.ru›Музыка musenc.ru 27 28 Джаз. Основные направления джазовой музыки. Джаз. Композиторы и исполнители. 1 1 Музыка Российская электрон ная школа resh.edu.ru›Предметы ›6 29 30 31 32 Мюзикл. Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века.. Творчество Ф. Лоу. Мюзикл. Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века.Творчество Р. Роджерса. Мюзикл. Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века..Творчество Э.Л. Уэбера. Мюзикл. Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. А. Рыбников. 33 Мюзикл. Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. А. Градский. 34 Мюзикл. Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. Мюзиклы конца 20 – начала 21вв. musenc.ru musenc.ru УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: