ВД. Учебно-исследователькая деятельность учащихся

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»

СОГЛАСОВАНО
зам.директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор

Елкина Н.Н.
«29» августа 2023 г.

Гришина В.С.
Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса внеурочной деятельности
«Учебно-исследовательская деятельность»

г. Заречный
2023 г.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте
образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен данному виду
деятельности. Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в
современной педагогике. В процессе правильной самостоятельной работы над созданием
проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная
компьютеризация позволяет каждому учителю, более творчески подходить к разработке
своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным
и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном
образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход
позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность
формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Место внеурочного курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом программа курса внеурочной деятельности
общекультурного направления «Учебно-исследовательская деятельность
учащихся»»
реализуется через 1 час внеурочных занятий в неделю 5-9 классов

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты,
сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников.
Планируемые результаты проектной деятельности обучающихся в основном соответствуют
результатам освоения коммуникативных и познавательных универсальных учебных
действий на ступени основного общего образования, но имеют и ряд специфических
отличий за счѐт создания учениками личной продукции и индивидуальных
интеллектуальных открытий в конкретной области.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы
знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
▪ основы ценностных суждений и оценок;
▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и
предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении
взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных
точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Метапредметные ▪ самоопределение в области познавательных интересов;
▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном
информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных
ресурсов и каталогов библиотек;
▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания
для выполнения условий проекта;
▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения
проблемы;
▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового
проектного продукта;
▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на
конкретный результат;
2

▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты
проектной деятельности;
▪ способность к согласованным действиям с учѐтом позиции другого;
▪ владение нормами и техникой общения;
▪ учѐт особенностей коммуникации партнѐра;
▪ повышение предметной компетенции подростков;
▪ расширение кругозора в различных областях;
▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
▪ формирование умений организации системы доказательств и еѐ критики;
▪ способность к согласованным действиям с учѐтом позиции другого;
владение нормами и техникой общения;
▪ учѐт особенностей коммуникации партнѐра.
▪ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
▪ основам реализации проектной деятельности;
▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
▪ осуществлять контроль по результату и способу действия;
Предметные результаты:
▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в
том числе и в ситуациях неопределѐнности;
▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений,
поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения;

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности;
На переходном этапе (5-6 классы) в учебной деятельности используется специальный тип
задач – проектная задача.
Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или наоборот
заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на
получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и
в ходерешения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами,
проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые
являются реперными точками,
задать
возможные
«стратегии»
ее
решения.
Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения
нового (до этого неизвестного) результата.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи
школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или
системы) заданий и требуемых для их выполнения.
Педагогические эффекты от проектных задач:

3

- задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей
между собой при решении поставленной ими самими задачам. Определяет место и
время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;
- учит(без явного указания на это) способу проектирования через специально
разработанные задания;
- дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им
предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти
способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших подростков (5-6
классы) формируются следующие способности:
 рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
 целеполагать (ставить и удерживать цели);
 планировать (составлять плансвоей деятельности);
 моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все
существенное и главное);
 проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
 вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою
позицию, принимать илиаргументировано отклонять точки зрения других).
Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач
являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по
заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для
учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в
развитии способностей детей ставить задачи, искать пути их решения. На этапе решения
проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса
предъявления результата) и только потом оценка самого результата.
Сетевые проекты
На этапе самоопределения(7-9 классы) появляются проектные формы учебной
деятельности, учебное и социальное проектирование.
Индивидуальные проекты
На этапе самоопределения(7-9 классы) появляются проектные формы учебной
деятельности, учебное и социальное проектирование.
Проектная форма учебной деятельности учащихся - есть система учебнопознавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя,
направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных
задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде
проекта.
Проектирование
(проектная
деятельность)–это
обязательно
практическая
деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования. Она гораздо в
меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не
приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя
практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем
4

решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут
быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт.
Проектной деятельности обучающихся ориентирована на формирование и развитие
метапредметных и личностных результатов обучающихся и получение проектного
результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное
выражение:
 продукт как материализованный результат,
 процесс как работа по выполнению проекта,
 защита проекта как иллюстрация образовательного достижения
обучающегося.
Учебно-исследовательской деятельности есть «приращение» в компетенциях
обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью
обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся
научным исследованием.
Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:
 урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки;
семинары; практические и лабораторные занятия, др.;
 внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является
логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и
реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся проводится по
направлениям, описанным в таблице:
Направления учебно-исследовательской и проектной деятельности
Направление
Формы результатов
Место представления результатов
исследовательское Буклеты, брошуры с результатами НПК разного уровня
исследования
Техническая установка
НПК разного уровня
инженерное
Поделки, рисунки
Выставки,
конкурсыприкладного
прикладное
творчества
Сетевые ресурсы, программные НПК разного уровня
информационное
продукты
Заявки на участия в социальных Социальные конкурсы
социальное
проектах, волонтерское движение
Игры, викторины для класса
Уроки, школьные праздники
игровое
Спектакли, творческие вечера
Праздники, сетевое взаимодействие
творческое
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных
занятиях:
- исследовательская практика обучающихся, реализуемая в рамках работы клуба
«Школьное научное общество». Сочетает работу над учебными исследованиями,
коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов, организацию
круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит,
конференций и др., а также включает встречи с представителями науки и
образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО
других школ;
- образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами
контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную
5

-

деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают
большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности
обучающихся;
олимпиады, конкурсы, конференции, в том числе дистанционные, предметные
недели, интеллектуальные марафоны: в рамках которыхшкольники участвуют
вучебных исследованиях.

- Проекты могут быть как индивидуальными так и групповые. В состав участников
проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных
возрастов), но и родители, и учителя.
- Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный
проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую
обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего
учебного года. В ходе такой работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно
или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и
работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных
навыков, которым должен овладеть школьник.











Форм представления результатов проектной деятельности:
макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
постеры, презентации;
альбомы, буклеты, брошюры, книги;
реконструкции событий;
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
документальные фильмы, мультфильмы;
выставки, игры, тематические вечера, концерты;
сценарии мероприятий;
веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители) и др.

Результаты представляется на ежегодной школьной НПК в конце учебного года, а
также на НПК различного уровня по выбору проектантов в течении всего года.
Итоги учебно-исследовательской деятельности публикуются в ежегодном альманахе
«Проект года», где представляется рейтинг проектов школы, наградные позравительные
листы, описание исследований, презентации, фото результатов продуктов, ссылки на
мультимедийные продукты. Альманахи публикуется на сайте школы в PDF-формате.
Основные требования к использованию проектной формы обучения:
1)наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска
для ее решения;
2)практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов;
3)возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы
учащихся;
4)структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов);
5)использование исследовательских методов, предусматривающих определенную
последовательность действий:
6

-определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в
ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
- выдвижение гипотезы их решения;
-обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений
и т.п.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты,
творческих отчетов, просмотров и пр.);
-сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-выводы, выдвижение новых проблем исследования.
6)Представление результатов выполненных проектов в видематериального
продукта(видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый
доклад и т.п.)
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних
случаях учителя могут определять тематику с учетом учебной ситуации по своему
предмету (монопроекты) с учетом интересов и способностей учащихся. В других - тематика
проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена
и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные
интересы, не только чисто познавательные, но и прикладные.
Тематическое планирование
План работы определен тематическим планированием единым для преподавателей,
работающих по проектировочной деятельности, но в силу различия в количестве часов
преподаватель индивидуально определяет количество часов по теме и ведет в соответствии с
этим запись в журнале. В

документе «Темы проектов клуба «Научное общество»

(составляется в начале каждого учебного года) определено количество часов и количество
проектов у руководителей проектов (приложении 1).

№
занятия

Тема занятия

Форма
проведения
занятий

1.

Вводное занятие. Что такое проект?

2.

Выбор темы.

Мозговой штурм

3.

Актуальность работы

4.

Постановка цели и задач.

5.

Составление индивидуального плана работы.

6.

Поиск информационных источников по теме

Практика
«Снежный ком»
Проблемный
диалог
Индивидуальная
работа
Работа в сети
Интернет

7

Беседа

7.

Правила оформления раздела «Информационные

Работа за ПК

источники»

8.

Анализ литературы по темам.

9.

Уточнение темы, формулирование гипотезы, цели
и задач.

10.

Проектная деятельность учащихся

11.

Структурирование первичной информации.

12.

Проведение сортировки, фильтрации и анализа
собранной информации.

13.

Методы проведения исследований. Выбор методов
исследований.

14.

Методы проведения исследований. Выбор методов
исследований.

15.

16.

17.

Основные
способы
получения
первичной
информации: интервьюирование, анкетирование,
тестирование, наблюдение, эксперимент, анализ
текста (художественный текст, исторический
источник). Принципы определения источников
информации для изучения проблемного поля
(теоретическая часть исследования) и для
проведения полевого \ кабинетного исследования.
Практическая деятельность учащихся: Составление
шаблонов дневника исследования и протоколов
наблюдений. Задание на структурирование
информации в виде таблиц и
\ или
схем.Составление схемы анализа информации.
Проведение исследований и отчет о результатах.

20.

Задание
на
преобразование
текстовой
и
графической информации в электронный вид.
Задание на работу с таблицами в
Ехсе1:
построение диаграмм и графиков.
Структура исследовательской работы.

21.

Цели работы с информацией на каждом этапе

18.
19.

исследования.

Изучение

проблемного

поля:

Индивидуальная
работа
Индивидуальная
работа
Индивидуальная
работа
Индивидуальная
работа
Индивидуальная
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
деятельность
учащихся
Практическая
деятельность
учащихся

Проблемный
диалог
Индивидуальная
работа

способы работы с научной статьей.

22.

Введение проекта

23.

Основная часть проекта

Индивидуальная
работа
Индивидуальная
8

24.

25.
26.

Способы
анализа
собранной
информации.
Практическая деятельность учащихся: Анализ
источников информации
по
формулировке
исследовательской задачи.
Обработка информации для теоретической части
проекта.
Структура.
Таблицы
и
схемы.
Сортировка.
Сбор информации для теоретической части
исследования и преобразование ее в электронный
вид.

27.

Заключение проекта.

28.

Презентация.

29.

Защита проекта. Подготовка текста отчета по
проведенному исследованию.
Правила оформления отчета. Способы работы с
текстом. Включение в текст таблиц, схем,
диаграмм, фотоматериалов.
Подготовка продукта проекта буклета \ вебстраницы, и электронной презентации. Принцип
отбора информации для размещения. Основные
принципы дизайна.
Подготовка
устного
выступления.
Отбор
материалов для устного выступления.
Защита проекта
Анализ результатов защиты.

30.
31.

32.
33.
34.

9

работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
обучабщегося
Индивидуальная
работа
Практическая
работа
Индивидуальная
работа
Индивидуальная
работа
Мастер-класс

Мастер-класс
Выступление
Проблемный
диалог

Оценивание проектной деятельности
1)
Оценивание
проектной
деятельности
осуществляется
на
основе
критериальногоподхода,тоестьучебныедостиженияучащихсясравниваютсясопределеннымэт
алоном,критериямиоценивания,
описанными
в
таблице1.
Ключевыммоментомвпроцессеобученияявляетсяразвитиенавыкованализасобственнойдеятел
ьностиучащихся.
Общие критерии оценивания проекта
Мах
Критерии
Показатель
Проверка УУД
балл
1.
Планирование
Высший балл ставится, если ученик регулятивные
3
и
раскрытие определяет и четко описывает цели своего
плана, развитие проекта, дает последовательное и полное
темы
описание того, как он собирается достичь
этих целей, причем реализация проекта
полностью соответствует предложенному
им плану.
2.
Сбор
3
Высший
балл
ставится,
если познавательные
информации
персональный проект содержит достаточное (смысловое
количество
относящейся
к
делу чтение)
информации и ссылок на различные
источники.
3.
Выбор
и
3
Высший балл ставится, если проект регулятивные
использование
полностью соответствует целям и задачам,
методов
и определенным автором, причем выбранные
приемов
и эффективно использованные средства
приводят к созданию итогового продукта
высокого качества.
4.
Анализ
3
Высший балл по этому критерию познавательные
информации
ставится, если проект четко отражает
глубину
анализа
и
актуальность
собственного видения идей учащимся, при
этом содержит по-настоящему личностный
подход к теме.
5.
Организация
Высший балл ставится, если структура коммуникативные
3
письменной
проекта и письменной работы (отчета)
работы
отражает логику и последовательность
работы, если использованы адекватные
способы
представления
материала
(диаграммы, графики, сноски, макеты,
модели и т. д.).
6.
Анализ
3
Высший балл ставится, если учащийся познавательные
процесса
и последовательно и полно анализирует
результата
проект с точки зрения поставленных целей,
демонстрирует
понимание
общих
перспектив, относящихся к выбранному
пути.
10

7.

Качество
презентации

Высшая
оценка
ставится,
если
презентационныематериалы
помогаютпроектанту при защите, содержат
графический материал, имеют четкую
структуру.Текстовая
информация
в
презентации,
включающая
элементы
доклада, не допускается.

ИКТ-компетенции

3

8.

Защита проекта

Высшая
оценка
ставится,
если
учащийся свободно владеет материалом,
эффективно использует презентационные
материалы, при защите присутствует логика
изложения материала от постановки задачи
через краткий обзор проекта к результатам
его значимости.

коммуникативные

3

9.

Личное участие

личностные

3

10.

Ведение
диалога
аудиторией

Считается в большей степени успешной
такая работа, в которой присутствует
собственный интерес автора, энтузиазм,
активное взаимодействие с участниками и
потенциальными потребителями конечного
продукта и, наконец, если ребенок
обнаружил собственное мнение в ходе
выполнения проекта
Высший балл ставится, если автор
свободно отвечает на вопросы и задает сам
аудитории вопросы по теме собственного
выступления.

коммуникативные

3

с

ИТОГО
30
При необходимости общий уровень достижений учащихся переводится в отметку
последующей шкале:
30-23баллов:«5»;
22-17баллов:«4»;
16-10баллов:«3»;
9-0баллов:«2».
Итоговая оценка уровня сформированности УУД
УУД
Критерии оценивания
Мах
Оценка
балл
познавательные
Сбор и анализ информации- 2,4
9
Выше базового – 8-9
Анализ процесса и результата- 6
Базовый – 5-7
Ниже базового- 1-4
коммуникативные Организация письменной работы – 5 9
Защита проекта- 8
Ведение диалогоа с аудиторией 10
регулятивные
Планирование и раскрытие плана, 6
Выше базового – 5-6
развитие темы - 1
Базовый – 3-4
Выбор и использование методов и
Ниже базового- ниже 1-2
приемов - 3
11

личностные
ИКТ-компетенции

Личное участие - 9
Качество презентации - 7

3
3

Выше базового – 3
Базовый – 2
Ниже базового- ниже 1

МОНИТОРИНГ РАБОТЫ НАПРАВЛЕНИЯ
Качество работы деятельности клуба «Научного общества» считать


Количество и качество творческих работы, представленных на защиту в различных
местах выступления (конференции, конкурсы, выставки и тд)



Количество учащихся, желающих работать в данном клубе

ОТЧЕТ по направлениям сдается по следующим формам:
Регулярное заполнение журнала (не реже 1 раз в месяц) – проверка 1 вторник

1.

каждого месяца
В начале года сдается план работы над проектами по форме (первая неделя октября)

2.

ФИО учителя

Количество
часов

Название
проекта

Количество
Планируемое
учащихся
для место защиты
группового проекта
проекта
Фамилии учащихся
для индивидуальных
проектов

В конце года руководители проекта заполняют электронную форму 2 или

3.

заполняют форму 1 в электронном (бумажном) вариантах и сдают организатору по
научно-методической работе
Форма 1
ФИО
Вид
Количество
Название
учителя- проекта учащихся
для проекта
куратора
группового проекта
Фамилии учащихся
для
индивидуальных
проектов

Участие в конкурсах, конференциях
Наименование
конкурса,
конференции

Уровень

Результат

Форма 2
Электронная форма «Мониторинг проектировочной деятельности»
Сервер/МОНИТОРИНГ/ мониторинг …… год/ Мониторинг проектировочной деятельности

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».