ВД. Функциональная грамотность 5-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»

РАССМОТРЕНО
рук. твор. группы по
функциональной
грамотности

СОГЛАСОВАНО
зам.директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор

Боровкова А.С.
«29» августа 2023 г.

Гришина В.С.
Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

Елкина Н.Н.
Протокол №1 от «29» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»

г. Заречный
2023 г.

Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось
в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в
обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и
стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью
людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним.
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком
смысле:
включать
компьютерную
грамотность,
политическую,
экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования
(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования,
призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,
получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями,
необходимыми им для полноценного функционирования в современном
обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является
PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная
грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для
полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в
своих мониторингах оценивает 6 вида грамотности: читательскую,
математическую, естественнонаучную и финансовую, креативное мышление,
глобальные компетенции.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в
России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от
7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в
2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность
российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования»2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность
знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека
в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для
повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства
выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего
поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт
Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html
2
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI
1

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в
трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.
Результаты исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным
индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их
благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его
родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка
во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной
грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса
заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной
грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий,
процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному,
активному
и
размышляющему
гражданину
(математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том,
что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
3

Ковалѐва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждѐт учащихся в новом испытании
PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357

гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность)4;
способности человека принимать эффективные решения в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению
финансового благополучия личности и общества, а также возможности
участия в экономической жизни.
Планируемые результаты5
Метапредметные и предметные

5 класс
Уровень
узнавания и
понимания

6 класс
Уровень
понимания и
применения

7 класс
Уровень
анализа и
синтеза

8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в рамках
предметного
содержания

Грамотность
Читательская
Математическая
Естественнонаучная
находит и
находит и
находит и
извлекает
извлекает
извлекает
информацию из математическую
информацию о
различных
информацию в
естественнонаучтекстов
различном
ных явлениях в
контексте
различном
контексте
применяет
применяет
объясняет и
извлеченную из математические
описывает
текста
знания для
естественнонаучинформацию для решения разного
ные явления на
решения разного рода проблем
основе
рода проблем
имеющихся
научных знаний
анализирует и
формулирует
распознает и
интегрирует
математическую
исследует личные,
информацию,
проблему на
местные,
полученную из
основе анализа
национальные,
текста
ситуации
глобальные
естественнонаучные проблемы в
различном
контексте
оценивает
интерпретирует и интерпретирует и
форму и
оценивает
оценивает
содержание
математические
личные, местные,
текста в рамках
данные в
национальные,
предметного
контексте лично
глобальные
содержания
значимой
естественнонаучситуации
ные проблемы в
различном
контексте в
рамках
предметного
содержания

Финансовая
находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте
применяет
финансовые
знания для
решения
разного рода
проблем
анализирует
информацию в
финансовом
контексте

оценивает
финансовые
проблемы в
различном
контексте

PISA // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL:
http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.html
5
Планируемые результаты отражают структурные компоненты различного вида грамотности по PISA.
4

9 класс
Уровень
оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
метапредметного содержания

интерпретирует и
оценивает
математические
результаты в
контексте
национальной или
глобальной
ситуации

интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о
личных, местных,
национальных,
глобальных
естественнонаучных проблемах в
различном
контексте в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает
финансовые
проблемы,
делает выводы,
строит
прогнозы,
предлагает
пути решения

Личностные
Читательская
5-9 классы

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

Грамотность
Математическая
Естественнонаучная
объясняет
объясняет
гражданскую
гражданскую
позицию в
позицию в
конкретных
конкретных
ситуациях
ситуациях
общественной
общественной
жизни на основе
жизни на основе
математических
естественнонаучзнаний с позиции ных знаний с
норм морали и
позиции норм
общечеловечесморали и
ких ценностей
общечеловеческих ценностей

Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны

Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется
внеурочной деятельности и включает 6 модулей (читательская,
естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность, глобальные
компетенции, креативное мышление ).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает
содержание модуля из расчета одного часа в неделю в каждом класскомплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально
проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов – 170 часов.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – 34ч:

-

Количество часов в неделю: 1ч в неделю – 5-9 класс, итого 170 часов
6 модулей:
«Основы математической грамотности»: 5*8 часов =40 ч за 5-9 кл
« Основы читательской грамотности» 5*8 часов = 40 ч за 5-9 кл
« Основы финансовой грамотности» 3*8 часов - 24ч за 5-9 кл
«Основы естественнонаучной грамотности» 3*8 часов - 24 за 5-9 кл
«Креативное мышление»: 2*8 часов = 16 ч за 5-9 кл
«Глобальные компетенции»: 2*8 часов - 16 ч за 5-9 кл
Проведение аттестационных мероприятий: 2 часа 5* = 10 ч 5-9 кл по итогам
года обучения

Примерное распределение часов курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» по четвертям и классам
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Читательская +
+
+
+
+
грамотность
Учитель
Учитель
Учитель
Учитель
Учитель
рус яз
рус яз
рус яз
рус яз
рус яз
Мат
+
+
+
+
+
грамотность
Учитель
Учитель
Учитель
Учитель
Учитель
математи математики математики математики математики
ки
Естественнона +
+
+
учная
учитель
Учитель
Учитель
грамотность
географи
биологии
биологии/
и
химии
Финансовая
+
+
+
грамотность
Учитель
Учитель
Учитель
обществозн обществозн обществозн
ания
ания
ания
Глобальные
+
+
компетенции
Учитель
Учитель
обществозн
обществозн
ания
ания
Креативное
+
+
мышление
Учитель
Учитель
информат
информати
ики/
ки/
классный
классный
рук
рук
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений,
составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.

Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения
поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать
(интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном
контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и
синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и
национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть
универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое
целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные
поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать
выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и
явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из
различных предметных областей легко актуализируются школьником и
используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577
рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности,
разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования с учетом
основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим
целесообразным является проведение текущей (выполнение заданий в ходе
урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по
окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в
форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества
общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики
международных исследований качества подготовки обучающихся.

№

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»
5 Класс
Кол-во
Тема занятия
Формы деятельности
часов

1. Определение основной темы в фольклорном
1
произведении. Пословицы, поговорки как источник
информации.
2. Сопоставление содержания текстов разговорного
1
стиля. Личная ситуация в текстах.
3. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста
или его частей?
1
4. Типы текстов: текст-описание (художественное
и техническое).
5. Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

6. Типы задач на грамотность чтения. Примеры
задач.

1

7. Работа со сплошным текстом.
8.

Проведение рубежной аттестации.

Беседа, конкурс.
Работа в парах.
Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в
формате свободного
обмена мнениями.
Круглый стол.
Квест, конкурс.

1

Квест, игра «Что? Где?
Когда?».
Ролевая игра.

1
1
Итого 8/16

Тестирование.

6 класс
№

Тема занятия

1. Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении
2. Древнерусская
летопись
как источник
информации о реалиях
времени.
3. Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской
позиции в
художественных текстах.

Колво
часов

1
1

Формы
деятельности
Беседа, конкурс.
Круглый стол,
ролевая игра.

1

Работа в
парах, игра в
формате КВН.

4. Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?

1

Квест, круглый
стол.

5. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет,
репортаж)

1

Круглый стол,
дискуссия.

6. Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.

1

7.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

Квест, игра «Что?
Где? Когда?».
Беседа, дискуссия в
формате

Проведение рубежной аттестации.
Итого

свободного обмена
мнениями.
Тестирование.

1
8/16
7 класс

№

Тема занятия

Ко-во часов

1. Определение основной темы и идеи в
лирическом произведении. Поэтический текст как
источник информации.
2. Сопоставление
содержания
текстов 1
публицистического
стиля.
Общественная
ситуация в текстах.
3. Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учѐтом цели
дальнейшего использования?
4. Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное
сочинение, резюме, толкование, определение).
5. Поиск комментариев, подтверждающих основную
мысль текста, предложенного для анализа.
6. Типы задач на грамотность. Позиционные
задачи.
7. Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления, графики
и диаграммы.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

1

Формы
деятельности
Беседа,
конкурс.
Работа в
парах.

1

1

1
1
1
1
8

Беседа, круглый
стол, ролевая
игра.
Квест,
дискуссия,
круглый стол.
Деловая игра.
Квест,
круглый стол.
Деловая игра.
Тестирование.

8 класс
№

Тема занятия

Ко-во
часов

Формы
деятельности

1

Беседа,
конкурс.

1

Работа в
парах.

3. Работа с текстом: как применять информацию из
текста в изменѐнной ситуации?

1

Беседа,
круглый стол.

4. Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы)

1

5. Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

Квест,
дискуссия.
Квест,
круглый стол.

1. Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации.
2. Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах.

6. Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.

1

Квест,
круглый стол.

7. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры (рубежная аттестация).
8.
Проведение рубежной аттестации.

1

Деловая игра.

1

Тестирование
.

Итого

8
9 класс

№

Тема занятия

1. Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст
как источник информации.
2. Сопоставление содержания текстов научного 1
стиля. Образовательные ситуации в текстах.
3. Работа с текстом: как критически оценивать
степень достоверности содержащейся в тексте
информации?
4. Типы
текстов:
текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование).
5.

Составление плана на основе исходного текста.

6. Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.
7. Работа со смешанным текстом.
Составные тексты (рубежная аттестация).
8
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Ко-во
часов

Формы
деятельности

1

Беседа, конкурс.
Работа в парах,
дискуссия.

1
Квест, круглый
стол.
1
1

Деловая игра,
круглый стол.
Работа в группах,
соревнование в
формате КВН.

1

Квест, круглый
стол.

1

Деловая игра.

1
8

Тестирование.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
№

Тема
занятия

Ко-во
часов

Формы деятельности

1. Стартовые задания. Взвешивание
фруктов. Парусники.
2.
Обучающие задания. Знаете ли вы?
Найдите ошибку. Разные задачи.
3. Итоговые задания. Взвешивание фруктов.

1

Беседа, обсуждение,
практикум.
Обсуждение, практикум.

4. Итоговые задания. Площадка для
бадминтона.
5. Итоговые задания. Круиз по
Волге.
6. Итоговые задания. Конструирование.

1

7. Составьте свое задание. Опрос
школьников. Морские лодки.
8. Тестирование

1
Итого

1
1

1
1

Обсуждение, урокисследование.
Беседа, обсуждение,
практикум.
Игра, урок-исследование.
Обсуждение, урок-практикум,
конструирование.
Урок-практикум.
Тестирование.

1
8
6 класс

№

Тема
занятия

Кол-во
часов

1. Стартовые задания. Предпрофильный класс.
Новая квартира.

Формы деятельности

1

Игра,
практикум.

2. Обучающие задания к ситуации «Поступление
в предпрофильный класс»

1

Исследовательская
урок- практикум.

3. Обучающие задания к ситуации «Новая
квартира»

1

Обсуждение,
урокпрактикум, соревнование.

4. Обучающие задания к ситуации «Вязаные
вещи»
5. Обучающие задачи к ситуации «Новое
дорожное полотно»
6. Итоговые задания. Вязаные вещи.

1
1

обсуждение,
работа,

Урок-игра,
урокисследование.
Урок-игра, индивидуальная
работа в парах.

1

Обсуждение,
практикум.

7. Итоговые задания. Новое дорожное
покрытие.

1

Беседа, урок-исследование,
моделирование.

8. Тестирование.

1

Тестирование.

Итого

8

урок-

7 класс
№

Тема
занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

1. Стартовые задания. Аренда автомобиля.
Устройство для хранения информации.
2. Стартовые задания. Блины.

1

Обсуждение, практикум.

1

3. Обучающие задания к ситуации
«Аренда автомобиля»
4. Обучающие задания к ситуации «Устройства
для хранения информации»

1

5. Обучающие задания к ситуации «Блины»

1

6. Итоговое задание. Аренда автомобиля.
7. Итоговое задание. Устройства для хранения
информации.

1
1

Исследовательская
работа, урокпрактикум.
Обсуждение, урокпрактикум.
Обсуждение, урокпрактикум, урокисследование.
Урок-игра, урокисследование.
Урок-практикум.
Урок-практикум.

8. Итоговое задание. Блины.
9. Тестирование.

1
1
8

1

Итого

Урок-практикум.
Тестирование
8 класс

№

Тема
занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

1. Практико-ориентированные задачи.
Участок.
2. Практико-ориентированные задачи.
Квартира.
3. Практико-ориентированные задачи. План
местности.
4. Практико-ориентированные
задачи. Тарифы.
5. Практико-ориентированные задачи.
Метро.
6. Практико-ориентированные задачи. Зонт.
7. Практико-ориентированные задачи.
Теплица.

1

Обсуждение. Урок практикум.

1

Обсуждение. Урок практикум.

1

Обсуждение. Урок практикум.

1

Обсуждение. Урок
практикум.

1

Обсуждение. Урок практикум.

1
1

Обсуждение. Урок практикум.

8. Тестирование.

1

Тестирование.

Итого

8

Обсуждение. Урок
практикум.

9 класс
№

Тема
занятия

Кол-во
часов

1. Практико-ориентированные задачи.
Террасы.

1

2. Практико-ориентированные задачи. Листы
бумаги.

1

3. Практико-ориентированные задачи. Печь
для бани.

1

4. Практико-ориентированные задачи.
ОСАГО.
5. Практико-ориентированные задачи.
Маркировка шин.

1

6. Тестирование

1

1

Итого

8

Формы деятельности

Беседа. Обсуждение.
Практикум.
Обсуждение.
Исследование.
Практикум.
Моделирование.
Конструирование
алгоритма. Практикум.
Обсуждение.
Исследование.
Исследование. Выбор
способа
решения. Практикум.
Обсуждение. Практикум.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5 класс
№

Тема
занятия

1. Звуковые явления. Звуки живой и
неживой
природы. Слышимые и неслышимые звуки.
2. Устройство динамика. Современные
акустические системы. Шум и его
воздействие на человека.
3. Строение вещества. Движение и
взаимодействие частиц. Признаки
химических реакций. Природные
индикаторы.
Вода. Уникальность воды.
4. Углекислый газ в природе и его значение.
5. Земля и земная кора. Минералы. Земля,
внутреннее строение Земли. Знакомство с
минералами, горной породой и рудой.

Кол-во
часов

1
1

Формы деятельности
Беседа, демонстрация
записей
звуков.
Наблюдение физических
явлений.

1

1

Презентация. Учебный
эксперимент.
Наблюдение физических
явлений.

1
1

Работа с коллекциями
минералов и горных пород.
Посещение
минералогической
экспозиции.

1
6. Атмосфера Земли.
1
7. Живая природа
Беседа. Презентация.
Уникальность планеты Земля. Условия
для существования
жизни на Земле. Свойс
организмов.
Итого
8

7 класс
№

Тема
занятия

Кол-во
часов

Структура и свойства вещества.
1. Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твѐрдых тел,
жидкостей и газов. Диффузия в газах,
жидкостях и твѐрдых телах.
Механические явления. Силы и движение
2.
Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля. Гидростатический
парадокс.
Деформация тел. Виды деформации.
Усталость
3. материалов.

1

Земля, мировой океан. Атмосферные
4. явления. Ветер. Направление ветра.
Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами,
объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав
5. воды морей и океанов. Структура
подводной сферы. Исследование океана.
Использование подводных
дронов.
Биологическое разнообразие Растения.
6. Генная модификация растений.
Внешнее строение дождевого червя,
моллюсков,
насекомых.
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их
многообразие. Пресноводные и морские
7. рыбы.
Внешнее и внутреннее строение
птицы. Эволюция птиц.
Многообразие птиц.
Перелетные птицы. Сезонная миграция.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

1

1

1

Формы деятельности
Беседа. Демонстрация
моделей.

Демонстрация
моделей.
Лабораторная работа.
Посещение
производственных
или
научных лабораторий с
разрывными машинами и
прессом.
Проектная деятельность.

1

1

1

1-2
8-9

Оформление коллажа.
Создание журнала
«Музей фактов».

Тестирование.

9 класс
№

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Тема
занятия
Структура и свойства вещества На сцену
выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.
Химические изменения состояния вещества
Изменения состояния веществ.
Физические явления и химические
превращения.
Отличие химических реакций от
физических явлений.
Наследственность биологических объектов
Размножение организмов. Индивидуальное
развитие организмов. Биогенетический закон.
Закономерности наследования признаков.
Вид и популяции. Общая характеристика
популяции. Экологические факторы и
условия
среды обитания. Происхождение видов.
Закономерности изменчивости:
модификационная и мутационная
изменчивости. Основные методы селекции
растений, животных
и микроорганизмов.
Экологическая система Потоки
вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность
организмов. Круговорот веществ в
биосфере. Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Демонстрация моделей.
Дебаты.

1

Беседа. Демонстрация
моделей.
Презентация.
Учебный
эксперимент.
Исследование
Беседа. Демонстрация
моделей.
Учебный эксперимент.
Наблюдение явлений.

1

1

1

Демонстрация моделей.
Моделирование.

1
2
8/18

Тестирование.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
6 класс
Кол-во
Формы деятельности

№

Тема
часов
занятия
1. Удивительные факты и истории о
1
деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
2. Откуда берутся деньги? Виды доходов.
1
Заработная плата. Почему у всех она разная?
От чего это зависит?
3. Собственность и доходы от нее. Арендная
1
плата, проценты, прибыль, дивиденты.
4. Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

5. Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться?

1

6. Личные деньги
Проведение рубежной аттестации.

1
2
8

Итого

Беседы, диалоги,
дискуссии.
Круглый стол, игра.
Круглый стол, игра,
квест.
Беседы, диалоги,
дискуссии.
Викторина, квест,
квиз.
Проект, игра.
Тестирование.
7класс

№

Тема
занятия

Кол-во
часов

Формы
деятельности

1. Что такое налоги и почему мы их должны
платить?

1

2. Виды налогов. Подоходный налог. Какие
налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и
налоговые
льготы.
3. Что такое государственный бюджет? На что
расходуются налоговые сборы?

1

1

Игра, круглый стол,
дискуссии.

4. Виды социальных пособий. Если человек
потерял
работу.
5. История возникновения банков. Как накопить,
чтобы купить? Всѐ про кредит.

1

Круглый стол, игра,
квест.

1

Беседы, диалоги,
дискуссии.

Беседы, диалоги,
дискуссии.
Круглый стол, игра.

6. Вклады: как сохранить и
приумножить? Пластиковая карта – твой
безопасный Банк в кармане.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

1

Проект, игра.

1

Тестирова
ние.
1

8
8 класс

№

Тема
занятия

Кол-во
часов

Формы
деятельности

1. Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях.

1

Беседы, диалоги,
дискуссии.

2. Как сберечь личный капитал? Модель трех
капиталов.

1

3. Бизнес и его формы. Риски
предпринимательства.

1

Круглый стол,
игра.
Викторина,
круглый стол,
дискуссии.

4. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство
и малый бизнес.

1

Круглый стол,
игра, квест.

5. Бизнес подростков и
идеи предприниматели.

1

Беседы, диалоги,
дискуссии.

1

Проект, игра.

2
8

Тестирование.

1

6. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые
операции и риски связанные с ними.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Глобальные компетенции»
6 класс
№

Тема
занятия

1. Что такое «глобальные компетенции»
Умение распознавать глобальное и
локальное
2. Мы разные, но решаем общие задачи
Ситуации «И как вы там живете», «Привет,
меня зовут Грун», «Учим иностранный»
(http://skiv.instrao.ru/)
3- Узнаем традиции и обычаи и учитываем их
4. в общении. Соблюдаем правила. Участвуем
в самоуправлении.
Ситуации «Как отметить день рождения»,
«Кого выбрать в школьный совет»,
«Тишина в библиотеке», «Подарок»
(http://skiv.instrao.ru/)
5- Глобальные проблемы в нашей жизни
6. Ситуации «Руководство для лентяев»,
«Новая игра»,«В лесу родиласьелочка»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Здоровье», «Новый
ученик»: образоваельный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
7. Экологические проблемы. Глобальные
проблемы, связанные со здравоохранением.
Отношение к здоровью как ценности.
Ситуации «Здоровье», «Новенькая»:
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1
Итого

Колво
часов

Формы деятельности

1

Беседа /обсуждение /
игровая деятельность
/решение познавательных
задач и разбор ситуаций
Беседа /обсуждение / игровая
деятельность /решение
познавательных задач и
разбор ситуаций
Беседа /обсуждение / игровая
деятельность /решение
познавательных задач и
разбор ситуаций

1

2

Решение познавательных
задач и разбор ситуаций
/игровая деятельность

2

Решение познавательных
задач и разбор ситуаций
/игровая деятельность

2

8
9 класс

№

Тема
занятия

1. Какое общение называют эффективным.
Расшифруем «4к»
«Интернет в современном мире»:

Кол-во
часов

1

Формы деятельности

Дискуссия / решение
познавательных задач и
разбор ситуаций

образовательный ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
2. Общаемся в сетевых сообществах,
сталкиваемся со стереотипами, действуем
сообща
Ситуации «Гендерное равенство и
стереотипы»,
«Плюсы и минусы стереотипов»,
«Сетикет»,
«Сегодня у нас презентация»
(http://skiv.instrao. ru/)
«Новый ученик»: образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
3. Почему и для чего в современном мире
нужно быть глобально комптентным?
Действуем для будущего: учитываем цели
устойчивого развития
«Что такое глобальные компетенции?»:
Образовательный ресурс издательства
«Просвещение» (https://media.prosv.
ru/func/)
«Что такое «глобальные компетенции»?
Почему современный человек должен быть
глобально компетентным?» Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
4. Подведение итогов программы.
Самооценка результатов деятельности на
занятиях
Итого

3

Решение познавательных
задач и разбор ситуаций
/игровая деятельность

3

Решение познавательных
задач и разбор ситуаций
/игровая деятельность

1
8

Групповая работа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Креативное мышление»
5 класс
№

Тема
занятия

1. Креативное мышление: модели и ситуации
Задача на РЭШ: Необычная картина (задание
1.). Обложка для книги.
2. Выделение креативных идей и их доработка
Задача на РЭШ: Письменное
самовыражение: Необычная картина
(задание 3.).
Визуальное самовыражение: Обложка для
книги
3. Использование навыка креативного
мышления для создания продукта. От
выдвижения до доработки.
Задача на РЭШ: Трудный предмет/Сюжет
для спектакля
4. Диагностика. Рефлексия. Самооценка.
5. Гибкость и беглость в решения
Задание на РЭШ: «Марафон чистоты»
6. От выдвижения до доработки.
Задание на РЭШ: «Марафон чистоты»
7. Диагностика. Рефлексия. Самооценка.
Задание на РЭШ: «Марафон чистоты»
8. Проведение рубежной аттестации.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Работа в малых группах.
Презентация и обсуждение.
Работа в малых группах.
Презентация и обсуждение

1

1

1
1
1
1
1

Итого

8/

Работа в малых группах.
Презентация и обсуждение

Индивидуальная работа.
Работа в парах
Индивидуальная работа.
Работа в парах
Индивидуальная работа.
Работа в парах
Индивидуальная работа.
Работа в парах

8 класс
№

Тема

Р
занятия
е
с
у1- Креативность в учебных ситуациях и
р3. ситуациях социального взаимодействия
с Комплексные задания :
ы Название книги, 8 кл.,
Рекламный слоган, 8 кл.,
п Лесные пожары 8 кл.,
о Быть чуткими
Одни дома 7 кл.,
ф4- Выдвижение различных идей
о6. Комплексные задания :
р Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)
м 8 кл., Говорящие имена,
и 8 кл., Система,
р 8 кл., Литературные места России,
о 8 кл., ВращениеЗемли,
в 8 кл кл., Зоопарк,
6-8 Диагно стика и рефлексия. Самоооценка
а Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)
Диагностическая работа по креативному
мышлению.
Подведение итогов .

Кол-во
часов

3

3

2

Формы деятельности

Работа в парах и малых
группах над различными
комплексными заданиями.
Презентация результатов
Обсуждения и подведение
итогов
Работа в парах и малых
группах над различными
комплексными заданиями.
Презентация результатов
Обсуждения и подведение
итогов итогов
Тестирование.

Задания на оценку/формирование функциональной грамотности
Литература
1. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Часть 1,2. Автор(ы): Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др.
2. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Часть 1,2. Автор(ы):Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др.
3. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть
1, 2 Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др.
4. Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Ковалева Г.С., Коваль Т.В., Дюкова С.Е.
5. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск
2. Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др.
6. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Авдеенко Н.А. и др.

Электронные ресурсы
1. 1.
Практическое сопровождение курса «Функциональная грамотность»
https://sites.google.com/view/finansofai-gramotnost
2. РЕШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий
представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством
пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction. Презентация
платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке
функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
3. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития
образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
4. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности
учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
российской
академии
образования»
(Демонстрационные
материалы
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
5. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
6. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической,
естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному
решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
7. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для
жизни» издательства «Просвещение»: https://my-shop.ru/shop/product/4539226.html.
8. Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. СанктПетербурга.
КИМ,
спецификация,
кодификаторы:
https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.
9. Образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Ресурсы повышения квалификации педагогов
1. Вебинары
издательства
«Просвещение»:
https://prosv.ru/pages/pisawebinars.html.
2. Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в
школе»,
программы
развития
педагогов
«Я
Учитель»:
https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram.
3. Марафон по функциональной грамотности. Материалы в помощь учителю:
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main.
4. Онлайн-курс «Функциональная грамотность на уроках русского языка,
литературы и литературного чтения»: https://course.cerm.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».