МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение «Управление образования городского округа Заречный» МБОУ ГО Заречный «СОШ №4» РАССМОТРЕНО рук. твор. группы по функциональной грамотности СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР УТВЕРЖДЕНО директор Боровкова А.С. «29» августа 2023 г. Гришина В.С. Приказ №94 ОД/р от «30» августа 2023 г. Елкина Н.Н. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» г. Заречный 2023 г. Пояснительная записка Актуальность Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 6 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую, креативное мышление, глобальные компетенции. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html 2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI 1 Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. Целеполагание Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную 3 Ковалѐва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждѐт учащихся в новом испытании PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357 гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность)4; способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Планируемые результаты5 Метапредметные и предметные 5 класс Уровень узнавания и понимания 6 класс Уровень понимания и применения 7 класс Уровень анализа и синтеза 8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания Грамотность Читательская Математическая Естественнонаучная находит и находит и находит и извлекает извлекает извлекает информацию из математическую информацию о различных информацию в естественнонаучтекстов различном ных явлениях в контексте различном контексте применяет применяет объясняет и извлеченную из математические описывает текста знания для естественнонаучинформацию для решения разного ные явления на решения разного рода проблем основе рода проблем имеющихся научных знаний анализирует и формулирует распознает и интегрирует математическую исследует личные, информацию, проблему на местные, полученную из основе анализа национальные, текста ситуации глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте оценивает интерпретирует и интерпретирует и форму и оценивает оценивает содержание математические личные, местные, текста в рамках данные в национальные, предметного контексте лично глобальные содержания значимой естественнонаучситуации ные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания Финансовая находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте применяет финансовые знания для решения разного рода проблем анализирует информацию в финансовом контексте оценивает финансовые проблемы в различном контексте PISA // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.html 5 Планируемые результаты отражают структурные компоненты различного вида грамотности по PISA. 4 9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения Личностные Читательская 5-9 классы оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному Грамотность Математическая Естественнонаучная объясняет объясняет гражданскую гражданскую позицию в позицию в конкретных конкретных ситуациях ситуациях общественной общественной жизни на основе жизни на основе математических естественнонаучзнаний с позиции ных знаний с норм морали и позиции норм общечеловечесморали и ких ценностей общечеловеческих ценностей Финансовая оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны Характеристика образовательного процесса Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется внеурочной деятельности и включает 6 модулей (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление ). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю в каждом класскомплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю. Таким образом, общее количество часов – 170 часов. Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – 34ч: - Количество часов в неделю: 1ч в неделю – 5-9 класс, итого 170 часов 6 модулей: «Основы математической грамотности»: 5*8 часов =40 ч за 5-9 кл « Основы читательской грамотности» 5*8 часов = 40 ч за 5-9 кл « Основы финансовой грамотности» 3*8 часов - 24ч за 5-9 кл «Основы естественнонаучной грамотности» 3*8 часов - 24 за 5-9 кл «Креативное мышление»: 2*8 часов = 16 ч за 5-9 кл «Глобальные компетенции»: 2*8 часов - 16 ч за 5-9 кл Проведение аттестационных мероприятий: 2 часа 5* = 10 ч 5-9 кл по итогам года обучения Примерное распределение часов курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» по четвертям и классам 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Читательская + + + + + грамотность Учитель Учитель Учитель Учитель Учитель рус яз рус яз рус яз рус яз рус яз Мат + + + + + грамотность Учитель Учитель Учитель Учитель Учитель математи математики математики математики математики ки Естественнона + + + учная учитель Учитель Учитель грамотность географи биологии биологии/ и химии Финансовая + + + грамотность Учитель Учитель Учитель обществозн обществозн обществозн ания ания ания Глобальные + + компетенции Учитель Учитель обществозн обществозн ания ания Креативное + + мышление Учитель Учитель информат информати ики/ ки/ классный классный рук рук Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим целесообразным является проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. № УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы читательской грамотности» 5 Класс Кол-во Тема занятия Формы деятельности часов 1. Определение основной темы в фольклорном 1 произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. 2. Сопоставление содержания текстов разговорного 1 стиля. Личная ситуация в текстах. 3. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? 1 4. Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). 5. Что такое вопрос? Виды вопросов. 1 6. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. 1 7. Работа со сплошным текстом. 8. Проведение рубежной аттестации. Беседа, конкурс. Работа в парах. Ролевая игра. Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Круглый стол. Квест, конкурс. 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». Ролевая игра. 1 1 Итого 8/16 Тестирование. 6 класс № Тема занятия 1. Определение основной темы и идеи в эпическом произведении 2. Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. 3. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Колво часов 1 1 Формы деятельности Беседа, конкурс. Круглый стол, ролевая игра. 1 Работа в парах, игра в формате КВН. 4. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? 1 Квест, круглый стол. 5. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) 1 Круглый стол, дискуссия. 6. Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. 1 7. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». Беседа, дискуссия в формате Проведение рубежной аттестации. Итого свободного обмена мнениями. Тестирование. 1 8/16 7 класс № Тема занятия Ко-во часов 1. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. 2. Сопоставление содержания текстов 1 публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. 3. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования? 4. Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). 5. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. 6. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. 7. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Проведение рубежной аттестации. Итого 1 Формы деятельности Беседа, конкурс. Работа в парах. 1 1 1 1 1 1 8 Беседа, круглый стол, ролевая игра. Квест, дискуссия, круглый стол. Деловая игра. Квест, круглый стол. Деловая игра. Тестирование. 8 класс № Тема занятия Ко-во часов Формы деятельности 1 Беседа, конкурс. 1 Работа в парах. 3. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной ситуации? 1 Беседа, круглый стол. 4. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) 1 5. Поиск ошибок в предложенном тексте. 1 Квест, дискуссия. Квест, круглый стол. 1. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. 2. Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах. 6. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. 1 Квест, круглый стол. 7. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). 8. Проведение рубежной аттестации. 1 Деловая игра. 1 Тестирование . Итого 8 9 класс № Тема занятия 1. Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. 2. Сопоставление содержания текстов научного 1 стиля. Образовательные ситуации в текстах. 3. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? 4. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). 5. Составление плана на основе исходного текста. 6. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. 7. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). 8 Проведение рубежной аттестации. Итого Ко-во часов Формы деятельности 1 Беседа, конкурс. Работа в парах, дискуссия. 1 Квест, круглый стол. 1 1 Деловая игра, круглый стол. Работа в группах, соревнование в формате КВН. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра. 1 8 Тестирование. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы математической грамотности» 5 класс № Тема занятия Ко-во часов Формы деятельности 1. Стартовые задания. Взвешивание фруктов. Парусники. 2. Обучающие задания. Знаете ли вы? Найдите ошибку. Разные задачи. 3. Итоговые задания. Взвешивание фруктов. 1 Беседа, обсуждение, практикум. Обсуждение, практикум. 4. Итоговые задания. Площадка для бадминтона. 5. Итоговые задания. Круиз по Волге. 6. Итоговые задания. Конструирование. 1 7. Составьте свое задание. Опрос школьников. Морские лодки. 8. Тестирование 1 Итого 1 1 1 1 Обсуждение, урокисследование. Беседа, обсуждение, практикум. Игра, урок-исследование. Обсуждение, урок-практикум, конструирование. Урок-практикум. Тестирование. 1 8 6 класс № Тема занятия Кол-во часов 1. Стартовые задания. Предпрофильный класс. Новая квартира. Формы деятельности 1 Игра, практикум. 2. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс» 1 Исследовательская урок- практикум. 3. Обучающие задания к ситуации «Новая квартира» 1 Обсуждение, урокпрактикум, соревнование. 4. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи» 5. Обучающие задачи к ситуации «Новое дорожное полотно» 6. Итоговые задания. Вязаные вещи. 1 1 обсуждение, работа, Урок-игра, урокисследование. Урок-игра, индивидуальная работа в парах. 1 Обсуждение, практикум. 7. Итоговые задания. Новое дорожное покрытие. 1 Беседа, урок-исследование, моделирование. 8. Тестирование. 1 Тестирование. Итого 8 урок- 7 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности 1. Стартовые задания. Аренда автомобиля. Устройство для хранения информации. 2. Стартовые задания. Блины. 1 Обсуждение, практикум. 1 3. Обучающие задания к ситуации «Аренда автомобиля» 4. Обучающие задания к ситуации «Устройства для хранения информации» 1 5. Обучающие задания к ситуации «Блины» 1 6. Итоговое задание. Аренда автомобиля. 7. Итоговое задание. Устройства для хранения информации. 1 1 Исследовательская работа, урокпрактикум. Обсуждение, урокпрактикум. Обсуждение, урокпрактикум, урокисследование. Урок-игра, урокисследование. Урок-практикум. Урок-практикум. 8. Итоговое задание. Блины. 9. Тестирование. 1 1 8 1 Итого Урок-практикум. Тестирование 8 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности 1. Практико-ориентированные задачи. Участок. 2. Практико-ориентированные задачи. Квартира. 3. Практико-ориентированные задачи. План местности. 4. Практико-ориентированные задачи. Тарифы. 5. Практико-ориентированные задачи. Метро. 6. Практико-ориентированные задачи. Зонт. 7. Практико-ориентированные задачи. Теплица. 1 Обсуждение. Урок практикум. 1 Обсуждение. Урок практикум. 1 Обсуждение. Урок практикум. 1 Обсуждение. Урок практикум. 1 Обсуждение. Урок практикум. 1 1 Обсуждение. Урок практикум. 8. Тестирование. 1 Тестирование. Итого 8 Обсуждение. Урок практикум. 9 класс № Тема занятия Кол-во часов 1. Практико-ориентированные задачи. Террасы. 1 2. Практико-ориентированные задачи. Листы бумаги. 1 3. Практико-ориентированные задачи. Печь для бани. 1 4. Практико-ориентированные задачи. ОСАГО. 5. Практико-ориентированные задачи. Маркировка шин. 1 6. Тестирование 1 1 Итого 8 Формы деятельности Беседа. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Исследование. Практикум. Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум. Обсуждение. Исследование. Исследование. Выбор способа решения. Практикум. Обсуждение. Практикум. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 класс № Тема занятия 1. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. 2. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. 3. Строение вещества. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. 4. Углекислый газ в природе и его значение. 5. Земля и земная кора. Минералы. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Кол-во часов 1 1 Формы деятельности Беседа, демонстрация записей звуков. Наблюдение физических явлений. 1 1 Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. 1 1 Работа с коллекциями минералов и горных пород. Посещение минералогической экспозиции. 1 6. Атмосфера Земли. 1 7. Живая природа Беседа. Презентация. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойс организмов. Итого 8 7 класс № Тема занятия Кол-во часов Структура и свойства вещества. 1. Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твѐрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твѐрдых телах. Механические явления. Силы и движение 2. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Деформация тел. Виды деформации. Усталость 3. материалов. 1 Земля, мировой океан. Атмосферные 4. явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Давление воды в морях и океанах. Состав 5. воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. Биологическое разнообразие Растения. 6. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские 7. рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. Проведение рубежной аттестации. Итого 1 1 1 Формы деятельности Беседа. Демонстрация моделей. Демонстрация моделей. Лабораторная работа. Посещение производственных или научных лабораторий с разрывными машинами и прессом. Проектная деятельность. 1 1 1 1-2 8-9 Оформление коллажа. Создание журнала «Музей фактов». Тестирование. 9 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема занятия Структура и свойства вещества На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Наследственность биологических объектов Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Экологическая система Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Проведение рубежной аттестации. Итого Кол-во часов Формы деятельности 1 Демонстрация моделей. Дебаты. 1 Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. Учебный эксперимент. Исследование Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент. Наблюдение явлений. 1 1 1 Демонстрация моделей. Моделирование. 1 2 8/18 Тестирование. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности» 6 класс Кол-во Формы деятельности № Тема часов занятия 1. Удивительные факты и истории о 1 деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. 2. Откуда берутся деньги? Виды доходов. 1 Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? 3. Собственность и доходы от нее. Арендная 1 плата, проценты, прибыль, дивиденты. 4. Социальные выплаты: пенсии, пособия. 1 5. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? 1 6. Личные деньги Проведение рубежной аттестации. 1 2 8 Итого Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Круглый стол, игра, квест. Беседы, диалоги, дискуссии. Викторина, квест, квиз. Проект, игра. Тестирование. 7класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности 1. Что такое налоги и почему мы их должны платить? 1 2. Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. 3. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? 1 1 Игра, круглый стол, дискуссии. 4. Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. 5. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всѐ про кредит. 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. 6. Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. Проведение рубежной аттестации. Итого 1 Проект, игра. 1 Тестирова ние. 1 8 8 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности 1. Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 2. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. 1 3. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. 1 Круглый стол, игра. Викторина, круглый стол, дискуссии. 4. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. 1 Круглый стол, игра, квест. 5. Бизнес подростков и идеи предприниматели. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Проект, игра. 2 8 Тестирование. 1 6. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. Проведение рубежной аттестации. Итого УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Глобальные компетенции» 6 класс № Тема занятия 1. Что такое «глобальные компетенции» Умение распознавать глобальное и локальное 2. Мы разные, но решаем общие задачи Ситуации «И как вы там живете», «Привет, меня зовут Грун», «Учим иностранный» (http://skiv.instrao.ru/) 3- Узнаем традиции и обычаи и учитываем их 4. в общении. Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении. Ситуации «Как отметить день рождения», «Кого выбрать в школьный совет», «Тишина в библиотеке», «Подарок» (http://skiv.instrao.ru/) 5- Глобальные проблемы в нашей жизни 6. Ситуации «Руководство для лентяев», «Новая игра»,«В лесу родиласьелочка» (http://skiv.instrao.ru/) «Здоровье», «Новый ученик»: образоваельный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) 7. Экологические проблемы. Глобальные проблемы, связанные со здравоохранением. Отношение к здоровью как ценности. Ситуации «Здоровье», «Новенькая»: Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 Итого Колво часов Формы деятельности 1 Беседа /обсуждение / игровая деятельность /решение познавательных задач и разбор ситуаций Беседа /обсуждение / игровая деятельность /решение познавательных задач и разбор ситуаций Беседа /обсуждение / игровая деятельность /решение познавательных задач и разбор ситуаций 1 2 Решение познавательных задач и разбор ситуаций /игровая деятельность 2 Решение познавательных задач и разбор ситуаций /игровая деятельность 2 8 9 класс № Тема занятия 1. Какое общение называют эффективным. Расшифруем «4к» «Интернет в современном мире»: Кол-во часов 1 Формы деятельности Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) 2. Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща Ситуации «Гендерное равенство и стереотипы», «Плюсы и минусы стереотипов», «Сетикет», «Сегодня у нас презентация» (http://skiv.instrao. ru/) «Новый ученик»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) 3. Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально комптентным? Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития «Что такое глобальные компетенции?»: Образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) «Что такое «глобальные компетенции»? Почему современный человек должен быть глобально компетентным?» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. 4. Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях Итого 3 Решение познавательных задач и разбор ситуаций /игровая деятельность 3 Решение познавательных задач и разбор ситуаций /игровая деятельность 1 8 Групповая работа УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Креативное мышление» 5 класс № Тема занятия 1. Креативное мышление: модели и ситуации Задача на РЭШ: Необычная картина (задание 1.). Обложка для книги. 2. Выделение креативных идей и их доработка Задача на РЭШ: Письменное самовыражение: Необычная картина (задание 3.). Визуальное самовыражение: Обложка для книги 3. Использование навыка креативного мышления для создания продукта. От выдвижения до доработки. Задача на РЭШ: Трудный предмет/Сюжет для спектакля 4. Диагностика. Рефлексия. Самооценка. 5. Гибкость и беглость в решения Задание на РЭШ: «Марафон чистоты» 6. От выдвижения до доработки. Задание на РЭШ: «Марафон чистоты» 7. Диагностика. Рефлексия. Самооценка. Задание на РЭШ: «Марафон чистоты» 8. Проведение рубежной аттестации. Кол-во часов Формы деятельности 1 Работа в малых группах. Презентация и обсуждение. Работа в малых группах. Презентация и обсуждение 1 1 1 1 1 1 1 Итого 8/ Работа в малых группах. Презентация и обсуждение Индивидуальная работа. Работа в парах Индивидуальная работа. Работа в парах Индивидуальная работа. Работа в парах Индивидуальная работа. Работа в парах 8 класс № Тема Р занятия е с у1- Креативность в учебных ситуациях и р3. ситуациях социального взаимодействия с Комплексные задания : ы Название книги, 8 кл., Рекламный слоган, 8 кл., п Лесные пожары 8 кл., о Быть чуткими Одни дома 7 кл., ф4- Выдвижение различных идей о6. Комплексные задания : р Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) м 8 кл., Говорящие имена, и 8 кл., Система, р 8 кл., Литературные места России, о 8 кл., ВращениеЗемли, в 8 кл кл., Зоопарк, 6-8 Диагно стика и рефлексия. Самоооценка а Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Диагностическая работа по креативному мышлению. Подведение итогов . Кол-во часов 3 3 2 Формы деятельности Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями. Презентация результатов Обсуждения и подведение итогов Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями. Презентация результатов Обсуждения и подведение итогов итогов Тестирование. Задания на оценку/формирование функциональной грамотности Литература 1. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1,2. Автор(ы): Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др. 2. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1,2. Автор(ы):Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. 3. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1, 2 Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. 4. Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Ковалева Г.С., Коваль Т.В., Дюкова С.Е. 5. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. 6. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Авдеенко Н.А. и др. Электронные ресурсы 1. 1. Практическое сопровождение курса «Функциональная грамотность» https://sites.google.com/view/finansofai-gramotnost 2. РЕШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/ Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa. 3. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/. 4. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/. 5. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa. 6. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf. 7. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://my-shop.ru/shop/product/4539226.html. 8. Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. СанктПетербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/. 9. Образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Ресурсы повышения квалификации педагогов 1. Вебинары издательства «Просвещение»: https://prosv.ru/pages/pisawebinars.html. 2. Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе», программы развития педагогов «Я Учитель»: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram. 3. Марафон по функциональной грамотности. Материалы в помощь учителю: https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main. 4. Онлайн-курс «Функциональная грамотность на уроках русского языка, литературы и литературного чтения»: https://course.cerm.ru/