МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение «Управление образования городского округа Заречный» МБОУ ГО Заречный «СОШ №4» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО рук. метод. объединения зам. директора по УВР Ковалѐва Н.В. УТВЕРЖДЕНО директор Ёлкина Н.Н. Гришина Валентина Сергеевна от «28» августа 2023 г. Приказ №94 ОД/р от «30» августа 2023 г. Протокол №1 от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности Умники и умницы 1- 4 класс г. Заречный, 2023 год Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности Интеллектуальный клуб «Умники и умницы» Учебно - исследовательская деятельность – это совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате еѐ учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Место «Умники и умницы» в учебном плане. В соответствии с учебным планом программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Учебно-исследовательская деятельность учащихся»» реализуется через 1 час внеурочных занятий в неделю 1-4 классов, 34часа в год. Цель - исследовательской деятельности в начальной школе: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребѐнка дошкольного или младшего школьного возраста путѐм совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Задачи: 1. содействовать развитию творческой исследовательской активности детей; 2. формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни; 3. стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам; 4. поддерживать стремление ребѐнка к самостоятельному изучению окружающего мира; 5. развивать организационно-коммуникационные навыки; 6. развивать познавательные способности; 7. развивать творческое воображение; Описание ценностных ориентиров содержания 1. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. 2. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 3. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. 4. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. 5. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. 6. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» учитывает особенности детей с ОВЗ Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы: ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование) Учащиеся классов КРО характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Этапы работы над проектом 1. Цели и задачи Цель Деятельность учителя – Отбирает Деятельность учащихся Деятельност ь родителей Осуществляют Помогают в Погружение в проект подготовка учащихся к проектной деятельности. возможные темы и предлагает их учащимся. Задачи: Побуждает у учащихся – определение интерес к теме проблемы, проекта. темы и целей проекта в ходе Помогает совместной сформулироват деятельности ь: педагога и обучающихся; проблему проекта; – создание группы (групп) сюжетную учащихся для ситуацию; работы над цель и задачи. проектом. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает анализе в и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, вживание ситуацию. в выборе тематическог о поля, темы; Обсуждают в тему проекта, формулировк предмет е проблемы, исследования с цели и задач учителем. проекта. Получают Мотивируют дополнительну детей. ю информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельн о) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуальн о или в результате обсуждения в при необходимост и корректирует их формулировку. группе) проекта. цель Формирует необходимые специфически е умения и навыки. 2. Планировани е деятельности Цель – пооперационна я разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: -определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; -установление процедур и критериев Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимост и помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: -различные варианты и способы хранения и систематизаци и собранной информации; -организовать группы; -распределить роли в группах; Осуществляют: Консультиру ют в -поиск, сбор, процессе систематизаци поиска ю и анализ информации. информации; -разбивку на Оказывают группы; помощь в распределен выборе ие ролей в способов группе; хранения и -планирование систематизац работы; ии собранной -выбор формы информации, и способа в презентации составлении предполагаемы плана х результатов; предстоящей -принятие деятельности решения по . установлению критериев оценивания результатов и процесса. -Продумывают продукт групповой и/или индивидуально й деятельности оценки результатов процесса; и -распределение задач (обязанностей) между членами группы. -спланировать деятельность по решению задач проекта; -продумать возможные формы презентации результатов проекта; на данном этапе. -Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. -продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфически е умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля ) разработанног о плана деятельности и ресурсов. 3. Осуществлен ие деятельности по решению проблемы Цель разработка проекта. – Задачи: – самостоятельн ая работа учащихся по своим Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью , отвечает на вопросы учащихся. Выполняют запланированн ые действия самостоятельн о, в группе или в комбинирован ном режиме. Наблюдают. Контролирует соблюдение При необходимости Следят Контролиру ют соблюдение правил техники безопасности . за индивидуальн ым или групповым задачам проекта. – промежуточны е обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). 4. Оформление результатов Цель – структурирова ние полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирован ие выводов. правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. консультируют соблюдением ся с учителем временных (экспертом). рамок этапов деятельности Осуществляют . промежуточны е обсуждения Оказывают полученных помощь в данных в сборе группах. информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности . Наблюдает, советует, Оформляют проект, Наблюдает, советует. направляет процесс анализа. изготавливают продукт. Помогает в обеспечении проекта. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. 5. Презентация результатов Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационн ых материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. Организует презентацию. Выбирают (предлагают) форму презентации. Продумывает и реализует взаимодействи Готовят е с презентацию. родителями. Продолжают При оформлять необходимост портфолио. и консультирует При учащихся по необходимости консультируют вопросам ся с учителем подготовки презентации и (экспертом). оформления Осуществляют портфолио. защиту проекта. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает качестве эксперта. Принимает отчет: Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют : понимание в проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; обобщает и найденный резюмирует способ решения полученные проблемы; результаты; подводит итоги обучения; рефлексию деятельности и результата. оценивает умения: общаться, слушать, Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы Консультиру ют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. обосновывать свое мнение, толерантность и др.; акцентирует внимание на воспитательно м моменте: умении работать в группе на общий результат и др. 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, Задачи: неиспользован – коллективное ные возможности, обсуждение потенциал результатов продолжения, проекта; качество – самоанализ отчета, проектной мотивирует деятельности. учащихся. и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Осуществляют оценивание деятельности и ее результативнос ти в ходе: Консультиру ют в оформлении отчета. коллективного обсуждения; самоанализа. Наблюдает, направляет процесс. Формы и методы исследовательской деятельности в начальной школе: 1. Общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). 2. Эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия). 3. Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием: 4. мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение 5. 6. 7. 8. 9. гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчѐта о проделанной работе; коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; информационные: структурирование информации, выделение главного, приѐм и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Этапы учебно - исследовательской деятельности в начальной школе: Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: 1 поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; 2 развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; 3 формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Для решения этих деятельности: задач используются следующие формы и способы 1 в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игра, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтениерассматривание, коллективное моделирование; 2 во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. 3 Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников. Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя: 1. Развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; 2. Поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебноисследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности: 1 2 3 4 5 учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования; Во внеурочной деятельности: экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей. Третий этап соответствует третьему и четвѐртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: - мини исследование; -уроки-исследования; -групповая работа. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Для детей первой группы предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ; у учеников второй группы появляется возможность выполнить индивидуальные исследовательские задания; учащиеся третьей группы активно включаются в оценку и анализ исследовательских работ. В программе определено, что кроме урочной учебноисследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка. Учебно-исследовательская и проектная деятельность проводится по направлениям, описанным в таблице: обучающихся Направления учебно-исследовательской и проектной деятельности Направление Формы результатов брошуры исследовательское Буклеты, результатами исследования Техническая установка инженерное Поделки, рисунки прикладное информационное социальное игровое творческое Место представления результатов с НПК разного уровня НПК разного уровня Выставки, конкурсы прикладного творчества Сетевые ресурсы, НПК разного уровня программные продукты Заявки на участия в Социальные конкурсы социальных проектах, волонтерское движение Игры, викторины для класса Уроки, школьные праздники Спектакли, творческие Праздники, сетевое вечера взаимодействие Результаты освоения курса внеурочной деятельности Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников. Планируемые результаты проектной деятельности обучающихся в основном соответствуют результатам освоения коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, но имеют и ряд специфических отличий за счѐт создания учениками личной продукции и индивидуальных интеллектуальных открытий в конкретной области. Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять взаимоотношения между этапами проектной деятельности; выявлять функциональные отношения между понятиями проблема, гипотеза, исследование, дневник исследования; выявлять закономерности и проводить аналогии. Тематическое планирование, 1 класс – 33 часа Тема № п/п 1. 2. 3. 4. Кол-во часов Вводное занятие. Выбор темы. Постановка цели и задач. Составление индивидуального плана работы Составление списка литературы. Анализ литературы по темам. 1 Выбор методов и базы для проведения исследования. Методы проведения исследований. Структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. 1 1 1 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Проект. Исследовательский проект. Особенности исследовательского проекта. Основные способы получения первичной информации: анкетирование, тестирование, наблюдение. Принципы определения источников информации для изучения темы Обработка информации для теоретической части проекта. Структура. Способы анализа собранной информации. Практическая деятельность учащихся: Составление шаблонов дневника исследования и протоколов наблюдений. Практическая деятельность учащихся: Задание на структурирование информации в виде таблиц и схем. Проведение исследований и отчет о результатах. Обработка данных полученных в ходе исследования. Проектная деятельность учащихся:структурирование первичной информации. Проведение сортировки, фильтрации и анализа собранной информации. Проектная деятельность учащихся: Подготовка шаблонов для проведения исследования Практическая деятельность учащихся: задание на работу с таблицами в Ехсе1 Проектная деятельность учащихся: Уточнение рабочей гипотезы с учетом полученных данных. Анализ полученных данных и соотнесение их с первоначальной гипотезой. Выявление закономерностей и формулировка выводов. Подготовка текста отчета по проведенному исследованию. Подготовка текста отчета по проведенному исследованию. Правила оформления отчета. Способы работы с текстом. Подготовка буклета или электронной презентации. Принцип отбора информации для размещения. Основные принципы дизайна. Подготовка устного выступления. Отбор материалов для устного выступления. Основные риторические приемы публичных выступлений. Хронометраж времени. Использование презентации при выступлении. Презентация Презентация Подготовка и проведение устной презентации. Подготовка и проведение устной презентации. Подготовка и проведение устной презентации. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32. 33. Подготовка и проведение устной презентации. Защита проекта 1 1 33 Всего часов: Тематическое планирование, 2 – 4 классы - 34 часа № п/п Тема Кол-во часов 1. Вводное занятие. Выбор темы. Постановка цели и задач. Составление индивидуального плана работы 1 2. Составление списка литературы. Анализ литературы по темам. 1 3. Выбор методов и базы для проведения исследования. Методы проведения исследований. 1 4. Структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. 1 5. Проект. Исследовательский проект. Особенности исследовательского проекта. 1 6. Основные способы получения первичной информации: анкетирование, тестирование, наблюдение. Принципы определения источников информации для изучения темы 1 Обработка информации для теоретической части проекта. Структура. Способы анализа собранной информации. 1 10. Практическая деятельность учащихся: шаблонов дневника исследования и наблюдений. 1 11. Практическая деятельность учащихся: Задание структурирование информации в виде таблиц и схем. 12. Проведение исследований и отчет о результатах. 1 13. Обработка данных полученных в ходе исследования. 1 14. Проектная деятельность учащихся:структурирование первичной информации. 1 7. 8. 9. Составление протоколов на 1 1 1 15. Проведение сортировки, фильтрации и анализа собранной информации. 1 16. Проектная деятельность учащихся: Подготовка шаблонов для проведения исследования 1 17. Практическая деятельность учащихся: задание на работу с таблицами в Ехсе1 1 18. Проектная деятельность учащихся: Уточнение рабочей гипотезы с учетом полученных данных. 1 19. Анализ полученных данных и соотнесение их с первоначальной гипотезой. Выявление закономерностей и формулировка выводов. 1 20. Подготовка текста отчета по проведенному исследованию. 1 21. Подготовка текста отчета по проведенному исследованию. 1 22. Правила оформления отчета. Способы работы с текстом. 1 23. Подготовка буклета или электронной презентации. Принцип отбора информации для размещения. Основные принципы дизайна. 1 24. Подготовка устного выступления. Отбор материалов для устного выступления. 1 25. Основные риторические приемы публичных выступлений. 1 26. Хронометраж времени. Использование презентации при выступлении. 1 27. Презентация 1 28. Презентация 1 29. Подготовка и проведение устной презентации. 1 30. Подготовка и проведение устной презентации. 1 31. Подготовка и проведение устной презентации. 1 32. Подготовка и проведение устной презентации. 1 33. Подготовка и проведение устной презентации. 1 34. Защита проекта 1 Всего часов: 34 Оценивание проектной деятельности 1) Оценивание проектной деятельности осуществляется на основе критериального подхода, то есть учебные достижения учащихся сравниваются с определенным эталоном, критериями оценивания, описанными в таблице1. Ключевыммоментомвпроцессеобученияявляетсяразвитиенавыкованализасобствен нойдеятельностиучащихся. Общие критерии оценивания проекта Критерии Показатель Проверка УУД Мах балл 1. Планиров ание и раскрытие плана, развитие темы Высший балл ставится, если ученик определяет и четко описывает цели своего проекта, дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному им плану. регулятивные 3 2. Сбор информац ии Высший балл ставится, если персональный проект содержит достаточное количество относящейся к делу информации и ссылок на различные источники. познавательные (смысловое чтение) 3 3. Выбор и использов ание методов и приемов Высший балл ставится, если проект полностью соответствует целям и задачам, определенным автором, причем выбранные и эффективно использованные средства приводят к созданию итогового продукта высокого качества. регулятивные 3 4. Анализ информац ии Высший балл по этому критерию ставится, если проект четко отражает глубину анализа и актуальность собственного видения идей учащимся, при этом содержит по-настоящему личностный подход к теме. познавательные 3 5. Организац ия письменн Высший балл ставится, если структура проекта и письменной работы (отчета) отражает логику и последовательность работы, если коммуникативн ые 3 ой работы использованы адекватные способы представления материала (диаграммы, графики, сноски, макеты, модели и т. д.). 6. Анализ процесса и результат а Высший балл ставится, если учащийся последовательно и полно анализирует проект с точки зрения поставленных целей, демонстрирует понимание общих перспектив, относящихся к выбранному пути. познавательные 3 7. Качество презентац ии Высшая оценка ставится, если презентационныематериалы помогаютпроектанту при защите, содержат графический материал, имеют четкую структуру.Текстовая информация в презентации, включающая элементы доклада, не допускается. ИКТкомпетенции 3 8. Защита проекта Высшая оценка ставится, если учащийся свободно владеет материалом, эффективно использует презентационные материалы, при защите присутствует логика изложения материала от постановки задачи через краткий обзор проекта к результатам его значимости. коммуникативн ые 3 9. Личное участие Считается в большей степени успешной такая работа, в которой присутствует собственный интерес автора, энтузиазм, активное взаимодействие с участниками и потенциальными потребителями конечного продукта и, наконец, если ребенок обнаружил собственное мнение в ходе выполнения проекта личностные 3 10. Ведение диалога с аудиторие й Высший балл ставится, если автор свободно отвечает на вопросы и задает сам аудитории вопросы по теме собственного выступления. коммуникативн ые 3 ИТОГО 30 При необходимости общий уровень достижений учащихся переводится в отметку последующей шкале: 30-23баллов:«5»; 16-10баллов:«3»; 22-17баллов:«4»; 9-0баллов:«2». Итоговая оценка уровня сформированности УУД УУД Критерии оценивания Мах балл Оценка познавательные Сбор и анализ информации- 2,4 9 Выше базового – 8-9 Анализ процесса и результата- 6 коммуникативные Организация работы – 5 письменной 9 Базовый – 5-7 Ниже базового- 1-4 Защита проекта- 8 Ведение диалогоа с аудиторией 10 регулятивные Планирование и раскрытие 6 плана, развитие темы - 1 Выше базового – 5-6 Выбор и использование методов и приемов - 3 Базовый – 3-4 Ниже базовогониже 1-2 личностные Личное участие - 9 3 ИКТ-компетенции Качество презентации - 7 3 Выше базового – 3 Базовый – 2 Ниже базовогониже 1 Литература: 1. А.Б. Воронцов, В.М.Заславский. Сборник проектных задач. Выпуск 1. Начальная школа – М.: Просвещение, 2011 год 2. А.Б. Воронцов, В.М.Заславский. Сборник проектных задач. Выпуск 2. Начальная школа – М.: Просвещение, 2011 год 3. Н.И. Асташина Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников – Волгоград: Учитель, 2014 год ЦОР: Целевые системные проекты в начальной школе