МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ «Управление образования ГО Заречный» МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО Руководитель МО Королева Л.В. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Елкина Н.Н. «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор Гришина В.С. Приказ №94 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «За страницами учебника русского языка» для обучающихся 5-9 класса (Реализация ФГОС ООП) Заречный, 2023 Пояснительная записка. В соответствии с ФГОС в общем образовании важную роль в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России играет изучение русского языка. Важное средство развития у учащихся устойчивого интереса к родному языку – это изучение русского языка в занимательной форме. Воспитание интереса к изучению родного языка должно пробуждать у учащихся стремление углублять, систематизировать и расширять свои знания по русскому языку. Предлагаемая программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5-9 классов. Организация деятельности учащихся основывается на следующих принципах: коммуникативный, познавательный, принцип личностной направленности обучения и творческой активности. Цель и задачи программы. Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности: 1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции; 2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся; 3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей; 4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала; 5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными задачами выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Место курса в учебном плане. На внеурочную деятельность в 5-9 классах выделяется 34 часа в год (по 1 часу в неделю) Всего 170ч Результаты изучения курса Личностные результаты Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этнических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. Умение создавать и использовать знаково – символические модели для решения учебных и практических задач Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно – следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Определение общей цели совместной деятельности и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. Готовность конструктивно решать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Содержание курса «За страницами учебника русского языка» Фонетика. «В мире безмолвных и неведомых звуков» Научить характеризовать звуки русского языка; составлять рассказ о первоначальных видах общения людей Лексика. Игра – занятие «Волшебные слова» Научить составлять правила употребления в речи «Волшебных слов»; контролировать и корректировать своѐ высказывание в зависимости от речевой ситуации; расширять представление о речевом общении; составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета. Фразеологические обороты. Научить составлять рисунки и комментарии к фразеологическим оборотам; учиться работать с фразеологическим словарем. «В прошлое Машине времени» Научить характеризовать жизнь людей в первобытном обществе с точки зрения общения в совместной деятельности; понимать роль письменности в истории «К словам – родственникам» Научить находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, пользоваться лингвистическими словарями (словарем синонимов) «О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения» Научить корректировать своѐ высказывание в зависимости от речевой ситуации; составлять предложения с употреблением слов в прямом и переносном значении «В гостях у Омонимов и Антонимов» Научить характеризовать значение омонимов и антонимов в русском языке; приводить примеры омонимов и антонимов с использованием лингвистических словарей; закреплять умение работать со словарями. Синтаксис. «Сказание о Сказуемом» Научить определять главные и второстепенные члены предложения; выделять словосочетания в предложении; определять связь слов в словосочетании; распространять предложения словосочетаниями «Все ли однородные одного рода» Научить выполнять разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения; находить однородные члены Конструирование сложных предложений из простых предложений. Научить находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания; конструировать сложных предложений из простых предложений. Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического словаря» Научить пользоваться орфографическим словарем для составления словосочетаний; составлять предложения с однородными членами. Морфемика. «У всех ли в конце есть окончание?» Научить объяснять значение частей слова; окончание?» разбирать слова по составу Состав слова. Объяснять значение частей слова; научить разбирать слова по составу «Основа плюс морфема, или как делают слова» Познакомить с понятием «морфема», научить образовывать новые слова с помощью различных морфем. Игра - занятие «Образование слов» Знать и объяснять понятие «морфема», научить образовывать новые слова с помощью различных морфем. «Где живут слова и как они находят своѐ место» Объяснять понятие «части речи», научить выделять их существенные признаки; определять части речи в предложениях. Морфология Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные. Научить определять имена существительные по признакам: одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Род имен существительных. Число имен существительных. Закрепить понятие «род имен существительных»; научить определять число имен существительных Склонение имен существительных. Научить определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; практически склонять имена существительные; знать названия падежей русского языка; порядок их следования Три склонения имен существительных. Научить определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм Имя прилагательное. Окончания. Научить определять имена прилагательные в тексте. Выделять окончания имен прилагательных. Краткие имена прилагательные. Научить выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; понимать значение кратких имен прилагательных в речи. Местоимение. На своем прямом месте. Научить понимать значение местоимений в русском языке; верно употреблять местоимения в речи. Редактировать текст. «К кому возвращается Возвратное местоимение». Научить употреблять в речи возвратное местоимение; уметь определять личные местоимения с опорой на таблицу Глагол. Времена глагола. Научить называть признаки глагола какчасти речи; знать основные времена глагола; определять время глаголов в предложениях. Совершенный и несовершенный вид глагола. Научить называть признаки совершенного и несовершенного вида глаголов; определять вид глаголов (практическая работа) I и II спряжение глаголов. Н. ф. глагола. Научить определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; называть признаки неопределенной формы глагола Три лица глагола. Спряжение. Безударные окончания глаголов. Научить определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; определять безударные окончания глаголов; определять время и лицо глагола. Глаголы – исключения. Научить определять глаголы – исключения в тексте. Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные» Объяснить значение числительных в речи; знать написание числительных в пределах 1 – 30 объяснить различия функций количественных и порядковых числительных. Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Объяснить значение наречий в русском языке, в ходе практической работы пониматьСтепени сравнения наречий. особенность наречий – неизменяемость. Научить характеризовать степени сравнения наречий; объяснять значение употребления наречий в русском языке. Итоговое занятие. КВН «Части речи». Систематизировать знания учащихся по курсу русского языка Формы проведения занятий Групповые, индивидуально-групповые, лекции, практические занятия, игровые занятия Тематическое планирование 5 класс № Тема урока Колп\п во часов Фонетика – 1 час. 1 В мире безмолвных и неведомых звуков 1 Лексика – 5 часов. 2 Игра – занятие «Волшебные слова» 1 3 Фразеологические обороты 1 4 «О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения» 1 5 «В гостях у Омонимов и Антонимов» 1 6 «К словам – родственникам» 1 Синтаксис – 7 часов. 7 «Сказание о Сказуемом» 1 8 «Все ли однородные одного рода» 1 9 Конструирование сложных предложений из простых предложений 1 10 Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием 1 орфографического словаря» Морфемика – 5 часов. 11 «У всех ли в конце окончание?» 1 12 Состав слова 1 13 «Основа плюс морфема, или как делают слова» 1 14Игра - занятие «Образование слов» 2 15 16 1718 1920 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 «Где живут слова и как они находят своѐ место» 1 Морфология – 15 часов. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и 2 нарицательные имена существительные Род имен существительных. Число имен существительных 2 Склонение имен существительных Три склонения имен существительных Имя прилагательное. Окончания Краткие имена прилагательные Местоимение. На своем прямом месте «К кому возвращается Возвратное местоимение». Глагол. Времена глагола Совершенный и несовершенный вид глагола I и II спряжение глаголов. Н. ф. глагола. Три лица глагола. Спряжение. Безударные окончания глаголов. Глаголы – исключения. Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные» Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий Итоговое занятие - 1 час. КВН «Части речи.» 6 класс № Тема урока п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 И снова о русском языке… Крылатые слова и афоризмы Копилка занимательных заданий. Игротека Об именах и фамилиях В поисках сбежавших головоломок. Игротека. Проект «Имя моѐ» В поисках сбежавших головоломок. Игротека. Проект «Имя моѐ» Мы играем в логогрифы. Учимся распознавать речевые ошибки Мы играем в логогрифы. Учимся распознавать речевые ошибки Коллекция заморочек. Игротека Ох уж эти фразеологизмы!... Ох уж эти фразеологизмы!... Словесные забавы Фразеологизмы. Русские пословицы и поговорки Фразеологизмы. Русские пословицы и поговорки Ассорти для любителей русского языка. Игротека Ассорти для любителей русского языка. Игротека И снова о фразеологизмах Однородные члены предложения Однородные члены предложения Однородные члены предложения Про омонимы и их разновидности Про омонимы и их разновидности В стране Перевертундии. Игротека В стране Перевертундии. Игротека Что такое «паронимы». Запоминаем словарные слова 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Что такое «паронимы». Запоминаем словарные слова Волшебная страна Лексика. История письма. Типы письма. Русский алфавит и его история Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь Историческая грамматика. Признаки старославянизмов Позиционные и исторические чередования звуков Генеалогическая классификация языков Текст. Чтение и перевод древнерусского текста Текст как лингвистический феномен Итоговое занятие. Практикум 7 класс № Тема урока п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Колво часов Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. ( 1 Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской 1 орфографии. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской 1 орфографии. Тайна фонемы. 1 Тайна фонемы. 1 Ударение над гласной может сделать букву ясной 1 Коварные словарные слова. 1 Коварные словарные слова. 1 Орфографический словарь - наш главный помощник 1 Проверь себя. Тест№1. 1 Опасные согласные. 1 Опасные согласные. 1 Звонкие и глухие «двойняшки» 1 Звонкие и глухие «двойняшки» 1 Старые знакомые Ъ и Ь 1 Большие и маленькие (правописание имен собственных) 1 Большие и маленькие (правописание имен собственных) 1 Слитно, раздельно, через дефис. 1 Слитно, раздельно, через дефис. 1 Сколько Н писать? 1 Сколько Н писать? 1 Как «справиться со сложными словами»? 1 Решение орфографических задач. 1 Решение орфографических задач. 1 Проверь себя. Тест №2. 1 История образования и правописания числительных. 1 Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) 1 Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) 1 Орфографические головоломки. 1 Приставки-труженицы (классификация приставок) 1 Кто командует корнями? 1 Путешествие в страну русского языка 1 Суффиксы-большие молодцы. 1 Значение орфографии. Итоговое занятие 1 8 класс № Тема урока п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Колво часов Разные виды олимпиадных заданий. 1 Творческие работы. 1 Зачем человеку нужен язык. Роль языка в жизни общества. М.В. Ломоносов 1 - создатель первой научной грамматики История языка. Изменения, происходящие в языке. 1 История языка. Изменения, происходящие в языке. 1 История языка. Падение редуцированных 1 История языка. Падение редуцированных 1 История языка. Полногласие и неполногласие 1 История языка. Полногласие и неполногласие 1 История языка. Изменения в лексике и грамматике 1 Древнерусский язык – основа современного русского языка. Работа с 1 текстами на древнерусском языке Древнерусский язык – основа современного русского языка. Работа с 1 текстами на древнерусском языке «Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов 1 слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический, морфологический) «Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов 1 слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический, морфологический) Практическое занятие. Решение олимпиадных заданий 1 Практическое занятие. Решение олимпиадных заданий 1 Графика. Фонетика. Соотношение буквы и звука, йотированные буквы 1 Графика. Фонетика. Соотношение буквы и звука, йотированные буквы 1 Графика. Фонетика. Фонетические явления: оглушение, озвончение 1 Графика. Фонетика. Фонетические явления: ассимиляция, ассонанс 1 Орфоэпия. Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарѐм 1 Орфоэпия. Культура речевого поведения. Поговорим о жаргонизмах 1 Зачем людям письмо. Сведения из истории письма. 1 Лингвистика. Разделы лингвистики. Выдающиеся учѐные-лингвисты 1 О взаимосвязи разделов лингвистики. Почему изучаем каждый раздел? 1 Повторим орфографию 1 Практическое занятие. Решение олимпиадных заданий 1 Лексикология. Различные лексические группы. 1 Орфоэпия. Русское литературное произношение в его историческом 1 развитии «И то, да не то; и так, да не так». Понятие нормы 1 Этимология. Происхождение слов 1 Анализ текста. Язык в зеркале сравнений. 1 Многословие - враг ясности. 1 Решение олимпиадных задач 1 9 класс № Тема урока п\п Колво часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Способы и средства связи предложений в тексте. Порядок слов в предложении. «Снежный ком» из слов. Значение второстепенных членов предложения «Снежный ком» из слов. Значение второстепенных членов предложения Предложения с однородными членами. Средства связи между однородными членами предложения. Предложения с однородными членами. Средства связи между однородными членами предложения. Стилистика и культура речи. Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь Стилистика и культура речи. Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь Морфемика и словообразование Морфемика и словообразование Решение олимпиадных заданий Морфологические признаки самостоятельных частей речи Морфологические признаки служебных частей речи Орфография. Правописание гласных в корне Орфография. Правописание гласных в корне Правописание гласных после шипящих и Ц Правописание НЕ и НИ с различными частями речи Правописание НЕ и НИ с различными частями речи Правописание согласных. Удвоенные согласные. Слитное, раздельное и дефисное написание слов Слитное, раздельное и дефисное написание слов Синтаксис словосочетания и простого предложения. Синтаксические нормы Синтаксис словосочетания и простого предложения. Синтаксические нормы Знаки препинания при обособлении согласованных и несогласованных определений. Знаки препинания при однородных членах предложения Знаки препинания при вводных (вставных конструкциях) и обращении Знаки препинания при конструкциях с как Решение олимпиадных заданий Изобразительно -выразительные средства языка: тропы и фигуры Синтаксические и лексические средства художественной выразительности Текст. Тема, идея текста, заглавие. Композиция текста Составление плана по тексту Приѐмы сжатия текста. Связь предложений в тексте. Понятие о микротеме. Роль ключевых слов. Решение олимпиадных задач Итоговое практическое занятие. Решение олимпиадных задач 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ (по выбору учителя): 1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. – Москва, Просвещение. 2. Беднарская Л.Д. Анализ текста. Теория и практика : программа элективного курса. 10-11 кл. // Рус. яз. в школе. – 2006. 3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение. 4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение. 5. Громов И. Формирование речеведческой культуры: абзац как основная единица речеведения (6-7 кл., 17 ч.) / И.Громов // Рус.яз. – 2009. - №9. 6. Искусство устной и письменной речи : программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов (68 ч.) // Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс / авт.- сост. С.И. Львов. – М. : Мнемозина. 7. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.: Школа – Пресс, 1995. 8. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. Новгород: Деком , 1995 9. Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен. 10. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл. - М. 11. Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 кл. 34 урока подготовки к ЕГЭ. - Москва, Эксмо. 12. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение. 13.Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский). – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (Одно из нижеперечисленных изданий на выбор образовательного учреждения) 1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах./Москва, Просвещение. 2. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку, подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: «Экзамен», 2013. 3. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Учебно-методическое пособие. – Ростов / Д: Легион, 2011. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие. - М.: Рольф. 2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – Москва, Айрис пресс. 3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. – Москва, ТЦ «Сфера». 4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.- М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век». 5. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995. 6. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: учеб. пособие. – СПб.: Паритет. 7. «Русский язык» Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Методическое пособие с поурочными разработками. 5 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение», 2013 8. Т.Г. Рик « Здравствуйте, Имя Существительное!» - М.: ВАКО, 2014 – 144 с. – (Занимательный учебник) 9. Т. Г. Рик « Доброе утро, Имя Прилагательное!» - М.: ВАКО, 2014 – 144 с. – (Занимательный учебник)