ВД. За страницами учебника русского языка 5-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ «Управление образования ГО Заречный»
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
Королева Л.В.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
Елкина Н.Н.
«29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор Гришина В.С.
Приказ №94
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«За страницами учебника русского языка»
для обучающихся 5-9 класса
(Реализация ФГОС ООП)

Заречный, 2023

Пояснительная записка.
В соответствии с ФГОС в общем образовании важную роль в Концепции духовно –
нравственного развития и воспитания личности гражданина России играет изучение русского
языка. Важное средство развития у учащихся устойчивого интереса к родному языку – это
изучение русского языка в занимательной форме. Воспитание интереса к изучению родного
языка должно пробуждать у учащихся стремление углублять, систематизировать и расширять
свои знания по русскому языку. Предлагаемая программа внеурочной деятельности рассчитана
на учащихся 5-9 классов. Организация деятельности учащихся основывается на следующих
принципах: коммуникативный, познавательный, принцип личностной направленности
обучения и творческой активности.
Цель и задачи программы.
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей
устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Исходя из
основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе
деятельности:
1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической
компетенции;
2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств
личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При
этом основными задачами выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и
по сложности задач.
Место курса в учебном плане.
На внеурочную деятельность в 5-9 классах выделяется 34 часа в год (по 1 часу в неделю)
Всего 170ч
Результаты изучения курса
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах.
Развитие этнических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам
других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на
миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства ее осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать
способы их решения.

Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково – символические модели для решения учебных и
практических задач
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно –
следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и
монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей еѐ достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно
оценивать собственное поведение.
Готовность конструктивно решать конфликты с учетом интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения.
Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических,
лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие
существенные связи, отношение и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания
слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание курса «За страницами учебника русского языка»
Фонетика.
«В мире безмолвных и неведомых звуков»
Научить характеризовать звуки русского языка; составлять рассказ о первоначальных
видах общения людей
Лексика.
Игра – занятие «Волшебные слова» Научить составлять правила употребления в речи
«Волшебных слов»; контролировать и корректировать своѐ высказывание в зависимости от

речевой ситуации; расширять представление о речевом общении; составлять диалоги с
использованием обращений и средств речевого этикета.
Фразеологические обороты. Научить составлять рисунки и комментарии к
фразеологическим оборотам; учиться работать с фразеологическим словарем. «В прошлое
Машине времени» Научить характеризовать жизнь людей в первобытном обществе с точки
зрения общения в совместной деятельности; понимать роль письменности в истории
«К словам – родственникам» Научить находить в тексте и использовать в собственных
речевых произведениях синонимы, пользоваться лингвистическими словарями (словарем
синонимов)
«О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения» Научить
корректировать своѐ высказывание в зависимости от речевой ситуации; составлять
предложения с употреблением слов в прямом и переносном значении
«В гостях у Омонимов и Антонимов» Научить характеризовать значение омонимов и
антонимов в русском языке; приводить примеры омонимов и антонимов с использованием
лингвистических словарей; закреплять умение работать со словарями.
Синтаксис.
«Сказание о Сказуемом» Научить определять главные и второстепенные члены
предложения; выделять словосочетания в предложении; определять связь слов в
словосочетании; распространять предложения словосочетаниями «Все ли однородные одного
рода» Научить выполнять разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены
предложения; находить однородные члены
Конструирование сложных предложений из простых предложений. Научить находить
однородные члены предложения, ставить знаки препинания; конструировать сложных
предложений из простых предложений.
Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического
словаря» Научить пользоваться орфографическим словарем для составления словосочетаний;
составлять предложения с однородными членами.
Морфемика.
«У всех ли в конце есть окончание?»
Научить объяснять значение частей слова; окончание?» разбирать слова по составу
Состав слова. Объяснять значение частей слова; научить разбирать слова по составу
«Основа плюс морфема, или как делают слова» Познакомить с понятием «морфема»,
научить образовывать новые слова с помощью различных морфем.
Игра - занятие «Образование слов» Знать и объяснять понятие «морфема», научить
образовывать новые слова с помощью различных морфем.
«Где живут слова и как они находят своѐ место» Объяснять понятие «части речи», научить
выделять их существенные признаки; определять части речи в предложениях.
Морфология
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные
имена существительные. Научить определять имена существительные по признакам:
одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.
Род имен существительных. Число имен существительных. Закрепить понятие «род имен
существительных»; научить определять число имен существительных
Склонение имен существительных. Научить определять 1, 2, 3 склонение имен
существительных; практически склонять имена существительные; знать названия падежей
русского языка; порядок их следования
Три склонения имен существительных. Научить определять 1, 2, 3 склонение имен
существительных; верно писать падежные окончания имен существительных, применяя
алгоритм
Имя прилагательное. Окончания. Научить определять имена прилагательные в тексте.
Выделять окончания имен прилагательных.

Краткие имена прилагательные. Научить выделять в предложении сочетание имени
существительного с именем прилагательным; понимать значение кратких имен прилагательных
в речи.
Местоимение. На своем прямом месте. Научить понимать значение местоимений в русском
языке; верно употреблять местоимения в речи. Редактировать текст.
«К кому возвращается Возвратное местоимение». Научить употреблять в речи возвратное
местоимение; уметь определять личные местоимения с опорой на таблицу
Глагол. Времена глагола. Научить называть признаки глагола какчасти речи; знать
основные времена глагола; определять время глаголов в предложениях.
Совершенный и несовершенный вид глагола. Научить называть признаки совершенного и
несовершенного вида глаголов; определять вид глаголов (практическая работа)
I и II спряжение глаголов. Н. ф. глагола. Научить определять I и II спряжение глагола,
применяя алгоритм; называть признаки неопределенной формы глагола
Три лица глагола. Спряжение. Безударные окончания глаголов. Научить определять I и II
спряжение глагола, применяя алгоритм; определять безударные окончания глаголов;
определять время и лицо глагола.
Глаголы – исключения. Научить определять глаголы – исключения в тексте.
Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные» Объяснить значение
числительных в речи; знать написание числительных в пределах 1 – 30 объяснить различия
функций количественных и порядковых числительных.
Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Объяснить значение наречий в русском
языке, в ходе практической работы пониматьСтепени сравнения наречий. особенность наречий
– неизменяемость. Научить характеризовать степени сравнения наречий; объяснять значение
употребления наречий в русском языке.
Итоговое занятие. КВН «Части речи». Систематизировать знания учащихся по курсу
русского языка
Формы проведения
занятий
Групповые, индивидуально-групповые, лекции,
практические занятия, игровые занятия
Тематическое планирование
5 класс
№
Тема урока
Колп\п
во
часов
Фонетика – 1 час.
1
В мире безмолвных и неведомых звуков
1
Лексика – 5 часов.
2
Игра – занятие «Волшебные слова»
1
3
Фразеологические обороты
1
4
«О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения» 1
5
«В гостях у Омонимов и Антонимов»
1
6
«К словам – родственникам»
1
Синтаксис – 7 часов.
7
«Сказание о Сказуемом»
1
8
«Все ли однородные одного рода»
1
9
Конструирование сложных предложений из простых предложений
1
10
Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием 1
орфографического словаря»
Морфемика – 5 часов.
11
«У всех ли в конце окончание?»
1
12
Состав слова
1
13
«Основа плюс морфема, или как делают слова»
1
14Игра - занятие «Образование слов»
2

15
16
1718
1920
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

«Где живут слова и как они находят своѐ место»
1
Морфология – 15 часов.
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и 2
нарицательные имена существительные
Род имен существительных. Число имен существительных
2
Склонение имен существительных
Три склонения имен существительных
Имя прилагательное. Окончания
Краткие имена прилагательные
Местоимение. На своем прямом месте
«К кому возвращается Возвратное местоимение».
Глагол. Времена глагола
Совершенный и несовершенный вид глагола
I и II спряжение глаголов. Н. ф. глагола.
Три лица глагола. Спряжение. Безударные окончания глаголов.
Глаголы – исключения.
Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные»
Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения
наречий
Итоговое занятие - 1 час.
КВН «Части речи.»

6 класс
№
Тема урока
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

И снова о русском языке… Крылатые слова и афоризмы
Копилка занимательных заданий. Игротека
Об именах и фамилиях
В поисках сбежавших головоломок. Игротека. Проект «Имя моѐ»
В поисках сбежавших головоломок. Игротека. Проект «Имя моѐ»
Мы играем в логогрифы. Учимся распознавать речевые ошибки
Мы играем в логогрифы. Учимся распознавать речевые ошибки
Коллекция заморочек. Игротека
Ох уж эти фразеологизмы!...
Ох уж эти фразеологизмы!...
Словесные забавы
Фразеологизмы. Русские пословицы и поговорки
Фразеологизмы. Русские пословицы и поговорки
Ассорти для любителей русского языка. Игротека
Ассорти для любителей русского языка. Игротека
И снова о фразеологизмах
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Про омонимы и их разновидности
Про омонимы и их разновидности
В стране Перевертундии. Игротека
В стране Перевертундии. Игротека
Что такое «паронимы». Запоминаем словарные слова

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Что такое «паронимы». Запоминаем словарные слова
Волшебная страна Лексика.
История письма. Типы письма. Русский алфавит и его история
Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь
Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь
Историческая грамматика. Признаки старославянизмов
Позиционные и исторические чередования звуков
Генеалогическая классификация языков
Текст. Чтение и перевод древнерусского текста Текст как лингвистический
феномен
Итоговое занятие. Практикум

7 класс
№
Тема урока
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Колво
часов
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. (
1
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской 1
орфографии.
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской 1
орфографии.
Тайна фонемы.
1
Тайна фонемы.
1
Ударение над гласной может сделать букву ясной
1
Коварные словарные слова.
1
Коварные словарные слова.
1
Орфографический словарь - наш главный помощник
1
Проверь себя. Тест№1.
1
Опасные согласные.
1
Опасные согласные.
1
Звонкие и глухие «двойняшки»
1
Звонкие и глухие «двойняшки»
1
Старые знакомые Ъ и Ь
1
Большие и маленькие (правописание имен собственных)
1
Большие и маленькие (правописание имен собственных)
1
Слитно, раздельно, через дефис.
1
Слитно, раздельно, через дефис.
1
Сколько Н писать?
1
Сколько Н писать?
1
Как «справиться со сложными словами»?
1
Решение орфографических задач.
1
Решение орфографических задач.
1
Проверь себя. Тест №2.
1
История образования и правописания числительных.
1
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
1
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
1
Орфографические головоломки.
1
Приставки-труженицы (классификация приставок)
1
Кто командует корнями?
1
Путешествие в страну русского языка
1
Суффиксы-большие молодцы.
1
Значение орфографии. Итоговое занятие
1

8 класс
№
Тема урока
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Колво
часов
Разные виды олимпиадных заданий.
1
Творческие работы.
1
Зачем человеку нужен язык. Роль языка в жизни общества. М.В. Ломоносов 1
- создатель первой научной грамматики
История языка. Изменения, происходящие в языке.
1
История языка. Изменения, происходящие в языке.
1
История языка. Падение редуцированных
1
История языка. Падение редуцированных
1
История языка. Полногласие и неполногласие
1
История языка. Полногласие и неполногласие
1
История языка. Изменения в лексике и грамматике
1
Древнерусский язык – основа современного русского языка. Работа с 1
текстами на древнерусском языке
Древнерусский язык – основа современного русского языка. Работа с 1
текстами на древнерусском языке
«Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов 1
слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический,
морфологический)
«Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов 1
слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический,
морфологический)
Практическое занятие. Решение олимпиадных заданий
1
Практическое занятие. Решение олимпиадных заданий
1
Графика. Фонетика. Соотношение буквы и звука, йотированные буквы
1
Графика. Фонетика. Соотношение буквы и звука, йотированные буквы
1
Графика. Фонетика. Фонетические явления: оглушение, озвончение
1
Графика. Фонетика. Фонетические явления: ассимиляция, ассонанс
1
Орфоэпия. Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарѐм
1
Орфоэпия. Культура речевого поведения. Поговорим о жаргонизмах
1
Зачем людям письмо. Сведения из истории письма.
1
Лингвистика. Разделы лингвистики. Выдающиеся учѐные-лингвисты
1
О взаимосвязи разделов лингвистики. Почему изучаем каждый раздел?
1
Повторим орфографию
1
Практическое занятие. Решение олимпиадных заданий
1
Лексикология. Различные лексические группы.
1
Орфоэпия. Русское литературное произношение в его историческом 1
развитии
«И то, да не то; и так, да не так». Понятие нормы
1
Этимология. Происхождение слов
1
Анализ текста. Язык в зеркале сравнений.
1
Многословие - враг ясности.
1
Решение олимпиадных задач
1

9 класс
№
Тема урока
п\п

Колво
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Способы и средства связи предложений в тексте. Порядок слов в
предложении.
«Снежный ком» из слов. Значение второстепенных членов предложения
«Снежный ком» из слов. Значение второстепенных членов предложения
Предложения с однородными членами. Средства связи между
однородными членами предложения.
Предложения с однородными членами. Средства связи между
однородными членами предложения.
Стилистика и культура речи. Что изучает стилистика. Разговорная и
книжная речь
Стилистика и культура речи. Что изучает стилистика. Разговорная и
книжная речь
Морфемика и словообразование
Морфемика и словообразование
Решение олимпиадных заданий
Морфологические признаки самостоятельных частей речи
Морфологические признаки служебных частей речи
Орфография. Правописание гласных в корне
Орфография. Правописание гласных в корне
Правописание гласных после шипящих и Ц
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи
Правописание согласных. Удвоенные согласные.
Слитное, раздельное и дефисное написание слов
Слитное, раздельное и дефисное написание слов
Синтаксис словосочетания и простого предложения. Синтаксические
нормы
Синтаксис словосочетания и простого предложения. Синтаксические
нормы
Знаки препинания при обособлении согласованных и несогласованных
определений.
Знаки препинания при однородных членах предложения
Знаки препинания при вводных (вставных конструкциях) и обращении
Знаки препинания при конструкциях с как
Решение олимпиадных заданий
Изобразительно -выразительные средства языка: тропы и фигуры
Синтаксические и лексические средства художественной выразительности
Текст. Тема, идея текста, заглавие. Композиция текста
Составление плана по тексту
Приѐмы сжатия текста. Связь предложений в тексте. Понятие о микротеме.
Роль ключевых слов.
Решение олимпиадных задач
Итоговое практическое занятие. Решение олимпиадных задач

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ (по выбору учителя):
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. – Москва, Просвещение.
2. Беднарская Л.Д. Анализ текста. Теория и практика : программа элективного курса. 10-11 кл. // Рус. яз.
в школе. – 2006.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебному пособию «Русский язык.
Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение.
4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык.
Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение.

5. Громов И. Формирование речеведческой культуры: абзац как основная единица речеведения (6-7 кл.,
17 ч.) / И.Громов // Рус.яз. – 2009. - №9.
6. Искусство устной и письменной речи : программа элективного (факультативного) курса для 10-11
классов (68 ч.) // Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс /
авт.- сост. С.И. Львов. – М. : Мнемозина.
7. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.: Школа – Пресс, 1995.
8. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. Новгород: Деком , 1995
9. Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен.
10. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл. - М.
11. Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 кл. 34 урока подготовки к ЕГЭ. - Москва, Эксмо.
12. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение.

13.Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. (Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский). – 7-е изд. – М.: Просвещение,
2016.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (Одно из нижеперечисленных изданий на выбор
образовательного учреждения)
1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах./Москва, Просвещение.
2. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку, подготовка к выполнению части 3 (С). – М.:
«Экзамен», 2013.
3. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Учебно-методическое
пособие. – Ростов / Д: Легион, 2011.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие. - М.: Рольф.
2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. –
Москва, Айрис пресс.
3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. – Москва, ТЦ
«Сфера».
4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.- М.: Издательский дом
«ОНИКС 21 век».
5. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.
6. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: учеб.
пособие. – СПб.: Паритет.

7. «Русский язык» Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Методическое пособие с поурочными
разработками. 5 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва,
«Просвещение», 2013
8. Т.Г. Рик « Здравствуйте, Имя Существительное!» - М.: ВАКО, 2014 – 144 с. –
(Занимательный учебник)
9. Т. Г. Рик « Доброе утро, Имя Прилагательное!» - М.: ВАКО, 2014 – 144 с. – (Занимательный
учебник)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».