МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. Объединения зам. директора по УВР директор Уфимцева Н.А. Гришина Валентина Сергеевна __________________________ Приказ №_94 ОД/р от «30.08 » августа 2023 г. Ковалева Н.В. Протокол №1 от «29/08» августа 2023 г. от «29.08» августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ учебного предмета Музыка для обучающихся 1 - 4 классов С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Вариант 7.2 г. Заречный, 2023 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС НОО ОВЗ к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы НОО. Рабочая программа разработана с учетом программы формирования УУД у обучающихся и рабочей программы воспитания. Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в т.ч. основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Основная цель изучения музыки - воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Задачи изучения музыки: - формирование эмоционально-ценностной отзывчивости обучающихся на прекрасное в жизни и в искусстве; - формирование у обучающихся позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования; - формирование у обучающихся культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение их к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания; - развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения; - овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение ребѐнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в т.ч.: слушание (воспитание грамотного слушателя); исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); исследовательские и творческие проекты; - изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка; - воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры; - расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времѐн и народов. Реализаций учебных целей и задач осуществляется по следующим направлениям: - становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; - развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; - формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника - как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в т.ч. наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование - пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т.п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несѐт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В.В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребѐнка опосредованным недирективным путѐм. Поэтому ключевым моментом является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных является развитие эмоционального интеллекта обучающихся направлений музыкального воспитания. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приѐмов и методов, внутренне присущих самому искусству - от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаѐтся на уровне начального общего образования с 1 по 4 класс включительно. Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного предмета «Музыка», - 135 ч. (один час в неделю в каждом классе): 1 класс – 33 ч., 2 - 4 классы - 34 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка в жизни человека Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщѐнное представление об основных образно эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства Интонационно образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, еѐ эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, еѐ выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приѐмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщѐнное выражение художественно образного содержания произведений. Музыкальная картина мира Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ НОО Личностные результаты - укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; - формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных; - развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношениек историко-культурным традициям других народов. Метапредметные результаты: - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; - планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей; - умение воспринимать окружающий мир во всѐм его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Предметные результаты Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по учебному предмету «Музыка»: - с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьѐзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; - сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; - осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; - имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; - с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; - стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Тематическое планирование учебного предмета «Музыка» 1 класс. № п/п Тема урока Раздел 1 Музыка в жизни человека 1-2 Истоки возникновения музыки. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Колво часо в 20 2 Электронные ресурсы 1 6 Обобщѐнное представление об основных образно эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Обобщѐнное представление об основных образно эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Обобщѐнное представление об основных образно эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. 7 Песня, танец, марш и их разновидности. 1 8 Песня, танец, марш и их разновидности. 1 9 Песенность, танцевальность, маршевость 1 10 Песенность, танцевальность, маршевость 1 11 Песенность, танцевальность, маршевость 1 12 Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры драматизации. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры драматизации. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры драматизации. Народная и профессиональная музыка. Музыкальные инструменты 1 3 4 5 13 14 15 1618 19- Сочинения отечественных композиторов о Родине. 20 Раздел 2. Основные закономерности музыкального искусства 21 Интонационно образная природа музыкального искусства. 22- Интонации музыкальные и речевые. Сходство и 23 различия. Интонация — источник музыкальной речи. 24- Музыкальная речь как способ общения между людьми, 25 еѐ эмоциональное воздействие. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты 26 Композитор — исполнитель — слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты 27 Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, еѐ выразительный смысл. infourok.ru›Музыка 1 1 1 resh.edu.ru›Предметы›6/ 1 1 1 1 http://folkinst.narod.ru/ 3 http://soros.novgorod.ru/pr ojects/Toolkit/toolkit.htm - древнерусский музыкальный инструментари 2 8 1 2 2 1 1 resh.edu.ru›Предметы›6/ 1 28 Музыкальная речь как способ общения между людьми, еѐ эмоциональное воздействие. Раздел 3. Музыкальная картина мира 1 Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыкальные театры. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). 1 Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Народная и профессиональная музыка. Музыкальные инструменты. 1 29 30 31 32 33 5 resh.edu.ru›Предметы›6/ 1 1 1 1 infourok.ru›Музыка Тематическое планирование учебного предмета «Музыка» 2 класс. № п/п Тема урока Раздел 1 Музыка в жизни человека 1 2 3 4 5 6 № п/п Электронные ресурсы Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщѐнное представление об основных образно эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Обобщѐнное представление об основных образно эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. 1 Тема урока Колво часо в 2 Электронные ресурсы 2 infourok.ru›Музыка 2 http://folkinst.narod.ru/ Песня, танец, марш и их разновидности. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. 9-11 Песенность, танцевальность, маршевость. Элементы нотной грамоты. 12- Творчество народов России. Музыкальный и 14 поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, 7-8 Колво часо в 16 1 infourok.ru›Музыка 1 1 1 1 скороговорки, загадки, игры драматизации. 15 Народная и профессиональная музыка 1 16 Сочинения отечественных композиторов о Родине. 1 Раздел 2. Основные закономерности музыкального искусства 6 17 18 Интонационно образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. 2 1921 Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.). Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, еѐ выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. 2 2223 Раздел 3 Музыкальная картина мира 2 9 2 2627 Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. 2829 Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. 2 3033 Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. 3 34 Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). 1 2425 resh.edu.ru›Предметы›6/ 1 2 infourok.ru›Музыка Тематическое планирование учебного предмета «Музыка» 3 класс. № п/п Тема урока Раздел 1 Основные закономерности Колво часо в 9 Электронные ресурсы музыкального искусства Интонационно образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп) Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.). 1 Музыкальная речь как способ общения между людьми, еѐ эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, еѐ выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Раздел 2. Музыка в жизни человека 1 1012 Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка 2 13 Сочинения отечественных композиторов о Родине. 1 1415 Духовная музыка в творчестве композиторов. 2 1-2 2 3 4-5 6 7 8-9 Раздел 3. Музыкальная картина мира 1617 18 1921 2224 2527 2829 3031 3234 Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. infourok.ru›Музыка 1 1 2 1 2 6 resh.edu.ru›Предметы›6/ 1 19 infourok.ru›Музыка Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). телепередачи, infourok.ru›Музыка Тематическое планирование учебного предмета «Музыка» 4 класс. № п/п Тема урока Колво часо в 17 5 Раздел 1 Основные закономерности музыкального искусства Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщѐнное представление об основных образно эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. 6 Песенность, танцевальность, маршевость. 1 7-8 Музыка в жизни человека. Опера 2 9-10 Музыка в жизни человека. Балет 2 1 2 3-4 1 1 1 Музыка в жизни человека. Симфония. 1 12 Музыка в жизни человека. Концерт 1 1314 2 16 Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. 17 Духовная музыка в творчестве композиторов. 1 Раздел 2. Основные закономерности музыкального искусства 18 19 20 Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, еѐ эмоциональное воздействие. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной infourok.ru›Музыка 2 11 15 Электронные ресурсы resh.edu.ru›Предметы›6/ 1 http://www.it-n.ru/ 1 1 8 1 1 1 resh.edu.ru›Предметы›6/ 1 грамоты. 21 22 2325 26 27 28 29 30 31 3233 34 Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, еѐ выразительный смысл. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приѐмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщѐнное выражение художественно образного содержания произведений. Раздел 3. Музыкальная картина мира 1 Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов 1 Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. 1 Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык 2 1 3 resh.edu.ru›Предметы›6/ 1 9 1 1 resh.edu.ru›Предметы›6/ 1 1 1 1 resh.edu.ru›Предметы›6/ 1