ИЗО 1-4 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод.
объединения

зам. директора по УВР

директор

Уфимцева Н.А.

Ковалева Н.В.
Протокол №1 от «29»
от «29» августа 2023 г.
августа 2023 г.

Гришина Валентина
Сергеевна
Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Изобразительное искусство (базовый уровень)
для обучающихся 1-4 классов
(реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ)

г. Заречный,
2023 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС НОО ОВЗ к
результатам освоения адаптированной основной образовательной программы
НОО.
Рабочая программа разработана с учетом программы формирования
УУД у обучающихся и рабочей программы воспитания.
Планируемые
результаты
освоения
рабочей
программы
«Изобразительное искусство» включают личностные, метапредметные,
предметные результаты за период обучения. Представлен перечень
универсальных
учебных
действий
(УУД)
познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать
средствами изобразительного искусства.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство»:
формирование
художественной
культуры
обучающихся,
развитие
художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям
действительности путѐм освоения начальных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры
обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению
к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения
художественной деятельности в жизни людей.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного
отношения к истории отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как
отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с
задачами практической творческой работы (при сохранении учебного
времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
На занятиях обучающиеся знакомятся с многообразием видов
художественной деятельности и технически доступным разнообразием
художественных материалов. Практическая художественно-творческая
деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При
опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое

отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной
деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих
задач.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном
плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную
область «Искусство».
Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного предмета
«Изобразительное искусство», - 135 ч. (один час в неделю в каждом классе).
1 класс – 33 ч., 2 - 4 классы - 34 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного
творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства:
художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей
о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и
различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы
в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной
культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся
представители изобразительного искусства народов России (по выбору).
Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
национального, российского и мирового искусства.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь,
пастель, мелки и т. д. Приѐмы работы с различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная.
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и
характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет –
основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания
живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы
природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании
выразительного образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа
(пластилин, глина — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы).
Объѐм — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота
человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов
для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага,
картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для
создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объѐма,
вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).
Представление о возможностях использования навыков художественного
конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного
искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере
народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда,
костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ
человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и
женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном
искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей
деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом
местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении
композиции. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше —
меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое,
большое и маленькое, тонкое и толстое, тѐмное и светлое, т. д. Главное и
второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тѐплые и холодные цвета.
Смешение цветов. Роль белой и чѐрной красок в эмоциональном звучании и
выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое
овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые,
плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер.

Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии
эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на
плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние
формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объѐм. Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Способы передачи
объѐма. Выразительность объѐмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый,
беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в
эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача
движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в
декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в
изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр
пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств
для создания выразительных образов природы. Постройки в природе:
птичьи гнѐзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного
искусства, изображающих природу.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере
традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой,
песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней
и духовной), отражѐнные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных
культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы,
семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность
образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и
качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и
т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.
Использование различных художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта,
видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических)

искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального
окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и
оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды,
книг и игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и
художественно­конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка,
живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Овладение
основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией,
цветом, объѐмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового
окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и
бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном
конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью
цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объѐма,
фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности
различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа,
аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации,
бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши,
карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных
материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к
произведению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ НОО
Предметные результаты
- осваивать навыки применения свойств простых графических
материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока;
- приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт
обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения
рисунку;
- приобретать первичные знания и навыки композиционного
расположения изображения на листе;

- воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать еѐ в
своей практической художественной деятельности;
- уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы
товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с
позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его
выражения (в рамках программного материала);
- осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своѐ
мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций;
- вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом;
- приобретать представления о глиняных игрушках отечественных
народных художественных промыслов ((по выбору: филимоновская,
абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учѐтом местных
промыслов) или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов) и опыт
практической художественной деятельности по мотивам игрушки
выбранного промысла;
- приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с
позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на
листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем;
- осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой
картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний;
приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М.
Васнецова, М.А. Врубеля и других художников по выбору учителя),
приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений
отечественных художников-пейзажистов (И.И. Левитана, И.И. Шишкина,
И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, Н.П. Крымова и других по выбору
учителя), а также художников-анималистов (В.В. Ватагина, Е.И. Чарушина и
других по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным
эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или
А. Матисса);
- приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции
объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на
листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки;
- рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ,
домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской
книги, развивая фантазию и внимание к архитектурным постройкам;
- обсуждать примеры детского художественного творчества с точки
зрения выражения в них содержания, настроения, расположения

изображения в листе, цвета и других средств художественной
выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу;
- знать имена и узнавать наиболее известные произведения художников
И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В.М. Васнецова, В.В.
Ватагина, Е.И. Чарушина (и других по выбору учителя);
- совершать виртуальные тематические путешествия по художественным
музеям мира.
Тематическое планирование 1 класс
№

Наименование раздела
1

Виды художественной деятельности

2
3
4

Азбука искусства. Как говорит искусство?
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Опыт художественно-творческой деятельности.

Всего

Кол-во
часов
8
7
10
8
33

Календарно – тематическое планирование
Изобразительное искусство
1 класс
№ урока

1
2

3
4

5

6

Тема урока
Виды художественной деятельности – 8 ч
Художник. Инструменты и материалы,
которыми работает художник.
Пятно. Основные цвета (красный, желтый,
синий,
зеленый). Различение. Выбор.
Использование.
Линии. Рисование прямых линий в разных
направлениях
Особенности художественного творчества:
художника и зритель. Рассматривание
иллюстраций.
Особенности художественного творчества:
художника и зритель. Рассматривание
картин.
Восприятие
и эмоциональная
оценка
шедевров национального, российского и
мирового искусства.

Количество
часов
1
1

1
1

1

1

Представления о богатстве и разнообразии
1
художественной культуры. Раскрашивание
по контуру.
8
Представления о богатстве и разнообразии
1
художественной культуры. Раскрашивание
по контуру
Азбука искусства. Как говорит искусство? – 7 ч
9
Приѐмы работы с различными графическими
1
материалами.
Рисование
предметов
различной формы (круг, овал).
10
Приѐмы работы с различными графическими
1
материалами.
Рисование
предметов
различной формы (круг, овал).
11
Красота и разнообразие природы. Рисование
1
предметов
различной
формы.
(Прямоугольник, треугольник).
12
Красота и разнообразие природы. Рисование
1
предметов
различной
формы.
(Прямоугольник, треугольник).
13
Владение цветом, как основой языка
1
живописи. Рисование предметов разной
величины.
14
Орнаменты
в
украшении
жилища
1
Праздничные флажки.
15
Элементарные приѐмы композиции на
1
плоскости и в пространстве. Новогодние
игрушки.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? – 10 ч
16
Наблюдение природы и природных явлений
1
Краски времен года. Зима.
17
Наблюдение природы и природных явлений,
1
различение их характера и эмоциональных
состояний. Краски времен года. Зима.
Снеговичок.
18
Разница в изображении природы в разное
1
время года. Настроение.
19
Что вокруг нас. Жанр пейзажа.
1
20
Как видит искусство? Восприятие и
1
эмоциональная оценка шедевров русского и
зарубежного
искусства,
изображающих
природу.
21
Элементарные приѐмы композиции на
1
плоскости и в пространстве. Дымковские
узоры.
7

22

23
24
25

26

27

28
29
30
31

32
33

Элементарные приѐмы композиции на
плоскости и в пространстве. Украшение
посуды.
Открытка для папы. Образ защитника
Отечества.
Поздравление для мамы.

2

1
1

Элементарные приѐмы композиции на
1
плоскости и в пространстве. Хохломские
узоры.
Опыт художественно-творческой деятельности – 8 ч
Выбор и применение выразительных средств
1
для реализации собственного замысла в
рисунке. Тематический рисунок.
Выбор и применение выразительных средств
1
для реализации собственного замысла в
рисунке.
Иллюстрация к сказке.
1
Передача настроения в творческой работе с
1
помощью цвета.
Освоение основ рисунка. Украшение
1
предметов быта
Использование
в
индивидуальной
1
деятельности различных художественных
техник и материалов. Украшение предметов
быта.
Освоение основ рисунка. Украшение
1
предметов одежды.
Использование в коллективной деятельности
1
различных художественных техник и
материалов. Украшение предметов одежды.
Всего часов
33

Тематическое планирование 2 класс
№

Наименование раздела
1

Виды художественной деятельности

2
3
4

Азбука искусства. Как говорит искусство?
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Опыт художественно-творческой деятельности.

Всего

Кол-во
часов
8
8
10
8
34

Календарно – тематическое планирование
Изобразительное искусство
2 класс
№ урока

1

2

3
4

5

6

7

8

Тема урока
Виды художественной деятельности – 8 ч
Чем и как работает художник? Образная сущность
искусства: художественный образ, его условность,
передача общего через единичное.
Роль рисунка в искусстве: основная и
вспомогательная. Три основных цвета (красный,
синий, желтый)
Пять красок – богатство цвета и тона. Красный,
синий, желтый, черный, белый
Выразительные
возможности разных материалов. Аппликация
«Осенний лес» с использованием природных
материалов (Листья, трава, мох, веточки) с опорой
на составленный план.
Выразительные
возможности
аппликации.
аппликация «Осенний листопад» по пошаговой
словесной инструкции учителя
Выразительные
возможности
графических
материалов. Изображение осеннего леса пастелью,
мелками.
Выразительные возможности материалов для
работы в объѐме. Лепка животных родного края
по впечатлению и по памяти
Для художника любой материал может стать
выразительным.
Выполнение
аппликации
«Праздничный город» по эскизу.

Количество
часов
1

1

1
1

1

1

1

1

9

10
11
12
13

14

15

16

Азбука искусства. Как говорит искусство? – 8 ч
Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Выполнение аппликации
«Праздничный город» по эскизу.
Изображение и фантазия. Рисование сказочной
птицы
Передача с помощью линии эмоционального
состояния природы. Украшения в природе
Украшение и реальность. Рисование обитателей
подводного мира по выбору.
Украшение и фантазия. Объѐм в пространстве и
объѐм на плоскости. Изучение (демонстрация)
узоров старинных русских кружев: "рыбка",
"ручеек", "мороз", "звездочки", "цветочек",
"елочка".
Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости.
Выполнение работы по составленному эскизу:
кружевная салфетка
Роль
ритма
в
эмоциональном
звучании
композиции в живописи и рисунке. Постройка и
реальность. Изготовление из бумаги морских
животных, составление общего панно
Самостоятельная работа детей по составленному
плану. Праздничные украшения

1

1
1

1

1

1

1

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? – 10 ч
17
Выражение
характера
изображаемых
1
животных. Изображение животного
18
Портрет. Мужской образ. Выражение характера
1
человека в изображении
19
Женский образ. Выражение характера человека в
1
изображении
20
Образ
сказочного
героя.
Художественное
1
изображение в объѐме
21
Выражение характера человека через украшения.
1
Составление эскиза и плана работы.
22
Выражение характера человека через жилище,
1
архитектуру. Создание макета здания.
23
Украшение и реальность. Украшение силуэта
1
окна, аппликацией. Разнообразие форм
предметного мира и передача их на плоскости и в

24
25
26

27
28

29

30
31

32
33
34

пространстве
Выражение намерений людей через украшение.
Вырезание по инструкции шаблонов кораблей.
Пейзаж. Природа в разных состояниях.
Цвет как средство выражения: «тѐплые» и
«холодные» цвета. Рисование весеннего пейзажа
Опыт художественно-творческой деятельности - 8 ч
Выражение
характера
изображаемых
животных. Изображение животного.
Портрет. Мужской образ. Выражение характера
человека в изображении. Рисование портрета
мужчины по представлению с опорой на алгоритм.
Женский образ. Выражение характера человека в
изображении. Рисование портрета женщины по
представлению с опорой на алгоритм
Образ сказочного героя. Художественное
изображение в объѐме.
Выражение характера человека через украшения.
Рассматривание картины «Богатыри» Васнецова
В.М. Выполнение украшения шаблонов доспехов
и кокошника аппликацией по выбору.
Выражение характера человека через жилище,
архитектуру. Создание конструкции замка
Украшение и реальность. Украшение силуэта
избы.
Выражение намерений людей через украшение.
Раскрашивание шаблона корабля в соответствии с
тематикой.
Всего часов

1
1
1

1
1

1

1
1

1
1
1

34

Тематическое планирование 3 класс
№

Наименование раздела
1

Виды художественной деятельности

2
3
4

Азбука искусства. Как говорит искусство?
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Опыт художественно-творческой деятельности.

Всего

Кол-во
часов
8
7
11
8
34

Календарно – тематическое планирование
Изобразительное искусство
3 класс
№ урока

1

2
3

4
5

6-

7

8

Тема урока
Виды художественной деятельности - 8 ч
Воплощение замысла в искусстве. Свободное
рисование ―Мое впечатления о лете‖. Рисование
картины «Летние впечатления».
Твои игрушки. Изготовление игрушек из
пластилина, глины. Лепка игрушки по выбору
Твои
игрушки.
Украшение.
Роспись
изготовленных игрушек на предыдущем уроке в
соответствии с эскизом.
Посуда у тебя дома. Изображение праздничного
сервиза при помощи гуаши на листе бумаги.
Рисование
с
помощью
трафарета.
(Использование фигурных линеек, заранее
заготовленных трафаретов). Обои и шторы у
тебя дома
Рассматривание картин с изображением русских
красавиц в платках разных художников и
нахождение закономерностей и различий в
изображениях. Мамин платок Цвет и ритм
узора.
Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование
русских народных потешек.
10 минут-ка направленная на профориентацию День воспитателя и всех дошкольных
работников
Открытки. разметка и вырезание заготовки для

Количество
часов
1

1
1

1
1

1

1

1

открытки, украшение лицевой стороны
орнаментным рисунком.
Азбука искусства. Как говорит искусство? - 7 ч
9
Труд художника для твоего дома. Создание
1
рисунка эскиза витража.
10
Памятники архитектуры. Используя технику
1
аппликации, сделать памятник архитектуры из
цветной бумаги.
11
Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе
1
бумаги парка, сквера.
12
Ажурные
ограды.
Складывание
базовой
1
заготовки; нанесение рисунка
13
Волшебные фонари. Изображение фонаря при
1
помощи туши и палочки.
14
Изготовление
плоского
эскиза
витрины,
1
украшенной к новогодним праздникам,
способом аппликации. Витрины.
15
Создание объемных елочных игрушек из
1
различных
материалов.
Праздничные
украшения. Обобщающий урок
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? - 11 ч
16
Удивительный
транспорт.
Изображение
1
фантастической машины, используя восковые
мелки.
17
Труд художника на улицах твоего города…
1
Создание
панно
«улицы
города»
с
использованием
рисования
акварелью,
объемной аппликации.
18
Художник
в
цирке.
Изображение
с
1
использованием
гуаши
клоуна
по
представленному картинному плану.
19
Образ театрального героя. Эскиза театральной
1
куклы
20, 21
Театр кукол. Изготовление головы для
2
пальчиковой куклы из соленого теста
(пластилина) по эскизу
22
Театральные маски. Изготовление эскиза маски.
1
Изображение эскиза театральной маски
23
Художник в театре. Эскиза декораций,
1
театрального занавеса.
24
Художник в театре. коллективное изготовление
1
макетов декораций к коллективное изготовление
макетов декораций к выбранной сказке
выбранной сказке

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Афиша и плакат. Изображение эскиза плакатаафиши к спектаклю.
Обобщающий урок по разделу.
Опыт художественно-творческой деятельности - 8 ч
Праздник смеха. Изготовление украшений
интерьера помещения, атрибутов одежды.
Музей в жизни города. Изображение интерьера
музея.

1

Картина-особый мир. Создание картины в любом жанре
(по выбору) для картинной галереи класса
Картина – пейзаж. Изображение весеннего пейзажа.
Картина – портрет. Изображение автопортрета.
Картина-натюрморт. Изображение натюрморта
Обобщающий урок

1

Музеи народного декоративно-прикладного
искусства. Урок – видеоэкскурсия.
Всего часов

1
1
1

1
1
1
1
1
34

Тематическое планирование 4 класс
№

Наименование раздела
1

Виды художественной деятельности

2
3
4

Азбука искусства. Как говорит искусство?
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Опыт художественно-творческой деятельности.

Всего

Кол-во
часов
8
7
12
7
34

Календарно – тематическое планирование
Изобразительное искусство
4 класс
№ урока

1

2
3

Тема урока
Виды художественной деятельности - 8 ч
Образная сущность искусства: художественный
образ, его условность, передача общего через
единичное.
Красота природы в произведениях русской
живописи. Русская красавица
Изображение животных: общие и характерные

Количество
часов
1

1
1

черты.
4
Выбор средств художественной выразительности
для создания живописного образа в соответствии
с поставленными задачами.
5
Основные темы скульптуры
6
Представление о возможностях использования
навыков художественного конструирования и
моделирования в жизни человека.
7
Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве.
Цветы, раскраска бабочек.
8
Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве.
Морозные узоры на стекле
Азбука искусства. Как говорит искусство? - 7 ч
9
Элементарные приѐмы композиции на плоскости
и в пространстве. Понятия: горизонталь,
вертикаль
и
диагональ
в
построении
композиции.
10
Пропорции и перспектива. Понятия: линия
горизонта, ближе — больше.
11
Практическое овладение основами цветоведения.
12
Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и
художественный образ
13
Трансформация форм. Влияние формы предмета
на представление о его характере. Силуэт.
14
Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости
15
Роль ритма в эмоциональном звучании
композиции в живописи и рисунке.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? - 12ч
16
Жанр пейзажа. Использование различных
художественных материалов и средств для
создания выразительных образов природы.
17
Постройки в природе: птичьи гнѐзда,
18
Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда,
костюма.
19
Связь изобразительного искусства с музыкой,
песней.
20
21

Связь изобразительного искусства с былинами.
Города Русской земли
Связь изобразительного искусства сказаниями,
сказками. Древне русские воины- защитники.

1

1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1

1

1
1

1

1
1

Образ человека в разных культурах мира.
Жанр портрета.
Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Тема
материнства в искусстве
Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Образ
Богоматери в русском и западно-европейском
искусстве
Художественное конструирование и оформление
мебели.
Обобщение по разделу.
Опыт художественно-творческой деятельности - 7ч
Выбор и применение выразительных средств для
реализации
собственного
замысла
в
конструировании.

1
1
1

29

Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, тона, композиции, пространства.

1

30

Передача настроения в творческой работе с
помощью линии, штриха, пятна, объѐма,
фактуры материала.

1

31

Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, тона, композиции, пространства,
линии, штриха, пятна, объѐма, фактуры
материала.
Участие
в
обсуждении
содержания
и
выразительных
средств
произведений
изобразительного искусства, выражение своего
отношения к произведению.

1

Участие
в
обсуждении
содержания
и
выразительных
средств
произведений
изобразительного искусства, выражение своего
отношения к произведению.
Обобщение по разделу
Всего часов

1

22
23
24
25

26
27
28

32

33

34

1

1
1
1

1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».