МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. объединения зам. директора по УВР директор Уфимцева Н.А. Ковалева Н.В. Протокол №1 от «29» от «29» августа 2023 г. августа 2023 г. Гришина Валентина Сергеевна Приказ №94 ОД/р от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Изобразительное искусство (базовый уровень) для обучающихся 1-4 классов (реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ) г. Заречный, 2023 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС НОО ОВЗ к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы НОО. Рабочая программа разработана с учетом программы формирования УУД у обучающихся и рабочей программы воспитания. Планируемые результаты освоения рабочей программы «Изобразительное искусство» включают личностные, метапредметные, предметные результаты за период обучения. Представлен перечень универсальных учебных действий (УУД) познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами изобразительного искусства. Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство»: формирование художественной культуры обучающихся, развитие художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путѐм освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На занятиях обучающиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство». Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», - 135 ч. (один час в неделю в каждом классе). 1 класс – 33 ч., 2 - 4 классы - 34 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приѐмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы). Объѐм — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тѐмное и светлое, т. д. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чѐрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объѐм. Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Способы передачи объѐма. Выразительность объѐмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнѐзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражѐнные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объѐмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объѐма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ НОО Предметные результаты - осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока; - приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку; - приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе; - воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать еѐ в своей практической художественной деятельности; - уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала); - осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своѐ мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций; - вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом; - приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов ((по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учѐтом местных промыслов) или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла; - приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем; - осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и других художников по выбору учителя), приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов (И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, Н.П. Крымова и других по выбору учителя), а также художников-анималистов (В.В. Ватагина, Е.И. Чарушина и других по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса); - приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки; - рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги, развивая фантазию и внимание к архитектурным постройкам; - обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу; - знать имена и узнавать наиболее известные произведения художников И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В.М. Васнецова, В.В. Ватагина, Е.И. Чарушина (и других по выбору учителя); - совершать виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мира. Тематическое планирование 1 класс № Наименование раздела 1 Виды художественной деятельности 2 3 4 Азбука искусства. Как говорит искусство? Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Опыт художественно-творческой деятельности. Всего Кол-во часов 8 7 10 8 33 Календарно – тематическое планирование Изобразительное искусство 1 класс № урока 1 2 3 4 5 6 Тема урока Виды художественной деятельности – 8 ч Художник. Инструменты и материалы, которыми работает художник. Пятно. Основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Различение. Выбор. Использование. Линии. Рисование прямых линий в разных направлениях Особенности художественного творчества: художника и зритель. Рассматривание иллюстраций. Особенности художественного творчества: художника и зритель. Рассматривание картин. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Количество часов 1 1 1 1 1 1 Представления о богатстве и разнообразии 1 художественной культуры. Раскрашивание по контуру. 8 Представления о богатстве и разнообразии 1 художественной культуры. Раскрашивание по контуру Азбука искусства. Как говорит искусство? – 7 ч 9 Приѐмы работы с различными графическими 1 материалами. Рисование предметов различной формы (круг, овал). 10 Приѐмы работы с различными графическими 1 материалами. Рисование предметов различной формы (круг, овал). 11 Красота и разнообразие природы. Рисование 1 предметов различной формы. (Прямоугольник, треугольник). 12 Красота и разнообразие природы. Рисование 1 предметов различной формы. (Прямоугольник, треугольник). 13 Владение цветом, как основой языка 1 живописи. Рисование предметов разной величины. 14 Орнаменты в украшении жилища 1 Праздничные флажки. 15 Элементарные приѐмы композиции на 1 плоскости и в пространстве. Новогодние игрушки. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? – 10 ч 16 Наблюдение природы и природных явлений 1 Краски времен года. Зима. 17 Наблюдение природы и природных явлений, 1 различение их характера и эмоциональных состояний. Краски времен года. Зима. Снеговичок. 18 Разница в изображении природы в разное 1 время года. Настроение. 19 Что вокруг нас. Жанр пейзажа. 1 20 Как видит искусство? Восприятие и 1 эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. 21 Элементарные приѐмы композиции на 1 плоскости и в пространстве. Дымковские узоры. 7 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве. Украшение посуды. Открытка для папы. Образ защитника Отечества. Поздравление для мамы. 2 1 1 Элементарные приѐмы композиции на 1 плоскости и в пространстве. Хохломские узоры. Опыт художественно-творческой деятельности – 8 ч Выбор и применение выразительных средств 1 для реализации собственного замысла в рисунке. Тематический рисунок. Выбор и применение выразительных средств 1 для реализации собственного замысла в рисунке. Иллюстрация к сказке. 1 Передача настроения в творческой работе с 1 помощью цвета. Освоение основ рисунка. Украшение 1 предметов быта Использование в индивидуальной 1 деятельности различных художественных техник и материалов. Украшение предметов быта. Освоение основ рисунка. Украшение 1 предметов одежды. Использование в коллективной деятельности 1 различных художественных техник и материалов. Украшение предметов одежды. Всего часов 33 Тематическое планирование 2 класс № Наименование раздела 1 Виды художественной деятельности 2 3 4 Азбука искусства. Как говорит искусство? Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Опыт художественно-творческой деятельности. Всего Кол-во часов 8 8 10 8 34 Календарно – тематическое планирование Изобразительное искусство 2 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема урока Виды художественной деятельности – 8 ч Чем и как работает художник? Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Три основных цвета (красный, синий, желтый) Пять красок – богатство цвета и тона. Красный, синий, желтый, черный, белый Выразительные возможности разных материалов. Аппликация «Осенний лес» с использованием природных материалов (Листья, трава, мох, веточки) с опорой на составленный план. Выразительные возможности аппликации. аппликация «Осенний листопад» по пошаговой словесной инструкции учителя Выразительные возможности графических материалов. Изображение осеннего леса пастелью, мелками. Выразительные возможности материалов для работы в объѐме. Лепка животных родного края по впечатлению и по памяти Для художника любой материал может стать выразительным. Выполнение аппликации «Праздничный город» по эскизу. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 Азбука искусства. Как говорит искусство? – 8 ч Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Выполнение аппликации «Праздничный город» по эскизу. Изображение и фантазия. Рисование сказочной птицы Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. Украшения в природе Украшение и реальность. Рисование обитателей подводного мира по выбору. Украшение и фантазия. Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Изучение (демонстрация) узоров старинных русских кружев: "рыбка", "ручеек", "мороз", "звездочки", "цветочек", "елочка". Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Выполнение работы по составленному эскизу: кружевная салфетка Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Постройка и реальность. Изготовление из бумаги морских животных, составление общего панно Самостоятельная работа детей по составленному плану. Праздничные украшения 1 1 1 1 1 1 1 Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? – 10 ч 17 Выражение характера изображаемых 1 животных. Изображение животного 18 Портрет. Мужской образ. Выражение характера 1 человека в изображении 19 Женский образ. Выражение характера человека в 1 изображении 20 Образ сказочного героя. Художественное 1 изображение в объѐме 21 Выражение характера человека через украшения. 1 Составление эскиза и плана работы. 22 Выражение характера человека через жилище, 1 архитектуру. Создание макета здания. 23 Украшение и реальность. Украшение силуэта 1 окна, аппликацией. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 пространстве Выражение намерений людей через украшение. Вырезание по инструкции шаблонов кораблей. Пейзаж. Природа в разных состояниях. Цвет как средство выражения: «тѐплые» и «холодные» цвета. Рисование весеннего пейзажа Опыт художественно-творческой деятельности - 8 ч Выражение характера изображаемых животных. Изображение животного. Портрет. Мужской образ. Выражение характера человека в изображении. Рисование портрета мужчины по представлению с опорой на алгоритм. Женский образ. Выражение характера человека в изображении. Рисование портрета женщины по представлению с опорой на алгоритм Образ сказочного героя. Художественное изображение в объѐме. Выражение характера человека через украшения. Рассматривание картины «Богатыри» Васнецова В.М. Выполнение украшения шаблонов доспехов и кокошника аппликацией по выбору. Выражение характера человека через жилище, архитектуру. Создание конструкции замка Украшение и реальность. Украшение силуэта избы. Выражение намерений людей через украшение. Раскрашивание шаблона корабля в соответствии с тематикой. Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Тематическое планирование 3 класс № Наименование раздела 1 Виды художественной деятельности 2 3 4 Азбука искусства. Как говорит искусство? Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Опыт художественно-творческой деятельности. Всего Кол-во часов 8 7 11 8 34 Календарно – тематическое планирование Изобразительное искусство 3 класс № урока 1 2 3 4 5 6- 7 8 Тема урока Виды художественной деятельности - 8 ч Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование ―Мое впечатления о лете‖. Рисование картины «Летние впечатления». Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины. Лепка игрушки по выбору Твои игрушки. Украшение. Роспись изготовленных игрушек на предыдущем уроке в соответствии с эскизом. Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. Рисование с помощью трафарета. (Использование фигурных линеек, заранее заготовленных трафаретов). Обои и шторы у тебя дома Рассматривание картин с изображением русских красавиц в платках разных художников и нахождение закономерностей и различий в изображениях. Мамин платок Цвет и ритм узора. Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование русских народных потешек. 10 минут-ка направленная на профориентацию День воспитателя и всех дошкольных работников Открытки. разметка и вырезание заготовки для Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 открытки, украшение лицевой стороны орнаментным рисунком. Азбука искусства. Как говорит искусство? - 7 ч 9 Труд художника для твоего дома. Создание 1 рисунка эскиза витража. 10 Памятники архитектуры. Используя технику 1 аппликации, сделать памятник архитектуры из цветной бумаги. 11 Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе 1 бумаги парка, сквера. 12 Ажурные ограды. Складывание базовой 1 заготовки; нанесение рисунка 13 Волшебные фонари. Изображение фонаря при 1 помощи туши и палочки. 14 Изготовление плоского эскиза витрины, 1 украшенной к новогодним праздникам, способом аппликации. Витрины. 15 Создание объемных елочных игрушек из 1 различных материалов. Праздничные украшения. Обобщающий урок Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? - 11 ч 16 Удивительный транспорт. Изображение 1 фантастической машины, используя восковые мелки. 17 Труд художника на улицах твоего города… 1 Создание панно «улицы города» с использованием рисования акварелью, объемной аппликации. 18 Художник в цирке. Изображение с 1 использованием гуаши клоуна по представленному картинному плану. 19 Образ театрального героя. Эскиза театральной 1 куклы 20, 21 Театр кукол. Изготовление головы для 2 пальчиковой куклы из соленого теста (пластилина) по эскизу 22 Театральные маски. Изготовление эскиза маски. 1 Изображение эскиза театральной маски 23 Художник в театре. Эскиза декораций, 1 театрального занавеса. 24 Художник в театре. коллективное изготовление 1 макетов декораций к коллективное изготовление макетов декораций к выбранной сказке выбранной сказке 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Афиша и плакат. Изображение эскиза плакатаафиши к спектаклю. Обобщающий урок по разделу. Опыт художественно-творческой деятельности - 8 ч Праздник смеха. Изготовление украшений интерьера помещения, атрибутов одежды. Музей в жизни города. Изображение интерьера музея. 1 Картина-особый мир. Создание картины в любом жанре (по выбору) для картинной галереи класса Картина – пейзаж. Изображение весеннего пейзажа. Картина – портрет. Изображение автопортрета. Картина-натюрморт. Изображение натюрморта Обобщающий урок 1 Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Урок – видеоэкскурсия. Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Тематическое планирование 4 класс № Наименование раздела 1 Виды художественной деятельности 2 3 4 Азбука искусства. Как говорит искусство? Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Опыт художественно-творческой деятельности. Всего Кол-во часов 8 7 12 7 34 Календарно – тематическое планирование Изобразительное искусство 4 класс № урока 1 2 3 Тема урока Виды художественной деятельности - 8 ч Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Красота природы в произведениях русской живописи. Русская красавица Изображение животных: общие и характерные Количество часов 1 1 1 черты. 4 Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. 5 Основные темы скульптуры 6 Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. 7 Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Цветы, раскраска бабочек. 8 Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Морозные узоры на стекле Азбука искусства. Как говорит искусство? - 7 ч 9 Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. 10 Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше. 11 Практическое овладение основами цветоведения. 12 Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ 13 Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. 14 Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости 15 Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? - 12ч 16 Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. 17 Постройки в природе: птичьи гнѐзда, 18 Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. 19 Связь изобразительного искусства с музыкой, песней. 20 21 Связь изобразительного искусства с былинами. Города Русской земли Связь изобразительного искусства сказаниями, сказками. Древне русские воины- защитники. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Образ человека в разных культурах мира. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Тема материнства в искусстве Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве Художественное конструирование и оформление мебели. Обобщение по разделу. Опыт художественно-творческой деятельности - 7ч Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в конструировании. 1 1 1 29 Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства. 1 30 Передача настроения в творческой работе с помощью линии, штриха, пятна, объѐма, фактуры материала. 1 31 Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объѐма, фактуры материала. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. 1 Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Обобщение по разделу Всего часов 1 22 23 24 25 26 27 28 32 33 34 1 1 1 1 1 1 34