Литературное чтение на родном (русском) языке

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
"Управление образования городского округа Заречный"
МБОУ ГО Заречный "СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод.
объединения

зам. директора по УВР

директор

Уфимцева Н.А.

Ковалева Н.В.
Протокол №1 от «29»
от «29» августа 2023 г.
августа 2023 г.

Гришина Валентина
Сергеевна
Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Литературное чтение на родном (русском) языке (базовый уровень)
для обучающихся 1-4 классов
(реализация ФГОС НОО ЗПР по ФАООП НОО ОВЗ)

г. Заречный,
2023 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит
раскрыть национально-культурную специфику русской литературы;
взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с
материальной и духовной культурой русского народа.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском)
языке» тесно связан с учебным предметом «Родной язык (русский)». Оба
курса объединяет культурно-исторический подход к представлению
дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемнотематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков
включает сопряжѐнные с ним ключевые понятия, отражающие духовную и
материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи.
Кроме того, содержание обоих курсов сконцентрировано вокруг
интересов и запросов младших школьников, что находит отражение в
специфике выбранных произведений.
Цели изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке»:
- воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку
как существенной части родной культуры;
- включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа
и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям
своего народа;
- осознание
исторической
преемственности
поколений,
своей
ответственности за сохранение русской культуры;
- развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества;
- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту
русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое
пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса

к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
- формирование представлений об основных нравственно-этических
ценностях, значимых для национального русского сознания и отражѐнных в
родной литературе;
- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского
языка на основе изучения произведений русской литературы;
- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности,
для речевого самосовершенствования;
- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание
и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания
устных и письменных высказываний о прочитанном.
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык
и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на
родном (русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику.
В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему
ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь
средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему
поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную
связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не
ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную
родную литературу, поэтому учебное время, отведѐнное на изучение данного
предмета, не рассматривается как время для углублѐнного изучения
основного курса литературного чтения, входящего в предметную область
«Русский язык и литературное чтение».
Курс предназначен для расширения литературного и культурного
кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской
классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального
чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших
школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры
понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения
произведения русской литературы отражают разные стороны духовной

культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро,
сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
Специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный
характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской
культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается
мир русского детства: особенности воспитания ребѐнка в семье, его
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия
ребѐнком окружающего мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям,
созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий
позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности
истории и культуры народа, а также содержание произведений русской
литературы.
Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры
и коммуникативных умений.
Место учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» в учебном плане
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке»
входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на
родном языке».
Общее количество часов, отведѐнных на изучение литературного чтения
на родном (русском) языке:
71 ч. (1 ч. в неделю в 1-4 классах, во II полугодии) 1 классе – 17 часов,
во 2-4 классах - 18 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном
(русском) языке» в центре внимания находятся:
1. Важные для национального сознания концепты, существующие в
культурном пространстве на протяжении длительного времени вплоть до
современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости,
совесть и т.д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на
материале доступных для восприятия учащихся начальной школы
произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную

специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими
произведениями помогает младшим школьникам понять ценности
национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
2. Интересы ребѐнка младшего школьного возраста: главными героями
значительного количества произведений выступают сверстники младшего
школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя
представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу
включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи,
показывают пути взросления, становления характера, формирования
нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами
сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В
программе
представлено
значительное
количество
произведений
современных авторов, продолжающих в своѐм творчестве национальные
традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны
современному школьнику.
3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых
национально-специфических явлений образы и мотивы, отражѐнные
средствами других видов искусства, что позволяет представить
обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» и принципами построения курса содержание
каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и
«Россия - Родина моя».
В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в
первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и др., во
втором: «Люди земли Русской», «О родной природе».
Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях
диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени
(традиционность формы произведения, темы или проблемы).
Программа предусматривает выбор произведений из предложенного
списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также
вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих
программах предполагает обращение к литературе народов России в целях
выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких
по тематике и проблематике.
Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие
программы по своему выбору и с учѐтом национально-культурной
специфики региона.

Распределѐнное по классам содержание обучения сопровождается
следующим деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений,
отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи;
умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать
вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения
в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать
текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по
объѐму и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов
чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский
фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих
нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального
сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении
многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и
др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие,
трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции:
единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание
родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с
окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как
носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная
оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего
мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам.
Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле,
лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений
в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление
состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий
к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном
обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения
с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской
художественной
литературы.
Пополнение
словарного
запаса.
Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный
пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых
формул‚ принципов общения, лежащих в основе национального речевого
этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объѐму письменных высказываний по
проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в т.ч. с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.
Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий,
содержащих сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика
Практическое использование при анализе текста изученных
литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие
фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема;
герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное
своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных
литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного
и письменного текста на основе художественного произведения с учѐтом
коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию
иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

1 класс
Раздел 1. Мир детства
Я и книги
Не красна книга письмом, красна умом.
Произведения, отражающие первые шаги в чтении.
Например: С.А. Баруздин. «Самое простое дело». Л.В. Куклин. «Как я
научился читать» (фрагмент). Н.Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент
главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею
Без друга в жизни туго.
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например: Н.К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». И.А. Мазнин. «Давайте
будем дружить друг с другом» (фрагмент). С.Л. Прокофьева. «Самый
большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности
как нравственном ориентире.
Например: В.А. Осеева. «Почему?». Л.Н. Толстой. «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном.
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии
окружающего мира.
Например: С.А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В.В.
Лунин. «Я видела чудо». М.М. Пришвин. «Осинкам холодно». А.С. Пушкин.
«Ещѐ дуют холодные ветры».
Раздел 2. Россия - Родина моя
Что мы Родиной зовѐм
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина».
Например: Ф.П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П.А. Синявский.
«Рисунок». К.Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе
Сколько же в небе всего происходит.
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звѐздах,
облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе.

Например: Русские народные загадки о солнце, луне, звѐздах, облаках.
И.А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» С.В. Востоков. «Два
яблока». В.М. Катанов. «Жар-птица». А.Н. Толстой. «Петушки».
2 класс
Раздел 1. Мир детства
Я и книги
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных
рассказов, сказок, стихов.
Например: Е.Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава
«Нянины сказки»). Т.А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею»
(фрагмент).
Я взрослею
Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об
отношении к другим людям.
Например: В.В. Бианки. «Сова». Л.И. Кузьмин. «Дом с
колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают.
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как
нравственно-этической ценности, значимой для национального русского
сознания.
Например: Е.А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети». Б.В. Шергин.
«Пословицы в рассказах».
Кто идѐт вперѐд, того страх не берѐт.
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости
как нравственном ориентире.
Например: С.П. Алексеев. «Медаль». В.В. Голявкин. «Этот мальчик».
Я и моя семья
Семья крепка ладом.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных
ценностях.
Например: С.Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». В.В. Голявкин. «Мой
добрый папа» (фрагмент). М.В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л.Н. Толстой. «Отец и сыновья».

Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь.
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских
мечтах. Например: Н.К. Абрамцева. «Заветное желание». Е.В. Григорьева.
«Мечта».
Раздел 2. Россия - Родина моя
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской.
Художественные биографии выдающихся представителей русского
народа. Например: В.А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М.А. Булатов, В.И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В.
И. Дале» (фрагмент). М.Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на
помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года
Хорош праздник после трудов праведных.
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным
календарѐм.
Например: Л.Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник
весны»). В.А. Жуковский. «Жаворонок». А.С. Пушкин. «Птичка». И.С.
Шмелѐв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
О родной природе
К зелѐным далям с детства взор приучен.
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и
цветах; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе.
Например: Русские народные загадки о поле, цветах. Ю.И. Коваль.
«Фарфоровые колокольчики». И.С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М.С. Пляцковский. «Колокольчик». В.А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф.И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
3 класс
Раздел 1. Мир детства
Я и книги
Пишут не пером, а умом.
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
Например: В.И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой
дневник»). В.П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День
рождения»).

Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела.
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например: Ю.А. Буковский. «О Доброте - и доброй». Л.Л. Яхнин.
«Последняя рубашка».
Живи по совести.
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например: П.В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н.Г. Волкова.
«Дон».
Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных
ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к
старшим).
Например: О.Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». А.Л. Решетов.
«Зѐрнышки спелых яблок» (фрагмент). В.М. Шукшин. «Как зайка летал на
воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для
взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического.
Например: В.П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы
«Зелѐная грива»). Л.К. Чуковская. «Мой отец - Корней Чуковский»
(фрагмент).
Раздел 2. Россия - Родина моя
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа.
Например: О.М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). В.А.
«Семѐн Дежнѐв» (фрагмент). Н.М. Коняев. «Правнуки богатырей»
(фрагмент). А.Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада.
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры:
Рождестве, Пасхе.

Например: Е.В. Григорьева. «Радость». А.И. Куприн. «Пасхальные
колокола» (фрагмент). С. Чѐрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе
Неразгаданная тайна - в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане;
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе.
Например: Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В.П.
Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В.Д. Берестов. «У реки». И.С.
Никитин. «Лес». К.Г. Паустовский. «Клад». М.М. Пришвин. «Как
распускаются разные деревья». И.П. Токмакова. «Туман».
4 класс
Раздел 1. Мир детства
Я и книги
Испокон века книга растит человека.
Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль
книги в становлении личности.
Например: С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент
главы «Последовательные воспоминания»). Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Из
далѐкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). С.Т. Григорьев.
«Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Произведения,
отражающие
традиционные
представления
о
скромности как черте характера.
Например: Е.В. Клюев. «Шагом марш». И.П. Токмакова. «Разговор
татарника и спорыша».
Любовь всѐ побеждает.
Произведения,
отражающие
традиционные
представления
о
милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственноэтических ценностях, значимых для национального русского сознания.
Например: Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». И.С. Тургенев. «Голуби».
Я и моя семья
Такое разное детство
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные
исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками.

Например: Е.Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). М.В.
Водопьянов. «Полярный лѐтчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый
«полѐт»»). О.В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про
печку», «Про чистоту»). К.В. Лукашевич. «Моѐ милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю
Придуманные миры и страны.
Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира.
Например: Т.В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В.П. Крапивин.
«Голубятня на жѐлтой поляне» (фрагменты).
Раздел 2. Россия - Родина моя
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа.
Например: Е.В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю.М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).
Что мы Родиной зовѐм
Широка страна моя родная.
Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных
уголков родной земли.
Например: А.С. Зеленин. «Мамкин Василѐк» (фрагмент). А.Д.
Дорофеев. «Веретено». В.Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских
колокольчиках.
О родной природе
Под дыханьем непогоды.
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе;
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе.
Например: Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А.Н.
Апухтин. «Зимой». В.Д. Берестов. «Мороз». А.Н. Майков. «Гроза». Н.М.
Рубцов. «Во время грозы».
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» НА УРОВНЕ НОО
Предметные результаты:
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» в течение четырѐх лет обучения обеспечит:
- понимание родной русской литературы как национально-культурной
ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления

национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского
языка на основе изучения произведений русской литературы;
- осознание значимости чтения родной русской литературы для
личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и
культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения
потребности в систематическом чтении русской литературы;
- ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение
поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной
оценки поступков героев;
- овладение элементарными представлениями о национальном
своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;
- совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя,
владение
элементарными
приѐмами
интерпретации,
анализа
и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов);
- применение опыта чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного
текста,
доказывать
и
подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики текста в виде
пересказа, полного или краткого; составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учѐтом коммуникативной задачи (для разных
адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
- самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение
собственного круга чтения;
- использование
справочных
источников
для
получения
дополнительной информации.

Тематическое планирование по годам обучения

Тематическое планирование первого года обучения (17 часов)
№
п\п

1
2

3
4
5

Кол-во
часов

Тема
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (8часов)
Я и книги
Не красна книга письмом, красна умом
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы
«Волшебные сказки»).
Я взрослею
Без друга в жизни туго
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом»
(фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
В. А. Осеева. «Почему?»

1
1

1
1
1
1

9

Л. Н. Толстой. «Лгун». Пословицы о правде и честности.
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ ( 8часов)
Что мы Родиной зовѐм
С чего начинается Родина?
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).

10

П. А. Синявский. «Рисунок».

1

11

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».

1

6

7
8

12
13
14
15
16
17

О родной природе
Сколько же в небе всего происходит
Русские народные загадки о солнце, луне, звѐздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока».
В. М. Катанов. «Жар-птица».
А. Н. Толстой. «Петушки».
Проверочная работа
итого

1
1

1

1
1
1
1
1
1
17
часов

Тематическое планирование второго года обучения (18 часов)
№
п/п

1
2

3

4

5
6
7
8

Тема
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (10 часов)
Я и книги
Не торопись отвечать, торопись слушать
Т.А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею»
(фрагмент).
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава
«Нянины сказки»).
Я взрослею
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Кто идѐт вперѐд, того страх не берѐт
Пословицы о смелости.
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
Я и моя семья
Семья крепка ладом
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю

9

Мечты, зовущие ввысь
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».

10

Е. В. Григорьева. «Мечта».

11
12

13
14

Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (8 часов)
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли русской
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на
помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник
весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».

Кол-во
часов

1
1

1

1

1
1
1
1

1

1

1
1

1
1

15
16,
17
18

О родной природе
К зелѐным далям с детства взор приучен
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
Проверочная работа

1
2
итого

1
18
часов

Тематическое планирование третьего года обучения (18 часов)
№
п/п

1

2

Тема
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (10 часов)
Я и книги
Пишут не пером, а умом
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой
дневник»).
Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Ю. А. Буковский. «О Доброте — и доброй».

Кол-во
часов

1

1

3

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

1

4

Живи по совести
Пословицы о совести.
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

1

5

Н. Г. Волкова. «Дон».

1

6
7
8

9
10

11

Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных
шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы
«Зелѐная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский»
(фрагмент).
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (8 часов)
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли русской

1
1
1

1
1

1

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
12
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
13
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чѐрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
14
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «У реки».
15,16 И. С. Никитин. «Лес».
И. П. Токмакова. «Туман».
17
К. Г. Паустовский. «Клад».
18
Проверочная работа

1

1

1
2
1
1
итого 18 часов

Тематическое планирование четвѐртого года обучения (18 часов)
№
п/п

1
2
3

4

5

Кол-во
часов

Тема
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (11 часов)
Я и книги
Испокон века книга растит человека
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент
главы «Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далѐкого прошлого» (глава
«Книжка с картинками»).

1

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

1

Я взрослею
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всѐ побеждает
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».

1

1

1

Я и моя семья
6
7

Такое разное детство
М. В. Водопьянов. «Полярный лѐтчик (глава «Маленький
мир»).
М. В. Водопьянов. «Полярный лѐтчик (глава «Мой первый

1
1

8,9

10
11

12
13

14
15

16
17
18

«полет»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку»
(главы «Про печку», «Про чистоту»).
Я фантазирую и мечтаю
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне»
(фрагменты).
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (7 часов)
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли русской
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе»
(глава «В школу»).
Что мы Родиной зовѐм
Широка страна моя родная
А. С. Зеленин. «Мамкин Василѐк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
О родной природе
Под дыханьем непогоды
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».
А. Н. Майков. «Гроза».
Проверочная работа

2

1
1

1

1

1
1

1

1
1
18
итого
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».