Школа крепкой семьи 3-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Школа крепкой семьи
«Живая вода»
3-4 класс

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод. объединения

зам. директора по УВР

директор

Ёлкина Н.Н.

Гришина Валентина Сергеевна

от «28» августа 2023 г.

Приказ №94 ОД/р от «30»
августа 2023 г.

Ковалѐва Н.В.
Протокол №1 от «28» августа
2023 г.

г. Заречный, 2023 год

Программа «Школа крепкой семьи»
для учащихся 1-4 классов
«Живая вода»
Пояснительная записка
Цель: развитие духовно-нравственного потенциала личности ребенка, формирование
ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, развитей общей культуры,
активной жизненной позиции, навыков позитивного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
- формирование у учащихся мотивации и потребности в развитии своего нравственного
потенциала, самосовершенствования;
- формирование навыков регуляции собственного поведения на основе осознанного
нравственного выбора, защита от рискованного поведения;
- повышение социальной и персональной компетентности детей за счет овладения ими
информации о себе и окружающем мире, нравственных ценностей;
- осознание и принятие духовно-нравственных ценностей, уважительного отношения к
семье, родным и друзьям, к своему городу и стране.
Планируемы результаты
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) овладение информацией о себе и окружающем мире, сути нравственных ценностей и их
значимости для благополучия личности;
3) становление внутренней установки поступать согласно усвоенным нравственным
ориентирам;
4) понимания значения собственных нравственных установок и советующих моделей
поведения, способствующих построению конструктивных отношений в семье и обществе,
препятствующих рискованному поведению.
Метапредметные, коммуникативные результаты
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Личностные результаты
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Содержательное наполнение «игровых оболочек» в программе обеспечивается применением
разнообразных методов психологического сопровождения личностного развития детей,
среди которых чаще других применяются:
-- интерактивные игры и разминки
Они способствуют созданию безопасного группового пространства, являющегося
важнейшим условием эффективности групповой работы и решения поставленных в
программе задач.
--ролевая игра
Важно, что ребѐнок активно осознаѐт потребность в духовных и нравственных ориентирах,
получает возможность провести «полевые испытания» механизмов регуляции собственного
социального поведения
-- мозговой штурм
Содержание обсуждений в рамках программы обусловлено еѐ целями и ориентирует
активность детей на анализ и формулирование значимых нравственных принципов.
-- арт-терапевтические методы
Является средством свободного самовыражения и самопознания. Язык символов позволяет
по-новому взглянуть на ситуацию, благодаря чему
ребѐнок находит путь к их
нравственному решению.
-- элементы сказкотерапии
Нравственный потенциал, заложенный в сказках позволяет ребѐнку получить ценностноориентированную информацию в недирективной форме, не вызывая ответного
сопротивления .
-- Ритуализированное осмысление
Элементы повторяющегося церемониала направлены на интенсивное освоение детьми
нравственных ценностей.
-- Групповое обсуждение и безопасная обратная связь
Дети учатся находить компромисс, отстаивать свои взгляды и позиции, конструктивно
реагировать на критику, получать обратную связь, являющуюся регулятором развития.
Группа отражает общество в миниатюре.
Формы организации деятельности

Формы и виды организации внеурочной деятельности
1. игровая деятельность;
2. проектная задача
3. ролевая игра
4. диспут
5. дебаты
6. практикум
7. психологический тренинг
8. психологический практикум
9. проблемно-ценностное общение;
10. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
11. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая
деятельность);

Тематическое планирование
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13

14
15

16
17

№
п/п
1-2
3-4
5-6

Кол-во
часов

Тема
Введение в программу (знакомство участников, введение в сюжет
ролевой игры «Живая вода», принятие правил работы)
Культура общения. Важность культуры общения. Способы тактичного и
вежливого поведения в различных ситуациях.
Дружба. Значение для человека дружеских отношений. Способы
установления дружеских связей
Честность. Честность как ценное личностное качество.
Доверие. Доверие как ценный аспект отношений. Обсуждение
собственного опыта переживания доверия и недоверия
Семья. Значение семьи в жизни человека. Семья как важный ресурс
развития личности. Эффективная коммуникация с близкими людьми.
Здоровье. Забота о здоровье как важный элемент жизни человека..
Мотивация на поддержание здоровья.
Любовь. Осознание любви, способности замечать ее. Осознание качеств
истинной любви.
Родина. Обсуждение представлений о Родине. Связь с родным местом
как важный ресурс.. Представление о патриотизме как заботе, о своей
Родине и ответственности за нее.
Разум. Разум как способность понимать ситуацию при решении
жизненных проблем
Щедрость. Щедрость как важное качество в отношениях с людьми и
миром.
Ответственность. Моменты, опыт ответственности за что-либо. Связь
между заботой и ответственности
Согласие. Жизнь в мире и согласии, принятие позиции другого
человека, взаимопомощь. Значение согласия в межличностном
взаимодействии, в решении жизненных проблем.
Поддержка. Важное значение поддержки в межличностном
взаимодействии, решении жизненных проблем
Надежда. Значение надежды в жизни человека, умения не падать духом
в трудных ситуациях. Ресурсы, на которые можно опираться в трудных
ситуациях.
Радость. Понятие о радости, еѐ важном значении в межличностном
взаимодействии, в решении жизненных проблем.
Благородство.. Важность сохранения семейной истории, традиций,
любви и уважения к своим предкам. Познание истории своей семьи и
рода.
Итого
Тематическое планирование
4 класс
Тема

Любовь. Осознание любви, способности замечать ее.
Родина. Обсуждение представлений о Родине.
Разум. Разум как способность понимать ситуацию при решении

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
34

Кол-тво Форма
часов
организ
ации
2
2
2

7-8
910
1112
1314

1516
1718
1920
2122
2324
2526
2728
2930
3132
3334

жизненных проблем.
Щедрость. Щедрость как важное качество в отношениях с людьми и
миром.
Ответственность. Моменты, опыт ответственности за что-либо. Связь
между заботой и ответственностью.
Согласие. Жизнь в мире и согласии, принятие позиции другого
человека, взаимопомощь.
Поддержка. Важное значение поддержки в межличностном
взаимодействии, решении жизненных проблем.
Надежда. Значение надежды в жизни человека, умения не падать духом
в трудных ситуациях.
Мужество. Мужество как личностное свойство.
Радость. Благородство.
Доброта. Доброта в жизни человека. Способы конструктивного
выражения доброты, заботы, внимания.
Справедливость. Место справедливости в жизни человека.

2
2
2

2

2
2
2

Свобода. Представления о свободе, сложность и неоднозначность этого
понятия.
Время. Ценность времени. Приемы эффективного использования
времени.
Человеколюбие. Способы нахождения общего языка и установления
контакта с людьми, испытывающими трудности в общении.
Верность. Важность верности в отношениях между людьми,
разрушительная сила предательства

2
2
2
2

Прощение. Важность прощения в жизни человека.

2

Мудрость. Мудрость как важное качество, присущее самым разным
людям.

2

Душа. Осмысление пройденных тем, духовно-нравственного развития.

2

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».