КРО Дефектологические занятия 1-4 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казѐнное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
школы по УВР 29.08.23
(Уфимцева Н.А.)
_____________________

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол
№1 от 29.08.23
____________________

УТВЕРЖДЕНА
приказом
директора школы
Гришиной В.С.
№94 од/р от 30.08.23
_______________________

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
коррекционного курса «Коррекционно-развивающие
(дефектологические) занятия»
разработана в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР,
вариант 7.2) и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598
на 2023-2024 учебный год

Составила учитель-дефектолог:
Топасева Е.А.

г. Заречный,
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание коррекционного курса «Дефектологические занятия»
определяется исходя из требований ФГОС образования обучающихся с ОВЗ
и направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка,
препятствующих освоению программы.
Основной задачей учителя-дефектолога является коррекционное
воздействие на учебно-познавательную деятельность школьника с целью
ослабления нарушений познавательных процессов и развития до уровня
необходимых для освоения учебного материала психофизических функций.
Курс реализуется учителем-дефектологом во внеурочной деятельности
на индивидуальных и /или подгрупповых/групповых коррекционноразвивающих занятиях.
Предусматривается гибкость выбора тематического каркаса с учетом
типологических особенностей группы школьников с ЗПР. Программа курса
строится по модульному принципу, который позволяет максимально
индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями
обучающихся. Количество часов на изучение каждого модуля может
варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего
объема часов на весь курс. Помимо этого, учитель-дефектолог может
значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем
исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию
которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Специалист
уделяет внимание формированию и коррекции графомоторных навыков,
восполняет
дефициты
сенсорного,
сенсомоторного
развития
и
пространственно-временных
представлений,
проводит
работу
по
расширению знаний об окружающем мире, пополнению словаря, развитию
речи. Основное внимание отводится формированию приемов умственной
деятельности и ослаблению образовательных затруднений. В процессе
коррекционно-развивающих занятий у школьников с ЗПР происходит
коррекция и формирование дефицитарных функций, обеспечивающих основу
освоения программного материала и выработку соответствующих учебных
навыков.
Курс реализуется в рамках системы коррекционно-педагогической
работы специалиста и поддерживается следующими направлениями
деятельности:
диагностическим,
консультативно-просветительским,
организационно-методическим.
Программа курса составлена по модульному принципу и предполагает
вариативность в выборе модулей и возможность перераспределения часов на
их изучение в зависимости от особенностей и выраженности нарушений в

развитии ребенка с ЗПР. В зависимости от потребности обучающихся в
тематическое планирование могут включаться как все предложенные модули
в соответствии с приведенным здесь распределением часов, а также могут
быть выделены несколько модулей с учетом выраженности отдельных
дефицитов познавательной деятельности и увеличением часов на их
изучение.
Исходя из структуры нарушения при ЗПР основными и обязательными
модулями программы выступают:
1) коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале;
2) коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов
умственных действий.
Цель курса – предоставление помощи в освоении предметного
содержания образовательной программы, коррекция и развитие учебнопознавательной деятельности и психофизических функций, формирование
базовых мыслительных операций, приемов мыслительной деятельности,
необходимых для формирования учебных навыков и компетенций.
Задачи курса:
формирование учебного поведения и структурных компонентов учебной
деятельности (ориентировочный этап, удержание алгоритма учебных
действий, сличение с образцом, промежуточный и итоговый контроль);
коррекция и развитие сенсорной и сенсомоторной сферы; коррекция и
развитие пространственных отношений и временных представлений;
коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного
материала;
формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие
базовых мыслительных операций;
расширение разносторонних представлений о предметах и явлениях
окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
восполнение образовательных дефицитов, обусловленных недостаточной
готовностью к школьному обучению;
формирование алгоритмов учебно-познавательных действий и коррекция
учебных навыков на основе определения индивидуальных трудностей в
обучении учащегося с ЗПР;
формирование навыков социальной (жизненной) компетенции.
Место коррекционного курса «Дефектологические занятия» в
учебном плане
«Дефектологические занятия» являются обязательным курсом
коррекционно-развивающей области учебного плана по варианту 7.2 АООП
НОО обучающихся с ЗПР и реализуются в рамках внеурочной деятельности

посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагогапсихолога и обеспечиваются системой психолого-педагогического
сопровождения.
Общее число часов, отведѐнных на изучение коррекционного курса
«Дефектологические занятия» в начальной школе составляет 135 ч. (1 час в
неделю в каждом классе):
1 класс - 33 ч.; 2-4 классы - 34 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ»
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:
«Сенсорное и сенсомоторное развитие»;
«Коррекция и развитие пространственных отношений и временных
представлений»;
«Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»;
«Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи»;
«Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов
умственных действий»;
«Восполнение образовательных дефицитов» (индивидуальный).
Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие»
Модуль включает следующие разделы:
«Развитие сенсорного восприятия и сенсорных эталонов»,
«Развитие перцептивных возможностей»,
«Развитие кинестетических основ движения»,
«Развитие графо-моторных функций»,
«Развитие межанализаторных систем»,
«Развитие мелких мышц руки и конструктивного праксиса».
Модуль «Коррекция и развитие пространственных отношений и
временных представлений»
Модуль включает следующие разделы:
«Ориентировка в пространстве (схеме) собственного тела и расположении
объектов по отношению к телу»,
«Восприятие пространственного расположения объектов относительно друг
друга»,
«Пространственная
ориентировка
на
плоскости
(горизонтальной,
вертикальной)»,
«Развитие умений выражать пространственные отношения в речи, понимать
и строить логико-грамматические конструкции»,
«Развитие временных представлений».

Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале»
Модуль включает следующие разделы:
«Развитие познавательных процессов»,
«Познавательные действия при работе с алгоритмами»,
«Познавательные действия по преобразованию информации».
Модуль «Расширение представлений об окружающем мире и развитие
речи»
В модуль включены темы из учебных предметов предметной области
«Естествознание».
Модуль «Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий»
Модуль включает следующие разделы:
«Анализ и синтез»,
«Сравнение»,
«Классификация»,
«Обобщение, конкретизация, абстрагирование»,
«Суждение и умозаключение».
Модуль «Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный)»
В модуль включены темы из учебного предмета «Математика», «Русский
язык».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие»:
иметь прочные представления о сенсорных эталонах, использовать их в
решении практических задач;
различать и дифференцировать ощущения от различных органов чувств,
ранжировать их по интенсивности;
выполнять заданные двигательные программы по образцу и по памяти;
выполнять тонко-дифференцированные графические движения;
воспроизводить ритмы в условиях межмодального переноса.
Модуль «Коррекция и развитие пространственных отношений и
временных представлений»:
уметь ориентироваться в схеме собственного тела и определять
пространственное расположение объектов относительно себя;
уметь моделировать пространственные отношения по схеме;
определять пространственное расположение объектов относительно друг
друга;

владеть навыками пространственной ориентировки;
ориентироваться в горизонтальной и вертикальной плоскости;
выполнять мысленные перемещения в пространстве с определением
конечного результата преобразования;
понимать и употреблять логико-грамматические конструкции, отражающие
пространственные и временные отношения;
понимать ленту времени, определять временную последовательность
событий.
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале»:
опознавать объекты в разных ракурсах, графических изображениях, в
условиях затрудненного зрительного восприятия;
удерживать произвольно внимание при выполнении учебной работы,
распределять его и переключать между разными объектами;
использовать опосредованные приемы запоминания;
удерживать алгоритм учебной работы после совместного его составления;
выполнять последовательность учебных действий по алгоритму с визуальной
опорой;
определять последовательность учебных действий для выполнения задания
(при необходимости с помощью педагога);
выполнять алгоритм работы с правилом с визуальной опорой;
осуществлять поиск информации, находить явно заданную информацию,
отвечая на вопросы;
интерпретировать информацию с помощью педагога, отвечать на вопросы,
используя неявно заданную информацию;
владеть приемами переработки информации, представленной в виде текста,
таблицы, схемы, графика;
осуществлять с помощью педагога преобразование информации.
Модуль «Расширение представлений об окружающем мире и развитие
речи»
уметь выполнять пересказ по опорным картинкам, вопросам, картинному
плану, составленному плану;
уметь выполнять выборочный пересказ с опорой на план, по
предварительному совместному анализу; уметь составлять рассказ по серии
сюжетных картинок;
уметь составлять тексты сочинения описательного характера с помощью
педагога;
уметь составлять изложения на основе прослушанного по наводящим
вопросам;

уметь восстанавливать деформированные тексты;
уметь составлять сочинения-рассуждение с опорой на вопросный план.
Модуль «Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий»
владеть логическими приемами, составляющими мыслительные операции
анализа и синтеза:
прием выделения признака объекта;
прием выделения совокупности признаков объекта;
прием соотносительного анализа; прием сопоставительного анализа;
прием совмещения признаков объекта;
прием анализирующего наблюдения;
прием выделения части из целого;
прием восполнения целого по его части;
прием пространственного анализа, определения пространственного
расположения частей целого;
прием восприятия объекта как целого;
прием синтезирования объекта;
прием выделения существенных признаков объектов, конкретных житейских
понятий, простых учебных понятий;
владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию
сравнения:
прием определения признаков сходства и различия;
прием сопоставления признаков объекта;
прием нахождения объекта идентичного заданному на основании
сопоставления признаков;
прием образного сравнения;
прием сравнения конкретных житейских и простых учебных понятий по
существенным признакам;
владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию
классификация:
прием отнесения объекта к классу;
прием группировки объектов по заданному основанию (один, два, три
признака);
прием определения общих признаков сгруппированных объектов – выбор
основания для классификации сгруппированного материала (предметов,
конкретных понятий);
прием определения основания для классификации;
прием группировки объектов по самостоятельно найденному основанию;
прием классификации конкретных житейских и простых учебных понятий;

владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию
обобщения:
прием отнесения объекта к роду;
прием определения родо-видовых отношений;
прием определения отношений последовательного подчинения;
прием определения конкретных житейских понятий;
прием упорядочивания и систематизации объектов;
прием установления и соблюдения логических отношений, закономерности;
прием установления причинно-следственных зависимостей;
прием обобщения образного смысла метафор, пословиц и поговорок;
прием определения скрытого смысла наглядно предъявляемых сюжетов;
прием определения скрытого смысла текстов;
уметь делать суждения, умозаключения по аналогии, решать логические
задачи.
Модуль «Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный)»
владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом.
Предметные результаты освоения АООП с учетом специфики содержания
предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
1 класс-33 часа
№

Тема урока

Кол-во
часов
1,2 Диагностическое занятие
2
3. Сенсорное и сенсомоторное развитие. Развитие графических
1
умений, зрительно-двигательной координации.
4. Коррекция и развитие познавательной деятельности на
1
учебном материале. Развитие произвольного внимания.
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа и
развитие логической памяти.
5.

Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Больше на/меньше на. Счет в пределах 10.
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Сезонные изменения в живой и неживой
природе. Сезонные занятия людей в городе и на селе»
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Анализ задачи, выделение структуры задачи (условие, вопрос,

6.

7.

1
1

1

8.

9.
10.

11.

12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.

19.

20.

21.

22.

решение, ответ). Запись арифметического действия по схеме.
Составление схем к арифметическим задачам .
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Развитие зрительной произвольной
памяти.
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Мир насекомых».
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале Развитие и коррекция
понятийного
мышления.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и отработка умения решать задачи с величинами с
опорой на блок-схему.
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «На какой улице я живу».
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Развитие произвольного внимания.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование
приемов
умственных
действий.
Совершенствование движений, выделение частей предмета,
складывание целого из частей, выделение сходных и
отличительных деталей.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Числа от 0 до 20.
Диагностическое занятие
Сенсорное и сенсомоторное развитие. Восприятие формы,
величины, цвета; конструирование предметов.
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном
материале.
Развитие
зрительной
памяти,
пространственных представлений.
Восполнение
образовательных
дефицитов
по
математике.
Отработка
учебных
навыков
моделирования математических действий сложения и
вычитания в предметно-практической деятельности.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие
понятийного
мышления,
памяти,
пространственных
представлений.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и развитие учебного навыка анализа условия
задачи, установления математической связи между данными и
искомым числом.
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Коррекция и развития навыка орфографической

1

1
1

1

1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

23.

24.
25.

26.
27.

28.

зоркости при написании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк,чн-.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие
умения сравнивать, анализировать форму предметов.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Сложение\вычитание в пределах 20.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие
процессов анализа, умения воспроизводить образец, зрительнодвигательной координации.
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Почему радуга разноцветная?»
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие
зрительного анализа и словесного синтеза.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Сложение вида
2
3,
4

29. Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие и
коррекция мышления (операции конкретизации, обобщения,
умозаключения).
30. Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Вычитание вида 13 – , 14 – ,15 – .
31. Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Формирование и автоматизация моторной программы
написания
графем, различение схожих по начертанию
прописных букв.
32. Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и отработка приема вычислений, основанных на
знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
33. Диагностическое занятие.
Всего часов:

№
1,2.
3.
4

Тематическое планирование коррекционного курса
«Дефектологические занятия»
2 класс-34 часа
Тема урока

1

1
1

1
1

1

1

1
1

1

1
33

Кол-во
часов
Диагностическое занятие
2
Сенсорное
и
сенсомоторное
развитие.
Развитие
1
графических умений, зрительно-двигательной координации.
1
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,

5.

6.
7.
8.

9.

10.
11.

12.

13.

14.

15.
16.
17.

формирование
приемов
умственных
действий.
Синтезирование объекта (восполнение недостающей части
сюжетной картинки, восстановление слов с пропущенными
буквами).
Восполнение
образовательных
дефицитов
по
математике. Отработка навыка образования чисел от 20 до
100
с
использованием
предметно-практического
оперирования, с последующей записью и чтением чисел.
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Природа моего края».
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Развитие кратковременной памяти.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Анализ
задачи, выделение структуры задачи (условие, вопрос,
решение, ответ). Запись арифметического действия по схеме.
Составление схем к арифметическим задачам.
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Развитие мышления (установление
закономерностей).
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Развитие и коррекция объема внимания.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Выделение
частей предмета, складывание целого из частей, выделение
сходных и отличительных деталей.
Восполнение
образовательных
дефицитов
по
математике. Коррекция и отработка устных приемов
вычислений в пределах 100 с опорой на вспомогательные
средства (вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18, 36– 2, 36 – 20, 26 + 4,
30 – 7, 60 – 24 , 26 + 7, 35 – 8).
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Звѐздное небо. Планеты Солнечной
системы».
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Формирование словесно-логического
мышления (аналогии).
Восполнение
образовательных
дефицитов
по
математике. Таблица сложения.
Диагностическое занятие
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Развитие концентрации внимания.
Отработка навыка удерживать внимание на заданном
объекте, на нескольких объектах.

1

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1
1
1

18.
19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.
27.

28.

29.

30.
31.

32.

Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Дикие и домашние животные».
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном
материале.
Развитие
словесно-логического
мышления (выделение существенных признаков).
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. Отработка умения составления текста по
картинке и плану по теме «Мой город».
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Коррекция и отработка учебного
умения
устанавливать связь слов в предложении.
Сенсорное и сенсомоторное развитие. Распознавание и
изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая,
прямая),
отрезок,
ломаная,
угол,
многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат.
Сенсорное и сенсомоторное развитие. Восприятие цвета.
Цветовой спектр. Цвета тѐплые и холодные. Развитие
зрительного восприятия.
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Отработка алгоритма учебных действий при
определении общей части слова в однокоренных словах.
Коррекция и развитие пространственных отношений и
временных
представлений.
Развитие
восприятия
пространства.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Умножение числа 2 и на 2.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование
приемов
умственных
действий
Формирование
и
развитие
мышления
(аналитикосинтетические операции).
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Коррекция и восполнение учебного приема
определение места написания мягкого знака в словах, как
показателя мягкости.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и отработка алгоритма решения уравнений (12 + х
= 12, 25– х = 20, х – 2 = 8).
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Путешествие по России».
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Развитие и коррекция переключения
внимания.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Алгоритм письменного сложения и вычитания в пределах

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1
1

1

33.
34.

№
1,2
3.
4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

100. Развитие двигательной памяти.
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку.
Диагностическое занятие.
Всего часов:

1
1
34

Тематическое планирование коррекционного курса
«Дефектологические занятия»
3 класс-34 часа
Тема урока
Кол-во
часов
Диагностическое занятие
2
Сенсорное
и
сенсомоторное
развитие.
Развитие
1
графических умений, зрительно-двигательной координации.
1
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие
мыслительных
операций
(операции
конкретизации,
обобщения, абстрагирование, умозаключения).
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция
и
восполнение
навыка
письменных
вычислений с переходом через десяток в пределах 100.
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Коррекция и восполнение учебного навыка
определения главных членов предложения, умения задавать
вопрос к подлежащему и сказуемому.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие
мыслительных операций (классификация, сравнение, анализ и
синтез).
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Коррекция и развитие навыка орфографической
зоркости при правописании слов с удвоенными согласными.
Расширение представлений об окружающем мире
и развитие речи. «Эта удивительная природа. Разнообразие
животных».
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и отработка навыка решать текстовые задачи на
увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное
сравнение чисел с опорой на блок–схему.
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Отработка навыков
дифференцированного зрительного восприятия.
Расширение представлений об окружающем мире
и развитие речи. «Мы и наше здоровье. Дыхание и

1

1

1

1

1

1

1

1

13.
14.

15.

16.

17
18.
19.

20.

21.

22.
23.
24.

25.

26.

кровообращение».
Сенсорное и сенсомоторное развитие. Восприятие формы,
величины; конструирование предметов.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и отработка навыка решения примеров с
табличными случаями умножения и деления.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие и
коррекция
операций
сравнение,
классификация,
абстрагирование, умозаключения, обобщения).
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Коррекция и восполнение учебного умения
определять части речи (существительное, прилагательное,
глагол), отработка алгоритма учебных действий по
отнесению слова к определенной части речи.
Диагностическое занятие
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Мы и наше здоровье. Организм человека».
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Коррекция и развития навыка орфографической
зоркости при написании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши, чкчн, чт, щн, нч, правописания частицы НЕ с глаголом.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Отработка алгоритмов письменного сложения и вычитания в
пределах 1000.
Сенсорное
и
сенсомоторное
развитие.
Развитие
слухомоторной
координации,
выполнение
сложных
графических диктантов по словесной инструкции.
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Развитие слуховой памяти.
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Какая бывает промышленность»
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Оперирование приемами запоминания и
воспроизведения информации на учебном материале:
выделение опорных слов, воспроизведение текста по
опорным словам.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие и
коррекция наглядно-образного мышления.
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Коррекция и отработка учебного навыка определения
частей слова по алгоритму. Правописание суффиксов,
приставок.

1
1

1

1

1
1
1

1

1

1
1
1

1

1

27.

28.

29.

30.
31.

32.

33.

34.

Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном
материале.
Развитие
словесно-логического
мышления
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и закрепление умений образования трехзначных
чисел, сравнения трехзначных чисел, замены трехзначного
числа суммой разрядных слагаемых.
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Действия
в
опасных и чрезвычайных
ситуация».
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Развитие произвольного внимания.
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку.
Отработка
алгоритма
учебных
действий
правописания слов с глухими и звонкими согласными в
корне, непроизносимым согласным в корне.
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Развитие долговременной памяти
(запоминание стихотворения).
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Отработка алгоритма учебных действий при
определении склонений имен существительных.
Диагностическое занятие.
Всего часов:

1

1

1

1
1

1

1

1
34

Тематическое планирование коррекционного курса
«Дефектологические занятия»
4 класс-34 часа
№
Тема урока
Кол-во
часов
1,2 Диагностическое занятие
2
3. Сенсорное и сенсомоторное развитие. Развитие графических
1
умений, зрительно-двигательной координации.
4. Коррекция и развитие познавательной деятельности на
1
учебном материале. Отработка навыков зрительного
различения, сопоставления и распознавания зашумлѐнных,
наложенных, силуэтных, теневых, конфликтных изображений.
5.

6.
7.

Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Небесные тела. Планеты Солнечной
системы».
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Отработка алгоритма сравнения чисел по классам и разрядам.
Сенсорное и сенсомоторное развитие. Отработка приемов

1

1
1

8.

9.
10.

11.
12.

13.

14.

15.

16.
17.

18.

19.

20.

21

22.

запоминания и воспроизведения учебного материала.
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Коррекция и восполнение учебного приема
определения частей речи по вопросу и значению (имя
существительное, имя прилагательное, глагол, предлог,
местоимение).
Сенсорное и сенсомоторное развитие. Развитие и коррекция
двигательных навыков. Развитие точности движений.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование
приемов
умственных
действий
Формирование и развитие словесно-логического мышления.
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Охрана природы».
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и отработка алгоритма письменного умножения и
деления многозначного числа на однозначное.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие и
коррекция аналитико-синтетических способностей.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и отработка умения решать задачи с величинами с
опорой на блок-схему.
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Развитие воображения, пространственновременных представлений.
Диагностическое занятие
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Выполнение детального анализа
сюжетной линии серии картинок со скрытым смыслом, с
юмористическим содержанием.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование
приемов
умственных
действий.
Формирование внутреннего плана действий, произвольности
движений.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и отработка навыка перевода одних единиц
измерения в другие.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Отработка алгоритма письменного умножения многозначного
числа на двузначное и трехзначное число.
Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале. Развитие вербальной опосредованной
памяти.
Восполнение образовательных дефицитов по русскому

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.
30.

31.

32.
33.

34.

языку. Отработка алгоритма учебных действий правописания
безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3
склонения в единственном числе.
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Наш край.
Поверхность
нашего
края».
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие
аналитико-синтетических способностей.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и отработка навыка нахождения периметра и
площади прямоугольника.
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Склонение личных местоимений с предлогами и без
предлогов.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие и
коррекция наглядно-образного мышления.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и отработка навыка нахождения периметра и
площади прямоугольника.
Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи. «Путешествие в прошлое России».
Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий. Развитие
мыслительных операций (анализ, синтез, умозаключение,
сравнение, классификация, абстрагирование).
Восполнение образовательных дефицитов по русскому
языку. Коррекция и отработка учебного навыка в
распознавании глаголов, в изменении глаголов по числам и
временам, глаголов прошедшего времени в единственном
числе по родам.
Сенсорное и сенсомоторное развитие. Развитие глазомера и
зрительно-двигательной координации.
Восполнение образовательных дефицитов по математике.
Коррекция и отработка учебного навыка чтения и записи
многозначных чисел в пределах миллиона.
Диагностическое занятие.
Всего часов:

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1
1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».