МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение "Управление образования городского округа Заречный" МБОУ ГО Заречный "СОШ №4" РАССМОТРЕНО рук. метод. объединения Тумашева С.А. _____________________ Протокол №1 от «29» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР Уфимцева Н.А. _______________________ от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО директор Гришина Валентина Сергеевна __________________________ Приказ №94 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» разработана в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР, варианты 7.1, 7.2) и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 на 2023-2024 учебный год Составили учителя-логопеды: 1. Тумашева С.А. (I КК) 2. Ощепкова Е.Н. . г. Заречный, 2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Логопедическая работа с обучающимися с ЗПР нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах. Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические» выстраивается с опорой на имеющиеся диагностические материалы и методические разработки известных авторов. В области логопедии таковыми являются работы Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.А. Ишимовой, О.И. Азовой и др. В области психокоррекции в основу были взяты разработки Н.В. Бабкиной и Р.Д. Тригер, адресованные непосредственно обучающимся с ЗПР. Цель и задачи курса Цель курса заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон устной речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, профилактики и коррекции нарушений письменной речи. Целевой ориентир коррекционно-развивающего курса «Коррекционноразвивающие занятия: логопедические» предполагает развитие не только речевых умений и навыков, но и навыков социальной (жизненной компетенции) у обучающихся с ЗПР. Задачи курса: коррекция и развитие звукопроизношения обучающихся (постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи); восполнение дефицитов в формировании фонематических процессов; пополнение, расширение и уточнение пассивного и активного словаря; коррекция нарушений/недостатков грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); формирование и развитие связной речи, диалогической и монологической формы речи; формирование и развитие коммуникативной функции речи; профилактика и коррекция нарушений чтения и письма; развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений; расширение представлений об окружающей действительности; обогащение речевого опыта, способствующего развитию познавательных процессов обучающихся с ЗПР. Курс «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические» реализуется на протяжении всего уровня начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать/минимизировать речевые нарушения обучающихся с ЗПР, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативные навыки и формировать необходимую компетентность. Особенности построения курса Особенностями построения курса «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические» является индивидуально-ориентированное логопедическое сопровождение с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, их индивидуальных особенностей и возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк). Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические» способствует преодолению речевых нарушений у младших школьников, развитию познавательной деятельности и произвольной речевой регуляции обучающихся с ЗПР. Место коррекционного курса «Логопедические занятия» в учебном плане Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические» является обязательной частью коррекционно-развивающей области ФАОП НОО обучающихся с ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление речевых нарушений у обучающихся 1 –4 классов, получающих образование в соответствии с АОП НОО обучающихся с ЗПР. Общее число часов, отведѐнных на изучение коррекционного курса «Логопедические занятия» в начальной школе составляет 270 ч. (2 часа в неделю в каждом классе): 1 класс - 66 ч.; 2-4 классы - 68 ч. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИЕ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ» Модульное построение программы курса «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические» позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей обучающихся с ЗПР на уровне начального обучения. Учительлогопед может структурировать содержание программного материала по курсу, исходя из потребностей конкретного обучающегося с ЗПР или группы, либо равномерно распределяя время на изучение каждого модуля. Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы. При тематическом планировании логопедических занятий курса «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические» учитель-логопед может интегрировать материал нескольких модулей в рамках одного занятия и включать элементы уже отработанного модуля в структуру последующих занятий для закрепления. Возможно запланировать совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных модулей. Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические» для обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования включает следующие модули: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»; «Развитие лексико-грамматической стороны речи»; «Формирование связной речи. Основы коммуникации». Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза, формирование фонематических представлений, профилактику и коррекцию специфических ошибок письма и чтения (замены и смешения, пропуски гласных и согласных, частей слова, добавления, перестановки букв). Повышенное внимание уделяется дифференциации смешиваемых звуков и сходных по написанию букв. Работа по коррекции звукопроизношения (по автоматизации вызванных звуков) проводится с постепенным усложнением всего речевого материала параллельно с отработкой слоговой структуры слова и выделением ударных и безударных слогов. На логопедических занятиях отрабатываются артикуляционные и дыхательные упражнения, элементы фонетической ритмики. Для некоторых обучающихся необходимо организовать индивидуальную работы по коррекции звукопроизношения. Например, запланировать индивидуальную форму логопедических занятий на этапах постановки и автоматизации звуков в слогах и односложных словах, а работу по отработке данных звуков в словах разной слоговой структуры, предложениях и текстах проводить в подгруппах и малых группах. Для обучающихся с ЗПР крайне важно отработать правильное звукопроизношение в различных ситуациях общения. На групповых занятиях обучающиеся учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний своих сверстников и своих собственных. Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» направлен на развитие словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие навыков словообразования и словоизменения, профилактику и коррекцию специфических ошибок письма и чтения. Пополнение и уточнение словаря обучающихся ведется параллельно с расширением представлений об окружающей действительности (преемственность работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога) и преодолением недостатков познавательной деятельности (преемственность работы учителя-логопеда и педагога психолога). Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках запланированных лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный, различению и употреблению омонимов, синонимов и антонимов. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» направлен на развитие умения развернуто отвечать на вопросы, формирование навыков работы с текстом (умения делить текст на части, озаглавливать, составлять план, определять главную мысль), формирование коммуникативных навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, профилактику и коррекцию специфических ошибок письма и чтения. Данный модуль включает коррекционно-развивающие занятия по развитию диалогической речи обучающихся с ЗПР, моделирование коммуникативных ситуаций, словесного описания, инсценирования, а также инициация ответных высказываний, оречевления тематических ситуаций (например, покупка в магазине, поход в библиотеку и др.). Для формирования и развития монологической речи, предусмотрена предварительная словарная работа и постепенное увеличение объема речевого материала. Предусмотрен переход от простых фраз к более распространенным, с постепенным увеличением объема речевого высказывания (текста) и его частей. Начинать необходимо с опоры на наглядную бытовую ситуацию, затем переходить ситуациям из личного опыта ребенка, а дальше – к самостоятельным высказываниям на заданную тему. Курс предполагает комплексное логопедическое обследование и мониторинг уровня развития младших школьников с ЗПР. В логопедическом обследовании младших школьников с ЗПР оцениваются все компоненты речевой системы: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, лексический запас, грамматический строй речи, связное высказывание, навыки письма и чтения, а также неречевые процессы, определяющие успешность овладения письмом и чтением (например, повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Выбор формы логопедических занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповые) с обучающимися с ЗПР зависит от степени выраженности речевых нарушений и уровня сформированности познавательной деятельности и произвольной речевой регуляции с учетом рекомендаций ПМПК и ППк. Содержание коррекционного курса учителя-логопеда строится в строгом соответствие с требованиями к результату изучения учебных предметов «Обучение грамоте», «Русский язык» и основано на использовании учебного материала. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» самостоятельно направлять внимание на звуковую сторону речи; иметь представления о правильных артикуляционных укладах нарушенных звуков; различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке; дифференцировать звуки и буквы: различать гласные (ударные и безударные) и согласные (звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие звуки); распознавать звуки по артикуляции, опознавать буквы и соотносить со звуками; выделять ударный и безударный слоги; уметь правильно произносить все автоматизированные звуки во всех ситуациях общения или минимизировать ошибки произношения; определять количество и последовательность звуков в слове; различать слова, отличающиеся одним или двумя звуками; правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в рамках изученного программного материала). Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» выделять и различать части слова: основа, корень, приставка, суффикс, окончание; образовывать изученные части речи при помощи суффиксов и приставок (по образцу); конструировать словосочетания и предложения из предложенных слов; различать грамматически правильные и неправильные словосочетания; уметь сравнивать и анализировать формы слова в словосочетании; оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать изученные части речи; соблюдать на письме изученные орфографические правила; правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в рамках изученного программного материала). Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» участвовать в простых диалогах; обращаться за помощью при затруднениях, формулировать просьбу; выражать словами свои намерения, пожелания, опасения и пр.; соотносить предложение с графической схемой; конструировать простые и сложные предложения с однородными членами, с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему); дифференцировать понятия: словосочетание — предложение — текст; согласовывать слова в предложении, выделять границы предложения на письме; определять главную мысль текста; озаглавливать текст; пересказывать и составлять текст различного типа с использованием вежливых слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемых при извинении или отказе; устанавливать связь между частями текста; составлять план текста; различать особенности текста-повествования, текста-описания, текстарассуждения, смешанного текста; писать изложение короткого текста по плану; составлять сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога). Тематическое планирование для 1 класса № п/п Тема урока Кол-во часов Диагностика устной и письменной речи учащихся (до 15 сентября) Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» (16 часов) 1 2 3 4 5 6 7 Слово как единица речи Слово как единица речи Слова - названия предметов. Слова - названия действий. Слова – названия признаков предметов. Слово в составе предложения Слово в составе предложения 1 1 1 1 1 1 1 8 9 Лексическая тема «Школа» Лексическая тема «Осень» 1 1 10 11 12 Слова с близким значением Слова с близким значением Слова с противоположным значением 1 1 1 Слова с противоположным значением 1 Лексическая тема «Как ты познаешь мир» 1 Слова с обобщающим значением. 1 Лексическая тема «Режим дня. Правила личной 1 гигиены». Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (43 часа) 2 четверть 17 Образование звуков речи. Гласные звуки. 1 13 14 15 16 18 19 20 21 22 23 24 Звуки и буквы а, А. Звуки и буквы о, О. Звуки и буквы У, ы. Звуки и буквы и, И. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы с, С Согласные звуки. Согласные звуки и буквы к, К 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 Лексическая тема «Зима». Согласные звуки. Согласные звуки и буквы т, Т Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги. Звуковой состав слова. 1 1 1 1 29 1 30 31 Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных. Ударные и безударные слоги Звуко-слоговой анализ и синтез. (3 ЧЕТВЕРТЬ) 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Звук и буква л, Л. Звук и буква р, Р. Звук и буква в, В. Звук и буква п, П. Звук и буква м, М. Звук и буква б, Б. Звук и буква д, Д. Звук и буква ж, Ж. Звук и буква ш, Ш. Звук и буква ч, Ч. Звук и буква г, Г. Звук и буква й. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 44 45 46 47 48 49 50 51 Обозначение мягкости согласных с помощью букв Ю, Е Обозначение мягкости согласных с помощью букв Ю, Е Обозначение мягкости согласных с помощью букв Ю, Е Обозначение мягкости согласных с помощью букв Ю, Е Обозначение мягкости с помощью буквы Ь. (4 ЧЕТВЕРТЬ) Звонкие и глухие согласные. Дифференциация парных звуков и букв Б-П. Дифференциация парных звуков и букв Б-П. Я, Ё, 1 Я, Ё, 1 Я, Ё, 1 Я, Ё, 1 1 1 1 1 52 Дифференциация парных звуков и букв Д-Т 1 53 Дифференциация парных звуков и букв Д-Т 1 54 Дифференциация парных звуков и букв В-Ф 1 55 Дифференциация парных звуков и букв В-Ф 1 56 Дифференциация парных звуков и букв Г-К-Х. 1 57 Дифференциация парных звуков и букв Г-К-Х. 1 58 Дифференциация парных звуков и букв З-С, Ж-Ш 1 59 Дифференциация парных звуков и букв З-С, Ж-Ш 1 Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (7 часов) 60 Текст и его признаки (на основе лексической темы 1 «Весна») 61 Текст и его признаки 1 62 Предложение 1 63 Словосочетание. 1 64 Словоизменение. 1 65 Словообразование. 1 66 Итоговая диагностика 1 Всего часов: 66 Тематическое планирование для 2 класса № п/п Тема урока Кол-во часов Диагностика устной и письменной речи учащихся (до 15 сентября) Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (12 ч.) 2 Текст. Последовательность предложений в тексте 1 3 Текст. Последовательность предложений в тексте. 1 Лексическая тема «Осень». 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Предложение (простое распространенное). Порядок слов в предложении Предложение (простое распространенное, деформированное). Порядок слов Предложение (простое распространенное, деформированное). Порядок слов. Словосочетание в составе предложения. Связь слов в предложении Словосочетание в составе предложения. Связь слов в предложении Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова. Лексическая тема «Мои друзья». Многозначные и однозначные слова 1 1 1 1 1 1 1 1 Антонимы и синонимы 1 Антонимы и синонимы. Лексическая тема «Домашние и 1 дикие животные» Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» (18 ч.) Слово. Однокоренные слова. Слоговой состав слова. Правила переноса слов Слоговой состав слова. Правила переноса слов Смыслоразличительная и формообразующая ударения Безударные и ударные слоги. Смыслоразличительная и формообразующая ударения Безударные и ударные слоги. роль 1 1 1 1 роль 1 Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки Гласные звуки первого ряда Гласные звуки второго ряда. Согласный звук [Й] и буква. Лексическая тема «Наш город. Наше село» Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых мягких согласных Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых мягких согласных Лексическая тема «Зима» Согласные звуки и буквы. Дифференциация звонких глухих согласных. Согласные звуки и буквы. Дифференциация звонких глухих согласных Правописание мягкого знака в словах Правописание мягкого знака в словах 1 1 1 и 1 1 и 1 и 1 1 и 1 1 1 Лексическая тема «Зимние забавы» 1 Лексическая тема «Новый год» 1 Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (8 ч.) 32 Развитие неречевых процессов 1 33 Развитие и уточнение временных представлений 1 34 Развитие и уточнение пространственных представлений 1 35 Лексическая тема «Рождество Христово» 1 36 Дифференциация оптически и кинетически сходных 1 гласных букв: А-О, О-У, И-У 37 Дифференциация оптически и кинетически сходных 1 гласных букв: А-О, О-У, И-У 38 Дифференциация оптически и кинетически сходных 1 гласных и согласных букв: И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я 39 Дифференциация оптически и кинетически сходных 1 гласных и согласных букв: И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи» (29 ч.) 40 Части речи. 1 41 Части речи 1 42 Существительные. Словоизменение существительных 1 43 Существительные. Словоизменение существительных. 1 44 Словообразование. Однокоренные слова. Суффиксальное 1 словообразование имен существительных 45 Лексическая тема «Весна» 1 46 Лексическая тема «День 8 Марта» 1 47 Словообразование существительных с помощью 1 суффиксов 48 Словообразование существительных с помощью 1 суффиксов 49 Глаголы. Словоизменение глаголов. 1 1 50 Глаголы. Словоизменение глаголов. 51 Словообразование глаголов 1 52 Словообразование глаголов. 1 53 Лексическая тема «Профессии» 1 54 Прилагательное. Словоизменение прилагательных. 1 55 Прилагательное. Словоизменение прилагательных. 1 56 Лексическая тема «Моя семья. Мой дом.» 1 57 Предлог и его значение 1 58 Предлог и его значение 1 1 59 Обобщение знаний по теме: «Части речи» 60 Предлоги 1 30 31 61 62 63 64 65 66 67 68 Словосочетание Простое распространенное предложение Текст. Последовательный рассказ Работа над деформированным текстом Описательный рассказ по предметной картинке Рассказ по последовательным картинкам Составление связного рассказа по сюжетной картинке Диагностика Всего часов: 1 1 1 1 1 1 1 1 68 Тематическое планирование для 3 класса № п/п Тема урока Колво часов Диагностика устной и письменной речи учащихся (до 15 сентября) 1 Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи» (4 ч.) 2 Текст. Предложение. Лексическая тема «Как я провѐл 1 лето». 3 Словосочетание. Лексическая тема «Осень» 1 4 Слово. Однокоренные слова. 1 5 Части речи 1 Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (11 ч.) 6 Гласные и согласные звуки 1 7 Гласные звуки первого и второго ряда. 1 8 9 10 11 Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие. Твѐрдые и мягкие согласные Слог. Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения Дифференциация парных согласных звуков и букв: Б-Б' 1 1 1 1 12 Дифференциация парных согласных звуков и букв: П-П' 1 13 Дифференциация парных согласных звуков и букв: В-В' 1 14 Дифференциация парных согласных звуков и букв: Ф-Ф' 1 15 Дифференциация парных согласных звуков и букв: Т-Т' 1 16 Дифференциация парных согласных звуков и букв: Д-Д' 1 Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи» (11 ч.) 17 Текст. Предложение. 1 18 Предложение. Простые и сложные предложения 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Предложение. Простые и сложные предложения Словосочетание в составе предложения Словосочетание в составе предложения Лексическая тема «Мои увлечения» Предлог и его значение 1 1 1 1 Предлог и его значение. Лексическая тема «Мои друзья» 1 Слово. Деление на слоги. 1 Состав слова. Корень слова. Окончание. Лексическая тема 1 «Зима» Состав слова. Приставка. 1 Состав слова. Суффиксы. 1 Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (18 ч.) Дифференциация свистящих и шипящих звуков: С-Ш. 1 Оглушение согласных на конце слов Дифференциация свистящих и шипящих звуков: З-Ж. 1 Оглушение согласных на конце слов Дифференциация свистящих и шипящих звуков: С-Щ. 1 Оглушение согласных на конце слов ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «НОВЫЙ ГОД» 1 Дифференциация свистящих и шипящих звуков: С-Ч. 1 Оглушение согласных на конце слов Дифференциация свистящих и шипящих звуков: Ц-Ч. 1 Оглушение согласных на конце слов Дифференциация звуков и букв: С-Ц Уточнение 1 орфограмм ча-ща, чу-щу. Дифференциация звуков и букв: Ч-Щ. Уточнение 1 орфограмм ча-ща, чу-щу. Правописание буквосочетаний с шипящими согласными 1 (ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ) Мягкий знак и его значение 1 Разделительный мягкий знак 1 Мягкий знак в значении смягчения и разделения. 1 Лексическая тема «Зимние забавы» Разделительный твердый знак 1 Правописание слов с безударными гласными в корне 1 существительных, прилагательных и глаголов Правописание слов с безударными гласными в корне 1 существительных, прилагательных и глаголов. Лексическая тема «Зимующие птицы» Согласные звуки и буквы (звонкие и глухие, твердые и 1 мягкие звуки) Правописание слов с глухими и звонкими согласными в 1 корне Правописание слов с глухими и звонкими согласными в 1 корне. Лексическая тема «День Защитника Отечества» 46 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в 1 корне Лексическая тема: «Весна» 47 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в 1 корне. Лексическая тема «8 Марта» Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи» (12 ч.) 48 Имя существительное. 1 49 Имя существительное. Число и род имени 1 существительного. 50 Имя существительное. Склонение имен существительных. 1 51 Имя существительное. Склонение имен существительных. 1 52 Имя существительное. Падежи. 1 53 Имя существительное. Падежи. 1 54 Имя прилагательное. 1 55 Имя прилагательное. Род и число имени прилагательного. 1 56 Глагол. Число глаголов. Лексическая тема «Моя семья» 1 57 Глагол. Время и род глаголов. Лексическая тема «Моя 1 Родина» 58 Глагол. Время и род глаголов. 1 45 Обобщение знаний по теме: «Части речи» 1 Повторение изученного (5 ч.) 60 Текст 1 61 Предложение 1 62 Слово и его значение 1 63 Части речи 1 64 Звуки и буквы 1 Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи» (4 ч.) 65 Работа над деформированным текстом 1 66 Описательный рассказ по предметной картинке 1 67 Рассказ по последовательным картинкам 1 68 Диагностический модуль (с 15 мая) Всего часов: 68 59 Тематическое планирование для 4 класса № п/п 1 Тема урока Колво часов Диагностика устной и письменной речи учащихся (до 15 сентября) Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи» 2 Гласные и согласные звуки. 1 3 Текст и его план. Типы текстов. 1 4 Предложение как единица речи. Грамматическое 1 оформление предложения. Определение границ предложения. 5 Виды предложений по цели высказывания и 1 эмоциональной окраске. 6 Главные члены предложения. Распространенные и 1 нераспространенные предложения. 7 Второстепенные члены предложения. Связь слов в 1 предложении. 8 Простые и сложные предложения. Связь между простыми 1 предложениями в составе сложного. 9 Количественный и последовательный анализ предложений 1 на слова. 10 Слово. Уточнение лексического и грамматического 1 значения слова 11 Дифференциация однокоренных и родственных слов. 1 12 Различение и употребление синонимов, антонимов, 1 омонимов. 13 Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и 1 окончании слова. 14 Развитие навыков приставочного словообразования. 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Практическое употребление слов с приставками пространственного значения, временного значения и многозначных приставок. Различение предлогов и приставок. 1 Части речи. Морфологические признаки частей речи. Отработка навыков словоизменения, практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. Отработка падежных форм существительных. Отработка падежных форм существительных. 1 1 Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Употребление несклоняемых имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных. Лексическая тема «Зима» Склонения имен существительных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 51 52 53 54 Склонения имен существительных Склонение имен существительных во множественном числе Склонение имен существительных во множественном числе Лексическая тема «Новый год!» Имя прилагательное как часть речи. Лексическая тема «Зимние забавы» Род и число имен прилагательных Склонение имен прилагательных Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе Правописание окончаний имен прилагательного мужского и среднего рода в именительном падеже и в родительном падежах Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах Склонение имен прилагательных женского рода Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода Лексическая тема «Масленица» Местоимение как часть речи. Личные местоимения Определение числа и рода местоимения Лексическая тема «8 марта» Упражнение в использовании и склонении личных местоимений с предлогами и без. Глагол как часть речи. Отработка распознавания глаголов, изменения глаголов по числам и временам. Изменения глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам Согласование глагола с именем существительным в числе, в роде. Изменение глаголов по времени. Лексическая тема «Космос. День космонавтики» Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов – синонимов, глаголов – антонимов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов – синонимов, глаголов – антонимов. Употребление и правописание числительных. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Лексическая тема «День победы. 9 мая» Дифференциация понятий: словосочетание — предложение — текст. Согласование слов в предложении, выделение границ предложения на письме. Закрепление умения составлять и записывать предложения, пересказывать и составлять текст различного типа с использованием вежливых слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемых при извинении или отказе. Выделение в тексте основной мысли, озаглавливание. Связь между частями текста Составление плана текста. Различение особенностей текста-повествования, текста описания, текста-рассуждения, смешанного текста Письменное изложение короткого текста по плану Написание мини сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога). Диагностический модуль (с 15 мая) Всего часов: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68