МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение «Управление образования городского округа Заречный» МБОУ ГО Заречный «СОШ №4» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО рук. метод. Объединения зам. директора по УВР директор Тумашева Светлана Анатольевна Протокол №1 от «29» августа 2023 г. Уфимцева Надежда Алексеевна от «29» августа 2023 г. Гришина Валентина Сергеевна Приказ № 94 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу внеурочной деятельности «Час психолога» для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития Составитель: Орлова А. П., педагог-психолог 1 СКК г. Заречный, 2023 год Пояснительная записка В рамках системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР одним из направлений деятельности педагога-психолога является проведение психокоррекционных занятий. Педагог-психолог планирует содержание своей работы на основании ФАООП обучающихся с ЗПР, федеральных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам. «Час психолога» является обязательным курсом коррекционно- развивающей области учебного плана по варианту 7.1. и 7.2 АООП обучающихся с ЗПР и реализуются в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагогапсихолога и обеспечиваются системой психолого-педагогического сопровождения. В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности ребенка с ЗПР. Цель курса: развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Задачи курса: - формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно- перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; - коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения, формирование навыков самоконтроля; - гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности; - освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения; - развитие способности к эмпатии, сопереживанию; - формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе. - предупреждение школьной и социальной дезадаптации; - оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и сверстниками; - становление сферы жизненной компетенции; - стимулирование интереса к себе и социальному окружению. Организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 12 человек продолжительностью 35– 40 минут и периодичностью 1 раза в неделю. Возможно проведение индивидуальных занятий по 20 – 30 минут по одному-двум модулям программы в зависимости от индивидуальных особенностей и выраженности нарушения. Курс «Час психолога» реализуется на протяжении всего периода основного общего образования. Программа курса имеет гибкую структуру, при которой возможно конструирование содержания с учетом особенностей группы обучающихся с ЗПР. В соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающего курса выделяются следующие модули и разделы программы: - «Психокоррекционный модуль по формированию адаптации пятиклассников к началу школьного обучения»; - «Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций»; - «Психокоррекционный компетенций и способности модуль к по развитию продуктивному коммуникативных взаимодействию с окружающими»; - «Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации»; - «Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов». Психокоррекционный модуль по формированию пятиклассников к началу школьного обучения адаптации Включает в себя знакомство детей с педагогами, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, создание в группе доверия, снижение первичной тревожности, определение правил работы в группе, помощь детям в осознании своего нового статуса, усвоение школьных правил. Данный модуль реализуется на пятом году обучения. Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Модуль направлен на развитие у обучающихся психологических когнитивных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы познавательных процессов, которая создает основу для систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний, развивает навыки учебной самостоятельной работы. Модуль включает развитие памяти, внимания, мыслительных операций. Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Модуль направлен на развитие коммуникативной сферы, формирование сознательной ориентации обучающихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение. Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Модуль направлен на развитие эмоциональной сферы подростков с ЗПР, создает основу для формирования умения понимать и выражать свои эмоции, определять эмоциональное состояние других людей, проявлять собственные эмоции социально приемлемым способом, проявлять эмпатию, сбалансированность эмоций и способность к их самостоятельной регуляции. Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Модуль направлен на развитие регулятивной сферы школьников с ОВЗ, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции поведения и деятельности, создающих основу для развития внутренних механизмов программирования и контроля продуктивной деятельности. Включает в себя такие аспекты произвольной регуляции как формирование осознанной регуляции моторно-двигательной сферы, и осознанной регуляции познавательных процессов. 5 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего образования) Психокоррекционный модуль по формированию адаптации пятиклассников к обучению в основной школе Формирование дружеских взаимоотношений в классном коллективе. Формирование понимания правил основной школы. Развитие навыков самопрезентации. Развитие познавательной, социальной и учебной мотивации. Развитие мотивации общения в отношении одноклассников. Формирование умения принимать особенности другого. Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Формирование основ рефлексивной позиции. Развитие навыков самоконтроля. Развитие умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до завершения. Формирование адекватного отношения к учебной неудаче, ошибкам. Формирования отношения к ошибке как к ресурсу (учимся на ошибках, ошибки-помощники). Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Развитие мышления: функции сравнения, анализа и синтеза на текстовом материале. Психокоррекционный компетенций и модуль способности к по развитию продуктивному коммуникативных взаимодействию с окружающими Позитивные формы дружеского поведения; отработка следующих навыков: «Умение справляться с давлением группы», «Умение отвечать на провокации», «Умение справляться со своими эмоциями». Способы попросить прощения. Расширение поведенческого репертуара, обогащение опыта общения со сверстниками в разных видах деятельности. Знакомство с правилами сотрудничества, развитие способности договорится с партнером по общению о совместных действиях. Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Способы адекватного выражения эмоций. Развитие умения идентификации своих чувств и чувств других людей. Развитие умения вербализовывать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния другого. Ознакомление с неречевыми средствами выражения эмоций. Развитие умения анализировать значение эмоционально- экспрессивных неречевых средств. Развитие и отработка навыков оказания эмоциональной поддержки. Развитие умения идентификации и дифференциации эмоций незнакомых людей. Развитие умения выявлять основные признаки эмоционального реагирования в различных жизненных ситуациях. Развитие умения анализировать характерные проявления разных эмоций. Развитие способности к саморегуляции эмоциональных проявлений. Формирование способности к изменению стратегии собственного поведения с ориентацией на эмоциональное состояние ближнего. Расширение репертуара способов социально приемлемого выражения эмоциональных реакций. Развитие умения поддерживать эмоционально-позитивные отношения с окружающими. Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности процессов и поведения, коррекции недостатков регулятивных Развитие произвольности двигательной регуляции. Развитие целенаправленной саморегуляции в двигательной сфере. Развитие умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие навыков самоконтроля действий и поведения. Развитие умения удерживать инструкцию и точного ее выполнять. Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по образцу. Развитие навыков составления программы: составление плана действий при помощи графических символов. 6 КЛАСС Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Увеличение объема внимания, развитие переключения внимания. Развитие визуальной и аудиально памяти (10 – 12 объектов). Развитие аналитико-синтетической деятельности: задания на установление закономерности в ряду объектов. Развитие мышления (функция сравнения). Сопоставление признаков наглядно предъявляемых объектов. Группировка объектов по самостоятельно найденному основанию. Умение словесно обозначать группу объектов. Психокоррекционный компетенций и модуль способности к по развитию продуктивному коммуникативных взаимодействию с окружающими Формирование основ рефлексивной позиции. Средства «невербального общения»: мимика, жесты, поза, интонация. Условия успешного общения: внимание к партнеру по общению (настроение, физическое состояние, готовность к общению), уважение к мнению собеседника, дистанция для комфортного общения в разных ситуациях, понимание средств невербального общения во время общения и их использование. Определение правил совместной работы, применение правил совместной работы на практике. Выделение причин, помогающих и мешающих работать вместе слаженно. Обучение детей способности прислушиваться к словам собеседника, определять главный смысл услышанного. Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Формирование представления о внутреннем мире человека, его переживаниях, настроении, эмоциях; развитие умения распознавать настроение по внешним признакам; связь переживаний человека с определенными обстоятельствами. Развитие представлений о важности вежливой речи для общения; побуждение к осмыслению нравственной стороны речевого обращения к окружающим. Расширение знаний о способах улучшить настроение; закрепление позитивного отношения к своему «Я»; развитие чувства эмпатии. Тренировка умения останавливаться, регулировать свое негативное поведение (брать тайм-аут). Чувства, препятствующие общению: приемлемое проявление негативных эмоций (гнева); способы саморегуляции своего эмоционального состояния. Выделение положительных качеств и сильных сторон партнера по общению. Способы приемлемого поведения адекватно ситуации общения со взрослым и со сверстниками. Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Развитие концентрации и переключения внимания. Развитие умения выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков контроля двигательной активности. Развитие навыков составления программы: составление плана действий при помощи графических символов. Развитие навыков самоконтроля. Развитие умения осуществлять промежуточный контроль в процессе выполнения задания. Развитие умения правильность выполнения задания по результату деятельности. оценить 7 КЛАСС Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Повышение уровня объема внимания, развитие переключение внимания на материале упражнений: графический диктант с аудиальной инструкцией, нахождение ошибок в тексте. Развитие визуальной и аудиальной памяти. Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки, корректурная проба. Развитие конструктивной деятельности. Развитие мышления: функция классификации (классификация объектов по двум заданным основаниям, классификация объектов по двум самостоятельно найденным основаниям). Умение подбирать обобщающее понятие к группе объектов. Определение причинно-следственных связей в серии сюжетных картин. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в сюжетных ситуациях. Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Развитие осознания значимости общения в жизни человека. Развитие умения анализировать отношения с одноклассниками. Развитие коммуникативных возможностей. Развитие умения действовать согласовано. Содействие развитию рефлексивной позиции в сфере общения. Понятия «конфликт» и «контакт». Качества, необходимые для эффективного взаимодействия. Развитие навыков невербального взаимодействия. Формирование отношении к «своим» и «чужим». осознания различия в Способствование получению опыта сотрудничества и конкуренции в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие толерантного отношения к другому мнению в ситуации совместного принятия группового решения. Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Развитие мотивации познания своих качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Развитие осознания собственных положительных качеств. Расширение словаря положительных личностных качеств в характеристике человека. Значимость положительных качеств в жизни человека, их роль в решении сложных социальных коммуникативных «сердечность», ситуаций в жизни «доброжелательность». человека. Личностные Представление о качества связях между различными качествами личности. Развитие умения оказывать эмоциональную поддержку другому. Развитие умения дифференцировать свои личностные качества и качества доброжелательности другого. в Формирование разрешении представлений конфликтных ситуаций. о роли Развитие представление о проявлениях личностных качеств в ситуациях общения. Образ доброжелательного человека. Развитие умения свободно говорить о своих качествах и оценивать их, выделять свои положительные стороны. Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Составление программы действий на учебном материале. Развитие умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков выполнения действий по инструкции взрослого и одноклассников. Развитие навыков составления программы. Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований. Расширение программы работы с цифровым рядом. Пошаговое выполнение новой программы. 8 КЛАСС Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Повышение уровня распределения внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовыми рядами разной сложности. Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки с использованием букв и цифр, корректурная проба. Развитие мышления: функции анализа и синтеза; функции сравнения и абстрагирования. упражнения на выполнение графического диктанта при самостоятельном прочтении последовательности шагов. Перекодирование слуховой информации в графический образ. Развитие опосредованного запоминания методом пиктограммы. информации. Формирование ассоциативных Формирование связей мнемотехнических для запоминания приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Психокоррекционный компетенций и модуль способности к по развитию продуктивному коммуникативных взаимодействию с окружающими Развитие рефлексивной позиции в сфере общения. Развитие экспрессивных способностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Понятия «слушать» и «слышать», развитие умения слушать. Содействие получению опыта общения в роли говорящих и слушающих. Понятие «активное слушание», его значимость в общении, развитие умения активного слушания. Умение формулировать вопросы для правильного понимания собеседником, умение задавать уточняющие вопросы в процессе общения с собеседником, умение выражать поддержку и понимание говорящему. Умение общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции. Навыки эффективного речевого взаимодействия. Понятия «спор» и «дискуссия». Умение убеждать, роль использования аргументов в споре. Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Развитие мотивации познания себя и одноклассников. Формирование представления о внутреннем мире человека. Развитие представления о себе и своих особенностях. Развитие представлений о временной линии жизни: представления о себе в прошлом, настоящем и будущем. Роль ощущений в познании окружающего мира. Ознакомление с психологическими особенностями различных типов темперамента. Развитие экспрессивных возможностей. Расширения словарного запаса для обозначения черт характера. Развитие умения описывать черты характера других людей. Актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера. Развитие и поддержание позитивного самоотношения при обогащении представлений о себе. Формирование представлений о положительных и отрицательных чертах своего характера за счет получения обратной связи от другого. Формирование осознания собственных психологических особенностей. Развитие способности к рефлексии. Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Отработка совместных действий по внешне представленной программе. Тренировка координаций, работы по тренировка программе, упражнения произвольного зрительно-моторных внимания, избирательности, переключения, контроля. Отработка навыков следования программе, заданной вербально и самостоятельного действия по программе, заданной образцом. Отработка переключаемости и возможности длительного удержания внимания. Отработка действий по наглядной, но сложной для восприятия программе на цифро-буквенном материале. Контроль за умением действовать по наглядной программе. 9 КЛАСС Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Развитие опосредованного запоминания. Формирование ассоциативных связей для запоминания информации. Формирование мнемотехнических приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. Умение перекодировать текстовую информацию в формат таблицы. Логический анализ текстовой информации. Умение работать с информацией в формате таблицы, умение чтения табличных данных, умение преобразовывать табличные данные в текстовую или схематическую форму. Формирование логического действия абстрагирования: умение отвлечься от второстепенных признаков. Формирование логического действия обобщения: умение делать выводы на основе анализа информации. Решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений. Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Развитие мотивации сотрудничества в ситуации совместного поиска новой информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в команде в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие умения обобщать информацию и точно ее передавать. Развитие представлений о конфликте в общении, его причинах и последствиях. Различные стратегии поведения в конфликтных и ситуациях. Ознакомление с алгоритмом безопасного эффективного разрешения конфликтов. Умение работать в команде: умение учитывать мнения разных людей, умение устанавливать контакт в различных ситуациях общения, помехи в общении. Значение позитивной установки для комфортного общения, внимательного отношения к другому человеку. Развитие навыков взаимодействия в команде. Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Формирование позитивного самоотношения. Роль индивидуальных особенностей во взаимодействии исследование своих способностей с другими. и Понятие возможностей в «способности», целях ранней профориентации. Развитие навыков самоанализа. Развитие умения планировать цели и пути самоизменения (работа над своими слабыми сторонами). Развитие навыков самоанализа и умения рассказывать о себе. Формирование позитивного образа будущего, актуализация образа желаемого будущего. Повышение уверенности в себе. Формирование чувства ответственности за свою жизнь. Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Тренировка произвольного внимания, его распределения, самоконтроля, предупреждения импульсивных реакций. Тренировка навыка анализа новой программы, тренировка контроля своих действий в наглядной программе. Тренировка переключения зрительного внимания. Тренировка удержания программы, дифференциации близких программ. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса Психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности; Метод экспертных оценок; Социометрия; Мониторинг уровня развития познавательной сферы: таблицы Шульте, сложные аналогии, сюжетные картины, «запомни и расставь точки»; Тест развития произвольной регуляции деятельности для подростков; Анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности; Планируемые результаты освоения коррекционного курс «Час психолога» (психологические занятия) на уровне основного общего образования В области адаптации обучающегося к началу школьного обучения: позитивное отношение к посещению школы; соблюдение школьной социально-нормативное обращение к дисциплины; педагогам и классному руководителю; социально-нормативное поведение в общественных местах школы; формирование школьной мотивации. В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения: формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения формирование дифференцированной заданий; самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился); формирование умения составлять программу действий; формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции; способность давать словесный отчет о проделанной работе; формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность; В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций: совершенствование мотивационно-целевой основы учебно- познавательной деятельности; возможность концентрации и произвольного удержания внимания; способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью; способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном и умственном плане; В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков: уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций; улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности; умение задержать непосредственную (негативную) эмоциональную реакцию; В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими: способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников; уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций; снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии; формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения; снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и педагогам. Тематическое планирование курса «Час психолога» 5 класс (34 часа) Тема урока № Кол-во Форма п/п часов деятельности Психокоррекционный модуль по формированию адаптации пятиклассников к обучению в основной школе (7 часов) 1. Входная диагностика 1 диагностическая 2. Коллектив класса: дружеские тренинг 2 взаимоотношения 3. Гласные и негласные правила основной групповая 1 школы 4. Самопрезентация – что это? 1 групповая 5. Учимся самоконтролю 1 тренинг 6. Ошибки как ресурсы для развития 1 обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций (7 часов) 7. Тренировка сосредоточение внимания 1 упражнения 8. Тренировка устойчивости внимания 1 упражнения 9. Развитие объема визуальной памяти 1 тренинг 10. Развитие устойчивости визуальной памяти 1 тренинг 11. Мышление: анализ и синтез 1 упражнения 12. Диагностика когнитивных функций 1 диагностическая 13. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими (7 часов) 14. Основы дружеского поведения 1 обсуждение 15. Давление группы – как справляться? 1 обсуждение 16. Провокации и как на них реагировать 1 тренинг 17. Правила сотрудничества и работы в тренинг 2 команде 18. Как справляться с эмоциями 1 групповая 19. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (7 часов) 20. Способы адекватного выражения эмоций 1 тренинг 21. Навыки оказания эмоциональной групповая 1 поддержки 22. Анализ эмоционально-экспрессивных групповая 1 речевых и неречевых средств в общении 23. Эмоциональное реагирование в различных 1 тренинг жизненных ситуациях 24. Эмоционально-позитивные отношения с обсуждение 1 окружающими 25. Диагностика эмоционально-личностной диагностическая 1 сферы 26. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов (6 часов) 27. Двигательная регуляция 1 тренинг 28. Составление плана действий в уме 1 упражнения 29. Самоконтроль действий и поведения 1 групповая 30. Составление плана действий с помощью упражнения 1 графических символов 31. Диагностика регулятивных процессов 1 диагностическая 29. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Итого: 34 часа № п/п 6 класс (34 часа) Тема урока Кол-во Форма часов деятельности Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций (8 часов) 1. Развитие переключения внимания 1 упражнения 2. Развитие объема внимания 1 упражнения 3. Развитие визуальной памяти 1 упражнения 4. Развитие аудиальной памяти 1 упражнения 5. Развитие аналитико-синтетической 1 групповая деятельности 6. Соотнесение понятия и группы явлений 1 упражнения 7. Развитие логического мышления 1 упражнения 8. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими (9 часов) 9. Средства «невербального общения»: 2 тренинг мимика, жесты, поза, интонация. 10. Условия успешного общения 1 обсуждение 11. Совместная работа: условия и 2 групповая преимущества 12. Использование вербальных и 1 тренинг невербальных средств в общении 13. Дистанция в общении 1 обсуждение 14. Слушанье собеседника, выделение 1 групповая основной мысли высказывания 15. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (9 часов) 16. Представления о внутреннем мире 1 обсуждение человека 17. Распознавание настроения по внешним 1 групповая признакам 18. Соотнесение настроения с внешними 1 групповая обстоятельствами 19. Способы улучшения настроения 1 тренинг 20. Позитивное отношение к своему «Я» 1 обсуждение 21. «Тайм-аут» - правило саморегуляции 1 тренинг 22. Контроль и появление негативных 1 тренинг эмоций 23. Приемлемое поведение со взрослыми и 1 обсуждение сверстниками 24. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов (8 часов) 25. Развитие концентрации внимания 1 упражнения 26. Развитие устойчивости внимания 1 упражнения 27. Самоконтроль в процессе выполнения 1 упражнения задания 28. Составление плана в виде графических 2 тренинг символов 29. Промежуточный контроль в учебной 1 упражнения деятельности 30. Оценка результата собственной 1 упражнения деятельности 31. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Итого: 34 часа 7 класс (34 часа) № Тема урока п/п Кол-во часов Форма деятельности Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций (8 часов) 1. Повышение уровня объема внимания 1 упражнения 2. 3. Графический диктант с аудиальной инструкцией Нахождение ошибок в текстах разной 1 упражнения 1 упражнения сложности 4. Шифры и корректурные пробы 2 упражнения 5. Причины и следствия в сюжетных картинах Причины и следствия в разных жизненных ситуациях Подведение итогов модуля 1 групповая 1 групповая 1 обсуждение 6. 7. Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими (9 часов) 8. Навыки эффективного взаимодействия и 2 тренинг сотрудничества 9. Общение в жизни человека 1 обсуждение 10. Понятия «конфликт» и «контакт» 1 обсуждение 11. Развитие коммуникативных 2 тренинг возможностей в коллективе 12. Толерантное отношение в группе 1 обсуждение 13. «Свои» и «чужие»: правила 1 тренинг взаимодействия 14. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (9 часов) 15. Позитивное отношение к своему «Я» 1 тренинг 16. Характеристика человека: 1 обсуждение положительные качества 17. Значимость положительных качеств в 1 обсуждение жизни человека 18. Эмоциональная поддержка: способы и 1 групповая условия 19. Конфликтные ситуации и их решения 2 тренинг 20. Оценка своих качеств 1 групповая 21. Образ доброжелательного человека 1 групповая 22. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов (8 часов) 23. Составление программы действий на 1 упражнения учебном материале 24. Выполнение заданий по словесной 1 упражнения инструкции 25. Развитие самоконтроля в процессе 2 упражнения выполнения учебных заданий 26. Удержание словесных инструкций 27. Планирование деятельности в различных учебных и жизненных ситуациях 28. Подведение итогов модуля Итого: 34 часа 1 2 упражнения групповая 1 обсуждение 8 класс (34 часа) № Тема урока п/п Кол-во Формы часов деятельности Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций (9 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Повышение уровня распределения внимания: таблицы Шульте Работа с числовыми рядами разной сложности Работа с шифрами и корректурными пробами разной сложности Метод пиктограмм: опосредованное запоминание Мнемотехнические приемы для запоминания информации Нахождение закономерностей 1 упражнения 1 упражнения 1 упражнения 1 групповая 2 упражнения 1 упражнения Ассоциации и их использование в учебной деятельности Подведение итогов модуля 1 групповая 1 обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими (9 часов) 9. Рефлексия в общении 1 групповая 10. Понятия «слушать» и «слышать» 1 обсуждение 11. Понятие «активное слушание» 1 групповая 12. Умение формулировать вопросы 1 групповая 13. Умение выражать поддержку 1 групповая 14. Навыки эффективного речевого 2 тренинг взаимодействия 15. Понятия «спор» и «дискуссия» 1 обсуждение 16. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (9 часов) 17. Представления о себе и своих 1 самоанализ 18. 19. 20. особенностях Линия жизни: представления о себе в прошлом, настоящем и будущем Типы темперамента Черты характера: положительные и отрицательные качества личности Психологические особенности личности 2 тренинг 1 1 обсуждение обсуждение обсуждение, групповая работа 22. Составление своего психологического 1 самостоятельная портрета работа 23. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов (7 часов) 24. Отработка совместных действий по 1 групповая внешне представленной программе 25. Отработка переключаемости внимания 1 упражнения 26. Отработка длительного удержания 1 упражнения внимания 27. Отработка действий по наглядной, но 1 упражнения сложной для восприятия программе 28. Отработка действий по проверке и 1 упражнения самопроверке результата 29. Составление собственных программ 1 групповая работа действий 30. Подведение итогов модуля 1 обсуждение Итого: 34 часа 21. 2 9 класс (34 часа) № Тема урока п/п Кол-во Форма часов деятельности Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций (9 часов) 1. Развитие опосредованного запоминания 1 упражнения 2. Формирование ассоциативных связей для запоминания информации Кодировка текстовой информации в формат таблицы Логический анализ текстовой информации 1 упражнения 1 упражнения 1 упражнения 3. 4. 5. Работа с информацией в формате таблиц 1 упражнения 6. Формирование логического действия абстрагирования Формирование логического действия обобщения Решение логических задач разной сложности Подведение итогов модуля 1 упражнения 1 упражнения 1 упражнения 1 обсуждение 7. 8. 9. Психокоррекционный модуль по развитию компетенций и способности к продуктивному окружающими (9 часов) 10. Отработка совместного поиска новой 1 информации 11. Развитие навыков взаимодействия и 2 сотрудничества в команде 12. Конфликт в общении, его причины и 1 последствия 13. Стратегии поведения в конфликтных 1 ситуациях 14. Помехи в общении: учимся 1 устанавливать контакт в разных ситуациях 15. Позитивные установки для комфортного 1 общения 16. Забота и внимание людей друг к другу 1 17. Подведение итогов модуля 1 коммуникативных взаимодействию с групповая тренинг обсуждение тренинг тренинг обсуждение обсуждение обсуждение Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (9 часов) 1 обсуждение 2 групповая 20. Роль индивидуальных особенностей в общении Понятие «способности», их исследования Пути самоизменения 1 тренинг 21. Позитивный образ будущего 1 групповая 22. Повышаем уверенность в себе 2 тренинг 23. Чувство ответственности актуализация Подведение итогов модуля 1 групповая 1 обсуждение 18. 19. 24. и его Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов (7 часов) 25. Тренировка произвольного внимания 1 упражнения 26. Тренировка распределения внимания 1 упражнения 27. Тренировка устойчивости внимания 1 упражнения 28. Тренировка удержания программ различной сложности в уме Учимся дифференцировать близкие по содержанию программы в уме Рекомендации по подготовке к экзаменам Подведение итогов модуля 1 упражнения 1 упражнения 1 консультирование 1 обсуждение 29. 30. 31. Итого: 34 часа