Час психолога 5-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

рук. метод.
Объединения

зам. директора по УВР

директор

Тумашева Светлана
Анатольевна
Протокол №1 от «29»
августа 2023 г.

Уфимцева Надежда
Алексеевна
от «29» августа 2023 г.

Гришина Валентина
Сергеевна
Приказ № 94 от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности «Час психолога»
для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития
Составитель: Орлова А. П.,
педагог-психолог 1 СКК

г. Заречный, 2023 год
Пояснительная записка
В рамках системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР одним из
направлений

деятельности

педагога-психолога

является

проведение

психокоррекционных занятий. Педагог-психолог планирует содержание своей
работы на основании ФАООП обучающихся с ЗПР, федеральных рабочих
программ по учебным предметам и коррекционным курсам.
«Час

психолога»

является

обязательным

курсом

коррекционно-

развивающей области учебного плана по варианту 7.1. и 7.2 АООП
обучающихся с ЗПР и реализуются в рамках внеурочной деятельности
посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагогапсихолога

и

обеспечиваются

системой

психолого-педагогического

сопровождения.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или
ослабление

нарушений

в

развитии

познавательной,

эмоциональной,

регулятивной и коммуникативной сфер личности ребенка с ЗПР.
Цель курса: развитие и коррекция познавательной, личностной,
эмоциональной,

коммуникативной,

регулятивной

сфер

обучающегося,

направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
-

формирование

учебной

мотивации,

стимуляция

сенсорно-

перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
- коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения, формирование навыков самоконтроля;
-

гармонизация

психоэмоционального

состояния,

формирование

позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности;
- освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
- формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими

(в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе.
- предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
-

оптимизация

взаимодействия

обучающегося

с

педагогами

и

сверстниками;
- становление сферы жизненной компетенции;
- стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
Организация

коррекционно-развивающей

работы

предполагает

проведение занятий в подгруппах от 2 до 12 человек продолжительностью 35–
40 минут и периодичностью 1 раза в неделю. Возможно проведение
индивидуальных занятий по 20 – 30 минут по одному-двум модулям
программы в зависимости от индивидуальных особенностей и выраженности
нарушения.
Курс «Час психолога» реализуется на протяжении всего периода
основного общего образования. Программа курса имеет гибкую структуру, при
которой возможно конструирование содержания с учетом особенностей группы
обучающихся с ЗПР.
В соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающего курса
выделяются следующие модули и разделы программы:
-

«Психокоррекционный

модуль

по

формированию

адаптации

пятиклассников к началу школьного обучения»;
-

«Психокоррекционный

модуль

по

развитию

познавательной

деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций»;
-

«Психокоррекционный

компетенций

и

способности

модуль
к

по

развитию

продуктивному

коммуникативных

взаимодействию

с

окружающими»;
- «Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации»;
- «Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов».
Психокоррекционный

модуль

по

формированию

пятиклассников к началу школьного обучения

адаптации

Включает в себя знакомство детей с педагогами, создание благоприятной
эмоциональной атмосферы, создание в группе доверия, снижение первичной
тревожности, определение правил работы в группе, помощь детям в осознании
своего нового статуса, усвоение школьных правил.
Данный модуль реализуется на пятом году обучения.
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

познавательной

деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Модуль направлен на развитие у обучающихся психологических
когнитивных структур путем целенаправленного и всестороннего развития
системы

познавательных

процессов,

которая

создает

основу

для

систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных
знаний, развивает навыки учебной самостоятельной работы. Модуль включает
развитие памяти, внимания, мыслительных операций.
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

коммуникативных

компетенций и способности к продуктивному взаимодействию

с

окружающими
Модуль направлен на развитие коммуникативной сферы, формирование
сознательной ориентации обучающихся на позицию других людей как
партнеров в общении и совместной деятельности, умения слушать, вести
диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в
коллективном

обсуждении

проблем

и

принятии

решений,

строить

продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе
овладения

вербальными

и

невербальными

средствами

коммуникации,

позволяющими осуществлять свободное общение.
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

и

коррекции

эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Модуль направлен на развитие эмоциональной сферы подростков с ЗПР,
создает основу для формирования умения понимать и выражать свои эмоции,
определять эмоциональное состояние других людей, проявлять собственные
эмоции

социально

приемлемым

способом,

проявлять

эмпатию,

сбалансированность эмоций и способность к их самостоятельной регуляции.

Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности

и

поведения,

коррекции

недостатков

регулятивных

процессов
Модуль направлен на развитие регулятивной сферы школьников с ОВЗ,
формирование

навыков

самоконтроля

и

саморегуляции

поведения

и

деятельности, создающих основу для развития внутренних механизмов
программирования и контроля продуктивной деятельности. Включает в себя
такие аспекты произвольной регуляции как формирование осознанной
регуляции

моторно-двигательной

сферы,

и

осознанной

регуляции

познавательных процессов.
5 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего
образования)
Психокоррекционный

модуль

по

формированию

адаптации

пятиклассников к обучению в основной школе
Формирование дружеских взаимоотношений в классном коллективе.
Формирование понимания правил основной школы. Развитие навыков
самопрезентации. Развитие познавательной, социальной и учебной мотивации.
Развитие мотивации общения в отношении одноклассников. Формирование
умения принимать особенности другого. Развитие уверенности в себе и своих
учебных возможностях. Формирование основ рефлексивной позиции. Развитие
навыков самоконтроля. Развитие умения преодолевать трудности, доводить
начатое дело до завершения. Формирование адекватного отношения к учебной
неудаче, ошибкам. Формирования отношения к ошибке как к ресурсу (учимся
на ошибках, ошибки-помощники).
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

познавательной

деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Развитие
объема и устойчивости визуальной памяти. Развитие мышления: функции
сравнения, анализа и синтеза на текстовом материале.

Психокоррекционный
компетенций

и

модуль

способности

к

по

развитию

продуктивному

коммуникативных
взаимодействию

с

окружающими
Позитивные формы дружеского поведения; отработка следующих
навыков: «Умение справляться с давлением группы», «Умение отвечать на
провокации», «Умение справляться со своими эмоциями». Способы попросить
прощения. Расширение поведенческого репертуара, обогащение опыта общения
со сверстниками в разных видах деятельности. Знакомство с правилами
сотрудничества, развитие способности договорится с партнером по общению о
совместных действиях.
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

и

коррекции

эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Способы

адекватного

выражения

эмоций.

Развитие

умения

идентификации своих чувств и чувств других людей. Развитие умения
вербализовывать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные
состояния другого. Ознакомление с неречевыми средствами выражения
эмоций.

Развитие

умения

анализировать

значение

эмоционально-

экспрессивных неречевых средств. Развитие и отработка навыков оказания
эмоциональной

поддержки.

Развитие

умения

идентификации

и

дифференциации эмоций незнакомых людей. Развитие умения выявлять
основные признаки эмоционального реагирования

в различных жизненных

ситуациях. Развитие умения анализировать характерные проявления разных
эмоций. Развитие способности к саморегуляции эмоциональных проявлений.
Формирование способности к изменению стратегии собственного поведения с
ориентацией на эмоциональное состояние ближнего. Расширение репертуара
способов

социально

приемлемого

выражения

эмоциональных

реакций.

Развитие умения поддерживать эмоционально-позитивные отношения с
окружающими.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности
процессов

и

поведения,

коррекции

недостатков

регулятивных

Развитие

произвольности

двигательной

регуляции.

Развитие

целенаправленной саморегуляции в двигательной сфере. Развитие умения
простраивать

деятельность

в

умственном

плане.

Развитие

навыков

самоконтроля действий и поведения. Развитие умения удерживать инструкцию
и точного ее выполнять. Развитие умения ориентироваться на заданную
систему требований. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по
образцу. Развитие навыков составления программы: составление плана
действий при помощи графических символов.
6 КЛАСС
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

познавательной

деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Увеличение объема внимания, развитие

переключения

внимания.

Развитие визуальной и аудиально памяти (10 – 12 объектов). Развитие
аналитико-синтетической

деятельности:

задания

на

установление

закономерности в ряду объектов. Развитие мышления (функция сравнения).
Сопоставление признаков наглядно предъявляемых объектов. Группировка
объектов по самостоятельно найденному основанию. Умение словесно
обозначать группу объектов.
Психокоррекционный
компетенций

и

модуль

способности

к

по

развитию

продуктивному

коммуникативных
взаимодействию

с

окружающими
Формирование основ рефлексивной позиции. Средства «невербального
общения»: мимика, жесты, поза, интонация. Условия успешного общения:
внимание к партнеру по общению (настроение, физическое состояние,
готовность к общению), уважение к мнению собеседника, дистанция для
комфортного общения в разных ситуациях, понимание средств невербального
общения во время общения и их использование. Определение правил
совместной работы, применение правил совместной работы на практике.
Выделение причин, помогающих и мешающих работать вместе слаженно.

Обучение

детей

способности

прислушиваться

к

словам

собеседника,

определять главный смысл услышанного.
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

и

коррекции

эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Формирование

представления

о

внутреннем

мире

человека,

его

переживаниях, настроении, эмоциях; развитие умения распознавать настроение
по внешним признакам; связь переживаний человека

с определенными

обстоятельствами. Развитие представлений о важности вежливой речи для
общения;

побуждение к

осмыслению нравственной

стороны речевого

обращения к окружающим. Расширение знаний о способах улучшить
настроение; закрепление позитивного отношения к своему «Я»; развитие
чувства эмпатии. Тренировка умения останавливаться, регулировать свое
негативное поведение (брать тайм-аут). Чувства, препятствующие общению:
приемлемое проявление негативных эмоций (гнева); способы саморегуляции
своего эмоционального состояния. Выделение положительных качеств и
сильных сторон партнера по общению. Способы приемлемого поведения
адекватно ситуации общения со взрослым и со сверстниками.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности

и

поведения,

коррекции

недостатков

регулятивных

процессов
Развитие концентрации и переключения внимания. Развитие умения
выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять
самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков контроля
двигательной

активности.

Развитие

навыков

составления

программы:

составление плана действий при помощи графических символов. Развитие
навыков самоконтроля. Развитие умения осуществлять промежуточный
контроль

в

процессе

выполнения

задания.

Развитие

умения

правильность выполнения задания по результату деятельности.

оценить

7 КЛАСС
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

познавательной

деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Повышение уровня объема внимания, развитие переключение внимания
на материале упражнений: графический диктант с аудиальной инструкцией,
нахождение ошибок в тексте. Развитие визуальной и аудиальной памяти.
Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки,
корректурная

проба.

Развитие

конструктивной

деятельности.

Развитие

мышления: функция классификации (классификация объектов по двум
заданным основаниям, классификация объектов по двум самостоятельно
найденным основаниям). Умение подбирать обобщающее понятие к группе
объектов. Определение причинно-следственных связей в серии сюжетных
картин. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в
сюжетных ситуациях.
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

коммуникативных

компетенций и способности к продуктивному взаимодействию

с

окружающими
Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества.
Развитие осознания значимости общения в жизни человека. Развитие умения
анализировать отношения с одноклассниками. Развитие коммуникативных
возможностей. Развитие умения действовать согласовано. Содействие развитию
рефлексивной позиции в сфере общения. Понятия «конфликт» и «контакт».
Качества, необходимые для эффективного взаимодействия. Развитие навыков
невербального

взаимодействия.

Формирование

отношении к «своим» и «чужим».

осознания

различия

в

Способствование получению опыта

сотрудничества и конкуренции в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие
толерантного отношения к другому мнению в ситуации совместного принятия
группового решения.
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

и

коррекции

эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации

Развитие

мотивации

познания

своих

качеств

и

особенностей.

Формирование позитивного отношения к своему «Я». Развитие осознания
собственных положительных качеств. Расширение словаря положительных
личностных качеств в характеристике человека. Значимость положительных
качеств в жизни человека, их роль в решении сложных социальных
коммуникативных
«сердечность»,

ситуаций

в

жизни

«доброжелательность».

человека.

Личностные

Представление

о

качества

связях

между

различными качествами личности. Развитие умения оказывать эмоциональную
поддержку другому. Развитие умения дифференцировать свои личностные
качества

и

качества

доброжелательности

другого.
в

Формирование

разрешении

представлений

конфликтных

ситуаций.

о

роли

Развитие

представление о проявлениях личностных качеств в ситуациях общения. Образ
доброжелательного человека. Развитие умения свободно говорить о своих
качествах и оценивать их, выделять свои положительные стороны.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности

и

поведения,

коррекции

недостатков

регулятивных

процессов
Составление программы действий на учебном материале. Развитие
умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие умения
самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения
выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять
самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков выполнения
действий по инструкции взрослого и одноклассников. Развитие навыков
составления программы. Развитие умения ориентироваться на заданную
систему требований. Расширение программы работы с цифровым рядом.
Пошаговое выполнение новой программы.

8 КЛАСС
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

познавательной

деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Повышение уровня распределения внимания: задания по типу таблицы
Шульте, поиск слов

в ряду букв, работа с числовыми рядами разной

сложности. Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу
шифровки с использованием букв и цифр, корректурная проба. Развитие
мышления: функции анализа и синтеза; функции сравнения и абстрагирования.
упражнения на выполнение графического диктанта при самостоятельном
прочтении последовательности шагов. Перекодирование слуховой информации
в графический образ. Развитие опосредованного запоминания методом
пиктограммы.
информации.

Формирование

ассоциативных

Формирование

связей

мнемотехнических

для

запоминания

приемов:

запоминание

информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. Упражнения,
требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков,
выделения

существенных

признаков

с

последующим

использованием

проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения
заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной
закономерности.
Психокоррекционный
компетенций

и

модуль

способности

к

по

развитию

продуктивному

коммуникативных
взаимодействию

с

окружающими
Развитие

рефлексивной

позиции

в

сфере

общения.

Развитие

экспрессивных способностей и навыков эффективного взаимодействия и
сотрудничества. Понятия «слушать» и «слышать», развитие умения слушать.
Содействие получению опыта общения в роли говорящих и слушающих.
Понятие «активное слушание», его значимость в общении, развитие умения
активного слушания. Умение формулировать вопросы для правильного
понимания собеседником, умение задавать уточняющие вопросы в процессе
общения с собеседником, умение выражать поддержку и понимание
говорящему. Умение общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики,

взгляда,

соблюдения

дистанции.

Навыки

эффективного

речевого

взаимодействия. Понятия «спор» и «дискуссия». Умение убеждать, роль
использования аргументов в споре.
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

и

коррекции

эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Развитие мотивации познания себя и одноклассников. Формирование
представления о внутреннем мире человека. Развитие представления о себе и
своих особенностях. Развитие представлений о временной линии жизни:
представления о себе в прошлом, настоящем и будущем. Роль ощущений в
познании

окружающего

мира.

Ознакомление

с

психологическими

особенностями различных типов темперамента. Развитие экспрессивных
возможностей. Расширения словарного запаса для обозначения черт характера.
Развитие умения описывать черты характера других людей. Актуализация
нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера. Развитие и
поддержание позитивного самоотношения при обогащении представлений о
себе. Формирование представлений о положительных и отрицательных чертах
своего характера за счет получения обратной связи от другого. Формирование
осознания собственных психологических особенностей. Развитие способности
к рефлексии.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности

и

поведения,

коррекции

недостатков

регулятивных

процессов
Отработка совместных действий по внешне представленной программе.
Тренировка
координаций,

работы

по

тренировка

программе,

упражнения

произвольного

зрительно-моторных

внимания,

избирательности,

переключения, контроля. Отработка навыков следования программе, заданной
вербально и самостоятельного действия по программе, заданной образцом.
Отработка переключаемости и возможности длительного удержания внимания.
Отработка действий по наглядной, но сложной для восприятия программе на
цифро-буквенном материале. Контроль за умением действовать по наглядной
программе.

9 КЛАСС
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

познавательной

деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Развитие опосредованного запоминания. Формирование ассоциативных
связей для запоминания информации. Формирование мнемотехнических
приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по ассоциативной
связи. Умение перекодировать текстовую информацию

в формат таблицы.

Логический анализ текстовой информации. Умение работать с информацией в
формате таблицы, умение чтения табличных данных, умение преобразовывать
табличные данные в текстовую или схематическую форму. Формирование
логического действия абстрагирования: умение отвлечься от второстепенных
признаков. Формирование логического действия обобщения: умение делать
выводы на основе анализа информации. Решение логических задач, требующих
построения цепочки логических рассуждений.
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

коммуникативных

компетенций и способности к продуктивному взаимодействию

с

окружающими
Развитие мотивации сотрудничества в ситуации совместного поиска
новой информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества

в

команде в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие умения обобщать
информацию и точно ее передавать. Развитие представлений о конфликте в
общении, его причинах и последствиях. Различные стратегии поведения

в

конфликтных

и

ситуациях.

Ознакомление

с

алгоритмом

безопасного

эффективного разрешения конфликтов. Умение работать в команде: умение
учитывать мнения разных людей, умение устанавливать контакт в различных
ситуациях общения, помехи в общении. Значение позитивной установки для
комфортного общения, внимательного отношения к другому человеку.
Развитие навыков взаимодействия в команде.
Психокоррекционный

модуль

по

развитию

и

коррекции

эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации

Формирование позитивного самоотношения. Роль индивидуальных
особенностей

во

взаимодействии

исследование

своих

способностей

с

другими.
и

Понятие

возможностей

в

«способности»,
целях

ранней

профориентации. Развитие навыков самоанализа. Развитие умения планировать
цели и пути самоизменения (работа над своими слабыми сторонами). Развитие
навыков

самоанализа

и

умения

рассказывать

о

себе.

Формирование

позитивного образа будущего, актуализация образа желаемого будущего.
Повышение уверенности в себе. Формирование чувства ответственности за
свою жизнь.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности

и

поведения,

коррекции

недостатков

регулятивных

процессов
Тренировка произвольного внимания, его распределения, самоконтроля,
предупреждения импульсивных реакций. Тренировка навыка анализа новой
программы, тренировка контроля своих действий в наглядной программе.
Тренировка переключения зрительного внимания. Тренировка удержания
программы, дифференциации близких программ.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения
программы коррекционно-развивающего курса
 Психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;


Метод

экспертных



оценок;
Социометрия;

 Мониторинг уровня развития познавательной сферы: таблицы Шульте,
сложные аналогии, сюжетные картины, «запомни и расставь точки»;
 Тест развития произвольной регуляции деятельности для подростков;
 Анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности;
Планируемые результаты освоения коррекционного курс «Час психолога»
(психологические занятия) на уровне основного общего образования

В области адаптации обучающегося к началу школьного обучения:


позитивное

отношение

к

посещению

школы;




соблюдение

школьной

социально-нормативное

обращение

к

дисциплины;

педагогам

и

классному

руководителю;
 социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
 формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и
поведения:
 формирование осознания необходимости прилагать усилия для
полноценного


выполнения

формирование

дифференцированной

заданий;

самооценки

(постарался-не

постарался, справился – не справился);
 формирование умения составлять программу действий;


формирование

способности

задерживать

непосредственные

импульсивные реакции;


способность

давать

словесный

отчет

о

проделанной

работе;

 формирование способности к переносу полученных навыков на
реальную учебную деятельность;
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы
и формирования высших психических функций:


совершенствование

мотивационно-целевой

основы

учебно-

познавательной деятельности;
 возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
 способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
 способность решать учебно-познавательные задачи не только в
действенном, но и в образном и умственном плане;

В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции
ее

недостатков:

 уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных
реакций;
 улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям
активности,

проявлений

познавательного

интереса,

качественных

характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
 умение задержать непосредственную (негативную) эмоциональную
реакцию;
В области развития коммуникативной сферы и способности к
продуктивному взаимодействию с окружающими:
 способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи
одноклассников;
 уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных
ситуаций;
 снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч.
вербальной

агрессии;

 формирование умения дифференцировать ситуации личностного и
делового общения;
 снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к
сверстникам и педагогам.

Тематическое планирование курса «Час психолога»
5 класс (34 часа)
Тема урока

№
Кол-во
Форма
п/п
часов
деятельности
Психокоррекционный модуль по формированию адаптации пятиклассников к
обучению в основной школе (7 часов)
1.
Входная диагностика
1
диагностическая
2.
Коллектив класса: дружеские
тренинг
2
взаимоотношения
3.
Гласные и негласные правила основной
групповая
1
школы
4.
Самопрезентация – что это?
1
групповая
5.
Учимся самоконтролю
1
тренинг
6.
Ошибки как ресурсы для развития
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций (7 часов)
7.
Тренировка сосредоточение внимания
1
упражнения
8.
Тренировка устойчивости внимания
1
упражнения
9.
Развитие объема визуальной памяти
1
тренинг
10. Развитие устойчивости визуальной памяти
1
тренинг
11. Мышление: анализ и синтез
1
упражнения
12. Диагностика когнитивных функций
1
диагностическая
13. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими (7 часов)
14. Основы дружеского поведения
1
обсуждение
15. Давление группы – как справляться?
1
обсуждение
16. Провокации и как на них реагировать
1
тренинг
17. Правила сотрудничества и работы в
тренинг
2
команде
18. Как справляться с эмоциями
1
групповая
19. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (7 часов)
20. Способы адекватного выражения эмоций
1
тренинг
21. Навыки оказания эмоциональной
групповая
1
поддержки
22. Анализ эмоционально-экспрессивных
групповая
1
речевых и неречевых средств в общении
23. Эмоциональное реагирование в различных
1
тренинг

жизненных ситуациях
24. Эмоционально-позитивные отношения с
обсуждение
1
окружающими
25. Диагностика эмоционально-личностной
диагностическая
1
сферы
26. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов (6
часов)
27. Двигательная регуляция
1
тренинг
28. Составление плана действий в уме
1
упражнения
29. Самоконтроль действий и поведения
1
групповая
30. Составление плана действий с помощью
упражнения
1
графических символов
31. Диагностика регулятивных процессов
1
диагностическая
29. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Итого: 34 часа

№ п/п

6 класс (34 часа)
Тема урока

Кол-во
Форма
часов
деятельности
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций (8 часов)
1.
Развитие переключения внимания
1
упражнения
2.
Развитие объема внимания
1
упражнения
3.
Развитие визуальной памяти
1
упражнения
4.
Развитие аудиальной памяти
1
упражнения
5.
Развитие аналитико-синтетической
1
групповая
деятельности
6.
Соотнесение понятия и группы явлений
1
упражнения
7.
Развитие логического мышления
1
упражнения
8.
Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций
и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими (9 часов)
9.
Средства «невербального общения»:
2
тренинг
мимика, жесты, поза, интонация.
10. Условия успешного общения
1
обсуждение
11. Совместная работа: условия и
2
групповая
преимущества
12. Использование вербальных и
1
тренинг
невербальных средств в общении
13. Дистанция в общении
1
обсуждение
14. Слушанье собеседника, выделение
1
групповая

основной мысли высказывания
15. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (9 часов)
16. Представления о внутреннем мире
1
обсуждение
человека
17. Распознавание настроения по внешним
1
групповая
признакам
18. Соотнесение настроения с внешними
1
групповая
обстоятельствами
19. Способы улучшения настроения
1
тренинг
20. Позитивное отношение к своему «Я»
1
обсуждение
21. «Тайм-аут» - правило саморегуляции
1
тренинг
22. Контроль и появление негативных
1
тренинг
эмоций
23. Приемлемое поведение со взрослыми и
1
обсуждение
сверстниками
24. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
(8 часов)
25. Развитие концентрации внимания
1
упражнения
26. Развитие устойчивости внимания
1
упражнения
27. Самоконтроль в процессе выполнения
1
упражнения
задания
28. Составление плана в виде графических
2
тренинг
символов
29. Промежуточный контроль в учебной
1
упражнения
деятельности
30. Оценка результата собственной
1
упражнения
деятельности
31. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Итого: 34 часа
7 класс (34 часа)
№

Тема урока

п/п

Кол-во
часов

Форма
деятельности

Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций (8 часов)
1.

Повышение уровня объема внимания

1

упражнения

2.
3.

Графический диктант с аудиальной
инструкцией
Нахождение ошибок в текстах разной

1

упражнения

1

упражнения

сложности
4.

Шифры и корректурные пробы

2

упражнения

5.

Причины и следствия в сюжетных
картинах
Причины и следствия в разных
жизненных ситуациях
Подведение итогов модуля

1

групповая

1

групповая

1

обсуждение

6.
7.

Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций
и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими (9 часов)
8.
Навыки эффективного взаимодействия и
2
тренинг
сотрудничества
9.
Общение в жизни человека
1
обсуждение
10. Понятия «конфликт» и «контакт»
1
обсуждение
11. Развитие
коммуникативных
2
тренинг
возможностей в коллективе
12. Толерантное отношение в группе
1
обсуждение
13. «Свои»
и
«чужие»:
правила
1
тренинг
взаимодействия
14. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (9 часов)
15. Позитивное отношение к своему «Я»
1
тренинг
16. Характеристика
человека:
1
обсуждение
положительные качества
17. Значимость положительных качеств в
1
обсуждение
жизни человека
18. Эмоциональная поддержка: способы и
1
групповая
условия
19. Конфликтные ситуации и их решения
2
тренинг
20. Оценка своих качеств
1
групповая
21. Образ доброжелательного человека
1
групповая
22. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
(8 часов)
23. Составление программы действий на
1
упражнения
учебном материале
24. Выполнение заданий по словесной
1
упражнения
инструкции
25. Развитие самоконтроля в процессе
2
упражнения

выполнения учебных заданий
26. Удержание словесных инструкций
27. Планирование деятельности в различных
учебных и жизненных ситуациях
28. Подведение итогов модуля
Итого: 34 часа

1
2

упражнения
групповая

1

обсуждение

8 класс (34 часа)
№

Тема урока

п/п

Кол-во

Формы

часов

деятельности

Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций (9 часов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Повышение уровня распределения
внимания: таблицы Шульте
Работа с числовыми рядами разной
сложности
Работа с шифрами и корректурными
пробами разной сложности
Метод пиктограмм: опосредованное
запоминание
Мнемотехнические приемы для
запоминания информации
Нахождение закономерностей

1

упражнения

1

упражнения

1

упражнения

1

групповая

2

упражнения

1

упражнения

Ассоциации и их использование в
учебной деятельности
Подведение итогов модуля

1

групповая

1

обсуждение

Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных
компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с
окружающими (9 часов)
9. Рефлексия в общении
1
групповая
10. Понятия «слушать» и «слышать»
1
обсуждение
11. Понятие «активное слушание»
1
групповая
12. Умение формулировать вопросы
1
групповая
13. Умение выражать поддержку
1
групповая
14. Навыки эффективного речевого
2
тренинг
взаимодействия
15. Понятия «спор» и «дискуссия»
1
обсуждение
16. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (9 часов)
17. Представления о себе и своих
1
самоанализ

18.
19.
20.

особенностях
Линия жизни: представления о себе в
прошлом, настоящем и будущем
Типы темперамента
Черты характера: положительные и
отрицательные качества личности
Психологические особенности личности

2

тренинг

1
1

обсуждение
обсуждение

обсуждение,
групповая работа
22. Составление своего психологического
1
самостоятельная
портрета
работа
23. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных
процессов (7 часов)
24. Отработка совместных действий по
1
групповая
внешне представленной программе
25. Отработка переключаемости внимания
1
упражнения
26. Отработка длительного удержания
1
упражнения
внимания
27. Отработка действий по наглядной, но
1
упражнения
сложной для восприятия программе
28. Отработка действий по проверке и
1
упражнения
самопроверке результата
29. Составление собственных программ
1
групповая работа
действий
30. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Итого: 34 часа
21.

2

9 класс (34 часа)
№

Тема урока

п/п

Кол-во

Форма

часов

деятельности

Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций (9 часов)
1.

Развитие опосредованного запоминания

1

упражнения

2.

Формирование ассоциативных связей
для запоминания информации
Кодировка текстовой информации
в
формат таблицы
Логический
анализ
текстовой
информации

1

упражнения

1

упражнения

1

упражнения

3.
4.

5.

Работа с информацией в формате таблиц

1

упражнения

6.

Формирование логического действия
абстрагирования
Формирование логического действия
обобщения
Решение логических задач разной
сложности
Подведение итогов модуля

1

упражнения

1

упражнения

1

упражнения

1

обсуждение

7.
8.
9.

Психокоррекционный
модуль
по
развитию
компетенций и способности к продуктивному
окружающими (9 часов)
10. Отработка совместного поиска новой
1
информации
11. Развитие навыков взаимодействия и
2
сотрудничества в команде
12. Конфликт в общении, его причины и
1
последствия
13. Стратегии поведения в конфликтных
1
ситуациях
14. Помехи
в
общении:
учимся
1
устанавливать
контакт
в
разных
ситуациях
15. Позитивные установки для комфортного
1
общения
16. Забота и внимание людей друг к другу
1
17.

Подведение итогов модуля

1

коммуникативных
взаимодействию с
групповая
тренинг
обсуждение
тренинг
тренинг
обсуждение
обсуждение
обсуждение

Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (9 часов)
1

обсуждение

2

групповая

20.

Роль индивидуальных особенностей в
общении
Понятие
«способности»,
их
исследования
Пути самоизменения

1

тренинг

21.

Позитивный образ будущего

1

групповая

22.

Повышаем уверенность в себе

2

тренинг

23.

Чувство
ответственности
актуализация
Подведение итогов модуля

1

групповая

1

обсуждение

18.
19.

24.

и

его

Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции

деятельности

и

поведения,

коррекции

недостатков

регулятивных

процессов (7 часов)
25.

Тренировка произвольного внимания

1

упражнения

26.

Тренировка распределения внимания

1

упражнения

27.

Тренировка устойчивости внимания

1

упражнения

28.

Тренировка
удержания
программ
различной сложности в уме
Учимся дифференцировать близкие по
содержанию программы в уме
Рекомендации
по
подготовке
к
экзаменам
Подведение итогов модуля

1

упражнения

1

упражнения

1

консультирование

1

обсуждение

29.
30.
31.

Итого: 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».