МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования городского округа Заречный»
МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
рук. метод.
Объединения
зам. директора по УВР
директор
Тумашева Светлана
Анатольевна
Протокол №1 от «29»
августа 2023 г.
Уфимцева Надежда
Алексеевна
от «29» августа 2023 г.
Гришина Валентина
Сергеевна
Приказ № 94 от «30»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности «Час психолога»
для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития
Составитель: Орлова А. П.,
педагог-психолог 1 СКК
г. Заречный, 2023 год
Пояснительная записка
В рамках системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР одним из
направлений
деятельности
педагога-психолога
является
проведение
психокоррекционных занятий. Педагог-психолог планирует содержание своей
работы на основании ФАООП обучающихся с ЗПР, федеральных рабочих
программ по учебным предметам и коррекционным курсам.
«Час
психолога»
является
обязательным
курсом
коррекционно-
развивающей области учебного плана по варианту 7.1. и 7.2 АООП
обучающихся с ЗПР и реализуются в рамках внеурочной деятельности
посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагогапсихолога
и
обеспечиваются
системой
психолого-педагогического
сопровождения.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или
ослабление
нарушений
в
развитии
познавательной,
эмоциональной,
регулятивной и коммуникативной сфер личности ребенка с ЗПР.
Цель курса: развитие и коррекция познавательной, личностной,
эмоциональной,
коммуникативной,
регулятивной
сфер
обучающегося,
направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
-
формирование
учебной
мотивации,
стимуляция
сенсорно-
перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
- коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения, формирование навыков самоконтроля;
-
гармонизация
психоэмоционального
состояния,
формирование
позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности;
- освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
- формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими
(в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе.
- предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
-
оптимизация
взаимодействия
обучающегося
с
педагогами
и
сверстниками;
- становление сферы жизненной компетенции;
- стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
Организация
коррекционно-развивающей
работы
предполагает
проведение занятий в подгруппах от 2 до 12 человек продолжительностью 35–
40 минут и периодичностью 1 раза в неделю. Возможно проведение
индивидуальных занятий по 20 – 30 минут по одному-двум модулям
программы в зависимости от индивидуальных особенностей и выраженности
нарушения.
Курс «Час психолога» реализуется на протяжении всего периода
основного общего образования. Программа курса имеет гибкую структуру, при
которой возможно конструирование содержания с учетом особенностей группы
обучающихся с ЗПР.
В соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающего курса
выделяются следующие модули и разделы программы:
-
«Психокоррекционный
модуль
по
формированию
адаптации
пятиклассников к началу школьного обучения»;
-
«Психокоррекционный
модуль
по
развитию
познавательной
деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций»;
-
«Психокоррекционный
компетенций
и
способности
модуль
к
по
развитию
продуктивному
коммуникативных
взаимодействию
с
окружающими»;
- «Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации»;
- «Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов».
Психокоррекционный
модуль
по
формированию
пятиклассников к началу школьного обучения
адаптации
Включает в себя знакомство детей с педагогами, создание благоприятной
эмоциональной атмосферы, создание в группе доверия, снижение первичной
тревожности, определение правил работы в группе, помощь детям в осознании
своего нового статуса, усвоение школьных правил.
Данный модуль реализуется на пятом году обучения.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
познавательной
деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Модуль направлен на развитие у обучающихся психологических
когнитивных структур путем целенаправленного и всестороннего развития
системы
познавательных
процессов,
которая
создает
основу
для
систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных
знаний, развивает навыки учебной самостоятельной работы. Модуль включает
развитие памяти, внимания, мыслительных операций.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
коммуникативных
компетенций и способности к продуктивному взаимодействию
с
окружающими
Модуль направлен на развитие коммуникативной сферы, формирование
сознательной ориентации обучающихся на позицию других людей как
партнеров в общении и совместной деятельности, умения слушать, вести
диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем
и
принятии
решений,
строить
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе
овладения
вербальными
и
невербальными
средствами
коммуникации,
позволяющими осуществлять свободное общение.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
и
коррекции
эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Модуль направлен на развитие эмоциональной сферы подростков с ЗПР,
создает основу для формирования умения понимать и выражать свои эмоции,
определять эмоциональное состояние других людей, проявлять собственные
эмоции
социально
приемлемым
способом,
проявлять
эмпатию,
сбалансированность эмоций и способность к их самостоятельной регуляции.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности
и
поведения,
коррекции
недостатков
регулятивных
процессов
Модуль направлен на развитие регулятивной сферы школьников с ОВЗ,
формирование
навыков
самоконтроля
и
саморегуляции
поведения
и
деятельности, создающих основу для развития внутренних механизмов
программирования и контроля продуктивной деятельности. Включает в себя
такие аспекты произвольной регуляции как формирование осознанной
регуляции
моторно-двигательной
сферы,
и
осознанной
регуляции
познавательных процессов.
5 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего
образования)
Психокоррекционный
модуль
по
формированию
адаптации
пятиклассников к обучению в основной школе
Формирование дружеских взаимоотношений в классном коллективе.
Формирование понимания правил основной школы. Развитие навыков
самопрезентации. Развитие познавательной, социальной и учебной мотивации.
Развитие мотивации общения в отношении одноклассников. Формирование
умения принимать особенности другого. Развитие уверенности в себе и своих
учебных возможностях. Формирование основ рефлексивной позиции. Развитие
навыков самоконтроля. Развитие умения преодолевать трудности, доводить
начатое дело до завершения. Формирование адекватного отношения к учебной
неудаче, ошибкам. Формирования отношения к ошибке как к ресурсу (учимся
на ошибках, ошибки-помощники).
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
познавательной
деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Развитие
объема и устойчивости визуальной памяти. Развитие мышления: функции
сравнения, анализа и синтеза на текстовом материале.
Психокоррекционный
компетенций
и
модуль
способности
к
по
развитию
продуктивному
коммуникативных
взаимодействию
с
окружающими
Позитивные формы дружеского поведения; отработка следующих
навыков: «Умение справляться с давлением группы», «Умение отвечать на
провокации», «Умение справляться со своими эмоциями». Способы попросить
прощения. Расширение поведенческого репертуара, обогащение опыта общения
со сверстниками в разных видах деятельности. Знакомство с правилами
сотрудничества, развитие способности договорится с партнером по общению о
совместных действиях.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
и
коррекции
эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Способы
адекватного
выражения
эмоций.
Развитие
умения
идентификации своих чувств и чувств других людей. Развитие умения
вербализовывать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные
состояния другого. Ознакомление с неречевыми средствами выражения
эмоций.
Развитие
умения
анализировать
значение
эмоционально-
экспрессивных неречевых средств. Развитие и отработка навыков оказания
эмоциональной
поддержки.
Развитие
умения
идентификации
и
дифференциации эмоций незнакомых людей. Развитие умения выявлять
основные признаки эмоционального реагирования
в различных жизненных
ситуациях. Развитие умения анализировать характерные проявления разных
эмоций. Развитие способности к саморегуляции эмоциональных проявлений.
Формирование способности к изменению стратегии собственного поведения с
ориентацией на эмоциональное состояние ближнего. Расширение репертуара
способов
социально
приемлемого
выражения
эмоциональных
реакций.
Развитие умения поддерживать эмоционально-позитивные отношения с
окружающими.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности
процессов
и
поведения,
коррекции
недостатков
регулятивных
Развитие
произвольности
двигательной
регуляции.
Развитие
целенаправленной саморегуляции в двигательной сфере. Развитие умения
простраивать
деятельность
в
умственном
плане.
Развитие
навыков
самоконтроля действий и поведения. Развитие умения удерживать инструкцию
и точного ее выполнять. Развитие умения ориентироваться на заданную
систему требований. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по
образцу. Развитие навыков составления программы: составление плана
действий при помощи графических символов.
6 КЛАСС
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
познавательной
деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Увеличение объема внимания, развитие
переключения
внимания.
Развитие визуальной и аудиально памяти (10 – 12 объектов). Развитие
аналитико-синтетической
деятельности:
задания
на
установление
закономерности в ряду объектов. Развитие мышления (функция сравнения).
Сопоставление признаков наглядно предъявляемых объектов. Группировка
объектов по самостоятельно найденному основанию. Умение словесно
обозначать группу объектов.
Психокоррекционный
компетенций
и
модуль
способности
к
по
развитию
продуктивному
коммуникативных
взаимодействию
с
окружающими
Формирование основ рефлексивной позиции. Средства «невербального
общения»: мимика, жесты, поза, интонация. Условия успешного общения:
внимание к партнеру по общению (настроение, физическое состояние,
готовность к общению), уважение к мнению собеседника, дистанция для
комфортного общения в разных ситуациях, понимание средств невербального
общения во время общения и их использование. Определение правил
совместной работы, применение правил совместной работы на практике.
Выделение причин, помогающих и мешающих работать вместе слаженно.
Обучение
детей
способности
прислушиваться
к
словам
собеседника,
определять главный смысл услышанного.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
и
коррекции
эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Формирование
представления
о
внутреннем
мире
человека,
его
переживаниях, настроении, эмоциях; развитие умения распознавать настроение
по внешним признакам; связь переживаний человека
с определенными
обстоятельствами. Развитие представлений о важности вежливой речи для
общения;
побуждение к
осмыслению нравственной
стороны речевого
обращения к окружающим. Расширение знаний о способах улучшить
настроение; закрепление позитивного отношения к своему «Я»; развитие
чувства эмпатии. Тренировка умения останавливаться, регулировать свое
негативное поведение (брать тайм-аут). Чувства, препятствующие общению:
приемлемое проявление негативных эмоций (гнева); способы саморегуляции
своего эмоционального состояния. Выделение положительных качеств и
сильных сторон партнера по общению. Способы приемлемого поведения
адекватно ситуации общения со взрослым и со сверстниками.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности
и
поведения,
коррекции
недостатков
регулятивных
процессов
Развитие концентрации и переключения внимания. Развитие умения
выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять
самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков контроля
двигательной
активности.
Развитие
навыков
составления
программы:
составление плана действий при помощи графических символов. Развитие
навыков самоконтроля. Развитие умения осуществлять промежуточный
контроль
в
процессе
выполнения
задания.
Развитие
умения
правильность выполнения задания по результату деятельности.
оценить
7 КЛАСС
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
познавательной
деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Повышение уровня объема внимания, развитие переключение внимания
на материале упражнений: графический диктант с аудиальной инструкцией,
нахождение ошибок в тексте. Развитие визуальной и аудиальной памяти.
Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки,
корректурная
проба.
Развитие
конструктивной
деятельности.
Развитие
мышления: функция классификации (классификация объектов по двум
заданным основаниям, классификация объектов по двум самостоятельно
найденным основаниям). Умение подбирать обобщающее понятие к группе
объектов. Определение причинно-следственных связей в серии сюжетных
картин. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в
сюжетных ситуациях.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
коммуникативных
компетенций и способности к продуктивному взаимодействию
с
окружающими
Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества.
Развитие осознания значимости общения в жизни человека. Развитие умения
анализировать отношения с одноклассниками. Развитие коммуникативных
возможностей. Развитие умения действовать согласовано. Содействие развитию
рефлексивной позиции в сфере общения. Понятия «конфликт» и «контакт».
Качества, необходимые для эффективного взаимодействия. Развитие навыков
невербального
взаимодействия.
Формирование
отношении к «своим» и «чужим».
осознания
различия
в
Способствование получению опыта
сотрудничества и конкуренции в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие
толерантного отношения к другому мнению в ситуации совместного принятия
группового решения.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
и
коррекции
эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Развитие
мотивации
познания
своих
качеств
и
особенностей.
Формирование позитивного отношения к своему «Я». Развитие осознания
собственных положительных качеств. Расширение словаря положительных
личностных качеств в характеристике человека. Значимость положительных
качеств в жизни человека, их роль в решении сложных социальных
коммуникативных
«сердечность»,
ситуаций
в
жизни
«доброжелательность».
человека.
Личностные
Представление
о
качества
связях
между
различными качествами личности. Развитие умения оказывать эмоциональную
поддержку другому. Развитие умения дифференцировать свои личностные
качества
и
качества
доброжелательности
другого.
в
Формирование
разрешении
представлений
конфликтных
ситуаций.
о
роли
Развитие
представление о проявлениях личностных качеств в ситуациях общения. Образ
доброжелательного человека. Развитие умения свободно говорить о своих
качествах и оценивать их, выделять свои положительные стороны.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности
и
поведения,
коррекции
недостатков
регулятивных
процессов
Составление программы действий на учебном материале. Развитие
умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие умения
самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения
выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять
самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков выполнения
действий по инструкции взрослого и одноклассников. Развитие навыков
составления программы. Развитие умения ориентироваться на заданную
систему требований. Расширение программы работы с цифровым рядом.
Пошаговое выполнение новой программы.
8 КЛАСС
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
познавательной
деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Повышение уровня распределения внимания: задания по типу таблицы
Шульте, поиск слов
в ряду букв, работа с числовыми рядами разной
сложности. Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу
шифровки с использованием букв и цифр, корректурная проба. Развитие
мышления: функции анализа и синтеза; функции сравнения и абстрагирования.
упражнения на выполнение графического диктанта при самостоятельном
прочтении последовательности шагов. Перекодирование слуховой информации
в графический образ. Развитие опосредованного запоминания методом
пиктограммы.
информации.
Формирование
ассоциативных
Формирование
связей
мнемотехнических
для
запоминания
приемов:
запоминание
информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. Упражнения,
требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков,
выделения
существенных
признаков
с
последующим
использованием
проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения
заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной
закономерности.
Психокоррекционный
компетенций
и
модуль
способности
к
по
развитию
продуктивному
коммуникативных
взаимодействию
с
окружающими
Развитие
рефлексивной
позиции
в
сфере
общения.
Развитие
экспрессивных способностей и навыков эффективного взаимодействия и
сотрудничества. Понятия «слушать» и «слышать», развитие умения слушать.
Содействие получению опыта общения в роли говорящих и слушающих.
Понятие «активное слушание», его значимость в общении, развитие умения
активного слушания. Умение формулировать вопросы для правильного
понимания собеседником, умение задавать уточняющие вопросы в процессе
общения с собеседником, умение выражать поддержку и понимание
говорящему. Умение общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики,
взгляда,
соблюдения
дистанции.
Навыки
эффективного
речевого
взаимодействия. Понятия «спор» и «дискуссия». Умение убеждать, роль
использования аргументов в споре.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
и
коррекции
эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Развитие мотивации познания себя и одноклассников. Формирование
представления о внутреннем мире человека. Развитие представления о себе и
своих особенностях. Развитие представлений о временной линии жизни:
представления о себе в прошлом, настоящем и будущем. Роль ощущений в
познании
окружающего
мира.
Ознакомление
с
психологическими
особенностями различных типов темперамента. Развитие экспрессивных
возможностей. Расширения словарного запаса для обозначения черт характера.
Развитие умения описывать черты характера других людей. Актуализация
нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера. Развитие и
поддержание позитивного самоотношения при обогащении представлений о
себе. Формирование представлений о положительных и отрицательных чертах
своего характера за счет получения обратной связи от другого. Формирование
осознания собственных психологических особенностей. Развитие способности
к рефлексии.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности
и
поведения,
коррекции
недостатков
регулятивных
процессов
Отработка совместных действий по внешне представленной программе.
Тренировка
координаций,
работы
по
тренировка
программе,
упражнения
произвольного
зрительно-моторных
внимания,
избирательности,
переключения, контроля. Отработка навыков следования программе, заданной
вербально и самостоятельного действия по программе, заданной образцом.
Отработка переключаемости и возможности длительного удержания внимания.
Отработка действий по наглядной, но сложной для восприятия программе на
цифро-буквенном материале. Контроль за умением действовать по наглядной
программе.
9 КЛАСС
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
познавательной
деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Развитие опосредованного запоминания. Формирование ассоциативных
связей для запоминания информации. Формирование мнемотехнических
приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по ассоциативной
связи. Умение перекодировать текстовую информацию
в формат таблицы.
Логический анализ текстовой информации. Умение работать с информацией в
формате таблицы, умение чтения табличных данных, умение преобразовывать
табличные данные в текстовую или схематическую форму. Формирование
логического действия абстрагирования: умение отвлечься от второстепенных
признаков. Формирование логического действия обобщения: умение делать
выводы на основе анализа информации. Решение логических задач, требующих
построения цепочки логических рассуждений.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
коммуникативных
компетенций и способности к продуктивному взаимодействию
с
окружающими
Развитие мотивации сотрудничества в ситуации совместного поиска
новой информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества
в
команде в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие умения обобщать
информацию и точно ее передавать. Развитие представлений о конфликте в
общении, его причинах и последствиях. Различные стратегии поведения
в
конфликтных
и
ситуациях.
Ознакомление
с
алгоритмом
безопасного
эффективного разрешения конфликтов. Умение работать в команде: умение
учитывать мнения разных людей, умение устанавливать контакт в различных
ситуациях общения, помехи в общении. Значение позитивной установки для
комфортного общения, внимательного отношения к другому человеку.
Развитие навыков взаимодействия в команде.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
и
коррекции
эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Формирование позитивного самоотношения. Роль индивидуальных
особенностей
во
взаимодействии
исследование
своих
способностей
с
другими.
и
Понятие
возможностей
в
«способности»,
целях
ранней
профориентации. Развитие навыков самоанализа. Развитие умения планировать
цели и пути самоизменения (работа над своими слабыми сторонами). Развитие
навыков
самоанализа
и
умения
рассказывать
о
себе.
Формирование
позитивного образа будущего, актуализация образа желаемого будущего.
Повышение уверенности в себе. Формирование чувства ответственности за
свою жизнь.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности
и
поведения,
коррекции
недостатков
регулятивных
процессов
Тренировка произвольного внимания, его распределения, самоконтроля,
предупреждения импульсивных реакций. Тренировка навыка анализа новой
программы, тренировка контроля своих действий в наглядной программе.
Тренировка переключения зрительного внимания. Тренировка удержания
программы, дифференциации близких программ.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения
программы коррекционно-развивающего курса
Психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;
Метод
экспертных
оценок;
Социометрия;
Мониторинг уровня развития познавательной сферы: таблицы Шульте,
сложные аналогии, сюжетные картины, «запомни и расставь точки»;
Тест развития произвольной регуляции деятельности для подростков;
Анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности;
Планируемые результаты освоения коррекционного курс «Час психолога»
(психологические занятия) на уровне основного общего образования
В области адаптации обучающегося к началу школьного обучения:
позитивное
отношение
к
посещению
школы;
соблюдение
школьной
социально-нормативное
обращение
к
дисциплины;
педагогам
и
классному
руководителю;
социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и
поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для
полноценного
выполнения
формирование
дифференцированной
заданий;
самооценки
(постарался-не
постарался, справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий;
формирование
способности
задерживать
непосредственные
импульсивные реакции;
способность
давать
словесный
отчет
о
проделанной
работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на
реальную учебную деятельность;
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы
и формирования высших психических функций:
совершенствование
мотивационно-целевой
основы
учебно-
познавательной деятельности;
возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
способность решать учебно-познавательные задачи не только в
действенном, но и в образном и умственном плане;
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции
ее
недостатков:
уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных
реакций;
улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям
активности,
проявлений
познавательного
интереса,
качественных
характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
умение задержать непосредственную (негативную) эмоциональную
реакцию;
В области развития коммуникативной сферы и способности к
продуктивному взаимодействию с окружающими:
способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи
одноклассников;
уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных
ситуаций;
снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч.
вербальной
агрессии;
формирование умения дифференцировать ситуации личностного и
делового общения;
снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к
сверстникам и педагогам.
Тематическое планирование курса «Час психолога»
5 класс (34 часа)
Тема урока
№
Кол-во
Форма
п/п
часов
деятельности
Психокоррекционный модуль по формированию адаптации пятиклассников к
обучению в основной школе (7 часов)
1.
Входная диагностика
1
диагностическая
2.
Коллектив класса: дружеские
тренинг
2
взаимоотношения
3.
Гласные и негласные правила основной
групповая
1
школы
4.
Самопрезентация – что это?
1
групповая
5.
Учимся самоконтролю
1
тренинг
6.
Ошибки как ресурсы для развития
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций (7 часов)
7.
Тренировка сосредоточение внимания
1
упражнения
8.
Тренировка устойчивости внимания
1
упражнения
9.
Развитие объема визуальной памяти
1
тренинг
10. Развитие устойчивости визуальной памяти
1
тренинг
11. Мышление: анализ и синтез
1
упражнения
12. Диагностика когнитивных функций
1
диагностическая
13. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими (7 часов)
14. Основы дружеского поведения
1
обсуждение
15. Давление группы – как справляться?
1
обсуждение
16. Провокации и как на них реагировать
1
тренинг
17. Правила сотрудничества и работы в
тренинг
2
команде
18. Как справляться с эмоциями
1
групповая
19. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (7 часов)
20. Способы адекватного выражения эмоций
1
тренинг
21. Навыки оказания эмоциональной
групповая
1
поддержки
22. Анализ эмоционально-экспрессивных
групповая
1
речевых и неречевых средств в общении
23. Эмоциональное реагирование в различных
1
тренинг
жизненных ситуациях
24. Эмоционально-позитивные отношения с
обсуждение
1
окружающими
25. Диагностика эмоционально-личностной
диагностическая
1
сферы
26. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов (6
часов)
27. Двигательная регуляция
1
тренинг
28. Составление плана действий в уме
1
упражнения
29. Самоконтроль действий и поведения
1
групповая
30. Составление плана действий с помощью
упражнения
1
графических символов
31. Диагностика регулятивных процессов
1
диагностическая
29. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Итого: 34 часа
№ п/п
6 класс (34 часа)
Тема урока
Кол-во
Форма
часов
деятельности
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций (8 часов)
1.
Развитие переключения внимания
1
упражнения
2.
Развитие объема внимания
1
упражнения
3.
Развитие визуальной памяти
1
упражнения
4.
Развитие аудиальной памяти
1
упражнения
5.
Развитие аналитико-синтетической
1
групповая
деятельности
6.
Соотнесение понятия и группы явлений
1
упражнения
7.
Развитие логического мышления
1
упражнения
8.
Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций
и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими (9 часов)
9.
Средства «невербального общения»:
2
тренинг
мимика, жесты, поза, интонация.
10. Условия успешного общения
1
обсуждение
11. Совместная работа: условия и
2
групповая
преимущества
12. Использование вербальных и
1
тренинг
невербальных средств в общении
13. Дистанция в общении
1
обсуждение
14. Слушанье собеседника, выделение
1
групповая
основной мысли высказывания
15. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (9 часов)
16. Представления о внутреннем мире
1
обсуждение
человека
17. Распознавание настроения по внешним
1
групповая
признакам
18. Соотнесение настроения с внешними
1
групповая
обстоятельствами
19. Способы улучшения настроения
1
тренинг
20. Позитивное отношение к своему «Я»
1
обсуждение
21. «Тайм-аут» - правило саморегуляции
1
тренинг
22. Контроль и появление негативных
1
тренинг
эмоций
23. Приемлемое поведение со взрослыми и
1
обсуждение
сверстниками
24. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
(8 часов)
25. Развитие концентрации внимания
1
упражнения
26. Развитие устойчивости внимания
1
упражнения
27. Самоконтроль в процессе выполнения
1
упражнения
задания
28. Составление плана в виде графических
2
тренинг
символов
29. Промежуточный контроль в учебной
1
упражнения
деятельности
30. Оценка результата собственной
1
упражнения
деятельности
31. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Итого: 34 часа
7 класс (34 часа)
№
Тема урока
п/п
Кол-во
часов
Форма
деятельности
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций (8 часов)
1.
Повышение уровня объема внимания
1
упражнения
2.
3.
Графический диктант с аудиальной
инструкцией
Нахождение ошибок в текстах разной
1
упражнения
1
упражнения
сложности
4.
Шифры и корректурные пробы
2
упражнения
5.
Причины и следствия в сюжетных
картинах
Причины и следствия в разных
жизненных ситуациях
Подведение итогов модуля
1
групповая
1
групповая
1
обсуждение
6.
7.
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций
и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими (9 часов)
8.
Навыки эффективного взаимодействия и
2
тренинг
сотрудничества
9.
Общение в жизни человека
1
обсуждение
10. Понятия «конфликт» и «контакт»
1
обсуждение
11. Развитие
коммуникативных
2
тренинг
возможностей в коллективе
12. Толерантное отношение в группе
1
обсуждение
13. «Свои»
и
«чужие»:
правила
1
тренинг
взаимодействия
14. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (9 часов)
15. Позитивное отношение к своему «Я»
1
тренинг
16. Характеристика
человека:
1
обсуждение
положительные качества
17. Значимость положительных качеств в
1
обсуждение
жизни человека
18. Эмоциональная поддержка: способы и
1
групповая
условия
19. Конфликтные ситуации и их решения
2
тренинг
20. Оценка своих качеств
1
групповая
21. Образ доброжелательного человека
1
групповая
22. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
(8 часов)
23. Составление программы действий на
1
упражнения
учебном материале
24. Выполнение заданий по словесной
1
упражнения
инструкции
25. Развитие самоконтроля в процессе
2
упражнения
выполнения учебных заданий
26. Удержание словесных инструкций
27. Планирование деятельности в различных
учебных и жизненных ситуациях
28. Подведение итогов модуля
Итого: 34 часа
1
2
упражнения
групповая
1
обсуждение
8 класс (34 часа)
№
Тема урока
п/п
Кол-во
Формы
часов
деятельности
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций (9 часов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Повышение уровня распределения
внимания: таблицы Шульте
Работа с числовыми рядами разной
сложности
Работа с шифрами и корректурными
пробами разной сложности
Метод пиктограмм: опосредованное
запоминание
Мнемотехнические приемы для
запоминания информации
Нахождение закономерностей
1
упражнения
1
упражнения
1
упражнения
1
групповая
2
упражнения
1
упражнения
Ассоциации и их использование в
учебной деятельности
Подведение итогов модуля
1
групповая
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных
компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с
окружающими (9 часов)
9. Рефлексия в общении
1
групповая
10. Понятия «слушать» и «слышать»
1
обсуждение
11. Понятие «активное слушание»
1
групповая
12. Умение формулировать вопросы
1
групповая
13. Умение выражать поддержку
1
групповая
14. Навыки эффективного речевого
2
тренинг
взаимодействия
15. Понятия «спор» и «дискуссия»
1
обсуждение
16. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (9 часов)
17. Представления о себе и своих
1
самоанализ
18.
19.
20.
особенностях
Линия жизни: представления о себе в
прошлом, настоящем и будущем
Типы темперамента
Черты характера: положительные и
отрицательные качества личности
Психологические особенности личности
2
тренинг
1
1
обсуждение
обсуждение
обсуждение,
групповая работа
22. Составление своего психологического
1
самостоятельная
портрета
работа
23. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных
процессов (7 часов)
24. Отработка совместных действий по
1
групповая
внешне представленной программе
25. Отработка переключаемости внимания
1
упражнения
26. Отработка длительного удержания
1
упражнения
внимания
27. Отработка действий по наглядной, но
1
упражнения
сложной для восприятия программе
28. Отработка действий по проверке и
1
упражнения
самопроверке результата
29. Составление собственных программ
1
групповая работа
действий
30. Подведение итогов модуля
1
обсуждение
Итого: 34 часа
21.
2
9 класс (34 часа)
№
Тема урока
п/п
Кол-во
Форма
часов
деятельности
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций (9 часов)
1.
Развитие опосредованного запоминания
1
упражнения
2.
Формирование ассоциативных связей
для запоминания информации
Кодировка текстовой информации
в
формат таблицы
Логический
анализ
текстовой
информации
1
упражнения
1
упражнения
1
упражнения
3.
4.
5.
Работа с информацией в формате таблиц
1
упражнения
6.
Формирование логического действия
абстрагирования
Формирование логического действия
обобщения
Решение логических задач разной
сложности
Подведение итогов модуля
1
упражнения
1
упражнения
1
упражнения
1
обсуждение
7.
8.
9.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
компетенций и способности к продуктивному
окружающими (9 часов)
10. Отработка совместного поиска новой
1
информации
11. Развитие навыков взаимодействия и
2
сотрудничества в команде
12. Конфликт в общении, его причины и
1
последствия
13. Стратегии поведения в конфликтных
1
ситуациях
14. Помехи
в
общении:
учимся
1
устанавливать
контакт
в
разных
ситуациях
15. Позитивные установки для комфортного
1
общения
16. Забота и внимание людей друг к другу
1
17.
Подведение итогов модуля
1
коммуникативных
взаимодействию с
групповая
тренинг
обсуждение
тренинг
тренинг
обсуждение
обсуждение
обсуждение
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации (9 часов)
1
обсуждение
2
групповая
20.
Роль индивидуальных особенностей в
общении
Понятие
«способности»,
их
исследования
Пути самоизменения
1
тренинг
21.
Позитивный образ будущего
1
групповая
22.
Повышаем уверенность в себе
2
тренинг
23.
Чувство
ответственности
актуализация
Подведение итогов модуля
1
групповая
1
обсуждение
18.
19.
24.
и
его
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности
и
поведения,
коррекции
недостатков
регулятивных
процессов (7 часов)
25.
Тренировка произвольного внимания
1
упражнения
26.
Тренировка распределения внимания
1
упражнения
27.
Тренировка устойчивости внимания
1
упражнения
28.
Тренировка
удержания
программ
различной сложности в уме
Учимся дифференцировать близкие по
содержанию программы в уме
Рекомендации
по
подготовке
к
экзаменам
Подведение итогов модуля
1
упражнения
1
упражнения
1
консультирование
1
обсуждение
29.
30.
31.
Итого: 34 часа