Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа №4» УТВЕРЖДЕНА приказом директора школы от 30.08.2023 № 96 ОД/Р РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Музыке для 1 - 4 специальных (коррекционных) классов для детей с умственной отсталостью Составитель: учитель музыки Стесова Лариса Юрьевна, высшей квалификационной категории СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол №__1_от 29.08.2023 заместитель директора по УВР_Уфимцева Н.А. 2023 -24г Пояснительная записка. Статус документа. Данная адаптированная рабочая программа предназначена для базового уровня и ориентирована на учащихся 1 - 4 специальных (коррекционных) классов для детей с умственой отсталостью (лѐгкой и тяжѐлой.) индивидуального обучения. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального казенного общеобразовательного учреждения городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа № 4» разработана на основе: 1.Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» №273-Ф от 29.12.2012 г.; 2.Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 3.Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся 1-4 специальных (коррекционных) классов детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020 учебный год, утвержденной приказом № 66/2 од/р от 21.06.2019 г.; Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета "Музыка": накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности; развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений: Восприятие музыки: Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни. Слушание музыки: а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия); д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка). Хоровое пение: Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни. Навык пения: обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1, до1 до2. получение эстетического наслаждения от собственного пения. В содержание программного материала уроков по изучению элементов музыкальной грамоты входит: ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая - piano); развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра: Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторовклассиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс Содержание: обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки); обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; обучение игре на фортепиано. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МУЗЫКА": Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического работника); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка); представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по музыке. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. Тематическое планирование (1класс- 34ч) № Тема урока Колво часов 1 7. Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений. Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру. Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений. Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. 8-9 Развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание). 1 Формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки. Развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения. Развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки. Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; формирование умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения. Развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание). 1 1-2 3-4 56 10-11 3. 12-13 14-15 9- 10 4. 10. 11. 12. 5. Работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру. 1 1 ч. 1 1ч. 1 1 1 1ч. 1 1 1 1ч. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Развитие умения правильно формировать гласные; формирование умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении. Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру. 1 Формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха. Развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения. Формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки. 1 Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano); развитие различатьотзывчивости звук по длительности (долгие, короткие). Развитие умения эмоциональной и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру. Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии). Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. 1 Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении. Развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание). Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии). Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. Формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха. Отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками. Элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот). 1 Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. Обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.) Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. 1 Тематическое планирование (2класс- 34ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № Тема урока 1. Произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная. Овладение умением спокойно слушать музыку. Произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная. Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы. Обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с образы, воплощенные в музыкальных произведениях. расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки. Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений. Пение коротких попевок на одном дыхании. Игровые песни. Формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания. Произведения отечественной музыкальной культуры; музыка композиторская. Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений. Песни о детстве. Развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки. Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения. Работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии. Колыбельные песни. Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений. Обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.) Песни о школьной жизни. Работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни.Укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1, до1 - до2. Песни о природе. Развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения Отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами. Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии) Обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.) Праздничные песни. Развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки. Песни – прибаутки. Активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально. Песни о труде. Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений. Песни – прибаутки. Активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально. Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; 2. 3. 4. 3. 5. 6. 7. 4. 8. 9. 10. 11. 5. 12. 13. 14. 15. 6. 16. 17. 18. 7. 19. 20. 21. 8. 9. Колво часов 1 1 1 ч. 1 1 1ч. 1 1 1 1ч. 1 1 1 1ч. 1 1 1 1 1ч. 1 1 1 1ч. 1 1 1ч. 1 1ч. Песня современная. Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру. Развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений. Обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.); Музыка маршевая. Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру. Развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений. Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии). Детские песни. Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен. Песни о школьной жизни. Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста. Ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие). 1 1 32. Развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений. Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. 33. Работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне. 1 34. Активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально. 1 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование (3класс – 34 ч.) № 1. 2. 3. 4. 3. 5. 6. 7. 4. Тема урока Произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная. Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы. Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений Развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); Развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения. Работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни. Формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами. Колво часов 1 1 1 ч. 1 1 1ч. 1 1 1ч. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания). ― пение коротких попевок на одноместественного, дыхании Формирование устойчивого навыка ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки. Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения. Правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов. Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения. Активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально. 1 Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии). Активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально. 1 Развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне. Ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano).развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне. Развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте). 1 Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх). Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. Формирование понимания дирижерских жестов: внимание, вдох, начало и окончание пения. Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон. 1 Развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля. развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.Пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); Развитие умения пения спокойного, умеренного по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко). Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении. 1 Обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.) Обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах. 1 1 32. Элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Развитие умения различать звук по длительности: долгие, короткие. 33. Обучение игре на фортепиано. 1 34. Правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов. Исполнение выученных песен. Получение эстетического наслаждения от собственного пения. 1 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 1 1 1 1 1 Тематическое планирование (4класс – 34 ч.) № 1. 2. 3. 4. 3. 5. 6. 7. 4. 8. 9. 5. Тема урока Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру. Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия). 1 Развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения. Активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия). Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально. Развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; 1 ч. Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия). Развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений. Ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano). пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах Развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); произведения. Работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне. 1 1 1 1ч. 1 1 1 1ч. 1 1ч. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений. Ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano). Развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. Обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах. Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте) умения различать звуки по длительности (долгие, короткие). Обучение Развитие игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др) Развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание). Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх). Ознакомление с пением соло и хором. Развитие умения определять сильную долю на слух. Обучение спокойному пению, умеренному по темпу, ненапряженному и плавному в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); Обучение игре на балалайке или других народных инструментах. Ознакомление с пением соло и хором. Развитие умения определять сильную долю на слух. Формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр). Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной Развитие высоте) понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. Развитие умения различать звуки по длительности (долгие, короткие). Обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др) Формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр). Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона. Формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения). Развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание). Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх). Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения определять сильную долю на слух. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ) Обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32. 33. 34. 35. Пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко). Получение эстетического наслаждения от собственного пения. Пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко). Получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка). Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. 1 1 1 1